Русский язык как латынь постепенно сойдет на нет проблема сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лексические нормы

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

- Начнём с орфоэпической разминки.

Отроческий, исповЕдание, знАмение, Искра, завИдно, танцОвщица, срЕдствами, кУхонный, обеспЕчение, экспЕрт ассиметрИя, красИвее, немотА, дремОта, сосредотОчение, щавЕль, слИвовый.

3.Определение темы урока.

- Вы согласны с этим высказыванием?

- Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем способ их предупреждения.

4.Работа по теме урока.

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

2) уместность его использования в общепринятых в языке

Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Составим таблицу.

П - это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.

Письмо отправили адресанту по почте .

- Выполним упр. 115 устно.

1.Мы подготовили/приготовили домашнее задание.

2.Он быстро освоил/усвоил второй иностранный язык.

3.Я никак не могу освоить/усвоить правило правописания корней с чередованием.

4.Врач выписал/прописал очень дорогое лекарство.

5.Это её главная/заглавная роль в спектакле.

6.Поставьте подпись/роспись под заявлением.

7.У президента компании авторитарный/авторитетный стиль управления.

8.Писатель хотел показать ширину/широту русской души.

Пояснение

1)Провести предварительную работу для осуществления, проведения и т. п. чего-л.

Привести в состояние готовности, годности к употреблению, использованию.

2)Научиться пользоваться чем-л., употреблять что-л., овладеть чем-л.

Сделать своим, присущим себе, привычным для себя что-л. новое, постороннее, чужое.

4)Списать откуда-л. (из книги, тетради и т. п.) часть текста, цитату и т. п.

Назначить больному какое-л. лекарство, процедуру, лечение.

5)Самый важный, существенный среди других; основной.

6)Фамилия, собственноручно написанная под чем-л. (под каким-л. текстом, рисунком, картиной и т. п.).

Декоративная живопись на стенах, потолках зданий и предметах быта.

7)Основанный на беспрекословном подчинении власти, авторитету.

Пользующийся авторитетом. Заслуживающий безусловного доверия.

8) П оперечное протяженье.

Свойство по прил. широкий.

Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).

- Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

  1. Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
  2. Автор увеличивает впечатление о герое.
  3. В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.
  4. Литература играет очень большое эстетическое значение.

Ошибки в 1,2,4 предложении.

Т - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем.

В конце 60-х годов сложилась сложная ситуация. (Слова сложная и сложилась однокоренные. Можно подобрать синоним трудная).

П - излишняя избыточность.

Художник послал на выставку свой автопортрет. ( Автопортрет – портрет самого себя.)

- Найдите случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. Т

2. У него сразу вспотели ладони рук. П

3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. П

4. Прейскурант цен вывешен на витрине. П

5. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. Т

6. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. Т

Объясните знаки препинания в 1 предложении.

Ф – устойчивые сочетания.

В спорте большое значение играет регулярная тренировка. (Правильно: играет роль или имеет значение)

- Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (сме шением) фразеологизмов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных преобразований.

1. Еще совсем недавно ему пели фимиамы (дифирамбы). 2. Нельзя всех мерить (ровнять) под одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто (шито) белыми нитками. 4. Когда я думаю о том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части (сердце рвётся на части). 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали порой рты (развешивали уши). 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки (душа ушла в пятки). 7. Мы за нашим директором как за каменной спиной (за каменной стеной).

Пояснение

Дифира́мб — жанр древнегреческой хоровой лирики, дионисийский гимн; в общелексическом значении — экстатическая песня (поэзия, музыка) в возвышенном стиле.

Объясните значение встретившихся фразеологизмов.

  1. Рефлексия.
  1. Результаты деятельности и их оценка.

- Что нового узнали на уроке?

На уроках русского языка, при написании сочинений и ,конечно, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В целом, для развития культуры речи.

- Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка?

Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.

Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;

Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

Верли́бр — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в западной

Современный поэт Александр Кушнер несколько лет назад написал стихотворение, в котором есть пронзительная, тревожная мысль:

Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет…

Язык также служит свидетельством уровня духовного развития народа. В последние годы наши поэты, писатели и публицисты неустанно говорят о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных именно с языковыми потерями.

Любовь к языку – это прежде всего любовь к своей родине, к родному народу. Поэтому экология языка имеет еще и нравственную сторону. Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нем выражена, не проходят бесследно для человека как личности. Меняя, искажая русский язык, человек перестает быть русским. А если это происходит со значительной частью населения страны? Выходит, теряя язык, мы перестаем быть русскими, теряем свою нацию, превращаемся в какой-то другой народ.

Катастрофическое положение наблюдается и с уровнем орфографической и орфоэпической грамотности населения России. Все негативные процессы в языке напрямую отражаются на школьном образовании в целом. Во многих случаях неуспехи школьников на уроках истории, географии, химии и др. предметам в настоящее время связаны с тем, что они плохо владеют родным языком: не понимают смысла написанного в учебниках и сказанного учителем, не могут сами сформулировать собственные мысли грамотно. Это происходит еще и потому, что наши дети мало читают.

Нельзя, чтобы уроки литературы превращались в получение и передачу информации. В настоящее время источников информации предостаточно. Смысл преподавания литературы должен быть не в том, чтобы научить писать, как Пушкин или Толстой, знать все эти оксюмороны, парцелляции и инверсии. Прежде всего, мы должны учить детей понимать содержание произведения, проникаться теми чувствами, которые выражает художник слова, осмысливать прочитанное. Ведь чтобы научить ребенка связно излагать свои мысли, надо чтобы эти мысли сначала порождались в их сознании и оформлялись. И это входит в мою задачу как учителя.

На уроках литературы надо будить в первую очередь чувства детей, потому что произведение литературы обращено к душе человека, к его эмоционально-чувственной сфере, развивать которую крайне важно в процессе общего образования. Я убеждена, что через чувство возникнет и интерес к чтению. Если ребенок не останется равнодушным на уроке, он обязательно прочитает произведение. И тогда книга заставит школьника думать о высоком, приведет его к вершинам сознания и духа, сформирует нравственные ценности, ведь вся русская литература – это противоядие нравственному уродству и пошлости.

Чтобы понять себя, мир, сформировать позитивное отношение к себе и к окружающим, уметь выражать свои мысли в общении, говорить на настоящем русском языке, школьники должны читать классическую русскую литературу.

Я считаю, что мириться с деградацией своего языка – это преступление перед страной, перед своей нацией. И наша любовь к языку должна быть действенной.

Прочитайте отрывок из стихотвореня А Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будующем русского языка? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.
Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирикой.
Горе нам, бедным, теряющимс речь, увы;
Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;
Учатся стороживые рычать по-английски львы;
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

Проблему бездумных заимствований и замены чужими словами слова русской речи. Но, думаю, никуда русский язык в обозримом будущем не исчезнет. Хотя в далеком-далеке (если у людей хватит ума сохраниться как вид) не исключено общение на каком-то едином для всех землян языке. Что же касается преподавания истории (Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву) , это вполне реально. Убедиться в этом нетрудно, взяв для изучения учебники истории и литературы полувековой давности.

1. Определите, какие фонетические явления встречаются в данных словах:

футбол, надписать, снизить.

2. В.И.Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами Вы предлагаете заменить следующие слова:

абстрактный, моральный, оригинальный, регламент, пресс .

3. Чем различаются слова страж и сторож ? С каким явлением языка они связаны? Запишите к каждому слову словарную статью и составьте с ними предложения.

4. Дайте морфологическую характеристику (определите часть речи и форму) слова лучше в приведенных ниже предложениях.

Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.

Нельзя работать только хорошо, зная, что ты можешь работать еще лучше.

Вы бы лучше барина разбудили, Ермолай Петрович.

Меня поразило выражение или, лучше, отсутствие всякого выражения на его лице.

5. В стихотворении Я. Хелемского найдите однокоренные слова. Объясните, как они образованы. Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?

Узелок на память

Никаких не допускай уступок,

Даже в малом будь самим собой,

Побеждает именно поступок,

Зорко управляющий судьбой.

Целеустремлен и беспокоен

Каждый продолжающийся день.

Разные слова, единый корень –

Принимая веское решенье,

С вечным риском сочетая труд,

Люди поступательным зовут.

6. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим английским фразеологизмам и поговоркам:

Птицы одинакового оперения держатся вместе.

Когда море вернет всех погибших в нем.

У него еще за ушами не просохло.

Для каждой собаки наступит ее день.

Не стоит пороха и дроби.

Черная овца в семье.

7. Можно ли бродящую собаку назвать бродячей? О каком языковом различии говорит данный вопрос?

8. Определите, сколько частей в данном предложении. Спишите его, расставляя знаки препинания.

Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны что птица сядет и скроется когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются как удивительные птички с зелеными крылышками когда появится сережка как вилочка о двух или трех рожках когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая когда наконец войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека и его первой любви определяющей всю его жизнь.

10. Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Что вы думаете о будущем русского языка? Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле.

Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.

Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой…

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;

Учат сторожевые рычать по-английски львы;

Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

Рекомендации по оцениванию заданий

школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку

10-11 классы

1. Определите, какие фонетические явления встречаются в данных словах:

футбол, надписать, снизить.

Ответ: В слове футбол происходит озвончение согласных (фу[д]бол), надписать – оглушение согласных (на[т]писать), снизить – смягчение согласного ([с`]низить).

Оценка: 0,5 баллов за каждое слово.

Максимальная оценка – 1,5 балла.

2. В.И.Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами Вы предлагаете заменить следующие слова:

абстрактный, моральный, оригинальный, регламент, пресс .

Абстрактный – отвлеченный, умозрительный.

Моральный – нравственный, духовный.

Оригинальный – подлинный, истинный, особенный, самобытный.

Регламент – установление, порядок.

Оценка: 0,5 баллов за слово.

Максимальная оценка – 2,5 балла.

3. Чем различаются слова страж и сторож ? С каким явлением языка они связаны? Запишите к каждому слову словарную статью и составьте с ними предложения.

Ответ: 1. Страж, -а, м. (высок.). Тот, кто охраняет кого/что- нибудь, защитник. Страж закона.

Различие: 1) полногласное сочетание -оро- в корне слова сторож , неполногласное сочетание –ра- в слове страж ;

2) разная стилистическая окраска.

Оценка: 1 балл за каждое слово;

2 балла за объяснение.

Максимальная оценка – 4 балла.

4. Дайте морфологическую характеристику (определите часть речи и форму) слова лучше в приведенных ниже предложениях.

Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.

Нельзя работать только хорошо, зная, что ты можешь работать еще лучше.

Вы бы лучше барина разбудили, Ермолай Петрович.

Меня поразило выражение или, лучше, отсутствие всякого выражения на его лице.

Ответ: 1) сравнительная степень прилагательного;

2) сравнительная степень наречия;

3) частица (выделительно-ограничительная)

4) вводное слово.

Оценка: 1 балл за каждый пример.

Максимальная оценка – 4 балла.

5. В стихотворении Я. Хелемского найдите однокоренные слова. Объясните, как они образованы. Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?

Узелок на память

Никаких не допускай уступок,

Даже в малом будь самим собой,

Побеждает именно поступок,

Зорко управляющий судьбой.

Целеустремлен и беспокоен

Каждый продолжающийся день.

Разные слова, единый корень –

Принимая веское решенье,

С вечным риском сочетая труд,

Люди поступательным зовут.

Ответ: Однокоренными словами являются поступок, поступь, наступление, поступательное. Они образованы при помощи приставок и суффиксов. Эти слова раскрывают основную идею стихотворения: движение вперед.

Оценка: 0,5 баллов за каждое слово;

2 балла за объяснение.

Максимальная оценка – 4 балла.

6. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим английским фразеологизмам и поговоркам:

Птицы одинакового оперения держатся вместе.

Когда море вернет всех погибших в нем.

У него еще за ушами не просохло.

Для каждой собаки наступит ее день.

Не стоит пороха и дроби.

Черная овца в семье.

Одного поля ягодки.

Когда рак на горе свистнет.

Молоко на губах не обсохло.

Будет и на нашей улице праздник.

Овчинка выделки не стоит.

В семье не без урода; паршивая овца в стаде.

Оценка: 1 балл за каждый пример.

Максимальная оценка – 6 баллов.

7. Можно ли бродящую собаку назвать бродячей? О каком языковом различии говорит данный вопрос?

Ответ: Бродящая по двору собака может и не быть бродячей. Сопоставление данных слов демонстрирует разницу между причастиями и прилагательными. Слово бродящая обозначает признак действия: та, которая бродит. Значит, бродящая – причастие. А слово бродячая обозначает постоянный признак: бездомная. Следовательно, бродячая – прилагательное.

Оценка: 1 балл за ответ;

3 балла за объяснение.

Максимальная оценка – 4 балла.

8. Определите, сколько частей в данном предложении. Спишите его, расставляя знаки препинания.

Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны что птица сядет и скроется когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются как удивительные птички с зелеными крылышками когда появится сережка как вилочка о двух или трех рожках когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая когда наконец войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека и его первой любви определяющей всю его жизнь.

Ответ: 11частей.

Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше, когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны, что птица сядет и скроется, когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются, как удивительные птички с зелеными крылышками, когда появится сережка, как вилочка о двух или трех рожках, когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая, когда, наконец, войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень, тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека, и его первой любви, определяющей всю его жизнь.

Оценка: 1 балл за ответ;

3 балла за расстановку знаков препинания.

Максимальная оценка – 4 балла.

9. Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Что вы думаете о будущем русского языка? Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле.

Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.

Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой…

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;

Учат сторожевые рычать по-английски львы;

Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

Качественные характеристики текста: Доказательность, логика в аргументации, умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста, грамотность.

Читайте также: