Рождественский рассказ токарева сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Каждый ли человек заслуживает сострадания? Именно над этим вопросом нам предлагает задуматься В. С. Токарева.

В предложенном для анализа тексте писательница ставит важную, на мой взгляд, проблему проявления милосердия. Чтобы привлечь внимание читателя к волнующему её вопросу, она повествует о бесчеловечном поступке Фаины по отношению к матери, дочь которой внезапно стала терять зрение. Врач сообщила девушке ложный диагноз, поставив её в сложное и безвыходное положение. Автор отмечает равнодушное и эгоистичное отношение Фаины, которое проявилось во фразе: “…поскольку я потратила на вас время, сопроводите меня в ателье. На такси”. Она не поддержала морально подавленную трагичным известием девушку. Можно сделать вывод, что это бесчувственный, безнравственный, неспособный к состраданию и пониманию человек. Через несколько лет счастливая мама встретила Фаину, торговавшую на базаре. Женщина, потерявшая мужа и сына, бросилась к ней в объятия. Автор подчёркивает, что девушка не смогла остаться равнодушной к её беде, “…стояла и терпела. И не просто терпела – сочувствовала”. Она смогла преступить себя и проявить сострадание к некогда причинившей ей боль женщине.

Позиция автора выражена ясно. Она убеждена в том, что каждый человек достоин сочувствия и сострадания.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Необходимо помнить, что все имеет право на милосердное отношение к себе.

Над данной проблемой задумывались многие писатели. Например, Фёдор Михайлович Достоевский в романе “Преступление и наказание” повествует о Родионе Раскольникове, убившем старуху-процентщицу и её сестру. Несмотря на то, что он совершил тяжкий грех и преступил законы морали, он так же, как и Фаина, заслужил сочувствия и понимания. Молодой человек испытал душевные терзания и муки за совершённый поступок и смог нравственно очиститься, изменить себя и отношение к людям.

Таким образом, поучительный текст В. С. Токаревой заставил меня задуматься над важной проблемой проявления сострадания и милосердия.

1) Эта история произошла тридцать лет назад.
2)У меня к этому времени вышли фильм и книга. Я ходила в молодых и талантливых. Жизнь улыбалась. Но вдруг ни с того ни с сего моя дочь перестала видеть правым глазом. Ее положили в больницу с диагнозом неврит, воспаление зрительного нерва.
Моей девочке было десять лет, мы никогда до этого не расставались, и эта первая разлука явилась трагедией. Она плакала в больничной палате, а я у себя дома, на улице и в гостях.
Фаина увидела мой минор и вызвалась помочь.
На другой день мы вместе отправились в Морозовскую больницу. Глазное отделение находилось на пятом этаже, без лифта. Фаина шла, вздымая свои сто килограммов, и недовольно бурчала. Смысл ее бурчания был таков: зачем она пошла, зачем ей это надо, вечно она во что-то влезает себе во вред.
Я плелась следом и чувствовала себя виноватой.
Наконец мы поднялись на нужный этаж.
– Стойте и ждите, – приказала Фаина.
Она достала из объемной сумки белый халат, надела его и скрылась за дверью глазного отделения.
Я стояла и ждала. Время остановилось. Появилась Фаина. Подошла близко. Устремила на меня пронзительный взор. Буквально впилась взглядом.
– Соберитесь, – сказала она. – Выслушайте разумно. У вашей дочери опухоль мозга. Эта опухоль передавливает нерв, поэтому он не проводит зрение.Надо делать трепанацию черепа и удалять опухоль.
– И что потом? – спросила я.
– Молите бога, чтобы она умерла. Если выживет, останется идиоткой.
Фаина замолчала. Стояла и изучала мое лицо. Мое лицо ничего не выражало. Меня как будто выключили из розетки.
– Я вам что-то должна? – спросила я.
– Ничего, – великодушно ответила Фаина. – Но поскольку я потратила на вас время, сопроводите меня в ателье. На такси. Я должна забрать норковый берет и норковый шарф.
Мы спустились вниз. Я остановила такси, и Фаина загрузила в него весь свой живой вес.
Я сидела возле шофера и не понимала: зачем Фаина заставила меня ехать с ней в ателье? Сообщить матери о том, что ее ребенок безнадежен, – значит воткнуть нож в ее сердце. А потом потребовать, чтобы я с ножом в сердце повезла ее в ателье… Стоимость такси – рубль. Неужели у генеральши нет рубля, чтобы доехать самой?
Я осталась в машине, сказала шоферу:
– Обратно в больницу.
Я вернулась в глазное отделение, вызвала врача.
– У моей дочки опухоль мозга? – прямо спросила я.
– С чего вы взяли? – удивился врач. – У нее обычный неврит.
– А как вы отличаете неврит от опухоли?
– По цвету. Когда неврит, нерв красный, а когда опухоль, нерв синий.
– А у моей дочки какой цвет?
– Красный. Мы будем колоть ей нужный препарат, воспаление уйдет, зрение восстановится.
Я не ушла до тех пор, пока врач не вынес мне рентгеновский снимок и я не убедилась воочию, что снимок чист, прекрасен и даже красив. Я вернулась домой без ножа в груди. Я потом долго пыталась понять: что это было? Может быть, зависть? Но она живет лучше меня. У нее муж генерал с генеральской зарплатой и норковый берет с норковым шарфом. А у меня обычная вязаная шапка.
Прошло десять лет. Моя дочь выросла, набралась красоты, одинаково видела обоими глазами. Запуталась в женихах.
В один прекрасный день мы с мужем поехали на базар. В овощном ряду я углядела Фаину. С тех давних пор я с ней не общалась, хотя слышала, что недавно ее муж умер в гараже возле машины, а сын выпал из окна. Наркотики.
Фаина увидела меня и кинулась мне на грудь как близкая родственница.
Я стояла, скованная ее объятьями, и мне ничего не оставалось, как положить руки на ее спину. Спина тряслась в рыданиях. Под моими ладонями выступали ее лопатки, как крылья. Фаина не просто похудела, а высохла. Куда делись ее килограммы? Локоны превратились в старушечий пучок на затылке. Что делает с человеком горе…
Мой муж показывал мне глазами: надо идти, чего ты застряла? Но я не могла оттолкнуть Фаину вместе с ее рыданиями. Я стояла и терпела. И не просто терпела – сочувствовала. Гладила ее по спине, по плечам и крыльям.
Таких людей, как Фаина, тоже жалко.

Недавно я прочитала произведение Виктории Токаревой "Рождественский рассказ". Эта захватывающая история взяла меня за душу, и мне захотелось поделиться с вами своими впечатлениями.

Этот рассказ повествует нам историю о том, как ещё в школьные годы обыкновенной девочке была нанесена страшная рана, которая в течение многих лет лежала на ее душе камнем и ждала мщения. Но однажды, через пять лет, встретив своего обидчика, она посмотрела на эту ситуацию совершенно с другой стороны.

На примере жизни героев рассказа, автор показывает нам, "что жизнь прекрасна, несмотря на быстротечность и на бессмысленную жестокость. Не смотря ни на что". Это и есть главная мысль рассказа. Не стоит тратить свою жизнь на пустые обиды, нужно жить здесь и сейчас, заботится о своей жизни, своем будущем. Так, главная героиня с детства затаивает огромную обиду и только спустя много лет осознает, что она напрасна. Ее обидчику, Борьке, и так досталось от кого-то, и теперь в ней бушует не чувство мести, а сострадания. Однажды он специально разбил ее цветок. Этот случай надломил ей жизнь, началась ее карьера " пораженки"- " как нескончаемое поле, раскатилось мое будущее с неинтересной профессией и неинтересной личной жизнью". Именно поэтому не стоит тратить свое время на других людей, зацикливаться на неудачах. Ошибки- это нормально. Нужно принимать и исправлять их.

Вторым запомнившимся мне героем стал Борька Карпов. У него были престарелые родители, которые не занимались его воспитанием, ничего ему не запрещали. Наверное, этим можно объяснить его странное поведение: он задирал других людей, давал щелбаны и подзатыльники. Этот персонаж не вызывал у меня симпатию, а наоборот- осуждение. Так или иначе, стоит уважать права других людей. Из за своих поступков он поплатился в будущем- ему сломали нос, "может быть, свалили и били по лицу ногами".

Невозможно не обратить внимание на многочисленные изобразительно- выразительные средства языка. Автор использует множество диалогов в разных сценах рассказа. Они нужны для того, чтобы мы лучше поняли отношения между героями, узнали их характеры. Используя эпитеты и метафоры, автор с любовью описывает цветочек- "сам Господь Бог сотворил этот цветочек утром и в хорошем настроении", и с осуждением показывает Борьку- "зло осталось безнаказанным, свободно и нагло гуляло по городу в образе Борьки Карпова". Иногда автор сравнивает людей с цветами: широкую тётку в дорогой шубе он назвал "тетка-фикус", так как фикус был очень дорогим, женщину в автобусе- "с кактусовой внешностью", саму же героиню автор сравнивает с "темно-бордовой, бархатной, юной, только что выплескнувшей из бутона свою красоту, на длинном крепком столбе" розой.

Не малую роль играют и простые предложения, современный слова, риторические вопросы. Все это помогает проникнуться в атмосферу рассказа, детальнее понять каждое событие.

Я думаю, писательница не случайно назвала свое произведение "Рождественский рассказ". Поворот событий происходит именно в новогоднюю ночь, и , наверное, этим, автор хотел подчеркнуть, что с этого момента начинается новая жизнь героини. Возможно, поняв свою ошибку, она станет "везунком", и в будущем у нее все получится.

Несмотря на то, что этот рассказ маленький и написан простым, понятным языком, он имеет глубокий смысл, доносит до нас важные мысли. Так, это произведение донесло до меня ценный жизненный урок- не стоит тратить свою жизнь на ненужные обиды, напрасные страдания. Писательница призывает жить моментом, без обид, ведь рано или поздно зло будет наказанным.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект
открытого урока

Цели и задачи урока:

Поднять и обсудить проблему бессмысленной жестокости на примере литературного произведения.

Развивать речь, логическое и образное мышление.

Повторить тропы, особое внимание уделив приёму антитезы.

Продолжить работу над воспитанием у ребят уважительного, заботливого и бережного отношения друг к другу.

Вступительное слово учителя.

По вашим предварительным размышлениям я поняла, что вы осознаёте: проблема бессмысленной жестокости существует и особенно остро стоит в наше время. Давайте послушаем рассказ В. Токаревой, а потом его обсудим. Если по ходу чтения встретится что-то важное, интересное, понравившееся или непонятное, афоризмы, можете записать – черновики перед вами.

Чтение рассказа учителем.

Что было непонятно?

Пораженцы? (неологизм Токаревой) Синоним из современного сленга? (лузеры)

Составление плана.

Попытайтесь сформулировать вопросы по содержанию рассказа.

А теперь ответьте на мои вопросы по идейному содержанию рассказа:

Как характеризует героиню её отношение к цветку?

Зачем Борька сломал цветок?

Почему папа сказал о стекловате?

Собирался ли папа, по-вашему, это делать?

Почему девушке-рассказчице не нравилось имя Толя?

Что сработало в случае со сломанным носом Борьки Карпова?

Злорадствовала ли девушка по поводу сломанного носа?

Чем сменилось чувство мести?

Какой факт доказывает мысль о том, что всё в мире относительно?

Почему глаза Борьки стали красивыми?

Какой основной приём, на котором построен рассказ? Приведите примеры.

Вывод: Смысл жизни? (Жизнь прекрасна, надо уметь увидеть в ней красоту, несмотря ни на что, надо замечать удивительное в каждом дне.) С бессмысленной жестокостью надо бороться добрыми поступками.

Варианты д/з:

Изложение. Сжато перескажите текст, высказав своё отношение к поднятой в нём проблеме.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 433 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.10.2015 3548
  • DOCX 37 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Воробьёва Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Внеклассное чтение в 10-м классе Цель урока: • знакомство учащихся с произведениями современных писателей; • обучение анализу художественного текста; • выявление нравственных проблем в рассказе; • воспитание личностной позиции. Оборудование: выставка книг В. Токаревой Технология: элементы технологии развития критического мышления через чтение Литература — это всё же жизнь души человеческой, никак не идея. Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце, утешить, успокоить. (В. Шукшин) Ход урока I. Вступительная беседа • Были ли в вашей жизни моменты, когда вам хотелось мести? • Какой выбор вы сделали? • Какие чувства при этом испытывали? • Месть — достойное чувство? • Что или кто вершит наши судьбы? • Как создаётся характер?

Внеклассное чтение в 10-м классе "Проблема нравственного выбора в "Рождественском рассказе" Виктории Токаревой" Цель урока:     знакомство учащихся с произведениями современных писателей; обучение анализу художественного текста; выявление нравственных проблем в рассказе; воспитание личностной позиции. Оборудование: выставка книг В. Токаревой Технология: элементы технологии развития критического мышления через чтение Литература — это всё же жизнь души человеческой, никак не идея. Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце, утешить, успокоить. (В. Шукшин) I. Вступительная беседа Ход урока Были ли в вашей жизни моменты, когда вам хотелось мести? Какой выбор вы сделали? Какие чувства при этом испытывали?     Месть — достойное чувство?   Что или кто вершит наши судьбы? Как создаётся характер? Учитель: Именно такие вопросы поднимает современная писательница Виктория Токарева в своих рассказах. (Обращение к эпиграфу урока). Учитель: Вид работы на уроке —комментированное чтение “Рождественского рассказа” В. Токаревой и по ходу чтения мы должны выявить проблемы, которые она ставит в своем произведении. Но сначала познакомимся с творчеством этой замечательной писательницы. II. Презентация “Творчество В. Токаревой” Учитель: Действительно, рассказы В. Токаревой нежные, печальные, лиричные, полные тонкого психологизма, они рисуют картины нашего времени. К нам пришла сама писательница. Юная журналистка возьмёт интервью у знаменитой писательницы: III . Сценка “Интервью с В. Токаревой” Журналист: Здравствуйте, Виктория Самуиловна. Разрешите задать вам несколько вопросов? Виктория Токарева: Здравствуйте. Спрашивайте. Я люблю отвечать на вопросы молодых. Журналист: Как вы считаете, писателями рождаются или становятся? Виктория Токарева: Когда мне было 12 лет, мама прочитала мне рассказ Чехова “Скрипка Ротшильда”. В тот момент я, видимо, поняла, что кроме обычных слов, существует магия литературы. А потребность писать — тоже инстинкт самосохранения, такой же мощный, как любовь. Журналист: То есть вы сразу поняли, что будете писательницей? Виктория Токарева: Нет, конечно. Сначала я поступила в мединститут, потом окончила музыкальное училище, работала учительницей музыки, пыталась играть в кино. Но на 2 курсе ВГИКа, когда я училась на сценариста, я написала, свой первый рассказ, отнесла в журнал “Молодая гвардия”, его напечатали, и так начался мой творческий путь. Журналист:Вашу прозу любят за лиризм и добрый юмор, иногда немного грустный, за мелодраматический настрой повествования. Вы делите прозу на мужскую и женскую? Виктория Токарева: Да. Когда пишет мужчина, он смотрит на Бога, а когда пишет женщина, она смотрит на мужчину. Вот в чём разница. Творчество ­ это возможность исповедаться, чтобы тебя поняли, пожалели. Журналист: Кто ваш любимый современный писатель? Виктория Токарева: Я люблю прозу Сергея Довлатова. Мне кажется, что он сказал о нашем времени больше, чем кто бы то ни было. На мой взгляд, лучшие женские писательницы ­ Улицкая, Петрушевская и Татьяна Толстая. А вообще, я думаю, литература большая, места в ней хватит всем. Журналист: Большое спасибо! IV. Работа с текстом (Используется прием комментированного чтения.) Учитель: Вот мы познакомились с самой писательницей. А теперь обращаемся к “Рождественскому рассказу”. 1. Работа по 1­му отрывку. Учитель: Начинается рассказ без всяких предисловий. ( Читается первый отрывок.) Вопросы для беседы: Какие отношения в семье? Как можете охарактеризовать героев?    Учитель: Мы все совершаем те или иные поступки. Как мы их мотивируем? Чем руководствуемся, выбирая тот или иной поступок? 2. Работа по 2­му отрывку. Чтение 2­ого отрывка (Описание цветочка идёт под музыку Шопена). Вопросы для беседы: Котёнка оставили. Почему?  Назовите моменты, когда семья, героиня оказываются перед выбором.  Почему делают тот или иной выбор?   Почему героиня на папиной стороне?     А на чьей стороне была бы, если бы обижали бабушку? Аргументируйте свой ответ. Какое восприятие мира у героини? Какое ощущение от жизни? (Всему радуется, оптимистична). Кого напоминает цветочек, который она выбрала? (Девочка такая же нежная, ласковая, открытая, беззащитная, невинная, как цветок. Цветок ­ её душа.). 3. Работа по 3­му отрывку Учитель: И вот девочка на следующий день понесла цветок в школу. Перед школой —мальчишки. Приём “древо предсказаний”:    Какой выбор у девочки, попробуйте предположить. А что могут сделать мальчишки? (Они “клубились”, “сплелись”) Чтение и обсуждение З­го отрывка. Вопросы для беседы:   Что сделал Борька Карпов? ЗАЧЕМ? Мотивируйте его поступок.(Просто так, не думая, убивает цветок). Что, по­вашему, сделает девочка? 4. Работа по 4­му отрывку Чтение 4­ого отрывка. Вопросы для беседы: Как отнеслась семья? Что происходит с героиней? (Желание мести).    Изменилось ли что в жизни девочки внешне? А внутренне?  А в жизни Борьки?(Внутренне героиня изменилась, у неё убили душу, она всегда помнила об убитом цветке. А Борька ничего не помнил) 5. Работа по 5­му отрывку Чтение 5­ого отрывка. Учитель: “Прошло пять лет”. Предположите, как закончится рассказ с названием “Рождественский”. Пока ещё непонятно, почему он так называется. (Варианты финала.) 6. Работа по 6­му отрывку Чтение рассказа до конца. Вопросы для беседы: Какой стала героиня? Что с ней стало?    Почему изменилась?  Какая судьба ждёт? (Делает всё, как мама, учится на экономическом, хотя мечтала о филологии, дружит с юношей, который ей не нравится. ) Зачем? Учитель: Тягостное ощущение жизни. Тягостная необязательность происходящего. Какая­то непреодолимая ситуация. Токарева показывает уровень пошлости нового времени, высвечивает лица негероев, неличностей. Делать, как все, делать то, что престижно, модно. И наша героиня стала такой: неинтересной, тусклой, хотя у неё и красота, и “французская косметика”, и сама она успешна. Вопросы для беседы:  Но почему рассказ Рождественский?    Какой подарок получила героиня от судьбы на Новый год? (Встречу с Борькой. Жизнь всё расставила по своим местам, наказала) Какие образы, детали показались вам символичными? Какой нравственный выбор делает героиня? (Прощает. Христос велел прощать, и она простила. Особенностью рассказов Токаревой являются открытый финал. И хотя мы не знаем, как сложится дальше её судьба, по многим деталям, концовке рассказа, настроению героини можно видеть, что она изменилась. Возрождается для жизни, поэтому и рассказ ­ “рождественский”). V. Выводы. Учитель: Так кто же вершит наши судьбы? Какие нравственные проблемы поднимает Токарева в своём рассказе? (Учащиеся делают выводы) Учитель: Казалось бы, перед нами простой жизненный эпизод, однако он для героини оказывается возможностью заглянуть в себя. Вот так, проводя героев через перипетии жизненных страстей и страданий, организуя судьбоносные встречи и наказания, Виктория Токарева приходит к своей любимой мысли: только верность себе, порядочность ­ единственное, что имеет значение, потому что “. это совесть, а совесть ­ это Бог”. Судьбу свою каждый человек делает сам. Но иногда жизнь даёт шанс прислушаться к самому себе, оглянуться на прожитую жизнь и сделать выбор на дороге по имени Судьба. Судьба? Пути и перепутья? Тракты. То вдаль зовёт, то гасит нас, губя. Судьба­предначертанье? Нет. Характер! Судьба — не вне, она — внутри тебя. Яков Белинский VI. Домашнее задание 1). Написать эпилог к рассказу; 2). Написать отзыв о рассказе (на выбор)

Читайте также: