Сеспель мишши сочинение на чувашском

Обновлено: 07.07.2024

До сих пор остаются не до конца выясненными причины появления феномена чувашской литературы – Михаила Сеспеля после Октябрьской революции. Почему именно на чувашской почве суждено было родиться этому предвестнику революции? Почему вся поэзия М.Сеспеля пропитана горячей любовью к родному языку, а также постоянными тревогами за его будущее?

Не этим ли законом сохранения энергии объясняется появление национальных героев, певцов и поэтов всех времен и эпох?

Язык является основным богатством, определяющих самобытность и неповторимость народа, его генофондом. История народов показывает, что борьба за этническое выживание почти всегда выражалась в форме утверждения национального языка как связывалась с будущем. Язык был своеобразным кладом этнической памяти. В более ранний период этническая история хранилась в генеалогическим и других мифах. Творя эти мифопоэтические произведения, народы тем самым вырабатывали иммунитет против растворения в иных этнических средах. Сделаем краткий экскурс в историю.

леса и пахал. Легенды и предания гласят, что многие защитники чувашей после смерти превращались в киреметей, требовавших постоянных кровавых жертв.

Таким образом, в 14-16 вв. чувашский этнос выжил благодаря строгой канонизации своей языческой культуры. Язык в ту пору считался частью чувашского язычества.

В 16-18 вв. протекала постепенная секуляризация чувашского языка, что благоприятно сказалась на развитии этнического самосознания. Теперь чувашский язык стал языком не только язычников, но и христиан. А это означало, что язычество перестало быть главным этническим определителем

народа, его место занял язык.

Для определения процесса перевоплощения энергии, т. Е. перехода из одного качественного состояния в. Другое, в чувашском языке имеется специальный термин: мехель . Когда накопленная энергия способна превратить объект в другое качественное состояние, чуваши говорят: мехель его созрел.

В течение веков подвергалась беспощадной экономической эксплуатации, чуваши ныне дошли до полного физического истощения, и вступила на путь вырождения. Тяжесть положения в среде эксплуатируемых усугублялась национальным бесправием и национальным угнетением.

Народ создал поэта для большой исторической миссии: он должен был связать глубокую этническую память с Вечностью при помощи Языка. Его кредо выражено в следующих строках:

Сколько мук ты в прошлом и страданий вынес!

Кто тебя в столетьях не терзал, гоня!

Но остался твёрдым, сохранил доныне

Ты железа силу, чистоту огня.

в непонимании классовой борьбы, национализме. Они тогда игнорировали или просто не признавали интересы всей нации, обвиняя в национализме всех, кто хотя бы раз произносил словосочетание чăваш халăхě (чувашский народ).

В отличие от левачествующих, М. Сеспель видел в чувашском обществе как объединяющие начала (язык, культуру и традиции), так и социальные различия.

Оставаясь на твёрдых классовых позициях, М. Сеспель стал знаменосцем национального единения во имя родного языка и его светлого будущего. Он предвещал, что без такого единения не может существовать родной ему народ со своим уникальным языком и культурой.

В чувашскую литературу М. Сеспель принёс новую форму индивидуального самосознания, совершенно отличную от индивидуальной личности литературы дооктябрьского периода. Вся поэзия Сеспеля пронизана пафосом борьбы против дисгармонии человека и его окружения. Он выступал за раскрепощение личности, за признание его человеческих достоинств. Поэт изображал совершенно нового человека, освобождающего от социального и национального порабощения, стремящегося к гармонии с обществом.

Сильно индивидуализированная личность показывается поэтом в её пространственной и временной связи с изменяющимся миром. Этот человек готов отдать свою жизнь за новое, обновляющееся. Всё это позволяет сближать сеспелевское индивидуальное самосознание с ренессансным индивидуализмом.

В чувашской литературе в начале 20 века появились тенденция, сильно напоминающие предренессансные тенденции в литературах Европы. Явления, типичные для литератур эпохи Возрождения, исследователи обнаруживают в произведениях К. Иванова и других писателей в его окружения. В этом русле можно изичить и творчество М. Сеспеля. Но, как было уже отмечено, он ввел в чувашскую литературу новую форму индивидуального со­знания. В чем же это конкретно проявляется?

М. Сеспель создал героя, ведущего за собой массы ранее социально национально угнетенного народа. У этого герои есть определенная цель - достижение Равенства, Братства народов и всех социальных групп. В отличие от предыдущих героев литературы, этот герой имеет не социальные утопии, а научно обоснованные коммунисти­ческие идеалы. Поэтому реализм Сеспеля по содержанию социалисти­ческий, что позволило исследователям определить его творческий метод как социалистический реализм (Н. И. Иваном, Г. Я. Хлебни­ков и др.).

Он стремился приблизить действительность к своему идеалу, но чем дальше, тем больше они расходились друг от друга. Это был путь к Большой Трагедии.

Высказывая в свой адрес резкие замечания, он себя не умалила и

не уничтожал, а утверждал и совершенствовал.

1 История всемирной литературы. М., 1985, т. З, с. 14-16.

Это было необходимо делать ради сохранения светлого идеала, основанного на равенстве свободе всех народов.

О наличии в жизни и творчестве М. Сеспеля особых периодов отмечала и Н. Н. Рубис: «Как ясно очерчены разные периоды по времени внутреннего мира Михаила. И каждый - с подведением итога предыдущего и все вперед, снова - итоги и впереди. Периоды творчества М. Сеспеля можно расположить в следующей хронологической последовательности: шиханский (до августа 1917 г.), ранететюшский (сентябрь 1917- лето 1919 гг.), позднететюшский (лето 1919- август 1920 гг.), Чебоксарской (сентябрь 1920- май 1921 гг.), крымский (нюнь - август 1921 г.), киевский (сентябрь 1921- февраль 1922 гг.) остерский (март - июнь 1922 г.). В эти разные отрезки жизни сложились темперамент и характер поэта, утвердились и эволюционировали его этические и эстетические нормы, сложилась система взаимоотношений с окружающими людьми. Все это сказалось в творчестве, поэтических произведениях Сеспеля - начиная с идеи, пафоса до стиховой системы. Эстетическую концеп­цию и поэтическую систему М. Сеспеля необходимо рассматривать в плане их эволюции, что позволило бы нам увидеть рост поэта, уловить тенденции развития всей чувашской поэзии той поры.

2.2. Ш ихазанский период.

Сейте разумное, доброе вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ.

Придет ли времечко

(Приди , приди , желанное!)

Когда, мужик не Блюхера

И не милорда глупого,

Белинского и Гоголя

С базара понесет 20 .

Трелью золотого

Маленький звонок

Утренней порою

Погонит на урок.

По воспоминаниям брата поэта, однажды во время каникул М. Сеспель принес домой книгу «Правила стихосложения, взятую, очевидно, из личной библиотеки П. А. Ломоносова. Тогда он десять дней подряд не допускал к себе никого, днем и ночью читал эту книгу. 21 . В следующий раз наставлял своего младшего брата так: «Хорошие писатели внимательно наблюдают за происходящими вокруг них событиями, изучают причины их возникновения, а также знают, чем они завершаются. Например, позавчера дядя Пакае, не дав нищему, кусочек хлеба, выгнал из дома. Для нас этот случай как будто незначительный, а писатель, узнав об этом, может прийти к обобща­ющим выводам о дяде IIaкae - к одному, о просящем нищем - к другому. С этой точки зрения поэт должен быть более умелым: и нескольких словах он должен заключить большое событие, глубокое содержание и длинную жизнью.

Горит свеча, в вагоне тихо,

Солдаты все спокойно спят.

А поезд наш несется лихо.

Лишь только слышно: тик-так-так.

Один солдатик, изнуренный,

Склонивши голову на грудь,

Грустит по родине далекой,

Не может, бедный, он заснуть .

Далее следуют слова общеизвестной песни и в конце поэт опять повторяет первую строфу. Это позволяет говорить об умении семнад­цатилетнего юноши делать произведение композиционно целостным и содержательно завершенным.

На ветру шумит, качаясь,

Горькая_осина;
Наступила для чуваш

Черная година.

В чувашском фольклоре осина является символом беды, местом обитания нечистого духа и т. п. Поэтому сравнение поэта в данной строфе полностью совпадает с народной эстетикой, его пониманием прекрасного и безобразного, трагического. Такое можно видеть и в других строфах произведения.

В завершение нужно сказать, что в шихазанский период М. Сеспель активно усваивает традиции русской поэзии XIX в., в то же время пишет свои стихи в нормах чувашской народной эстетики, а частично и поэтики.

2.3. Р аннететюшский период.

Поднялись! Поднялись и, как змеи, шипят

На тебя золотые мундиры.

И, взбесившись, тебе, зубы, скаля, грозят

Чернецы и попы и вампиры.

Если братьям придется главы положить

3а свободу,- они, умирая,

В торжество будут веру, надежду хранит.

И свободы, и правды, и рая.

Таким способом можно анализировать многие произведения поэта, и мы каждый раз убеждаемся, что звукопись сеспелевского стиха способствует непосредственному ощущению, а через него и наиболее полному пониманию содержания стихотворения.

Я душою огнекрылый,

Сердцем жарким, что зовет

В обновленную страну,

Лишь борьбу могучей силы

Славлю выше всех красот.

В диалоге с Морем он находит форму самоочищения, т. е. автор изобразил героя в состоянии катарсиса. Но здесь герой подобен царю, моря Посейдону: он обуздал великую стихию природы и управляет ею. Стиховая и образно-метафорическая системы произ­ведения позволяют ощутить слияние внутреннего состояния героя с соответствующим явлением природы - штормом. В передаче звуков и картин бушующего моря особое место здесь уделил М. Сеспель ритмике и цветосимволике стиха. Своеобразной ритмикой он способен передать набегание волн, а красками показать изменение цвета воды. Например, всего-навсего две строки (Хуп-хуран, сип-симěсěн, Кăпăк тумлăн, хумлăн-хумлăн..) ассоциируют следующую картину: издалека приближаются черные волны. Приближаясь, они обретают зеленый оттенок и совсем рядом, превращаясь в белопенные волны, ударяются о Берег.

Поэтический стиль Сеспеля находился в постоянном движении: он изменял духу времени, отношениям поэта к действительности. Это отразилось и в поэтике, прежде всего в ритмике и строфики его стихов. В романтически приподнятых произведениях поэта присутствует, как уже отмечалось, четкая ритметическая организация, возрастает роль ударений и звуковых повторов. В стихотворениях с трагическими переживаниями строки ломаются многозначащими паузами, слоговое скандирование заменяется речевой интона­цией и тем самым силлабо-тоническая система полностью трансфор­мируется в верлибр.

1. Горский С. Некоторые особенности языка и стиля М. Сеспеля (Ученые записки ЧНИИ, вып. 18, 1958.)

2. Долгов. В. М. Сеспель. Чебоксары 1963.

3. Захаров. Е. М. Сеспель. Чебоксары 1934.

4. Збанацкий. Ю. Сеспель. Чебоксары 1982.

5. Кузнецов. И. Национальная и интернациональная в творчестве М. Сеспеля (Ученые записки ЧНИИ, вып 51, 1971)

6. Родионов. В. Энергия, воплощенная в слове. (Предисловие к сб.: М. Сеспель).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок теми: «Çеçпĕл Мишши пултарулăхĕ. Çырăттăм чăваш наци культуришĕн ырă ĕç.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок теми: «Çеçпĕл Мишши пултарулăхĕ. Çырăттăм чăваш наци культуришĕн ырă ĕç.

Çеçпĕл Мишшин лирикине тишкерсе тухасси Çеçпĕл Мишши чǎнах та чǎваш поэзийĕн.

Çеçпĕл Мишшин лирикине тишкерсе тухасси Çеçпĕл Мишши чǎнах та чǎваш поэзийĕн классикĕ пулнине çирĕплетесси. Ачасен чунĕнче наци мăнаçлăхне вăратасси


Мишша çамрăклах амăшне тĕрлĕрен ĕçре пулăшма тăрăшать : кĕпе çăвать, кил тавр.

Мишша çамрăклах амăшне тĕрлĕрен ĕçре пулăшма тăрăшать : кĕпе çăвать, кил таврашне тасатать, ака тăвать, кĕтÿ кĕтет. Вăл ÿкерме , юрлама, тĕрлеме те пĕлнĕ,уйрăмах вулама килĕштернĕ.

(1917 çулхи августчен) Шăхасанта вӗреннӗ ҫулсенче Мишша сӑвӑсем хайлама пуҫ.

Чăваш Республикинчи Канаш хутлăхĕнчи Касаккасси ялĕ. Кунта (Çеçпĕл ачалăхĕ и.

Чăваш Республикинчи Канаш хутлăхĕнчи Касаккасси ялĕ. Кунта (Çеçпĕл ачалăхĕ иртнĕ). 1957. 1969 çулта Касаккаси Шĕкĕр ялне Çеçпĕл ятне панă. Çав ял ячĕпе кану пахчи тунă, палăк лартнă.

(1917 çулхи сентябрь – 1919 çулхи май) Çак тапхăр поэтăмăршăн тĕнче культур.

(1917 çулхи сентябрь – 1919 çулхи май) Çак тапхăр поэтăмăршăн тĕнче культурин алăкне уçса янă вăхăт. Ку тĕлĕшре ăна пулăшакан учительсен семинарийĕнче вĕрентекен В. Никифоров пулнă. Ун тăрăшăвне пула Çеçпĕл антика литературине пĕлсе çитет, вырăс романтизмĕпе классицизмне тĕшмĕртет.

(1919 çулхи май – 1920 çулхи август) В.Брюсовӑн «Краткий курс науки о стихе.

(1920 çулхи сентябрь – 1921 çулхи май ) Çеçпĕлĕн илемлĕх концепцийĕ çак тап.

(1920 çулхи сентябрь – 1921 çулхи май ) Çеçпĕлĕн илемлĕх концепцийĕ çак тапхăрта çирĕпленсе,малалла аталантарса пырать. Поэт çĕнĕ жанрсем, ăслайсем шырать, çĕнĕ тропсем усă курма пуçлать. Çакă вара ăна çĕнĕ стильпе поэтика йĕркелеме май парать.

(1921 çулхи июнь – август) Ҫак тапхӑрта поэт литература классикине кӗрсе юл.

(1921 çулхи сентябрь – 1922 çулхи февраль) Ҫак тапхăр пуҫламăшĕнче ҫырнӑ «.

(1922 çулхи март – июнь) Есенин пултарулӑхӗпе Ҫеҫпӗл Шупашкар тапхӑрӗнче тӗп.

(1922 çулхи март – июнь) Есенин пултарулӑхӗпе Ҫеҫпӗл Шупашкар тапхӑрӗнче тӗплӗн паллашнӑ, унӑн сӑнар системине ҫывӑх сӑнар тытӑмӗ йӗркеленӗ. Ҫапла майпа пирӗн поэзие Ҫеҫпӗл урлӑ сылтӑм имажинизм юхӑмӗ кӗрсе пынӑ.

Чăваш поэчĕсенчен чи хĕÿлли, янăравлă та вăйлă сасăлли Çеçпĕл пулчĕ. Унăн вут.

Чăваш поэчĕсенчен чи хĕÿлли, янăравлă та вăйлă сасăлли Çеçпĕл пулчĕ. Унăн вут-хĕмлĕ хĕрÿ сăввисем ĕмĕрхи тĕттĕмлĕхе пĕтерекен,çĕр çине çутă пурнăç кÿрекен, чăваш халăхне чуралăхпа мăшкăлтан хăтаракан çĕнĕ пурнăçа мухтаççĕ. Çемен Элкер

Çеçпĕл Мишши пĕр хăйĕн чапĕшĕн хыпса çунакан поэт пулман. Поэзи ăна ĕмĕр-ĕмĕ.

Çеçпĕл Мишши пĕр хăйĕн чапĕшĕн хыпса çунакан поэт пулман. Поэзи ăна ĕмĕр-ĕмĕр пусмăрпа асапра пурăннă тăван халăха, унăн çĕнĕ саманари пĕтĕм культурине çĕклесе яма кирлĕ пулнă. Александр Алка

1. Хайлава çырнин историйĕ 2. Жанр 3. Лирикăлла произведени тĕсĕ 4. Тема 5.

1. Хайлава çырнин историйĕ 2. Жанр 3. Лирикăлла произведени тĕсĕ 4. Тема 5. Тĕп шухăшĕ 6. Композици уйрăмлăхĕсем 7. Лирика геройĕ 8. Сăвă чĕлхин уйрăмлăхĕсем 9. Ытти хайлавсемпе танлаштарни. 10. Пĕтĕмлетÿсем туни.

 Килти ĕç: «Çеçпĕл Мишшин пĕр сăввине пăхмасăр вĕренме.

Килти ĕç: «Çеçпĕл Мишшин пĕр сăввине пăхмасăр вĕренме.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 124 человека из 45 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 596 551 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.10.2016 4620
  • PPTX 5.3 мбайт
  • 14 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Моисеева Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2014 год был в Российской Федерации объявлен годом культуры. Этому событию посвящена данная исследовательская работа, которая актуальна еще и тем, что в 2014 году исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося государственного деятеля Чувашской Республики, поэта и писателя Михаила Сеспеля.

Что подвигло к написанию данной работы. В прошлом году в г. Чебоксары, в музее, посвященном Михаилу Сеспелю прошла экскурсия учащихся класса, которая произвела яркое впечатление. В музее хранятся письма, написанные Сеспелем любимой женщине Анастасии Червяковой. Возникло желание написать данную работу, чтобы показать христоматийного М. Сеспеля с другой с романтичной стороны. Когда читаешь его письма, кажется, что за плечами этого человека большая жизнь, но он прожил всего 22 года. Данная работа написана исключительно на музейном материале, в основе которого письма Сеспеля.

- изучить биографию Михаила Сеспеля;

- исследовать взаимоотношения М. Сеспеля и А. Червяковой по письмам, сохранившимся в музее;

- определить роль М. Сеспеля в развитии культуры и государственности Чувашской Республики.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.doc 362 КБ
Презентация по теме: "Жизнь и любовь чувашского поэта и государственного деятеля М. Сеспеля" 821 КБ

Предварительный просмотр:

ЖИЗНЬ И ЛЮБОВЬ ЧУВАШСКОГО ПОЭТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ

МИХАИЛА СЕСПЕЛЯ (1899-1921 гг.)

2014 год в Российской Федерации объявлен годом культуры. Этому событию посвящена данная исследовательская работа, которая актуальна еще и тем, что в этом году исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося государственного деятеля Чувашской Республики, поэта и писателя Михаила Сеспеля.

Что подвигло меня к написанию данной работы. В прошлом году я посетила музей, посвященный Сеспелю в г. Чебоксары, и осталась под глубоким впечатлением от писем, которые там хранятся, писем написанных Сеспелем любимой женщине Анастасии Червяковой. У меня возникло желание написать данную работу, чтобы показать христоматийного М. Сеспеля с другой с романтичной стороны. Когда читаешь его письма, кажется, что за плечами этого человека большая жизнь, но представьте, он прожил всего 22 года. Данная работа написана исключительно на музейном материале, в основе которого письма Сеспеля. Вот их ксерокопии, которые музейные работники любезно позволили сделать. ( Показать листы с этими письмами)

- изучить биографию Михаила Сеспеля;

- исследовать взаимоотношения М. Сеспеля и А. Червяковой по письмам, сохранившимся в музее;

- определить роль М. Сеспеля в развитии культуры и государственности Чувашской Республики.

Жизнь и любовь Михаила Сеспеля

Михаил Кузьмич Сеспель родился 4(16) ноября 1899 года в деревне Шугурове (Казак - касы), Цивильского уезда Казанской губернии (теперь Шихазанский район Чувашской Республики), в семье крестьянина - бедняка. Нищета, голод и болезни были неразлучными спутниками детства поэта. Мальчик рос хилым и слабым. Болел костным туберкулезом. И только осенью 1910 года отец отвел сына в сельскую церковно-приходскую школу.

Осенью 1917 года М. Сеспель поступил в открывшуюся в г. Тетюши, близ Симбирска, учительскую семинарию. В декабре 1918 года М. Сеспель становится членом партии большевиков. Сеспель заполнял пробелы своего образования чтением русской литературы и вдумчивым изучением крупнейших русских и украинских писателей и поэтов.

В 22 года Сеспель был назначен на высокий пост Председателя Революционного трибунала, а затем он становиться заведующим отделом юстиции. Сеспель боролся с несправедливостью. Прямой и резкий он говорил людям правду в глаза.

Мы привыкли к образу Михаила Сеспеля как предвестника и бойца революционной весны. Но в жизни М. Сеспеля была не только революционная борьба, не только политическая деятельность, но и страстная, глубокая любовь к Анастасии Александровне Червяковой. Это была женщина, в которую юный поэт влюбился, как говорят на всю жизнь. Такого Сеспеля мы не знаем. Его письма к своей возлюбленной по новому раскрывают романтичную душу поэта.

Червякова Анастасия Александровна (1889-1960) - дочь крестьянина села Астрадамовки бывшей Симбирской губернии. Росла и воспитывалась с самых малых лет в доме деда по матери, мещанина Симбирска Петра Ивановича Сыромятникова. В 1912 году она выходит замуж за техника-строителя уездного земства Николая Виссарионовича Червякова, но супружеская жизнь сложилась не совсем счастливо, в 1920 году ее муж умер от туберкулеза

Трагический конец сеспелевской любви вызывает немало раздумий. Из жизни Сеспель ушел 22-летним парнем. В смерти М. Сеспеля, как и в его жизни много неразгаданных тайн. До сих пор не ясно было ли это самоубийство, или все же это убийство, как считал его друг Ф. Покрышень.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для ознакомления и запоминания о творчестве чувашского поэта-классика Михаила Сеспеля.

Чăваш тÿпинче икĕ çăлтăр çутатса тăрать: К.В.Иванов тата Çеçпĕл Мишши. Паян вара эпир Çеçпĕл Мишши çинче чарăнса тăрас терĕмĕр.

Чăваш тÿпинче икĕ çăлтăр çутатса тăрать: К.В.Иванов тата Çеçпĕл Мишши. Паян вара эпир Çеçпĕл Мишши çинче чарăнса тăрас терĕмĕр.

Çеçпĕл Мишши (Михаил Кузьмич Кузьмин)1899 çулта чÿк уйăхĕн тăваттăмĕшĕнче Канаш районнне кĕрекен Касакасси (халĕ Çеçпĕл) ятлă ялта çуралнă.

Поэт пултарулăхĕнчи тапхăрсем Шăхасан тапхăрĕ (1917 çулхи авгусчен)

Поэт пултарулăхĕнчи тапхăрсем

Шăхасан тапхăрĕ (1917 çулхи авгусчен)

Теччĕри малтанхи тапхăр (1917, сентябрь – 1919, май)

Теччĕри малтанхи тапхăр (1917, сентябрь – 1919, май)

Теччĕри кайранхи тапхăр (1919, май – 1920, август) хĕрлĕ симĕс кăвак

Теччĕри кайранхи тапхăр (1919, май – 1920, август)

хĕрлĕ симĕс кăвак

Шупашкар тапхăрĕ (1920, ноябрь – 1921, май)

Крым тапхăрĕ (1920, сентябрь – 1921, май)

Крым тапхăрĕ (1920, сентябрь – 1921, май)

Киев тапхăрĕ (1921, сентябрь – 1922, февраль)

Киев тапхăрĕ (1921, сентябрь – 1922, февраль)

Остер тапхăрĕ (1922 март - июнь)

Остер тапхăрĕ (1922 март - июнь)

Юрату – хăват е асап Не спеши уходить – погоди, Хоть минутку, мгновенье одно Проведи, дорогая, со мной Если вместе с тобой не дано Нам идти по дороге одной! Ан васка-ха каймашкăн, тăхта – Пĕр минут, пĕр самант та пулин, Савнă тусăм, манпа эс юлсам, Пурнăçра эпĕр икк ĕ н халь тин Пĕр çулпа каяймастпăр пулсан!

Юрату – хăват е асап

Не спеши уходить – погоди,

Хоть минутку, мгновенье одно

Проведи, дорогая, со мной

Если вместе с тобой не дано

Нам идти по дороге одной!

Ан васка-ха каймашкăн, тăхта –

Пĕр минут, пĕр самант та пулин,

Савнă тусăм, манпа эс юлсам,

Пурнăçра эпĕр икк ĕ н халь тин

Пĕр çулпа каяймастпăр пулсан!

М ĕ нле юрату ку?

Ç е ç п ĕ л

Ашш ĕ

Лауреаты премии имени Сеспеля

Çеçпĕл Мишши çыхăннă вырăнсем

Ç е ç п ĕ л ç инчен ç ырн ă к ĕ некесем

15 июнь 1922 çулта Çеспĕл Мишши çĕре кĕрет Старогородка ялĕнче. Халĕ унăн вил тăприйĕ Украина çĕрĕсем çинче упранса выртать. Çеçпĕл Мишши. А.Алимасов ÿкерчĕкĕн фоторепродукторĕ. 1922 çул.

15 июнь 1922 çулта Çеспĕл Мишши çĕре кĕрет Старогородка ялĕнче. Халĕ унăн вил тăприйĕ Украина çĕрĕсем çинче упранса выртать.

Мишши Сеспель

Мишши Сеспель (в детстве Михаил Кузьмин) родился в дер. Казаккассы-Шугурово Казанской губернии. Он был старшим из 6 детей в бедной крестьянской семье. Отец, Кузьма Федорович, имел 2 класса образования. Мать, Агафья Николаевна, была неграмотной. С 7 лет Миша учился в Шихазанской начальной школе. Отморозил в раннем детстве ноги, и когда одна из них сильно болела, брат Гурий возил старшего брата в школу на санках.

Отец был наставником и лучшим другом старшего сына, но вскоре он был сослан на каторгу за то, что в состоянии аффекта убил топором старшего брата. Мише пришлось рано повзрослеть. В 2011-2014 годах он трудился переписчиком в Шихазанском правлении. Когда началась 1-я мировая война, стал добровольцем. Находился в санитарном поезде, помогая вывозить в тыл раненых.

Краткая биография

Поэт Мишши Сеспель

Единственная любовь

В июне 1919-го года Михаил познакомился с мещанкой Анастасией Червяковой. Она была на 10 лет старше и уже замужем за техником-строителем.

Мишши Сеспель и Анастасиея Червякова

Мишши Сеспель и Анастасиея Червякова

Но брак был неудачным, и супруги жили раздельно. Общались молодые люди всего 8 месяцев. Влюбленный написал своей музе 100 писем, пропитанных любовью и уважением. Но Анастасия не решилась предать супруга. Выждала, когда поэт куда-то отлучился из Тетюш, и уехала. Муж ее страдал туберкулезом и вскоре умер. После похорон Червякова уехала к деду в Симбирск, где проживала раньше. С Сеспелем женщина больше не виделась, но после его гибели написала, что любить таким чувством, как Михаил, могут лишь идеально хорошие люди.

Вывод

Читайте также: