Роль феклуши в пьесе гроза сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Любое обстоятельство или вещь, которую не в состоянии объяснить калиновцы, будет тотчас подвержено высмеиванию или бурному обсуждению. А Калинов всегда оценивается как лучший город, к которому не у кого никаких претензий нет. Он является как бы образцом нормальной жизни людей.

По правде говоря, как задумывал автор пьесы, Феклуша всего лишь жалкая карикатура старых странников, которые в древности разносили всевозможные легенды и россказни. Для барыни Кабановой и Глаши, которые являются необразованными и ни разу не бравшими в руки информационную вещь, будь то газета или книга, эти рассказы служат для удовлетворения любопытства. Также они способствуют увеселению серой и скучной будничной жизни этого тёмного семейства. А конкретно для самой Кабановой, данные рассказы Феклуши служат прямым аргументом того, что она ведёт абсолютно правильный образ жизни. Для неё порядок должен быть только исключительно патриархального типа и никак иначе.

Данный портрет Феклуши представляется читателям шутовским. Он служит только для высмеивания поверхностного лицемерия. Для людей такого типа излюбленным занятием приходится распространять нелепые слухи и бредни по всему белому свету. Вдобавок, ещё и перефразировать на свой лад, исходя из собственной фантазии ума. Так что в конечном итоге рассказы получаются такими бредовыми и несусветными, что им вполне охотно доверяют люди необразованные. Для них это и есть правда.

Вариант 2

В культуре русского народа мотивы странничества распространены. Читатель может встретить образы странников у русских классиков, таких как Пушкин или Достоевский. Скорее всего, этот образ имеет связь с фольклором. Если обратиться к сказкам, то можно встретить множество героев, которые странствовали по миру. Странники были воплощением мудрости, раскрывали для людей истины. Ярким примером странников будут являться старцы, описанные в былинах об Илье Муромце.

Но в пьесе роль странницы прямо противоположна тому, что читатель привык от них ожидать. Роль Феклуши совсем в другом. Читатель не встретит описания внешности странницы на страницах произведения. Однако совсем несложно представить как она выглядит. Обычно странники – это люди среднего возраста или, может, чуть старше. Обычно они одеты в потрепанную одежду или лохмотья за неимением лучшего варианта.

Имя персонажа – Феклуша, тоже является показательным в этом произведении. Ведь понятно, что возраст Феклуши близок к возрасту Марфы Игнатьевны, а возможно, она даже старше. Островский хочет показать этим именем инфантилизм действующего лица. Женщина не повзрослела, а осталась на уровне развития ребенка. Но никак нельзя назвать эту черту характера положительной, она скорее отрицательная.

Феклуша говорит лживые и слащавые речи. Она вовсю поддерживает ложные убеждения о правильном образе жизни купечества и силе и могуществе этого сословия. Она стопроцентно уверена в своих убеждениях, эти принципы плотно укоренились в ее сознании.

Анализируя эпизод беседы Феклуши с девкой дома Кабановых Глашей, можно сделать следующие заключения. Феклуша говорит Глашке о неправедности жизни. Странница считает другие религии мира неправильными и неправедными. В этом выражается ее лицемерие – ведь другие люди относятся к странницам с уважением и прислушиваются к их речам. Феклуша не образованна и прогресс для нее – грешный мрак.

Первое появление в пьесе


Попытки Кулигина просветить народ остаются безуспешными, и по сравнению с ним даже Феклуша предстаёт убедительным оратором. Она с таким воодушевлением рассказывает о чудесах, многие из которых существуют лишь в её воображении, что люди охотно верят каждому слову. Речь странницы изобилует церковными и просторечными выражениями, придающими ей особый колорит. Примеры:

Пока Кабаниха без повода распекает детей, странница рассыпается в восторгах, восхваляя нравы горожан. Она говорит, что у хозяйки дома доброе сердце, ведь та не пожалела для Феклуши подаяния и сказала несколько слов. На самом деле все восторги лживы, а странница пропитана неискренностью. Эти черты характера присущи не только ей. Так ведут себя большинство блаженных, вынужденных приспосабливаться к каждому, кто подаст кусок хлеба. Таким образом, уже во время первого появления этой героини можно отметить такие черты её личности:

  • склонность к лицемерию;
  • умение пресмыкаться перед теми, кто сильнее;
  • способность быстро оценить обстановку, чтобы сказать нужные слова.

Блаженной нищенке несложно было сделать так, что сварливая женщина прониклась к ней расположением.

Сочинение на тему Феклуша

В произведении нас знакомят с множеством персонажей, через которых автор всё так же передаёт все проблемы, которые над которыми он бы хотел поразмышлять в произведении на пару с читателем.

Однако все проблемы, объединённые в своеобразный комок он передаёт через самого незаметного, и, казалось бы, неважного для сюжета, персонажа – Феклушу.

Феклуша – женщина в возрасте, её называют странница. Одета она в лохмотья, собственно и свойственные странникам. Она одна из немногих кто решился покинуть город и путешествовать по остальному миру. С ней также путешествует техник самоучка Кулигин.

Фиклуша является человеком инфантильным, лживым, услужливым, и податливым, что мы видим в её поступках, действиях, и поведении. Она старается во всём угождать людям, от которых она могла бы получить выгоду. Также придумывая различные истории о своих путешествиях, она лжёт людям о внешнем мире, заставляя бояться его ещё сильнее.

Через её образ автор также пытается передать ту невежественность и консервативность, которыми были наполнены люди того времени. Феклуша – человек старающийся устроить себе жизнь, и больше ничего в ней не менять, из-за чего её можно назвать консерватором. Она также старается оградить жителей Калинова от внешнего мира, так как ей нравится то, каким на данный момент является город.

Казалось бы, персонаж Феклуша не так уж и важен для повествования, но всё равно, автор выделяет её как человека, важного для создания общей атмосферы произведения.

В своём произведении “Гроза” Островский показал все те человеческие качества, которые ему бы не хотелось видеть в окружающих его людях. Такие пороки как консервативность, невежество, самодурство, излишняя льстивость, а также излишняя лживость, все эти вещи Островский презирал, каждый раз осмеивая их в своих произведениях. Одним из таких произведений стала пьеса “Гроза”.

В этом произведении автор повествует нам о выдуманном городе Калинове, который, по задумке автора, стоит вдоль берега Волги. Через данный город автор доносит мысль о том, что большинство людей являются закрытыми консерваторами, не желающими перемен и нововведений, так как жители Калинова являются именно такими людьми. Они привыкли жить в своём ограниченном мирке, не слыша ничего о внешнем мире, и о том, что происходит за стенами города. Они привыкли жить так, как до них жили их предки, просто-напросто взаперти.

Характеристика Феклуши в Грозе

Именно такой образ и несёт в себе всю ту мудрость, в этом можно убедится посмотрев на некоторые поступки Феклуши. Островский никаким образом не описывает героиню, но благодаря деяниям, каждый может с помощью фантазии построить её личность у себя в голове. Феклуша человек средних лет, из-за своего социального статуса не имела средств на новую одежду, поэтому ходила в старом рванье.

В сюжете пьесы она фигурировала редко. Например, один из моментов, когда Феклуша превозносила до небес доброту и не безразличие к бедным хозяйки дома. Тем самым, нагло обманывая её. Второй момент демонстрирует её затворничество. Это происходило в дома Кабанихи, где она беседовала с Глашкой, дворовой девицей семьи Кабановых, которая ей рассказывала небылицы о других странах. Наша героиня в свою очередь из-за незнания новостей мира, только и рада слышать этакий бред сумасшедшего.

Но и сама Феклуша не отличается от Глашки, рассказывая факты о которых не имеет ни малейшего представления семье Кабановых, удовлетворяя их любознательность. Стоит задуматься и над тем, что автор дал героине именно такое имя, её все называют ласкательно-умилительно, как маленького ребёнка, а не как взрослую женщину по имени и отчеству. Этот факт нам даёт понимание, что умственное развитие героини осталось на уровне маленького ребёнка, верящего в бред и пересказывающего взрослым придуманные сказки.

Посмотрев на всех этих персонажей, можно сделать вывод о всех жителях города Каинова, в котором и развивается пьеса. Это люди консерванты, живущие в своём мире и не желающие что-то в нём менять. Также как и Феклуша, никто не знал новостей мира и даже то, что творятся поблизости. Так как и предки, они находятся под собственным замком внутреннего мира.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Паратов в пьесе Бесприданница↑ ОстровскийХарактеристика и образ Гордея Торцова в пьесе Бедность не порок →

Беседы с Глашей и Кабанихой

Феклуша не унимается и сообщает о чудесах, которые происходят в дальних странах. В результате она всё-таки заинтересовала Глашу, заставив поверить в дивные сведения. Явления, люди и мифические существа, о которых рассказывает странница:

Третий эпизод, в котором задействована Феклуша, разворачивается на скамейке. Странница беседует с Кабанихой. Заметно, что мать Тихона ведёт себя по-разному с детьми, невесткой и нищенкой. Когда Феклуша рассказывает о безобразиях и ужасах, творящихся в мире, хозяйка дома не спорит, не одёргивает её, а слушает и иногда поддакивает. Кабаниха не так страшна, какой кажется в сценах с участием Катерины. Характер этой женщины многогранен, и в какой-то мере она сама вынуждена подстраиваться под уклад. Женщину приучили к этому с детства, и в других обстоятельствах она могла бы быть иной.

В беседе с Феклушей Кабаниха не выглядит деспотом. Она больше похожа на несчастную, уставшую женщину, обессилевшую от необходимости удерживать то, что рассыпается на глазах. Старый уклад отжил своё, но хозяйка не понимает, почему молодёжь не хочет жить по правилам старших. Мириться с этим сложно и больно.

Автор неслучайно вложил рассказ о неприятных переменах в уста полоумной женщины. Островский даёт современникам время на размышления. Они пока не готовы принять, что времена стали другими, и автор благосклонно наделяет их возможностью выбирать. Прислушиваться к словам блаженной необязательно. Другое дело, если бы с таким убеждением вещал Кулигин, но он другой по натуре.

Старушка Феклуша это не такой значительный персонаж, как главные. Однако несмотря на это, она является довольно особенным образцом из так называемого "тёмного царства". Всевозможные блаженные и божьи люди были завсегдатаями в домах знатных купцов. К примеру, сама Феклуша рассказывает небылицы для Кабановых. Она повествует о странах заморских и невиданных, где у людей головы собак, а правители тех стран что ни сделают, всё выходит неправильно. А город же Калинов, в котором и живёт семья Кабановых, она во всю расхваливает и говорит, что жителям его приходится очень по нраву. Басни и враньё Феклуши только лишь ещё сильнее выделяют невежество и необразованность граждан города Калинова.

Любое обстоятельство или вещь, которую не в состоянии объяснить калиновцы, будет тотчас подвержено высмеиванию или бурному обсуждению. А Калинов всегда оценивается как лучший город, к которому не у кого никаких претензий нет. Он является как бы образцом нормальной жизни людей.

По правде говоря, как задумывал автор пьесы, Феклуша всего лишь жалкая карикатура старых странников, которые в древности разносили всевозможные легенды и россказни. Для барыни Кабановой и Глаши, которые являются необразованными и ни разу не бравшими в руки информационную вещь, будь то газета или книга, эти рассказы служат для удовлетворения любопытства. Также они способствуют увеселению серой и скучной будничной жизни этого тёмного семейства. А конкретно для самой Кабановой, данные рассказы Феклуши служат прямым аргументом того, что она ведёт абсолютно правильный образ жизни. Для неё порядок должен быть только исключительно патриархального типа и никак иначе.

Данный портрет Феклуши представляется читателям шутовским. Он служит только для высмеивания поверхностного лицемерия. Для людей такого типа излюбленным занятием приходится распространять нелепые слухи и бредни по всему белому свету. Вдобавок, ещё и перефразировать на свой лад, исходя из собственной фантазии ума. Так что в конечном итоге рассказы получаются такими бредовыми и несусветными, что им вполне охотно доверяют люди необразованные. Для них это и есть правда.

2 вариант

В пьесе Островского каждый персонаж играет важную роль, даже второстепенный. Вот и Феклуша, хоть и не принимает участия в главном действии, но добавлена в сюжет не случайно. Может показаться, что она неприметна и не заслуживает внимания. Но её поведение характеризует всё общество городка и общую атмосферу, царящую в нём.

Каждый персонаж в Калинове вносит вклад в полное представление читателя о людях, живущих там и о их нравах. Феклуша появляется по сюжету не так много раз. Первый раз перед появлением Кабанихи. Героиня во весь голос нахваливала хозяйку дома, её доброту и не безразличие к бедным.

На самом же деле, вся речь напоминает бред сумасшедшего. Хвалебные слова не имеют ничего общего с реальностью. Феклуша беззастенчиво врёт. В следующий раз героиня появляется уже в доме Кабанихи. Там она разговаривает с Глашкой, которой дурит голову небылицами о других странах. А девица и рада слушать, так как не знает о мире за стенами родного города.

Имя Феклуши тоже имеет значение. Использование детской формы подчеркивает инфантилизм данного персонажа, уровень развития которого остановился на детском возрасте. Отсюда и рабское почитание богатых купцов, перекладывание на них ответственности за свою жизнь.

Являясь странницей, Феклуша разносит вести о большом мире в маленькие города. Люди там с нетерпением ждут странников и верят каждому их слову. А в ответ, такие, как Феклуша только пугают их устрашающими знамениями. Либо просто сочиняют сказки и небылицы, не имеющие отношения к реальности. Всё ради того, чтобы получить подаяние от своих слушателей.

После того, как пьеса вышла в свет, имя Феклуша стало нарицательным. Оно обозначало человека, распространяющего банальный байки, под видом благочестивых рассуждений. Который одурачивает доверчивый народ и вешает всем лапшу на уши.

Образ и характеристика Феклуши

В так называемом "тёмном царстве" Феклуша в пьесе Островского "Гроза" - особенный персонаж. Она сочиняет и рассказывает сказочные истории для семьи Кабановых. Говорит о каких-то заморских странах, где совсем другая жизнь. Там у людей собачьи головы, а правительство все делает неправильно. Родной их город Калинов, в котором они живут, очень ей нравится, и отзывается она о нём довольно положительно. Её слова ярко характеризуют общество людей в этом городе, его атмосферу в целом. Этот город - образец хорошей жизни. Для Кабанихи, а также Глаши, людей без образования, рассказы Феклуши служат своего рода удовлетворением их любопытства. Они никогда в своей жизни не держали в руках ни газету, ни книгу. Такие басни увеселяют скучную и серую жизнь в семье Кабановых. Кабанова уверена, что порядок в обществе должен существовать только патриархального типа. Поэтому эти небылицы служат для неё доказательством того, что она делает все правильно. Распространение небылицы - это любимое занятие героини. Оно высмеивает поверхностное лицемерие. Таким рассказам действительно может поверить только человек необразованный.

Впервые Феклуша появилась в пьесе перед появлением Кабановой. Она очень хорошо о ней отзывалась. Говорила, что Кабанова очень добрый человек и она не равнодушна к бедным людям. Эти слова полная противоположность реальности.

Ещё раз Феклуша появляется в семье Кабановых. Здесь она уже общается с Глашей. Ей она тоже повествует о заморских странах. Глаша, которая ничего не знает о жизни за пределами своего города, полностью ей доверяет.

Кабанихе Феклуша рассказывает о жизни в большом городе Москва, а также о железной дороге. Она говорит ей о том, как все люди в этом городе куда-то бегут, торопятся. Значение поездов она, видимо, не понимает, и дала им название огненные машины. В итоге она делает вывод, что скоро наступит конец света. Кабанова соглашается с ней, так как сама понимает, что этот мир долго не просуществует.

Само имя этой героини Феклуша тоже выбрано неслучайно. Оно характеризует её как человека. Похоже, её развитие которого закончилось ещё в детстве. Такие люди, как Феклуша не дают прогрессу двигаться вперёд. Они безоговорочно подчиняются богачам, а в душе активно их критикуют. После появления пьесы Островского "Гроза" имя Феклуша стало ассоциироваться с теми, кто распространяет выдумки, басни, небылицы. А также с теми, кто недалеко продвинулся в своём развитии и дальше развиваться не собирается.

Также читают:

Картинка к сочинению Феклуша в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

Евгений Онегин - ключевой персонаж одноимённого романа Александра Сергеевича Пушкина. Не смотря на это, автор мало внимания уделяет описанию его внешнего облика, тем самым давая читателю права самому додумать образ персонажа.

Педагоги, психологи и социологи доказали, что мировоззрение личности формируется в процессе обучения и усвоению ею культурных ценностей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит семье и образовательным учреждениям.

Во многом жизнь Ильи Ильича Обломова символически представляет собой жизнь многих людей в России. Конечно, кто-то может возразить и сказать, что большинству людей приходится работать и много стараться для того чтобы иметь

Семья - мое самое любимое слово. Я часто смакую его на кончике языка, повторяю вновь и вновь. Особенно когда близких людей нет рядом со мной, когда я за тысячи километров от дома

Феклуша – странница. Никуда она “далеко не ходила; а слыхать – много слыхала” и всегда готова со всеми поделиться знаниями. Она рассказывает Глаше о странах, где правят султаны, о землях, где живут “люди с песьими головами”.

Она, угождая своей “благодетельнице” Кабанихе, рассказывает ей и о “суете”, царящей в Москве, и об “огненном змие”, которого “стали запрягать”, и о времени, которое “стало в умалении приходить”. Она одна из тех “странных” людей, которые служили источниками сведений для жителей

В городе Калинове никто ни о чем не знал. Все с удивлением слушали рассказы Феклуши. Жители этого города были наивны. Феклуша помогает нам это увидеть.

Второстепенная роль Феклуши в пьесе открывает перед читателями “темное царство” – жизнь обитателей города Калинова.
Феклуша рассказывает жителям города о других странах. Они ее слушают, заостряют свое внимание только на этом. В это же время она незаметно для других говорит правду о людях.

Но они этого не слышат, потому что не хотят слышать. Феклуша восхваляет город Калинов, тихую жизнь в нем. Люди радуются тому, что их город такой великолепный, больше им ничего не надо. Они только поддерживают Феклушу подаяниями, чего она и добивается


Феклуша характеризует собой обстановку в небольшом провинциальном городке в целом и саму Кабаниху в отдельности.

Феклуша – странница. Блаженная.

Образ и характеристика

Как выглядела Феклуша, Островский не соизволил упомянуть, но все странники в общих чертах похожи друг на друга. Скорее всего, она нестарая, ей чуть больше среднего возраста. Вместо одежды рваные лохмотья. Сумасшедший взгляд, косматая.

В пьесе она появляется всего несколько раз. Первая встреча с Феклушей происходит после монолога Кулибина о нравах города Калинова и перед появлением Кабанихи в сопровождении своих детей, которым опять доставалось от нее по-полной программе.

Все-таки удалось Феклуше задурить девке голову небылицами о странах заморских.

Феклуша на самом деле темный человек, недалекий.

После публикации пьесы, имя Феклуша вошло в обиход, как нарицательное. Означает одно – это человек, распространяющий байки, замаскированные под видом благочестивых рассуждений.


Островский продолжает традицию Грибоедова и наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж.

Одним из важных символов является река Волга и сель­ский вид на другом берегу. Река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, веселой жизнью там, на другом берегу.

как хорошо!… Солнышко ее греет, дож­дичком ее мочит… весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выве­дут…

Эти слова и гром в сознании Катерины становятся пророческими. Катери­на хочет убежать в дом от грозы, так как видит в ней божью кару, но при этом она не боится смерти, а боится предстать перед Богом после разговора с Варварой о Борисе, считая эти мысли грешными.

Катерина очень религиозна, но такое вос­приятие грозы больше языческое, чем христианское.

Герои по-разному воспринимают грозу. Например, Дикой считает, что гроза посылается Богом в наказание, чтобы люди помнили о Боге, то есть по-язычески воспринимает грозу. Кулигин говорит, что гроза — это электричество, но это очень упрощенное понимание символа. Но потом, называя грозу бла­годатью, Кулигин тем самым раскрывает высший пафос хрис­тианства.

Характеристика Феклуши в пьесе “Гроза”


Кто такая Феклуша в пьесе “Гроза” Островского? На первый взгляд – вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе “Гроза” можно начать со слова “странница”.

Вообще, в русской литературе и культуре достаточно сильны мотивы странничества. Образы странников встречаются и у Пушкина, и у Достоевского, и у Горького. Нельзя отрицать, что образ странников связан с фольклорной традицией.

В сказках можно найти множество примеров персонажей, которые путешествовали по миру, “странствовали”.

Странники являлись символом и носителем житейской мудрости, некой высшей истины, как, например, Лука в горьковскойпьесе “На дне” или же странники-старцы из былин об Илье Муромце. У Островского в произведениях меняется полюс восприятия.

Роль Феклуши в пьесе “Гроза” заключается в другом. Описания Феклуши в тексте нет. Но ее внешность несложно представить. Странники, по обыкновению, люди средних лет или чуть старше. Часто они, за неимением другой одежды, были вынуждены одеваться в лохмотья.

Показательно имя персонажа – Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше.

Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети.

Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о “жестоких нравах” и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.

“Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный” – такие слова говорит Феклуша другой женщине. Ее слова слащавы и лживы.

Она беззастенчиво врет, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.

Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено. С ее точки зрения другие религии и вероисповедания не правильны, потому что неправедны: “говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят.

В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой – салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный”.

Ее слова о московской суете и огненных машинах не только похожи на алогический бред, но и иллюстрируют необразованность, “темность” таких людей. Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда останутся грешным мраком. Кстати, в образе Феклуши автор показывает лицемерность в отношении религии. Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно.

Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.

Речевая характеристика Феклуши в “Грозе” также важна. Ее реплики переполнена обращениями “милая”, “сударь”, “милая девушка”, “ваша светлость”. С одной стороны, это придает ее речи гипнотическую напевность, с другой – доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.

Феклуша в “Грозе” не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил еще одну грань “темного царства”. Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.

Феклуша рассказывает жителям города о других странах. Они ее слушают, заостряют своё внимание только на этом. В это же время она незаметно для других говорит правду о людях. Но они этого не слышат, потому что не хотят слышать. Феклуша восхваляет город Калинов, тихую жизнь в нём.

Люди радуются тому, что их город такой великолепный, больше им ничего не надо. Второстепенные персонажи в пьесе не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они являют нам разные типы отношения людей к своей несвободе.

Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…

Больше того, можно даже предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой.

Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к своей жене.

Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери.

Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, лишь искал утешения в вине да в тех коротких поездках, когда хоть на время мог вырваться из-под гнета матери.

Разве что более образованный да, как и Катерина, не всю жизнь провел в Калинове. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.

Катерина с горечью говорит о том, что Борис, в отличие от нее, свободен. Но свобода его — разве что в отсутствии жены.

И наконец, последний персонаж — полусумасшедшая барыня, которая в самом начале пьесы предрекает гибель Катерине. Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе воспитанной в патриархальной семье религиозной Катерины.

Правда, в финале пьесы Катерине удается преодолеть в себе страх, ибо она понимает, что всю жить лгать и смирять себя — грех больший, чем самоубийство.
Второстепенные персонажи, как уже было сказано, — это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины.


Савел Прокофьевич Дикой

Речь его грубая, в ней чувствуется невежество, нет никакого уважения к окружающим, чувствует себя барином, слова, пришедшие из другого языка произносит на свой манер, неправильно.

Борис Григорьевич Дикой

Борис – борющийся. Григорьевич – мужчины с таким отчеством спокойны, но с хитринкой, стараются не навязывать своей точки зрения. Он бодрый, неспящий. Дикой — упрямый, в какой-то степени дикий.

В речи употребляет простонародны слова, но он образован, деликатен, не использует нецензурные слова.

Марфа Игнатьевна Кабанова

У нее грубая речь, в общении часто употребляет бранные слова, много повелительных предложений. Есть слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, они направлены исключительно к Феклуши.

Тихон Иваныч Кабанов

Тихон – тихий, мягкий, спокойный, есть потребность в движении, человек себе на уме. Он внешне соглашался со своей матерью, когда находился дома, делал все так, как она хотела, но как выбрался из дома, то делал все то, что хотел: пил, развлекался, не работал. Иваныч – терпеливый, уравновешенный, вдумчивый и спокойный. Кабанов – упрямый

Разговаривает вежливо, преданно и услужливо с матерью, льстит ей и во всем поддакивает. Когда нет матери речь вольная, развязная, может повысить голос, его речь простонародная.

Кабанова Катерина Петровна

Варвара – иноземка, варварка, дикарка, жестокая. Обладает силой, она способна свернуть горы и уничтожить преграды. Так и есть, если она хочет уйти на свидание, она сделает все, и ключи от калитки найдет, и обманет всех.

Кулигин – фамилия произошла от прозвища Кулига. Так называли стаю птиц или ровное место.

Кудряш – происходит от прозвища кудряш, которое получил кудрявый человек, фамилия указывает на особенности внешности.

Шапкин — такое прозвище мог получить тот, кто шил шапки.

Глаша – стойкая, изящная, утонченная особа.


Дикой и Кабаниха.Художник С. В. Герасимов

Результатом всего этого выходит то, что жизнь в доме Кабановой — не жизнь, а каторга.

«Взгляните же теперь на другое лицо драмы (тоже аксессуарное): на Савелья Прокофьича Дикого, купца, значительное лицо в городе.

Какой контраст с Кулигиным! От первого веет человечностью, разумностью, видно, что свет божий проник в его душу; второй точно зверь лютый: ничего знать не хочет, ничьих прав признать не хочет, никого не слушает, всех ругает, ко всем придирается, — и все потому лишь, у него уж нрав такой, что совладать с собой не может.

Откуда этот контраст? Оттого, что в душу одного проник луч истины, добра и прекрасного — луч образования, а душа другого объята мраком непроницаемым, разогнать который может лишь свет просвещения…


Катерина Кабанова

«… Кабанова не может … поработить совершенно невестку: Катерина постоянно делает ей отпор, постоянно отстаивает права свои на самостоятельность. Отсюда вечная вражда между ними. Результатом всего этого выходит то, что жизнь в доме Кабановой — не жизнь, а каторга.

Оставаться в таком положении нет сил ни для Тихона, ни для Катерины,- и каждый из них выходит по-своему из своего, по-видимому, безвыходного положения. Катерина находит исход …: она влюбляется в одного молодого человека, Бориса Григорьевича, племянника купца Дикого.

Тихон Кабанов


«Тихон Иванович, сын Кабановой — … человек добрый, с мягким сердцем, но уже совершенно лишенный всякой воли: мать делает с ним все, что хочет. Любя жену и, по натуре своей, не имея возможности обращаться с ней грубо, деспотически, как требуют того старинные нравы, в которых Кабановой хотелось бы воспитать и удержать всех, — он тем навлекает на себя постоянное гонение матери…

Варвара Кабанова

«…Варвары, в которой нет уже ни мистицизма, ни нравственности, и которая преспокойно прогуливает себе ночи с конторщиком Ваней Кудряшом, не боясь ни унизить своего человеческого достоинства, ни попасть за это в геенну огненную. …Бой-девка — проведет и выведет…

«…с Тишей, который, как нам кажется, в тысячу раз и умнее и нравственнее пошлого Бориса… …Борис — пошляк страшнейший…

«Лучшим из этих аксессуарных лиц — нужных и превосходных в сатире, и лишних в драме — является, по нашему мнению, Кулигин,- мещанин, часовщик-самоучка. Лицо это прямо выхвачено из жизни и полно глубокого смысла по отношению к основной идее драмы г. Островского.

Посмотрите — какое у Кулигина светлое миросозерцание, как чужд ему мистицизм, как ласково и радостно он смотрит на всех, как любит всех, посмотрите, какое у него стремление к знанию, какая любовь к природе, какая жажда принести пользу людям: хлопочет он и об устройстве солнечных часов на бульваре, и об устройстве громоотводов — и все это не для себя, не из видов корысти, не ради спекуляции, а так — ради общего блага, в чистом и благороднейшем значении этого слова…

«Из остальных аксессуарных лиц, после Кулигина, на первый план выступает Феклуша, приживалка. Лицо это, мастерски срисованное с натуры, играет огромную роль в концепции сатирической драмы г. Островского.

Полусумасшедшая барыня

Образ грозы как в одноименной пьесе Островского


Конечно, это лишь одна грань образа, и гроза в пьесе живет со всей натуральностью природного дива: движется тяжелыми облаками, сгущается недвижной духотой, разражается громом и молнией и освежающим дождем,— и со всем этим в лад идет состояние подавленности, минуты ужаса принародного признания и потом трагическое освобождение, облегчение в душе Катерины.

Такой душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда — смерть. И любовь к Борису, честному, добропорядочному, но не способному отве-гить этой силе, и яркости чувства,— путь к ее гибели. Да иначе и быть не может: свободное чувство в самодурных условиях быта обречено, за него уже готовится расплата.

Покаяние Катерины перед народом в четвертом акте психологически строго мотивировано: тут и выкрики сумасшедшей барыии, и удары грома, и неожиданное появление Бориса, и зрелище геенны огненной…

Но в этом не одна слабость, но и сила духа героини, которая не побоялась, как и говорила, людского суда.

Почти одновременно с Флобером, описавшим мадам Бовари, и задолго до Толстого, изобразившего Анну Каренину, Островский попытался проникнуть в душевный мир страстной женщины, охваченной любовью, как бушующей стихией, пожаром, с которым она не в силах сладить.

Темная, пугающая ее саму страсть поднимается, будто вопреки ее воле, из глубин души, и она уже ничего не в силах поделать с собою.

Традиции религиозного воспитания повелевали думать, что в замужней, по воле небес повенчанной женщине, такое может возникнуть лишь как игра чужих ей темных сил, дьяволово внушение, власть бесов, замутивших чистые душевные ключи.

Но это, так сказать, субъективный мир героини, ее психологический строй. А что же сам Островский? Оправдывает ли он ее? Жалеет ли? Проклинает? Вопросы, не праздные.

Островский с самого начала был свободнее от догмата наказания, средневековой моральной книжности. Он любуется не столько прельстительной красотой героини, сколько ее прямодушием и чистосердечием.

А в двух эпохах жизни Катерины — безмятежном счастливом девичестве и пригнетенном замужестве, автор обнаружит фон, заранее пробуждающий энергию сочувствия в читателе и зрителе.

Сомнение рождается неизбежно: если религиозный закон и расхожий предрассудок против Катерины, то, может, не прав закон? Тем более что ее искренность поставить под сомнение невозможно.

Читайте также: