Сенина нарушевич сочинение на егэ 2021 курс интенсивной подготовки

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Система подготовки к сочинению ЕГЭ (задание 27)

задание повышенной сложности

учитель русского языка и литературы

МБОУ Чистоозерная СОШ №3

Матвеева Валентина Павловна

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ я начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. На первых уроках русского языка в 10 классе происходит знакомство учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. (мах – 24 б, писать обязательно)

Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.

Когда начинаю работу в 10 классе, в сентябре провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка.

Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях и пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе.

Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года или организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика. Ими стали сборники И. П. Цыбулько, Н.А. Сениной и Ю.Н. Гостевой, В.В. Львова или готовимся по моим раздаткам

Особо остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку.

Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?

В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

1. Автор рассказывает о том, что…

2. По его мнению, .

3. Я согласен с автором, потому что…

Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:

1) пересказ текста;

2) выделение микротем по абзацам;

3) поиск ключевых слов;

4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;

5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.

Важная композиционная часть сочинения - это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.

В старших классах уместно предложить ребятам использовать план работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку.

Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к экзамену в 5-9 кл. по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний в 11 классе.

Подробнее поговорим о том, как правильно писать сочинение в 27 задании ЕГЭ, из каких пунктов состоит план, как писать комментарий и обоснование (аргумент).

С первого по четвертый критерии – это содержание сочинения. Первый критерий – это проблема текста.

ПРОБЛЕМА (К 1) мах – 1балл


Проблема в сочинении ЕГЭ по русскому языку - это то, ради чего создается текст. Это вопрос, который волнует автора и на который он ищет ответ. В публицистическом тексте проблема может быть сформулирована самим автором, ее не нужно долго искать, а в художественном тексте часто необходим анализ текста, определение тематики, главных героев, морали текста.

Как найти проблему текста Что такое проблема текста?


Проблема текста – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа.

Например: Как следует относиться к природе? (это проблема) Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.

Какие бывают проблемы?


Все тексты, так или иначе, связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние проблемы - это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль.
Внешние проблемы - это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.

Как формулировать проблему?


Проблему можно сформулировать двумя способами:
1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
2) При помощи Р. п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.

Типичные ошибки при формулировке проблемы:


1) В проблеме указывают авторскую позицию.
Например: проблема хорошего отношения к книгам - НЕЛЬЗЯ ("хорошего" - это уже оценочная лексика)
Проблема отношения к книгам - МОЖНО

2) Проблема слишком широкая.
Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а ученик выбирает просто проблему войны.

3) Сужение проблемы.

4) Проблема, которой нет в тексте.

Ну и самая распространенная ошибка: проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме.

Слова-помощники для формулировки проблемы (Слайд 5)

Если формулируете в Р. п., то вам помогут слова:
- отношение
- взаимоотношение
- воздействие
- взаимодействие
- влияние
- роль
- восприятие

Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:
Как нужно относиться.
Как следует относиться.
Почему важно +глагол.
Почему нужно +глагол.
Что такое +существительное.
Для чего нужно. +глагол?
В чем причина.
Какова роль. в жизни человека?
Что такое истинная (ое, ый).
Что значит .


Автор проблему ставит. Затрагивает. Упоминает. В метод рек ФИПИ говорится о том, что при формулировке проблемы нужно употреблять глагол СТАВИТЬ.

КОММЕНТАРИЙ (К 2) мах – 5баллов

За комментарий в сочинении ЕГЭ 2020 года можно получить 5 баллов. Теперь это наиболее весомая часть сочинения.

Что такое комментарий? Комментарий - это подтверждение того, что заявленная учеником проблема действительно присутствует в тексте.
Формулировка в сочинении ЕГЭ 2021:


". Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. "
Комментарий в сочинении ЕГЭ - это анализ исходного текста. Посредством комментария учащиеся показывают свои умения следить за логикой текста, подмечать важные для понимания проблемы участки текста и использовать их для формулировки позиции автора и собственной позиции.

Как правильно написать комментарий


В качестве комментария можно использовать:

примеры, которые приводят авторы в своих текстах;
размышления автора, связанные с проблемой;
цитаты;
описания;
истории;
точки зрения, которые приводит автор;
средства выразительности, тропы;
слова, выражения, важные для понимания проблемы.

1)Пример-иллюстрация из текста
2)Пояснение примера
3)Смысловая связь между примерами.
4)Второй пример-иллюстрация из текста
5)Пояснение

Как писать комментарий


1) Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.
2) Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в сочинении станет авторской позицией).
3) В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что ученики используют для того, чтобы понять авторскую позицию по проблеме, и станет комментарием.

Требования к комментарию:
1) 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете, и что автор пытается нам показать этими примерами.

2) Смысловая связь . Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.


ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ - это доказательство того, что проблема, обозначенная учеником, действительно присутствует в тексте.


Как привести примеры-иллюстрации?

Примеры-иллюстрации в тексте участник экзамена может обозначить с помощью указания

· номера абзаца (В третьем абзаце текста. )',

· номеров предложений (. описание современной
молодежи (предложения 1-3);

· места в тексте (. в конце текста звучит призыв. );

· любых способов цитирования.

Смысловая связь между примерами (клише)

Указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами. Перечислим некоторые из них:

Детализация
(Можно ли привести подробности? Какие?)
. так, например, .
. укажем детали .

Указание на следствие
(Как это может сказаться на. Из чего это следует? Что с этим связано?)
. вот почему .


Подтверждение
(Как это подтверждается автором?)
в подтверждение этих мыслей автора .


Объяснение
(Почему? Чем это можно объяснить?)
. автор объясняет это тем, что
. объясняется это тем, что .


Определение
(Что обозначает это слово?)
. это слово автор понимает по-своему
. значение этого слова определяет.

При этом комментарий должен проводиться с опорой на исходный текст, то есть без фактических ошибок.
3) Пояснение к примерам-иллюстрациям Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
4) Соответствие заявленной проблеме Комментарий должен быть написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее.
5) Фактическая точность. Если при написании комментария допускается хотя бы одна фактическая неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.

Сенина, Нарушевич - ЕГЭ Русский язык. Курс интенсивной подготовки. Сочинение обложка книги

35 %

Аннотация к книге "ЕГЭ Русский язык. Курс интенсивной подготовки. Сочинение"

Учебно-методическое пособие Н. А. Сениной и А. Г. Нарушевича "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки" предназначено для тех, кто хочет научиться писать сочинение и получить максимальный балл на экзамене. Оно содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, а также разработанные авторами задания и методику подготовки к выполнению части 2, Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала. В пособие включено также много разнообразных и оригинальных упражнений, часть которых дана в тестовой форме и снабжена ответами. Таким образом, формат книги позволяет использовать её как тренировочную тетрадь.
Книга "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки" входит в комплекс пособий под редакцией Н.А. Сениной по русскому языку для подготовки к ЕГЭ, хотя по своему содержанию является совершенно автономной.
В.

Учебно-методическое пособие Н. А. Сениной и А. Г. Нарушевича "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки" предназначено для тех, кто хочет научиться писать сочинение и получить максимальный балл на экзамене. Оно содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, а также разработанные авторами задания и методику подготовки к выполнению части 2, Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала. В пособие включено также много разнообразных и оригинальных упражнений, часть которых дана в тестовой форме и снабжена ответами. Таким образом, формат книги позволяет использовать её как тренировочную тетрадь.
Книга "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки" входит в комплекс пособий под редакцией Н.А. Сениной по русскому языку для подготовки к ЕГЭ, хотя по своему содержанию является совершенно автономной.
В тринадцатом издании учтены изменения, представленные в проекте демоверсии ФИЛИ на 2022 год.
Пособие адресовано учителям и выпускникам школ, однако по нему можно начинать готовиться к сочинению уже в 10-х классах.

Вы можете стать одним из первых, кто напишет рецензию на эту книгу, и получить бонус — до 10 рублей на баланс в Лабиринте! Или оставьте заявку, чтобы кто-то другой написал ее скорее.

Потрясающе грамотно и качественно построенное учебное пособие-тетрадь, с помощью которой каждый выпускник способен самостоятельно или при помощи учителя (репетитора, родителя) подготовиться к написанию части С ЕГЭ по русскому языку. Подробно и детально рассмотрены и разобраны в соответствии с критериями экспертной оценки все части предполагаемой работы, а также сложности и капканы, поджидающие при работе с текстами разных типов и стилей речи. На конкретных примерах показаны методы и.

Потрясающе грамотно и качественно построенное учебное пособие-тетрадь, с помощью которой каждый выпускник способен самостоятельно или при помощи учителя (репетитора, родителя) подготовиться к написанию части С ЕГЭ по русскому языку. Подробно и детально рассмотрены и разобраны в соответствии с критериями экспертной оценки все части предполагаемой работы, а также сложности и капканы, поджидающие при работе с текстами разных типов и стилей речи. На конкретных примерах показаны методы и алгоритмы, упрощающие и объясняющие именно технологию написания сочинения. Даже если ребенок не силен в письменной речи, не умеет писать сочинения или в принципе "не гуманитарий", данное пособие поможет выстроить работу, структурировать её, освоить набор "нужных" фраз, необходимых для построения высказывания и акцентирующих внимание экспертов на раскрытии учеником того или иного композиционного элемента работы. Наряду с объяснениями и примерами в пособии дан хороший подбор текстового материала, разнообразных заданий, помогающих развить навык успешного написания сочинения в целом и наиболее сложных его частей, связанных с определением проблематики и выявлением авторской позиции. Пониманию ребенком того факта, что тем и сюжетов, где поднимается та или иная проблема,может быть несколько, также уделено особое внимание, наряду с тем, на что конкретно обратит свое внимание эксперт, оценивая работу по тому или иному критерию. Пособие прекрасно подойдет учащимся любого уровня языковой компетентности как для работы на уроках подготовки к ЕГЭ, так и для самоподготовки или работы с репетитором, на курсах, в малых группах. Автор пособия - высокопрофессиональный практикующий учитель, преподаватель Московского университета пед.мастерства "Первое сентября", разработчик дистанционных курсов повышения квалификации, которые я у него заканчивала, отметив для себя полезность этого курса и профессиональную компетентность автора-словесника. Пожалуй, это пособие на сегодня лучшее. Рекомендую его всем выпускникам и учащимся старших классов для регулярной и интенсивной подготовки по предмету! Скрыть

Читайте также: