Рыцарское отношение к женщине сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Одной из важнейших обязанностей рыцаря была влюбленность в прекрасную даму. Любовное служение, культ дамы были своего рода религией рыцарства. Чтобы завоевать благосклонность своей возлюбленной, рыцарь должен был демонстрировать преданность и самоотверженность. Он должен был уметь владеть собой и укрощать свои порывы.
С другой стороны отношение рыцаря к женщине зависело от того, кем она была: дамой благородного происхождения или простолюдинкой. Заботливость и обожание, безусловно, могли относиться только к даме из высшего сословия. Изысканно ухаживая за женщиной, оказывая ей знаки внимания и любви, рыцарь тем самым подчеркивал свою принадлежность к миру избранных, свое отличие от ╚деревенщины╩.
Такой тип любовных отношений с Прекрасной Дамой получил название ╚куртуазной любви╩ (от старо-франц. court ≈ ╚двор╩) ≈ изысканно вежливой, утонченной, любезно-галантной.
Куртуазная любовь.
Куртуазная любовь по существу представляла собой некую форму игры, в которой участникам надлежало строго следовать правилам и отведенной им роли. Французский историк Жорж Дюби так описывает модель куртуазной любви: ╚В центре ее находится замужняя женщина, ╚дама╩. Неженатый мужчина, ╚юноша╩, обращает на нее внимание и загорается желанием. Отныне, пораженный любовью (любовь означала тогда исключительно плотское влечение), он думает только о том, чтобы овладеть этой женщиной. Для достижения цели мужчина делает вид, что подчиняется во всем своей избраннице. Дама ≈ обычно ≈ жена сеньора, нередко того, которому он служит, во всяком случае, она хозяйка дома, где он принят, и уже в силу этого является его госпожой. Мужчина, однако, всячески подчеркивает свое подчинение. Он, как вассал, встает на колени, он отдает себя, свою свободу в дар избраннице. Женщина может принять или отклонить этот дар. Если она, позволив себе увлечься словами, принимает его, она более не свободна, так как, по законам того общества, никакой дар не может остаться без вознаграждения┘ Однако дама не может располагать своим телом по своему усмотрению: оно принадлежит ее мужу. Все в доме наблюдают за ней, и если она будет замечена в нарушении правил поведения, ее объявят виновной и могут подвергнуть вместе с сообщником самому суровому наказанию.
Опасность игры придавала ей особую пикантность. Рыцарю, пустившемуся в любовное приключение, надлежало быть осторожным и строго соблюдать тайну. Под покровом этой тайны, скрывая ее от посторонних глаз, влюбленный ожидал вознаграждения┘ По правилам игры, он должен был контролировать себя, бесконечно оттягивая момент обладания возлюбленной. Удовольствие, таким образом, заключалось не столько в удовлетворении желания, сколько в ожидании. Само желание становилось высшим удовольствием. В этом ≈ истинная природа куртуазной любви, которая реализуется в сфере воображаемого и в области игры.
Любопытное, но отнюдь не лишенное оснований объяснение причин зарождения любви куртуазного типа можно найти в романе Л. Фейхтвангера ╚Испанская баллада╩: ╚Незамужние дочери дворян вне дома появлялись редко и только в большом обществе, и поэтому, куртуазный кодекс предписывал влюбляться в замужних дам и посвящать им высокопарные замороженные любовные стихи╩ (с)
Как Вам кажется, насколько возможны в наши дни подобные отношения?
И, если невозможны, кто в них не заинтересован больше, мужчины или женщины?

Извините пожалуйста за доставленные трудности.
Вопрос я хотел задать тем, для кого такой текст не слишком длинный.

. насколько возможны в наши дни подобные отношения.
А что, охота высокопарные замороженные любовные стихи пописать?
Так для этого заинтересованность возлюбленной замужней дамы не критична

. длинное непечатное ругательство.

Рыцарское отношение к женщине — это уважение к слабому полу. Многие мужчины по природе свой заносчивы и категоричны, поэтому женская слабость внушает им чувство гадливости. Они изначально считают даму ни на что не годной и даже радуются, когда у нее что-то не получается. Но те, кто может похвастаться рыцарским благородством, стремятся помочь тому, кто не отличается силой. Чтобы лучше объяснить свою мысль, приведу примеры из литературы.

Таким образом, рыцарство по отношению к женщине — это готовность принять ее слабость как должное и защитить ее просто потому, что ей от природы не дано достаточной силы для самообороны. И Евгений, и Алексей не стали пользоваться ошибками и неопытностью дам, не самоутверждались за их счет, а протянули руку помощи в сложный момент.

Итоговое сочинение: Между прошлым и будущим бездна

Автор: Самый Зелёный · Published 31.03.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 05.12.2019

Итоговое сочинение: Никто не забыт, ничто не забыто

Автор: Самый Зелёный · Published 30.09.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Какие аргументы для этой темы итогового сочинения ЕГЭ 2020?

Какие произведения взять?

Давайте попробуем понять, что же такое рыцарское отношение к женщине. Здесь речь идет о справедливости по отношению к слабому полу. Мужчина-рыцарь никогда не позволит себе обижать, даже морально, женщин.

Очень благородно поступил главный герой произведения "Евгений Онегин" Пушкина, когда отдал обратно письмо Татьяне. В нем она призналась ему в любви, что являлось безрассудством. Но Евгений поступил рыцарски, и не стал ее компрометировать.

Также характерно рыцарское отношение описано в произведении Толстого "Анна Каренина", где муж Анны, прости ее за измену, и даже предлагал вернуться в семью. Вот это действительно рыцарское благородство.

Если с данным вопросом углубиться в самый корень возникновения понятия "рыцарское отношение", то мы увидим, что подобное отношения связано в первую очередь с тем, что средневековые рыцари - это в основном дети богатых дворян, закованные в дорогие доспехи. Поэтому рыцари всегда отличались и выделялись на фоне остальных солдат: они были выше (на коне), за ними всегда развивался благородный стяг, их доспехи блестели на солнце, тем самым создавая впечатление особого сильного и непобедимого воина.

К тому же все рыцари знали правила этикета и отношения к женщинам. Ведь этому их учили родители еще в детстве. Именно поэтому женщин так тянуло к рыцарям. Они хорошо и опрятно выглядели, они притягивали взгляды и могли обеспечить женщину не только материально, но и морально, благодаря своим манерам.

Поэтому рыцарское отношение к женщине - это уважение, это понимание статуса женщины и это преклонение перед ней как перед женщиной в первую очередь.

Во вступлении можно написать о взаимоотношениях женщин и мужчин в целом. О любви, и о том как она развивается. А в заключении подвести итог написанному, как это и делается обычно в сочинении. Можно сделать вывод, что любовь это светлое чувство, что она, даже если и не всегда бывает взаимное, все же по своему прекрасна и т.д.

Женщина может быть слабой. Ведь кто такая женщина?

Жена и мать. Хранительница домашнего очага. Любовница.

У нее может не получаться вести хозяйство, она может быть плохой любовницей или матерью. В таких случаях она - слабая женщина. Т.е. по женской части она слабовата, если говорить иными словами.

Все прочие оценки - общечеловеческие. Когда таскается груз - это человек таскает груз, а не женщина. Физически человек женского пола, как правило, слабее мужчины. У нее может быть сильная или слабая воля - и это снова общечеловеческие характеристики - будет она податлива или крепка как сталь в своих убеждениях, целях, и пр.

Она, как человек, может быть умна или глупа, т.е. сильна умом или слаба. Но это снова не имеет отношение к женщине - только к человеку.

Она может быть хорошим работником, но это снова не связано с её женской сущностью. Лишь с трудолюбием и профессионализмом.

Итак, ответьте, должны ли быть женщины (не как люди, а как матери, жены и пр.) сильными. Или кого-то устроит плохая жена, никудышная мать, неинтересная любовница - тогда - да, женщина может быть слабой.

А все остальное - безволие, глупость, лень, дилетантство - это характеризует её как слабого человека (но не женщину). Может. тоже кому понравится.

По моему мнению, что человек, мужчина, женщина - должны быть сильными.

Пусть каждый в своем.

"Капитанская дочка" - это произведение о ней и о нем.

Он - это безусловно, Перт Гринев - честный, порядочный человек, который готов отстаивать свою честь до конца, Петр временами бывает слишком наивен, но в тоже время этот человек очень правдивый и искренний.

Она - Маша Миронова, чистая девушка, которая ради своего любимого готова на поступки, временами Маша отчаянная, смелая, временами - нежная и ранимая.

Маша и Петр - это образец чистой любви, несмотря ни на какие обстоятельства и препятствия молодые люди хотят быть вместе.

Я восхищаюсь этой парой и очень рада, что у них в конце все сложилось, хотя по-другому и быть не могло, ведь любовь сильнее всего и если это настоящее чувство, то любовь преодолеет любые преграды.

Любовь не принадлежит человеку, ее можно только принять или же отказаться от нее. Другое дело, что обычно это происходит настолько внезапно, что человек бывает просто таки оглушен свалившимся на него чувством и времени на выбор обычно мало. Все осложняется еще и тем, что часто под любовью мы можем понимать совсем другое, например - страсть, которая как-раз и не может быть оправдана, поскольку в конечном итоге принесет человеку только большие разочарования и проблемы. Что касается настоящей Любви, то она есть сам Творец, в Библии так и сказано:

Бог посетил сердца людей в виде благодати. Как Любовь может быть напрасной?

Да, даже такое священное чувство, как любовь может стать обременительной и дать трещину. Читаем роман-эпопею Льва Толстого "Война и мир" и спрашиваем себя, почему такая чистая и наивная девочка, как Наташа Ростова связалась с мерзавцем, молодым князем Куракиным? Только потом понимаем, а ведь её любимый князь Андрей Болконский, наверно, был слишком серьезным, а Куракин со своей донжуанской мерзкой слащавостью понравился глупой и непосредственной девочке, и вот здесь любовь дала трещину. Хотя Андрей Болконский, гордый по натуре человек, перед чсмертью простил Наташу. Если говорить о княгине Элен, то она вышла за Пьера Безухова по расчету, и в её намерения совершенно не входило быть верной этому "косолапому мишке", и то, что она начала изменять своему мужу, было совершенно логичным.

Но рассматриыаем трагедию Шекспира "Отелло", да вот именно здесь любовь дала трещину, ибо одураченный подлым Яго муж Дездемоны, поверивший в предательство своей жены, начал обращаться с ней весьма грубо и даже поднимать руку на ту, которую он любил больше жизни.Но пока выяснилась правда, оба главных героя ушли из жизни. Зло победило любовь.

Сначала мне хотелось бы раскрыть понятие “рыцарство”. Рыцарь – не обязательно человек в доспехах и с мечом, сидящий на коне и сражающийся с чудовищами или врагами. Рыцарь – человек, который забывает себя во имя чего-то, человек бескорыстный и честный. Говоря о рыцарском служении женщине, мы подразумеваем человека, который готов на самопожертвование ради нее, одной-единственной.

Самым ярким примером этому, по моему мнению, был бы Павел Петрович – герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Это был потомственный дворянин,

Поначалу она тоже относилась к нему благосклонно, но потом… Княгиня Р. разбила сердце Павла Петровича, но он ни словом ни делом не пожелал ее оскорбить или отомстить ей. Он, как настоящий рыцарь, пустился в погоню за своей возлюбленной, пожертвовав карьерой.

Не каждый человек способен на такое. Поэтому мы можем смело утверждать, что Павел

Хотелось бы упомянуть и еще одного рыцаря. Чацкий, герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, так любил Софью, что, я думаю, он достоин этого звания. Он пожертвовал своими чувствами ради счастья любимой женщины.

Этим мне хотелось бы закончить свое сочинение. О рыцарстве можно написать многое, но много одинакового читать не интересно, единственное, что мне хотелось бы добавить – это пожелание, чтобы рыцарей было побольше, ведь с веками они исчезают, как мы видим.

Конечно, я не хочу сказать, что они исчезли вовсе, но их почему-то очень мало, хотя это странно в связи со своеобразной ментальностью русской нации. У русских, как мне кажется, рыцарство должно быть заложено в крови. Русские должны быть такими же рыцарями и мечтателями, как Ленский, безумно любивший Ольгу и пожертвовавший ради нее своей жизнью. Русская литература очень многообразна.

И одно из таких многообразий – это направление, в котором будь то писатель или поэт затрагивает темы любви и, в частности, мотивы рыцарского служения женщине.

Женщины, как цветы на льду. Именно они украшают его и жизнь всех на земле. Например, Пушкин А. С. за свою жизнь встретил многих женщин и многих любил, как хороших, так и плохих.

И многие его стихи и поэмы посвящены его возлюбленным. И везде он отзывается о них с теплотой и возвышает их красоту как внешнюю, так и внутреннюю. Все они для него прекрасны, дают ему силы, энергию, они, в большинстве случаев, – источник его вдохновения. Получается, что любовь – один из основных мотивов рыцарского служения женщине.

Любовь может изменить любого человека, и тогда он боготворит свою избранницу, она станет для него идеалом, смыслом жизни. Это ли не повлечет за собой бурный всплеск эмоций, это ли не вдохновит мужчину посвятить своей любимой стихи или романы? И какая бы ни была женщина, любовь все равно возьмет верх над сознанием того человека, чье сердце покорится ей. Таким примером может служить русский поэт М. Ю. Лермонтов.

Он много раз влюблялся, но очень часто его возлюбленные не отвечали ему взаимностью. Да, он сильно переживал, но все-таки это не помешало ему посвятить им свои стихи, написанные от чистого сердца, хоть и с болью в груди. Для кого-то любовь разрушительна, а для другого – это спасение души.

Вновь и вновь все это подтверждается в произведениях известных русских писателей и поэтов.

Одним из главных мотивов является благородство. Нередко оно проявляется лишь после того, как человек полюбил. Это, конечно, хорошо, но благородство должно проявляться в любых случаях. И совсем не обязательно любить женщину, чтобы относиться к ней благоразумно.

Некоторые мужчины воспитывают в себе это чувство с юности, и оно остается у них на всю жизнь. А другие совсем его не признают. Рассмотрим пример.

В романе Пушкина “Евгений Онегин” главный герой поступил благородно с Татьяной. Он не воспользовался ее чувством к нему. Он не любил Татьяну, но чувство благородства было у него в крови, и он никогда бы не отнесся к ней неуважительно. Но в случае с Ольгой он, конечно, показал себя с другой стороны.

И Ленский, поклонник Ольги, не удержался, его гордость была задета, и он вызвал Онегина на дуэль. Он поступил благородно, пытаясь защитить честь Ольги от такого плейбоя, как Онегин. Взгляды Пушкина чем-то схожи со взглядами его героев.

Ведь он и погиб только из-за того, что были распущены слухи о его жене. И его благородство не позволило ему, промолчав, остаться в стороне. Так что благородство – это тоже один из мотивов рыцарского служения женщине в русской литературе.

Ненависть к женщине и в то же время восхищение ее красотой – еще один мотив. Возьмем, например, М. Ю. Лермонтова. Как я уже писала, его часто отвергали. И естественным было то, что в его душе зарождалась к ним какая-то доля ненависти.

Но, благодаря его восхищению ими, он сумел преодолеть барьер злобы и посвятил многие свои стихи именно тем женщинам, ненависть к которым была смешана с восхищением, может быть, характером, фигурой, лицом, душой, умом или чем-то другим. Уважение к женщине, как к матери, как к хранительнице домашнего очага, – это тоже мотив. Женщины были и всегда будут самыми прекрасными и почитаемыми на земле, а мужчины всегда будут по-рыцарски им служить.

Нажмите, чтобы узнать подробности



Часослов герцога Беррийского


Поднесение сердца. Гобелен


Дама с единорогом. Гобелен

Проникновение интимно-личностного начала в станковую живопись было очень осторожным, так как она всё ещё была подчинена религиозной тематике.

Рыцарский культ Прекрасной Дамы сыграл важную роль в изменении отношения к женщине, в повышении её статуса и самооценки. История средневековья сохранила множество имён Прекрасных Дам, вполне отвечавших этому высокому званию. Среди них пальму первенства следует отдать легендарной Элеоноре Аквитанской – сначала жене французского короля Людовика VII, затем – английского короля Генриха II Плантагенета и матери Ричарда Львиное Сердце. Знатная и богатая Элеонора была женщиной незаурядной, высокообразованной, изучавшей теологию, философию, право. Она участвовала в крестовых походах. Её двор блистал великолепием и куртуазными манерами; она покровительствовала поэтам и композиторам, ценила искусство и вдохновляла художников.



Элеонора играет в шахматы


Надгробие Генриха II и Элеоноры Аквитанской

Однако даже судьба Элеоноры Аквитанской свидетельствует о том, что женщина по-прежнему оставалась в зависимом положении, а идеальная рыцарская любовь была ориентирована больше на субъект переживаний (мужчину), чем на объект (женщину). Внутренний мир женщины, её интересы, повседневные дела не входили в сферу куртуазной культуры, как и супружеские и семейные отношения (отношения с детьми, родителями). Вот почему в памятниках искусства мы не находим этой проблематики, она актуализируется позднее – в ренессансную эпоху, когда человек (женщина) перестанет быть функцией, обретёт значимость и встанет в центре мира и искусства.

Город и женщина. В динамичной и разноликой культуре средневекового города сталкивались самые разные, порой противоположные тенденции и импульсы. Городское сословие было многосоставно: патрициат, купечество, рыцари, ремесленники, клирики, крестьяне, торговцы, слуги, представители свободных профессий. Все они были носителями разных культурных традиций (клерикальных, куртуазных, фольклорных), боровшихся и взаимодействовавших друг с другом. Мировоззрение средневекового горожанина отличала тяга к регламентации и охранительным тенденциям, проявлявшимся в богобоязни, патриархальном благонравии, интеллектуальной несвободе и ограниченности. Одновременно определяющей чертой культуры города был критицизм по отношению к рыцарскому сословию, клерикалам и даже крестьянству. Трезвость взгляда горожанина, стоящего на земле, а не витающего в облаках, скептицизм, морализирование и нравоучительность, причудливо сочетались с грубоватой весёлостью, интересом к повседневному быту с его неприглядными и низменными проявлениями. Понятно, что восприятие женщины, её место и роль в городской культуре заметно иные.

Привычное для современного человека разграничение частного и публичного к средневековью вряд ли применимо. Публичное и личное в человеческих взаимоотношениях теснейшим образом переплетались в силу особенностей социального и семейного укладов. Частная (интимная) сфера концентрировалась в кругу семьи, где женщине отводилась заметная, хотя и не главная роль. Семейный круг, часто весьма многочисленный и уязвимый для внешних вмешательств, выстраивался в соответствии с ментальными и поведенческими стандартами времени. Стереотипы отношения к женщине создали всевозможные регламенты, правила, которым ей следовало соответствовать. Горожанке предписывалась добродетель трудолюбия: она должна работать по дому или в поле, заниматься рукоделием, ремеслами, рожать и воспитывать детей, ухаживать за стариками и многое другое. Городское искусство отразило многие стороны повседневной жизни женщин.


Часослов герцога Беррийского



Охота на кролика


Горожанка в лавке

Женщина обязана демонстрировать исключительное послушание и покорность мужу, заботу о нём, спокойствие и терпение. В многочисленных наставлениях о подготовке к супружеству девушкам предлагалось культивировать в себе воздержанность, благоразумие и благочестие. Здравомыслие подобных сентенций не мешало авторам принижать женское достоинство сравнениями женщины с домашним скотом, с собакой, лижущей руку бьющего её хозяина.

По причине своей неоднородности городская культура оказалась более враждебна по отношению к женщине, чем рыцарская и даже клерикальная. Нетерпимость к недостаткам и женским слабостям возрождала взгляд на женщину как на существо греховное.


Жена, бьющая мужа


Муж, наказывающий жену

Французские фаблио и немецкие шванки рисуют образ хитрой, корыстолюбивой, похотливой соблазнительницы или глупой, сварливой, болтливой жены. Болтливость, особенно женская, считалась грехом невоздержанности. Графические миниатюры демонстрируют жестокое наказание болтушек с помощью специальных приспособлений.



Практичность и здравый смысл, свойственные городскому сословию, способствовали зарождению снисходительности к нарушению общепринятых норм. Если у одних нестандартное поведение отдельного индивида вызывало возмущение и осуждение, у других – сомнение, то кое-кто решался на подражание. Тем более что, несмотря на многовековые нападки, женское самосознание развивалось, и поздняя средневековая литература не прошла мимо этого факта. Чосер завершает рассказ об идеальной жене показательным призывом:

Гризельда умерла, и вместе с ней

В могильный мрак сошло её смиренье.

Предупреждаю громко всех мужей:

Не испытуйте ваших жён терпенье.

Никто Гризельды не найдёт второй

В своей супруге – в этом нет сомненья.

О жёны благородные, смелей

Своё отстаивайте положенье…

Женщины не преминули воспользоваться советом английского поэта. Защита достоинства женщин, уважения к ним в семье и обществе стали делом всей жизни выдающейся женщины позднего средневековья – Кристины Пизанской.


Кристина Пизанская. Книжная миниатюра

Читайте также: