Семейские в бурятии сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Для того чтобы познакомиться с семейскими, мы прилетели в Улан-Удэ, а оттуда на машине отправились в Мухоршибирский район Бурятии по дороге, которой ездили в Читу еще двести лет назад. Автомагистраль идет мимо реки Сэлэнгэ (по-русски – Селенга), мимо железной дороги в Монголию, построенной после Великой Отечественной. Здесь непременно нужно остановиться и выйти из машины. Высокое небо, яркое солнце – красота! Справа от дороги – скала Спящий Лев, очертаниями действительно напоминающая царя зверей. Слева высится на сопке белый крест. Так отмечен путь протопопа Аввакума в Даурскую землю.

Село Шаралдай Мухоршибирского района. В центре села церковь Петра и Павла, которая относится к древлеправославной

Село Шаралдай Мухоршибирского района. В центре села церковь Петра и Павла, которая относится к древлеправославной

В 1653 году священномученик, выступивший против реформы патриарха Никона, был выслан в Сибирь с женой и детьми.

В СТРАШНУЮ ГЛУШЬ

Первыми в Забайкалье прибывали казаки – охранять границы. Об этом напоминают названия сел: Сотниково, Вахмистрово. Старообрядцев выслали в Сибирь позже – в XVIII веке, при разделе Речи Посполитой. Считается, что прагматичная Екатерина Великая, высылая старообрядцев, преследовала две цели: обуздать неблагонадежных и накормить казаков, несущих службу.

Семейские очень любят яркие цвета. Дома, ставни, ворота — все украшено резьбой. Таких нарядных деревень нигде в стране не встретишь

Семейские очень любят яркие цвета. Дома, ставни, ворота — все украшено резьбой. Таких нарядных деревень нигде в стране не встретишь

Ближе всего к Улан-Удэ находится семейское село Тарбагатай, туристов обычно привозят именно сюда. Но наш путь лежал дальше – в село Шаралдай Мухоршибирского района, от Улан-Удэ его отделяет 121 километр. Издалека виден обшитый синим сайдингом храм Святых апостолов Петра и Павла, относящийся к древлеправославной церкви. Сколько старообрядческих согласий в этих местах, трудно сказать. Многие семейские относятся к беспоповцам, за соблюдением богослужений следит уставщик. Впрочем, нынешние семейские не столь набожны, как их предки.

В селе нас встречали нарядные женщины, поднесли хлеб-соль. И у всех – румянец во всю щеку. Неужели они все тут такие, будто сошедшие с картин Рябушкина или Сурикова? Руководила встречающими Маргарита Гороховская, отвечающая за все культурные мероприятия в районе. Высокая, статная, полная достоинства, в волосах – ни одного седого волоса, а ведь ей за 50.

Степаниде Кушнаревой 80 лет. Она давно овдовела, живет одна. Но по соседству дома родственников и свояков. У семейских принято жить кучно, члены одной семьи строят дома рядом

Степаниде Кушнаревой 80 лет. Она давно овдовела, живет одна. Но по соседству дома родственников и свояков. У семейских принято жить кучно, члены одной семьи строят дома рядом

В Бурятии семейские живут в трех районах. Тарбагатайский совсем недалеко от Улан-Удэ, поэтому туда и везут туристов. Мы совершили путешествие в Мухоршибирский и Бичурский районы

В Бурятии семейские живут в трех районах. Тарбагатайский совсем недалеко от Улан-Удэ, поэтому туда и везут туристов. Мы совершили путешествие в Мухоршибирский и Бичурский районы

В ЖЕЛТЫХ ПЕСКАХ

Сейчас гончаров в Шаралдае нет, о них напоминает только старинная посуда в местном небольшом музее. В советское время Шаралдай был знаменитым селом: сюда привозили ремонтировать технику со всей Бурятии. Здесь же был совхоз-миллионер, где разводили птиц: для гусей вырыли искусственные озера, а утят грели под лампами. Маргарита Гороховская вспоминает, как помогала своей бабушке, работавшей птичницей. После перестройки совхоз прекратил существование.

Сейчас в Шаралдае есть крупные фермерские хозяйства. Впрочем, и те, кто не считает себя фермером, держат по 10 коров, делают творог и сметану.

Виктор Алексеев рожден от брака семейской и православного "сибиряка". Живет в Шаралдае в доме своего деда, крепкой столетней избе

Виктор Алексеев рожден от брака семейской и православного "сибиряка". Живет в Шаралдае в доме своего деда, крепкой столетней избе

Саше Ефимовой 19 лет. Она училась в техникуме в Улан-Удэ, но решила вернуться в Шаралдай, чтобы помогать маме вести хозяйство

Саше Ефимовой 19 лет. Она училась в техникуме в Улан-Удэ, но решила вернуться в Шаралдай, чтобы помогать маме вести хозяйство

В двух шагах от Петропавловской церкви – старинные резные ворота усадьбы. Направо – изба, где обычно принимают туристов. Угощают семейскими яствами, показывают собранные для музея предметы быта. Знакомят с обрядами. Налево – дом-музей самого известного уроженца этих мест – Исая Калашникова.

Саша Ефимова из села Шаралдай наряжена как замужняя семейская женщина. Сарафан, станушка, то есть рубаха, и головной убор, кичка — это шапочка, вокруг которой наматывается большой шерстяной платок

Саша Ефимова из села Шаралдай наряжена как замужняя семейская женщина. Сарафан, станушка, то есть рубаха, и головной убор, кичка — это шапочка, вокруг которой наматывается большой шерстяной платок

КИЧКА И САРАФАН

Посмотреть сарафаны из бабушкиного сундука нас повезли в семейское село Калиновка в гости к двум невесткам – Степаниде и Нине Кушнаревым. Невестки, то есть жены двух братьев, живут на одной улице рядом, как и положено у семейских.

Степанида и Нина Кушнаревы невестки, замужем за братьями. Они показали нам сундук, полный старинных нарядов

Степанида и Нина Кушнаревы невестки, замужем за братьями. Они показали нам сундук, полный старинных нарядов

Обязательным украшением замужней женщины были янтарные бусы. И дело тут не только в красоте. Жители этих мест испытывают дефицит йода. Семейские женщины скребли крупные бусины ножом, заливали стружку водой и пили как лекарство.

В КАЛИНОВКЕ

В селе несколько улиц, вдоль которых выстроились добротные дома. Мы уже заметили, что семейские очень любят яркие краски: это видно и по традиционным сарафанам, и по нарядным интерьерам. Но Калиновка поразила. Каждый дом – это живописное чудо. Бледно-розовый со ставнями цвета первой травы, канареечно-желтый с синими ставнями, зеленый – с малиновыми. Ставни все резные. К Пасхе хозяева моют и скоблят свои жилища, убирают приусадебные участки. Чистота здесь редкая – во дворике не найти ни одной сухой иголки или листика. У семейских не принято сидеть без дела, руки всегда должны быть заняты работой.

В каждом семейском селе есть фольклорные ансамбли. На любом празднике, да и просто в гостях, семейские очень любят петь

В каждом семейском селе есть фольклорные ансамбли. На любом празднике, да и просто в гостях, семейские очень любят петь

КАК ХОДЯТ В ГОСТИ

Надя Евдокимова, красивая блондинка в ярко-красном платке, показала нам свое хозяйство. А затем отвела в избу к своей свекрови Наталье Нестеровне. К ней в этот момент зашла подруга Лидия. Здесь принято так ходить в гости – со своей прялкой или рукоделием. Подруги разговаривают, иногда смотрят телевизор, прялка скрипит, Лидия прядет шерсть. Еще недавно семейские считали, что в магазине можно покупать только спички и соль, все остальное в доме должно быть свое.

Хлеб и выпечка — основное блюдо на столе у семейских. Роза Петрова из Калиновки печет калачи по традиции в печи на поду, то есть на камнях

Хлеб и выпечка — основное блюдо на столе у семейских. Роза Петрова из Калиновки печет калачи по традиции в печи на поду, то есть на камнях

Семейские умеют принимать гостей. В Калиновке нас пригласили в дом к Розе Петровой, которая считается здесь лучшим пекарем. А хлеб, пироги и разнообразная выпечка – основа стола у семейских. Роза Петрова при нас делала постное тесто: из муки, воды, дрожжей. Кусочки такого теста она бросала на сковородку, которую ставила в русскую печь. Запах этих лепешек ни с чем не сравнить. А еще калачи: две полоски теста переплетаются косой и потом соединяются в круг. Интересно, что семейские переняли у бурят умение готовить буузы, а буряты к праздникам всегда заказывают выпечку у семейских. Роза Петрова говорит, что особым спросом пользуются ее булочки-тарочки.

НОВЫЕ СЕМЕЙСКИЕ

В ХХ веке многое в старом укладе было сломано. Семейские работали в колхозах, вступали в КПСС, смело ставили свою подпись под документами, начали смотреть телевизор и слушать радио. Мужчины стали брить бороды и курить. Постепенно посещение молельного дома или приглашение уставщика для совершения обряда становилось уделом стариков.

В свое время я, ленинградская студентка, с группой однокурсников побывала в Сибири. В Минусинске мы попросили воды в одной из изб. Вышла женщина с косой, в длинной юбке, вынесла кружку воды. В дом нас не пустили, в середине 1980-х старообрядцы еще жили закрыто.

В XXI веке все поменялось. В Тарбагатае, Бичуре и Шаралдае ждут туристов, готовы угощать, водить экскурсии, рассказывать про свои обычаи и традиции. И, конечно, петь семейские песни. Не по крюкам, как их предки пели, а по нотам.

Семейские—русские старообрядцы, проживающие в Сибири, в том числе и в Бурятии.

Семейские в Бурятии

Происхождение и этноним:

Места проживания:

Сегодня потомки забайкальских старообрядцев проживают на территориях Тарбагатайского, Бичурского, Мухоршибирского и Заиграевского районов, а также в селах — Ново-Десятницкое (Кяхтинский район), Ягодное (Селенгинский район), Хасурта (Хоринский район), Леоновка и Вознесеновка (Кижингинский район), в городах Улан-Удэ, Гусиноозерск. Дисперсно они расселились по всей Республике Бурятия. Тарбагатай, Куйтун, Куналей существовали задолго до прибытия в Забайкалье старообрядцев. В этих селениях существовала крестьянская (или сельская) община, все основные решения принимал мирской сход.  фото: Олег Ловцов

Особенности ведения хозяйства:


фото: Олег Ловцов

Особенности взаимоотношений с соседями:

Многие этнические свойства, а также религиозная принадлежность семейских, стали играть роль этнодифференцирующих признаков.


фото: Олег Ловцов

Считается, что без заимствований у местного населения в вопросах хозяйственной деятельности, взаимоотношений с природно-экологической средой, переселенцы не сумели бы так успешно адаптироваться.

"У многих семейских были свои. друзья-буряты, которые приезжали в гости к одной конкретной семье и в другие семьи никогда не заходили. Как правило, это были буряты, с которыми данная семья имела различные хозяйственные отношения (аренда земли, выпас скота, продажа зерна, покупка шерсти)«(6)

Старообрядцы, известные своими религиозными устоями, оказались в сложной ситуации: с одной стороны, необходимо было соблюдать запрет на общение с иноверными, с другой — не менее важным было поддерживать добрососедские отношения с бурятами.(7)


фото: Олег Ловцов

Во многих рассказах, записанных от современных старообрядцев и содержащих мотивы дружбы с бурятами и обязательного угощения, присутствуют и мотивы, характеризующие хозяйственные взаимоотношения семейских и бурят: семейские арендуют у бурят землю, буряты пасут скот семейских, семейские рассчитываются с бурятами хлебом.(9)


фото: Олег Ловцов

Культура и быт:

Правительство, его чиновники, православная церковь старались поставить старообрядцев Забайкалья в определенные юридические и общественные рамки. Но то, что было явным притеснением (компактность расселения, определенная изолированность, ограничения и запреты на свободу общения и переезда, обособленность вероисповедания), сыграло большую роль в сохранении семейскими своей традиционной культуры.


фото: Олег Ловцов

Быт придавал уверенность в правильности выбранной старой веры, старых обрядов, создавал духовно-психологический комфорт в семье, в общине, уставщики умело корректировали духовное и психическое здоровье верующих. Все это вкупе с трудолюбием возвышало старообрядцев.


фото: Олег Ловцов

В общекультурном развитии семейские на протяжении веков были ярыми приверженцами старины и последователями древнего благочестия. Как ни парадоксально, но именно консервация традиционной русской культуры 16-17 вв. этой группой населения обернулась для нее отставанием от общемировых культурных достижений.

В среде староверов сохранились многие памятники культуры и древнерусской письменности. Археологи и этнографы собрали у них замечательные материалы: древние книги и рукописи, предметы быта и обихода, образцы старинной одежды, найдены уникальные иконы. Эти предметы старообрядческой культуры существенно пополнили книгохранилища и музеи страны, обогатив науку и культуру.

Одежда и украшения


фото: Олег Ловцов

Старообрядцы в Забайкалье выделялись одеждой, комплекс которой оформился в XVII — начале XVIII в., когда староверы проживали в Польше. Поскольку контингент старообрядческого населения, проживающего в пределах Польши, составлялся из жителей разных областей России, то это повлияло на оформление костюма семейских. Женский костюм включает в себя средне- и севернорусские особенности одежды: рубаху, прямой и косоклинный сарафан, пояс, запон (фартук), кичку, кокошник.

В костюме семейских присутствуют и южнорусские черты одежды (бисерные украшения, косник, дутые бусы, украшения цветами (живыми и искусственными) и перьями птиц (селезня). В одежде старообрядцев Забайкалья находим украинские и белорусские влияния. У бурят они заимствовали отдельные виды верхней одежды: доху, меховые шапки (малахай), обувь (унты, пимы). Покрой зипунов, халатов и шуб был характерен для русского костюма.

Одежда шилась из дорогих цветастых тканей: атласа, кашемира, бурса, канфы, шелка, плиса. Возможно, только у семейских, благодаря их преданности старине, сохраняются те формы русской одежды, которые у других групп русского народа давно вытеснены европейским костюмом.


фото: Олег Ловцов

Пожилые женщины в забайкальских старообрядческих селах до сих пор носят старинную одежду. Мужская одежда не сохранилась.


фото: Олег Ловцов

Уникальным в данном отношении является с. Хасурта Хоринского района Республики Бурятия. Население села делилось по конфессиональному признаку на семейских и карымов. В верхней части села проживали семейские, в нижней — карымы. Карымы — это потомки смешанных браков между русскими и бурятами. Заключая браки с бурятами, семейские старались обратить бурят в свою древлеправославную веру.


фото: Олег Ловцов

Религия и этноконфессиональные особенности:

На религиозном, хозяйственном уровне, в организационном отношении семейские Забайкалья не имели единых руководящих структур. Говорить о конфессиональном единстве этой этнографической группы трудно. В дореволюционное время у семейских было два основных направления: поповщина и беспоповщина. Первые признавали священство, имели свои храмы, часовни.

Гонители древнего православия лишили старообрядческую церковь епископов. По правилам Церкви священники, последователи старой веры, могли согласно своему сану совершать Божественную литургию, управлять паствой временно без епископов. Но они не имели права рукополагать новых священников и диаконов. Выход из этого положения был один — согласно древним соборным правилам, древлеправославная церковь принимала духовных лиц, рукоположенных в новообрядческой церкви.

Беглые попы тайно от властей совершали все необходимые и присущие их сану таинства и требы: крестили, миропомазывали, исповедовали, причащали, венчали, погребали умерших. Для исполнения треб в запасе у старообрядцев должно быть достаточно святого мирра, освященного еще партиархом Иосифом. Были у них и древние антиминсы (частицы мощей, вшитые в ткань. Антиминс лежит на алтаре. На антиминс совершается Евхаристия или Благодарение).

Беглопоповщина постоянно находилась под неусыпным оком властей и официальной церкви. Со временем от нее отошли часовенные. Их уставщики из-за отсутствия священников вели богослужение, крестили, исповедовали, причащали верующих в часовнях.


фото: Олег Ловцов

Современное состояние:

В советское время традиционализм, патриархальность семейских претерпели изменения за счет процессов урбанизации, интернационализации, атеизации населения. В то же время пластичность и лабильность культуры семейских как специфический феномен сохранились в состоянии относительной устойчивости до настоящего времени.

Для современного состояния культуры семейского населения вновь характерно обращение к культурной традиции.

Этноконфессиональными особенностями семейских и сегодня являются: компактное расселение преимущественно в сельской местности, ориентация на традиционные моральные нормы на уровне семьи, почтительное отношение к хозяйственно-трудовой деятельности, наличие этноконфессионального самосознания и др.


Фото: Олег Ловцов

Сегодня старообрядцы России впервые живут в условиях полной религиозной свободы. В 1971 и 1988 гг. Поместные Соборы Русской Православной Церкви сняли клятвы на старые обряды, признав их равносильными. Остается нерешенность вопроса точной адаптации современного старообрядчества к реалиям современного мира на уровне не отмененных отеческих установлений — типа запретов смотреть телевизор, пользоваться сетью Интернета, пользования аптечными лекарствами.

В связи с целенаправленной работой Советского государства по атеизации общества, начатой после революции, постепенно происходило обмирщение семейского населения Забайкалья.


фото: Олег Ловцов

На современном этапе семейские как этнографическая группа сами являются редчайшим памятником русской неповторимой самобытности, стойкости русского человека. 

1. Болонев Ф.Ф. Семейские. — Улан-Удэ, 1992. — С. 44.

3.Осокин Г.М. На границе Монголии. СПб., 1906. — С.64.

4.Чернев И. Семейщина. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1987. С. 8

10. из личного архива семьи Линховоин

11. Талько-Грынцевич Ю. Семейские-старообрядцы Забайкалья // К антропологии Великороссов. — Томск, 1898. — С.14.

Семейские являются старообрядцами, которых правительство Российской империи выслало в 18 веке в Забайкалье при разделе Речи Посполитой (Польши) между Российской империей, Пруссией и Австрийской империей. Семейских переселяли несколько раз с 1735 по 1795 годы.


Где живут

Проживают потомки старообрядцев в Забайкальском крае и Бурятии, на территории сел Хасурта, Ягодное, Ново-Десятницкое, Вознесеновка и Леоновка, в городах Гусиноозерск и Улан-Удэ, в Бичурском, Тарбагатайском, Мухоршибирском и Заиграевском районах.

Язык семейских в основном относится к великорусскому. Постепенно к нему присоединились слова из украинского, польского и белорусского. Семейские, проживающие в Бурятии, заимствовали слова из бурятского языка. Раньше многие из них хорошо владели бурятским, в результате хозяйственно-бытовых контактов и межэтнических браков с бурятами.

Религия

Семейские являются старообрядцами. Религиозно-нравственное воспитание начиналось с самого рождения, с крещения ребенка.

В дореволюционное время у них существовало два основных направления:

Сегодня у семейских условия полной религиозной свободы. Старообрядчество до сих пор не до конца адаптировано к реалиям современного мира. Например, запрещено пользоваться аптечными лекарствами и интернетом, также смотреть телевизор.


В кухне семейских присутствует большое количество мяса. Едят в тушеном и вареном виде баранину, говядину и свинину. Зайчатину не употребляют, строго соблюдают посты. В году у семейских 244 постных дня. Пьют чай, но когда этот напиток еще не получил распространения, предпочитали кипяченую воду, настой бадана и трав. Чай семейские не принимали долго и считали его употребление грехом, но в конце 20 века у них даже сформировались свои традиции потребления чая. Есть у народа правило: сначала напоить гостя чаем и только потом накормить. Чай пьют в большом количестве, по 4 раза в день, до и после еды, из самоваров, которые сохранились во многих домах и сегодня. Воду для чая брали только из родников. В напиток добавляли дикорастущие растения, ревень. Готовится пища и сегодня в русской печи, в чугунах и на сковородах.

Присутствует в кухне народа и большое количество овощей, в том числе маринованных. Готовят различные супы, похлебки, яичницу на сале, пельмени, каши. Из молочных продуктов употребляют молоко, сметану, масло, творог, простоквашу. Из пшеничной и ржаной муки готовят разнообразные изделия: хлеб, пирожки, хворост, ватрушки с творогом, тарки с начинкой, сгибни, лепешки, начиненные ягодами, пирожковую мелочь размером с яйцо со сладкой морковью, черемухой и яйцом. Пироги украшают по-особенному, сахарной пудрой, ягодами, решеткой из тонко раскатанных палочек теста.

На праздники столы ломятся от угощений: жареные поросята, сдобная выпечка, лапша с молоком и мясом, картофель с мясом, яйца вареные.


Внешность

Семейские по физическому типу красивые и рослые люди, трудолюбивые, выносливые, с крепким здоровьем. Всегда стремятся к красоте, что особенно отразилось на их внешности и одежде. Ее шили из цветных дорогих тканей:

Благодаря преданности старине, у семейских до сегодняшнего дня сохранились формы русской одежды, которые у других групп русских народов уже давно вытеснены европейскими предметами одежды.

Янтарь очень ценится этим народом, они привезли его с собой из мест высылки в Прибалтике и Польше. Янтарь у семейских служит амулетом и лекарством. По причине нехватки йода, многие страдали от зоба. Поэтому до старости женщины носят под рубахой связку бус из янтаря. При болезнях щитовидной железы, растирали янтарь в порошок и принимали внутрь.

Мужчины семейских носили и до сих пор носят длинные рубахи с поясом и штаны из темных материй.


Жизнь

Со своим приходом народность принесла на другие земли высокую сельскохозяйственную культуру. Издавна занимаются выращиванием овощей, картофеля, конопли, ячменя, гречихи, овса, пшеницы и ржи. Занимаются и скотоводством, держат коров, свиней, овец. Раньше охотились на изюбря и дикую козу.

Во второй половине 19 века, когда в Забайкалье началась добыча золота, семейские пошли работать на золотые прииски и считались лучшими приисковыми рабочими в Восточной Сибири. В 1880-х годах только из одной Мухоршибирской волости на приисковые работы были наняты 780 семейских.

Семейские хорошо знали и соблюдали родственные связи. Запрещены браки между родственниками до 8 колена, поэтому кровосмешения у них не было. В Забайкалье у семейских был самый высокий естественный прирост, женщины рожали от 10 до 24 детей. Издавна существовали родственные связи между семейскими и бурятами. В селе Хасурта население делилось на карымов и семейских. Карымами называли потомков смешанных браков между бурятами и русскими.

Семьи у народа патриархальные и традиционные. В больших усадьбах, состоящих из нескольких домов, живут до 4 поколений одной семьи. Землю и имущество старообрядцы делили редко. В семье муж считается главным. Строго порицаются измены. Наследство передается по мужской линии.

Жилище

Семейские живут в деревянных домах, которые отличаются высоким крыльцом, округлыми углами внутри помещения, массивной матицей. Потолок делают из круглых бревен, полы выкладывают бревнами, колотыми пополам. Богато украшены в домах ставни и ворота. Масляными красками окрашены двери, окна, плинтусы. Стены, перегородки и потолок расписаны крупными стилизованными цветами.


Культура

В фольклоре семейских присутствуют следующие жанры:

  • обрядовая и календарно-обрядовая поэзия;
  • лирические песни;
  • несказочная проза;
  • заговоры;
  • похоронная причеть;
  • загадки;
  • поговорки;
  • пословицы;
  • частушки.

Специфика жанров определена традициями, праздниками и обрядами народа, связанными с земледельческим календарем, семейными обрядами, которые присутствуют в жизни каждого семейского с рождения и до самой смерти.

В устном традиционном репертуаре поэзии до середины 20 века особое место занимали мифологические рассказы, связанные с бытовыми запретами и религиозно-назидательные произведения с христианскими сюжетами — легенды. Особо почитались христианские легенды и духовные стихи, чье влияние на мировоззрение семейских было значительным.

Наиболее ярким жанром народного творчества семейских является необрядовая песня во всем тематическом и жанровом разнообразии, красоте и богатстве напева. Песенная культура народа прежде всего выделяется многоголосным неповторимым распевом.

Присутствуют в некоторых селах индивидуальны черты музыкальных традиций. Широко распространены песни: хороводные, рекрутские, песни каторги и тюрьмы, которые семейские заимствовали у старожилов Забайкалья.

В каждом селе, где живут старообрядцы, есть фольклорные коллективы и народные хоры. Самые известные из них:

Традиции

Запрещен у народа прием пищи вместе с иноверцами. Поэтому, когда к ним в гости приходили их друзья буряты, они не обижались, что их сажают трапезничать отдельно на лавку, из отдельной посуды. Они понимали, что это связано с религиозными взглядами семейских. Если эти две народности породнились, семейские всегда способствовали обращению бурят в свою веру.


Всегда в семье семейских почитали и уважали старших, детей воспитывали старшие члены семьи. Первой наставницей была бабушка, она обучала ребенка богослужению, жизненным навыкам, внушала правила нравственной жизни, объясняла, что плохо, а что хорошо, как вести себя в обществе, развивала смекалку и ум ребенка, учила песенкам, поговоркам, стихам, считалкам и загадкам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

на тему: Старообрядчество в современной России

(на примере семейских в Бурятии)

(контрольная работа к модулю 6)

Фролова Лариса Бадмаевна

учитель начальных классов

Глава 1. Кто такие старообрядцы или староверы?

1.1Старая и новая вера

1.2.Во что верят староверы и откуда они взялись?

1.5Староверы и язычники

Глава 2. Старообрядчество в современном мире.

2.1. Происхождение семейских в Бурятии.

2.2. Вклад семейских в развитие Бурятии.

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах — людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русский язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница Агафья Лыкова из семьи староверов Лыковых.

Бурятия — это одно из немногих мест, где старообрядчество является одной из титульных конфессий. Пожалуй, только в Коми и Придунавье старообрядцы имеют подобный политический и общественный вес. Тем более интересен опыт взаимодействия старообрядчества и власти в этом регионе, а также сама жизнь старообрядческого сообщества.

В настоящее время у людей просыпается интерес к религии, к истории развития русской культуры. Именно поэтому я взяла эту тему для эссе, а также потому, что старообрядчество сыграло немалую роль в развитии культуры малой моей родины.

Глава 1. Кто такие старообрядцы или староверы?

1.1Старая и новая вера.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы — это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы — это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам — Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера ?

О дним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.

1.2.Во что верят староверы и откуда они взялись?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них — двуперстное крестное знамение , погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Сообщества или церкви — в течение сотен лет разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.

Староверы - поповцы помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение.

1.4.Староверы-безпоповцы

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней. Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.

1.5.Староверы и язычники

Глава 2. Старообрядчество в современном мире

2.1. Происхождение семейских в Бурятии.

Старообрядчество Бурятии — это один из крупнейших центров старой православной веры и допетровской исконно-русской культуры не только в России, но и в мире. В Бурятии проживает порядка 200 тыс. семейских, потомков русских старообрядцев Забайкалья — это более 20% населения республики.

Да, атеизм нанес большой урон духовности старообрядчества. Многие семейские отошли от своих корней и забыли старую веру своих благочестивых предков. Но, несмотря на советские репрессии, костяк сохранился, древлеправославная вера в России возрождается. Строятся церкви, и любой человек может принять истинное православие, а каждый семейский может восстановить духовную связь со своими дедами и прадедами.

До начала атеизма в Бурятии было более 80 старообрядческих церквей и часовен. За годы советской власти они были все уничтожены, а церковнослужители репрессированы, многие расстреляны.

После смены антирелигиозного курса страны в Бурятии, как и по всей России, началось духовное возрождение.

В настоящее время в республике восстановлено порядка 20 старообрядческих общин, которыми построено 10 древлеправославных храмов. В г. Улан-Удэ открылся кафедральный храм во имя Рождества Христова Сибирской епархии Русской Древлеправославной Церкви.

2.1.Вклад семейских в развитие Бурятии.

Семейские принесли с собой высокую сельскохозяйственную культуру. Они выращивали: рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овёс, картофель, овощи, коноплю. Скотоводство играло подсобную роль. В XIX веке Верхнеудинский округ стал наиболее развитым в Забайкалье в земледельческом отношении.

То, что предками нажито,
Не исчезло в веках.
Наши пашни и пажити -
Все в хозяйских руках. Фирс Болонев

Во второй половине XIX века, с началом добычи золота в Забайкалье, семейские начали работать на золотых приисках. Семейские считались лучшими приисковыми рабочими в Восточной Сибири. В начале 1880-х годов в одной только Мухоршибирской волости на приисковые работы было нанято 780 человек.

Трудолюбие и древлеправославная вера позволили семейским пронести до настоящего времени дух своего народа, своеобразие культуры, основанной ещё в допетровскую эпоху.

И я горжусь этим народом, несмотря на жестокие преследования и гонения старообрядцы выстояли, сохранили и сберегли свою веру, продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми.

Список литературы:

1. Болонев Ф.Ф. Семейские. — Улан-Удэ, 1992. — С. 44.

3.Осокин Г.М. На границе Монголии. СПб., 1906. — С.64.

4.Чернев И. Семейщина. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1987. С. 8

Семейские

Семейские

Переселённые старообрядцы получили от местных жителей название семейские, ввиду их прихода большими семьями с имуществом, в отличие от одиноких каторжников.

Семейские расселились крупными группами, образовав сёла и деревни на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов Республики Бурятия, а также Красночикойского района Забайкальского края.

Семья крестьян-семейных. Селение Дешулан.

Семейские

Семейские

Семейские

Роспись печи семейского дома.

Семейские

Семья Рыжакова Федора Ферапонтовича 1943 г.

Семейские

Семейские

Семейские

Семейские

Семейские

Семейские

Семейские

Семейские

Семейские

Семейские

Семейские

Семейские

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: