Роль философского знания в формировании самосознания личности сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Изучение философии - необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

Философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.

Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Положение и предназначение человека в мире? Что есть истина и как ее отличить от лжи? Касается таких морально-нравственные проблемы, как: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. Философия призвана правильно решать эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности.

10. Философская мысль в Древней Индии

Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во 2 тысячелетии до нашей эры. Пеpвым памятником мысли дpевних индийцев были "ВЕДЫ". В “Ведах” впервые делается попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды,в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира.

Упанишады -- философские тексты, появившиеся около 1 тыс. лет до н.э. и по фоpме пpедставлявшие диалога мудpеца-учителя со своим учеником .Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве пеpвопpичины и пеpвоосновы бытия духовное начало - Бpахман, или атман. в “Упанишадах” впервые ставится проблема переселения душ (самсара) и оценка прошлых действий (карма), что впоследствии получило развитие в религиозных вероучениях.

Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эpы на основе pазвития учений (мудpецов). Она является одной из неоpтодоксальных философских школ Дpевней Индии. Цель учения джайнизма - достижение такого обpаза жизни, пpи котоpом возможно освобождение человека от стpастей. Главным пpизнаком души у человека джайнизм считает развитие сознания.

11. Философия античного Китая

Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.

В древней китайской философии (до VII века до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.

Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.

Цель изучения философии в вузе прежде всего состоит в повыше­нии общей культуры будущего специалиста. Можно также вести речь о формировании в процессе образования философской культуры личнос­ти. Под философской культурой личности понимается овладение опреде­ленным кругом философских знаний и умение применять эти знания в повседневной, профессиональной и общественной деятельности.

Каким образом изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности? Это осуществимо через решение ряда задач. Обратим внимание на главные из них. Они таковы:

- задача расширения сознания;

- задача формирования навыков критического мышления;

- задача формирования самобытной личности.

Задача расширения сознаниявозникает в силу действия факторов, порождающих опасность сужения сознания. Сужение сознания — это

Специфика профессии накладывает существенный отпечаток на духовный облик человека. Специализация невозможна без некоторых особенностей подхода человека к окружающим явлениям. Так, со­трудники правоохранительных органов в силу специфики своей рабо­ты начинают непроизвольно подозревать во всех людях преступни­ков, медики усматривают в поведении и облике человека проявление тех или иных болезней, экономисты стремятся всюду подсчитывать экономический эффект, филологи обращают первоочередное внима­ние на правильность языка и речи, инженеры склонны рассматривать мир и человека по аналогии с техническим устройством и т.д. Суже­ние сознания позволяет человеку добиваться успехов в своей профес­сиональной деятельности. Но оно обедняет его внутренний мир, дела­ет его односторонним и искаженным; чтобы нейтрализовать отрица­тельные последствия сужения сознания необходимы сознательные усилия. В частности, необходим широкий кругозор, выходящий за рамки того, что непосредственно связано с профессией и текущими быто­выми заботами.

Жизнь человека невозможна без общения с другими. И если для овладения профессиональными навыками оправдана известная сужен-ность сознания, то для общения, напротив, важна его широта. В обще­нии человек выступает не только как профессионал-специалист, но как целостная личность. Даже на работе приходится человеку общать­ся не только с коллегами-профессионалами, но с людьми различных специальностей, общественного положения, национальности и т.д. Для полноценного общения необходимо уметь понять другого челове­ка, необходим навык мысленной постановки себя на точку зрения Другого и умение рассматривать себя с дистанции. Помочь в решении этой задачи могут именно навыки философского мышления.

отмечал Г. Гегель 1 . Жизнь философских идей столь же текуча и неза­вершена, как и жизнь, в которую мы погружены, в ней всегда оста­нется то, что еще предстоит открыть. Но именно поэтому возможна наша встреча с исторической жизнью философии. Тогда идеи мысли­телей прошлого предстанут перед нами не архаическими свидетель­ствами из тьмы веков и не абсолютными истинами, перед которыми преклоняются, а как возможные точки зрения других людей.

Гегель Г. Феноменология духа. СПб., 1992. С. 5.

летизм становится нормой жизни колеблющегося духа, не способно­го прийти к определенному выводу.

Критичность мышления не тождественна революционности, т.е. не призывает к немедленной перестройке, переделке бытия. Критичес­кое исследование какого-либо явления в своих результатах не запрог­раммировано на заведомый вывод о несостоятельности известного явления. Поэтому мы не имеем права на критику в смысле призывов к разрушению существующего порядка вещей до того, пока серьезное изучение не убедит нас в необходимости радикальных изменений. Легок и скор на призывы к революционным перестройкам либо детский, либо авантюрный ум; для обеспокоенного же истиной — горячечный активизм сомнителен.

Задача формирования самобытной личностипрямо связана с осо­бенностями философского знания, в частности с его обращенностью к глубинам души человека и к духовным основам его бытия.

Изучению философии, как и всякому занятию, претендующему на серьезность и основательность, должны сопутствовать верное чув­ство и сосредоточенная мысль, независимые от постоянно меняю­щихся людских мнений. Такое изучение означает движение по пути осознанного и самостоятельного выбора, духовного испытания, без которого личность не состоится. Действительный философский про­цесс протекает в сердечном молчании, в глубине одинокого сердца. Хотя философия, как и все другое, подвержена преходящим капри­зам интеллектуальной моды и массовых настроений, ее универсаль­ное значение обнаруживается за вычетом временного и преходящего. Философия, не приспосабливающаяся к тому, что является наиболее Распространенным и массовым, может существовать лишь на опреде­ленной интеллектуальной и эмоциональной глубине. Стихией фило-

софии не является ни легкомысленный оптимизм, согласно которому человечеству гарантированы радужные перспективы, ни пессимисти­ческое упадничество, утверждающее, что все есть бессмысленная су­ета и поэтому оправданы скепсис и нигилизм. Изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире. Жить, не утрачивая личностной определенности, индивидуальной души и общечеловеческой духовности.

Каждому из нас так или иначе присуще стремление к успеху и процветанию. Такое стремление естественно. Однако важно и то, ка­кую цену мы готовы заплатить за успех и процветание. Достижимы ли они посредством утраты личного достоинства и попрания достоин­ства другого? Обстоятельства нередко толкают именно к этому. Про­тивостоять обстоятельствам можно лишь при умении сохранять духов­ную трезвость. Только при наличии духовной трезвости может суще­ствовать личность, держащаяся на собственных ногах, а не на волне общественной истерии и не на поклонении земным кумирам. Лично­стью не станет тот, кто, словно оглушив себя шумом улицы, бездум­но включился в общий поток.

ЛИТЕРАТУРА

Зенъковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. С. 32-35. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Ч. 1: Античность. С. 3-5.

Философия и методология науки/Под ред. В.И. Купцова. М., 1996. С.

франк С. Духовные основы общества. М., 1992. С. 10-23.

В реалиях эры высокоразвитых и широкодоступных технологий особенно остро стоит проблема духовно-нравственного ценностных отношений среди молодежи. Материальные ценности становятся в приоритете – именно это диктует нам рынок потребления. Но для успешной адаптации студента после окончания учебы необходимо, чтобы у него были сформированы собственные духовные принципы. Философия играет роль проводника в мир общества и трудовых отношений, адаптация к которым будет проходить без возникновения стрессовых ситуаций.

Мы, студенты, учимся в кабинетах, выходя из которых попадаем в реальный мир, где требуется применение практических, а не теоретических умений. Весь опыт, который может нам дать система нашего образования – это стажировка, в процессе которой преподаватели стараются дать максимально адаптивные к будущей трудовой деятельности практические программы. Однако здесь стоит уточнить одну из главных задач получения высшего образования – формирование высокообразованного гражданина, профессионально компетентного, способного мыслить творчески и быстро адаптироваться к изменениям внешней среды (а в частности – научно-технического прогресса). Как бы странно это ни звучало, эту задачу решает именно философия, а не прикладные науки.

Ведь покинув стены университета с долгожданным дипломом в руках, выпускнику теперь придется самостоятельно учиться, обрабатывать массивные потоки информации, чтобы поспевать за темпами современных производственных процессов и технологических обновлений. Поколения смартфонов, автомобилей, компьютеров – все они сменяются в десятки раз быстрее, чем поколения людей. Человеку требуется самому уже искать пути инновационной ориентации, а для этого просто необходимо иметь философское мировоззрение!

Каждый день мы сталкиваемся с необходимостью выбора – так человек осуществляет свою свободу. Сделать правильный выбор, который соответствует именно нашим принципам и духовным ценностям, помогает философия. Даже обращенная к миру материальных ценностей, она формирует теорию духовных ценностей, чтобы решить ту или иную проблему. Мне философия помогает создать шкалу собственных ценностей, которой я пользуюсь для принятия решений. Главное – своевременно успевать выполнить переоценку этих ценностей, чтобы они адекватно соответствовали меняющемуся миру.

В конце моего эссе хочется подвести итоги размышлений, а именно – ответить на главный вопрос работы – почему философия так важна для студентов. Мы не будем говорить о пирамиде потребностей Маслоу – ее значение уже доказано многими практикующими психологами и теперь кажется очевидным. А вот в общем философия еще у многих вызывает скептическое отношение и сомнения. Мне хотелось бы попытаться развеять их, перечислив, возможно, неочевидные функции этой науки:

  • Философские обобщающие теории способствуют интеграции полученных в процессе обучения научных знаний.
  • Философия формирует общие законы развития природы и человеческого общества.
  • Философия дает возможность увидеть и оценить общую тенденцию развития личностных и глобальных проблем, выявить их динамику и схемы взаимодействия и взаимозависимости.
  • Философия способствует развитию культуры творческого мышления, которое так необходимо в учебе и в работе.
  • Философия дает человеку свободу выбора, о котором он не будет жалеть.
  • Философия развивает смысл действий и поведения человека, помогая формировать стратегические цели.

Мне кажется, что теоретическая философия построена на тех же принципах, что и любая другая наука. Только она является несамостоятельной, на мой взгляд, как так же математика, но применяется абсолютно во всех научных направлениях, включая не только учебную, но и культурную, духовную и мыслительную деятельности. Как математика помогает проводить расчеты в биологии, химии, информатике и физике, так и философия выступает в роли гуманизирующего фактора высшего образования.

Одной из важнейших проблем философии является анализ сознания как специфической формы регуляции взаимодействия с человеческой реальностью. Сознание – это часть психики, в которой происходят не только сознательные, но и бессознательные процессы. В случае бессознательного, субъект не осознает содержание и природу осуществляемых процессов. Ментальные явления и действия, которые проходят через разум и волю человека и передаются и осуществляются в знании того, что он делает, думает или чувствует. Иногда можно различить подсознание – это творчество, основанное на сознании.

Сознание – это форма внутренней активности и ориентации субъекта на мир и на самого себя, когда он отражает мир и когда его действия основаны на объективном значении решаемой жизненной задачи или на гипотетических личных и социальных последствиях.

Для философии проблема сознания важна потому, что она или ее интерпретация сущности сознания, характера отношения к существованию влияет на исходную картину мира и методологические ориентиры всех философских направлений.

Если сознание – это субъективное условие способности ориентироваться человека во внешнем мире, окружающем его, то самосознание – это его ориентация во внутреннем мире индивида.

Самосознание – это слово означает различные, хотя и тесно связанные явления: функции самоконтроля сознания, самопознания и самоисследования. Тот факт, что сознание существует, еще раз доказывает относительность различия между объектом и субъектом, противоречие представлению о том, что все в сознании субъективно. Факт сознания показывает, что разделение реальности на объект и субъект ограничено не только отношениями между внешним миром и сознанием, но и самим сознанием, которое выражается по крайней мере в двух формах: в форме объективной и субъективной пропорции сознания в содержании сознания и разделения сознания на объект и субъект в акте сознания.

Сознание предназначено для понимания действий и положения человека в обществе. Если сознание – это знание чего-то другого, то самосознание – это знание самого человека, это сознание и есть то, что делает сознание объектом и объектом сознания.

Философское сознание человека основано на идее, что как форма жизни его сложность уникальна. Психоаналитики и психологи испытывали потребность в философском понимании человека, потому что его знание, как особая форма особой структуры, функционирующей и развивающейся формы жизни, является точно такой же психологической проблемой в своем собственном масштабе, которая выходит за рамки компетенции психологической науки.

На рубеже третьего тысячелетия взаимоотношения между человеческими силами и окружающей средой радикально изменились – мы наблюдаем растущую зависимость окружающей среды от человеческой деятельности. Это связано с тем, что человечество достигло такого уровня сознания и сознательности, который позволяет ему сознательно регулировать свои отношения с социальными институтами и природными элементами, направлять свою деятельность в области науки и техники, коммуникации, образования и воспитания, трезво учитывая истинные пределы своих возможностей, основанных на научных знаниях, в силу объективных законов Природы, Общества и культуры. Фундаментальная задача философии сегодня состоит в том, чтобы исследовать эту диалектику новых отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и культурой.

Главной задачей философии является помощь современному человеку понять, что он не просто пассивный и ненужный инструмент этого мира, он не раб космических сил, он не раб социальных институтов, и он не жертва созданной им культуры, но он является полноценным субъектом вооруженной деятельности. Таким образом, обладая высоким уровнем научной осведомленности и универсальными ценностями, он может регулировать свои собственные отношения с плодами своей отчужденной деятельности, социальными институтами и самой природой.

Конечно, возникает вопрос: почему Сократ поставил этот принцип в центр своей философии и каково его содержание? Такая формулировка проблемы обусловлена заботой Сократа о духовном развитии человека. Больше всего его беспокоило то, что греков слишком привлекали их тела, а не потребности их душ. По мнению Сократа, постоянное обращение к самому себе – это есть метод, с помощью которого можно поддерживать гармоничное равновесие между душой и телом.

Философски осмысленное самосознание человека и имеет в своей основе представление о нем как об уникальной по своей сложности форме бытия. Психоаналитики и психологи испытывали потребность в философском осмыслении человека именно потому, что его познание как особой формы бытия, обладающей специфическим строением, функционированием и развитием, является именно философской по своему масштабу проблемой, выходящей за пределы сферы компетенции психологической науки.

Если более подробно рассматривать философский вид сознания, то следует отметить, что данное определение включает в себя как теоретический взгляд на мир, так и познания о законах природы, человека и общества. Как известно, философия также выделяет различные методы познания окружающего мира, и отображает бытие в концептуальной форме. Следует отметить, что особо важной функцией философского сознания является выполнение гносеологической и мировоззренческой функции.

Отметим, что в Новое время проблема самосознания разрабатывалась уже в рамках интроспективной концепции сознания. В качестве самостоятельного феномена самосознание впервые было исследовано в немецкой классической философии, результатом чего стала разработанная Гегелем концепция самосознания.

Таким образом, отметим, что самосознание возникло не в качестве духовного отражения праздного нарциссизма человека. Оно появилось в ответ на призыв к социальным условиям, которые с самого начала требовали, чтобы все люди могли оценивать свои действия, слова и мысли с точки зрения определенных социальных стандартов, установленных обществом.

Несмотря на огромные усилия, прилагаемые философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и социального) далека от всех решений. До сих пор обществу неизвестно о механизмах, функциях, условиях, структуре и свойствах сознания, о связи с деятельностью индивида и о том, как они развиваются. Стоит подчеркнуть, что проблема взаимосвязи между сознанием и существованием не умаляет первичных и вторичных проблем, хотя из этого следует.

Подводя итоги, следует отметить, что развитие самосознания непосредственно связано с рефлексией человека, то есть с его пониманием и оценкой его умственных, духовных и психических способностей. Духовный мир человека, в зависимости от социальных обстоятельств и индивидуальных особенностей, может быть развит как в положительную сторону, так и в отрицательную. Это объясняется тем, что он может быть социально положительной и социально отрицательной личностью, что объективно отражается в деятельности человека по достижению своих целей.

Читайте также: