Российское могущество прирастать будет сибирью сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Георгий Мокеевич Марков

СИБИРЬ — ЗЕМЛЯ НАРОДНАЯ

Имя писателя Георгия Мокеевича Маркова хорошо знакомо советскому и зарубежному читателю. Автор крупных литературных произведений, он в течение многих лет принимает активное участие в литературной и общественной жизни нашей страны.

Творчество Г. Маркова уходит корнями в его жизненную биографию. Он родился в 1911 году и вырос в сибирском селе Ново-Кусково. Его отец, охотник-медвежатник, часто брал младшего сына в тайгу, приучил его к труду, привил ему любовь к родному краю, к родному народу. Это чувство Г. Марков сохранил в себе на всю жизнь, пройдя путь от активного селькора газет "Томский крестьянин", "Красное знамя", "Путь молодежи" до известного советского писателя.

Основные книги Г. Маркова выросли непосредственно на материале сибирской истории и сибирского быта, изображенных в свете революционных событий народной жизни. Тема социалистической революции, борьбы за народное счастье пронизывает и данный роман Г. Маркова "Сибирь"[1], за который он был удостоен Ленинской премии. Эта высокая награда отразила тот факт, что роман Г. Маркова явился заметным событием в литературной жизни нашей страны, вызвал широкий общественный отклик и был вскоре переведен на многие языки народов СССР и мира.

"Поистине бескрайни сельскохозяйственные и лесные угодья Сибири. В этих угодьях Отечество наше обладает завидным счастьем, недоступным другим державам…" Эти строки Иван Акимов, герой романа Г. Маркова "Сибирь", находит в набросках профессора Венедикта Петровича Лихачева, сделанных им незадолго до кончины. Талантливый ученый, русский патриот, честный гражданин, Лихачев всю свою жизнь посвятил изучению великого края, о котором еще Ломоносов пророчески сказал: "Российское могущество прирастать будет Сибирью". В раздумьях Лихачева, возникших накануне революционных событий 1917 года, также содержится своего рода пророчество. Но его взгляд в будущее уже конкретен и подробно обоснован. Венедикт Петрович опирается на личный опыт разысканий и на обширные научные данные, позволяющие видеть реальную перспективу хозяйственного освоения сибирских богатств.

Однако идеи Лихачева не ограничены естественнонаучными рамками. В ходе раздумий и работы он понял — во многом под влиянием своего родственника, коллеги и друга Акимова, — что судьба Сибири в конечном счете будет зависеть от общеисторических судеб России и ее народа, от социальных условий ее развития.

Благодаря Акимову и под влиянием жизненных обстоятельств Лихачев проникается все большим доверием к большевикам. С ними он связывает свои надежды на лучшее будущее великого сибирского края. Всей художественной логикой повествования автор романа подчеркивает, что Лихачев не ошибся в своем выборе "наследников" и что его доверие исторически оправдалось.

Для Лихачева и для Акимова будущее Сибири есть прежде всего проблема государственная. Для них очевидно: без живого участия и заинтересованности народа, без его трудовой самодеятельности и согласованных коллективных усилий богатства Сибири не дадут истинного прироста российскому могущесту.

Если Лихачев, как ученый, находит главное дело жизни в изучении природных особенностей Сибири, то большевик Акимов является одновременно и ученым, и революционером, вступившим на путь сознательной борьбы за справедливое социальное переустройство. Судьбу Сибири он мыслит с точки зрения политического движения.

Собственно, история Акимова, история его побега из ссылки и образует реальный сюжет романа. К образу Акимова, как к центру притяжения, сходятся основные нити повествования.

И все основные герои оказываются прямо или косвенно связаны с Акимовым, с его прошлым и настоящим, с его прорывом сквозь жандармское кольцо и попыткой добраться в Стокгольм, чтобы спасти для России труды тяжело больного Лихачева.

Побег Акимова окончился удачно благодаря помощи соратников-ссыльных, подпольщиков. Но важнейшую роль сыграли в этом опасном предприятии простые люди из народа, которых Акимов повстречал в пути, помощью которых воспользовался и у которых многому научился. Жизненная позиция Акимова, его миропонимание, его взгляд на цели революционной деятельности наполняются новым смыслом в результате тесного общения с народом, сближения с коренными сибиряками.

К числу наиболее колоритных принадлежат в романе сцены, рисующие жизнь Акимова в далекой тайге под опекой старого охотника Федота Безматерных. Сам бывший ссыльный, Федот Федотович давно прижился в Нарыме, крепко врос в местную землю. Он помнит все таежные тропки, знает толк в охоте и рыбалке, может дойти до самых заповедных лесных краев.

Федот Федотович из тех людей, которых жизненные невзгоды не сломили, а укрепили, развив в характере внутреннее достоинство, здравый смысл и понимание человеческой натуры.

Вот и про Акимова старику ничего не известно, кроме того, что он беглый, и что о нем хлопочет Федор Горбяков, местный фельдшер, близкий родственник Федота Федотовича. Однако с первых же дней знакомства Безматерных зорко разглядел: этот незнакомый, нездешний парень, легко принявший прозвище Гаврюха, — человек славный и дельный, достойный уважения и поддержки. И старик дарит Акимова своим доверием. Акимов, в свою очередь, узнает от охотника множество ценных сведений о нарымских угодьях и об укладе здешней крестьянской жизни, о ее проблемах и противоречиях.

Образ Федота Безматерных любопытен еще и тем, что в нем соединились черты литературно-традиционные и особенные. В самом деле, яркие портреты старых охотников, бывалых людей встречаются у многих русских писателей, в том числе у писателей-сибиряков, например, у В. Шишкова, чье творчество серьезно повлияло на поиски Г. Маркова. В то же время Федот Федотович написан самобытно и своеобразно. Своеобразна и сама ситуация его общения с революционером Акимовым. Старый охотник отнюдь не выглядит идиллическим лесным мудрецом, рекущим были. Нет, это реальный, земной человек, выросший в народной среде, сильный духом, владеющий опытом жизни. Обогащая Акимова этим опытом, он и сам многое берет у него. И, глядя на Акимова, составляет себе представление о тех людях, которые ведут борьбу за лучшее будущее: "Кусочком красной глины, выломанным из-под печки, Акимов на дощечках, заготовленных Федотом Федотовичем для днищ туесков и кадок, набрасывал схему отдельных участков Дальней тайги. К этим его занятиям Федот Федотович относился не просто с почтением, а даже с каким-то благоговением. Стоило Акимову взять в руки глину и доску, как мгновенно Федот Федотович преображался: он замолкал, прятал трубку в карман и, присев на краешек нар, неотрывно наблюдал за Акимовым, боясь пошевельнуться", Мы не случайно остановились на сценах таежной жизни Акимова и Безматерных. Это не просто отдельные эпизоды, но важное звено в художественной системе романа, в писательской концепции, объясняющей отношения передовой интеллигенции и народа. Образными средствами Г. Марков подчеркивает: люди передовой русской интеллигенции, подлинные патриоты отличаются неподдельным демократизмом, искренне озабочены жизнью народа. Это относится и к революционерам, таким, как Акимов и Катя Ксенофонтова, и к Лихачеву, который" в общем-то далек от постоянной и активной политической борьбы.

Примечательно, что и Катя, и Лихачев проходят, подобно Акимову, школу народной жизни. Сцены, рассказывающие об этом, перекликаются в романе и все вместе приобретают обобщающее значение.

Для Лихачева такой школой народной жизни стали годы экспедиций. Природоведческие по цели, они вместе с тем оказались нравственно плодотворными. Так, надежным помощником Лихачева становится опытный местный охотник Степан Лукьянов. В качестве проводника он сопровождает ученых, помогает им в работе. Между ними устанавливаются отношения доверия и честной взаимопомощи. Дела профессора Лукьянов принимает близко к сердцу. Найдя на одной из стоянок бумаги, потерянные ученым, охотник бережно хранит их, чтобы вручить при встрече Лихачеву.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Курбанбакеева Алина , ученица 7 Б класса, МБОУ СОШ №167 г. Новосибирска
Ковальчук Валентина Андреевна , учитель, выполнивший педагогическое сопровождение участника ВКС - 2017

Жанр сочинения: заочная экскурсия

Моя Родина-это великая Россия, а именно город Новосибирск, но есть и малая Родина, где проходят мои каникулы и выходные дни, это деревня Юрт-Ора, там живут мои дедушка и бабушка. Это маленькое поселение находится в Колыванском районе Новосибирской области, расположено оно на красивом берегу могучей Оби у соснового бора. Я люблю свою маленькую Родину, знаю её историю, замечательных людей, которые здесь родились и выросли, удивительную природу, поэтому приглашаю вас, мои милые друзья, совершить небольшую экскурсию по этому месту.

Итак, начинаем…
Посмотрите, пожалуйста, вдаль. Если пройти три километра, то вы попадете в сосновый бор. Там мы с бабушкой всегда летом собираем чернику, охотимся за грибами: лисичками, боровиками, опятами, подосиновиками. Поверьте, это самая безобидная охота. Разве могут перочинный ножик и лукошко причинить кому-нибудь зло? А еще в лесу можно про запас надышаться чистейшим воздухом и насладиться красотой вековых деревьев. Не верите? Попробуйте, и вы убедитесь, что вон та столетняя сосна приснится вам много раз, потому что она очень заметная и запоминается величием и грациозностью. А теперь, мои дорогие, повернитесь налево. Стройные березки, кажется, пустились в пляс вокруг деревеньки, а какие нарядные у них шали, нигде таких больше не увидите, из зеленого кружева они. За деревней, обратите внимание, простираются поля, они угостят вас душистой земляникой и ароматными лечебными травами. Влечёт к себе всегда наш прекрасный берег реки, здесь можно посидеть в тишине, подумать, помечтать, полюбоваться могуществом реки Обь. Главное - спешить никуда не захочется: и смешную пчелку рассмотрим повнимательнее, и веселую птичку послушаем, ведь она для нас поет, и хлопотливого бурундучка заметим. Разве в городе отыщется на все это время?

У моей малой Родины вековые корни. Деревня Юрт -Ора является поселением сибирских татар еще с VIII века. Археологи обнаружили здесь при раскопках остатки древнего городища. С 1994 года деревушка считается памятником исторического, этнографического и археологического культурного наследия и охраняется государством. В царское время через деревню проходил конный тракт, соединяющий Томск с Москвой. И даже великий русский писатель А.П. Чехов по пути в Томск проезжал нашу деревню, об этом свидетельствуют документы школьного музея и рассказы старожилов. Слышала наша деревушка печальное бряканье кандалов, когда в 1826 году вон по дороге вели по этапу в Забайкалье ссыльных декабристов…

А теперь, дорогие экскурсанты, пройдемте к одной из святынь нашей деревни. Это старинная мечеть, которую возродили и отреставрировали общими усилиями все жители Юрт-Ора. Именно здесь, возле мечети, каждый год проходит Сабантуй - праздник дружбы людей разных национальностей в честь окончания весенне - полевых работ. Это очень веселое и доброе мероприятие: приезжают творческие коллективы,проходят концерты, танцуют татарские танцы, угощают национальными блюдами, проходят спортивные состязания. Скажите, а вы хотели бы побывать на Сабантуе? Приезжайте, не пожалеете.

Сейчас мы с вами как раз и подходим к дому одного из тех, кто эту старинную мечеть возрождал. Это Навиль Хасанович Шагабутдинов, когда-то выпускник Новосибирского военно-политического училища, ныне подполковник запаса, ветеран боевых действий в Афганистане, член правления мусульманской организации при исторической мечети Новосибирска. 7 сентября 2014 года на открытии возрожденной и заново отстроенной мечети присутствовали губернатор Новосибирской области В. Городецкий, представители городской администрации, местные жители и многочисленные гости.

Также Навиль Хасанович добился выделения средств на постройку обелиска воинам- землякам, участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, который был торжественно открыт в июле 2016 года. Мы подошли к этому памятному месту, а рядом нельзя не заметить Аллею поколений - это 30 сосен, посаженных жителями в память о страшной войне.

А вот, собственно, и сам хозяин дома. Он зовет нас в гости, чтобы угостить ароматным чаем и татарскими лепешками. Как же нам отказаться-то? Ведь обидим хорошего человека.

После чая и задушевных разговоров мы с экскурсантами идем по Центральной улице, где строится Музей национальной культуры чатских татар, малочисленной группы сибирских татар, проживающих по берегам реки Обь. На их землях происходил ряд заметных исторических событий периода присоединения Сибири к Русскому государству, а наше село Юрт-Ора как раз и является историческим чатским селом в Новосибирской области. Навиль Хасанович, провожая нас к автобусной остановке, рассказывает об экспонатах будущего музея, найденных при раскопках древнего городища: это керамика, кости животных со следами обработки, костяные заготовки для наконечников стрел, каменные точила. Кажется, память невидимым крылом затрагивает нас.

В 1763 году Ломоносов сказал несколько иное: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном. И на самом деле, при царях и Советской власти так оно и было. Сибирь осваивалась, заселялась, строились города и заводы, прокладывались дороги. Сейчас кажется невероятным, но каждый райцентр и часть населенных пунктов имело аэропорты.

Люди, которые сделали это в далеком, суровом краю обладали повышенной жизнестойкостью, самостоятельностью. Слабый человек в этом суровом краю пропадет. Даже появилось такое понятие – Сибиряк.

Красноярский край это центр России. Я там был лет восемь назад. Партизанский золотоносный район. Знаменитое место, золото добывают почти 300 лет. Еще при царях добыли более 100 тонн. Столько же при Советской власти. Запасы в недрах составляют порядка 200 тонн. Казалось бы, район должен процветать. Увы, это не так.

Местные мужики работали на добыче золота в артели и руднике. Ценились универсальные работники, многие, даже 25-летние парни имели корочки водителя, бульдозериста, дизелиста и т.д.

Пока делали разведку месторождения, я выделил перспективный на золото участок.

Спустя восемь лет вернулся в Партизанск. Директор артели прочел на моем сайте об этом участке и предложил помочь в поисках и разведке месторождений золота.

Красноярск встретил прохладой, +2, после тридцатиградусной жары дома, это действительно прохлада. В городе появились высотки, достаточно много. И сейчас город продолжает строиться. (Как потом выяснилось, население Красноярска растет за счет жителей Красноярского края.) Расширяет производство Красноярский алюминиевый завод, за счет дешевой электроэнергии Красноярской ГЭС. Соответственно в городе стало больше смога. В Красноярске появилось много новых дорогих машин, чувствуется, что выполняется 20 государственных программ Красноярского края.

Для поездки на участок директор дал джип. Но это не сильно помогло, дорога не изменилась. До первой паромной переправы асфальт, потом грунтовка. На одном из перегонов щебенкой порвало покрышку. Повезло, что не было встречных и попутных машин, нас развернуло на 180. После этого обратил внимание на обочину, а там почти на каждом километре лежат рванные покрышки.

Проехали мимо Новоангарского ГОКа, там появились новые корпуса, правда маленькие. На ГОКе добывают для Китая цинк и свинец. Горевское месторождение большое, входит в пятерку крупнейших в мире, 40 % запасов России сосредоточено там. Увы. Нет дорог и мостов, невозможно доставить крупнотоннажное оборудование.

Партизанск встретил фундаментами без домов, пустыми домами, без дверей и окон, разваленными постройками. Нет, там не было войны, просто поселок пришел в упадок. Осталось около 300 жителей, тех, кому некуда и не на что ехать. По дороге в Партизанск встречались отдельные брошенные дома, но в поселке просто катастрофа.

Золото осталось. Прошло несколько лет и другие предприятия получили лицензии. Сейчас каждая артель строит свой поселок и завозит работников. Обычно на участке несколько ИТР и до сотни работяг.

Зарплата по Российским меркам приличная, от 30 до 70 тысяч рублей, в зависимости от выполняемой работы и квалификации. ИТР – 70-100.

Тем не менее, с руководством проблемы. Не рвутся выпускники красноярских ВУЗов в артель. Там вкалывать надо, по 12 часов каждый день, да и специальность знать необходимо.

Половина работяг – гости Сибири. На всех участках появились таджики. Они оказываются не только в Москве дворниками работают. Есть повара, столяры, экскаваторщики. С людьми в возрасте нет проблем, а молодежь почти не знает русский. Зато они умеют работать, причем за меньшие деньги. Это не хорошая тенденция, владельцы быстро поймут или уже поняли, что гастарбайтеры – это выгодно. Это изменит весь рынок труда.

Поначалу я не мог понять, кто сибиряк и кто нет. Вот двое, уверенные, самостоятельные, сразу бросились в глаза. А оказывается не сибиряки, один с Украины, из под Львова, другой молдаванин, правда уже получил российское гражданство. Местные, с ближайших районов, отличаются плохими зубами, в воде повышенное содержание мышьяка (это спутник золота, полиметаллов). А лечение зубов сводится к их удалению. Это называется реформа здравоохранения.

Ну и почем шкурка хохла, – спрашиваю я его.

Не знаю, – отвечает, обещали за фашистов хорошо платить.

Похоже, в Сибири с Сибиряками плохо, вымирают они как класс. Их совсем мало осталось. Из Сибиряков делают Россиян. Послушных, верящих в доброго царя, и даже готовых помощь братскому народу, несмотря на то, что самим худо.

Не хочет современная Россия прирастать Сибирью. Власть Деньги на освоение Сибири осваивает. И все. Сибирь без Сибиряков.

Участок с золотом, который я нашел в 2006 году, соседняя артель то же недавно нашла. Его уже отрабатывают.

Богатство России будет прирастать Сибирью — слова русского ученого Ломоносова Михаила Васильевича (1711 – 1765).

На самом деле эта цитата была произнесена Ломоносовым в несколько ином виде:

"Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном".

Это слова из последнего абзаца заключения работы "КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РАЗНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО СЕВЕРНЫМ МОРЯМ И ПОКАЗАНИЕ ВОЗМОЖНОГО ПРОХОДУ СИБИРСКИМ ОКЕАНОМ В ВОСТОЧНУЮ ИНДИЮ" (1762 – 1763):

"Жаление о людях много чувствительнее, нежели о иждивении, однако поставим в сравнение пользу и славу отечества. Для приобретения малого лоскута земли или для одного только честолюбия посылают на смерть многие тысячи народа, целые армеи, то здесь ли должно жалеть около ста человек, где приобрести можно целые земли в других частях света для расширения мореплавания, купечества, могущества, для государственной и государской славы, для показания морских российских героев всему свету и для большего просвещения всего человеческого роду. Если же толикая слава сердец наших не движет, то подвигнуть должно нарекание от всей Европы, что, имея Сибирского океана оба концы и целый берег в своей власти, не боясь никакого препятствия в поисках от неприятеля и положив на то уже знатные иждивения с добрыми успехами, оставляем все втуне, не пользуемся божеским благословением, которое лежит в глазах и в руках наших тщетно; и содержа флоты на великом иждивении, всему государству чувствительном, не употребляем в пользу, ниже во время мира оставляем корабли и снаряд в жертву тлению и людей, к трудам определенных, предаем унынию, ослабению и забвению их искусства и должности.

Последнее из противных мнений, чтобы сие открытие не досталось в чужие руки, обращается в ничто следующими: 1) помянутое мореплавание к нам ближе, нежели к прочим европейским державам, 2) россиянам тамошний климат сноснее, 3) что на нужных и тесных местах построятся зимовья с предосторожностьми для наших людей, коими чужестранные пользоваться не могут, 4) на Камчатке, или около устьев реки Уды, или на островах Курильских, где климат как во Франции, можно завесть поселения, хороший флот с немалым количеством военных людей, россиян и сибирских подданных языческих народов, против коей силы не могут прочие европейские державы поставить войска ни севером, ни югом, но хотя б и учинили, однако придут утомленные на крепких, с привозными гнилыми припасами на снабденных жителей свежими домашними, безнадежные ближнего от своих споможения на места, где вспоможение нам неистощимо. Таким образом, путь и надежда чужим пресечется, российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке.

image_pdf
image_print

Не зря, начиная с момента колонизации и вхождения Сибири в состав Российской империи, политические и научные деятели Запада выдвигали и выдвигают различные геостратегические идеи и предложения о якобы более целесообразном мироустройстве, использовании громадных природных ресурсов и возможной дальнейшей принадлежности Сибири1.

В настоящее время обостряются общественные и научные дискуссии о различных аспектах жизни Сибирского региона: его населении, уровне экономического развития, роли генерал-губернаторов и губернаторов, географических особенностях и т.д., что определяет актуальность рассматриваемого вопроса и подчёркивает необходимость дальнейшего исторического изучения Сибири, выявления роли Российского государства в колонизации и освоении данного региона.

Необходимо отметить, что только с помощью колонизации Россия могла прочно удерживать занимаемую территорию. Освоение и покорение Сибири — это долгий и кропотливый исторический процесс, не завершившийся и на современном этапе. В русской колонизации (освоении) Сибири различают три этапа: военное подчинение с целью получения дани, сельскохозяйственно-ремесленный и промышленный2.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Валанов Н.М. Север в системе геостратегических координат России: монография. М.: Академия военных наук, 2007. С. 8—14.

2 Казаркин А.П. Этапы колонизации Сибири // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 2(3). С. 33.

3 Памятная книжка Западной Сибири. Омск: типография окружного штаба, 1881. С. 49.

4 Там же.

5 Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства. СПб., 1787. С. 56, 57.

6 Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. / Под ред. О.И. Чистякова. Т. 2, 3. М., 1984—1985.

Читайте также: