С какими афоризмами базарова можно согласиться с какими нельзя сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Недостатки

Главным противоречивым моментом в судьбе Базарова стала его теория нигилизма. Во многом она сковывала его в собственных поступках, ограничивая и требуя невозможного. Под конец своей жизни Базаров увидел, что его теория подверглась сомнениями, реальная жизнь показала, что отрицание всех принятых норм невозможно по своей природе.

Эгоизм – главный недостаток Базарова. Герой привык смотреть на людей сверху вниз, нередко открыто показывая свое пренебрежительное отношение. Все это делает Евгения одиноким человеком.

Каждый читатель имеет собственное мнение относительно главного героя. Но в этом и оригинальность образа: каждый думает так, как считает нужным.

Помогите пожалуйста срочно . в чем вы согласны с Базаровым ?

Ответ оставил Гуру

Достоинства

Ум и отличные способности позволили Базарову добиться своего положения самостоятельно. Он не богат, но и не беден. Ему удалось поступить на медицинский факультет и заниматься тем делом, которое приносит единственное удовольствие в его жизни.

Теория Базарова-нигилиста сделала судьбу Евгения Базарова по-настоящему трагичной. Центральный персонаж – не отрицательный герой, он вызывает жалость, особенно в финале произведения, когда желание Базарова вылечить мужика приводит к его смерти. Но духовная гибель произошла намного раньше: обреченные отношения с Анной Одинцовой выбили Базарова из колеи.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Полезный материал по теме

Прочитайте следующие высказывания Базарова:

Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем. Нравственные болезни человека- от дурного состояния общества. Исправьте общество — и болезней не будет. Настоящий человек тот, которого надо слушаться или ненавидеть. И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза, откуда тут взяться загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.

Выберите из них одно, с которым Вы согласны или не согласны. Как Вы его понимаете? Напишите мини-сочинение с аргументацией своего мнения.

Мы действуем в силу того, что признаем полезным

Я согласна с утверждением Базарова. Который утверждает, что человек ищет выгоду для себя во всем. Я согласна с его мнением. В наше время многие ленивые люди не признают театр, книги, живопись. Они отрицают искусство, аргументируя это тем, что от него нет никакой пользы. Лучше полежать на диване у телевизора, чем в мороз поехать в театр.

04-12-2013, 15:14:05 | Guest

Рафаэль гроша медного не стоит

В какой-то мере я согласен с Базаровым ведь действительно, человек, который рисует, картины не чем, не сможет помочь народу в отличие от химика. Но где-то я не согласен с ним, так как искусство может помочь раскрыть себя душевно, а химик сделает открытие, которое многим покажется не значительным для себя. Перчак Рома

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Я согласен с этим высказыванием. Такая сфера наук, как Химия нужна больше, чем то же искусство. В течении времени в Химии делалось множество открытий, которые в дальнейшем помогли развить нашу жизнь. Искусство же наоборот, стало развиваться в худшую сторону. Искусство во времена Давинчи было куда красивее, чем в наше время. Искусство это духовное увлечение, а Химия это результаты исследований многих ученых, которые вошли в историю. Доронин Дмитрий

03-12-2013, 03:53:26 | Guest

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник.

Эта цитата повествует о равнодушном отношение Базарова к духовным ценностям и о практическом отношение к природе. Позиция Базарова мне близка, но нужно понимать, что хороший работник оставляет своё место в чистом виде. В доказательства вышесказанного приведу пример случившийся в нашей жизни. Вспомним техногенную аварию на Чернобыльской А.Э.С. . Авария на продолжительное время ухудшило состояние окружающей среды. И это один и примеров пагубного воздействия человека на природу. Захар

02-12-2013, 19:59:55 | Guest

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник.

Я не согласна с этим высказыванием Базарова. Если человек будет думать, что природа-мастерская, и растрачивать все ресурсы, выбрасывать отходы в море и многое другое, то людям будет негде жить. Такое равнодушное отношение к окружающей среде приведет к необратимым последствиям: природа будет загрязнена, здоровье людей будет ухудшаться из-за ужасных условий для существования. Мир в котором мы живем постепенно станет мрачным, пустым и не пригодным для будущего поколения. С такими мыслями по отношению к природе можно многое потерять. Естественная красота природы тоже полезна, она помогает людям умиротвориться, отдохнуть, очистить свои мысли. Мне кажется психическое состояние людей тоже очень важно. Также если люди не будут отдыхать на свежем воздухе, вдыхая не выхлопные газы, то они навредят своему здоровью. Мамедова Арзу.

29-11-2013, 17:26:16 | Guest

Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой.

Я не согласна с этим высказыванием Базарова. Базаров яркий представитель нигилизма, он считает, что искусство, сознание, душа — все это гниль и чепуха. Этого нет и быть не может. Есть только то, что можно потрогать, увидеть и ощутить, что-то физическое: ствол дерева, тело лягушки или человека. Но Базаров не прав. Все люди разные. Все мы отличаемся не только цветом глаз, волос или кожи, но и мыслями, взглядами, предпочтениями. Мы отличаемся душевными переживаниями, чувствами и эмоциями, а так же их выражением. Мы отличаемся силой духа и характером. Может ли это объяснить сухая наука? Нет. Я согласна, что ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой. Но мы не березки. Мы — люди. Мы разные. Леди Ди

29-11-2013, 14:06:23 | Guest

Я согласна с мнением Базарова. На ранних этапах развития общества важное значение для удовлетворения потребностей человека имели охота и рыболовство. Использовались минеральные ресурсы для изготовления простейших орудий. На последующих этапах развития первобытного общества в связи с зарождением и ростом земледелия и животноводства стали использоваться почвенные ресурсы. Начали применяться некоторые металлы и их сплавы для изготовления орудий труда, оружия, культовых предметов и украшений, а также новые источники энергии. Естественные ресурсы, часть всей совокупности природных условий существования человечества и важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. Без использования природных ресурсов — человечество не выжило бы! Евдокимова Лиза.

29-11-2013, 10:18:38 | Guest

Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой.

Я не согласна с высказыванием Базарова. Да, большинство людей в общих чертах похожи друг на друга. Одинаковые потребности, одинаковая анатомия и инстинкты. Но каждый человек-личность. Каждый имеет свое личное мнение, мышление и убеждения. Люди различаются из-за своеобразия психики и личности, темпераментом, характером и спецификой интересов. У многих разные приоритеты в жизни и разные принципы. Человек совершает разные поступки в одной и той же ситуации. В течение жизни по-своему радуется, печалится, влюбляется и ненавидит. Каждый из нас неповторим. Анечка К

Принципов вообще нет, а есть ощущения.

. Ведь человек не может жить без искусства. К искусству нас приучают с детства, родители читают нам сказки и стихи, и водят на спектакли в театры. Когда мы становимся старше, мы начинаем читать романы и понимать, что такое любовь и ненависть, и какая роль их в нашей жизни. Но и точные науки нужны нам в жизни, без них мы бы не знали как устроены элементарные вещи в мире. Так же наука не стоит на месте, и каждый день появляются инновация, которые упрощают нам жизнь. У людей все больше и больше свободного времени, которое они направляют на развитие в духовной сфере. Из этого следует, что наука и искусство взаимосвязаны.

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Рафаэль гроша медного не стоит.

Я не согласна с этим высказыванием Базарова. Рафаэль — великий Итальянский художник, написавший множество шедевров мирового искусства, чарующих людей. Он много плодотворно работал его имя известно всем! Он многого стоит! Садыгова Айсун

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Я не согласен с этим высказыванием Базарова. Человеку для полноценной жизни нужны не только материальные ценности, но и духовные. Это хорошо, что наука не стоит на месте, постоянно появляются новые изобретения, которые облегчают нашу жизнь. У человека появляется больше свободного времени и его можно использовать для духовного развития. Знания и искусство всегда идут рядом, они дополняют друг друга. Зачем человеку научные открытия, если он перестаёт развиваться как личность, ценить прекрасное, радоваться жизни. Сама природа создала одних людей — “физиками”, а других — “лириками” . Да, стихи нельзя одеть на себя, или не накормить голодных. Но когда человеку хорошо, весело — он поёт. Когда влюблён — читает стихи. Ни одна наука не заменит этих душевных радостей. С самого раннего детства мамы читают детям стихи, сказки. В них есть чудеса, которые сейчас стали явью благодаря науке. Сама история опровергает теорию Базарова. Великие полотна Рафаэлю и стихи Пушкина радуют нас и будут восхищать наших потомков. Михайлов Дмитрий.

Мне кажется, это очень интересно — написать письмо Базарову — литературному герою романа И. С. Тургенева, представив его живым человеком, с которым можно поспорить. Если честно, то Евгений Васильевич понравился мне и как герой романа, и как личность. Прежде всего тем, что он, как всякая неординарная личность, неоднозначен.

Мне импонирует то, что

Вы обладаете широким кругозором и высказываете критическое отношение к миру. Вы петербургский студент-медик, будущий врач, изучающий естественные науки. Но этим, видимо, круг Ваших интересов не ограничивается, так как для Вас не составляет труда высказать свое мнение относительно философии, политики, науки, искусства и при этом блеснуть знанием латыни и проявить силу логического ума. Все это, я считаю, возвышает Вас над другими людьми, с которыми Вам приходится общаться.

Вы же только спорите, ведете словесные баталии. И насколько я могу судить, в каждом споре Вы одерживаете победу. А что дальше? Не кажется ли Вам, Евгений Васильевич, что Вы не с теми спорите? Стоит ли спорить с человеком других взглядов, если он их никогда не изменит? Возможно, Вы считаете, что в споре рождается истина. Но я придерживаюсь иного мнения: лучший способ победить в подобном споре — уклониться от него. Вы ведь только наживаете себе врагов, даже среди друзей. Вы резко, иногда даже грубо, критикуете то, что Вам не по душе. И совсем не думаете о человеке, которого это касается. Евгений, я согласен, что прямота и искренность — хорошие качества, но задумались ли Вы о том, что Аркадию, например, неприятно и больно слушать Ваши высказывания о нем и его семье. Не обижаете ли Вы тем самым Вашего друга?

Позвольте на этом закончить. С уважением от поколения детей нового века — Сергей Крутолобов

Я с Вами согласна, Евгений Базаров!

Любовь Николаевна Булыгина,

учитель русского языка и литературы гимназии № 2 г. Минска.

Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и дела до меня нет, и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожно мала перед вечностью

, где меня не было и не будет…А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, что-то хочет тоже…

Однако персонаж всегда больше своей характеристики, ибо он жи­вёт только в постоянном движении и смене событий собственной жизни. Движение же зачастую просто мешает исследователю, и он его останав­ливает, абстрагируется от него, но увы! — вместо живого человека после такого абстрагирования перед аналитиком предстаёт нечто другое.

Эта фраза очень точно отражает состояние Базарова после отказа Одинцовой. Дело в том, что герой начинает сознавать ошибочность сво­их взглядов, и поэтому лопух после смерти, являющийся логическим за­вершением человеческой жизни по его же теории, теперь уже не устраи­вает нашего героя, ибо кому же хочется, чтобы из него просто так, без всякого смысла, без всякой идеи вырос лопух?! Гибель идеи становится очевидной для героя, и поэтому все дальнейшие попытки бороться вызы­вают у него только душевные муки. Следовательно, в идейном отноше­нии Базаров, попавший под власть отрицаемой им духовной любви, ока­зывается слабее Павла Петровича.

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” занимает важное место в русской литературе. Автор анализирует в данном произведении не только конфликт поколений, но и конфликт в душе героя (Евгения Базарова), борьбу нигилиста и романтика. Безусловно, этот роман оставил определенный след в моей душе, заставил переосмыслить личные взгляды и ценности, которых я придерживаюсь.

Однако с самого начала произведения я поняла, что по своей натуре мне гораздо ближе Аркадий Николаевич Кирсанов, т. к., на мой взгляд, самое главное в жизни — быть человечным и уметь наслаждаться каждым моментом. В противном случае, зачем мы вообще существуем? После прочтения книги мне стало интересно, почему моё внимание изначально не привлёк образ Евгения Базарова. И я задумалась, в чём же я с ним всё-таки согласна, а в чём — нет.

Евгений Базаров — тип “нового человека”. Он отрицает старые традиции и ценности. По своим убеждениям главный герой является нигилистом. Так Евгения характеризует его друг Аркадий: “. Он нигилист, который ко всему относится с критической точки зрения. Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. ”. Однако я придерживаюсь другой точки зрения. Каждый человек имеет собственную веру и взгляд на жизнь, принципы — это то, что его характеризует, его главное отличие от других. А если говорить об общепринятых ценностях. Нам следует отказаться от шаблонных стереотипов, которые негативно влияют на отношения между людьми, но моральные нормы нужны для того, чтобы регулировать поведение народных масс, иначе начнётся настоящий хаос. Мне кажется, если ты что-то отрицаешь, то должен предлагать новое.

Для любого человека важно иметь адекватную высокую самооценку. Однако по поведению Базарова видно, что он является циничным и превозносит себя над другими: “. Базаров надменно выпрямился. ”, “. с надменною гордостию отвечал Базаров. ”. Я считаю, что в жизни важно уважать людей и их мнение, ведь нам самим очень неприятно, когда кто-то относится к нам с нескрываемым пренебрежением. Конечно, у Евгения есть чувство юмора, но оно граничит с оскорблением. Его шутки сложно назвать безобидными, скорее они являются “ядовитыми” и отчасти неуместными. С их помощью он также выражает своё презрение к другим.

Базаров является холодным и неромантичным человеком. Его душу не “цепляют” ни природа, ни произведения искусства. Его приоритеты — это естественные науки и факты. Я полагаю, что человек — существо социальное и духовное, а склонность к творчеству — прекрасная черта. Проблема в том, что Евгений не просто недооценивает искусство и проявление эмоций, а презирает их. Однако после прочтения романа я нашла этому логическое объяснение.

Хоть мое видение мира и разнится с представлениями о жизни Евгения, есть в нём черты, которые меня привлекают. Во-первых, Базаров — очень трудолюбивый человек. Он много времени тратит на работу, изучение нового, чтение научных книг. И. С. Тургенев пишет: “. Аркадий сибаритствовал, Базаров работал. ”, “. Базаров работал упорно и угрюмо. ”. Также стоит отметить, что он является энергичным и деятельным человеком. За всё время действия романа он ни дня не просидел на месте, за исключением периода болезни. Во-вторых, Евгений умел постоять за себя и свое мнение, никогда не выходил из дискуссий проигравшим. У него есть то, чего не хватает многим людям, — спокойствие и безоговорочная уверенность в себе.

Конечно, я могла бы уже закончить на этом свои рассуждения. Правда, после финальной сцены романа моё отношение к его главному герою изменилось. Действительно, Базаров был грубым, резким, самовлюблённым и развязным человеком, однако в его душе скрывалось нечто большее. Отрицание принципов, громкие заявления о бессмысленности любви и природы — лишь маска, за которой скрывался романтик и очень добрый человек, близкий мне по духу. Неизвестно, осознавал ли Евгений искренние мотивы своей души или нет, но дерзкое поведение просто было защитой его настоящей натуры, которую он не хотел признавать, так как она противоречила его теории и “надуманной” идеологии. В последних сценах открылось истинное лицо главного героя. Мы видим, что он искренне любил своих родителей. Евгений старался быть вежливым с ними в дни тяжёлой болезни, позволял маме ухаживать за ним, согласился на обряд причащения, только бы родные были спокойны. Мне кажется, Базаров просто не умел проявлять любовь и боялся это делать. Боялся настолько, что смог признаться себе, что может испытывать подобные чувства только на смертном одре. Во время своего последнего разговора с Анной Одинцовой он открылся ей: “Ну, что ж мне вам сказать. я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь — форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что — какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая. ”. Мне кажется, что Евгений Базаров умер, разочаровавшись в своих ценностях, и только в последние дни жизни он был настоящим. Главный герой смог осознать её ценность.

Я была неправа, когда сразу сформировала негативное впечатление о Базарове. Мы часто ошибаемся, когда делаем поспешные выводы. Евгений Базаров — очень интересная и сильная личность. Мы часто носим маски осознанно или нет, скрывая своё “истинное” лицо. И Евгений был не исключением. Однако в жизни ему не хватило одного важного качества — человечности. У него был друг, но они перестали общаться; была женщина, которую он любил, но и эта история закончилась печально; отношения с родителями тоже оставляли желать лучшего. Хоть я и не согласна с идеологией Евгения, я уважаю его как человека, так как в последние дни жизни он понял, как сильно ошибался, и смог это принять. Если бы Базаров остался жив, то он бы переосмыслил идеологию нигилизма. Мне кажется, его жизнь бы наладилась, так как он открыл в себе то, что так долго скрывалось внутри, а именно — человечность.

С какими афоризмами Базарова можно согласиться, с какими нельзя, почему?

Обоснуйте свое мнение.

Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Рафаэль гроша ломаного не стоит.

Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта.

Всякий человек сам себя воспитать должен… А что качается времени – отчего я от него зависеть буду?

Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее время полезнее отрицание – мы отрицаем.

Исправьте общество, и болезней не будет.


Природа не храм, а мастерскаяпорядочный химик в двадцать раз полезнеевсякого поэтаРафаэльгрошамедногонестоитКто злится на свою боль — тот непременно ее победитЭтакое богатое тело!

Хоть сейчас в анатомический театрО друг мой, Аркадий Николаич!

— Об одном прошу тебя : не говорикрасиво.


Пожалуйста помогите, напишите только пожалуйста сами?

Пожалуйста помогите, напишите только пожалуйста сами.

Тургенев - всякий человек сам себя воспитать должен.

(свое мнение, как вы это поняли.

)Что имел виду базаров?


Согласны ли вы с утверждением Базарова, что природа – не храм, а мастерская, а человек в ней только лишь работник?

Согласны ли вы с утверждением Базарова, что природа – не храм, а мастерская, а человек в ней только лишь работник?


Какие герои литературных произведений давали полезные советы?

Какие герои литературных произведений давали полезные советы?


В произведении И?

В произведении И.

С. Тергенева "Отцы и дети"базаров утверждает : "Рафаэль гроша ломаного / медного не стоит?


Он Пушкина читает Растолкуй ему что это никуда не годится?

Он Пушкина читает Растолкуй ему что это никуда не годится.

Ведь он не мальчик : пора бросить эту ерунду Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник Можно ли согласиться с мнением Базаром с его утверждение?

Доказать свою точку зрения, высказать свои мышление по этому поводу.


Сочинение на тему " человек сам себя воспитать должен" и на тему " природа не храм, а мастерская и человек в ней работник" очень надо?

Сочинение на тему " человек сам себя воспитать должен" и на тему " природа не храм, а мастерская и человек в ней работник" очень надо.


Какое полезное ископаемое нашли в рассказа кладовая солнца?

Какое полезное ископаемое нашли в рассказа кладовая солнца.


«Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например.

Нет, видно, не нужен.

Сапожник нужен, портной нужен, мясник.


Какое полезное ископаемое нашли в рассказе кладовая солнца?

Какое полезное ископаемое нашли в рассказе кладовая солнца.


1)5 причин почему полезно читать книги2) если бы я был писателем на какого читателя я бы рассчитывал?

1)5 причин почему полезно читать книги

2) если бы я был писателем на какого читателя я бы рассчитывал.



Петербуржская жизнь Гоголя открывает перед ним мир большого города со своими особенностями. Гоголь поражается не только красотой величественных дворцов, но и существующими общественными противоречиями и социальными контрастами. В повести «Невский п..


Фантастическая и приключенческая книга Яна Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали" в интересной форме знакомит читателей с энтомологией - науке о насекомых. Герои книги - брат и сестра Карика и Валя, а также профессор - энтомолог Иван Гермо..


О парусе! Логично, да.


Главному герою уже исполнилось шестнадцать лет, но мать не хочет, чтобы он поступал на службу. Она отличается злым нравом и дурным характером, которые передались Митрофанушке по наследству. Женщина во всем потакает сыну. У госпожи Простоковой имел..



Тон меняется от дружбы до негодования, потому что князь недооценил илью и от этого они поругались.


История основана на реальных событиях. Сюжет в том, что Герман косвенно повлиял на смерть старушки, что в узнать секрет 3 карт. Он сопоставлен со всем обществом. Расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, отрицательные качества, но автор н..


Половина стихов “Горя от ума” вошла в пословицы, как и пред­сказывал А. С. Пушкин. О баснях Крылова нечего и говорить. Но в русской литературе существует еще один источник афоризмов — роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Может быть, это не такой богатый источник, как стихи Грибоедова и Крылова, может быть, афористичность высказываний Базарова и других героев романа не так широко вошла в наш речевой обиход, но и жанр философского романа Тургенева — это не жанр комедии или басни. И все же.

“Природа не храм, а мастерская”. Весь строй романа отрицает эту базаровскую философию. Сам Базаров к концу романа приходит к осознанию своей ошибки. Но фраза осталась, а вторая половина ее (“человек в ней работник”) не раз выдавалась за синоним горьковского “Человек — это звучит гордо”.

Хорошо, конечно, что другое высказывание Базарова, всем из­вестные слова о порядочном химике, не стало руководством к дей­ствию для современных деятелей прогресса. Впрочем. Забытая ныне дискуссия о физиках и лириках в пору научно-технической революции лет двадцать — тридцать назад проходила под этим зна­ком.

Удивительно точно и емко сформулировал Тургенев устами своего героя credo физиологов (Павлова и др.). “Мы с тобой те же лягушки”, — объяснял Базаров дворовым мальчишкам физиоло­гию человека. Зловещий смысл этой фразы, вложенный в нее Тур­геневым, раскрылся в начале XX века, когда “Роковые яйца” и “Собачье сердце” Булгакова показали весь ужас такого подхода к природе и человеку.

Афоризмы Базарова о воспитании человека, о психологии и сложной душевной жизни, которую он в начале своего поприща склонен был отрицать, тоже несут в себе пугающе-пророческий смысл, неясный, конечно, для героя, но предчувствуемый автором. “Люди что деревья в лесу”. Отсюда один шаг до знаменитого:“Лес рубят — щепки летят”. “Ни один ботаник, — как говорил Ба­заров, — не станет заниматься каждою отдельной березой”. Конеч­но, если между древесиной и человеком не усматривается принци­пиальной разницы (а древесина — это ведь даже не лягушка!), всег­да найдется “ботаник”, который пустит на щепки “русский лес”. И пустили.

Так вот, если первобытный человек видел в дереве дриаду, в ручье — наяду, то есть душу, то от физиолога Базарова, не желаю­щего видеть душу в самом человеке, один шаг до какого-нибудь киборга. И вполне в духе этой логики отношение Базарова к любви. У лягушек разве есть любовь? А мы с тобой те же лягушки. Значит, нет таинственных отношений между мужчиной и женщиной. “Mы, физиологи, знаем, какие это отношения”. А женщины. “Свободно мыслят между женщин только уроды”, — считает Базаров. В тота­литарном государстве замечательный герой Тургенева сделал бы ка­рьеру Благодетеля из романа Замятина. Личность отменяется, поэ­тому все — “Мы”. Любовь отменяется, всем выдаются билеты на “физиологические отношения”. Свобода мысли тоже ни к чему. Свободно не мыслят уже ни женщины, ни мужчины. Впрочем, для себя Базаров оставляет некоторую недосягаемую для других высо­ту. Известно его высказывание: “Когда я встречу человека, кото­рый не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Значит, “мы с тобой” лягушки, “твари дрожащие”, а Базаров-то, оказывается, “право имеет”, говоря словами другого “сверхчеловека”, который уже не лягушек “распластал”, а челове­ка убил. И для Раскольникова человек тоже был лягушкой, “вошью”. Впрочем, некоторые интересные в анатомическом отно­шении экземпляры таким сверхчеловекам даже очень нравятся.

“Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр” — так оценивает Базаров прекрасный экземпляр “той же лягушки”. Когда-то мы писали сочинение на тему: “Почему Одинцова не отве­тила на любовь Базарова?” А вы бы ответили на “любовь” индиви­дуума, сладострастно прикидывающего, как лучше пустить вас под скальпель? Как и следовало ожидать, природа сумела отомстить за себя, “лягушка” оказалась не “тварью дрожащей”, а “царевной-ля­гушкой”, тайну которой Базаров не постиг, “спасовав” перед непо­стижимой природой и величием Вселенной. Сообразил герой Турге­нева довольно-таки поздно, что он “атом”, “математическая точка”. Раньше он готов был отказаться даже от неба (“Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть”), а теперь увидел, что “может быть, точно, всякий человек — загадка”. Последний афо­ризм в жизни Базарова — его слова, обращенные к Одинцовой:

“Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. Поэтично. И слова эти сказал уже не тот Базаров, который гордо провозгла­шал: “Рафаэль гроша медного не стоит”. И не тот Базаров, который рекомендовал “не говорить красиво”. Страшное, гибельное ослепле­ние, за которое Базаров поплатился жизнью, которое он осознал (недаром последние его слова — перифраз из “Гамлета” — “теперь темнота”) — удел тех, кто посягает на загадку жизни, предсказан­ный автором великого романа.

Но у меня есть любимый герой в этом романе, и есть любимый афоризм. Это, по-моему, ключевые слова произведения, сказанные ключевым героем, Павлом Петровичем.

“Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным”. Об этом и написан роман Тургенева. В романе показано, как потерпела крах передовая теория, выраженная в афоризмах, потому что никакие умники и сверхчеловеки, никакие Чацкие и Базаровы, самые передовые и умные, не смогут понять “живую жизнь”, а тем паче сформулиро­вать ее сущность в двух броских словах.

Как видим, средства выражения авторской позиции в тургенев­ском романе многообразны. Это и композиция произведения, и ав­торские характеристики, и комментарии, и деталь (зачастую симво­лическая), и пейзаж. Мотивы и образы предшествующей литерату­ры (реминисценции из пушкинской поэзии, “Героя нашего време­ни” Лермонтова, баллад Жуковского, даже греческой мифологии) создают своеобразный интертекст (литературный и мифологический контекст) романа, помогающий выявить авторскую позицию. По-разному можно интерпретировать такое, казалось бы, точное, ясное, напоминающее формулу название (“Ни отцы, ни дети”, — остроумно заметила Тургеневу одна читательница).

И все-таки этот роман всегда останется одним из самых загадоч­ных произведений мировой литературы наряду с “Горем от ума” Грибоедова; в этих книгах отражены извечные противоречия чело­веческой жизни — максимализм юности и житейская умудрен­ность, бескомпромиссность и умение прощать, дерзание и философ­ская созерцательность. Что лучше? Ответ на это в вечности, в спо­койствии “равнодушной природы”, в последних, примиряющих строках романа.


Базаров — целостная натура, образец для подражания многих людей, но они лишь являются некой пародией на самого Базарова. Читая роман, понимаешь, что относиться к Базарову равнодушно нельзя: он либо восхищает, либо раздражает, либо и то, и другое.

Базаров — идеал в каком-то смысле. Именно этим он привлекает меня. Своей храбростью, бесстрашностью, непоколебимостью и даже какой-то дерзостью, но дерзостью особенной. Яркой демонстрацией всего этого являются последние дни жизни Евгения Васильевича, когда он лицом к лицу сталкивается со смертью. «Дня три спустя Базаров вошел к отцу в комнату и спросил, нет ли у него адского камня — Есть; на что тебе? — нужно… ранку прижечь. — Кому? — Себе — как себе!

Насчет того, что я отрицаю и не принимаю в Базарове, так это все остальное. Меня прямо-таки возмущает презрительно-холодное отношение Базарова к окружающим его людям, он не считается с ними, единственный человек, с которым он общается на равных — это Одинцова. Она перевернула его отношение к женщинам.

То есть отрицая все то, что есть, существует и живет, Базаров отрицает саму жизнь! И значит нет смысла жить дальше, так как жить незачем, и смерть Базарова — логическое завершения романа. Базаров совмещает в себе — пренебрежение и элементарное неуважение к старшим, отрицание всех моральных и нравственных принципов, потребительское отношение к людям, и это меня расстраивает.

Для меня Базаров всегда останется яркой личностью, единственной в своем роде, он яркий представитель своего поколения-поколения 60-х годов, но многое в нем меня отталкивает и заставляет не соглашаться с большинством его поступков, но несмотря на все это-есть в Базарове и то, что редко встретишь в людях. Стойкость и внутренний стержень.


Пример сочинения 2

Центральным персонажем романа "Отцы и дети" является молодой врач и нигилист по своим убеждениям Евгений Васильевич Базаров.

Главный герой романа — сын простого лекаря и потомственной дворянки, он учится на доктора и занимается естественными науками.

Базаров-нигилист по своим убеждениям. Характер Евгения полностью соответствует рамкам, которые ставит перед ним его учение. Он умный, ироничный и прямой человек. Нигилизм сформировал в Евгении Васильевичи безразличное отношение ко многим аспектам жизни: искусству, природе, художественной литературе… Базаров не уважает романтиков, он даже считает, что красиво разговаривать плохо, потому что это проявление романтизма. Основной чертами характера Евгения является воля и гордость. Он никогда не отступится от принятых им целей.

Базаров — личность неординарная, интересная и сложная. Однозначно выразить свое отношение к нему невозможно. Наряду с положительными качествами, что так привлекают читателя, в его личности достаточно и негативного, что отталкивает от него.

В первую очередь я хотел бы отметить образованность персонажа и его стремление заниматься важной работай, он старается всегда совершенствовать свой интеллект. К тому же Евгения стремиться участвовать в общественной жизни страны, хоть и делает это, придерживаясь нигилизма. Конечно, стоит отметить, что центральный персонаж романа, хоть и отрицает все принципы, но всё-таки почти всегда разговаривает с людьми честно и придерживается основных норм морали. Наличие собственного мнения вот в чем центральный герой, точно, преуспел, это не может не нравиться, потому что только человек, который обладает собственным мнением на разные вопросы и проблемы, может считаться настоящей личностью. Ещё одной положительной и немаловажной чертой Базарова является то, что он человек действия Евгений всегда готов принимать решения и идти дальше. Но и еще одной и приятной особенностью обладает главный герой, он добрый, да персонаж это скрывает за насмешками и своим образом нигилиста, но практически ко всем положительным персонажам в романе Базаров относился хорошо.

Конечно, у Евгения множество положительных и очень полезных качеств, но при этом он обладает некоторыми особенностями, которые лично я не могут принять. К таким отрицательным чертам я бы отнес полный отказ от красоты природы, искусства и художественных литературных произведений. Многие люди скажут, что Евгений просто следует правилам своего учения и делает это очень трепетно. Разве это плохо? По моему мнению, да. Базаров очень умный человек и не должен слепо поддаваться таким общественным учениям как нигилизм, но, к сожалению, в романе мы видим, что он уже сделал свой выбор в пользу этого направления, и из-за своего упрямого характера он никогда с неё не свернет с этого пути. Кстати, это ещё одна отрицательная черта, Евгения он слишком горд и упрям. Ну и последняя негативная особенность персонажа, он во всех проявлениях эмоций видит ненавистный романтизм. Базаров очень рациональный человек и отрицает чувства, а если кто-то из его окружения вдруг им поддался, он обвинит его в том, что этот человек безнадёжный романтик. Возможно, именно его гордость и эта ненависть к эмоциям не смогла позволить Евгению поддаться любви.

Базаров — яркий представитель молодежи середины 19 века. Евгений Васильевич-человек, который обладает собственными убеждениями, он умен, трудолюбив и энергичен, Но все его положительные качества, не могут дать ему соратников. Центральный персонаж романа одинок. В конце произведения Тургенев не знает, какую судьбу прописать своему герою, поэтому выбирает для него забвение, не потому что хотел сказать, что такая у него судьба, а для того, чтобы показать читателю, что Базарову некуда двигаться в обществе того времени.


Пример сочинения 3

Тем не менее несмотря на негативные стороны характера Базарова, этот герой все же является положительным. Потому мне было очень жаль, что Евгений так и не смог отыскать свое место в жизни.


Пример сочинения 4

Русская литература долго жила в ожидании принципиально нового героя, деятеля, преобразователя, и в своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев создал образ такого “нового человека” – революционера и демократа.

Образ Базарова – собирательный, потому что Тургенев хотел изобразить подлинного героя нового времени. Оттого что автор честно пытался понять этот тип людей и дать, насколько это возможно, объективную оценку, характер героя получился очень сложным, многогранным и противоречивым. Нам и сегодня очень сложно однозначно оценить его.

Конечно, герой Тургенева несовершенен, как каждый из нас, но я искренне хочу разобраться, что мне нравится, а что я не могу принять в этом человеке.

Многим не понравится уже сам внешний вид “нового героя”: худое лицо с широким лбом, висячие бакенбарды песочного цвета, длинные волосы и длинный балахон с кистями. Но для меня его широкий лоб – свидетельство ума. Балахон, бакенбарды и длинные волосы – вызов устоявшейся моде. Обращают на себя внимание и его своеобразные манеры. Евгений намеренно демонстрирует бестактность, грубость, вульгарность, угрюмую недоверчивость к людям.

Интонации его речи категоричны, а его самоуверенные высказывания порой чересчур насмешливы и саркастичны. Многие сочтут Базарова эгоистом, черствым человеком, или, как его литературный оппонент Павел Петрович Кирсанов, “гордецом, нахалом, циником, плебеем”.

Базаров гордится своей причастностью в народной почве, своим дедом, который “землю пахал”, считает, что “всякий человек сам себя воспитать должен”, и старается воспитать в себе нужные, положительные, по его мнению, качества, постоянно учится чему-нибудь новому. Евгений ничего не принимает на веру, стремится все проверить опытным путем. И его тяга к естественным наукам – биологии, анатомии, химии, медицине – мне глубоко симпатична. Такие интересы были типичными для передовых людей 60-х годов XIX века, но мы и сейчас считаем, что за этими науками будущее.

Вызывает уважение и работоспособность Базарова – “лихорадка работы”, потому что его энергия направлена не только на теоретические изыскания, но и на практическую медицину, лечение пациентов, а значит, его деятельность приносит реальную пользу людям.

Евгений везде остается самим собой, всегда является хозяином своего слова, привычек, действий, в конце концов, всей своей жизни. Он не только спорит и говорит о своем деле, труд для него – естественное состояние. Без труда скучно. Ежедневный труд, самоограничение и самоотдача стали его жизненными принципами.

Он убежден, что интересной работой можно переломить даже тяжелое душевное состояние.
Базаров – разночинец, он прошел тяжелую школу жизни и приобрел собственные убеждения. Это научило его не поддаваться чужому влиянию, наоборот, он подчиняет людей себе. Доводы его при этом всегда уверенные, точные, впечатляющие, а изрекаемые афоризмы отчетливо выражают его мировоззренческую позицию: “Всякий человек сам себя воспитать должен”; “Исправьте общество, и болезней не будет”; “…Что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня”. Многие из этих высказываний до сих пор сохранили свою актуальность.

Кроме того, Евгений Базаров – человек с бесконечно добрым сердцем и всегда готов прийти на помощь.

Он видит главную движущую силу революции в народе, но его раздражает народная пассивность и предрассудки. Евгений – человек действия, не витает в облаках, не составляет далеко идущих планов, он привык решать проблемы, когда они возникают. Разве такая позиция не заслуживает уважения?
И все же, не все в Базарове я могу понять и принять. Например, присущее ему отрицание всего. Это отрицание человека, который “ко всему относится с критической точки зрения”, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”.
Но всегда ли это правильно? Положительно отрицание самодержавия, крепостного права и всего, что порождено “безобразным состоянием общества”. Но как можно отрицать исторические и культурные ценности?

Ведь наше прошлое – это часть нашей истории, и то, какими мы себя принимаем и хотим видеть в будущем, во многом определяется именно историческим и культурным развитием общества. Герой романа, на мой взгляд, чересчур увлечен утилитарностью, полезностью жизненных явлений. Он, например, рассматривает природу как мастерскую, в которой человек только работник. Для него человек не часть живой природы, а ее хозяин, и природа существует для того, чтобы человек мог в ней рубить, пилить, строгать, то есть разрушать и губить ее.

Присущее Базарову отрицание всего его заставляет пренебрежительно относиться и к искусству, считать его “непростительной дурью”. “Рафаэль, – говорит он, – гроша медного не стоит”. А ведь чувство прекрасного – немаловажное условие гармоничного развития личности. “Порядочный химик”, по мнению Евгения, “в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Такие взгляды тоже были распространенными в то время, и они еще раз подчеркивают принадлежность Базарова к “героям своего времени”.

Базаров – сторонник решительного разрушения прежних основ бытия, но мы нигде не находим точной формулировки его положительной программы. Кроме того, герой романа не считается с такими нравственными понятиями, как долг, честь, отрицает их. Ошибочно его утверждение о том, что все люди обладают одинаковыми нравственными качествами, потому только, что “у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, печень одинаково устроены”.
Я не одобряю и его отношения к родителям. Он старается подавить в себе сыновнее чувство, стыдиться проявить свою любовь и уважение к ним, старательно маскирует свою нежность снисходительным отношением.

Базаров не прав и в своем неуважительном отношении к женщинам, отрицая у них свободу мысли.
А как можно отрицать любовь? Любовь пробуждает в человеке самые возвышенные и светлые чувства. Ведь он и сам искренне полюбил Одинцову, потому что она не такая, как все, но, к сожалению, старается побороть это чувство, так как оно могло бы помешать его делу.
И, останься Базаров жить, он преодолел бы эту любовь.

Евгений Базаров преодолел многие жизненные испытания, но автор прослеживает и эволюцию душевного состояния своего героя. Хоть и на смертном одре, но он все же понимает, что во многом заблуждался. Поведение Евгения перед смертью заслуживает уважения. Он не пытается бессмысленно цепляться за жизнь, но Думает о своих дорогих стариках, заботится об облегчении их печальной участи. И больше не стыдится своего “романтизма”.
А умереть так, как умер Евгений Базаров, по словам Д. И. Писарева, “все равно, что сделать великий подвиг…”.

Вот таков в моем представлении Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, не лишенный недостатков, но все же заслуживающий глубокого уважения и искренней симпатии.

Читайте также: