Россия и русский народ в поэме гоголя мертвые души сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство.

Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что "многоуважаемая" многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к помощи рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.

Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.

Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы.

Близкие по названию сочинения:

  • 1. Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством"
  • 2. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (1 вариант)
  • 3. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (2 вариант)
  • 4. Сказочное в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
  • 5. Соединение реального и сказочного в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством" (2 вариант)
  • 6. Юмор в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Смотрите также:

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Прекраснейшая работа писателя взволновала всю Россию. В произведении Николай Васильевич показал нам с особой честностью настоящую картину существования русского народа 20-30-х годов XIX века. Перед читателем представлен губернский город, где правит губернатор с чиновниками, усадьбы помещиков, где был Чичиков, для того, чтобы скупить умерших крестьян. Своим содержанием поэма отвергала этот жестокий круг глупцов и стяжателей со своей бюрократией. Мы видим, как отражено омерзительное действие чиновников и помещичьим произволом.

Читая труд Гоголя, отчетливо видно, как образ народа основной чертой проходит через все произведение, где Гоголь обличает представителей паразитического дворянства. Трагизм закрепощенного народа показан в образах крепостных людей. Гоголь четко показывает, как крепостное право делает из простых людей унылыми и недалекими. Так, например, девчонка Пелагея не различает левую и правую сторону, а крестьяне в имении Плюшкина Мавра и Прошка изображены совсем бестолковыми. Но писатель не пишет о них с предъявленными к ним обвинениями, а просто душевно смеется. Лакей Петрушка пытался даже читать, однако его интересовал не сам процесс и чтения, а обозначение того или иного слова. Когда Николай Васильевич рисует образ Селифана, то он старается не только показать, но и раскрыть душу русского мужика.

В настоящее время в стране происходят большие перемены, по – новому идет переосмысление человеческих ценностей, и произведение Гоголя актуально. Известные писатели Чернышевский и Герцен говорили о том, что Гоголь важен для народа. Ведь мы видим, что в поэме видна прекрасная душа автора, наполненная тоской по идеалу.

2 вариант

Современный писатель Пелевин сказал, что Россия существует для того чтобы преобразовывать солнечную энергию в энергию страдания. Хотя произведения этого автора во многом фантастичны, он, по сути, является писателем-реалистом, который достаточно точно фиксирует действительность и современность.

Гоголь в этом смысле похожий автор. Поэма Мертвые души полна довольно фантастических эпизодов и полностью метафоричная. Тем не менее, тут описывается с высокой точностью ситуация в России того времени, в том числе и страдания простого народа.

Когда мы говорим о лишениях и невзгодах, то, чаще всего, они могут постигать именно простой народ. Конечно, люди более высоких классов могут об этом волноваться, однако, затрагивала ли Гоголя лично тяжелая крестьянская доля? Ответ очевиден, хотя он довольно точно пишет о народе.

Вообще подобное изображение простых людей мне кажется в каком-то смысле садистическим актом или вариантом цинизма. Так или иначе, тут будет проявляться надменный тон, сострадания в этом довольно мало. Мне кажутся более искренними и честными люди наподобие народников, которые занимались пусть и нелепой и безрезультатной деятельностью, подобной попытке вычерпать стаканом море, но действовали все-таки более конкретно и облегчали страдания конкретных людей.

Гоголь в свою очередь не облегчает ничего простым людям и пишет не для них. Однако, в этом не следует его упрекать, ведь на тот период не многие крепостные читали, что, впрочем, частично опровергается фигурой слуги Петрушки, который читает все подряд. В этой фигуре Гоголь говорит о том, что даже, когда человек из народа прочитает его книгу, он все равно ничего не поймет.

Образы невежества народа Гоголь использует довольно много и некоторых из крепостных изображает подобным животным. Наиболее яркий пример тут Пелагея, которая не может различать стороны и ходит по дому босая. Также и начало поэмы (а начало произведения, как известно, задает тон всему дальнейшему существованию) говорит о тотальной глупости, об отсутствии смысла, которые передаются через нелепый разговор двух мужиков, такой же нелепый как вся жизнь этих людей.

Впрочем, Гоголь не отдает предпочтения помещикам и чиновникам, они являют собой просто более развитые формы народных пороков. Просто, если для маленького человека низкого сословия развить пороки не представляется возможным, то состоятельный может больше впадать в грех и поэтому помещики, к примеру, у Гоголя в том числе являются и прямым олицетворением грехов, согласно православному миропониманию. Также и чиновники и городские жители тоже предстают глупцами, что особенно видно после того как они начинают считать Чичикова сначала мошенником, а потом и Наполеоном.

Вероятно, поэма гоголя во многом посвящена именно глупости, а народ является и носителем глупости и также тем, кто больше всего от этой глобальной глупости страдает. При этом через образы трудолюбивых и талантливых простых людей автор оставляет надежду.

Народ в произведении

Автором показаны все ужасы такого явления, как крепостное право. Ведь через призму данного явления, становится понятным тот факт, насколько тяжело было жить крестьянам при таких помещиках, как, например, Коробочка. Она отдавала деньги за покупку не крепостных людей, а собственных рабов, которых она эксплуатировала не только в хозяйстве, но также и в остальных любых делах. Она не видела ничего человеческого в крестьянах, и относилась к ним с пренебрежением. В списке Чичикова прослеживаются настоящие и добрые люди, которые когда-то были задействованы в тяжелом и изнурительном труде. Герою становится крайне жаль этих людей, и от огромного количества имен он приходит в шок.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ народа в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Родился Михаил Булгаков в 1891 году. Многие биографы пишут , что Булгаков начал свое активное творчество в тридцатилетнем возрасте.

Одним из основных персонажей произведения является Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, служащий городничим уездного городка. 8 класс

Жанровая направленность произведения представляется в виде романа-робинзонады, повествующего о событиях, которые происходят на придуманном острове со случайно оказавшимися там людьми, потерпевшими крушение воздушного шара.

Невозможно представить жизнь современного человека без труда. У большинства из нас он начинается с самого детства. Помощь по хозяйству, уборка в доме, присмотр за младшими братьями и сестрами.

Николай Васильевич Гоголь в своей поэме “Мертвые души” поднял одну из самых важных тем тогдашней России – тему русского народа. Он сумел рассмотреть его истинную душу; скрытую под маской непривлекательной внешности, необразованности, порою даже дикости.
По сути, в то время в России происходило массовое расслоение общества. Тогда не было никакого аналога “среднего класса”, так распространенного сейчас. Происходило четкое разделение по социальному принципу.

Но одно дело, когда общество расслоено лишь по принципу “богатый-бедный”,

ведь это совершенно обыденное явление. А уже совсем другое дело, когда к этому делению добавляется еще и деление по принципу “раб-господин”. И Гоголь отлично это понимал.

Крепостное право тормозило развитие страны, оно тянуло ее в прошлое, Запущенные деревни, унылый быт – не яркий ли тому пример?
Хотя, если вдуматься, разве настолько уж плоха система крепостного права в принципе? При умелых, человечных и честных помещиках, не дерущих с крестьян три шкуры, но и не распускающих свое хозяйство, эта система могла бы быть очень эффективной и гуманной. Но при взгляде, брошенном Гоголем на

этих самых помещиков, становится ясно, что крепостничество не оправдывает себя ни на йоту. Крепостники пользуются своей властью лишь для того, чтобы нажиться за счет крестьян.

Ноздрев их просто не замечает, полагая, видимо, что деньги его берутся сами по себе, будто бы из воздуха. То, что выращено трудом и потом крестьян, Ноздрев спускает за несколько дней. “Поздравь: продулся в пух!” – сообщает он Чичикову.
Плюшкин же и вовсе дерет с крестьян три шкуры. Давно уже заброшено его хозяйство, избы обветшали, а он продолжает брать оброк, о судьбе крестьян ничуть не заботясь и полагая их ворами и мошенниками.
А еще крепостники не понимают того, что поступают, мягко говоря, плохо. Во время разговора Чичикова с чиновниками один из них замечает, что при переезде в Херсонскую губернию хорошо бы нанять конвой, чтоб крестьяне не взбунтовались. На первый взгляд может показаться, что этот чиновник понимает причины угнетенности крестьян и социальную ненужность крепостников, но это не так.

Скорее всего, он лишь советует Чичикову относиться к крестьянам как к бодливой козе: держаться подальше, чтоб из вредности не поддала рогами.
Плохая жизнь доводит народ до крайности. Люди умирают, “как мухи” и бегут. Таков, например, Абакум Фыров, ушедший в бурлаки и предпочитающий такую жизнь возвращению в имение своего барина.
Писатель понимает, как трудно приходится многим крестьянам, но, тем не менее, не делает из них “несчастных страдальцев”. Он изображает образ родины реально, но с гневом. И крестьяне в поэме показаны такими, какие они есть.

Их внешность остается такой же непривлекательной. Это кучер Селифан – пьяница, разговаривающий с лошадьми, лакей Петрушка, имеющий из-за крайне редкого посещения бани “особенный запах”, “черноногая” девчонка Пелагея, не различающая, где право, а где лево. Это дядя Миняй и дядя Митяй, бестолково помогающие Чичикову разъехаться со встречным экипажем, косноязычные мужики, толкующие Павлу Ивановичу, что Заманиловки нет, пухлый заспанный приказчик Манилова.

Это мудрецы, рассуждающие, доедет ли бричка до Москвы или до Казани. Все они такие, немного бестолковые, необразованные, вызывающие порою смех. Они – это Россия бедная, рабская, разоренная.
Но есть в поэме и другая Россия. Сильная, могучая, богатая духовно. И даже в застойном мире мертвых душ сквозит она, эта Россия, пока еще упрятанная далеко в глубине каждого, но готовая вот-вот пробудиться. Гоголь видит могучую силу народа, затравленную, но не убитую крепостным правом.

Она проявляется в талантливости, в трудолюбии, энергии русского человека, в его способности не падать духом при любых обстоятельствах. Рядом с бедными, морально низкими крестьянами стоят другие крестьяне. К примеру, мужики Собакевича – пусть умельцы лишь в своем деле, но умельцы талантливые, отлично свое дело знающие и владеющие им в полном объеме.
Русская бойкость, сила – она рядом. Униженные крестьяне, оказывается, могут за себя постоять – достаточно поглядеть вокруг. Заседатель Дробяжкин, повадившийся ездить в одну из деревень, “снесен с лица земли” ее жителями, капитан Копейкин, обделенный государством, выходит на большую дорогу.

Это ведь, по сути, проявления бунта. А бунт – это не только вопрос чистой физической силы, но вопрос воли.
Гоголь это знает. Он уверен, что Россия сможет подняться и “другие народы и государства уступят ей дорогу “, стоит лишь найти рычажок, который разбудит дремлющие способности русского народа. Гоголь создает образ этих дремлющих способностей – чудесную птицу-тройку. Она выражает в себе все то высокое и прекрасное, что есть в русской нации, и прежде всего – стремление к свободе и светлому будущему.

Гоголь верит, что путь к нему есть, но сам он его не знает: “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа.”

Судьба народа оказывалась в руках безжалостных богачей. Они пользовались всеми возможными благами, предоставленными им этой жизнью, и не давали спуску бедным крестьянам. Гоголь с сердцем, полным сочувствия, изображает картины крепостной жизни. Бедные крестьяне не только превратились в рабов помещиков, они стали хуже вещей. Чиновники бессовестно торгуют людьми. Им без разницы, живы крестьяне или же мертвы.

Коробочка настолько увлекается продажей мертвых душ, что вспоминает, как же дешево она продала двух живых девушек. Это говорит о том, что чиновники совсем не думают о человеческих чувствах, считают себя высшими за других. Коробочка использует крестьян, как ей заблагорассудится. В одном из эпизодов поэмы она говорит Чичикову, что если тот пожелает, то ему на ночь почешут ножки, ее отец без этого никак не мог уснуть.

Еще один помещик Ноздрев и вовсе не умеет ценить крестьянский тяжелый труд. Он любит играть в разные игры, поэтому все время что-то проигрывает. Ему без разницы, что унести с дома и чьим трудом и потом эта вещь была приобретена. В доме Ноздрева абсолютный беспорядок. Среди имущества привлекает внимание только вольер, но и там хозяин не часто бывает. Все находится в плачевном состоянии, несмотря на старания крестьян. Ноздрев же совсем об этом не думает, напротив, он даже хвалится тем, что он проиграл все в один миг.

Образ угнетенного народа постает перед нами в размышлениях Чичикова о мертвых душах в списке, которых ему повезло приобрести. Главный герой задумывается над тем, какой же нелегкой была судьба этих крестьян. Он пытается угадать, чем же они занимались на своем веку, и как проходила их жизнь. Но ответ здесь очевиден, поэтому Чичиков только тяжело вздыхает.

Бедный крестьянин Григорий Доезжай-недоедешь ушел с дома и умер где-то в дороге. И все же, каждый из них стремился к чему-то в своей жизни. У них также были взлеты и падения, удачи и невезения. Они также жили: делали ошибки или же были лучшими в своем деле.

Гоголь подчеркивает тот факт, что народ стремится к свободе. От помещика Плюшкина убегают все крестьяне. Он ворует в них и тащит все к себе. Им не на что жить, и единственный способ остаться в живых – убежать от столь жадного помещика. Те, кто остаются в деревнях, скорее всего, погибают. Им настолько плохо живется в Плюшкина, что они готовы променять родной дом на тюремную камеру или же бурлацкую непотребную жизнь.

Чичиков ознакомляется со списком беглых и с грустью думает о том, что эти люди уже не жильцы. Что их ждет в будущем, есть ли оно в них? Тем не менее, народ в поэме показан и как бунтарь. Он не всегда покорно опускает голову перед угнетениями со стороны господ. Ярким примером является сцена, в которой убивают Дробяжкина.

Николай Гоголь отдает дань русскому народу и говорит также о его могучей силе. Несмотря на крепостное право, этот народ не сломленный, а все еще готовый бороться. Люди верят в светлое будущее, они не теряют надежду на лучшие перемены в будущем. Русский народ необычайно талантлив. Трудоспособности крестьян можно только позавидовать.

Эти бедные крестьяне настолько сильные духом, что вызывают невольное восхищение. Писатель верит, что наступит тот день, когда спадут оковы с представителей народных масс, и они заживут нормальной человеческой жизнью, а вместе с ними и вся Россия.

Читайте также: