Роль обособленных дополнений в тексте сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Обособленные дополнения — это падежные формы имен существительных с предлогами и предложными сочетаниями: кроме, вместо, помимо, наряду с, за исключением, исключая и т. п. Подобные сочетания имеют значение включения, исключения, замещения, т. е. ограничительное или расширительное значение.

Обособление этих оборотов не является обязательным и зависит от смысловой нагрузки, объема оборота, желания его выделить с целью подчеркнуть роль в предложении.

Например: В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Паустовский).

1. Обороты со значением включения, исключения и замещения называют предметы, включенные в однородный ряд или, наоборот, исключенные из него, или предметы, замещающие другие.

Они выделяются или не выделяются запятыми по условиям контекста: в зависимости от степени их распространения, места расположения в предложении.

Такие обороты включают предлоги и предложные сочетания: кроме, наряду, помимо, включая, исключая, за исключением, сверх, вместо и др.

2. Оборот со словом кроме имеет два значения:

1) одно совпадает со значением слов за исключением, т.е. оборот имеет значение исключения из ряда подобных предметов.

Например: На всех берегах залива на протяжении сотен верст мною не было встречено ни одного человека, и, кроме горчайшей полыни и сухого бурьяна , я не сорвал ни одной травинки (Пауст.); Пробившиеся к самому берегу мужики сколько ни смотрели, ничего уже, кроме быстрой, по-осеннему темной воды , не увидели (Пауст.); Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека , лежавшего на песке у моря (М. Г.); Как ни вглядывался Вихров, ничего не разглядел в потемках, кроме белесого продолговатого пятна (Леон.); Вершинин отправил луговиков в институт, всех, кроме Свиридовой , – ее он включил в высокогорный отряд (Зал.).

2) другое значение – противоположное – это обозначение включения в ряд подобных предметов.

Например: У Бунина, кроме блестящих, совершенно классических рассказов , есть необычайные по чистоте рисунки (Пауст.); Кроме студентов , на конференцию приехали и преподаватели. Кроме блюд и соусников , на столе стояло множество горшочков (Г.); Теперь слышались, кроме грачиных , человеческие голоса (А.Т.); Кроме дикого зверя , есть в этих местах и разная птица.

Однако в печати встречаются и необособленные обороты с предлогом кроме со значением включения: Кроме зарплаты они получают и премиальные; Кроме рисунков были приложены ещё чертежи; Кроме хозяев в комнате были и гости; Кроме вашей химии существуют ведь и другие науки.

Вариативность пунктуации позволяет в некоторых случаях внести ясность в текст.

Иногда объем обособляемого оборота с предлогом кроме со значением включения меняется в зависимости от вносимого в предложение смысла.

Сравните: Кроме записей живой диалектной речи , на местах имеются и другие источники пополнения наших знаний о словарном богатстве народных говоров (т. е. записи живой диалектной речи являются дополнительным источником к уже имеющимся на местах). — Кроме записей живой диалектной речи на местах , имеются и другие источники пополнения наших знаний о словарном богатстве народных говоров (т. е. записи на местах являются дополнительным источником к имеющимся другим источникам).

Как правило, обособляется оборот с кроме при отрицательных местоимениях никто, ничего и вопросительных местоимениях кто, что.

Например: Я ничего не мог различать, кроме мутного кручения метели (П.); На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил, кроме воды (Л.Т.); Никто, кроме солнца и голубого неба , не глядит на него (М.Г.); Кто, кроме нас самих , должен заботиться об охране природы?; Что, кроме осуждения , может вызвать неуважение к обществу?

Обособляются обороты с сочетаниями кроме как, кроме шуток и кроме того (в значении вводного слова).

Например: Мы и зла-то никому, кроме как медведям , не делаем (Марк.); Кроме шуток , неужели вам нравятся такие книжки? (Дост.); Мечик окончательно уверил себя в том, что Бакланов гораздо лучше и умней его, что Бакланов, кроме того , очень смелый и сильный человек (Ф.).

Оборот кроме того обособляется и после союза: И, кроме того…; Но, кроме того…; Если, кроме того…; Хотя, кроме того… и т. д.

3. Оборот с предлогом вместо употребляется и обособляется в двух случаях:

1) как дополнение, зависящее от глагола-сказуемого.

2) Как особая конструкция, не управляемая глаголом-сказуемым.

Например: Вместо ответа , Кириле Петровичу подали письмо (П.) — оборот синтаксически не связан со сказуемым, поскольку не образуется словосочетание подать ответ; Вместо ответа на какой-то запрос , Зурин захрипел и присвистнул (П.) — то же самое: слово ответ лексически не сочетается со словами захрипел и присвистнул; обособление обязательно .

Сравните также: Помимо своей работы , я теперь тружусь ещё и в Радиокомитете (Павл.).

Прежде чем выяс­нить, что такое обособ­лен­ные допол­не­ния, вспом­ним, какие сло­ва в пред­ло­же­нии явля­ют­ся дополнением.

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, назы­ва­ю­щий лицо, пред­мет или явле­ние, на кото­рое направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное сказуемым.

Зрители с удо­воль­стви­ем слу­ша­ют музы­ку .

Обычно допол­не­ни­ем явля­ет­ся сло­во с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, кото­рое высту­па­ет в грам­ма­ти­че­ской фор­ме любо­го кос­вен­но­го паде­жа с пред­ло­гом или без него. Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния отве­ча­ет на соот­вет­ству­ю­щий вопрос кос­вен­но­го падежа.

Налетевший ветер взъеро­шил зеле­ные (что?) при­чес­ки бере­зок и умчал­ся вдаль.

Эту кни­гу я могу взять (у кого?) у дру­га .

Как и дру­гие вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния, допол­не­ния могут быть обособ­лен­ны­ми. Они выде­ля­ют­ся запя­ты­ми в зави­си­мо­сти от их смыс­ла, логи­че­ско­го и инто­на­ци­он­но­го под­чёр­ки­ва­ния их роли в предложении.

Обособленные дополнения

Рассмотрим рече­вые ситу­а­ции, когда допол­не­ния выде­ля­ют­ся запя­ты­ми в предложении.

Какие дополнения выделяются запятыми?

Все дети, кро­ме Алёши, уже научи­лись хоро­шо плавать.

Помимо Вариной лас­ко­вой улыб­ки, он слов­но не заме­чал их угрю­мых взглядов.

В свой рюк­зак Толя, наря­ду с лич­ны­ми веща­ми, поло­жил еще дождевик.

Кроме этих пыш­но цве­ту­щих рас­те­ний север­ных широт, на выстав­ке широ­ко пред­став­ле­на экзо­ти­че­ская южная флора.

Дополнение выде­ля­ет­ся запя­ты­ми, если пояс­ня­ет, уточ­ня­ет зна­че­ние отри­ца­тель­но­го или вопро­си­тель­но­го местоимения.

Никто, кро­ме моей бабуш­ки Вари, не печёт такие вкус­ные пиро­ги с яблоками.

Что, кро­ме тво­ей неор­га­ни­зо­ван­но­сти, может поме­шать тебе участ­во­вать в соревнованиях?

Кроме меда­ли побе­ди­те­лю вру­чи­ли цен­ный подарок.

Кроме кни­ги я при­нес тебе новый журнал.

Сравним:

В этот дожд­ли­вый вечер я, вме­сто про­гул­ки в пар­ке, луч­ше посмот­рю фильм.

Предлагаем выяс­нить, в каких пред­ло­же­ни­ях име­ют­ся обособ­лен­ные допол­не­ния. Знаки пре­пи­на­ния не расставлены.

Примеры

В спек­так­ле были заня­ты мно­гие его одно­класс­ни­ки вклю­чая Игоря и Свету.

На стене поми­мо репро­дук­ции кар­ти­ны Айвазовского висе­ли ста­рин­ные часы с кукушкой.

Кроме ком­пью­те­ра на сто­ле ниче­го не было.

Вместо боти­нок он надел новые кроссовки.

В воз­ду­хе наря­ду с ост­рым запа­хом сире­ни чув­ство­ва­лось све­жее дыха­ние реки.

Артисты теат­ра сверх обыч­ной про­грам­мы под­го­то­ви­ли сюр­приз для зрителей.

Гост

ГОСТ

Обособленные члены предложения

Обособление — это обозначение на письме знаками препинания (запятыми, реже — тире), а в устной речи — интонацией и паузами определённых синтаксических конструкций, вносящих в предложение дополнительное коммуникативное содержание.

В качестве обособленных конструкций могут выступать любые члены предложения: определения (и их разновидность — приложения), обстоятельства и дополнения.

Рассмотрим каждый из видов обособления более подробно.

Обособленные определения выполняют, по сути, синтаксическую роль определения, однако при этом вносят в предложение дополнительную информацию о качествах, свойствах лица, объекта или же какого-либо явления действительности.

Способы выражения обособленных определений в грамматике различны:

  1. Причастные обороты — полупредикативные конструкции, образованные полным причастием с зависимыми словами и привносящие в предложение значение глагольной атрибуции: Луна, чуть прикрытая облаками, таинственно мерцала на небе.
  2. Адъективные обороты — конструкции, состоящие из прилагательных с зависимыми словами: Звёзды, яркие в южной ночи, ослепительно сияли на небосводе.
  3. Субстантивные конструкции, представленные приложением — одиночным (Меня, охотника, страстно влечёт лес) и распространёнными (Нас, заядлых путешественников, не испугал ночлег на открытом воздухе), а также несогласованным определением (Ребёнок, в шубке, в высоких сапогах, в меховой шапке, сразу стал грузным и неповоротливым).

Обособленные обстоятельства представлены следующими типами синтаксических конструкций:

Готовые работы на аналогичную тему

Роль обособленных членов предложения в организации текста

Специфика обособленных конструкций состоит в том, что они выполняют ряд важных текстообразующих функций:

Проанализируем роль обособленных конструкций в текстах разных стилей:

Велика роль обособленных конструкций в создании синтаксической синонимии:

Обособленные члены выполняют важную стилистическую функцию в тексте, помогая передавать различную информацию и эмоционально-образные оттенки содержания.


Как известно, обособляться могут любые второстепенные члены, но дополнение менее других подчинено четким правилам. Однако попробуем все же разобраться в особенностях обособления дополнений.


Какие дополнения могут обособляться

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (то есть всех, кроме именительного: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?), обычно дополнение связано подчинительной связью со сказуемым.

Обособляться могут дополнения, выраженные существительными с предлогами, обычно производными. Это предлоги со значением включения, исключения или замещения: вместо, кроме, наряду с, сверх, помимо, включая, за исключением.

Ряд производных предлогов можно спутать с омофоничными (одинаково звучащими) сочетаниями (в место – существительное с предлогом и т.д.); такой путаницы следует старательно избегать, иначе возможны ошибки.

Приведем примеры обособления дополнений.

Кроме нас , в зале было еще человек пятнадцать.

В магазине, наряду с игрушками и детской косметикой , можно было купить различный спортинвентарь.

Помимо несомненной пользы для организма , катание на лыжах доставляет массу положительных эмоций.

Предлог КРОМЕ присоединяет дополнения с двумя разными значениями: исключения (= за исключением) и включения (= плюс к тому).

  • Сегодня пришли все, кроме двух человек (= за исключением).
  • Его не интересовало ничто, кроме автомобилей и автогонок (= за исключением).
  • Круглогодично, кроме трех или четырех праздников, центр принимает пациентов с головной болью (= за исключением).
  • На клумбе, кроме ирисов и тюльпанов, рос шикарный дельфиниум и два куста бордовых пионов.
  • Мой брат, кроме английского и музыки, занимался еще подводным плаванием.
  • Кроме этих денег у него ничего нет.
  • Ничто, кроме чуда, не могло нам помочь.
  • Что, кроме чуда, может помочь в такой ситуации?
  • Он хотел мило улыбнуться, но вместо улыбки у него получилась какая-то злая гримаса (= взамен улыбки).

Что мы узнали

Дополнения, как и другие второстепенные члены, могут обособляться. Они обособляются, если есть предлоги КРОМЕ, ВМЕСТО, ПОМИМО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ и другие. Предлоги надо отличать от похожих на них самостоятельных частей речи. В ряде случаев дополнения могут и обособляться, и не обособляться в зависимости от значения; эти правила надо запомнить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель урока: дать понятие об обособлении дополнений, совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения, развивать пунктуационные навыки, творческие способности учащихся, воспитывать культуру языка, письма.

Обособленные дополнения: значение, интонация, знаки препинания.

дать понятие об обособлении дополнений, совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения, развивать пунктуационные навыки, творческие способности учащихся, воспитывать культуру языка, письма.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают значения обособленных дополнений и условия их обособления, умеют находить обособленные дополнения в тексте, выделяют их знаками препинания, составляют предложения с использованием обособленных дополнений

Оборудование:

учебник, презентация, видеоурок, раздаточный материал

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный этап

Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Актуализация опорных знаний

Дать определение понятию обособление?

Какие члены предложения называются обособленными?

Назовите известные разряды обособленных членов предложения.

Что относится к обособленным определениям?

Причастный оборот – это…

Что относится к обособленным обстоятельствам?

Деепричастный оборот – это .

Какова роль обособленных второстепенных членов предложения?

Что такое дополнение, на какие вопросы отвечает?

Назовите виды дополнений.

Предложение осложнено … Сверкая быстро в вышине, кружились искры.

Предложение осложнено … Охотники вышли на полянку, заросшую кустами.

Б) Найдите соответствия.

- Назовите обособленные члены предложения, укажите причину обособления.

А) Мягко похрустывая пухом, рассыпается под ногами снег.

1. Обстоятельство с предлогом несмотря на.

Б) Сирень, покрытая росой, наполняла воздух нежным ароматом.

2. Определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

В) Дождь, нудный и бесконечный, всё ещё лил и лил.

3. Распространённое определение, стоящее после определяемого слова.

Г) И ворон, птица умная, сидит на дереве у самого костра.

4. Два нераспространённых определения, стоящих после определяемого слова.

Д) Утомлённый утренней прогулкой, я медленно брёл по аллее сада.

5. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Е) Несмотря на сильный ветер, катер продолжал двигаться вперед.

6. Приложение, стоящее после определяемого слова.

Работа в группах.

1-Е, 2-Д, 3-Б, 4-В, 5-А, 6-Г

Этап открытия новых знаний.

Работа над теоретическим материалом.

Самостоятельно изучить и проанализировать информацию, записать ее в виде схемы.

Какие дополнения обособляются?

Каковы основные значения обособленных дополнений?

Обособленные дополнения – это падежные формы существительных с предлогами и предложными сочетаниями: кроме, помимо, включая, за исключением, наряду, вместо и др.

Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения, то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения.

До­пол­не­ния, вы­ра­жен­ные су­ще­стви­тель­ным с пред­ло­га­ми сверх, по­ми­мо, за ис­клю­че­ни­ем, наряду с и т. п., ин­то­на­ци­он­но вы­де­ля­ют­ся в речи, а на пись­ме, в на­ча­ле и в конце пред­ло­же­ния, могут обособ­лять­ся за­пя­той.

Моряк ничего не видел, кроме маяка вдали.

Все дни отпуска были хороши, за исключением двух дождливых дней.

Вме­сто сто­ро­же­вой со­ба­ки у Ба­бы-Яги жил злю­щий чер­ный кот.

Вме­сто ва­ле­нок пер­чат­ки на­тя­нул себе на пятки.

Алгоритм выделения обособленного дополнения.

Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме.

Выделите границы обособленного дополнения.

Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.

Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.

Самостоятельно изучают информацию, обсуждают в группе, составляют опорную таблицу.

Коллективное составление алгоритма и его запись.

Этап практического применения новых знаний

Практикум по теме.

Комметированное письмо.

Определите обособленные дополнения.

Я ничего не слышал, кроме шума листьев.

Многие из бойцов, помимо своей винтовки, были вооружены автоматом.

Все домашние, включая и слуг, с нетерпением ожидали молодого барина.

Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.

Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнято.

Толпа разошлась, исключая немногих любопытных.

Наряду с благородными, попадаются грибы попроще.

Определение стилистических особенностей обособленных дополнений.

- Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. Чем выражены обособленные дополнения? Объясните расстановку знаков препинания. Какие стилистические черты научной и художественной речи выражают обособленные дополнения?

1.Площадь всех природных льдов на нашей планете, включая область расположения айсбергов и разреженных льдин, составляет в среднем сто миллионов квадратных километров. 2. Щука обитает в пресных водах, за исключением холодных быстротекущих рек. 3. К ластоногим, кроме тюленей, принадлежат крупные моржи, отличающиеся размерами клыков. 4. Вместо знакомой равнины с дубовым леском и низенькой белой церковью в отдалении, увидел я совершенно другие, неизвестные мне места . 5. На дальний глухариный ток охотники, кроме меня, не приезжали . 6. Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно.

Лингвистический тренинг.

- Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления ли его отсутствия: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него; 3) обозначают предметы, замещающие другие.

В саду помимо сторожа никто не бывал.

Вместо фруктов он купил овощи.

Воды нигде нет за исключением редких ключей.

Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым.

Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию.

В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров.

Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.

Творческая работа.

- Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий.

Работа с текстом.

- Запишите текст под диктовку, произведите его анализ.

В приморском парке

В приморском парке росли деревья и цветы, собранные со всех сторон

мира. Помимо привычных акаций и дубов, встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках деревенских домов. Широко стояли чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, таинственные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. Раскинув могучие кроны, магнолии светились необыкновенными снежно-белыми цветами. Наряду с экзотическими деревьями, росли здесь вечнозеленые кустарники.

Что отражает заголовок: тему или основную мысль?

Какова основная мысль текста?

Определите тип и стиль речи. Докажите справедливость своего утверждения.

Найдите обособленные члены предложения. Какие это обособления? Какова их роль в данном тексте?

Обоснуйте постановку знаков препинания в предложениях с обособлением.

Написание каких слов следует объяснить? Какие правила орфографии необходимо помнить, чтобы не допустить ошибок в этих словах?

Записывают предложения под диктовку, комментируя расстановку знаков препинания и подчеркивая обособленные дополнения.

Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя отмечают, что обособленные дополнения в научном стиле выполняют информационную функцию, внося в речь уточнение. В художественном стиле обособленные члены предложения помогают передать мысль более выпукло и конкретно, внести уточняющие смысл подробности, акцентировать внимание читателя на чем-либо важном.

Определяют обособленные дополнения, указывают причину обособления или его отсутствия.

Составляют предложения, используя данные дополнения.

Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов урока.

- Напишите СМС об уроке.

Пишут СМС об уроке, используя 10-15 слов.

Домашнее задание

§45, упражнение №492.

Написать мини-сочинение о любимом уголке природы с использованием обособленных членов предложения

Обособленные дополнения: значение, интонация, знаки препинания.

Дать определение понятию обособление?

Какие члены предложения называются обособленными?

Назовите известные разряды обособленных членов предложения.

Что относится к обособленным определениям?

Причастный оборот – это…

Что относится к обособленным обстоятельствам?

Деепричастный оборот – это .

Какова роль обособленных второстепенных членов предложения?

Что такое дополнение, на какие вопросы отвечает?

Назовите виды дополнений.

Предложение осложнено … Сверкая быстро в вышине, кружились искры.

Предложение осложнено … Охотники вышли на полянку, заросшую кустами.

Б) Найдите соответствия.

- Назовите обособленные члены предложения, укажите причину обособления.

А) Мягко похрустывая пухом, рассыпается под ногами снег.

1. Обстоятельство с предлогом несмотря на.

Б) Сирень, покрытая росой, наполняла воздух нежным ароматом.

2. Определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

В) Дождь, нудный и бесконечный, всё ещё лил и лил.

3. Распространённое определение, стоящее после определяемого слова.

Г) И ворон, птица умная, сидит на дереве у самого костра.

4. Два нераспространённых определения, стоящих после определяемого слова.

Д) Утомлённый утренней прогулкой, я медленно брёл по аллее сада.

5. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Е) Несмотря на сильный ветер, катер продолжал двигаться вперед.

6. Приложение, стоящее после определяемого слова.

Работа над теоретическим материалом.

Самостоятельно изучить и проанализировать информацию, записать ее в виде схемы.

Какие дополнения обособляются?

Каковы основные значения обособленных дополнений?

Алгоритм выделения обособленного дополнения.

Практикум по теме.

Комметированное письмо.

Определите обособленные дополнения.

Я ничего не слышал кроме шума листьев.

Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены автоматом.

Все домашние включая и слуг с нетерпением ожидали молодого барина.

Рассказ очень понравился мне за исключением некоторых деталей.

Настроение экипажа сверх обыкновения, было приподнято.

Толпа разошлась исключая немногих любопытных.

Наряду с благородными попадаются грибы попроще.

Определение стилистических особенностей обособленных дополнений.

- Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. Чем выражены обособленные дополнения? Объясните расстановку знаков препинания. Какие стилистические черты научной и художественной речи выражают обособленные дополнения?

1.Площадь всех природных льдов на нашей планете, включая область расположения айсбергов и разреженных льдин, составляет в среднем сто миллионов квадратных километров. 2. Щука обитает в пресных водах, за исключением холодных быстротекущих рек. 3. К ластоногим, кроме тюленей, принадлежат крупные моржи, отличающиеся размерами клыков. 4. Вместо знакомой равнины с дубовым леском и низенькой белой церковью в отдалении, увидел я совершенно другие, неизвестные мне места . 5. На дальний глухариный ток охотники, кроме меня, не приезжали . 6. Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно.

Лингвистический тренинг.

- Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления ли его отсутствия: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него; 3) обозначают предметы, замещающие другие.

В саду помимо сторожа никто не бывал.

Вместо фруктов он купил овощи.

Воды нигде нет за исключением редких ключей.

Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым.

Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию.

В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров.

Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.

Творческая работа.

- Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий.

Работа с текстом.

- Запишите текст под диктовку, произведите его анализ.

В приморском парке

В приморском парке росли деревья и цветы, собранные со всех сторон

мира. Помимо привычных акаций и дубов, встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках деревенских домов. Широко стояли чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, таинственные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. Раскинув могучие кроны, магнолии светились необыкновенными снежно-белыми цветами. Наряду с экзотическими деревьями, росли здесь вечнозеленые кустарники.

Что отражает заголовок: тему или основную мысль?

Какова основная мысль текста?

Определите тип и стиль речи. Докажите справедливость своего утверждения.

Найдите обособленные члены предложения. Какие это обособления? Какова их роль в данном тексте?

Обоснуйте постановку знаков препинания в предложениях с обособлением.

Написание каких слов следует объяснить? Какие правила орфографии необходимо помнить, чтобы не допустить ошибок в этих словах?

Подведение итогов урока.

Читайте также: