Рустьюторс сочинение егэ темы

Обновлено: 19.05.2024

ЕГЭ по русскому языку. Сочинение по тексту В.П. Астафьева по проблеме судьбы русских деревень.

Сочинение по тексту В.П. Астафьева по проблеме судьбы русских деревень.

(1)Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. (2)Ох, какое это

зрелище! (3)К нему не притерпеться, не привыкнуть. (4)Я, во всяком разе, не смог. (5)Ведь некоторым сёлам, которые так поспешно, охотно, вроде бы с облегчением списывали со счёта, — тыща лет! (6)А может, и более. (7)И самое печальное зрелище — это оставленная, заброшенная русская изба, человеческое прибежище.

(8)Я заглянул в окно покинутой избы. (9)В ней ещё не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу. (10)Крашеные полы в горнице, в середней и в кути были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой, верх печи был задёрнут выцветшей ситцевой занавеской. (11)На припечке опрокинуты чугунки, сковорода, в подпечье — ухваты, кочерга, сковородник, и прямо к припечью сложено беремя сухих дров, уже тронутых по белой бересте пылью. (12)В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и берёзовые. (13)3а лето они высыхают до звона, и звонкие, чистые поленья радостно нести в дом, радостно горят они в печи.

(14)3десь жили хозяева! (15)Настоящие. (16)Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу всё сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придёт не браконьером и бродягой — жителем придёт, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него всё необходимое… (17)Затопи печь, путник или новопоселенец, согрей избу — и в ней живой дух поселится, и ночуй, живи в этом обихоженном доме.

* Виктор Петрович Астафьев

(1924-2001) — советский и российский писатель.

Ещё на памяти глубоких стариков — исконная, деревенская Россия. Трудовая, терпеливая, совестливая. Корни наши в деревне. А теперь и нет этих корней. Стоят мёртвые, опустевшие дома, улицы заросли травой. Жители покинули родные места в поисках лучшей жизни. В.П. Астафьев поднимает проблему судьбы русских деревень.

В. Астафьев считает, что, каковы бы ни были жизненные обстоятельства, нужно проявлять уважение к месту, где родился и вырос, сохранять о нём благодарную память, ведь в этом залог нравственной чистоты.

Прочитав этот текст, понимаешь, что опустевшие русские деревни – это не просто дань урбанизации, это невосполнимая утрата всего, что составляет уникальность нашего народа – кротости и силы, твёрдости духа и нежной, проникновенной любви к родной земле.

Практикум

Грамотность

К7. Соблюдение орфографических норм

Найди в сочинении орфографические ошибки.

Всего: ошибок нет

К8. Соблюдение пунктуационных норм

Найди в сочинении пунктуационные ошибки.

Ошибка: Также, большое действие на человека могут оказать боевые искусства. Правильно: Также большое действие на человека могут оказать боевые искусства.

Ошибка: Наверное в большинстве случаев параллельно с физическими качествами в таком человеке развивается и понимание правильного использование силы во благо, он не станет использовать её без веских причин. Правильно: Наверное, в большинстве случаев параллельно с физическими качествами в таком человеке развивается и понимание правильного использование силы во благо, он не станет использовать её без веских причин.

Всего: 2 пунктуационные ошибки

К9. Соблюдение языковых норм

Найди в сочинении нарушения языковых норм.

Всего: нарушений языковых норм нет

К10. Соблюдение речевых норм

Найди в сочинении нарушения речевых норм.

Всего: нарушений речевых норм нет

Содержание сочинения

К1. Формулировка проблем исходного текста

Верно ли сформулирована проблема исходного текста?

Проблема исходного текста сформулирована верно.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Успешно ли выполнен комментарий к проблеме?

Комментарий, честно говоря, никакой. С одной стороны, целый абзац, с другой – поверхностность суждения. Прочитав комментарий, мы нисколько не приблизились к пониманию того, в чём заключена проблема исходного текста.

К3. Отражение позиции автора исходного текста

Верно ли отражена позиция автора исходного текста?

Позиция автора исходного текста отражена верно.

К4. Аргументация собственного мнения по проблеме

Как выражено и аргументировано мнение автора сочинения относительно проблемы исходного текста?

Эта часть работы, на мой взгляд, совсем слабая.

— изложение собственной точки зрения – 1 балл,

— аргумент №1 – 1 балл,

— аргумент №2 – 1 балл.

Если это осознать, то станет ясно, что требуется не отписка, не штамп, а внятное изложение своей точки зрения. При этом, когда вы её излагаете, нужно уже подобрать аргументы и продумать, как вы их свяжете со всем предшествующим изложением, как введёте в текст.

Аргумент №1. Этот аргумент, на мой взгляд, не работает на вашу тему и аргументом при анализе исследуемой проблемы не является. Да, Шерлок Холмс играл на скрипке. Но это не пример яркого воздействия искусства на душу человека. Скорее, я думаю, наоборот, музыка для него – это лишь некий штрих к образу, внешний знак, бытовая деталь: поэтому нигде серьёзно не говорится о его музыкальной одарённости или о воздействии музыки на его личность.

Аргумент №2. Да, боевые искусства называют искусствами. Но никто не включает их в классификации родов искусства. Этот пример другой природы. То, что вы о боевых искусствах пишете, верно, но к пониманию и интерпретации проблемы исходного текста ваш комментарий отношения не имеет.

Внимание:

Страдает не только К4, но и К5. См. комментарий ниже.

К11. Соблюдение этических норм

Соблюдены ли этические нормы?

Этические нормы соблюдены.

К12. Соблюдение фактологической точности

Есть ли в сочинении фактические ошибки?

Фактологическая точность соблюдена.

Речевое оформление

К5. Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения

Оцени смысловую целостность, связность и последовательность изложения.

Работа не может претендовать на 2 балла в отношении К5, поскольку она не является целостной: аргументация уводит в сторону от проблематики исходного текста. Получается, что автору не удалось воплотить целостного замысла.

Позиция автора

Противопоставляя два описанных в отрывке дома, автор отдаёт предпочтение первому. О нём он рассказывает со светлой грустью – мол, жили хорошие, хозяйственные люди, обстоятельные и спокойные. И оставили после себя хозяйство, которое, быть может, ещё приглянётся кому-то и будет восстановлено. В рассказе о второй избе сквозит недовольство и огорчение, и хозяева видятся ему в неприглядном свете.

Пробный тест ЕГЭ 2021 русский язык от Egeshik!

Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания! Перейти к выбору теста!

Отношение к позиции автора

С позицией автора очень тяжело не согласиться – ответственный и внимательный хозяин постарается оставить своё бывшее жильё в хорошем виде. Впрочем, ему для этого, скорее всего, и не придётся делать ничего слишком сложного – такие люди обычно постоянно поддерживают порядок и чистоту. Описание второго дома и у меня вызывает неприятные ощущения, ведь такая обстановка говорит о спешных сборах и равнодушии бывших владельцев не только к тому, кто может увидеть их покинутое жильё, но и к самому своему хозяйству.

Комментарий

Текст пронизан сожалением о том, что деревни отступают, а урбанизация набирает обороты. Только оставленные дома напоминают о том, какими были эти места. Горечь от происходящего прослеживается во всём отрывке, автор неуютно чувствует себя в покинутых поселениях, грустит и старается представить то, какой была ещё жилая деревня.

img

Тексты ЕГЭ по русскому языку для сочинения. Все проблемы. Материалы для подготовки к сочинению. Практикум.
Здесь вы можете выбрать тему и попрактиковаться в написании сочинения. Разделы разработаны на основе более 1000 текстов.

Природа (отношение к природе, умение видеть красоту в простом, влияние человека на природу)
Детство (воспоминание, вера в чудеса, детское восприятие
Война (патриотизм, героизм, подвиг, влияние на детей, воспоминание войны,)
Литература (чтение, книги, поэт, писатель, книги и прогресс)
Учитель
Родина (патриотизм)
Русский язык (состояние русского языка, заимствования, язык – зеркало души)
Память (историческая память, память о войне, тоска)
Искусство и культура (роль искусства и культуры, слава, песня).
Музыка
Наука и образование (познание, мудрость, воспитание)
История (почему важно помнить, отношение к истории)
Животные (собаки)
Телевидение (информационные технологии, прогресс, реклама)
Дружба
Профессия (ожидание-реальность, выбор профессии)
Семья и традиции
Отцы и дети
Положительные черты личности: Духовность, помощь, доброта, человечность, Честь, Совесть, нравственность, честь, интеллигентность, благородство, отзывчивость, Сочувствие и сострадание, Благодарность, Сила духа, справедливость, Оптимизм, радость в мелочах, Борьба с обстоятельствами.
Отрицательные черты личности: Ограниченность, обывательство, ханжество, душевная пустота, человеческие пороки, равнодушие, подлость, эгоизм, Хорошие и плохие манеры, грубость, хамство, Неуверенность в себе
Внутренняя и внешняя красота
Смелость и трусость ( страх, героизм, подвиг)
Смысл жизни ( судьба)
Человек и общество (законы общества, антисоциальное поведение, поддержка окружающих)
Проблемы общества (ориентиры подростков, потребительство, кто виноват, мы в ответе за детей, сиротство, отношение к инвалидам) Глобальные проблемы (насилие)
Выбор (жизненного пути, морально-этический выбор, самореализация, призвание, истина, верность себе, нравственный долг)
Опыт и ошибки (цена ошибки)
Разум и чувства
Моральное и материальное
Труд
Деревня vs город (уничтожение деревень, переселение из деревень в город)
Счастье (что такое счастье)
Мама (отношение детей к матери)
Одиночество (одинокая старость)
Любовь (между мужчиной и женщиной, любовь женщины, любовь, нежность, ревность)
Личность (имя и фамилия человека, самооценка, известная личность, авторитет, герой времени, гений)
Врач
Мечта
Время
Другое

В мае 2021 года мои ученики писали пробник Статграда по тексту Андреева про бабку Анну. Три лучших сочинения с соблюдением всех требований нового формата ЕГЭ привожу в данной статье. На них можно ориентироваться при подготовке к экзамену.

(1)Мне было около двенадцати лет, когда я ослеп от голода. (2)Слепота поразила мои глаза зимой сорок второго года, когда мы с матерью были эвакуированы в Поволжье. (3)К лету сорок второго года зрение вернулось, но я был тогда как костлявый цыплёнок. (4)В июне я отправился в деревню наниматься в колхоз, чтобы подкормиться. (5)В колхоз меня взяли бы охотно, тогда требовалась любая пара рук. (6)Но оплатить работу трудоднями и продуктами могли лишь осенью. (7)А мне нужно было есть уже сейчас, летом. (8)И тогда подсказали мне пойти работать к бабке Анне Смирновой в богатое волжское село Усть-Курдюм. (9)Бабка Анна согласилась взять меня и обещала кормить каждый день два раза, а в воскресенье и трижды. (10)И за это определила она мне дело: доставать воду из колодца и поливать грядки с огурцами.

(11)Усть-Курдюм стоит на горе. (12)Берег к Волге сходит крутой, обрывистый, метров пятьдесят высотой, и колодец во дворе был глубиной поболее пятидесяти метров. (13)А огород у бабки был две тысячи квадратных метров, двадцать соток, и все эти квадратные метры она засадила огурцами. (14)И в то страшное, жаркое, испепеляющее лето я должен был все огурцы до последнего кустика поливать обильно, утром и вечером ежедневно. (15)Это значит, надо было поднять с глубины, в которой и воды-то не видать было, до ста вёдер, отнести их на гряды и разлить воду по лункам. (16)А в промежутках между утренним и вечерним поливом надо было очистить, отряхнуть все листья от пыли и грязи, чтобы она не мешала солнцу освещать листья и наливать огурцы соком. (17)И вот я таскал на своих цыплячьих косточках эти бесконечные вёдра и поливал эти бесконечные ряды огурцов.

(18)Бабка Анна хорошо знала не только агротехнику. (19)Ей была знакома и психология. (20)Горожане готовы были платить любые деньги за довоенную забытую невидаль, за сказочную роскошь — за огурцы, за воспоминание о своём счастливом прошлом. (21)И она это знала вперёд и сажала у себя на участке не картошку, не просо, не лук, не жито, которые нужны были голодным людям, как сама жизнь, — потому не сажала, что их снимешь один раз — и конец, а огурцы всё время идут волна за волной, был бы полив, а солнышка в Поволжье сколько хочешь! (22)И она увозила в город мешки огурцов и привозила из города мешки денег.

(23)А я таскал и таскал эти будто кирпичами нагруженные вёдра, рвал свои мышчонки изо дня в день, из недели в неделю без выходных. (24)Правда, однажды дала она мне с какой-то радости жареных шкварок, целое блюдце (я чуть концы не отдал от этой непривычной пищи), и однажды разрешила в воскресенье на лодке сплавать на остров: отпустила нарвать и навялить сумку дикого луку нам с матерью на зиму.

(25)А ведь все эти тысячи рублей вырастали и устремлялись в её бездонные мешки не только из благодатной земли, но и из моего непосильного детского труда.

(26)Я видел, как самоотверженно работали от зари до зари колхозники: женщины, инвалиды, старики и подростки, — я видел, с каким радушием, с какой русской открытостью делились они всем, чем могли, с эвакуированными к ним горожанами. (27)А бабка Анна не упускала свой случай, она делала деньги…

(28)…А осенью я вернулся в город, мать устроила меня помощником наладчика на пошивочную фабрику, и я стал получать рабочую карточку и восемьсот граммов хлеба ежедневно. (29)И главное, очень сердечно относились ко мне швеи в цеху, они помогали сшивать вечно рвущиеся старые ремни на шкивах и не нервничали, когда я не умел сразу наладить включение заглохнувшего мотора. (30)Вот это были правильные люди.

(31)Прошли с тех пор уже десятилетия, а я всё помню их доброту.

* Юрий Андреевич Андреев (1930−2009) — советский и русский прозаик, литературовед, публицист.

Во время войны люди голодали, поэтому важна была каждая крошка. Они делились друг с другом продуктами и деньгами, чтобы вместе выживать в такие трудные времена. Тем не менее не все были щедрыми, встречались и те, кто даже в этой ситуации не делился с остальными, а продолжал зарабатывать деньги, используя чужой труд и заставляя страдать других. В данном тексте автор ставит проблему чрезмерного эгоизма.

В тексте повествование ведется от первого лица, рассказчик вспоминает о своем детстве. Ему нужно было что-то есть, но в колхозе, куда он хотел наняться, еду могли отдать только осенью, поэтому он решил поработать у бабки Анны. Та обещала кормить его два-три раза в день, а он должен был поливать грядки с огурцами, для чего ему пришлось носить много тяжелых ведер с водой. Это был непосильный труд для маленького ребенка. Анна же ездила продавать огурцы и получала много денег. Она ни с кем не делилась полученным, только продолжала зарабатывать, заставляя ребенка каждый день без выходных поливать огурцы. Так как она весь заработок оставляла себе, то никак не приближала победу в войне, а у ребенка, который у нее работал, остались плохие воспоминания. Автор показывает, что она не была к юному рассказчику добра и снисходительна, равнодушно относилась к тому, как тяжело ему давался этот труд. Анна выращивала не то, что нужно голодным людям, а огурцы, которые приносили высокий доход. Ее эгоизм и желание наживы плохо влияли на здоровье мальчика, а также никаким образом не помогали обществу. Когда юный рассказчик поливал грядки, он видел, как трудились люди в колхозе и делились с эвакуированными всем, чем могли. Когда же он вернулся в город, мать устроила его на пошивочную фабрику, где люди не нервничали, если у него не сразу все получалось, а швеи помогали ему сшивать ремни. Они очень сердечно относились к ребенку, поэтому он надолго запомнил их доброту. Автор показывает, как важно на войне быть отзывчивым и щедрым, помогать друг другу, ведь тогда так будет гораздо проще пережить это тяжелое время. А если человек эгоистичен и думает лишь о наживе, он совершенно равнодушно относится к здоровью и благополучию других, что делает ситуацию только хуже, ведь он заставляет других страдать, чтобы ему самому жилось лучше. Противопоставляя Анну и людей, работавших на фабрике и в колхозе, автор через мысли рассказчика показывает читателю, как эгоистичное поведение воспринимается другими людьми.

Я полностью согласна с автором. Действительно, если человек думает лишь о себе и о своей наживе, он ничем не сможет быть полезным для общества и навсегда останется одиноким. Например, в рассказе Горького "Старуха Изергиль" говорится о Ларре, эгоистичном человеке, который хотел получать все, что ему захочется, при этом ничего не давая взамен. В племени, куда он пришел, его не приняли, а за то, что он убил дочь одного из старейшин, решили наказать. Они сказали, что Ларра будет вечно скитаться по земле без возможности умереть или вернуться к людям. Так и произошло в конце рассказа. Он хотел слишком многого лишь для себя, поэтому остался совершенно одинок, никто не любил его, в обществе он никому был не нужен, а его существование не несло в себе никакого смысла. Именно поэтому эгоизм - негативная черта характера, с которой надо бороться, чтобы не быть отвергнутым остальными.

Таким образом, будучи эгоистичным собственником, на войне человек не приносит никакой пользы, не заботится о других и позволяет им умирать и страдать. Поэтому очень важно было уметь делиться, быть отзывчивым, чтобы проходить через все трудности войны вместе с остальными, разделяя горе и радость, с каждым днем приближая свой народ к победе.

В современном мире большое значение имеют материальные ценности, так как люди стремятся приумножить свой достаток. Иногда желание разбогатеть становится настолько сильным, что человек готов пойти на всё ради достижения своей цели. Как проявляется жажда наживы и эгоизм? Такова проблема, поставленная Ю. Андреевым в данном тексте.

Таким образом, эгоизм и жажда наживы являются негативными качествами характера, так как они ослепляют человека, делая его жестоким и равнодушным к окружающим. Думая о собственном достатке, нельзя забывать и про других людей, потому что они могут нуждаться в нашей помощи и заботе.

Человеческий эгоизм может проявляться по-разному, но самой страшной его формой является жажда наживы, потому что она заставляет людей забыть о доброте и гуманности и использовать любые методы для достижения цели. Именно поэтому Юрий Андреевич Андреев ставит в данном тексте проблему стремления к наживе любой ценой.

В заключение хотелось бы сказать, что огромное количество людей готово получить лёгкие деньги, используя безнравственные методы. Но это неправильно, потому что человечество не должно забывать о доброте, милосердии, сочувствии и бескорыстии. Ведь если мы будем руководствоваться этими принципами гуманности, то наш мир станет лучше!

Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году - план сочинения, критерии оценивания

В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:

  • Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
  • Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
  • В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
  • Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.

Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.

Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.

Задание №27 – сочинение

В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:

Задание 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку (сочинение)

Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.

Текст к заданию 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку

К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:

Проблемы к сочинению из демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку

Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.

План сочинения

Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:

  • Формулировка проблемы.
  • Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
  • Вывод (коротко).

Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.

В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.

Клише для сочинения по русскому языку на ЕГЭ 2022

Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.

Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::

Оценивание сочинения

За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).

Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:

  • Объем текста менее 70 слов.
  • Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).

Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:

При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.

Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

Задание 27 в ЕГЭ по русскому языку — это не то школьное сочинение, к которому мы привыкли. Здесь не нужны размышления, не нужно проявлять креативный подход. Только текст, написанный по критериям и шаблону. Их мы сейчас и разберём, а также дадим советы, как не провоцировать эксперта на снижение баллов.

Автор: Анна Кузьмина

Шаг 0. Прежде чем разбирать структуру, напомним, что стоит сделать, когда вы получили текст для сочинения ЕГЭ по русскому языку:

  • внимательно прочитать текст 2-3 раза
  • сформулировать проблему и позицию автора. Записать их на черновике коротко и понятно.

А дальше уже можно переходить к структуре.


Шаг 1. Введение, формулировка проблемы — 1 абзац

Вариант А. Пишем пару вступительных предложений , чтобы подвести читателя к проблеме.

Например:

Какова роль учителя в жизни человека? Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для анализа тексте ….

Вариант Б. Сразу, без вступлений, формулируем проблему.

Например:

В предложенном для разбора тексте автор ставит проблему…

Важно!

Автор СТАВИТ проблему. Не поднимает, не рассматривает, не рассуждает. Пишите так, и у вас получится избежать речевой ошибки.

Проблема и тема текста — в чём разница?

Тема произведения — то, о чём в нём рассказывается.

Так вот, тема рассказа — жизнь крепостных.

А что с проблемой?

Проблема — тот вопрос, который волнует автора. То противоречие, которое он хочет разрешить.

Итак, если коротко, тема — то, о чём говорится в тексте. Проблема — вопрос, который автора волнует.

Шаг 2. Первый пример из текста + пояснение — 2 абзац

Дальше нужно рассказать о героях из текста, конкретной ситуации, в которой они находятся. Но после вступления сразу цитировать текст не стоит — будет логическая ошибка.

Как избежать?

  • Дайте небольшую информацию о тексте (Автор рассуждает…)
  • Сразу начните с конкретики (Герой сталкивается с…)

И после небольшого вступления подкрепляйте суждения цитатами из текста. Или можно пересказать фрагмент, указав номера предложений.

После цитаты обязательно проанализируйте приведённые цитаты. Расскажите, какую мысль вы хотели доказать или подчеркнуть этой цитатой.

Шаг 3. Микросвязка + второй пример из текста + пояснение — 3 абзац

Дальше приводим второй пример из текста. Но прежде используем микросвязку, чтобы не допустить логическую ошибку. Подойдёт такая:

Не только на это автор обращает внимание, но и на…

Затем следуем плану построения первого аргумента.

Шаг 4. Связка + пояснение — 4 абзац

Дальше стоит показать, как примеры связаны друг с другом. Это можно сделать с помощью клише:

Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают, что ….

Так вы доказываете выбор определённого типа связи.

Важно!

Это неправильно с точки зрения речи, а также нет никакого объяснения, и вы теряете баллы.

Шаг 5. Позиция автора — 5 абзац

  • положительной
  • отрицательной
  • нейтральной.

Как определить позицию автора?

Обратите внимание на:

  • оценочную лексику
  • средства выразительности
  • вводные слова
  • побудительные предложения.

Чтобы описать позицию автора, можно пользоваться клише:

Как вводить в сочинение:

  • процитировать
  • сформулировать самостоятельно.

Важно!

Можно ли считать, что в тексте мы слышим только голос автора? Нет.

  • Автор — создатель художественного произведения. В тексте он может говорить от своего лица, а может — от лица персонажа.
  • Повествователь — выдуманный персонаж, который говорит о событиях, в которых сам не участвует. Его позиция может не совпадать с позицией автора.
  • Рассказчик — выдуманный персонаж, который рассказывает о событиях, в которых участвует сам. Его мнение также может не совпадать с мнением автора.

Шаг 6. Собственная позиция и её обоснование — 6 абзац

Здесь вы можете согласиться с мнением автора. Например, через клише:

Я разделяю позицию автора и считаю, что …

А можете написать, что не согласны с ним:

Я не во всём разделяю позицию автора, так как …

Обязательно приведите аргументы, чтобы обосновать своё мнение. Позицию обычно подкрепляют:

  • научными фактами
  • статистикой
  • биографией известных личностей
  • историческими событиями
  • примерами из художественной литературы или фильмов
  • жизненными историями.

Шаг 7. Заключение — 7 абзац

Что нельзя делать в заключении:

  • включать новую информацию
  • призывать к чему-либо
  • благодарить автора.

Вместо этого обобщите то, что говорили раньше, и более чётко ответьте на проблемный вопрос.

О критериях

Вы получите 0 баллов за работу, если:

  • просто перескажете текст и ничего не напишете о своей позиции
  • если в работе будет менее 70 слов
  • если сочинение написано по другому тексту.

Давайте посмотрим на критерии, по которым вашу работу будут оценивать.

Какие бывают грамматические ошибки?

  • Неправильные формы существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов, причастий, деепричастий
  • Ошибки в словообразовании
  • Нарушение согласования.

Какие бывают речевые ошибки?

  • Слово в несвойственном ему значении
  • Просторечия и жаргонизмы
  • Неправильное употребление паронимов
  • Нарушение лексической сочетаемости
  • Тавтология
  • Оценочная характеристика (штампы).

Что такое этические ошибки?

Эта ошибка связана с проявлением речевой агрессии. Не выражайтесь грубо и категорично, и всё будет в порядке.

Самые распространённые ошибки

Чаще всего его можно опустить.

  • Неправильное написание фамилии автора

Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку:


Потренируетесь, плюс сможете правильно рассчитать время, которое вам понадобится, чтобы всё успеть на реальном экзамене.

Например, часто выпускники не успевают проверить работу, потому что много времени уходит на то, чтобы переписать текст из черновика в бланк. Проверьте заранее, хватит ли времени у вас.

P.S. Рекомендуем за 2-3 месяца до начала ЕГЭ писать все работы гелевой ручкой.

В свободном доступе можно найти сканы работ прошлых лет. Почитайте сочинения, которые получили максимальный балл. Изучите, какие приёмы вы можете перенять из этих текстов.

  • Больше читайте художественную литературу

Сможете проще выражать мысли, а также находить аргументы для подтверждения собственной позиции.

На ЕГЭ по русскому языку чаще всего встречаются небольшие произведения. Возьмите в библиотеке сборник А. П. Чехова и на досуге поразмышляйте над проблематикой его рассказов.

  • Не забывайте готовиться к тестовой части

Не помешает, например, выучить наизусть список паронимов и плеоназмов.

Помните, главное правило написания экзаменационного сочинения по русскому языку — это соблюдение общего плана и всех необходимых требований. Получить максимальный балл не сложно, если выпускник понял структуру и выучил схему построения работы.

Надеемся, что наши рекомендации вам обязательно помогут. Удачи!

Хотите точно быть уверенными, что справитесь с сочинением по русскому на ЕГЭ на 100%? Приходите на спецкурс Вебиума, где мы разбираем всю теорию, необходимую для написания идеальной работы, и много практикуемся.

Читайте также: