Семейные ценности в художественной литературе сочинение

Обновлено: 19.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Е.П.Хлопышева

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать добро людям.

Семья и семейные ценности – один из важнейших элементов фундамента культуры личности. В этом плане семейно-родственные отношения являются первичными и абсолютными. Они служат базисом формирования нравственности человека.

Простота, радушие Ростовых и гордость, честность Болконских – это особые родовые уклады, психологические, бытовые, жизненные. Каждый из них выражает патриархальную традицию и мораль.

Знакомство детей в семье с произведениями русской литературы дает представление о традициях в русской семье, подтверждает значение семьи как одной из важнейших ценностей в жизни человека.

Семья играет решающую роль в становлении человека. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. И не зря еще в 19 веке Федор Достоевский сказал: "Семья ведь тоже созидается, а не дается готовою, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собой, одно из другого вытекают, тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи".

Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой растет и развивается герой, и, пытаясь понять его.

И именно в семье закладываются основы нравственного и патриотического воспитания (недостаток которого остро ощущается в нашем обществе).

Имея семью – человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своих близких, сохраняя при этом святость семейных традиций как одного из способов воспитания. Традиции нескольких поколений позволяют ребенку, подростку осознавать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяя гордиться своей семьей.

К сожалению, в наше время, когда разрушены многие семьи, почитать семейные традиции стало очень сложно. Необходимо заново создавать свои собственные традиции, помогающие семье чаще собираться вместе, с тем ,чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя настоящей семьей.

И здесь мне хочется сказать о ценности традиций семейных чтений.

Традиции семейных чтений во времена А.Н.Толстого – это те традиции, которые в наше время были подменены газетами, радио и телевидением. Когда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию. Этот мир был живым, дышащим миром, где шло рождение образов, где начиналось творчество.

В русской литературе есть хрестоматийные примеры воспитания человека в семье, к которым назрела необходимость обратиться в наше время. У нас есть, чем гордиться, есть, с кого пример брать. Доказательством тому – наша отечественная литература, в основе которой – проблема человеческого существования как духовного процесса. Именно в русской литературе видится противоядие пошлости и нравственному уродству.

Разное отношение к детям делает разными их судьбы. Отец и мать, которые могут дать образование, состояние, не всегда делают своего ребенка счастливым. И напротив: родители, давшие своим детям только свою любовь, открывают им возможность обрести счастье. И чтобы не быть Иванами, не помнящими родства, необходимо восстановить утраченную в обществе ценность семейного воспитания . А сделать это можно лишь обратившись к образцам великой русской литературы, вернувшись к истокам семейного чтения.

Москалева Екатерина Юрьевна

В курсе русской литературы для 5-8 классов есть произведения, в которых авторы поднимают проблемы семейных отношений, семейных ценностей. На уроках литературы мы получаем нравственное и духовное воспитание, оцениваем поступки героев.

ВложениеРазмер
семейные ценности в русской литературе 66.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кумарейская средняя общеобразовательная школа

Районная научно-практическая конференция школьников

Семейные ценности в русской литературе.

Автор : Москалева Анастасия Александровна, обучающаяся 8 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кумарейская средняя общеобразовательная школа

Руководитель: Москалева Екатерина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Кумарейская СОШ

Адрес учреждения : 666 397 Иркутская область, Балаганский район, с. Кумарейка, Школьная,1 МБОУ Кумарейская СОШ

Контактный телефон : Моб. 89247092853

3. Семейные ценности в русской литературе……………………………с.9

3.2. Семейные ценности в повести А.С. Пушкина

3.3. Семейные ценности в повести В.Г Короленко «Дети

3.4. Семейные ценности в сказке – были М.М. Пришвина

4. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов …. с.21

7.Библиографический список ……………………………………………с.29

В МБОУ Кумарейской СОШ обучаются дети как из полных, так и из неполных семей, а также дети, имеющие опекунов. Среди 44 учеников, обучающихся в 5-8 классах, живут в полных семьях – 27, в неполных – 16, опекаемые дети – 1.Зачастую даже полные семьи неблагополучны: родители нигде не работают, злоупотребляют алкоголем. Безнравственная атмосфера в семье, потеря уважения к родителям не только приводят к замкнутости и озлобленности подростка, но и явственно отражаются на его социальной позиции, взглядах, мотивах поведения и т. д., обусловливают особую подверженность сторонним, дурным влияниям, формируя ориентацию на антиобщественное поведение и правонарушения, тягу к алкоголю, половую распущенность. Дети из неполных семей отношения в своих будущих семьях выстраивают по аналогии с семьёй своих родителей, поэтому очень важно показать, что безнравственные отношения – это не эталон поведения. Семья не будет полноценной без взаимного уважения, понимания, сострадания, любви. Поэтому нам очень важно на примере художественных произведений показать последствия неверно выстроенных семейных отношений, в чём преимущество полной семьи перед неполной.

Уроки литературы, на наш взгляд, помогают в формировании у учащихся нравственных и духовных ценностей, приобщении к здоровому образу жизни, ведь художественная литература – прекрасный источник материалов для воспитания полноценной личности. Именно поэтому мы выбрали данную тему нашей исследовательской работы.

Объект исследования: художественные произведения русской литературы.

Предмет исследования: формирование семейных ценностей на примере произведений художественной литературы, изучаемых в 5-8 классах

  1. метод сплошной выборки;
  2. наблюдения;
  3. аналитический;
  4. описательный;
  5. сравнительно-сопоставительный;
  6. интерпретации художественного текста.
  7. обобщение;
  8. систематизация.

Целью нашего исследования было изучение возможности формирования семейных ценностей у обучающихся через изучение и анализ художественных произведений.

Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач:

  1. проанализировать отрывки художественных произведений, в которых поднимается проблема семейных отношений;
  2. на основе материала художественных произведений выработать у учащихся стойкое убеждение в необходимости уважительного отношения к семейным ценностям;
  3. разработка рекомендаций для учителей и родителей по формированию семейных ценностей у детей.

В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза : изучение и анализ художественных произведений, в которых раскрываются характеры героев через семейные отношения, способствуют формированию у обучающихся семейных ценностей.

Структура работы определена ее целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографического списка, в котором насчитывается 11 наименований.

Во введении кратко обосновывается выбор темы, определяются цель и задачи исследования, коротко освещается содержание работы.

После чего сделаны промежуточные выводы по главе.

В заключении обобщаются результаты исследования, подведены итоги, сделаны выводы.

Приложение состоит из компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint, а также форм анкет, проведенных среди учащихся 5-8 классов, рекомендаций для учителей и памятки для родителей по формированию семейных ценностей у детей.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что изученный теоретический материал является практическим руководством для работы с подростками по привитию им семейных ценностей.

Практическая значимость исследования состоит в возможности привития семейных ценностей учащимся через изучение, анализ художественных произведений и применение методических разработок для учителей и родителей.

2.1. Что такое семья?

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково её значение для развития у детей духовного начала? Какой она должна быть, чтобы дать людям счастье? На каждый из таких вопросов люди, имеющие семью, отвечают в зависимости от того, какими идеалами и потребностями они руководствуются, в каких социальных условиях живёт их семья.

В хорошей, сплочённой семье не стоит остро вопрос о родительском авторитете: отцы и матери – чуткие, вдумчивые воспитатели, готовые во всё вникнуть, помочь, знающие, как поощрить хорошее и наказать за плохое. В такой семье полезные навыки усваиваются в силу постоянно действующих добрых влияний, семейных традиций и обычаев, редкое слово требования или порицания становится особенно веским, запоминающимся. Но и в хорошей семье успехи в воспитании детей не приходят сами собой. Просто так рядом с хорошими родителями не всегда вырастают хорошие дети.

Воспитание – процесс творческий, волевой, активный и не всегда бесконфликтный. Нельзя воспитать правильно, только любя ребёнка, только лелея его и обеспечивая.

Культура семьи передаётся по наследству от поколения к поколению. Каждая семья создаёт свои традиции. Очень важно, чтобы взаимоуважение и взаимопонимание стали традицией, а тактичность и высокие отношения вошли в привычку и остались в семье на всю жизнь.

Самым конструктивным способом взаимоотношений в семье психологи считают сотрудничество. Оно основано, прежде всего, на взаимном уважении взрослых и детей. Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются же такие отношения с задушевных бесед. Мир и лад в семье – высшая ценность. Здесь никогда не кричат, потому что понимают, что криком невозможно решить ни одну проблему.

Семьи, в которых отношения строятся по принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды [6,6].

В чём секрет взаимопонимания и добрых отношений между родителями и детьми? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить , и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы.

Можно с уверенностью сказать, что семья, в которой враждуют, где нет добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливой. Важнейшие признаки дружбы – взаимопонимание, сопереживание, глубокая эмоциональная привязанность.

Основа жизни семьи – честный, добросовестный общественно полезный труд. Как и другие положительные качества, любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. На ней основаны уважение к труду, вкус к работе, чувство долга, которые высоко ценятся в обществе во все времена.

Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. Трудовая атмосфера в семье формируется постепенно. Каждодневный труд всех членов семьи обеспечивает необходимую гармонию во взаимоотношениях, гарантирует материальное благополучие.

Человек не может воспринимать окружающий мир одним лишь умом, ему необходимо подключить сюда и своё сердце, и свои чувства. Человек всегда стремился к прекрасному. Семья предоставляет неограниченные возможности для творчества, духовного развития и совершенствования . Людям, любящим свой дом, он не только платит красотой и уютом, но и помогает сплотиться семье, незаметно решить многие проблемы, приучает к творчеству, которое одаривает минутами бесценного общения с красотой.

Взаимная любовь родителей – главный воспитательный фактор. Семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Улыбка и положительные эмоции - сочувствие, душевное равновесие, утешение, уверенность, оптимизм – создадут то, что можно назвать семейным очагом, который сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, даёт пищу чувствам и отдых душе. В таком доме всегда царит хорошее настроение [3;15].

В курсе русской литературы для 5-8 классов есть произведения, в которых авторы поднимают проблемы семейных отношений, семейных ценностей. На уроках литературы мы получаем нравственное и духовное воспитание, оцениваем поступки героев.

От эпизода к эпизоду обнажаются и всё более отчётливо проступают особенности характера каждого из героев, его склонности к добру и злу.

Даже в такой тяжёлой семье, где господствуют жестокость, насилие, произвол, бесчеловечность, человек может оставаться человеком, если ему с самого раннего детства привили семейные ценности.

Самсон не просто скучает по дочери, а испытывает ужас от того, что лишился её, ему страшно остаться одиноким, ненужным дочери.

После убийственного известия о том, что его дочь уехала с гусаром, старик не снёс своего несчастья и тут же слёг.

Почему дочь так поступает по отношению к самому дорогу ей человеку?

Почему она сбежала?

Почему не открылась отцу, не поделилась с ним своей печалью и радостью?

Значит, приходим мы к выводу, между отцом и дочерью не было доверительных отношений.

Он попытался, проявив находчивость, поговорить с дочерью, но Дуня, увидев его, падает на ковёр, и смотрителя прогоняют из дома гусара Минского.

Смотритель боялся, что дочь его пропадёт. Потеря Дуни - это крушение всех его надежд, счастья видеть рядом любимого человека. Раскаяние к дочери пришло поздно: смотритель умер от тоски по дочери. По-прежнему любит и жалеет своего отца Дуня, приехавшая навестить его, узнав о смерти смотрителя, заплакала и долго лежала на могилке отца, виня себя в его смерти.

Если бы у смотрителя была полная семья, то, возможно, такого бы не случилось. В семье так отношения строиться не должны. Если бы дочь принимала бы в жизни отца большее участие, такой бы трагедии не случилось, всё было бы по-другому.

3.3. Семейные ценности в повести

Какие отношения сложились у Васи с отцом после смерти матери? Отец Васи всегда казался мальчику суровым человеком. После же смерти жены лицо его стало ещё более угрюмым. Попытки судьи сблизиться с сыном не увенчались успехом, потому что замкнутость, самоуглублённость отца, его недоверие и равнодушие к сыну не располагают к откровенности такого чуткого и легко ранимого ребёнка, как Вася. Одиноко чувствует себя мальчик в родном доме. Тщательнее вчитаемся в текст и попытаемся обнаружить в нём те выразительные и изобразительные средства языка, с помощью которых углубляется наше представление о душевном состоянии судьи и его сына. Вася не возвращался домой, а прокрадывался… как молодой волчонок; он тихо ложился в постель; он тихо играл с сестрёнкой; утром мальчик прокладывал росистый след, перелезал через забор и уходил на целый день [6;43].Он чувствовал себя чужим, никому не нужным и заброшенным. Редкие встречи с отцом приносили лишь страдания и углубляли возникшую между ними отчужденность.

Однажды Вася узнаёт, что его друзья нищие. В душе мальчика происходит драма: сын судьи, человека кристальной честности, высоких нравственных правил, мальчик с раннего детства впитал всем своим существом незыблемые нравственные истины: нельзя воровать, лгать, обижать слабых. В жизни всё оказывается сложнее: его друзья, которых он любит и уважает, являются не только нищими, но и ворами.

С точки зрения усвоенной Васей морали поступок Валека заслуживает осуждения, не случайно Вася находится в грустном раздумье. И в то же время причина, которую выдвигает в своё оправдание его друг, кажется Васе достаточно серьёзной: ведь голодает Маруся, самое доверчивое и беззащитное существо на свете. Вася не может слышать жалобных слов девочки, видеть, как она жадно сжимает обеими руками кусок булки. Осознав, как тяжело живётся его друзьям, Вася испытывает глубокие страдания, не имея возможности помочь: у него заныло сердце, что-то перевернулось в груди, любовь… не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли.

Этот период в формировании сознания мальчика имеет решительное значение: осудить семью Тыбурция за постыдное воровство, которым они живут, и отойти в сторону или же найти в душе оправдание их образу жизни, поняв, к чему приводят их страшные условия жизни?

Вася остаётся верен друзьям, он решительно говорит Валеку, что будет ходить к ним. И эти слова звучат как клятва в дружбе, которую ничто не поколеблет.

Встреча с Тыбурцием оставляет большой след в душе Васи. Тыбурций любит своих детей, ласкает их, заботится о них. Именно такого человеческого внимания, участия не хватает Васе в собственной семье, вот почему он тянется к семье Тыбурция, чувствуя себя здесь уютно и уверенно.

Тыбурцию нравятся простота, смелость, сдержанность Васи, его верность в дружбе, умение хранить тайну. Придя в дом судьи, он защищает Васю от несправедливых упрёков.

Выдержка Тыбурция, его доброе, ласковое отношение к Васе побеждают настороженность судьи, заставляют его прислушаться к словам бездомного нищего и понять своего сына, найти путь к его сердцу.

Непонимание, нежелание понять и простить, помочь ребёнку разобраться в сложившейся ситуации отодвигают его от взрослого человека. Надо учить ребёнка переживать вместе не только счастливые моменты, радость, но и горе, несчастье. Это приучает ребёнка к состраданию, сочувствию, пониманию, такие же отношения он будет пытаться выстроить и в собственной семье.

На первый взгляд, люди уже давно поняли, что это за чувство и даже дали ему чёткое определение. Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы привести в гармонию свой внутренний мир. Однако почему-то счастливых людей на планете больше не становится, даже наоборот.

Оказывается, всё дело в том, что понятие гармонии внутреннего мира у всех разное. Для одних — это деньги и власть, а для других — мир и спокойствие на целой планете. Именно поэтому нет чёткой формулы, как стать счастливым, так как это зависит от личностных качеств самого́ человека. Если говорить простым языком — формула успеха у каждого своя, нужно только научиться её правильно рассчитывать.


Необязательно учиться на своих ошибках, когда у человечества такой огромный опыт различных героев из литературы, аргументы для счастья которых прописаны более чем понятно. Нужно всего лишь открыть книгу.

Очень доброжелательна атмосфера в семье Ростовых. В ней царят любовь и уважение друг к другу, искренность и чуткость, внимательность и сердечность, нравственная чистота. Ростовы — разумные, гостеприимные,

хлебосольные хозяева. Это семья патриархальная, ей близки народные традиции и обычаи. Вспомним, как отплясывает Наташа в рождественские праздники вместе с ряжеными. Родители ответственно и с любовью относятся к воспитанию своих детей и сироты Сонечки. Каждый член этой семьи — индивидуальность. Сын Николай — человек бескорыстный и храбрый. Он очень любит своих родителей. Наташа — чуткая, поэтичная, искренняя, сердечная. В ней много наивного, детского. У нее добрая душа и отзывчивое сердце. Во время пожара в Москве она помогает раненым выехать из города, отдает им подводы. Жизнь других для нее выше собственного благополучия.

Она прекрасная мать и жена. Для Толстого она — идеал женщины. Петя — светлая и гармоничная личность. Все дети в семье вырастают истинными патриотами. Он! и стремятся быть полезными, нужными и любимыми. Я считаю, что всем людям нужно стремиться к созданию такой атмосферы в семье.

Семья Болконских отличается от семьи Ростовых. Здесь царит разум, а не эмоции. Болконские не проявляют открыто своих чувств, но они близкие по духу люди. Они истинные патриоты, любовь к Родине и собственная жизнь для них неразделимы.

Способность к внутреннему изменению и стремление к самосовершенствованию Толстой считал одним из ценнейших свойств человека. Любимые герои Толстого меняются, а нелюбимые — статичны. Они всегда одинаковы.

Семья Курагиных является полной противоположностью семьям Болконских и Ростовых. Каково это семейство? Их объединяет только кровное родство. Они не близки по духу, не воспринимают друг друга как родных. Старая княгиня ревнует свою дочь.

Символично, что у Курагиных нет наследников, значит, эта семья не имеет будущего. К сожалению, вопрос о существовании таких семей очень актуален в наши дни, когда для многих людей деньги заслоняют истинные чувства.

Народные сказки

Если разобраться, то почти во всех русских народных сказках есть скрытый подтекст, помогающий людям разобраться в переплетениях собственной личности, и прийти к гармонии с внутренним миром.

Русская литература

Героев некоторых отечественных произведений в литературные примеры счастья можно определить лишь с большой натяжкой. Но это только на первый взгляд:

Счастье на примере литературных героев может выглядеть по-разному, но то, что оно есть — это однозначно. Читателю нужно только понять, применимы ли эти примеры к его личности.

Зарубежные книги

У зарубежных авторов тоже немало примеров литературных героев, которых, так или иначе, можно назвать счастливыми:

  • Маленький принц из сказки де Сент-Экзюпери. Несмотря на то что главный герой преодолевает пространство и время в поисках смысла бытия, в конце истории он понимает, что этот смысл заключается в любви к собственному цветку, который он добровольно оставил. Возвращение к любимой, радость встречи — вот истинное счастье для главного героя.
  • Ромео и Джульета из произведения Шекспира. Для этих героев счастье в истинной любви. Они предпочитают умереть, но не потерять её.
  • Робинзон Крузо из книги Даниэля Дефо. Главной мечтой Робинзона было покинуть необитаемый остров, но когда пришла пора уезжать, герой загрустил. Для некоторых людей счастье — это одиночество. Именно в нём они видят всю гармонию своего существования и свободу бытия.

Таких примеров из художественной литературы можно привести немало. Главное — уметь отличать счастье от похожих на него чувств. Например, удовлетворённость очень его напоминает, но из-за её кратковременности счастьем это чувство назвать нельзя.

Цитаты про счастье из книг

В различных книгах можно найти цитаты про счастье. Эта тема интересовала и писателей, которые создавали серьезные произведения, ставшие классикой мировой литературы, и тех, кто писал развлекательные книги. Представляем подборку цитат из произведений различных авторов о том, что такое счастье.

Счастье — это философский феномен, которым издревле интересовались не только писатели, но и пророки, психологи, социологи и даже физиологи.

Красивые цитаты о счастье ищут пользователи Сети для того, чтобы обновить свои статусы в социальных сетях.

Существует несколько подходов к пониманию такого сложного понятия как счастье:

  • Некоторые понимают счастье как победу, преодоление трудностей.

Для счастья человеку необходимо достигать большего, открывать новые горизонты. Благодаря этой черте мореплаватели открывали новые континенты, ученые ставили опасные опыты, путешественники поднимались на самые высокие вершины.

  • Для ученых, философов и мыслителей с древних времен непременным атрибутом счастья был поиск истины, правды и смысла бытия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В стаье останавливаюсь на художественных произведениях, которые изучаются в среднем звене школы. Они(произведения) помогают формировать семейные ценности, которые помогут в будущем правильно построить взаимоотношения в семье.

Н.В. Пашина, учитель русского языка и литературы

Формирование семейных ценностей на примере художественных произведений, изучаемых в курсе литературы 5 – 7 классов.

«Семья – очень важное, очень

ответственное дело человека.

Семья приносит полноту жизни,

(А.С. Макаренко)

Семья, несомненно, имеет свою специфику, но вместе с тем является формой коллективной жизни. Любая семья, если она хочет сохранить себя как семью, должна быть коллективом, где каждый стремиться жить интересами другого, помогать другому, чувствовать ответственность друг за друга. Жизнь в семье требует от человека любви к ближнему, душевности, взаимопонимания, доверия, постоянного самопожертвования, способности заботиться о другом человеке, жить его интересами.

В хорошей, сплочённой семье не стоит остро вопрос о родительском авторитете: отцы и матери – чуткие, вдумчивые воспитатели, готовые во всё вникнуть, помочь, знающие, как поощрить хорошее и наказать за плохое. В такой семье полезные навыки усваиваются в силу постоянно действующих добрых влияний, семейных традиций и обычаев, редкое слово требования или порицания становится особенно веским, запоминающимся.

Но и в хорошей семье успехи в воспитании детей не приходят сами собой. Просто так рядом с хорошими родителями не всегда вырастают хорошие дети. Воспитание – процесс творческий, волевой, активный и не всегда бесконфликтный. Нельзя воспитать правильно, только любя ребёнка, только лелея его и обеспечивая.

Педагогическая грамотность, педагогические умения важны не только в школе, но и в семье. Единство действий семьи и школы – залог воспитания всесторонне развитого человека, хорошо образованного, здорового физически и нравственно, умеющего и любящего трудиться, патриота и интернационалиста, все помыслы которого связаны с коллективной созидательной деятельностью. В семье, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Семья должна строиться на началах любви и взаимопонимания, заботы друг о друге. В.А. Сухомлинский говорил: "Я сразу вижу ребенка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя".

В курсе русской литературы для 5-7 классов есть произведения, в которых авторы поднимают проблемы семейных отношений, семейных ценностей. На уроках литературы мы получаем нравственное и духовное воспитание, оцениваем поступки героев.

Какой видит Алёша бабушку? Он замечает, что глаза у неё вспыхивают

От эпизода к эпизоду обнажаются и всё более отчётливо проступают особенности характера каждого из героев, его склонности к добру и злу.

Так, выявляется холодная жестокость, хитрость и коварство дядьёв: один велит племяннику накалить напёрсток, затем услужливо дует на него, когда дед обжигается, и тут же предаёт мальчика. Другой, прибежавши на шум, тихонько смеётся за печью, получая истинное удовольствие от случившегося, и только узнав, что его сын является виновником, выскакивает и начинает ссориться с братом.

Даже в такой тяжёлой семье, где господствуют жестокость, насилие, произвол, бесчеловечность, человек может оставаться человеком, если ему с самого раннего детства привили семейные ценности.

Самсон не просто скучает по дочери, а испытывает ужас от того, что лишился её, ему страшно остаться одиноким, ненужным дочери.

После убийственного известия о том, что его дочь уехала с гусаром, старик не снёс своего несчастья и тут же слёг.

Почему дочь так поступает по отношению к самому дорогу ей человеку? Почему она сбежала? Почему не открылась отцу, не поделилась с ним своей печалью и радостью?

Значит, приходим мы к выводу, между отцом и дочерью не было доверительных отношений.

Он попытался, проявив находчивость, поговорить с дочерью, но Дуня, увидев его, падает на ковёр, и смотрителя прогоняют из дома гусара Минского.

Смотритель боялся, что дочь его пропадёт. Потеря Дуни - это крушение всех его надежд, счастья видеть рядом любимого человека. Раскаяние к дочери пришло поздно: смотритель умер от тоски по дочери. По-прежнему любит и жалеет своего отца Дуня, приехавшая навестить его, узнав о смерти смотрителя, заплакала и долго лежала на могилке отца, виня себя в его смерти.

Если бы у смотрителя была полная семья, то, возможно, такого бы не случилось. В семье так отношения строиться не должны. Если бы дочь принимала в жизни отца большее участие, такой бы трагедии не случилось, всё было бы по-другому.

Какие отношения сложились у Васи с отцом после смерти матери? Отец Васи всегда казался мальчику суровым человеком. После же смерти жены лицо его стало ещё более угрюмым. Попытки судьи сблизиться с сыном не увенчались успехом, потому что замкнутость, самоуглублённость отца, его недоверие и равнодушие к сыну не располагают к откровенности такого чуткого и легко ранимого ребёнка, как Вася. Одиноко чувствует себя мальчик в родном доме. Тщательнее вчитаемся в текст и попытаемся обнаружить в нём те выразительные и изобразительные средства языка, с помощью которых углубляется наше представление о душевном состоянии судьи и его сына. Вася не возвращался домой, а прокрадывался…как молодой волчонок; он тихо ложился в постель; он тихо играл с сестрёнкой; утром мальчик прокладывал росистый след, перелезал через забор и уходил на целый день. Он чувствовал себя чужим, никому не нужным и заброшенным. Редкие встречи с отцом приносили лишь страдания и углубляли возникшую между ними отчужденность.

Однажды Вася узнаёт, что его друзья нищие. В душе мальчика происходит драма: сын судьи, человека кристальной честности, высоких нравственных правил, мальчик с раннего детства впитал всем своим существом незыблемые нравственные истины: нельзя воровать, лгать, обижать слабых. В жизни всё оказывается сложнее: его друзья, которых он любит и уважает, являются не только нищими, но и ворами.

С точки зрения усвоенной Васей морали поступок Валека заслуживает осуждения, не случайно Вася находится в грустном раздумье. И в то же время причина, которую выдвигает в своё оправдание его друг, кажется Васе достаточно серьёзной: ведь голодает Маруся, самое доверчивое и беззащитное существо на свете. Вася не может слышать жалобных слов девочки, видеть, как она жадно сжимает обеими руками кусок булки. Осознав, как тяжело живётся его друзьям, Вася испытывает глубокие страдания, не имея возможности помочь: у него заныло сердце, что-то перевернулось в груди, любовь… не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли.

Этот период в формировании сознания мальчика имеет решительное значение: осудить семью Тыбурция за постыдное воровство, которым они живут, и отойти в сторону или же найти в душе оправдание их образу жизни, поняв, к чему приводят их страшные условия жизни?

Вася остаётся верен друзьям, он решительно говорит Валеку, что будет ходить к ним. И эти слова звучат как клятва в дружбе, которую ничто не поколеблет.

Встреча с Тыбурцием оставляет большой след в душе Васи. Тыбурций любит своих детей, ласкает их, заботится о них. Именно такого человеческого внимания, участия не хватает Васе в собственной семье, вот почему он тянется к семье Тыбурция, чувствуя себя здесь уютно и уверенно.

Тыбурцию нравятся простота, смелость, сдержанность Васи, его верность в дружбе, умение хранить тайну. Придя в дом судьи, он защищает Васю от несправедливых упрёков.

Выдержка Тыбурция, его доброе, ласковое отношение к Васе побеждают настороженность судьи, заставляют его прислушаться к словам бездомного нищего и понять своего сына, найти путь к его сердцу.

Непонимание, нежелание понять и простить, помочь ребёнку разобраться в сложившейся ситуации отодвигают его от взрослого человека. Надо учить ребёнка переживать вместе не только счастливые моменты, радость, но и горе, несчастье. Это приучает ребёнка к состраданию, сочувствию, пониманию, такие же отношения он будет пытаться выстроить и в собственной семье.

Большую роль в произведении играет образ родителей Насти и Митраши.

-Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.

Дети были очень дружны, но Митраша пытался верховодить, а это возбуждало разногласия между братом и сестрой.

Настя с самого раннего утра занята домашними делами, многому она научилась у своей матери, делает всё очень старательно, заботливо относится к брату, пытается наставить на путь истинный.

В полной семье, в которой главными считаются любовь, уважение, взаимовыручка, трудолюбие, дети не только перенимают семейные ценности, но и бытовые навыки. Поведение взрослых для них – эталон, поэтому родителям надо задуматься о том, какие качества они хотят воспитать в своём ребёнке и в соответствии с этим выстроить свои отношения с ребёнком. Полная семья имеет больше возможностей для воспитания полноценной личности.

Теперь мальчик каждое утро просыпался вместе с матерью и всё время смотрел на скворцов, которые весь день были в работе, удивлялся их трудолюбию. Счастье поселилось в сердце Павлуни. Казалось, ничего не угрожало жизни скворцов…

Вот налетел сильный ветер, стал раскачивать скворечник, который вместе с жердью повалился на землю. Мальчик не помнил, как очутился на полу, пытался позвать на помощь маму, но её не было дома. Ковыляя и размазывая рукавом слёзы, выбрался за порог и еле открыл ворота в огород. Скворечник лежал на грядках окошком вниз, а соседский кот подкрадывался к нему из-за хлева. Мальчик закричал на кота, бросил в него камень, и кот не спеша пошёл обратно. Павлуня почувствовал, что случилась беда, что всё кончено. Дрожа от холода и горя, мальчик просунул тоненькую исхудалую руку в дырку скворечника. Там никого не было: на мокрых пальцах он увидел осколки небесн놙й, в пятнышках, тонкой скорлупы скворчиных яичек…

Больше Павлуня ничего не помнил, а очнулся на руках у отца, который пытался успокоить сына:

-Ну, что же ты, брат, ну, Павлуня, она ещё накладёт яичек, не плачь А скворечник мы опять поставим, сделаем крепче.

Отцу удалось успокоить сына, внушить уверенность в завтрашнем дне, поверить в свои силы и выздоровление.

Именно в такой семье, в которой родители понимают своих детей, знают их проблемы, стараются им помочь, прививают семейные ценности, вырастают такие дети, которые, став взрослыми, будут эти же качества воспитывать и в своих детях.

Необходимо родителям в своих детях воспитывать любовь ко всему живому, умение понять, сострадать, сочувствовать, помочь.

Проанализировав произведения художественной литературы, можно сделать определенные выводы:

- неслучайно авторы художественных произведений включают в повествование взаимоотношения в семье, поведение героев в разных жизненных ситуациях, умение преодолевать трудности и находить выход;

- на уроках изучения данных произведений следует проводить тщательный анализ эпизодов, описывающих внешность, поступки, манеру поведения этих героев;

- нужно заострять внимание учащихся на том, что человек, не ценящий свою семью, не умеющий вовремя прийти на помощь, понять своего ребёнка, не может быть привлекательным, вызывать сочувствие и оправдание;

- подобная работа помогает в воспитании высоконравственной и духовно-развитой личности и приобщении учащихся к семейным ценностям.

Художественная литература имеет для семьи большой воспитательный потенциал. С одной стороны, это примеры рассказов и сказок с хорошими отношениями в семье, образ литературных героев как пример для подражания для ребенка, а с другой – возможность совершенствования педагогической культуры родителей.

Мир ребёнка начинается с семьи. Первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребёнка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным.

Нужно заострять внимание учащихся на том, что человек, не ценящий свою семью, не умеющий вовремя прийти на помощь, понять своего ребёнка, не может быть привлекательным, вызывать сочувствие и оправдание, подобная работа помогает в воспитании высоконравственной и духовно-развитой личности и приобщении учащихся к семейным ценностям.

Список использованной литературы

Читайте также: