Счастливые и несчастливые герои маленькой трилогии сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка предназначена для проведения урока литературы по творчеству А. П. Чехова. Выбранная тема интересна и актуальна, так как произведения этого автора поучительны и не теряют своей злободневности в современной жизни. Проведение урока по этой разработке позволит научить обучающихся воспринимать образную речь, развивать навыки аналитического чтения и самостоятельной работы с художественным тексом. Материал адресован учителям-словесникам.

ЦЕЛЬ: закрепить материал о биографии А. П. Чехова, рассмотреть

Какие события происходили в эти годы?

(родился в Таганроге в купеческой семье)

(учеба в греческой школе)

– 1879 (учеба в Таганрогской гимназии)

1879 – 1884 (учеба в Московском университете)

1891, 1894, 1897, 1901 (ездил за границу)

1904 (скончался в Германии, похоронен в Москве)

Предварительно необходимо разделить лист на 4 графы.

Какая у Ивана Ивановича была фамилия?

а) Чимша-Гималайский

II . Беликов был учителем

а) греческого языка

б) латинского языка

в) русского языка

«Назначили к нам нового учителя истории и географии, приехал он не

один, а с сестрой.

а) Коваленко Михаил Саввич

б) Тарантьев Михаил Петрович

в) Козлов Алексей Семенович

IV . Беликов решил жениться на

V . Чем заканчивается рассказ?

а) Беликов умер

б) Беликов женился на Вареньке

в) уехал за границу

I . К кому идут Иван Иванович и Буркин укрыться от дождя?

а) к Алехину

II . О ком Иван Иванович рассказывает историю?

б) о своем брате Николае Ивановиче

III . Николай Иванович посадил 20 кустов

а) крыжовника

б) черной смородины

IV . Николай Иванович чертил план своего имения, и всякий раз у него

выходило одно и то же

б) дом, огород, кусты смородины

в) барский дом, людская, огород, крыжовник

V . Чьи это слова?

а) Иван Иванович

I . Кто является рассказчиком?

б) Иван Иванович

II . О ком рассказывает Алехин историю о любви?

III . Самым основательным знакомством для Алехина было знакомство с

а) Лугановичем

IV . Кого полюбил Алехин?

а) Анну Алексеевну Луганович

б) Веру Павловну Истомину

в) Зою Ивановну Шелестову

V . Чьи это слова?

Соедините в таблице буквы а. Что получилось?

V . Работа с терминологией.

Что такое трилогия?

(См. слово в словаре Ожегова).

ТРИЛОГИЯ – три произведения одного автора, объединенные общим замыслом и преемственностью сюжета.

Что объединяет рассказы в трилогию?

Каждый из трех персонажей (ветеринарный врач Иван Иванович, учитель гимназии Буркин, помещик Алехин) попеременно являются то слушателем, то рассказчиком, то действующим лицом. Таким образом, в рассказах показан обмен жизненным опытом.

Чехов показывает как люди, не занятые полезной общественной деятельностью, не умеющие по-настоящему трудиться, ограничивают себя малой задачей и зря расходуют энергию.

Такие люди не видят, не понимают свое истинное предназначение в жизни.

Героиня боится нарушить покой семейного существования, герой не может порвать с обычной жизнью.

Как вы думаете, что хотел показать Чехов, написав эти рассказы?

VI . Работа с текстом .

Каким перед нами предстает Беликов?

Почему этот человек держал в руках весь город?

Отчего Беликов умирает?

Изменилась ли жизнь города после его смерти?

О чем мечтал герой рассказа?

Был ли счастлив Николай Иванович?

Как вы расцениваете поведение Алехина? Что он за человек?

Почему не сложилась его любовь?

VII . Слово учителя.

Трилогия завершается, но не кончаются раздумья читателя о жизни и счастье, красоте и любви, робости и смелости.

И, словно бы желая сказать, что выход есть, надо его искать, автор завершает трилогию картиной счастливой радостной природы.

Автор хочет сказать, что перемены близки и неизбежны, но добиться их нелегко, что судьбы человеческие сложны и трудны, надо зорко вглядываться в жизнь, стараясь видеть людей такими, какие они есть на самом деле, нельзя смиряться с пустой бесцельной жизнью, надо бороться за красоту, любовь, свободу.

Есть ли общее в образах Беликова, Николая Ивановича, Алехина? Что именно?

Написать сочинение – миниатюру на одну из предложенных тем:

Используемая литература

2. Авдеев Ю. К. В чеховском Мелихове/ Ю.К. Авдеев. – М.: Моск. рабочий, 1972. – 183 с.

3. А. П. Чехов в воспоминаниях современников/ подгот. текста и примеч. Н. И. Гитович, И.В. Федорова; предисл. А. К. Котова. – М.: Гослитиздат, 1960. – 834 с.

4. А. П. Чехов в воспоминаниях современников/ сост., подгот. текста, коммент. Н. И. Гитович; вступ. ст. А. М. Туркова. – М.: Худож. лит., 1986. – 735 с. – (Литературные мемуары).

5. А. П. Чехов. Сборник документов и материалов/ подг. к печати П. С. Попов, И.В. Федоров; предисл. П.С. Поповича: под общ. ред. А. Б. Дермана. – М.: Гослитиздат, 1947. – 270 с.

6. Антон Павлович Чехов в театре: альбом. – М.: Изогиз, 1955. – 144 с.

"Маленькую трилогию" А. П. Чехова многие критики сразу же после публикации назвали переломным этапом в творчестве писателя. Если в ранних рассказах Чехова прежде всего интересовала комическая сторона, то трилогия, особенно рассказ "О любви", носит "драматический характер, иногда возвышаясь до высокого трагизма" (А. Измайлов).

"Маленькая трилогия" действительно напоминает серьезное философское рассуждение писателя о неизбежных негативных сторонах человеческой жизни. А. И. Богданович отмечал, что Чехов "не может оставаться только художником и. становится моралистом и обличителем".

"Маленькая трилогия" была написана Чеховым в 1898 г. и впервые опубликована в №№ 7-8 журнала "Русская мысль". "Человек в футляре" первоначально имел подзаголовок "Рассказ", "Крыжовник" и "О любви" были помечены римскими цифрами II и III.

Название короткому циклу рассказов дали исследователи творчества писателя. Сам Чехов планировал создать целую серию произведений, объединенных темой "футлярной жизни". Однако после написания рассказа "О любви" писатель почувствовал усталость и равнодушие к этой теме. "Маленькая трилогия" - самое простое и предельно конкретное название для трех рассказов, затрагивающих одну и ту же тему. Вдобавок их объединяют главные действующие лица со своими историями.

Цикл рассказов в жанре критического реализма. Основная тема "Маленькой трилогии" - "футлярная жизнь", к которой Чехов относился с огромным негодованием. Это широкое, ставшее нарицательным понятие относится к людям, которые сознательно отгораживаются от живой действительности и замыкаются в своем маленьком убогом мире.

Общий тон всему циклу задает первый рассказ с недвусмысленным названием - "Человек в футляре". Учитель греческого языка Беликов внушает отвращение с первых же строк. Узость и ограниченность его жизни и внутреннего мира доведена практически до абсурда. Беликов добровольно заключает себя в "футляр". При этом само существование главного героя представляет серьезную опасность для общества. Его подозрительность постепенно изменяет и окружающих людей, заставляет их все время находиться в состоянии страха. Беликова никто не любит и не уважает, но все боятся сказать хоть слово против. Смерть Беликова доставляет облегчение всему городу, но "футлярщина" уже проникла в души людей и от нее будет чрезвычайно трудно избавиться.

Главный герой рассказа "Крыжовник" - такой же ограниченный человек. Его главная мечта - собственное имение. Узкие представления о счастье с годами сводятся к еще более ничтожной вещи - крыжовнику. Попробовав ягоды с первого урожая, Николай Иванович находится на вершине блаженства. Он уже никогда не поймет, что потратил лучшие годы жизни в бессмысленной погоне за этими кислыми ягодами.

Чимша-Гималайский и Буркин вместе отправились на охоту. Расположившись на ночлег в сарае, они начали беседовать. Буркин рассказывает историю о своем коллеге - учителе Беликове ("Человек в футляре"). На следующий день приятели посещают помещика Алехина. Вечером Иван Иванович продолжает беседу рассказом о своем родном брате ("Крыжовник"). Переночевав у Алехина, Иван Иванович и Буркин узнают от него историю о несчастной любви помещика. Между рассказами возникает тесная связь, когда в финале охотники понимают, что тоже были знакомы с Анной Алексеевной.

Чехов на протяжении всей жизни призывал людей к неустанной полезной деятельности и сам подавал этому пример. Образы людей "в футляре" - яркий образец того, как жить не следует.

Образ Беликова призван показать, как ход мыслей приобретает гипертрофированные черты и превращается в стиль жизни, а после — в угрожающее явление с общественным резонансом.

Краткое содержание

Алехин, Иван Иваныч и Буркин беседовали за завтраком. Хозяин рассказал, что его служанка Пелагея была сильно влюблена в повара Никанора, но не хотела идти за него замуж, так как он пил, буйствовал и даже бил ее.

Размышляя над услышанным, Буркин и Иван Иваныч жалели, что Алехин не занимался наукой или чем-то подобным, и о том, какое, должно быть, скорбное лицо было у молодой дамы во время прощания.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

СПАДИЛО.РУ

Вступление

Что такое обывательская мораль? Кто такой обыватель?

Наверное, обывателем можно назвать практически каждого человека в современном нам обществе. Это обыкновенный человек, который стремится к тому, чтобы быть как все, иметь вещи, которые имеют все, выглядеть так, как выглядят все. Явление это не только российское, но общемировое.

Проблема

В тексте В.В. Набокова основной становится проблема обывательской морали, замкнутости.

Комментарий

Ценя живопись малоизвестного автора, обыватели могут повесить в гостиной картину, которая им не очень нравится, сделают это только ради престижа.

У русских людей было очень точное слово для обозначения величия обывателя – пошлость. Это подделка значительности, красоты, ума, привлекательности. Автор вспоминает произведения Гоголя, Толстого и Чехова, где они обличали вульгарность и показное глубокомыслие.

Авторская позиция

Своя позиция

Я разделяю точку зрения автора. Мир станет слишком серым, а люди слишком одинаковыми, если все мы бездумно поддадимся рекламным предложениям или жажде быть не хуже других.

Аргумент №1

Красоты морских просторов, закаты и рассветы, свежесть морского воздуха – это нисколько не интересует человека из Сан-Франциско. Личный комфорт, вкусная еда, лучшие вина – вот то, что беспокоит главного героя и его близких.

Когда же Господин умирает, его кладут в деревянный ящик и уносят с глаз долой, чтобы он не портил вечер окружающим. В лицах его семьи нет и тени всепоглощающего горя.

Аргумент №2

Заключение

Страшно думать о том, что кроме обывателей в мире не останется больше настоящих людей, с индивидуальными интересами и стремлениями. Хочется, чтобы мир сохранял свою уникальность для нас и наших потомков.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Антон Павлович Чехов - настоящий гений названий. Своими названиями он отражает истинную суть своих произведений. Например, в "Маленькой трилогии" название первого рассказа уже значимо и дает понять, о чем будут два других. В этих произведениях происходит противостояние человека и случая. И если в первом рассказе трилогии тема "случая" раскрывается буквально, то в двух других она завуалирована, и ее не всегда можно разглядеть.

Учитывая, что "футляр" - главная тема всех трех произведений, можно ли вообще предположить, что кто-то из главных героев счастлив? Потому что я считаю, что человек в футляре - это несчастный человек, потому что этот самый футляр загоняет тебя в рамки и накрывает своей обыденностью. Попробую разобраться в этом вопросе. В рассказе "Человек в футляре" Беликову достаточно было поместить себя в футляр (что он и сделал в итоге), чтобы полностью отгородиться от мира. Это человек, которого поглотила обыденность и банальность. Я не думаю, что он был счастлив или несчастлив, потому что он просто существовал, а не жил, и даже не осознавал этого. Даже когда счастье было совсем рядом, когда любовь могла ему выйти из своего футляра, он не мог противостоять своей "футлярной" природе. Поэтому можно сказать, что Беликов стал счастливым только тогда, когда лег в гроб. В рассказе "Крыжовник" футлярная природа главного героя, Чимши-Гималайского, выражается в его никчемном сне. Этот человек, в силу своей ограниченности, мечтал иметь собственный дом, во дворе которого рос бы крыжовник, и всю свою жизнь он посвятил достижению этой мечты. В конце концов, он смог достичь ее, но его ожидания не оправдались. Он получил то, что хотел, но совсем не так, как представлял себе всю жизнь. Стал ли он счастлив от того, что его мечта сбылась? Нет, не стал. Он только притворялся счастливым человеком. И я думаю, что главным доказательством этого является то, что он ел свой кислый крыжовник и восхищался им, восклицая, что он очень вкусный. На самом деле Чимши-Гималайский был глубоко несчастен, но он не мог в этом признаться.

+

Читайте также: