Семинар учителей русского языка и литературы тема семинара итоговое сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Наталья Владимировна показывает значительные успехи в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса, высокое профессиональное мастерство, творческий подход к поставленной задаче, нестандартные решения и идеи. Она опытный, компетентный специалист, владеющий как традиционными, так и инновационными методами и формами обучения. На ее уроках царит атмосфера сотрудничества и взаимопонимания.

Для обеспечения устойчивых положительных результатов в учебно-воспитательном процессе Н.В. Полодюк умело применяет современные технологии обучения, дифференцированный подход к учащимся, использует оптимальное сочетание методов, форм и средств обучения. В процессе изучения русского языка и литературы практикует нестандартные подходы, позволяющие активизировать деятельность учащихся, стимулировать их инициативу и создавать развивающую речевую среду. Уроки педагога личностно-ориентированы, интересны, отличаются четкой организацией учебного процесса, глубоким научным содержанием, высоким методическим мастерством, практической направленностью. Наталья Владимировна развивает у учащихся интерес к чтению, уделяет большое внимание анализу содержания произведений.

О хорошем уровне мотивированности учащихся свидетельствуют высокие результаты обязательных государственных экзаменов по русскому языку (ЕГЭ и ОГЭ) в течение нескольких лет. Также ученики Н.В. Полодюк принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня: победитель регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений, 2019; победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, Всероссийской олимпиады школьников по литературе, 2020 г.

Наталья Владимировна входит в состав жюри предметных олимпиад и конкурсов, в экспертную группу по проверке экзаменационных работ по русскому языку, также является организатором при проведении государственной итоговой аттестации.

За высокие достижения в профессиональной деятельности, многолетний добросовестный труд Наталья Владимировна Полодюк награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Р оссийской Ф едерации , 2012 г. ; Благодарностью главы мэрии города Биробиджана, 2018 г .

В 2014-2015 учебном году итоговое сочинение вернулось в список обязательных экзаменов, став серьезным испытанием для выпускников 11 классов. Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. На уроках русского языка и литературы, начиная с младших классов, ведется работа по обучению написанию сочинений разных жанров. Практика показывает, что при этом старшеклассники всё равно сталкиваются с определенными трудностями. К ним можно отнести неточное понимание темы, расширение или сужение темы, неумение определить круг проблем, необходимых для раскрытия темы, неумение подчинить композицию сочинения последовательному раскрытию содержания, ошибки в выборе литературного материала, необходимого для раскрытия темы. Именно поэтому перед учителем русского языка и литературы, работающим в 11 классе, стоит одна из важнейших задач: качественная подготовка школьников к успешному написанию итогового сочинения.

Приказ Минобрнауки России № 923 от 05.08.2014 «О внесении изменений в Порядок государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, настроил всех учителей-словесников пересмотреть систему работы на уроках литературы, выдвинув на первый план освоение литературы как искусства слова, овладение основными видами связного письменного высказывания, систематическое направленное чтение художественных произведений, освоение их содержания на основе целостного восприятия. В связи с этим творческая интерпретацию текста, выполнение различных письменных работ становятся важными видами деятельности обучающихся. Теоретико-литературные знания, знания по стилистике, историко-культурные и этико-философские сведения носят прикладной характер (для успешного освоения художественного текста).

Важной задачей учителя является помощь учащимся в развитии эмоциональной культуры, художественно-творческих способностей (творческого и воссоздающего воображения, образного мышления, способности к восприятию экспрессии слова, его переносного эстетического значения).

Итоговое сочинение в 11 классе – нововведение, продиктованное временем. Умение самостоятельно моделировать устное и письменное высказывание (в том числе и сочинение) поможет будущему выпускнику осуществлять речевой самоконтроль, генерировать идеи, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.

Главная цель этого вида итогового контроля – выявить у выпускников умение самостоятельно мыслить, выражать свое мнение, проводить литературный анализ и обосновывать собственную позицию в отношении морально-этических норм.

Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст-рассуждение, при этом умело обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.

Подготовиться к такому сложному испытанию, каким является итоговое сочинение, за короткое время невозможно. Эта систематическая и планомерная работа в старших классах. Основную сложность представляет собой один из важнейших критериев – умение подкрепить свои мысли литературными примерами. Грамотная подготовка к сочинению может быть реализована только в случае, если вы относились к подготовке серьезно.

Каким должно быть выпускное итоговое сочинение
по литературе в 11 классе

Выпускное итоговое сочинение по литературе предполагает:

  • понимание, что для данной темы является главным, а что второстепенным, и умение отразить в первую очередь главное;
  • глубокое знание, осмысление и оценку литературного произведения в общественном и культурном контексте эпохи;
  • знание необходимых элементов теории литературы, основных литературно-критических работ;
  • грамотное, логически последовательное, стилистически правильное и эмоциональное изложение своих мыслей;
  • соразмерность отдельных частей сочинения ‒ введения, основной части и заключения, наличие между частями логических связей, переходов.

И как любой вид деятельности, эта работа включает в себя

Авторы учебных пособий для практической подготовки к ЕГЭ и итоговому сочинению Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич и И.С. Нарушевич предлагают следующий алгоритм работы.

  1. Определите тему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения.
  2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос.
  3. Подберите произведение (-ия), на материале которых сможете доказать свою точку зрения.
  4. Продумайте композицию (построение) работы. Напишите план сочинения.
  5. Напишите черновой вариант работы.
  6. Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста.
  7. Напишите окончательный вариант работы.
  8. Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки.

Своеобразие работы заключается в том, что формулировка тем позволяет выбрать жанр сочинения: сочинение-рассуждение или эссе. Кроме того сочинение нужно написать с использованием литературного, художественного материала, а также личных впечатлений. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц.

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность требований, предъявляемых к сочинению, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.

Инструкция для выпускников

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов. Это примерно 2-2,5 листа размером А-4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по в ашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамматики.

Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной темы и аргументированное привлечение литературных произведений.

Опыт подготовки учащихся 11 классов к написанию итогового выпускного сочинения по литературе

Сейчас в Интернете можно найти немало материалов по подготовке к написанию итогового сочинения по литературе. Педагоги активно делятся своим опытом. На сайте ФИПИ также можно найти подробные методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию сочинения.

Хочу предложить свой опыт подготовки учащихся выпускных классов к итоговому сочинению. Я готовила выпускников 11-го класса к сочинению по литературе в 2018/2019 и в 2019/2020 учебном году. Конечно, ответственность учителя очень большая, нагрузка по подготовке к урокам и консультациям, на которых велась подготовка учащихся к написанию сочинения, серьёзная. Приходилось собирать материал по пособиям прежних лет, самостоятельно искать пути решения проблемы, консультироваться с коллегами.

Проверка сочинений показала ряд недочётов в работах учащихся:

Проверив сочинения и проанализировав ошибки, я проводила урок, посвящённый анализу написанных сочинений (в обобщенном варианте) с опорой на критерии оценивания; цитировала (с согласия авторов) наиболее удачные работы или их фрагменты; зачитывала неудачные моменты сочинений, не называя фамилий учащихся, предлагала обсудить направления доработки анализируемых сочинений (упущенные или неудачные повороты мыслей, альтернативный подбор доказательств и примеров для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинения и др.). Неудачно выполненные работы просила учащихся переписывать с целью совершенствования написанного. Организовала проведение индивидуальных консультаций для ребят, у которых не получилось написание первого сочинения, на которых разбирали с учащимися конкретные замечания по их сочинениям.

Учитывая недочёты и трудности по написанию сочинения, я наметила план работы по устранению недостатков.

Итак, первая проблема : отсутствие тезиса .

Говорю учащимся о том, что сочинение на литературную тему представляет собой собственные РАЗМЫШЛЕНИЯ пишущего по поводу прочитанного литературного произведения. Это рассуждение ученика по поводу того,

  • как изображён тот или иной литературный персонаж;
  • почему литературный герой поступает так или иначе, и как это его характеризует;
  • какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя;
  • какие общественно значимые проблемы поднимает в своём произведении писатель, и почему они не утратили актуальности в наши дни.

Таким образом, в сочинении на литературную тему учащиеся не пересказывают прочитанное произведение, а рассуждают о нём (логично, аргументированно, делая необходимые выводы и обобщения).

Так учащиеся сами смогли увидеть свои ошибки. Стали внимательнее относиться к структуре сочинения. Практика написания сочинений по каждому направлению продолжалась. Но перед каждым уроком написания сочинения сразу оговаривалось: пишем сочинение, обязательно подчёркиваем тезис. Работы, в которых не будет подчёркнут тезис, не проверяются!

На одном из уроков спросила учащихся: НЕ ВИДИТЕ ЛИ ВЫ СХОДСТВА В МЕТОДИКЕ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ С ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ТЕОРЕМЫ ПО МАТЕМАТИКЕ?

В ходе рассуждений пришли к выводу, что сочинение на литературную тему мы пишем, словно доказываем теорему по геометрии: ДАНО -ТРЕБУЕТСЯ ДОКАЗАТЬ – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ДАНО – это тема сочинения

ТРЕБУЕТСЯ ДОКАЗАТЬ – это вступление к сочинению, формулировка тезиса, который будем доказывать аргументами из литературы

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья учащегося, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении; анализ литературных фактов; цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочинения – итоговый вывод написанного.

Так, учащиеся в средине октября чётко усвоили структуру (композицию) итогового сочинения.

Вторая проблема : слабые (неяркие) вступления . Любое сочинение начинается с грамотного вступления, в котором обозначается тезис, в русле которого будет раскрываться тема сочинения. Критерий грамотного вступления таков: по вступлению любой прочитавший должен определить тему сочинения. Поэтому большую работу проделали с учащимися по изучению вариантов вступления: классу давалось задание подобрать цитаты, высказывания, четверостишья, пословицы по заданному направлению. Ребята работали дома, потом зачитывали на уроке свои находки. Самые интересные записывались всем классом в тетрадь и заучивались. Определился круг учащихся, кому больше понравилось историческое вступление, другим учащимся ближе было написание биографического вступления. Не навязывая свою точку зрения, я сказала, что мне больше нравится аналитическое вступление.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выступление Гурьяновой И.В.

ИС по литературе проводится в нашей стране уже 5-ый год. Проводимая и планируемая работа в этом году приобретает особое значение в связи с событиями прошлого года, когда Рособрнадзором была произведена точечная проверка уже проверенных муниципальной комиссией работ. В этом году мы находимся под пристальным их вниманием. И в нашем районе уже сложилась определенная система подготовки к его написанию.

Отдел образования ИГОСК организует и проводит репетиционные сочинения в целях подготовки организаторов, экспертов и обучающихся к итоговому сочинению по литературе.

Руководитель районного МО учителей русского языка и литературы разрабатывает темы репетиционных сочинений, организует методические семинары по подготовке к написанию итогового сочинения по литературе и по подготовке экспертов.

Руководители школьных МО организуют работу по подготовке учителей школы, не преподающих в 11-х классах, к проверке итоговых сочинений.

Учителя, преподающие в 11-х классах, организуют подготовку обучающихся к написанию итогового сочинения.

Успешность написания ИС во многом зависит от следующих причин:

во-первых, от того, насколько слаженно сработает наша система взаимодействия: ОО – РМО – учитель – ученик;

во-вторых, и это главное - от системы работы самого учителя.

За пять лет учителями накоплен уже богатый опыт. И сегодня мы встретились, чтобы обсудить систему работы учителя по подготовке к ИС и обменяться методическими приёмами, поделиться своим опытом, а может быть, и научиться чему-то новому.

10 октября 2018 года – репетиционное сочинение (проверяет школьная комиссия с привлечением учителей русского языка и литературы, не преподающих в 11-х классах).

14 ноября 2018 года – репетиционное сочинение (проверяет муниципальная комиссия, в состав которой войдут учителя, не преподающие в 11-х классах).

Обратите внимание, что должны быть соблюдены все требования к процедуре проведения, к работе с бланками и к оцениванию работ. Условия на репетиционных сочинениях должны быть максимально приближенными к настоящим.

И поэтому задача 2-ого семинара еще раз вспомнить требования к ИС и критерии его оценивания и потренироваться в проверке.

А сейчас мы с вами пройдем на открытые уроки.

СОШ №1 - СОШ №12 – к Чупахиной Наталье Николаевне

СОШ №13 – СОШ №24 – к Щитовой Елене Ивановне

Прошу учителей высказаться.

Макаревич Ирина Викторовна сегодня хотела бы поделиться своим опытом подготовки к написанию ИС.

В 2017- 2018 уч.году 6 декабря в написании ИС должен был участвовать 391 человек. 1 ученица из ЦО не явилась по болезни.

Из них – 3 человека по причине невыполнения Т1 – количество слов в работе было менее 150.

4 сочинения не соответствовали теме (К1).

8 человек не смогли привлечь литературный материал и аргументировать тезис.

7 февраля 2018 г. была пересдача. Сдавали 16ч., сдали – 13.

3ч. из ЦО не сдали. 1 из них из-за недостаточного количества слов.

Всего по результатам написания итогового сочинения в 2017/18 учебном году не допущены к ГИА-11 4 выпускника из ЦО

Мною был проведён анализ качества выполнения работ, в результате которого были выявлены школы с чрезвычайно высокими показателями. Я выделила красным цветом те, в которых качество превышает 70%. (СОШ №1, 4, 10, 12, 14, 18)

Вывод: анализ показал, что некоторые школы умеют качественно готовить выпускников к сочинению. А значит, стоит, наверное, поделиться опытом.

А вообще, чтобы не привлекать внимание всевозможных проверок, лучше давать реальные показатели.

Еще раз повторю:

Особое внимание уделить соблюдению Требований 1 и 2, чтобы избежать незачёта.

IV . Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) и учителей предметников.

она доходит до ненависти, и в одну трагическую минуту Наталья просит у Бога смерти мужу, отцу своих детей! Какой страшный грех!

что сочинение написано на выбранную тему, и из ссылок на текст очевидно, что обучающийся ориентируется в содержании произведения, о котором он пишет.

В соответствии с требованием № 2 итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из

выстраивает отношения в доме, с позиции силы. Атмосфера в доме тяжелая. Помещица лжет, хитрит, грубит, и унять ее никто не может. Казалось бы, муж мог

унять ее, но он ей только во всем потакает. Простакова деспотична по отношению к мужу. Возможно автор хочет этим сказат, что деспотизм, уничтожает в человеке

все человеческое. Но не будем забывать, что Простакова – мать. И она любит своего сына – Митрофанушку. Но в такой домашней атмосфере Митрофан не мог ни чему

хорошему научиться. Комедия заканчивается тем, что Простакова лишается не только своего дома, но и что более страшное, ее предает Митрофан – он отказывается от матери. На примере этого произведения, по образу дома Простаковой, мы можем понять какая в сущности эта женщина.

Таким образом, на двух этих примерах, мы можем увидеть как дом может рассказать о своем хозяине, о его характере, о его моральных ценностях и жизненных убеждениях.

3) Выпускник использует объемный источник и сокращает его, частично пересказывая. Ниже приведен соответствующий пример.

Возможен вариант компиляции с грубыми, очевидными швами-склейками фрагментов.

Критерий № 2 – второй важнейший параметр оценивания сочинений. Без зачета по этому критерию невозможно получить положительную оценку. В большинстве сочинений проявилось умение использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему, для аргументации своей позиции. Выпускники чаще всего используют для аргументации своих рассуждений художественные произведения русской классики из школьного курса, реже – произведения, не входящие в школьную программу и прочитанные самостоятельно, в том числе отдельные произведения зарубежной литературы. Дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества выпускниками практически не используются. Редко школьники используют примеры из лирических и лиро- эпических произведений. Наиболее распространенный путь привлечения литературного материала – смысловой анализ текста, интерпретация тематики и проблематики, сюжета и литературных характеров (путь комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания избирался крайне редко).

Случаи написания сочинения без привлечения литературного материала достаточно редки. В большинстве сочинений было приведено два литературных примера. Во-первых, это объяснимо перекличкой в сознании учащихся итогового сочинения с ЕГЭ по русскому языку, где наличие двух аргументов является обязательным. Во-вторых, возможно, учащийся подстраховывается вторым аргументом на случай, если первый окажется неудачным и не будет засчитан. В-третьих, наличие второго аргумента позволяет увеличить объем сочинения, что особенно актуально для тех, кому трудно разворачивать рассуждение.

Я раздам критерии, которые прошу тщательно изучить на школьных МО, чтобы все учителя, в том числе и не преподающие в 11 классе, были готовы к работе в муниципальной комиссии.

Во втором полугодии планируется семинар по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Если есть вопросы или пожелания, можете выразить их в устной или письменной форме. Если есть вопросы или пожелания, можете выразить их в устной или письменной форме.


В какой форме могут быть сформулированы темы сочинения?

в форме вопроса

в форме высказывания (афоризма, пословицы)

в форме назывного (номинативного) предложения

в форме утверждения

Как выбрать тему сочинения? Алгоритм рассуждения 1. Внимательно прочитать пять тем. 2.Определите, какая из предложенных тем кажется вам наиболее конкретной и понятной. 3. Ещё раз внимательно прочитайте выбранную тему, выделив ключевые слова (слова-подсказки, в которых заложен главный смысл) 4. Подумайте, сможете ли вы раскрыть понравившуюся тему на конкретных литературных примерах.

Как выбрать тему сочинения?

Алгоритм рассуждения

Алгоритм работы над сочинением

Как начать сочинение?

Сколько тезисов может быть в итоговом сочинении?

О чём писать в аргументации? 1 В качестве аргументов можно брать примеры из художественной или публицистической как отечественной , так и зарубежно й литературы. 2. Необходимо не просто назвать произведение, нужно проанализировать его с какой-либо стороны: можно проанализировать сюжетную линию (не увлекайтесь пересказом!), можно остановиться на образе одного или нескольких героев, можете сопоставить героев, противопоставить их, можно проанализировать тему (тематику), раскрываемую в произведении, сопоставив ее с темой сочинения, можно остановиться на композиционных особенностях произведения, которые помогают раскрыть тему. 3. Если вы берете в качестве одного из аргументов стихотворение или поэму, то произведение обязательно надо процитировать (не увлекайтесь большими цитатами!) 4. Если вы берёте два аргумента, то интересно их сопоставить

О чём писать в аргументации?

  • 1 В качестве аргументов можно брать примеры из художественной или публицистической как отечественной , так и зарубежно й литературы. 2. Необходимо не просто назвать произведение, нужно проанализировать его с какой-либо стороны: можно проанализировать сюжетную линию (не увлекайтесь пересказом!), можно остановиться на образе одного или нескольких героев, можете сопоставить героев, противопоставить их, можно проанализировать тему (тематику), раскрываемую в произведении, сопоставив ее с темой сочинения, можно остановиться на композиционных особенностях произведения, которые помогают раскрыть тему. 3. Если вы берете в качестве одного из аргументов стихотворение или поэму, то произведение обязательно надо процитировать (не увлекайтесь большими цитатами!) 4. Если вы берёте два аргумента, то интересно их сопоставить

Какова соотнесённость частей сочинения?

Как закончить сочинение?

Варианты заключения

2. Иллюстрация, облегчающая понимание высказанного (-ых) положения (-ий)

4. Зарисовка

5. Выражение надежды

6. Взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если…

Совет: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

Как соединить все части сочинения? Композиционная часть сочинения Примеры речевых клише и скрепы 1. Скрепа, соединяющая вступление , в котором высказан тезис , и основную часть В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература (9 слов). Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается высказанный мною тезис (15 слов). Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям (произведению) художественной (публицистической) литературы. За доказательствами обратимся (обращусь) к произведениям художественной литературы Размышляя над тем, что … (например, дружба и вражда), не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором… Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы. В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе В произведении (назвать) я нашла (нашёл) отражение (подтверждение) своим мыслям. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

Как соединить все части сочинения?

Композиционная часть сочинения

Примеры речевых клише и скрепы

1. Скрепа, соединяющая вступление , в котором высказан тезис , и основную часть

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература (9 слов).

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается высказанный мною тезис

Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям (произведению) художественной (публицистической) литературы.

За доказательствами обратимся (обращусь) к произведениям художественной литературы

Размышляя над тем, что … (например, дружба и вражда), не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы.

В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе

В произведении (назвать) я нашла (нашёл) отражение (подтверждение) своим мыслям.

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

1. Пишется в первом абзаце, то есть во вступлении

1. Пишется в первом абзаце, то есть во вступлении:

Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример (примеры) из художественной литературы

2. Внутри основной части, если тезис был заявлен во вступлении

(переход от одного аргумента к другому)

Давайте вспомним и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

2. Каждый тезис начинается:

В этом легко убедиться, обратившись к художественной (публицистической) литературе

2. Каждый тезис начинается:

Во-первых, (тезис + аргумент)

Можно привести и другой пример.

Например, (тезис + аргумент)

Во-вторых, (тезис + аргумент)

Приведу еще один пример, доказывающий мою точку зрения, - .

Кроме того, (тезис + аргумент)

В качестве первого аргумента, подтверждающего мою мысль о. возьму произведение.

В качестве второго аргумента, доказывающего выдвинутый мною тезис, приведу рассказ.

Эта же тема рассматривается и в произведении…

3. Скрепа, соединяющая основную часть и заключение

И в заключение мне бы хотелось сказать, что.

В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что .

В заключение хочется призвать людей .

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что

Типичные ошибки в содержании итогового сочинения 1. Неумение выявить ключевые слова темы 2. Непонимание терминов и понятий в формулировке темы 3. Неумение определить главную мысль сочинения 4. Ошибки в подборе литературного материала 5. Неумение определить основные смысловые части сочинения и их содержание (составление плана) 6. Непродуманность структуры и композиции работы при написании сочинения на черновике 7. Ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения

Типичные ошибки в содержании итогового сочинения

  • 1. Неумение выявить ключевые слова темы
  • 2. Непонимание терминов и понятий в формулировке темы
  • 3. Неумение определить главную мысль сочинения
  • 4. Ошибки в подборе литературного материала
  • 5. Неумение определить основные смысловые части сочинения и их содержание (составление плана)
  • 6. Непродуманность структуры и композиции работы при написании сочинения на черновике
  • 7. Ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения

АНАЛИЗ НАПИСАННОГО СОЧИНЕНИЯ

  • Оценка качества вступления к сочинению:
  • • Поставлены ли во вступлении проблемы, которые будут раскрываться в главной части? Соответствуют ли эти проблемы теме сочинения?
  • • Определен ли круг произведений, которые будут анализироваться в главной части? (Это возможно сделать и в начале главной части сочинения.)
  • Оценка качества заключения:
  • • Есть ли в заключении связь со вступлением?
  • • Содержит ли заключение краткий и точный ответ на вопрос темы или сжатый итог всего рассуждения?
  • Оценка качества главной части сочинения:
  • • Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении?
  • • Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль?
  • • Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли?
  • • Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли?
  • • Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части? Логичен ли переход от одной мысли к другой?
  • • Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод?
  • • Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению?


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развивать у школьников критический подход к получаемой информации.

Абдуллина Алфия Назыфовна

образовательная – обучение написанию сочинения в формате ЕГЭ;

развивающая – развитие умения анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (проблема, комментарии, способы выражения авторской позиции),

воспитательная – воспитание у школьников уверенности в себе, стремления сохранять чувство собственного достоинства в любых ситуациях; стремления к самосовершенствованию, любви к родному языку

- познакомить с различными способам визуализации материала;

- развивать умения выражать свои мысли, понимать и осмысливать текст, создавать свой текст на основе прочитанного в соответствии с критериями оценивания части С ЕГЭ по русскому языку;

- стимулировать творческую мыслительную активность учащихся;

- пробуждать интерес к изучаемой теме;

- развивать у школьников критический подход к получаемой информации.

Использование технологий:

Технология развития критического мышления

Оборудование и материалы: тексты С.Довлатова, таблицы-заготовки для занесения результатов работы по теме урока, схемы для кластеров

Стадия “вызова”.

(Активизируем работу, “подталкиваем” учеников к анализу текста)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит разобраться с самым сложным заданием ЕГЭ. Частью С.

Любое высказывание как письменное, так и устное, нужно логично оформить, то есть продумать композицию сочинения. - Как строится композиция сочинения?

1. Приём – составление КЛАСТЕРА

Оформите это в виде кластера

Самостоятельное выполнение, затем – афиширование.

Итак, нашу работу мы будем строить по следующей композиции:

1.Вступление.
2. Проблема, над которой размышляет автор.
3. Комментарий.
4. Авторская позиция
5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
6. Первый аргумент.
7. Второй аргумент.
8. Вывод (заключение).

Что самое важное при анализе текста? (Выявить проблему)

Участники высказывают мысли по очереди. Если кто-то не готов предложить идею, он пропускает ход.

Учитель: Проблема может быть…

Учащиеся по очереди отвечают: сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, социальная, национальная,

Учитель: Проблема может быть чего….(войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.)

Проблему можно….(выдвинуть, поставить, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить)

Какая-либо проблема может…(возникает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.)

Сегодня мы познакомимся с текстом Сергея Довлатова

Стадия Осмысления

Учитель читает текст:

(1)Однажды мы ехали в нью-йоркском метро — сабвее. (2)Я был с женой и дочкой. (3)Сижу, читаю газету.

(4)На остановке ворвались молодые люди. (5)Человек пять. (6)Один с гитарой, у другого — транзистор. (7)Куртки, бутылки, сигареты.

(8)Это были нехорошие, дурно воспитанные молодые люди. (9)Они шумели, толкались, сквернословили. (10)Они, как говорится, нарушали.

Где происходит действие?

Кто рассказывает эту историю?

Что бы вам хотелось узнать? Как будут развиваться события дальше?

(11)Публика вела себя не лучшим образом.

(12)Один газету читает. (13)Другой в окошко загляделся. (14)(Благо, за окном сплошная тьма.) (15)И так далее.

Что в этот момент делали пассажиры?

Как публика должна была поступить?

Предположите, как будут развиваться события дальше?

(16)В России я бы знал, как поступить. (17)Я бы подошел к этим молодым людям и сказал:

(19)И добавил бы:- (20)Вон отсюда!(21)А если надо, треснул бы кого-то по затылку.

-Почему рассказчик уверен, что знал бы, как поступить в России?

-Чем ситуация в нью-йоркском метро отличается от той же в русском?

-Что случилось дальше?

(22)А тут я испугался. (23)Языка толком не знаю. (24)Порядков не знаю. (25)Скажут что-то — не пойму. (26)То ли извиняются, то ли дальше оскорбляют. (27)А вдруг — стрелять начнут? (28)Может, у каждого — по пистолету? (29)Или ножом — по физиономии. (30)Наш хулиган — он родной и понятный. (31)Он может ударить чем угодно: кулаком, палкой, кастетом то есть знакомыми вещами.(32)А у этих что на уме?(33)Короче, сижу, читаю газету.

-Дайте оценку поведения автора.

-Как поведут себя хулиганы, чувствуя безнаказанность?

-Что произошло дальше?

(34)Хулиганы продолжают нарушать. (35)Старуху толкнули.(36)Из горлышка хлебнули. (37)Музыку включили на полную мощность. (38)В общем — ничего хорошего. (39)Читаю газету.

- Как вы думаете, почему рассказчик несколько раз повторяет фразу Читаю газету?

- Предположите, что будет дальше и почему?

(40)Вдруг поднялся мужчина средних лет. (41)Американец. (42)Худой такой. (43)И ниже меня ростом. (44)Подошел к хулиганам и говорит: - (45)Заткнитесь! (46)И затем: - (47)Вон отсюда. (48)Чувствовалось, если надо, он может кого-то и по затылку треснуть.

-Кто всё-таки решился противостоять хулиганам?

-Почему Довлатов даёт описание американца?

-Ответ на какой вопрос вам бы хотелось получить? Как отреагировали хулиганы?

(49)И молодые люди заткнулись. (50)И на остановке — вышли.

(51)А мужчина сел и задремал.

Почему молодые люди послушались?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ? (предположения)

(52)К чему я это все рассказываю? (53)А вот к чему. (54)Я знал все английские слова, которые он произнес. (55)И сам все это мог произнести без акцента. (56)Однако — не произнес. (57)Я газету читал. (58)Как вы сейчас. .

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".

Комментарий

Предложения (12-15, 22-33)

Предложения 4-10, 35-38

Поведение окружающих, безразличие, почему мы так себя ведём, Обыкновенная трусость, прикрытая маской заинтересованности содержанием книги, либо глубокого сна

атмосфера, которая создалась в вагоне с появлением хулиганов

Попытка автора оправдать своё поведение

Человек, не струсивший, не обязательно – физически сильный

Афиширование дневников

Итак, мы подошли с вами к определению проблемы текста

-Сформулируйте основную проблему.

(Почему мы так трусливо ведем себя в подобных ситуациях, а затем стыдимся собственной трусости).

-Чем вызвана эта нравственная проблема?

(Наше безразличие в подобной ситуации, ведет к безнаказанности, вседозволенности).

-В чем причина такого поведения молодых людей?

-В чем причина поведения публики?

(Обыкновенная трусость, прикрытая маской заинтересованности содержанием книги, либо глубокого сна).

-А вот психолог Н. Петровский утверждает, что поведение людей в подобной ситуации зависит от чувства (собственного достоинства): если человек мириться с хамством или старательно его не замечает, то есть основания предполагать, что это самое чувство изначально либо раздавлено, либо отсутствует вовсе.

Вам предлагается по сформулированной проблеме самостоятельно составить вопросы

Почему, вы думаете, что. относится к разряду…. ?

Согласны ли вы . и ….?

Как вы думаете… встречались ли в Вашей… ?

Пример из художественной литературы

Примеры из жизни:

-Видите, как много смысла, в одном единственном слове, которое мы порой не часто вспоминаем. Между тем, вся наша жизнь состоит из поступков достойных и недостойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей конституции, дело и в так называемых неписанных законах человеческих отношений. -Вот как говорят о человеческом достоинстве великие классики литературы.

-Три разных человека, три разные эпохи, три героических — каждая по-своему,

неповторимых и прекрасных судеб, три мастера, оставивших нам свои вечные творения, столь несхожие между собой. И как одинаково они говорят о той огромной роли, которую играет в судьбе каждого человека, и в твоей судьбе, чувство, которое нельзя ни купить, ни занять, а лишь воспитать в себе, вырастить в сердце своем — чувство собственного достоинства, делающее человека воистину человеком.

- Какова авторская позиция?

- Что утверждает Довлатов, анализируя поступок американца?

- Что даёт автору право на подобное ироничное утверждение?

- Изложите свой взгляд, приведя примеры из жизни.

- Подумайте и приведите примеры, где вы сталкиваетесь с поступками, достойными уважения.

Приём – построение кластера – ФИШБОУН (рыбная кость)

Попробуем построить модель будущего сочинения-эссе в виде кластера


2. Приём Создание синквейна

Слово “синквейн” – французское, обозначающее “пять строк”. При его написании существуют определенные правила.

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка – одно слово – синоним к первому слову, характеризующее суть предмета или объекта.

Трусость

Постыдная, неприятная

Молчать, терпеть, бояться

Трусость не красит человека (Не надо бояться действовать)

(СТРАХ, НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ, БЕЗДЕЙСТВИЕ)

Достоинство

Честное, свободное

Береги, храни, воспитывай

Береги честь смолоду

Уважение

Д.з. Написание сочинения – эссе по проблеме текста С.Довлатова

3. Рефлексия по уроку

"Символьный тест"

Инструкция: "Посмотрите на эти пять фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего.

Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.

Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.

Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.





ПРЯМОУГОЛЬНИК:
Ведущие качества прямоугольника — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость.
Они открыты, для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.



ТРЕУГОЛЬНИК:
Эта форма символизирует лидерство.
Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели.
Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и, как правило, достигают их.
Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.



КРУГ:
Самая доброжелательная из пяти фигур.
Он обладает высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.
Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым.
Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.



ЗИГЗАГ:
Фигура, символизирующая творчество.
Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зиг-загам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых веши делаются в данный момент или делались в прошлом.
Зигзаг — самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур.
Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь многих.

Приложение (литературный аргумент)

Трус притворился храбрым на войне,
Поскольку трусам спуску не давали.
Он, бледный, в бой катился на броне,
Он вяло балагурил на привале.

Его всего крутило и трясло,
Когда мы попадали под бомбежку.
Но страх скрывал он тщательно и зло
И своего добился понемножку.

И так вошел он в роль, что наконец
Стал храбрецом, почти уже природным.
Неплохо бы, чтоб, скажем, и подлец
Навечно притворился благородным.

Скрывая подлость, день бы ото дня
Такое же выказывал упорство.
Во всем другом естественность ценя,
Приветствую подобное притворство! (Константин Ваншенкин)

Как незаметно трусость проникает

Как незаметно трусость проникает
В моё сознанье и поступки тоже.
Молчать порою совесть не желает,
Но мозг вступиться не позволит всё же.

Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. - И. Гете

Трус умирает при каждой опасности, грозящей ему, храброго же смерть настигает только раз. - У. Шекспир

В душах трусливых нет места для счастья. - М. Сервантес

Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий.

Чувство страха составляет, по всей вероятности, самое мучительное из всех психических ощущений, доступных человеческой природе.

Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха.

Человек находит для оправдания своих действий любую причину, кроме одной, для своих преступлений — любое оправдание, кроме одного, для своей безопасности—любой повод, кроме одного: а этим одним является его трусость.

Первая обязанность человека — преодолеть страх. Пока у человека трясутся поджилки, его действия останутся рабскими.

Страх делает умных глупыми и сильных слабыми.

Быть рабом страха — самый худший вид рабства.

Насколько человек побеждает страх, настолько он — человек.

Надо жить смелее. Это только трусу всегда страшно да трудно, а смелому и трудное кажется легким.

Уже седьмой год подряд выпускникам школ России предстоит писать итоговое сочинение – сложную и, несомненно, серьёзную работу. Не преувеличу, если скажу, что подготовка к ней начинается буквально с первых лет обучения в школе и проводится не только учителями русского языка и литературы, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую очередь, дисциплин гуманитарного цикла). Учителя, преподающие разные предметы, должны способствовать систематизации и проблематизации знаний учащихся, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

Чтобы подготовить ученика к сочинению, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем), его логический и композиционный замыслы, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приемы и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объема на основе художественного произведения (или его фрагмента).

Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. На этом месте мне хотелось бы остановиться подробнее. Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока литературы _____________ в 11-ом классе по работе над опорными словами.

РОЛИК №1 – РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ

РОЛИК №2 – РАСПРЕДЕЛИТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

РОЛИК №3 – АНАЛИЗ ГОТОВОГО СОЧИНЕНИЯ

1. Риторический вопрос – вопрос, как бы возникающий в сознании и читателя, и автора:

2. Прямая связь - автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях:

3. Переход-соединение - абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…

4. Переход-противопоставление - с помощью сло: иной, другой, а, же, но…

5. Внутренняя связь - отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла.

Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.

Остаётся лишь добавить, что итоговое сочинение – не просто экзаменационная работа. Умение самостоятельно моделировать устное и письменное высказывание поможет будущему выпускнику осуществлять речевой самоконтроль, генерировать идеи, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.

Читайте также: