Самый сильный протест вырывается из груди самого слабого сочинение

Обновлено: 08.07.2024

XX век был веком Толстого, Достоевского и Чехова. Толстой говорил, что в основе всего — семья и вера, без них человек беспомощен. Достоевский утверждал, что человек по определению отвратителен и ни семья, ни вера тут ничего не сделают. А Чехов считал, что все вообще абсурдно и не следует особо беспокоиться. Тургенев в русской литературе оказался наособицу. Сейчас, когда мы отмечаем его 200-летие, наступает век Тургенева: скомпрометированы все ценности, и начинается пора умного вчитывания, время подтекстов, изящества и тургеневских открытий.

Как Тургенев повлиял на европейский роман

У каждого русского прозаика и поэта обязательно есть европейский прототип, на который он ориентируется. Прототипа нет только у Тургенева. Он единственный русский писатель, который не учился у Запада, — он сам научил Запад писать.

Во Франции до Тургенева был классический роман-фельетон, рассчитанный на газетную публикацию, огромный социальный роман с острой фабулой. Тургенев научил французскую литературу не зависеть от физического носителя.

Тургеневский роман отличается пятью чертами, которые создали европейскую новеллистику, какой мы ее знаем. Прежде всего, он короткий — чтобы не утомлять читателя и соблюсти пропорции. Многостраничные романы Достоевского и гигантский эпос Толстого созданы для русского неумеренного пространства. Тургеневский роман короток, изящен, лаконичен и независим от формы, в которой он будет подаваться, то есть журнала или книги. Он обладает пропорциями идеального рассказа и масштабной проблематикой истинно романа.

Вторая черта тургеневского романа — полифоничность. Принято считать, что полифонию у нас олицетворяет Достоевский. А, собственно, где она, если мы всегда понимаем, что автор хочет сказать? Вот у Тургенева мы не знаем, на чьей он стороне. Он задолго до Леонида Леонова освоил главную заповедь русского писателя: завидные мысли надо отдавать отрицательному герою, тогда вы будете неуязвимы.

Мораль тургеневского романа, как правило, нельзя выразить словами, она возникает на пересечении многих вариантов, формулируется нами, и мы никогда не можем быть уверены в том, что правильно прочли роман.

Эти пять черт любого романа, написанного после 80-х годов XIX века, определяют европейскую прозу. Классический европейский роман воспитан Тургеневым — его ненавязчивостью, его барским холодноватым умением сказать все, не говоря почти ничего, его нежеланием направлять читателя на путь, произносить мораль.

Портрет Е.М. Мартыновой. Константин Сомов. 1897–1900 годы

Кто такая тургеневская девушка

Зачем Герасим утопил Муму и для чего Тургеневу готика

Многие говорят, что Герасим утопил Муму, потому что не мог ослушаться барыни. Помилуйте, он же все равно ослушался: он ушел. Но чтобы уйти, ему надо было сначала утопить Муму. А что такое Муму?

Литература

Максим Горький. Лев Толстой. М., 2014.

Антон Первушин. Конспирологическая утопия братьев Стругацких // Настоящая фантастика — 2013. М., 2013.

Виссарион Белинский. Взгляд на русскую литературу 1846 года // В.Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Под общей редакцией Ф.М. Головенченко. ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948.

Николай Добролюбов. Луч света в темном царстве // Н.А. Добролюбов. Собрание сочинений в 9 т. Т. 6. М. — Л., 1963.

Дмитрий Писарев. Мотивы русской драмы // Д.И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый. Статьи 1859–1864 гг. Л., 1981.

Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.

мужу. Женщина должна была забыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Н.А. Добролюбов писал, что “самый сильный протест поднимается из груди самых слабых и терпеливых”. Таким слабым существом в то время и являлась женщина. Ее бесправие и героический протест ценой собственной гибели Островский показывал во

многих своих пьесах. Так возникает тема “горячего сердца” — положительного героя, которого не испортила среда самодуров, у которого достало сил ей сопротивляться. Особенно ярко эта тема раскрывается в пьесах “Бесприданница”и “Гроза”.

Добролюбов считает Катерину “решительным, цельным русским характером”. Это натура

героическая, протестующая против произвола и устоев “темного царства”. Детство и

юность Катерины прошли в такой же купеческой среде, но там ее окружала ласка,

любовь матери, взаимоуважение в семье. Попав в дом Кабановых, Катерина оказалась в

атмосфере жестокости, унижения, подозрительности, ханжества. Она пытается отстаивать свое право на уважение, она не хочет никому угождать, она хочет любить и быть любимой. Но Тихон отталкивает ее, а свекровь упрекает за то, что в порыве нежности Катерина бросается на шею мужа: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница. В ноги

кланяйся!” И вот проснувшееся чувство любви к Борису сливается для героини с

мечтой о воле, о настоящей человеческой жизни. Образ птицы, неоднократно

встречающийся на страницах пьесы, помогает понять главное в характере Катерины. В

народной поэзии птица — это символ свободы. Выросшая на волжских берегах, Катерина как бы вобрала в себя весь могучий простор этой реки, и в доме Кабановых ей казалось тесно, мрачно, она тосковала по воле. “. Отчего люди не летают так, как птицы?” — говорит она.

С детства Катерина была религиозной, и в доме Кабановых это было единственным ее

утешением. Но религиозность Катерины отличалась от набожности свекрови, для

которой религия была средством держать в повиновении окружающих. Катерина же

воспринимала церковь, иконопись, песнопения, как встречу с прекрасным, уносящим ее далеко из мрачного мира Кабановых. Душа ее очищалась, она забывала реальную жизнь со всеми ее невзгодами.

Характер Катерины, ее нравственная чистота противопоставляются морали “темного

царства”. Она не может, как Варвара, бороться с “темным царством” его же способами: ложью, лицемерием, лестью. И потому так мучительна борьба Катерины с самой собой. Поневоле возникает вопрос: сила или слабость Катерины видна в сцене покаяния перед народом? Кто пред нами — жертва или сильный характер? Нежелание принять мораль “темного царства”, ее способность сохранить чистоту своей души — свидетельство силы и цельности характера Катерины. Она сама о себе говорит: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь”. Проявлением силы ее характера является протест, брошенный “темному царству”, выразившийся в самоубийстве. Свою смерть Катерина считает освобождением от земных мук и унижений. “Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда

другого выхода нет”. Смерть Катерины — это начало крушения “темного царства”. Даже

такие рабские души, как Ку-лигин и Тихон, воодушевленные примером, начинают роптать.

“Гроза”, — как говорил Добролюбов, — самое решительное произведение Островского,

потому что оно знаменует собой наступающий конец “самодурной силы”. Главный конфликт пьесы — столкновение героини, ощутившей свои человеческие права, с миром “темного царства” — выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации. Критик считает образ Катерины близким сердцу каждого порядочного человека в подобном обществе. Именно поэтому драма “Гроза” считается истинно народным произведением.


Загрузить презентацию (796 кБ)

  • Обучающая – с помощью классического произведения продемонстрировать влияние семьи и социума на формирование личности.
  • Воспитательная – воспитывать нравственную жизненную позицию учащихся,
  • Развивающая – построение собственных жизненных целей, как основу саморазвития
  • На основе прочитанного материала проанализировать историю жизни Катерины и Тихона, формирование их, как личностей.
  • Актуализация исторической ситуации в России.
  • Развитие критического мышления учащихся.
  • Соотнести реальные социальные возможности людей 19 века и наших современников.
  • Проговорить возможные выходы из кризисных ситуаций.

Ход урока

1. Теоретический экскурс в историю эпохи: Россия перед грозой.

  • Н.А. Добролюбов (1836-1861)
  • Д.И. Писарев (1840-1868)

Молодость, пылкость, бесстрашие авторской позиции и, несомненно, образованность объединяли этих критиков.

3. Принципы воспитания Катерины и Тихона.

Катерина Тихон
Мать очень любила дочь

Работала дочь только по желанию

Часто ходила в церковь

Наслаждалась природой и свободой

В доме было принято милосердие и гостеприимство

Мать – тиран (воспитание по типу гиперопека)

Зависим от матери во всех делах, поступках, словах

Низкая самооценка

Сам считает, что у него нет своих мозгов

Удивительно, что он вообще женился

Мужчина “группы риска” - маменькин сынок

4. Основные черты характеров, сформировавшиеся при разном стиле воспитания у Катерины и Тихона.

Катерина Тихон
Добрая

Мечтательная (“От чего люди не летают?)

Созидающая

Идеальная

Стремится к красоте, природе, любви и гармонии

Мать и общество превратило Тихона в забитого человека и раба судьбы

Безвольный, но добрый

Мечтает в командировках вырваться из-под опеки матери

Тихон
Не понимает, что от него надо его жене

Не достоин ее любви

Любит, как умеет

6. Образ Катерины

Катерина

Чиста душой

Заступается за мужа

Чутко чувствует несправедливость

Обижается на свекровь

В сумрачной обстановке в семье Кабанихи у Катерины появились другие желания, мысли, стремления

7. Образование Катерины

Катерина

Необразованная женщина

Верующий, религиозный человек

Мало знаний – много доверчивости

Минимум самостоятельности

Подчинение окружающим

Умела шить золотом по бархату

8. Мечты Катерины

Катерина

Главная мечта о взаимной любви

Мечты о свободе (как в счастливом детстве)

9. Особенности Характеров Катерины и Тихона

Катерина Тихон
“Такая уж я зародилась горячая!”

“. не удержат меня никакой силой. ”

Обманывать не умеет

Старается все осмыслить и облагородить в своем воображении

Самый сильный протест тот, который выходит из груди самых слабых

В детстве от обиды уже убегала из дома

Боится самодурную силу, склоняется перед ней

Полное подчинение тиранам

10. Понимание любви героями

Катерина Тихон
Готова любить мужа, но не находит отклика в нем Про отца ничего не написано

Отец не научил Тихона любить и проявлять свои чувства (Тихон не видел примера)

Не понимает, что от него хочет любящая жена, т.к. воспитывался самодурной матерью

11. Поступки Катерины и Тихона

Катерина Тихон
Поступки Катерины находятся в гармонии с ее натурой

Кается при всем народе в своем грехе

Не может выдержать унижения

В то время другого выбора у Катерины не было

Самоубийство – протест “темному царству”

Даже не помышляет жить отдельно от матери

По требованию матери побил Катерину после ее признания в измене

Боится проклятия матери

Только после самоубийства жены первый раз подал голос против матери, обвинив ее в тирании и самодурстве (после сильного потрясения, Тихон любил Катерину)

12. Возможность позитивного выхода для Катерины и наше отношение к самоубийству?

Пьеса Островского вызвала множество статей и рецензий. Среди них особенно выделяется статья Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве”. Почему именно Катерина была названа “лучом света”?

Потому, что инстинктивный протест героини “Грозы” был для критика прямым доказательством обреченности “темного царства”. “Известно, – утверждал Добролюбов, – что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых”. Образ Катерины

в истолковании критика получал обобщающее значение – как утверждение той скрытой силы, которая не может не пробудиться в естественном стремлении народа к свободе, как свидетельство непримиримости его ко всем проявлениям угнетения, несправедливости, к любым формам самодурства.

Через несколько лет, в 1864 г., появилась статья другого популярного критика Д. И. Писарева “Мотивы русской драмы”. Писарев попытался обосновать совершенно другую трактовку образа Катерины. В своей статье он спорил не столько с Островским, сколько с Добролюбовым. Для Писарева Катерина, при всей ее страстности, нежности, искренности,

что он охотно признает, все же не является “лучом света”, прежде всего потому, что живет и действует она не по законам разума.

Для Писарева же необходимым условием “светлого явления должен быть сильный и развитой ум; там, где нет этого свойства, там не может быть и светлых явлений”.

В подобного рода высказываниях критика-просветителя достаточно отчетливо проявляется и его сила, и его слабость. Отсюда же проистекает и прямое противопоставление Катерины любимому писаревскому герою – Базарову (из романа Тургенева “Отцы и дети”).

Даже одно то, что Базаров – ученый-естественник, занимающийся, в частности, опытами над лягушками, приводит критика в восторг: “Тут-то именно, в самой лягушке-то, и заключается спасение и обновление русского народа. Ей-богу, читатель, я не шучу и не потешаю вас парадоксами”. Все симпатии Писарева отданы “базаровскому типу”, а Катерина отнесена им к разряду “вечных детей”.

Наконец, необходимо учитывать оценку драмы Островского Аполлоном Григорьевым, который увидел в “Грозе” прежде всего “поэзию народной жизни”, мимо чего прошли и Добролюбов и Писарев. Ряд ученых в последнее время разрабатывают именно эту концепцию: они стремятся уяснить истоки характера Катерины в контексте русской национальной культуры. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что Достоевский, постоянно полемизировавший с Добролюбовым, в письме к Н. Н. Страхову (18 апреля 1869 г.) сделал важное признание: “…знаете ли, я убежден, что Добролюбов правее Григорьева в своем взгляде на Островского.

Может быть, Островскому и действительно не приходило в ум всей идеи насчет Темного Царства, но Добролюбов подсказал хорошо и попал на хорошую почву”.

Долгое время считалось общепринятым, что после Добролюбова уже ничего принципиально нового о “Грозе” сказано не будет. Однако драма Островского не “памятник”, она и сегодня живет, и сегодня способна заинтересовать пытливую мысль и школьника и многоопытного литературоведа.

  1. А. Н. Островский учился с 1840 по 1843 годы в Московском университете на факультете

В. Наук словесных и изящных художеств;

Г. Нравственных и политических наук.

  1. Первый период творчества Островского связан с его работой в литературном журнале
  1. Среди перечисленных произведений А. Н. Островского найдите прозаическое:
  1. Главным средством психологической характеристики героя у Островского является:

А. Говорящая фамилия;

Б. Самопризнание героя (исповедь);

В. Авторская характеристика;

Г. Действие, поступок.

А. Решение Катерины взять ключ;

Б. Публичное покаяние героини;

В. Финальный монолог Катерины.

Б. Харита Игнатьевна;

  1. *Назовите литературно-критические статьи, посвящённые пьесам А. Н. Островского. Укажите их авторов.

А. Родился в Замоскворечье, купеческом районе Москвы;

Б. Выйдя в отставку, стал преуспевающим стряпчим;

В. Поступил канцеляристом в Московский совестной суд;

Г. Служил в Московском коммерческом суде.

  1. Первый период творчества Островского связан с его работой в литературном журнале
  1. Творчество А. Н. Островского заложило основы для дальнейшего развития такого жанра, как:

А. Психологическая драма;

Б. Историческая трагедия;

В. Историко-бытовая комедия;

А. Разговор Кулигина и Бориса;

Б. Диалог Катерины и Кабанихи;

В. Диалог Катерины и Варвары.

  1. *Назовите литературно-критические статьи, посвящённые пьесам А. Н. Островского. Укажите их авторов.

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по творчеству Ф. М. Достоевского.

А. Московский университет.

Б. Пажеский корпус.

В. Петербургское военно-инженерное училище.

Г. Царскосельский лицей.

А. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, - вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело.

Б. …походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели… Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам.

В. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило. что комната была проходная.

Г. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, .. крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты…

1. Алёна Ивановна.

5. Порфирий Петрович.

А. Квартальный надзиратель.

В. Письмоводитель в полицейском участке.

Г. Клиент-закладчик Алёны Ивановны

  1. Выберите из предложенного списка средства создания образа Раскольникова. На примере двух или более покажите противоречивое отношение автора к герою.

Б. История жизни.

Е. Речевая характеристика.

Контрольная работа по творчеству Ф. М. Достоевского.

А. Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое-как, и на нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая.

Б. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа на нём была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону.

В. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами.

Г. Это был худосочный и золотушный человечек малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза.

Читайте также: