Роль интонации в общении сочинение

Обновлено: 01.06.2024

2. Пауза, интенсивность, логическое ударение, мелодика, высота, темп, долгота, тембр и их роль в интонационном оформлении высказывания.

3. Интонационные единицы языка. Интонема как единица интонации (модель интонации). Классификация интонем. Интеллектуальные, волюнтативные, эмотивные, изобразительные интонемы. Интонационные элементы, участвующие в образовании различных групп и интонем.

4. Стилистическая функция интонации. Интонационные стили. Интонационный стиль как разновидность интонационного оформления устного речевого высказывания, свойственная определенному жанру речи. Разновидности интонационных стилей: информационный, научный, публицистический, художественный, разговорный.

5. Интонационные стили речи учителя как разновидности интонационного оформления профессионально значимых высказываний.

Материалы для подготовки к занятию.

Интонация – (от лат. – intonare – громко произношу) – звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма, пауз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится.

Интонирование высказывания в целом и каждого его элемента (слова, слога, звука) ограничено возможностями голоса говорящего. Например, голосом узкого высотного диапазона можно реализовать лишь маловыразительную, монотонную интонацию; недостаточно гибкий голос не позволит говорить быстро и четко.

В высказывании интонация выполняет следующие функции:

· различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование, подразумевание (импликацию);

· различает части высказывания соответственно их важности, выделенности;

· оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы;

· различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров;

· является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя;

· выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности (скорость движения, температурные ощущения и др.

Интонема – интонационная постоянная, единица интонации, образованная с помощью элементов интонации и связанная в языковой традиции с определенным значением, т.е. обладающая семантикой.

Пауза – временный перерыв в звучании, разрывающий поток речи, вызванный разными причинами и выполняющий различные функции. Паузы во взаимодействии с мелодикой членят речь и фразы, а фразу (во взаимодействии с мелодикой и ударениями) на речевые звенья (синтагмы). Различают паузы синтаксические и несинтаксические (перерывы в звучании речи, вызываемые физиологическими и психологическими причинами). Пауза - это не просто разрыв в потоке речи, а продолжение разговора другими (невербальными средствами: мимикой, жестами, перемещениями говорящего и т.д.).

Классификация интонем:

Время паузы воспринимается в индивидуальной беседе по-особому. Минутная пауза может восприниматься как вечность. Следует помнить, что чрезмерная пауза вызывает тревогу и провоцирует агрессию. Допустимая длительность паузы зависит от стадии общения и психологического состояния ученика. Фактически, педагогу следует выдерживать некоторую паузу практически после любого высказывания воспитанника, кроме тех интеракций, которые содержат непосредственный вопрос.

Тембр голоса – воспринимается синтетически как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность этих голосов одинакова. В плане коммуникации легче установить контакт с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса. Тембр голоса может быть спонтанным (непроизвольным) и креативным (специально сформированным, что свойственно голосам поставленным, профессиональным).

Мелодика – изменение высоты голосового тона в речи, чередование высоких и низких тонов.

Мелодичность голоса педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в детском коллективе, на состояние воспитанника и даже на отношение к предмету деятельности.

4. Произнесите данную фразу: а) повышая тональность, б) понижая тональность в) сделав логическое ударение на середине фразы

5. Спроецируйте данное высказывание на деятельность учителя в общении с детской аудиторией.

1. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. [Текст]. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской, сост. А. А. Князьков. – М., 1998.

2. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. [Текст].- М., 2004.

3. Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. – М., 1998.

4. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. [Текст]. – М.: Московский псих.-соц. ин.-т, Флинта.1998.

Контрольные вопросы ко II разделу

2. Какое влияние оказывает стиль общения педагога с учащимися на учебный процесс, на воспитание личности ребенка? Есть ли возможность с уверенностью сказать, что данный стиль общения является самым оптимальным для реализации продуктивного общения? Аргументируйте свой ответ.

3. Дайте развернутую характеристику авторитарному, демократическому, либеральному стилю общения.

4. Приведите практические примеры неперспективных стилей педагогического общения.

6. Какие выразительные средства необходимо использовать педагогу в своей речи?

8. Какие этикетные нормы и правила речевого общения Вы знаете?

9. Как можно совершенствовать свое речевое мастерство? Над чем необходимо работать именно Вам?

10. Какие формы работы есть в арсенале учителя по формирования у школьников речевой культуры общения в школьной среде?

11. Что представляет собой речевой аппарат?

12. Существует ли зависимость звучания голоса от характера или состояния человека?

13. Для чего человеку, выступающему публично, необходимо постоянно тренировать свое дыхание?

14. Каковы основные качества профессионального речевого голоса?

15. Почему дикцию считают основой профессиональной речи?

Раздел 3

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Как наладить контакт с собеседником или аудиторией с помощью интонаций

Эмоциональное воздействие на собеседника, аудиторию осуществляется с помощью интонаций. Они помогают донести смыслы и изменить восприятие транслируемой информации; соответственно, именно от интонаций зависит результат разговора или выступления . С помощью голоса и интонаций человек может успокоить, спровоцировать, привлечь внимание или вызвать раздражение, даже если сам человек не ставил перед собой такую цель.


Ксения Чернова

Интонации в русском языке — это важнейшая составляющая нашей речи. Не столь важны слова, как их формы. С помощью интонаций мы транслируем смыслы. Возьмите любую фразу и произнесите ее с помощью разных интонаций — собеседник воспримет ее иначе; соответственно, результаты разговора будут другими.

Нужно понимать цель разговора и, отталкиваясь от этого, находить интонацию. С помощью нее мы привлекаем аудиторию — или же, наоборот, отталкиваем. Мы можем транслировать заинтересованность, равнодушие. Фальшивые же интонации могут вызвать недоверие.

речевая мелодика (изменение частоты тона при произнесении фраз)

временные характеристики (длительность, темп, пауза)

Эти компоненты позволяют выполнять функцию воздействия, а также наделять высказывание смыслом в зависимости от типа высказывания: повелительного, вопросительного, восклицательного, побудительного .

Мелодика речи — это так называемая мелодичность вашего голоса, которая напрямую связана с вашим эмоциональным состоянием. Если вы переживаете, ваша речь будет сжатой, скомканной, а напряжение будет передаваться аудитории.

Фразовое ударение позволяет делать смысловые акценты и обращать внимание аудитории на определенные фразы.

Меняя темп речи , вы также управляете вниманием собеседника или аудитории: чрезмерная размеренность может сделать речь скучной, и вас перестанут слушать; слишком быстрый темп также искажает восприятие, слушатель не успевает обрабатывать информацию. Поэтому необходимо выбирать средний и в то же время комфортный для вас темп речи, меняя его в зависимости от произносимого.

Ритм включает в себя темп и продолжительность произносимых фраз. Он помогает делать смысловые паузы, а также правильно разбивать предложения. Например, начиная абзац, вы можете постепенно идти к наиболее важным предложениям. Прочитайте следующие предложения вслух и почувствуйте, как меняется ритм:

Два / двадцать — два/ двести — двадцать — два/ две тысячи — двести — двадцать — два/ двадцать — две — тысячи — двести — двадцать — два

Тембр голоса — это яркость и окраска голоса, который может быть низким или высоким. Тембр напрямую зависит от особенностей строения нашего речевого аппарата: значение имеют объем и форма трахеи, плотность смыкания голосовых связок. Поэтому изменить тембр голоса достаточно сложно, однако вы можете экспериментировать с высотой звучания.

Паузы напрямую не относятся к интонациям, однако с их помощью мы также влияем на аудиторию . Временное молчание необходимо как слушателю для обработки полученной информации, так и самому спикеру, который во время пауз может сосредоточиться и немного отдохнуть.


Не бойтесь делать паузы. Если начали переживать во время выступления — задайте вопрос залу, сделайте вдох-выдох, сосредоточьтесь, вернитесь в ресурсное состояние. Паузы нужны для того, чтобы разговорить собеседника, а также необходимы для усвоения и обработки полученной аудиторией информации.

Все перечисленные выше компоненты и определяют нашу интонацию. Она в первую очередь зависит от коммуникативной ситуации: деловые переговоры, встреча с друзьями, личный разговор с близким человеком или же публичное выступление. В любом случае необходимо уловить настроение собеседника, понять его эмоциональное состояние и настрой и в зависимости от этого синхронизироваться с ним . Так вы сможете наладить контакт и впоследствии выстроить конструктивный разговор.



Как подготовиться к выступлению?

Интонации транслируют ваше эмоциональное состояние и показывают, насколько вы уверены в собственных словах. Это может повысить или же понизить уровень доверия аудитории к спикеру . Поэтому в первую очередь перед выступлением или разговором необходимо сосредоточиться и снять напряжение. Ксения Чернова рекомендует выполнить следующие упражнения:

Перед выступлением необходимо подготовить тело и дыхательную систему. Доведите себя до состояния легкого кислородного опьянения, делайте частые вдохи и выдохи.

Разминайте шею, плечевой пояс, чтобы снять напряжение.

Также можно, начиная от ступней ног, напрягать тело, стопы, икры, спину, живот, шею. Находиться в этом состоянии 10–15 секунд и расслабиться на выдохе.

Если волнение пришло в процессе выступления, нужно упереться большим пальцем ноги в пол, сделать себе слегка больно, чтобы напряжение ушло в эту точку.

Источник: cosmaa / istockphoto.com

Расслабить связки можно с помощью зевков.

Берем маркер и вставляем его в рот вдоль, начинаем проговаривать свою речь, разжимаем только челюсть. Делайте это на протяжении 40 секунд.

Эти техники работают только в том случае, если вы сами психологически и эмоционально настроены на коммуникацию и уверены в том, что вы произносите.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Г. Короленко.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для сочинения:

(1) Наша школа находится в переулке. (2) А сам я живу на московском Арбате, рядом с домом, на котором висит серая мраморная доска с указанием, что здесь в 1831 году жил Александр Сергеевич Пушкин.

(12) Я потом около этой доски, висящей на доме, час простоял, глазам своим не верил. (13) И представьте, ее повесили еще до моего рождения. (14) Полное отсутствие наблюдательности.

(15) А учитель таким хорошим оказался, Федор Федорович, мы его зовем сокращенно Эфэф, и фамилия у него смешная: Долгоносик… (16) Сам литератор, а фамилия зоологическая. (17) Но сначала он мне совсем не показался, потому что у него на каждый случай жизни припасена цитата из классической литературы, и мне это не понравилось. (18) Неужели у него своих слов нет? (19) Но потом я разобрался, и это мне стало нравиться. (20) Он как скажет какую-нибудь цитату, так и поставит точку. (21) Коротко, и объяснять ничего не надо. (22)И еще: когда он говорил эти цитаты, то волновался, а не просто шпарил наизусть. (23) В общем, он необычный человек.

(31) Он мне как-то сознался, что любит думать больше про незнакомых, чем про знакомых. (32) Про знакомых все знаешь, а про незнакомых можешь придумать то, что тебе хочется. (33) Я теперь тоже часто, как он, думаю про незнакомых. (34) Раньше я всегда думал про родных да про свой класс, и всё. (35) А теперь я увижу какого-нибудь человека на улице и целый день про него думаю, представляю, чем он занимается и кто его друзья.

(36) Однажды Рябов опоздал и сказал, что он задумался и проехал свою остановку. (37) Он притворялся, что говорит чистую правду, а на самом деле это была ложь, он противно врал и кривлялся.

— (38) Что это ты, Рябов, стал привирать, — сказал Эфэф. — (39) Раньше я за тобой этого не замечал.

(42) Эфэф склонился к своей старой солдатской полевой сумке, которая ему досталась в наследство от отца, и все примолкли и вытянули шеи. (43) И я вытянул шею: раз Эфэф полез в сумку, значит, будет дело. (44) У него там такие необыкновенные вещички лежат — закачаешься.(45) Он, например, однажды на уроке русского языка неожиданно вытащил из сумки какую-то тоненькую потрепанную книжонку и без всяких слов предупреждения стал ее читать.

(55) Наконец Эфэф перестал копаться в своей исторической сумке и, к общему разочарованию, вытащил оттуда обыкновенную ученическую тетрадку в двенадцать листков.

— (56) Вот тебе тетрадь, Рябов, — сказал он. — (57) Будешь в нее записывать, сколько раз соврал.

(58) Это точно, он не любил вралей. (59)Он и другим уже давал такие тетради, но никогда потом про них не спрашивал. (60)Дал тетрадь, и все, а дальше поступай как хочешь.

(61) С Эфэф мы здорово подружились. (62) А в одной сложной истории, когда меня просто поедом ели и проходу не давали, он мне здорово помог, как настоящий друг. (63) Эфэф меня поддержал. (64) Учитель как-то толково объяснил, чего надо стесняться в жизни, а чего — нет. (65) И я ему поверил, и это меня, можно сказать, спасло.

Владимир Карпович Железников (1925-2015) — русский советский детский писатель, кинодраматург.

Пример сочинения 9.1:

Таким образом, мы доказали справедливость слов лингвиста Б. Н. Головина.

интонация устной речи

Грамотно выстроенная интонация – основной компонент устной речи. Сложно переоценить ее роль в современном актерском или ораторском искусстве.

Правильно выделенные слова в тексте влияют на публику, передавая слушателям необходимые эмоции и ощущения. Для передачи эмоциональной окраски текста на письме используются определенные знаки препинания: вопросительный или восклицательный знаки, многоточия, запятые. В устной речи оратор использует все возможности голоса, речевых техник, эмоциональной составляющей искусства говорения.

Отличается эмоциональная насыщенность и в зависимости от местожительства оратора. Например, жители южной части России очень громко и подчеркнуто выражают свои мысли. А вот граждане северной части страны редко повышают голос и делают большие паузы между высказываниями.

Интонационная разновидность текста

Еще со школьной скамьи известно, что предложение может быть повествовательным, восклицательным или вопросительным. Это определенные особенности интонации. В первом случае текст передается слушателям ровным и спокойным голосом. Для вопросительной интонации характерна такая особенность, как повышение тембра голоса в конце предложения. Что касается восклицательной интонации, то она имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Это привлекает внимание публики. Стоит отметить, что интонация русской речи – сложный аспект, требующий детального изучения.

Актеры и ораторы не используют только одно направление при чтении текста. Они знают, что такое интонация, и умело комбинируют несколько методик, попеременно чередуя один тип с другим.

Мастерски использовать все существующие особенности интонации им позволяет длительное обучение с опытными педагогами. Если есть желание развить свою речь самостоятельно, то следует несколько раз в день читать вслух отрывки из любимых книг. Не забывайте уделять особое внимание знакам препинания, расставленным как внутри предложения, так и в его конце. В совершенстве овладеть ораторским искусством невозможно, если интонация устной речи не проработана. Даже опытные ораторы тщательно прорабатывают этот аспект, готовясь к выступлению.

intonation2

Как формируется индивидуальная интонация?

По мнению директора института лингвистики РГГУ Максима Кронгауза, интонация устной речи является самой загадочной областью фонетики. Умелое владение этим аппаратом всегда базируется на интуитивном ощущении. Грамотно выстроенная интонация существенно помогает человеку в общении, делая его более коммуникабельным и уверенным в себе. Умелое владение интонационными техниками позволяет добиваться успехов в переговорах, публичных выступлениях и межличностном общении.

Влияние на формирование индивидуальной интонации человека в некоторой степени оказывает мода.

Например, в 80-е годы в обществе стали без причины использовать фразу ”как бы”. Эту тенденцию сложно зафиксировать, но она постоянно возникает в разных слоях нашего общества.

И в последнее время моду на использование определенных слов можно наблюдать намного чаще, чем раньше. Многие люди заканчивают фразу на высокой интонационной ноте. Хотя, для русского языка характерно снижение интонации в конце мысли. Таким образом, подчеркивается определенный стиль речи говорящего.

Изменения происходят не только при общении обычных людей, но и дикторов, которые стараются скопировать манеру поведения и произношения своих коллег. Например, многие молодые дикторы стараются скопировать манеру передачи мыслей Леонида Парфенова. Все это отражается на обыденной человеческой речи: транслируемые с экранов и приемников интонационные схемы подсознательно подхватываются слушателями и воспроизводятся в жизни.

интонация устной речи

С каждым годом интонация устной речи претерпевает изменения. Даже словарный запас общества не всегда можно зафиксировать во времени. Но, стоит отметить, что интонационные изменения менее подвижны, а значит, более консервативны. Хотя есть области человеческой деятельности, где интонация речи за короткий промежуток времени претерпела существенные изменения. Речь идет о современном театре, кино и телевидении, где просто обязаны учитывать роль интонации в речи.

Ярким представителем мастерства ораторского искусства считается Левитан. Но сегодня не слышно с экранов телевизоров столь чеканной фразировки. Звучание речи всегда происходит в соответствии со временем. В любом обществе манера очень быстро становится штампом и приобретает характер искреннего звучания.

Сегодня мы наблюдаем, как речь журналистов становится более демократичной. Она приобретает манеры, присущие разговорному стилю. Такая демократизация речи бесспорно хороша, если послабление имеет определенные границы и рамки. Не нужно забывать о том, что такое интонация речи, как она влияет на людей и какова роль интонации в речи. Разговаривайте правильно, грамотно выражайте свои эмоции, и вы всегда будете горды за русскую культуру и за русский народ. Пусть интонация русской речи еще до конца не изучена, но она легко формируется интуитивно. Используя соответствующую интонацию, вы можете влиять на людей, удерживать внимание, заинтересовывать или успокаивать слушателей.

Читайте также: