Самое яркое сочинение иммануила канта о морали называется критика

Обновлено: 02.07.2024

Иммануил Кант является родоначальником немецкого классического идеализма. Всю свою жизнь он прожил в г. Кёнигсберге (Восточная Пруссия, ныне г. Калининград Российской Федерации), долгие годы преподавал в местном университете. Круг его научных интересов не ограничивался сугубо философскими проблемами. Он проявил себя и как незаурядный ученый-естествоиспытатель.

Основные работы Канта

В этот же период Кант установил, что под влиянием притяжения Луны происходит замедление суточного вращения Земли, и, в конечном счете, (примерно через 4-5 миллиардов лет по современным представлениям) это приведет к тому, что Земля навсегда повернется одной стороной к Солнцу, а другая ее сторона погрузится в вечный мрак. Еще одно важное достижение Канта докритического периода – выдвинутая им гипотеза о естественном происхождении человеческих рас (европеоидов, монголоидов и негроидов), получившая в дальнейшем полное подтверждение.

В критический период, начавшийся в 70-е годы, Кант прежде всего сосредоточил внимание на гносеологической проблематике – на исследовании возможностей и способностей познания человеком окружающего мира, а также провел серьезные исследования в области этики и эстетики. Под критикой им в этот период понимается установление границ, до которых простираются способности разума и других форм познания. Канта не устраивали решения гносеологических проблем ни в философском эмпиризме Нового времени, ни в рационализме. Первый не в состоянии объяснить необходимый характер познаваемых человеком законов и принципов, второй пренебрегает ролью опыта в познании.

Теория познания Канта

Аналитические и синтетические суждения. Синтетическое априори. Кант хорошо знал традиционную логику, в которой структурной единицей мысли всегда считалось суждение (логическая форма, выражаемая в языке повествовательным предложением). Каждое суждение имеет свой субъект (предмет мысли) и предикат (то, что говорится в данном суждении об его субъекте). При этом отношение субъекта к предикату может быть двояким. В одних случаях содержание предиката подразумевается в содержании субъекта; и предикат суждения не добавляет нам никакого нового знания о субъекте, а лишь выполняет поясняющую функцию. Такие суждения Кант называет аналитическими, например, суждение, что все тела протяженны. В других случаях содержание предиката обогащает знание субъекта, а предикат выполняет в суждении расширяющую функцию. Такие суждения Кант называет синтетическими, например, суждение, что все тела имеют тяжесть.

Учение Канта об антиномиях

Понятие рассудка и разума в философии Канта

Этика Канта

Смысл кантовской философии состоит в том, что Кант ищет четкие аргументы для обоснования научного знания, философии, построения разумной жизни человека. Самой сложной эта задача представляется при разработке этического учения, так как сфера нравственности, человеческого поведения содержит множество проявлений субъективизма. Тем не менее, с целью упорядочивания проблемы сознания Кант предпринимает гениальную попытку сформулировать нравственный закон, который имел бы объективный характер. Проблему разумности человеческой жизни он делает предметом специального анализа – и это отражено в его этической концепции.

Сущность и специфика практического разума

Показывая различие между чистым, теоретическим разумом и практическим разумом, Кант настаивает на примате практического разума перед теоретическим, так как, по его мнению, знание только тогда имеет ценность, когда помогает человеку обрести крепкие нравственные основы. Тем самым он показывает, что человеческий разум способен не только к познанию, но и к моральному действию, тем самым, мораль поднимается до уровня действия.

Этические категории Канта

Кант считает, что нравственные понятия не выводятся из опыта, они априорны и заложены в разуме человека. В своей этической концепции он исследует важнейшие и сложнейшие категории морали: добрая воля, свобода, долг, совесть, счастье и другие.

Исходным понятием этики Канта является автономная добрая воля, которую он называет безусловным благом, а также ценностью, превосходящей всякую цену. Добрая воля – это предпосылка, основание, мотив теоретического и практического выбора человека в сфере нравственности. Это свободный выбор человека, источник человеческого достоинства, который отделяет его как личность от других существ вещного мира. Но такая свобода таит в себе и опасность: воля человека может быть подчинена не только разуму, но и чувствам, поэтому полной гарантии нравственности поступков быть не может. Формировать нравственность необходимо в процессе воспитания и самовоспитания человека, но поскольку предусмотреть все в жизни невозможно, то, по Канту, людям можно привить склонность и устремленность к добру.

Категорический императив как нравственный закон

В учении о нравственности Кант:

  • создал глубокую, интереснейшую этическую теорию на основе научного обобщения и уважения к моральному сознанию
  • обосновал тезис об автономии нравственности, которая самоценна сама для себя и является законом, а не выводится из внешних по отношению к ней принципов
  • предложил теоретическую основу для организации разумной жизни человека, сформулировав нравственный закон, обязательный для исполнения каждым разумным существом
  • обосновывал по-новому принцип самоценности каждой личности, которая ни при каких условиях не может быть средством для достижения каких бы то ни было целей
  • подчеркнул важность взаимосвязи нравственности и научного знания на основе единства практического и теоретического разума

Социально-политические взгляды

Взгляды Канта на общественно-исторический прогресс определяются тем, что необходимым условием его достижения является понимание противоречивого характера самого исторического процесса. Сущность этого противоречия заключается в том, что люди, с одной стороны, склонны жить в обществе, а с другой – в силу их не очень совершенной природы и недоброжелательства – стремятся оказывать друг другу противодействие, угрожающее обществу распадом. Согласно Канту, без этого антагонизма и связанных с ним страданий и бедствий не было бы возможно никакое развитие. Но движение в этом направлении, хотя и очень медленное и постепенное, все же будет продолжаться по мере совершенствования нравов человека.

В своих социально-политических взглядах Кант выступает как осторожный оптимист, считая, что общество через нравственное совершенствование людей неизбежно будет двигаться к своему идеальному состоянию – миру без войн и потрясений.

Все творчество Канта посвящено обоснованию того, как каждый человек, общество, мир могут стать лучше, разумнее и человечнее. Идея нравственности пронизывает все виды духовной деятельности человека: науку, философию, искусство, религию. Величайший оптимизм излучает уверенность Канта в том, что мир может стать тем лучше, чем более разумным и нравственным будет каждый человек на земле, независимо от рода его занятий.

Эстетика Канта

Кант выделяет следующие отличительные особенности суждения вкуса:

Такая точка зрения имеет смысл только в рамках анализа суждения вкуса, посредством которого Кант стремится выявить отличительные особенности суждения вкуса. В учении о возвышенном, идеале красоты, искусстве философ показывает связь суждения вкуса с другими сторонами отношения человека к миру.

Суждения об идеале красоты не могут быть чистыми суждениями вкуса. Нельзя мыслить идеал красивых цветов, красивой меблировки, красивого пейзажа. Только то, что имеет цель своего существования в самом себе, а именно, человек может быть идеалом красоты. Но такой идеал всегда связан с нравственными идеями.

Философия Канта, несомненно, оказала благотворное влияние на последующее развитие философии, в первую очередь – немецкой классической философии. Крайне плодотворной оказалась обнаруженная Кантом связь философии с современной наукой, стремление осознать формы и методы теоретического мышления в рамках логики и теории познания, исследовать познавательную роль философских категорий, раскрыть диалектическую противоречивость разума. Несомненной его заслугой является высокая оценка нравственного долга, взгляд на эстетику как раздел философии, снимающий противоречие между теоретическим и практическим разумом, указание путей изживания войн как средства решения конфликтов между государствами.

79. Самое яркое сочинение Иммануила Канта о морали называется “Критика…”:

A) Чистого разума.

B) Практического разума.

C) Способности суждения.

D) Отвлеченных начал.

E) Наших критиков.
80. Дилемма “материальное — идеальное” применительно к социуму может быть отражена сочетанием понятий:

A) Экономическое — внеэкономическое.

B) Общественное бытие — общественное сознание.

C) Политическое – правовое.

D) Чувственное — рациональное.

E) Вещественное – невещественное.
81. Всякая форма общественного сознания, так или иначе, имеет в своей структуре:

A) Эмпирическое и теоретическое.

B) Идеологию и практику.

C) Обыденно-практичес­кое и научно-теоретичес­кое сознание.

D) Мистику и науку.

E) Мифологию и астрологию.
82. “Религия есть … сердце бессердечного мира…”, — так буквально судил о ней:

E) Абай.
83. Уровни научного познания:

A) Логика и истина.

B) Знание и незнание.

C) Предположение и эксперимент.

D) Эмпирический и теоретический.

E) Физический и химический.
84. Дилемма “наук о природе” и “наук о духе” появляется в философии:

E) К. Поппер.
86. Понятия “симулякр”, “ризома” из теоретического словаря:

E) Постпозитивистов.
87. Одно из ключевых понятий М. Фуко в книге “Слова и вещи” для обозначения знания:

E) Симулякр.
88. Впервые различение морали и нравственности представлено в философии:

E) Хайдеггера.
89. Причинность — не более чем наша привычка видеть одно, следующее за другим, — полагал:

E) Юм.
90. “Априори”, “апостериори”, “антиномия” – это термины из философского словаря:

E) Фейербаха.
91. К рациональному познанию относятся следующие формы:

A) Ощущение, восприятие, представление.

B) Понятие, суждение, умозаключение.

C) Чувства, эмоции, рассудок.

D) Опыт, эксперимент, гипотеза.

E) Фантазия, вымысел, догадка.
92. Теория познания иначе называется:

E) Рационализм.
93. Фундаментальный критерий истинности познания:

A) Мнение авторитетов.

B) Словари и энциклопедии.

E) Практика.
94. Кто лишний в списке гносеологов Нового времени:

E) Декарт.
95. Философия, исследующая знание в его функции полезности:

E) Персонализм.
96. Какое направление в философии науки не существовало:

E) Метапозитивизм.
97. Формы бытия материи:

A) Энергия и сила.

B) Мощность и напряжение.

C) Пространство и время.

D) Галактики и звезды.

E) Притяжение и отталкивание.
98. В теории марксизма движение — это:

A) Способ бытия объективной реальности.

C) Энергетическое взаимодействие.

E) Рождение галактик.
99. С точки зрения материалистической гносеологии, отражение — это:

A) Неотъемлемое свойство, атрибут материи.

B) Зеркальное воспроизведение.

C) Человеческое сознание.

D) Психическая способность живого.

E) Человеческая способность.
100. Сколько форм движения материи рассматривает Энгельс:

E) Четыре.
101. Укажите отличительную особенность мифологии:

A) Чувство красоты.

C) Противопоставление человека природе.

D) Нерасчлененность, слитность, цельность миропонимания.

E) Признание субстанционального начала в мире.
102. Одним из наиболее ярких примеров последовательного исследования проблем философии истории в истории казахской общественной мысли является творчество:

A) И. Алтынсарина.

B) Шакарима Кудайбердиева.

C) Султанмахмута Торайгырова.

D) Абая Кунанбаева.

E) Мыржакыпа Дулатова.
103. В контексте классического марксистского философствования предмет социальной философии — это наиболее … общества, общественных структур и отношений:

A) Подходящие для революции законы.

B) Доказанные на практике идеи.

C) Общие законы развития.

D) Диалектические учения.

E) Близкие к экономике принципы жизни.
104. “Философия истории” — термин, введенные в оборот в философии:

105. Одно из популярных, часто повторяемых определений общества звучит так: Общество есть относительно самостоятельная, обособившаяся часть …:

A) Природной среды (бытия природы).

B) Животного царства.

C) Политико-правовых отношений.

D) Духовной эманации божества.

E) Древнейших обитателей Земли.
106. Впервые понятие и общее представление о предметной области социологии ввел в научный и философский оборот:

E) Конт.
107. “Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах ”, — так рассудил …:

E) Черчилль.
108. Один из наиболее примечательных философских трудов, созданных в духе традиций и идей Просвещения, под наз­ванием “К вечному миру” был написан…:

109. Обуздание человеческого эгоизма, влекущего за собой “войну всех против всех” является причиной, обусловливающей необходимость государства и права. Такова идея …:

E) Гуссерля.
110. “Децентрация” (отсутствие, разрушение “центров”, централизации) социальных структур, сообществ, социальности — один из принципов измерения в философии:

E) Постмодернизма.
111. Какая из перечисленных пар диалектических категорий в большей мере соответствует проблеме анализа многообразия целостного исторического развития общества:

A) Сущность и явление.

B) Содержание и форма.

C) Качество и количество.

D) Единичное и общее.

E) Материя и сознание.
112. Современный вариант теории географического детерминизма представлен, в частности, в теории:

A) Этногенеза Л.Н. Гумилева.

B) Конца истории Ф. Фукуямы.

C) Циклических цивилизаций А. Тойнби.

D) Астрального происхождения человека.

E) Идеальных типов М.Вебера.

113. Если кратко рассматривать содержание теории Л.Н. Гумилева, то “этнос” — это, в принципе, не что иное, как …:

A) Психологическая категория.

B) Новообразованный термин.

C) Авторская причуда.

D) Обозначение “фактора истории”.

E) “Народ в ландшафте”.
114. Понятие “осевого времени” — фундаментальная категория философии истории:

E) Ницше.
115. В числе родоначальников теории развития локальных цивилизаций по праву называют:

A) Н. Я. Данилевского.

D) К. Леви-Стросса.

E) Ф. Броделя.
116. “Науки о культуре” (“науки о духе”) — термин в философии истории:

E) Позитивизма.
117. Франкфуртская школа социологии, в частности, такой ее представитель, как Т. Адорно, разработала и применила в области социальной философии теорию:

A) Атомарной личности.

B) Негативной диалектики.

C) Природы тоталитаризма.

D) Конвергенции социальных систем.

E) Интернационализма.
118. “Азиатский способ производства” — понятие, отражающее у Маркса в его теории исторического процесса:

A) Факт эрудированности Маркса.

B) Дикость феодальной эксплуатации.

C) Особую общественную формацию.

D) Таинственность Востока.

E) Особый род агрокультуры.

119. В основе понимания логики и законов общественного бытия у К. Маркса лежит понятие:

A) Социальной свободы.

B) Способа производства материальных благ.

C) Абсолютной идеи.

D) Мирового духа.

E) “Социализм” и “коммунизм”.
120. Впервые в XX веке вопрос о “пределах роста” цивилизации предельно остро поставлен:

A) Представителями марксизма-ленинизма.

B) Учениками В.И. Вернадского.

C) Учеными, создавшими в США ядерную бомбу.

D) Представителями Римского клуба.

E) Экологами “Green Peace”.
121. Наиболее излюбленный термин казахстанских ученых, исследующих проблемы становления и специфики развития нашей страны в последние годы:

E) Трансформация и модернизация.
122. Одно из важнейших сочинений Поппера — “Открытое общество и его …”:

E) Теоретики.
123. Человек, по Марксу, — это ансамбль …:

A) Биологических качеств.

D) Общественных отношений.

E) Культурных норм.
124. “Прекрасное – это жизнь”, — так считал представитель западничества:

E) Чернышевский.
125. Предметом философии политики прежде всего можно с полным основанием считать:

A) Природу и закономерности политической жизни, политического сознания.

B) Деятельность политических партий.

C) Конфликты правящей верхушки.

D) Международную политическую жизнь.

E) Искусство политического лидерства.
126. Идея конца культур была провозглашена в XX веке:

E) Шри Ауробиндо Гхошем.
127. Человек — существо играющее. Такова идея …:

B) Пьера де Кубертена.

E) Шпенглера.
128. К числу фундаментальных понятий философии Карла Густава Юнга принадлежит понятие …:

A) Архетип коллективного бессознательного.

B) Архетип индивидуального бессознательного.

C) Космос и Человечество.

E) Археологии как важнейшей науки о прошлом человечества.
129. Ключевой термин теории этногенеза Л.Н. Гумилева:

E) Евразия.
130. М. Веберу принадлежит несомненная заслуга подробного анализа:

A) Роли личности в истории.

B) Роли народных масс в истории.

C) Социологии буржуазных политических порядков.

D) Роли этического начала в развитии капитализма.

E) Функций нравственности в становлении человечества.
131. Факторы, позволившие человечеству выделиться из природной среды:

A) Развитие телесных форм.

B) Магия и культ.

C) Трудовая деятельность и общение.

D) Эксперимент инопланетян.

E) Семейно-брачные отношения.
132. Проблему человека в философии XX века по-новому поставил:

E) Неопрагматизм.
133. Фундаментальная работа М. Хайдеггера о человеческом бытии называется:

A) Бытие и Ничто.

B) Бытие и время.

D) Бытие Сознательности.

E) Бытие.
134. “Одномерный человек” — книга, написанная:

C) Г. Киссинджером.

E) Г. Сукачевым.
135. Можно сказать, что личность — это совокупность:

C) Качеств деятеля.

D) Социальных ролей.

E) Классовых отношений.
136. В книге “Человеческие качества” глобальные проблемы человечества исследовал:

E) А.Д. Сахаров.
137. Идеологом и философом “третьей волны” на Западе (новая волна НТР) является:

E) О. Тоффлер.
138. Философский взгляд на человека, представленный Л. Фейербахом, называется:

B) Философской антропологией.

C) Антропологическим материализмом.

E) Антропоморфизацией мироздания.
139. “Адам бол!” — принцип, впервые провозглашенный:

B) А. Байтурсыновым.

C) Ч. Валихановым.

D) А. Букейхановым.

E) Шакаримом.
140. “Категорический императив” — формулировка И. Кантом:

A) Естественно-научного закона.

B) Закона движения тел.

C) Закона политической жизни.

D) Высшего нравственного требования.

E) Закона категориального строя человеческой мысли.
141. Об аполлоническом и дионисийском началах в человеке и культуре заговорил впервые:

E) Достоевский.
142. Что, вместе с волей к жизни, согласно Ницше, движет человеком:

B) “Воля к власти”.

D) “Репрессирующее бытие”.

E) “Властный инстинкт”.
143. Фундаментальный труд Энгельса по проблеме становления человечества и цивилизации:

A) “Диалектика природы”.

B) “Происхождение семьи, частной собственности и государства”.

D) “Письма об историческом материализме”.

E) “Положение рабочего класса в Англии”.
144. Отрасль философского знания, занимающаяся проблемами ценностей, называется:

E) Феноменологией.
145. Учение экзистенциалистов о проблеме человеческого выбора в условиях предельного напряжения названо:

A) Теорией заброшенности.

B) Учением и пограничной ситуации.

C) Учением о покинутости.

D) Концепцией свободы воли.

E) Учением об абсурде.
146. “Сизифа надо представлять себе счастливым”, — столь неожиданно высказался:

E) Бубер.
147. “Cogito ergo sum”, — известнейший афоризм:

A) Фомы Аквинского.

E) Канта.
148. “Человек есть мера всех вещей…”, — так начинается утверждение:

E) Плавта.
149. “Человек есть политическое животное”, — утверждал:

E) Александр Македонский.
150. Один из ключевых терминов феноменологии Э. Гуссерля:

E) Инвариантность.
151. Трудовая теория происхождения человека получила распространение в:

E) Гельвеций.
153. Фактор, не относящийся к идее антропосоциогенеза:

преследовать хозяина кошки могут по нескольким причинам, одна из которых – простое проявление внимания и любви. но все-таки убедитесь, что ваш питомец не голоден.

щурится, когда смотрит

ложится на одежду

отдыхая на вещах хозяина, кошка обменивается с ним запахом. это необходимо животному для максимально тесной связи с человеком. поэтому не ругайте питомца за шерсть на вашей одежде.

ложится на хозяина

если кошка трется о вас мордочкой, пытается улечься на колени или живот, она, как и в случае с одеждой, пытается поделиться своим запахом. такая опознавательная метка на близком и не представляющем опасности человеке животному чувствовать себя уверенно.

все кошки ― прирожденные охотники: им нравится гонять птиц, ловить бабочек и мышей. большее удовольствия они получают, когда приносят свою добычу хозяину. таким образом животные выражают свою хозяину за заботу и внимание.

ревнует к телефону, ноутбуку и книгам

не все кошки готовы делить своего любимого хозяина с компьютером, книгой или телефоном. они просто не понимают, почему вы вот уже 30 минут трогаете не своего котика, а какую-то странную штуку.

мяукает и мурчит

кошки научились мяукать только ради человека. вокализацию они пускают в дело, чтобы привлечь внимание хозяина. например, если им тревожно и голодно, или для того, чтобы за вкусный обед. ваш питомец точно оценит нежнейший паштет gourmet! радуйте его каждый день разными текстурами (паштет с нежной начинкой из соуса, кусочки в соусе, террин или нежные биточки), и кот будет проявлять свою любовь еще эмоциональнее.

лижет руки и лицо

кошка вылизывает только близкого и дорогого ей человека. эта нежность еще больше укрепляет связь питомца и его хозяина. но учтите: котик проявляет свою любовь только тогда, когда чувствует себя в полной безопасности.

нежные объятия и поглаживания ― признак крепкой связи между кошкой и ее хозяином. высшую же степень любви кошки проявляют, переступая на одном месте с лапки на лапку. если ваша кошка топчется, она чувствует себя в безопасности.

80. Дилемма “материальное — идеальное” применительно к социуму может быть отражена сочетанием понятий:

A) Экономическое — внеэкономическое.

B) Общественное бытие — общественное сознание.

C) Политическое – правовое.

D) Чувственное — рациональное.

E) Вещественное – невещественное.

81. Всякая форма общественного сознания, так или иначе, имеет в своей структуре:

A) Эмпирическое и теоретическое.

B) Идеологию и практику.

C) Обыденно-практичес­кое и научно-теоретичес­кое сознание.

D) Мистику и науку.

E) Мифологию и астрологию.

82. “Религия есть … сердце бессердечного мира…”, — так буквально судил о ней:

83. Уровни научного познания:

A) Логика и истина.

B) Знание и незнание.

C) Предположение и эксперимент.

D) Эмпирический и теоретический.

E) Физический и химический.

84. Дилемма “наук о природе” и “наук о духе” появляется в философии:

86. Понятия “симулякр”, “ризома” из теоретического словаря:

87. Одно из ключевых понятий М. Фуко в книге “Слова и вещи” для обозначения знания:

88. Впервые различение морали и нравственности представлено в философии:

89. Причинность — не более чем наша привычка видеть одно, следующее за другим, — полагал:

90. “Априори”, “апостериори”, “антиномия” – это термины из философского словаря:

91. К рациональному познанию относятся следующие формы:

A) Ощущение, восприятие, представление.

B) Понятие, суждение, умозаключение.

C) Чувства, эмоции, рассудок.

D) Опыт, эксперимент, гипотеза.

E) Фантазия, вымысел, догадка.

92. Теория познания иначе называется:

93. Фундаментальный критерий истинности познания:

A) Мнение авторитетов.

B) Словари и энциклопедии.

94. Кто лишний в списке гносеологов Нового времени:

95. Философия, исследующая знание в его функции полезности:

96. Какое направление в философии науки не существовало:

97. Формы бытия материи:

A) Энергия и сила.

B) Мощность и напряжение.

C) Пространство и время.

D) Галактики и звезды.

E) Притяжение и отталкивание.

98. В теории марксизма движение — это:

A) Способ бытия объективной реальности.

C) Энергетическое взаимодействие.

E) Рождение галактик.

99. С точки зрения материалистической гносеологии, отражение — это:

A) Неотъемлемое свойство, атрибут материи.

B) Зеркальное воспроизведение.

C) Человеческое сознание.

D) Психическая способность живого.

E) Человеческая способность.

100. Сколько форм движения материи рассматривает Энгельс:

101. Укажите отличительную особенность мифологии:

A) Чувство красоты.

C) Противопоставление человека природе.

D) Нерасчлененность, слитность, цельность миропонимания.

E) Признание субстанционального начала в мире.

102. Одним из наиболее ярких примеров последовательного исследования проблем философии истории в истории казахской общественной мысли является творчество:

A) И. Алтынсарина.

B) Шакарима Кудайбердиева.

C) Султанмахмута Торайгырова.

D) Абая Кунанбаева.

E) Мыржакыпа Дулатова.

103. В контексте классического марксистского философствования предмет социальной философии — это наиболее … общества, общественных структур и отношений:

A) Подходящие для революции законы.

B) Доказанные на практике идеи.

C) Общие законы развития.

D) Диалектические учения.

E) Близкие к экономике принципы жизни.

104. “Философия истории” — термин, введенные в оборот в философии:

105. Одно из популярных, часто повторяемых определений общества звучит так: Общество есть относительно самостоятельная, обособившаяся часть …:

A) Природной среды (бытия природы).

B) Животного царства.

C) Политико-правовых отношений.

D) Духовной эманации божества.

E) Древнейших обитателей Земли.

106. Впервые понятие и общее представление о предметной области социологии ввел в научный и философский оборот:

107. “Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах ”, — так рассудил …:

108. Один из наиболее примечательных философских трудов, созданных в духе традиций и идей Просвещения, под наз­ванием “К вечному миру” был написан…:

109. Обуздание человеческого эгоизма, влекущего за собой “войну всех против всех” является причиной, обусловливающей необходимость государства и права. Такова идея …:

110. “Децентрация” (отсутствие, разрушение “центров”, централизации) социальных структур, сообществ, социальности — один из принципов измерения в философии:

111. Какая из перечисленных пар диалектических категорий в большей мере соответствует проблеме анализа многообразия целостного исторического развития общества:

A) Сущность и явление.

B) Содержание и форма.

C) Качество и количество.

D) Единичное и общее.

E) Материя и сознание.

112. Современный вариант теории географического детерминизма представлен, в частности, в теории:

A) Этногенеза Л.Н. Гумилева.

B) Конца истории Ф. Фукуямы.

C) Циклических цивилизаций А. Тойнби.

D) Астрального происхождения человека.

E) Идеальных типов М.Вебера.

113. Если кратко рассматривать содержание теории Л.Н. Гумилева, то “этнос” — это, в принципе, не что иное, как …:

A) Психологическая категория.

B) Новообразованный термин.

C) Авторская причуда.

D) Обозначение “фактора истории”.

E) “Народ в ландшафте”.

114. Понятие “осевого времени” — фундаментальная категория философии истории:

115. В числе родоначальников теории развития локальных цивилизаций по праву называют:

Иммануил Кант

Изучение этических проблем

Философ активно интересовался этической сферой жизни общества и значением религии. Он хотел понять, какое моральное правило может способствовать развитию гармоничных отношений в обществе. Кант пришёл к выводу, что единственным источником нравственного поведения может быть практический разум. Поступки каждого человека подчинены императивам, то есть определённым законам.

Все императивы И. Кант разделил на 2 типа: гипотетические и категорические. Поступки, совершённые под влиянием гипотетических императивов, философ называл легальными. Они направлены на достижение конкретной цели.

В качестве примера можно рассмотреть несколько ситуаций:

Мужчина бросает курить

То есть, люди совершают эти действия не потому, что это соответствует их ценностям, а чтобы достичь конкретной цели.

Такие поступки, по мнению Канта, могут принести пользу, но они не требуют нравственного выбора. Мораль тесно связана с категорическими или безусловными императивами.

Этой категории правил философ посвятил несколько знаменитых работ.

Суть категорического императива

Безусловные императивы — это всеобщие законы морали, которые определяет для себя человек. Их не существует в форме конкретных предписаний. Категорические императивы лишь задают направление сознанию и деятельности человека.

Принципы моральных законов

Согласно кантовским учениям, у каждого человека в процессе воспитания формируется собственная система ценностей и принципов поведения. В философии эту совокупность нравственных правил принято называть максимой.

Вопрос выбора

Человек является единственным автором своих моральных принципов. Но сложно представить, какова была бы обстановка в мире, если бы эти максимы основывались на антигуманистических принципах. Для соблюдения порядка в любом обществе нужны единые ценности. Основа нравственности, по Канту, заключается в чувстве долга. Этот параметр формирует границы дозволенного. Переступая через них, человек теряет чувство собственного достоинства.

Роль человека в обществе

И. Кант полагал, что человек является высшей ценностью в государстве, поэтому деятельность правительства или других объектов не должна быть направлена на ущемление прав населения.

Чувство собственного достоинства

Личности характеризуются важными параметрами:

  • свободой выбора;
  • чувством собственного достоинства;
  • практическим разумом.

Философ выделял 2 формулировки воли: автономную и гетерономную. Первый тип формируется самостоятельно. Гетерономная воля заимствуется от другого человека, из научных или религиозных трудов.

Мировоззрение лица не зависит от внешних обстоятельств и не направлено на достижение какой-либо цели. Только при соблюдении этих условий человек свободен. Критические идеи Иммануила Канта были использованы многими политическими деятелями для формирования основ взаимодействия граждан и государства.

Отношение к религии

Религия

Заветы, содержащиеся в Библии или других Священных Писаниях, могут играть роль всеобщих законов. Кант смог сформулировать своё универсальное понятие религии.

Он предлагал представлять веру без бытия бога. То есть человеку достаточно совершать хорошие поступки. Конкретно в этом философ и видел сущность религии.

Иммануил Кант продолжил изучать золотое правило этики и навсегда изменил его. Высшей ценностью он провозгласил индивида и его свободу выбора. Философом была разработана универсальная модель межличностных отношений, которой стоит руководствоваться в каждом обществе.

Читайте также: