Роль информационных технологий в изучении иностранного языка сочинение

Обновлено: 06.07.2024

На данном этапе развития российского образования основной задачей школы становится формирование социокультурной компетентности обучающихся. Широкое использование средств информационных и коммуникационных технологий на уроках определяет их стремительное внедрение в учебный процесс и способствует модернизации образовательного пространства школы.

Важной составляющей педагогического мастерства учителя в современных условиях становится его соответствие уровню развития науки и техники, его умению решать профессиональные задачи с применением ИКТ.

Информационные технологии, как правило, представляют собой такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.

Применение компьютеров на уроках иностранного языка существенно повышает интенсивность образовательного процесса. Интерактивное обучение с помощью обучающих компьютерных программ способствует реализации целого комплекса методических, педагогических, дидактических, психологических принципов, делает процесс обучения более интересным. Такой способ обучения дает возможность учитывать темп работы каждого учащегося. В это же время преобразуется ценностно-смысловая сфера обучаемого, увеличивается его познавательная деятельность, что, несомненно, способствует эффективному повышению уровня знаний и умений. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя в учебном процессе. Здесь необходимо тщательное планирование времени работы с компьютером, использовать его только тогда, когда этого требует образовательный процесс.

В обучении иностранному языку широкое использование получили мультимедийные технологии, основными средствами которых являются звук, текст, видео. Невозможно представить образовательный процесс без мультимедийных презентаций. Именно проектная деятельность – это значимая сторона использования информационных технологий на уроках иностранного языка.

Благодаря проектной деятельности учащиеся могут самостоятельно выбрать тему своей творческой работы, используя различные источники информации, выбрать способ ее демонстрации. Кроме того, с помощью метода проектов учащимся предоставляется прекрасная возможность использовать иностранный язык в ситуациях повседневного общения.

Проектная деятельность способствует совершенствованию навыков работы учащихся с компьютером и другими современными техническими средствами. Учащиеся осваивают электронные версии словарей, справочников, энциклопедий; расширяют языковые знания; повышают уровень практического использования иностранного языка.

Мультимедийные технологии наиболее продуктивно отвечают дидактическим целям урока. Учебный аспект предполагает осознание обучающимися учебного материала; развивающий аспект предполагает развитие познавательно го интереса учащихся, творческих способностей, способностей к догадке, сравнению, сопоставлению, формированию заключений; воспитательный аспект способствует обеспечению стимулирования речемыслительной деятельности учащихся и их социальной активности.

Использование Интернет-технологий предполагает увеличение контактов, дает возможность обмениваться социокультурными ценностями, усиленно изучать иностранный язык, преодолеть коммуникативный барьер, развивать творческий потенциал.

Итак, ресурсы Интернет можно применять:

- для поиска необходимой информации учащимися в рамках проектной деятельности;

- для самостоятельного изучения иностранного языка;

- для развития творческого потенциала учащихся (участие в различных конкурсах, викторинах, конференциях);

- для самостоятельной подготовки к ГИА, ЕГЭ;

- для дистанционного изучения иностранного языка под руководством педагога;

- для поиска необходимого материала во время подготовки к уроку, внеклассному мероприятию.

К счастью, наше учебное заведение имеет лингафонный кабинет с достаточным количеством компьютеров с доступом в Интернет, что позволяет более эффективно решить целый ряд лингводидактических задач.

К данным задачам относятся:

- развитие умений аудирования с помощью оригинальных звуковых материалов глобальной сети; контроль правильности прослушанного материала;

- развитие рецептивных грамматических умений чтения, используя тексты Интернет разного уровня сложности; обучение технике чтения вслух; совершенствование лексических и грамматических навыков чтения; развитие умений выделения в тексте основной, второстепенной и других видов смысловой информации; контроль понимания прочитанного текста;

- развитие грамматических умений продуктивного письма; активизация грамматических навыков с помощью тестовых программ; использование справочно-информационной литературы по грамматике, в случае обнаружения ошибки;

- формирование навыков письма, отправляя ответы партнерам с помощью электронной почты; написание сочинений, эссе, рефератов и других видов работ совместного творчества;

- развитие умений говорения с использованием веб камер; развитие умений монологической и диалогической речи для обсуждения проблемы, представленной педагогом, учащимися на основе материалов Интернет;

- пополнение лексического запаса учащихся с учетом социально-политического устройства общества, культуры и традиций государства; контроль уровня словарного запаса учащихся с помощью тестовых, игровых обучающих программ сети Интернет; использование электронных словарей и других информационных источников для оказания поддержки;

- развитие лексико-грамматических умений перевода; контроль правильности перевода; использование текстового редактора, системы машинного перевода с целью приобретения умения редактирования текста; использование электронных словарей, справочников, глоссариев для оказания справочно-информационной поддержки;

- расширение кругозора учащихся на основе лингвострановедческого материала глобальной сети, включающий в себя особенности культуры, традиций страны изучаемого языка, речевой этикет, особенности речевого поведения народа в ситуациях общения;

- обучение различным видам анализа текста; развитие умений преодоления языковых барьеров самостоятельно; использование автоматических словарей, электронных энциклопедий и других справочников для оказания информационной поддержки с помощью экстралингвистической информации;

- формирование устойчивой мотивации к изучению иностранного языка с помощью различных материалов сети Интернет.

Однако, несмотря на все преимущества информационных технологий, они не могут полностью заменить учителя иностранного языка. Нельзя забывать о воспитательных функциях преподавателя, которые не могут быть реализованы ИКТ. ИКТ – это способ поддержки познавательной деятельности учащегося.

Обучающие программы по иностранному языку способствуют росту мотивации учащихся по предмету, развитию умений аудирования, чтения, говорения, письма, выработке навыков контроля и самоконтроля учащихся.

Однако большинство обучающих компьютерных курсов, имеющихся в продаже на сегодняшний день, не всегда отвечают требованиям учебных программ, поскольку, они предполагают индивидуальную работу, самостоятельное изучение иностранного языка.

Итак, применение информационных технологий на уроках иностранного языка включает в себя различные видеоматериалы лингвострановедческого характера, тексты для аудирования, создание проектов, мультимедийных презентаций, использование электронных словарей, энциклопедий, справочников и т.п.

Видами информационных технологий на уроках иностранного языка являются создание презентаций, проектов, сайтов, публикаций; разработка и создание дидактического материала; тестирование он-лайн; ведение телемоста с использованием веб-камер; электронная библиотека; мультимедийные курсы, использование Интернет-ресурсов.

Итак, использование ИКТ на уроках иностранного языка способствует формированию и совершенствованию общеучебных умений и навыков учащихся; расширению их языкового материала; проявлению самостоятельности в работе над учебным материалом; развитию творческого потенциала учащихся, их познавательной активности; созданию увлекательного урока.


Статья посвящена использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам. По сравнению с традиционными методами, использованными в предыдущих исследованиях, описано, что обучение с использованием информационных технологий имеет ряд преимуществ, а использование их в раннем детстве повысило особенности мышления и восприятия подрастающего поколения, выросшего в среде современных цифровых средств.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные программы, гаджеты, интернет, мультимедиа

The article is devoted to the use of information technologies in teaching foreign languages. In comparison with the traditional methods used in previous studies, it is described that learning using information technologies has a number of advantages, and their use in early childhood increased the features of thinking and perception of the younger generation who grew up in the environment of modern digital means.

Keywords. information technologies, computer programs, gadgets, internet, multimedia

Мы живем в век информационных технологий, когда современный подросток является продуктивным и активным пользователем социальных сетей, мобильных приложений и компьютерных программ и гаджетов.

Если говорить об образовательной сфере, то современный педагог использует компьютерные технологии, конечно, для того, чтобы создать возможность донести уроки из предмета, который он преподает, интересно, легко и понятно аудитории, повысить профессиональную компетентность учителя и расширить круг преподаваемых предметов. [1].

Сейчас стремительное развитие информационных технологий приводит к появлению новых способов использования Интернета. Во всем мире происходит динамичное и стремительное построение информационного общества, которое создает наилучшие условия для личностного роста человека. Основной причиной этого процесса является сильное развитие информационных технологий.

В 21 веке в образовательном процессе все большее развитие получает организация обучения с использованием информационных технологий.

Как и во всех сферах жизни общества, использование информационных технологий в медицинской сфере, в частности, использование мультимедийных технологий, с каждым днем становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога.

Использование информационных технологий играет важную роль в процессе обучения иностранным языкам, особенно студентов медицинских вузов. Сегодня использование различных мультимедийных технологий делает процесс изучения иностранных языков интересным и доступным для студента, позволяя ему адекватно понимать передаваемый предмет.

Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует устойчивые навыки студентов к самостоятельному выполнению, что приводит к сокращению времени, отводимого преподавателем на выполнение заданных заданий, и позволяет увеличить время, необходимое для выполнения творческой работы. Но в то же время интеграция студентов в использование информационных технологий в учебном процессе предъявляет большие требования не только к студенту, но и к преподавателю.

Бережное владение информационными технологиями студентами высших учебных заведений создает им массу удобств во владении специализированными предметами, а также иностранными языками. В частности, умение студентов пользоваться информационными технологиями, особенно Интернетом, позволяет им получать дополнительную информацию по теме, указанной в их специальностях, находить решения поставленных задач, без труда разбираться в учебниках, журналах и научных статьях, опубликованных за рубежом. В то же время самостоятельное обучение поможет им подготовить презентации по темам.

Одним из важнейших резервов повышения эффективности обучения в вузе является оптимизация самостоятельной работы студентов. Поэтому в условиях информатизации образования и в связи с тем,что академические часы на изучение иностранного языка в медицинских учреждениях ограничены, студенты могут восполнять пробелы в своих знаниях иностранного языка только через Интернет. [4]

Студенты смогут находить решения проблем, с которыми они сталкиваются, используя Интернет, научатся свободно перемещаться в области иностранного языка, решать возникающие проблемы, что в свою очередь создаст возможность для повышения их креативности.

Одним из важнейших факторов является подготовка педагога к занятиям, распределение материалов по темам — карточки, таблицы, тесты; наглядные материалы, информационные технологии при подготовке презентаций. Подготовка презентаций и включение их в учебный процесс-это новый дидактический инструмент. Презентации направлены на развитие у студентов интереса к науке, мотивации, интерактивности, повышение их творческого потенциала.

Исходя из моей личной деятельности, можно сказать, что я использую мультимедийные презентации, которые включают в себя большие возможности для развития умственных и творческих способностей студентов, которые преподают, на каждом из моих занятий. Когда я объяснял тему студентам простым способом, то есть на доске, я смотрел на шок, что их активность на тренинге замедлится, вернее, когда я объяснял тему в подготовленной презентации, их интересы, активность возрастут в несколько раз. У них будет возможность продемонстрировать организаторские способности, скрытые таланты. Развивает интересы языка, воображение, творческое мышление и самостоятельность.

В заключение можно сказать, что использование разнообразных средств информационных технологий на уроках иностранного языка способствует повышению интереса учащихся к предмету и эффективному формулированию всех видов речевой деятельности, а также формированию у них устойчивых умений самостоятельной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, подрастающее поколение, возможность, время, дополнительная информация, Интернет, подготовка презентаций, предмет, студент, язык.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель исследования: описать возможности современных информационных технологий, которые могут быть использованы при изучении английского языка, выявить роль информационных технологий для изучения английского языка.

Задачи:

1. Раскрыть многообразие форм и методов применения информационных технологий в овладении английским языком.

2. Составить перечень компьютерных программ и сайтов сети Интернет.

3. Путём анкетирования выявить мнение учащихся об использовании информационных технологий на уроках и дома.

Предметом исследования являются информационные технологии, а объектом анализ обучающих программ и сайтов в сети Интернет.

В работе были использованы методы:

• поисковый, направленный на подбор программ и сайтов по изучению языка;

• анкетирование, для выяснения эффективных форм самостоятельной работы учащихся с компьютером.

Глава 1. Современные информационные технологии в обучении и повседневной жизни

Роль информационных технологий в нашей жизни

Отличительной чертой современной эры является ускоряющийся с каждым годом темп развития новейших информационных технологий. Общество вступило в фазу информатизации.

Цель информационной технологии – создание информации для ее разбора человеком и принятия на его базе решения по исполнению какого-либо деяния.

Информационные технологии в обучении английскому языку несут в себе наиболее узкое значение – это техническое оборудование учебного процесса в виде электронных устройств и ресурсов.

В современном обществе главным техническим средством для реализации информационных технологий и переработки информации служит персональный компьютер, который значительно повлиял как на концепцию построения и применения технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение ПК в информационную сферу и использование телекоммуникационных средств связи определили новейший этап развития информационной технологии.[Ушакова 1997,c. 47]

Сейчас, когда все сферы жизни непрерывно усовершенствуются и развиваются, тяжело найти дом, офис или предприятие, в которых не было бы компьютера. Многие уже не представляют собственной работы, учебы и повседневной жизни без компьютера.

С появлением компьютера тесно связано развитие сети Интернет. Интернет сейчас плотно вошел в нашу жизнь и позволил существенно увеличить человеческие способности во многих областях. Прежде только, это касается общения. Благодаря интернету любой из нас может совершенно спокойно общаться с друзьями или родственниками, находящимися за тысячи километров. Кроме того, интернет раскрывает способности для новых полезных знакомств с интересными людьми, которые навряд ли могли состояться при остальных обстоятельствах.

1.2. Использование информационных технологий на уроках английского языка

Как было отмечено выше, главным техническим средством для реализации информационных технологий и переработки информации служит персональный компьютер. Персональный компьютер - это устройство, которое по своей сути интерактивно. Таким образом, компьютер - это более подходящий помощник в обучении иностранным языкам, целью которого является интерактивное общение. Особенно удачны системы обучения иностранным языкам с поддержкой компьютера стали развиваться в последнее время в связи с популяризацией сети Интернет [Петрова,2007c. 6]. Неоценимую помощь в исследовании разных лингвострановедческих тем оказывают электронные учебники, библиотеки, галереи. Возможности мультимедийных технологий разрешают ученику погрузиться в виртуальный мир и увидеть то, что может быть лишь написано в книге. Электронные галереи позволяют просмотреть творения великих живописцев, не сходя с места, а библиотеки стран позволяют посетить все места на земном шаре и узнать почти все из посещений, что пригодится не только на уроке, но и в дальнейшей жизни. Использование мультимедийных средств помогает воплотить личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение иностнноого языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.[ Дмитриева 1997,c. 53]

Необходимо отметить достоинство компьютерного метода обучения с психологической точки зрения. Компьютерное обучение несет в себе большой мотивационный потенциал. Компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись итогов для педагогов, лишь сам ученик знает, какие ошибки он допустил, и не боится, что одноклассники и преподаватель узнают его результаты. Таким образом, самооценка ученика не снижается, а на уроке формируется психологически комфортная атмосфера.

Компьютер гарантирует огромную степень интерактивности обучения, чем работа в классе или лингафонном кабинете. Это обеспечивается неизменной и прямой реакцией машины на ответы учащегося в ходе выполнения задания. Поскольку ученики сами определяют темп работы, компьютерное обучение как невозможно лучше подходит принципам индивидуального обучения. Все понимают огромный смысл практики при овладении иностранным языком. В учебном процессе мало произнести фразу один раз, ее нужно повторить несколько раз; при этом лучше, поменять ее языковое оформление так, чтобы наиболее верно выявить содержание. Здесь также может помочь компьютер: программы, включающие в себя базы данных, позволяют повторять такие конструкции, изменяя только отдельные составляющие или контекст.

Как уже было сказано выше, компьютер является прекрасным средством интерактивного общения между различными языковыми группами, что в особенности ярко проявляется при применении компьютерной сети. Это может быть как локальная сеть, соединяющая несколько машин в одном учебном заведении, так и Интернет - глобальная сеть, объединяющая миллионы пользователей по всему миру. Сеть позволяет компьютерам обмениваться самой различной информацией: от текста до картинок, звука и видео, а главное, она позволяет обучаться.

Специальные компьютерные обучающие программы предназначены на реализацию узких конкретных целей обучения и используются в большей степени для овладения, малым по объему учебным материалом с целью формирования прочных навыков.

Основными типами специализированных учебных компьютерных программ, аспектом для выделения которых выступает вид учебной деятельности (обучение, тренировка, контроль), являются:

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело очень трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание настоящих и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. [Полат 2001,c. 12]

Огромное значение в обучении английскому языку сейчас приобрела сеть Интернет, владеющая колоссальными информационными способностями и не наименее впечатлительными услугами.

Для того, чтобы верно определить место и роль Интернета в обучении прежде всего важно определиться, для каких целей мы собираемся применять его возможности и ресурсы. Например:

- для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над темой урока;

- для самостоятельного изучения, углубления, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

- для самостоятельной подготовки к ЕГЭ;

С поддержкой Интернет-ресурсов комфортно выполнять упражнения по аудированию. [Владимирова 2002,c. 32].

Ученикам предоставляется уникальная возможность не только слышать аутентичную английскую речь, но и просматривать интересные иллюстрации, клипы, фильмы, что облегчает запоминание услышанных слов, фраз, речевых ситуаций. Такие тренинги позволяют потом без особых затруднений самостоятельно выполнять задания на отработку прослушанной информации.

Кроме того, во внеурочной деятельности учащиеся могут самостоятельно работать над совершенствованием своих собственных знаний в области английского языка. Для этого в сети есть множество разнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных для самообразования или обучения под руководством педагога.

Система обучения языку должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка. Таким образом, применяя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, наиболее эффективно решать целый ряд задач на уроке английского языка:

а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

б) совершенствовать умения аудирования на базе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;

в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;

г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно, составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;

д) пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный,

лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

е) знакомиться с страноведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

Эффективность использования мультимедийных технологий при обучении иностранному языку зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура занятия, как согласованы учебные возможности с задачами обучения. [Лоскутова 2004,c. 19]

Эффективность применения новых информационных технологий заключается в следующем:

общекультурное развитие учащихся;

совершенствование навыков владения компьютером;

совершенствование языкового уровня;

индивидуализация обучения (дифференцированные задания);

эстетичность презентации учебных материалов;

1.3. Отрицательное воздействие персонального компьютера и Интернета на здоровье человека

Бурное развитие Интернета несет значительные издержки. Наравне с полезной и нужной информацией пользователи сталкиваются с ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент, с которым могут соприкоснуться дети и подростки. Бесконтрольное распространение нежелательного контента противоречит целям образования и воспитания молодежи.

Отказываться от благ информационных технологий зря, но свободный доступ детей к Интернету может привести к ряду проблем:

-заражению вредоносными программами при скачивании файлов;

-нарушению нормального развития.

Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за компьютером:

- сидячее положение в течение длительного времени;

- воздействие электромагнитного излучения монитора;

- утомление глаз, нагрузка на зрение;

- перегрузка суставов кистей;

- стресс при потере информации.

Воздействие на зрение.

Перегрузка суставов кистей рук.

Стресс при потере информации. [Потапова 2004,c. 30]

Для улучшения состояния легких, глаз, мышц шеи и кистей рук в перерывах между работы на компьютере я рекомендую упражнения, заимствованные из йоги. Их нужно повторить 5 раз. (Приложение 1)

1.4. Сайты сети Интернет, обучающие английскому языку

Несомненно, сеть Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и так далее. Для того, чтобы узнать, где и какие существуют развивающие сайты, какую пользу они могут принести, я выявила в Интернете следующие официальные образовательные сайты:

Каналы YouTube для тех, кто учит английский:

• MinooAngloLink — полезные грамматические уроки.

• Dailydictation — американский английский с коротенькими диктантами и разбором произношения.

• Duncaninchina — коротенькие ролики обо всем на свете на английском.

• EnglishLessons4U — огромный архив видеоуроков на самые разные темы.

Глава 2. Исследование мнения учащихся об использовании информационных технологий на уроках и дома

2.1. Методика проведения исследования

Теоретические положения, изложенные в предыдущей главе данной работы, были проведены нами на практике. Опытно-практическая работа включала три этапа: организационный, практический и обобщающий. Задачи и используемые методы представлены в таблице 1. ( Приложение 2)

В опытно-практической работе ведущим стал метод анкетирования (Приложение 3), так как он способствует накоплению массового эмпирического материала, представлению состояния дел в практике отдельно взятой школы в общем виде.

Цель проведения анкеты – определить роль компьютерных технологий в изучении иностранного языка.

2.2. Анализ результатов опроса

В контрольную группу входило 27 учеников 9-11 классов МОУ СШ № 101 г. Волгограда. Результаты опроса помещены в таблицу 2. ( Приложение 4)

Как показало анкетирование, использование компьютерных технологий, это не только источник наслаждения, но в первую очередь, это способ получения информации. В 9-х классах (69,4%), в 10-х классах (47,7%) и в 11 классе (66,2%). При выборе компьютерных программ, 9-10 отдают предпочтение все же игровым компьютерным программам (47,7%), (54,3%). 11-классники предпочитают образовательные компьютерные программы (49,8%). Использование компьютерных технологий на уроке повышает интерес к изучению иностранного языка (54,3%), (52,3%), (61,9%), обогащает словарный запас (47,7%), (62%), (48,8%), помогает в изучении грамматики (43%), (62%), (45,5%).

В нашей школе большее количество учителей и, соответственно, учеников, владеют компьютерной грамотностью. Среди учащихся есть пользователи довольно хорошего уровня. Это значит, что ребята могут не только играть в различные компьютерные игры, но и имеют навыки работы в различных компьютерных программах, общаются в сети Интернет, создают компьютерные презентации, проекты к урокам и внеклассным занятиям.

Заключение

Литература

Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, № 6

Богданова Д.А. Телекоммуникации - в школе. // Информатика и образование. - 1997. - № 2

Вильямс Р., Макли К. Компьютеры в школе. - M.: Просвещение, 1988.

Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.

Глазов Б.И., Ловцов Д.А. Компьютеризированный учебник - основа новой информационно-педагогической технологии. // Педагогика. - 1995. - № 6.

Гончаров М., Панков А. Интернет в вопросах и ответах. // Библиотека. 1998. - № 1,3.

Гостин А.М., Чернышев А.С. Организация обучающей деятельности в открытой гипермедийной среде. // Современные информационные технологии в образовании. - Рязань, 1998.

Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети интернет.// ИЯШ. - 1998. - № 1.

Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети интернет. // ИЯШ - 2003. – № 1.

Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.

Клейман Г.Б. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения, - M.: Радиосвязь, 1987.

Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ, 2001.

Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Кузьменко М. А. и т.д. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. - 2006. - № 5-7.

Лоскутова Г.В. О компьютере по-английски: Учебное пособие по чтению на английском языке / Г.В Лоскутова, Ю.В. Масленникова – СПб.: КАРО, 2004. – 192с.

Мильруд Р.П. Сотрудничество на уроке иностранного языка, // ИЯШ.-1991. - № 6

Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. Якутск, 2004.

Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006.

Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени. ИЯШ,№ 5, 2005

Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, № 6, 1997., с 2-7.

Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2004.

Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. ИЯШ, № 3, 1997

Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2001 г.

Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2000 г.

Полилова Т.А., Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков. // ИЯШ - 2007. - № 6.

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. - M.:Просвещение, 1991.

Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// ИЯШ №1 2000г.

Самылина Т. И. , Фомина Н. А. Обучение дошкольников иностранному языку с помощью компьютера. ИЯШ, № 4, 2003. с. 52-56.

Телицина Т. Н. использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, № 2. 2002.

Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, № 5, 1997г с. 40-41.

Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. ИЯШ, № 2, 2002. с. 43-47.

Приложение 1

Упражнения во время перерывов в работе с компьютером:

Приложение 2

Таблица 1. Логика организации опытно - практической работы


В настоящее время возросла роль иностранных языков. Владения иностранным языком дает возможность современному обществу приобщится к мировой культуре. Основной целью обучения иностранному языку у молодого поколения это общения с друзьями из других стран, обучение за границей и участие в различных международных форумах и фестивалях.

Мы живем в век информационных технологий, где современный подросток-это активный пользователь социальных сетей, мобильных приложений и компьютера.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании - то есть совокупности методов, устройств и процессов для сбора, обработки и распространения информации, а также их применения в образовательном процессе способствует оптимизации образовательного процесса, позволяет сделать занятие максимально интересным для обучающихся, повысить профессиональную компетентность преподавателя и расширить спектр преподаваемых дисциплин. [1].

Компьютерные технологии сильно влияют на развитие общества, они проникают во все области человеческой деятельности и образуют глобальное информационное пространство. Знание языков и компьютерных технологий – это важное условие к уровню образования любого специалиста.

На сегодняшний день стремительное развитие информационных технологий сводится к возникновению новых способов использования Интернета. В современном мире происходит динамическое и стремительное построение информационного общества, которое создает лучшие условия для личностного роста человека. Причинами такого процесса является энергичное развитие компьютерных технологий.

Эти факторы приводят к активному использованию интернет технологий в образовании. Введение информационных технологий в образовательное течение занимает все большее место в преподавании.

Сегодня различные мультимедийные технологии делают процесс изучения иностранных языков увлекательным, позволяя изучить неизведанный мир иностранных языков и культуры.

Главные задачи, которые могут быть реализованы при изучении иностранного языка с помощью Интернет –технологий являются:

1. совершенствование и развитие языковых навыков

2. развитие самостоятельной работы студентов за счет использования Интернет – технологий

3. рост мотивации и формирование потребности в изучении иностранного языка

4. становление коммуникативных знаний и культуры общения

Поскольку одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является оптимизация самостоятельной работы студентов, то в условиях информатизации образования и ограниченного количества учебных часов, отводимых на изучение иностранного языка в техническом вузе, высококачественная иноязычная подготовка специалиста возможна лишь в том случае, когда основной упор при обучении иностранному языку сделан не столько на аудиторные занятия, сколько на самостоятельную деятельность студентов, грамотно объединенную с современными информационными технологиями в целом и Интернет-технологиями в частности.[3]

Несомненным достоинством использования Интернета при обучении ИЯ является то, что, общаясь в языковой среде, обучаемые оказываются в настоящих жизненных ситуациях и учатся свободно ориентироваться в иноязычном пространстве, решать возникающие задачи, что, в свою очередь, стимулирует их креативность и создание оригинальных, а не шаблонных высказываний на грамматически правильном и лексически вариативном языке.

Список литературы

2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002. – 224 с. 3.Ажель Ю. П. Особенности внедрения Интернет-технологий в организацию самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 116-119.

4. Люляева Н.А. Алгоритмизация обучения иностранным языкам в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2017. – № 55 (11). – С. 63-72.

Гост

ГОСТ

Обучение иностранным языкам: значение и технологии

Сегодня разрабатывается много разнообразных методов и способов удалённого обучения иностранным языкам с использованием возможностей информационных технологий. Это не только специальное техническое оборудование или системы для обработки и раздачи информационных данных, которые помогают выполнять процесс учёбы, но и комплексная система обучающих методик, целью которых выступает повышение способности учеников к общению, улучшение речевых навыков.

Постоянное возрастание числа форм работы, где основой являются навыки правильной речи, областей, где необходимо знать иностранные языки, объединение и интернациональный характер многих сфер жизни требуют высокого качества обучения иностранным языкам даже в учебных заведениях, где иностранные языки не являются профильной дисциплиной. Основным фактором при изучении иностранных языков остаётся улучшение разных речевых навыков, таких как простое устное общение, а также способность к разнообразной работе с текстовым материалом для получения из него информации и оформление на базе этих данных разных высказываний.

Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам

При изучении иностранного языка надо обязательно учесть его нюансы. Основная специфика изучения иностранного языка заключается в его двоякости:

  • одна сторона – это понимание структуры его лингвистики,
  • другая сторона – выработка навыков правильной речи.

Поэтому существует проблема выбора наилучших способов обучения при учёте факторов психологии для улучшения речевых навыков и осознанного изучения структуры лингвистики. Язык по сути представляет собой средство для общения людей, а способность говорить, то есть речь, это способ такого общения. Овладеть этим средством можно путём воспроизведения учебных заданий, которые связаны с проблемами общения.

Практика доказала, что применение в учебных целях разных электронных приборов и устройств пользуется повышенным интересом у студентов и мотивирует их к плодотворной учёбе.

Готовые работы на аналогичную тему

Их применение в процессе обучения может быть двух видов:

  1. Полностью удалённое обучение с их помощью.
  2. Применение в процессе очных семинаров и лекций.

Использование самых новых технологий SMART (аудио или видео передач в интернете, как онлайн, так и офлайн) при изучении иностранных языков даёт возможность моделировать учебные ситуации, дополнить обычные способы обучения, сформировать основные навыки общения на иностранном языке, начиная от понимания способности выразить свою мысль на иностранном языке, до способности самому решать разные задачи общения и познания, что вызывает у студентов новый взгляд на изучаемые науки и раскрывает их потенциальные возможности.

При использовании современных информационных технологий очень большую роль играет преподаватель, как человек, который организует и координирует весь процесс обучения. У него есть права регулирования процесса обучения, учитывая при этом способности и возможности любого студента. Коммуникативный метод заключается в формировании обучения на основе моделирования ситуаций общения людей. То есть нужно определить такой вид общения, в процессе которого ясно выражается смысл коммуникации, являющийся основанием для подбора и структурирования речевого материала.

Хорошее знание иностранного языка, как правило, позволяет самому эффективно изучать язык, развивать и углублять свои познания, культуру общения и поиска информации. Поэтому самой важной составляющей становится самостоятельная работа ученика как база эффективного изучения иностранного языка. Аналогично с насыщением общественной жизни информацией также видна и виртуальная составляющая профессионального общения в области интернета.

Преподаватели всех государств мира уже поняли все преимущества грамотного применения сегодняшних информационно-коммуникативные технологии в области образования. Они позволяют разрешить ряд насущных проблем:

  1. Усовершенствование методов обучения.
  2. Рост мотивации и результатов образования.
  3. Коммуникация в сети интернет и разработка общих проектов.
  4. Оптимизация организационных и управленческих процессов в сфере образования.

Всё это стало возможным благодаря информационно-коммуникативным технологиям, которые дали толчок в развитии инновационной составляющей экономики нашего общества, в том числе они теперь внедряются и в сферу образования. Проблема, которую должны решить педагоги, заключается в такой организации учебного процесса студентов, которая даст наибольшую мотивацию к учёбе.

При выполнении коллективных заданий, учащиеся уделяют существенное внимание содержанию речи, а не её формальным особенностям. Очень важна в этом процессе цель коллективной работы, а именно получить новую информацию, оценить и запомнить её, сравнить разные мнения, вместе разобрать задания с проблемами в них, участвовать в дискуссиях. При работе над интерактивными заданиями учащиеся должны проявить творческие способности, а не быть простыми исполнителями заученных речей. Именно интерактивные формы изучения дают возможность смоделировать такие ситуации.

Общеизвестно, что изучение иностранных языков, это приобретение навыков чтения, письма и умения грамотно говорить, и этот последний пункт, и есть самая трудная задача. В этом плане представляются интересными различные учебные форумы, на которых обсуждаются разные темы на иностранных языках.

Форум – идеальное место для проведения дискуссий, он на практике формирует и улучшает разговорные навыки учащихся, активирует применение ими лексикона языка по выбранной специализации.

Читайте также: