Сергиево казанский собор в курске сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Величественный Казанский собор в Курске преисполнен легенд. С ним связывают имена известных людей, но какие из бытующих слухов верны – теперь узнать невозможно. История, описание и особенности храма рассмотрены в статье.

История Сергиево-Казанского собора


Сергиево-Казанский собор в Курске

В соответствии с проектом храмов должно было быть два: верхний – праздничный, в честь Казанского образа Пречистой, и нижний – будничный, в честь прп. Сергия Радонежского. Работы начались в 1752 г. Городской купец Исидор Мошнин стал подрядчиком на этом строительстве. Однако он отошел ко Господу до того, как успел завершить работу. Все хлопоты, связанные с возведением храма, взяла на себя его супруга Агафья Фотиевна.

Агафья была праведной, воцерковленной, ответственной женщиной. Она серьезно занялась вопросом строительства, часто посещала стройку со своим семилетним сыном. Однажды они поднялись на колокольню, и мальчик упал оттуда вниз, на битый кирпич. Агафья в большом волнении поспешила к сыну. Надежды на то, что ребенок выжил, не было. Но к удивлению всех занятых на стройке, мальчик совершенно не пострадал. Уцелевший мальчик Прохор теперь известен всем православным христианам как святой преподобный Серафим Саровский. На том месте, куда он упал, был установлен памятник, а в самом храме в его честь освящен придел.

Нижний храм был освящен спустя 10 лет, а еще через 15 – верхний. Трехъярусный иконостас собора поражает своим великолепием. Храм является архитектурным памятником федерального значения.

Легенда о Растрелли

Храм выполнен в стиле елизаветинского барокко. Ввиду этого возникло мнение, что авторство и строительство этого удивительного сооружения принадлежит всемирно известному архитектору Бартоломео Растрелли. Однако доказательств данного предположения нет.

У Растрелли был реестр всех работ, которые он выполнил и презентовал, Курский собор в его записях не значится. Но в здании выделяется много деталей и особенностей, свойственных этому мастеру. Поэтому предполагается, что к собору были причастны его ученики. К сожалению, не известно, кто на самом деле занимался возведением этого великолепия.


Памятный знак в честь чудесного спасения семилетнего Прохора

Начало XX века

Шло время, собор несколько обветшал, и в начале ХХ ст. затеялись реставрационные работы. Были осуществлены следующие изменения:

  • обновлен пол;
  • арочные своды нижнего уровня были оформлены под мрамор;
  • покрашены крыша и стены;
  • обновлены орнаменты из лепнины.

После революции собор, как и многие храмы, мужские и женские монастыри, был закрыт. Но в сравнении с тем, как кощунственно относились к иным храмам люди в советское время, участь Сергиево-Казанского собора была не так страшна.

На втором этаже храма была устроена картинная галерея, а первый отдали под малярную мастерскую. Позже здесь был открыт музей религии и атеизма. Большевики везли сюда из других храмов и монастырей все ценности, выставляя их как экспонаты. Благодаря такому применению храма в нем сохранилась его первоначальная внутренняя отделка.

Переосвящение храма

Вопрос о том, когда произошло переосвящение храмов, остается до сих пор открытым. Ряд историков считает, что это было проведено после реставрации, над которой работал Горностаев. Их оппоненты настаивают на том, что чин проводился уже во второй половине ХХ ст. и был приурочен к торжественному открытию собора, его презентации после тяжелых времен. Когда бы ни произошло переосвящение, нижний храм посвящен Казанской иконе Пресвятой Богородицы, а верхний – прп. Сергию Радонежскому.

В этом видео показано, что собой представляет храмовый комплекс.

Архитектура Сергиево-Казанского собора

План Казанского собора напоминает корабль. С запада на восток поочередно расположены колокольня, трапезная, храм, алтарь. Длина здания в соответствии с первоначальным проектом составляла 33 метра, а ширина – в два раза меньше, чтобы храм имел правильную геометрию. Но пристройка, созданная в XIX ст. нарушила изначальную пропорцию.

Сдавленный оградой, храм выглядит очень массивно и напоминает дворец. Чтобы избежать слишком тяжелого восприятия, строители использовали минимальное количество декора, который можно было применять в пышном барокко.

За счет того, что стены отделаны довольно скромно, была возможность добавить пышности верхним ярусам. Восьмигранные своды имеют собственные украшения с колоннами, на куполе расположен четырехгранный световой барабан. Главка в особенности повторяет стиль Растрелли. Колокольня выглядит более сдержанной, но не нарушает гармонию всей композиции.

С западной стороны расположена пристройка – портик, совместивший в себе барокко и классицизм. Он был возведен в 30-е гг. XIX ст. С его появлением целостность композиции была нарушена, но в то же время возникло своеобразное последовательное нисхождение разных участков храма.

Внутреннее убранство

Внутренняя отделка стен храма произведена в соответствии с требованиями стиля. Несмотря на большое количество лепнины и медальонов, декор не давит, а, наоборот, дает ощущение легкости и простора. Цветовое решение идеально подходит для храма Божиего – голубой, белый и золотистый.

Если иконостас нижнего храма восхищает своим изяществом, то величие и великолепие золоченого иконостаса в верхнем храме вызывает настоящий трепет. В нем находится 56 икон.

Храмы соединяются между собой двумя широкими лестницами из гранита. Притвор в верхнем храме одновременно является нижним ярусом трехуровневой колокольни.

Внутренне убранство храма Величественный иконостас Интерьер нижнего храма

Святыни и престольные праздники

Собор хранит множество святынь. Среди них:

  • икона прп. Сергия Радонежского с частицей его мощей;
  • частица мощей прп. Серафима Саровского;
  • рака с частицами мощей сорока святых: ап. Андрея Первозванного. Матфея и Иакова, Марии Магдалины, пророка Даниила, вмч. Варвары, многих русских святых и т. д.;
  • Евангелие со времен царствования Петра Великого. Книга имеет серебряный позолоченный оклад. Ее вес составляет 16 кг, длина – 60 см, ширина – 40 см.

Престольные праздники в соборе празднуются в следующие дни:

  • Казанской иконы Пресвятой Богородицы – 21 июля, 4 ноября;
  • прп. Сергия Радонежского – 18 июля, 8 октября.

Информация для посетителей

Православный храм – дом Божий. Каждый православный христианин спешит посетить обитель, приступить к Таинствам. А Сергиево-Казанский собор притягивает и многих паломников, желающих поклониться святыням, хранящимся в его стенах, и полюбоваться уникальным архитектурным решением самого здания.

Расписание служб

Храмовые богослужения совершаются ежедневно по следующему расписанию:

  • литургия в будние дни и в субботу – 7: 30;
  • литургия в воскресные дни – 8: 00;
  • вечернее богослужение –­ 17: 00.


Храмовые богослужения совершаются ежедневно

Адрес и как добраться

Собор расположен в Курске по адресу: ул. Максима Горького, 27. Паломники, едущие из Москвы, могут попасть в город поездом, следующим с Курского вокзала. Путь автобусом из других городов занимает больше времени, чем железной дорогой.

В настоящее время на базе кафедрального собора работает воскресная школа, православная библиотека, трапезная для семинаристов, иконная лавка. Величественный собор ежедневно собирает прихожан на богослужения и радушно принимает многочисленных паломников из других городов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сергиево-Казанский собор (Курск)

Сергиево-Казанский собор построен в 1752—1778 годах в стиле елизаветинского барокко на месте сгоревшей до основания в 1751 году одноэтажной церкви во имя Сергия Радонежского. Собор связан с памятью преподобного Серафима Саровского, родитель которого, купец Мошнин, участвовал в постройке храма.

Содержание

Сергиево-Казанский кафедральный собор (г. Курск, ул. Горького, 27), построен в 1752-1778 гг. в стиле барокко. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 г. храм стал кафедральным собором. Без преувеличения является жемчужиной курской архитектуры, выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества II половины XVIII века, духовным центром и оплотом Православия на курской земле на протяжении трех столетий.

Собор связан с памятью преподобного Серафима Саровского, родитель которого, купец Мошнин, участвовал в постройке храма. Семилетний Прохор Мошнин (будущий прп. Серафим Саровский) упал с деревянных лесов, окружавших строящуюся колокольню, но остался жив и невредим. Теперь на месте падения мальчика установлен памятный знак.

Сергиево-Казанский собор (Курск)

До постройки современного храма на этом месте стояла деревянная одноэтажная церковь во имя Сергия Радонежского, в 1751 году во время пожара сгоревшая до основания. Прихожане, расчищая пепелище, обнаружили в углях и в пепле Казанскую икону Божией Матери, совершенно не повреждённую огнём. Жители увидели в этом особое предуказание и решили построить вместо сгоревшей церкви на том же месте новый двухэтажный каменный храм. В нижнем этаже должен был быть храм во имя Преподобного Сергия, а в верхнем этаже — храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Сергиево-Казанский собор (Курск)

Место падения Прохора Мошнина (будущего преподобного Серафима Саровского) с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора

Долгое время считалось, что автором собора был один из крупнейших архитекторов середины ХVIII века В. Растрелли. Многочисленные исследования не могли подтвердить его авторство. Однако нет сомнения, что авторство собора принадлежит школе В. Растрелли.

Собор, разделяющийся на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор, имеет вид прямоугольника шириной около 16 метров, длинной около 33 метров с пятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора - двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола - четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляется синяя глава купола, усыпанная золотыми звёздами и увенчанная золотым крестом. Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Святитель Иоасаф Белгородский) дал благословение, а также лично освятил место построения и совершил в 1752 году закладку храма.

Храм был закрыт в 1934 г. С 1935 г. до Великой Отечественной войны второй этаж занимала областная картинная галерея, а на первом была художественная студия; в сентябре 1941 г. туда же перевели антирелигиозный музей, который в начале оккупации был разграблен. После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался.

Стройный, лёгкий, богато украшенный храм в стиле барокко с ребристыми куполами, разорванными фронтонами, многочисленными окнами разной величины, пропорций и рисунков. Собор представляет собой в плане прямоугольник около 16 метров в ширину и около 33 метров в длину с пятигранной алтарной апсидой. Условно всё здание собора можно разделить на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор.

Алтарный пятигранный выступ (апсида) представляет собой прямоугольник со скошенными северо-восточным и юго-восточным углами и с небольшой дугой в середине. Размеры алтарного выступа нижней церкви: длина 3,5 м, ширина 7,8 м, верхней церкви — соответственно 5,9 м и 9,3 м.

Сергиево-Казанский собор (Курск)

Главная часть собора — двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим с помощью распалубок восьмигранный купол (восьмерик) с восемью окнами-люкарнами. В центре купола — фонарь на четыре окна, с которого вверх устремляется глава купола, увенчанная золотым крестом. Стены основного объёма собора и алтарного выступа разделены по горизонтали карнизами. Фасады собора характеризуются довольно скромной лепной отделкой: на стенах каждого этажа сдвоенные пилястры завершаются капителями сложного ордера (второй этаж) или изысканными картушами (первый этаж), картуши такого же рисунка помещены над четырьмя окнами фонаря главного корпуса; наличники окон каждого этажа имеют различный рисунок и украшены лепными головками херувимов, что придаёт собору особую праздничность. Купола окрашены в синий цвет с позолоченными звёздами, что также усиливает впечатление богатства и праздничности.

Толщина стен трапезной нижнего храма 1,8 м, а верхнего — 1,4 м; в главной части нижнего храма толщина стен составляет 2,3 м, а во втором этаже — 1,75 м. Большая толщина стен главной части обусловлена тем, что на них опирается как бы третий этаж (второй свет), на котором покоятся восьмерик и фонарь с главой.

Колокольня, имеющая три яруса и высоту 46 метров, располагается в западной части здания, будучи связанной с собственно храмом двухэтажной трапезной. В качестве постамента для колокольни служит притвор нижнего храма, равный по высоте первому этажу собора. Толщина стен постамента колокольни (притвора нижнего храма) велика: наружной — 3,9 м, внутренней — 3,29 м, это обусловлено тем, что эта кирпичная кладка несёт на себе массу всей колокольни собора. Первым ярусом колокольни одновременно является притвор верхнего храма, отсюда (с уровня второго этажа) в северной стене колокольни устроена лестница, ведущая на колокольню. Второй и третий ярусы колокольни украшены колоннами ионического ордера, которые придают ей стройность и торжественность. Купол-восьмерик завершает колокольню и несёт четырёхсветный фонарь, который, в свою очередь, увенчан главой.

С западной стороны к колокольне пристроена выполненная в стиле классицизма лестничная клетка, фасад которой украшен шестью высокими колоннами ионического ордера.

При храме действует воскресная школа. Время проведения занятий – воскресенье с 12-00 до 16-00.

В Сергиево-Казанском соборе находится икона Сергия Радонежского с мощами святого и частица мощей преподобного Серафима Саровского.

В верхнем храме хранится рака с мощами более 40 святых, в том числе Марии Магдалины, апостолов Андрея Первозванного, Матфея, Иакова, брата Господня; пророка Даниила, праведных Лазаря, Анны, Прокопия, великомученицы Варвары, Алексия, человека Божьего; благоверных князей Александра Невского, Георгия Владимирского, Владимира Киевского, преподобного Зосимы Соловецкого, Иоанна Воина.

До нашего времени также сохранилось напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе чеканной работы, напечатанное в годы правления императора Петра I и патриаршества Адриана. Это Евангелие имеет высоту 60 см, ширину 40 см и весит 16 кг.

Адрес: 305000, г.Курск, ул. М. Горького, 27

Сергиево-Казанский собор Курск

Сергиево-Казанский собор в Курске построен на месте деревянной приходской церквушки. О ней известно, что она имела посвящение преподобному Сергию Радонежскому и сгорела в первой половине XVIII века. И опять же, как это часто бывало, расчищая пепелище, прихожане нашли чудом уцелевшую икону. В нашем случае — Казанский образ Божией Матери. Что удивительно, побывав в огне, он остался совершенно невредимым. Поэтому и решили куряне возродить церковь на старом месте — на сей раз в камне. Нижний, будничный, храм предполагалось посвятить — в память о старой церкви — преподобному Сергию Радонежскому, а верхний — праздничный — обретенной Казанской иконе Божией Матери.

Строительство Казанского собора в Курске началось в 1752 году. Подряд на строительство взял на себя купец Исидор Мошнин, однако храм он достроить не успел — преставился, оставив заботы о храме жене Агафье. Агафья Фотиевна была женщиной набожной, стройку она продолжила и лично контролировала. Нередко во время своих инспекций она брала с собой сына Прохора. Придя вместе с семилетним мальчиком в очередной раз, Агафья поднялась с ним на колокольню. А дальше произошло следующее: отрок Прохор упал с колокольни прямо на кирпичи и строительный мусор. Мать в ужасе побежала вниз, не рассчитывая увидеть сына в живых, но случилось чудо: мальчик остался цел и невредим.

Пройдут годы, и купеческий сын Прохор Мошнин прославится под именем преподобного Серафима Саровского — великого русского святого. На месте его падения у стен курского Казанского собора земляки установят памятник, а в самом храме ему посвятят придел.

Иконостас Курского Казанского собора

Нижнюю церковь освятили через десять лет, а еще через пятнадцать — верхнюю. Иконостас собора - почти 20-метровое трехъярусное творение, поражает великолепием.

Легенда о Растрелли

История Сергиево-Казанского собора Курска

История Сергиево-Казанского собора Курска

На фото: Дореволюционный вид Сергиево-Казанского собора. Он остался практически неизменным.

До наших дней Сергиево-Казанский собор Курска дошел без существенных изменений. Серьезных перестроек не велось, а в советские годы в здании действовал музей. В целом — почти все так, как тогда, когда с колокольни упал мальчик Прохор. Вот только само место падения выглядит теперь иначе.


До 1833 года Сергиево-Казанский храм оставался обычным, приходским. В кафедральный собор он превратился только после того, как архиерейскую кафедру решили перенести из Белгорода в Курск. Примерно в то же время несколько изменился внешний вид церкви — с западной стороны к колокольне пристроили лестничную клетку.

Начало XX века

В жизни любого храма рано или поздно встает вопрос о реставрации. Так, необходимость некоторых восстановительных работ в Сергиево-Казанском соборе назрела к началу XX столетия. Тогда заново настелили полы, отделали под мрамор арки в нижнем храме. В основном же собор до наших дней сохранил свой первоначальный вид. Все реставрационные работы касались покраски крыш и стен, а также восстановления скульптурного орнамента на фасадах.

После революции 1917 года службы в Сергиево-Казанском соборе прекратились. Но судьба храма сложилась в богоборческую эпоху довольно благополучно — разумеется, на фоне общего антирелигиозного шабаша. Сначала в верхнем храме действовала картинная галерея, а внизу — художественная мастерская. Затем в бывшей церкви открыли музей религии и атеизма. Как ни странно это может прозвучать, подобные заведения были для храмов в советские годы своего рода палочкой-выручалочкой. Под их защитой сохранялось не только само храмовое здание, но и его интерьеры. Кроме того, превратив храм в музей, большевики начинали свозить в него реликвии из других окрестных церквей, превращая их в экспонаты и тем самым спасая от гибели.

Переосвящение храма

В разных источниках содержится различная информация о дате переосвящения храмов Сергиево-Казанского собора. По одной из версий, это произошло после реставрации Горностаева, по другой — событие было приурочено к открытию храма уже ближе к середине XX века. Как бы то ни было, в какой-то момент верхняя и нижняя церкви поменяли свои посвящения. Нижнюю освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, а верхнюю — во имя преподобного Сергия Радонежского.

Память преподобного

Место падения отрока Прохора Мошнина, 1998 год (слева) и Это же место, но уже в наши дни: изменения налицо (справа)

Особо чтут верующие место падения отрока Прохора Мошнина с колокольни. Еще относительно недавно оно было окружено цветником. Позже его вымостили каменными плитами и установили здесь памятную доску с изображением святого и напоминанием о том, что произошло на этом месте в 1761 году.

Надо сказать, это не всем понравилось — критики говорили о том, что, когда в старину хотели особо отметить какое-либо место, его старались оставить его нетронутым. Некоторые приводили в пример петербургский храм Воскресения Христова (Спаса-на-Крови), который стоит возле того места, где был убит император Александр II: мол, сохранили же там участок набережной канала с решетками и булыжниками. А с другой стороны — любая память лучше, чем забвение.

Архитектура Сергиево-Казанского собора Курска

Архитектура Сергиево-Казанского собора Курска

Сергиево-Казанский собор Курска богослужения контакты как добраться расположение на карте

Сергиево-Казанский собор Курска богослужения контакты как добраться расположение на карте

Сергиево-Казанский собор Курска богослужения

Богослужения в Сергиево-Казанском соборе совершаются ежедневно: в будние дни — утром в 7:30, вечером в 17:00; в воскресные дни — утром в 8:00, вечером в 17:00. При храме действует воскресная школа. Занятия проводятся по воскресеньям с 12:00 до 16:00.

Контакты:

Как добраться самостоятельно к Казанскому собору:


К урский Сергиево-Казанский собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества 2-ой половины XVIII века.

В деле о церкви пишется, что заложен храм сей в 1752 году, но кем - сведений не имеется при соборе. Нет так же на построение оного храма ни плана, ни фасада. В этой же "Летописи" отмечается: "Неизвестно за давностью, с какого именно времени и сколько лет, но несомненно, что до построения нынешнего храма существовала на этом месте церковь во имя Сергия Радонежского".

Об этом свидетельствует прежде всего каменный четвероугольный столб со крестом на верху, находящийся на южной стороне от собора, поставленный по всей вероятности, на месте престола прежней церкви. Старожилы за верное передают, что церковь Сергиевская была деревянная и одноэтажная, и во время пожара сгорела до основания.


Когда после пожара стали расчищать место, то в углях и в пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно неповрежденную огнем. Это было признано за чудесное действие Промысла Божия, а потому было решено построить вместо сгоревшего новый храм, но двухэтажный. При этом в нижнем этаже должен быть храм во имя прп. Сергия, а в верхнем этаже - храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Горленко) дал благословение и лично сам освятил место построения храма. В "Летописи", составленной И. Лащенковым находим сведения о подрядчике: "Помощником строителя храма купца Первышева был так же курский купец Исидор Мошнин". Когда последний, не окончив работу, скончался в 1762 г., то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина. Однажды Агафия, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора, будущего прп. Серафима Саровского, вместе с ним зашла на самый верх строящейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусора. Мать, увидев это, в испуге поспешно сошла на землю и не чаяла уже увидеть сына живым. Но к удивлению всех, Прохор стоял живым и невредимым.

В память этого события в нижнем храме собора устроен предел во имя прп. Серафима, а на месте его падения установлен памятник с иконой преподобного и неугасимой лампадой. Сюда приходят и приезжают поклониться и приложиться святому образу не только жители Курской области, но и всей России, Украины, Белоруссии и из-за рубежа.

Освящение храмов собора было в разное время. Нижний храм во имя прп. Сергия был освящен преосвященным Иоасафом (Миткевичем), епископом Белгородским в 1762 г., и верхний храм в честь Казанской иконы Божий Матери - преосвященным Аггеем (Килисовским) в 1778 г.Считается, что шестнадцатилетний разрыв между освящением нижней и верхней церкви был занят изготовлением и установлением иконостаса. Имя автора иконостаса - загадка.

Заполняющий по ширине всю алтарную преграду и высотой около 20 м., весь вызолоченный иконостас представляет великолепное сочетание вычурности, изящности и богатства.



После реолюции Сергиево-Казанский собор продолжал функционировать. В соответствии с декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года из храма было произведено изъятие 122 предметов общим весом 12 пудов 17 фунтов и 48 золотников, среди которых 29 риз с больших икон, 32 ризы с малых икон, 2 нитки жемчуга с плащаницы количеством 140 зёрен, один небольшой листик с алмазами с неё же.

19 января 1933 года президиум Курского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов постановил расторгнуть договор с Сергиевской религиозной общиной от 1 февраля 1932 года об аренде церковных зданий. В этом же году властями было принято решение уничтожить собор, однако усилиями курских художников П.К. Лихина и Г.А. Шуклина здание удалось сохранить.

Храм был закрыт в 1934 году. С 1935 года до Великой Отечественной войны второй этаж занимала новообразованная Областная картинная галерея, открытая 12 сентября 1935 года, для создания которой из художественного отдела краеведческого музея было выделено около двухсот экспонатов (произведения западноевропейской и русской живописи, а также картины курских художников), а на первом была художественная студия; в сентябре 1941 году туда же перевели антирелигиозный музей, который в начале оккупации был разграблен, а уцелевшее имущество антирелигиозного музея в ноябре 1941 года было перевезено в краеведческий музей. Наиболее ценные из неэвакуированных в Уфу экспонатов картинной галереи были замурованы сотрудниками в стене соборного подвала, однако тайник был обнаружен и вскрыт немецко-фашистскими захватчиками, часть картин вывезена в Германию. В канун Рождества 1942 года оккупационные власти разрешили открыть собор для богослужений. После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался.


Экспозиция Курской областной картинной галереи, открытой в 1935 г. в здании Сергиево-Казанского собора

Сегодня мне хочется рассказать о Сергиево-Казанском соборе города Курска. Этот храм дорог каждому православному курянину и многочисленным паломникам, постоянно приезжающим сюда.


Этот собор известен в православном мире благодаря нашему земляку - курянину преподобному Серафиму Саровскому. Именно здесь, во дворе храма он прожил свои детские и отроческие годы. И именно здесь, на дороге возле собора, маленький Прохор получил исцеление от Пресвятой Богородицы, когда он заболел тяжелым недугом и его мать вынесла приложиться к иконе "Знамение", которую несли Крестным ходом.


На месте, где находился дом, в котором жила семья преподобного Серафима (тогда еще Прохора) в настоящее время построили часовню. В этой часовне есть святой источник, правда доступ туда открыт почему-то довольно редко.



Сергиево-Казанский собор построили родители преподобного Серафима в 18 веке. Строительство этого собора связано еще с одним человеком, который был причислен Церковью к лику святых. Это - святитель Иоасаф Белгородский, который был епископом на Курско-Белгородской кафедре в середине 18 века. Он совершил закладку первого камня в основание строящегося собора и освятил это место для строительства.

Если почитать житие преподобного Серафима, то оттуда можно узнать о случае, когда будучи семилетним мальчиком, он упал со строящейся колокольни, но остался полностью невредим. Это именно эта колокольня упоминается в жизнеописании Преподобного. На этом самом месте (где упал юный Прохор) сейчас сделали красивую сень и поставили небольшую мраморную плиту, на которой написано обо всём этом.



Вообще, я очень люблю этот собор. Находится он хоть и в центре города Курска, но тем не менее на очень тихой улице, которая сохранила еще множество дореволюционных домов. Попадая на данную улицу, как будто оказываешься еще в царских временах и ощущаешь старину нашего города.



Собор этот двухэтажный. На первом этаже находится храм, освященный в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В нем же имеется маленький придел в честь преподобного Серафима Саровского.

Этот храм небольшой и похож по своему внутреннему убранству на сельский. Здесь воедино сочетаются простота, намоленность и какое-то особое чувство благодати.


При входе в нижний храм, по правой стороне, находится одна из святынь Сергиево-Казанского собора - прижизненный портрет преподобного Серафима.

Между первым и вторым этажами собора проходит двухсторонняя лестница, а на междуэтажных стенах изображено множество больших икон с различными Евангельскими событиями.







Также, между этажами стоит огромная емкость, из которой всегда можно попить или набрать с собой святой воды.


Второй этаж собора резко отличается от первого. Если в нижнем храме преобладает простота, то в верхнем, который освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, красота и величие.

Особое величие верхнему храму придает многоярусный позолоченный древний иконостас. Также, здесь находится старинная икона преподобного Сергия с большой частицей его святых мощей.


В этом храме очень просторно и, находясь здесь, чувствуешь себя будто на палубе огромного корабля, находящегося в просторах житейского моря.



В верхнем (Сергиевском) храме на воскресных и праздничных богослужениях поет профессиональный хор. Такое пение мне редко доводилось где-либо слышать. Пожалуй, исполнение песнопений этим хором мне чем-то напоминает пение патриаршего хора, который я слышала в московском храме Христа Спасителя. Поют у нас в соборе очень проникновенно и красиво.

Хочется сказать о том, что в обоих храмах Сергиево-Казанского собора очень уютно, молитвенно, и ощущаешь себя здесь как в родном доме.


Помню этот собор я с детства. В мои детские годы в нашем городе действовало совсем мало церквей и этот собор был главным храмом Курска до 90-х годов. А так как мы жили относительно близко к нему, то, естественно, наша семья посещала именно этот замечательный собор.


Я и до сих пор люблю сюда ходить периодически на богослужения и в моей душе об этом храме хранятся добрые воспоминания. Особенно дорог Сергиево-Казанский собор для меня еще и потому, что здесь мы венчались с мужем, и здесь же крестили нашего ребенка.

Еще хочу упомянуть о той самой известной колокольне нашего собора. В одну из Пасхальных недель мне довелось забраться наверх (что было довольно трудно сделать по старой, каменной, узкой винтовой лестнице). Но какой оттуда вид, это просто непередаваемо. Вся моя усталость от прохождения по этой трудной лестнице прошла когда я взглянула вдаль.



Эти фотографии передают лишь малую часть того, что открыто взору с верха сей колокольни.

Также, хоть я и не умею звонить в колокола, но несколько раз подергать за веревки, которые привязаны к языкам колоколов, мне всё-таки разрешили.

Здесь, при соборе действует воскресная школа для детей. В своё время мне доводилось здесь бывать с сестрой. Было очень интересно. Здесь изучали Закон Божий, учились петь и плести из бисера. Даже организовывали разные сценки на православные праздники.

Также на территории Сергиево-Казанского собора располагается наш епархиальный молодежный отдел. Здесь молодые православные люди собираются на совместную молитву, организовывают различные представления и ездят с ними по детским домам и домам престарелых, помогают посильным трудом монастырям и вообще вместе по-доброму проводят время.


Мне очень радостно, что храм активно занимается социальной работой. В наше нелегкое время для многих людей это очень важно, в первую очередь в духовном плане.

Хочется еще добавить то, что во дворе собора посажено много цветов, всё очень хорошо декоративно облагорожено, на клумбе даже есть небольшая скульптура.



Здесь же есть и лавочки, где можно отдохнуть и просто посидеть в тишине рядом с таким святым местом.


Если подытожить всё вышесказанное, то хочется сказать, что я очень люблю наш Сергиево-Казанский собор, в первую очередь как храм, связанный с самыми добрыми воспоминаниями моей жизни.



Хочется пожелать всем гостям нашего города посетить этот храм - это духовно-историческое место, освященное молитвами нашего любимого Батюшки - преподобного Серафима Саровского.

Читайте также: