Роль эпохи возрождения в современном образовании и воспитании сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Понять образовательные достижения эпохи Возрождения невозможно без анализа экономической и социокультурной ситуации, сложившейся в XIV–XVI вв. в странах Западной Европы. Различный характер экономического развития в разных странах (например, экономически мощная Италия и Франция и замедленное развитие торгового капитала в Германии) определил уникальную социокультурную ситуацию в каждой из них и, как следствие, по-разному отразился как в педагогических идеях итальянских, немецких и французских педагогов-гуманистов, так и в образовательной практике разных стран.

ВложениеРазмер
Воспитание и педагогическая мысль в эпоху возрождения 92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

(ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф.Катанова)

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра дошкольного и специального образования

Направление: Педагогическое образование. Профиль: дошкольное образование

Тема: Воспитание и педагогическая мысль в эпоху возрождения.

Контрольная работа по педагогике

Проверил: Поваляева Г.А

Глава 1 Общая характеристика эпохи Возрождения

Понять образовательные достижения эпохи Возрождения невозможно без анализа экономической и социокультурной ситуации, сложившейся в XIV–XVI вв. в странах Западной Европы. Различный характер экономического развития в разных странах (например, экономически мощная Италия и Франция и замедленное развитие торгового капитала в Германии) определил уникальную социокультурную ситуацию в каждой из них и, как следствие, по-разному отразился как в педагогических идеях итальянских, немецких и французских педагогов-гуманистов, так и в образовательной практике разных стран.

Родиной одного из величайших движений, которое когда-либо переживало человечество, – Возрождения – стала Италия. В XIV–XV вв. Италия представляла собой государство, в котором сосредоточилась политическая, экономическая, религиозная, культурная, образовательная жизнь. Широкие торговые и иные экономические отношения Италии, ряд сделанных итальянцами географических открытий, сравнительно широкое распространение образования среди населения вызывали в людях иные по сравнению со Средневековьем стремления и запросы: у человека пробудились вера в себя, стремление к самопознанию и проявлению силы духа. Важнейшей предпосылкой к формулированию нового по сравнению со средневековым понимания человека стало творчество Данте, Петрарки, Боккаччо и др. Пристальное внимание к проблемам человека, его духовности, осознание его места в мире отразились в художественном творчестве Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля и др.

Особенностями культуры и образования эпохи Возрождения стали их светский характер, гуманистическая философия, обращение к античному культурному наследию. Источником всех идей эпохи Возрождения служила античная культура, которая была пропитана верой в человека. Именно она предложила новой эпохе высокие и прекрасные образцы, готовые формулы для конструирования своего мировоззрения. Но главное – античная культура открыла Возрождению идеи гуманизма и гармонии, красной нитью пронизавшие педагогическую теорию и практику не только новой эпохи, но и всех последующих. Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человеческой личности, ее права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Воспитание и образование для Возрождения имели жизненно важное значение. Кроме того, общественному интересу к этим сферам человеческой деятельности способствовало значительное распространение книгопечатания в конце XV в. Гуманисты понимали, что новые идеалы войдут в жизнь с молодым поколением, воспитанным в духе этих идеалов, поэтому вопросы образования и воспитания подрастающего поколения становились предметом пристального внимания педагогов-гуманистов. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывали с его целенаправленным воспитанием моральный и социальный прогресс общества. Этим объясняется особое внимание к педагогике в эпоху Возрождения, когда педагогическая мысль значительно опережала образовательную практику, как правило, сохранявшую традиционную для Средневековья форму. В педагогических сочинениях виднейших гуманистов формулировалась новая цель воспитания, выделялись условия и требования, способствующие развитию гармоничной личности. Особый акцент делался на интеллектуальные, нравственные, эстетические элементы воспитания. Получили признание потребность и ценность физического воспитания подрастающего поколения.

Основой образования и воспитания гуманисты, опираясь на идеи М.Ф. Квинтилиана, считали совокупность природных способностей ребенка, которые развиваются в обучении с помощью руководства, наставления и упражнений. Педагоги настаивали на необходимости выявления путем наблюдения природных склонностей детей, учета их индивидуальных особенностей и применения различных методов воздействия на учеников в зависимости от их характеров и способностей. В эпоху Возрождения сложилось понимание важной роли обучения и воспитания в формировании нравственности, развитии ростков добра, смягчении и обуздании нежелательных наклонностей.

Сформулированные педагогами-гуманистами идеи отражались в педагогической действительности, преображая ее: возникали новые типы учебных заведений, пропитанные исключительно идеями гуманизма; пересматривались содержание, формы, методы обучения; создавались новые учебники и учебные пособия. Схоластическое образование уступило место грамматико-риторическому (классическому), суровая дисциплина Средневековья сменилась на более мягкую и гуманную. Все настойчивее звучала мысль о внимательном, бережном отношении к личности ребенка.

Глава 2 Педагогическая мысль эпохи Возрождения

Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Несомненно, их сочинения несут на себе отпечаток национального своеобразия. Так, труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В сочинениях немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда.

Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.

Современник Витторино Пьетро Паоло Верджерио (1350–1444) главным в развитии личности считал нравственное воспитание, которое понималось им широко и многогранно. Оно включало в себя религиозный, собственно нравственный и физический компоненты. В трактовке П.П. Верджерио умственное воспитание имеет тесную связь с нравственным и значимо только в этой связи: знания без нравственного воспитания не ценны, даже более того – опасны. По мысли педагога, воспитание гуманно только тогда, когда оно выстраивается в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (практическое выражение эта идея в полной мере нашла значительно позднее в воспитательно-образовательных системах Я. Корчака, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др.).

Формулируя цель воспитания, Эразм Роттердамский превыше всего ставил благочестие и нравственность, он выдвинул идею всеобщего обучения. По его мысли, широким массам населения, которым недоступно научное образование, необходимо религиозное воспитание, но для того, чтобы все могли читать Библию, нужно всеобщее обучение. Определяя содержание обучения, он на первое место ставит грамматику, далее следуют история и литература, география и естествознание.

Эразм Роттердамский резко протестует против суровой школьной дисциплины, побоев, требует, чтобы учение доставляло ребенку радость и удовольствие. Он настаивает, чтобы образование было доступно и мужчинам, и женщинам, особое место в образовании женщин должны занимать классические языки.

Глава 3 Развитие практики образования в странах Западной Европы в эпоху Возрождения

В массовом своем проявлении практика образования в эпоху Возрождения сохраняет черты средневековой школы, однако к XVI в. некоторые гуманистические идеи воплощаются в жизнь и появляются новые типы школ.

В Западной Европе особое распространение получили латинские (городские) школы. В низших латинских школах осуществлялось элементарное обучение, главным предметом был латинский язык: дети учились читать Библию. Программа высшей латинской школы была сложнее и состояла из трех классов: в первом учили читать по-латыни, писать, обучали молитвам и пению; во втором классе проходили латинскую грамматику, читали басни Эзопа на латинском языке, заучивали наизусть стихотворения, проходили катехизис; в третьем классе (чаще отсутствовал) читали римских поэтов Вергилия, Овидия, Цицерона, продолжали изучение латинской грамматики. Данный тип школ, дававший умение читать и писать на языке богослужения, государственного управления и торговли, получил широчайшее распространение.

Исключением на фоне гуманитарно-ориентированных школ повышенного типа являлось учебное заведение, созданное Михаилом Неандером в г. Ильфельде (Германия). Школа была рассчитана на небольшое количество учащихся, в программу обучения входили традиционные предметы и дисциплины ярко реалистического научного характера: математика, история, география, физика, анатомия и физиология человека, ботаника, зоология, сельское хозяйство. В организации процесса обучения создатель школы выходил за рамки традиционных форм и отдавал предпочтение экскурсиям, лабораторным и практическим занятиям. В то время как в классической гимназии учеников наказывали, если они произносили фразу на родном языке, М. Неандер написал ряд учебников на немецком языке и смело заявил, что преподавание на родном языке более результативно.

К середине XVI в. огромное развитие получили школы иеронимитов – монашеского ордена братьев общей жизни. Школы учреждались религиозными общинами, процесс обучения и его организация основывались на гуманистических идеях и возглавлялись крупными педагогами-гуманистами. В содержание образования включались классические языки и литература, родной язык, разнообразные науки, исключалась схоластика. Позднее новые типы учебных заведений, возникшие в позднем Возрождении, развивались и трансформировались в период Реформации.

Бесспорной заслугой гуманизма эпохи Возрождения стоит считать признание ценности человеческой личности. Человека начали судить не по его принадлежности к какому-либо сословию, а по уровню его эрудиции и по степени участия в создании гуманистической культуры. Провозглашая человека центром мироздания, гуманизм отразил стремление целой эпохи к идеалу его гармоничного развития. Вместе с тем уже к XV в. обнаруживается несоответствие между идеалом и реальными возможностями его достижения, идеал всесторонне развитой личности оборачивается иллюзией. На смену социально-активной, духовно-нравственной личности приходит деловой человек-буржуа. Практика образования требует от педагогики разработки механизмов и моделей массового и доступного образования.


В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.

Ключевые слова: воспитание, гуманисты, всеобщее обучение, взаимопонимание.

The paper will discuss the basics of pedagogical thought of the Renaissance, the characteristics of this phenomenon, the main representatives and the contribution to the development of pedagogical thought. Influence of the concept of humanism of the Renaissance on modern pedagogy.

Keywords: education, humanists, universal education, mutual understanding.

В наши дни остро встаёт вопрос о необходимости педагогической корректировки личностных идеалов, в связи с этим мы хотим обратиться к истории эпохи что Возрождения — в то время, когда педагогическая мысль была тесно связана с развитием науки, искусства и литературы. Актуальность указанной выше проблемы заключается в том, что эпоха Возрождения — это рубеж средневековья и нового времени, некий переломный момент, характеризующиеся появлением чего-то нового.

История эпохи Возрождения начинается в XIV в. и заканчивается вначале XVII в. Данная эпоха представляет собой этап со многими культурными преобразованиями, к примеру, широкое распространение архитектуры и изобразительного искусства. Но также происходит реализация педагогической идеи гуманизма. Педагоги того времени выступали за то, чтобы в школах активно изучались: математика, механика, география и естествознание.

Гуманисты эпохи Возрождения считали, что человек награжден божественным разумом, способен действовать независимо, без опеки церкви.

Для детей знатного происхождения педагоги требовали полного эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения классических памятников литературы. Они с почтением относились к детям, выступали против строгой дисциплины, пытались пробудить интерес к изучаемому предмету.

В период эпохи Возрождения педагоги выдвигали множество идей и концепций. Они использовали разные методы в образовании, к примеру, беседа или игра, то есть то, что не было характерно для обучения до XIV в., и вследствие этого развились новые основные взгляды людей на обучение детей в школах.

Второй принцип — принцип наглядности: здесь многое завесило от преподавателя. Он на своём примере, своими действиями показывал ученику основу какого-либо предмета, чтобы заинтересовать его в обучении.

Следующим был принцип постепенности и систематичности знаний: для обучения составлялся некий график, в который входило распределение ребёнка по возрасту и уровню его знаний, и любые темы в процессе обучения изучались постепенно.

И последним, четвёртым принципом выступали упражнения и прочное овладение знаниями и навыками. Это заключалось в повторении и закреплении изученного материала с помощью заданий и упражнений.

Нидерланды в эпоху Возрождения имели большую значимость в развитии культуры не только благодаря созданию таких жанров живописи, как натюрморт и пейзаж, но и благодаря развитию гуманистических идей, имея тесную связь с Италией. Крупнейшим представителем культуры того времени стал нидерландский гуманист Эразм Роттердамский, произведения которого имели большую популярность, а вклад в развитие педагогики оказался также столь значимым, как и вклад в развитие литературы.

У Эразма Роттердамского имелись свои собственные основные идеи по отношению к взрослым и детям и к их обучению. Для начала он считал, что людьми не рождаются, но делаются путём воспитания. Роттердамский пытался донести до общества, что благодаря воспитанию человек создаёт в себе личность, имеющую гуманные характерные черты.

Также он говорил, что человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность. Речь идёт о том, что у человека всегда есть и должен быть выбор. Он способен нести ответственность за свои поступки, будь то наказание или поощрение.

Роттердамский выступал против всякого насилия и всегда ставил защиту ребёнка превыше всего, указывая на то, что детей надо правильно воспитывать с самого рождения, и лучше, если это делают родители. Но если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя.

Эразм Роттердамский всегда ставил в приоритет здоровый образ жизни и постоянные занятия физическими нагрузками, чтобы люди поддерживали своё здоровье.

Педагог всегда говорил о том, что ребёнок имеет право на правильное воспитание, а также то, что к внутреннему миру ребёнка нельзя относиться жестоко. Указывал, что образование детей должно строиться на взаимном понимании и уважении.

Таким образом, в эпоху Возрождения открываются университеты, появляются новые направления научных исследований и соответствующие новые учебные дисциплины, развивается искусство. Данная эпоха ознаменовалась появлением ярких мыслителей и педагогов-гуманистов, что повлияло на развитие образования в целом. Педагогические идеи эпохи Возрождения непосредственно сыграли большую роль в современном образовании. Практически все нынешние учреждения пользуются идеями и методиками обучения педагогов эпохи Возрождения.

Основные термины (генерируются автоматически): эпоха Возрождения, всеобщее обучение, обучение, ребенок, школа.

Особый вклад в развитие школы и педагогической мысли внесла эпоха Возрождения, переходная от Средневековья к Новому времени (14-16 в.в.).

Исходной датой западного Возрождения принято считать 1453 г., когда произошли захват турками Константинополя и бегство ученых в Италию, где они пытались возродить античный взгляд на мир и человека (Возрождение).

В этот период античная культура была образцом для подражания, сокровищницей идей, которые получили дальнейшее развитие в новых условиях. В 14-16 в.в. искусство Италии достигло неслыханного расцвета.

В эпоху Возрождения получают большое развитие математика, астрономия, механика, география. Это время революционных открытий Коперника, Галилея, Кеплера, Гарвея, которые заложили основы современного естествознания. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе (Гуттенберг), открытие Америки, морского пути в Индию (вокруг Африки).

В различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития каждой страны.

Колыбелью европейского Возрождения стала Италия. Именно в этой стране античные идеалы получили наибольшее развитие. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывали прогресс общества с его целенаправленным воспитанием. Этим объясняется особое внимание к педагогике в эпоху Возрождения. Педагогическая мысль значительно опережала педагогическую практику, сохранявшую традиционную для Средневековья форму.

Гуманистический идеал эпохи Возрождения — человек образованный и просвещенный, воспитанный на принципах высокой нравственности, физически развитый и душевно стойкий. Основой образования и воспитания гуманисты считали природу, дисциплину (наставления, руководство) и упражнения. Идея гармоничного развития человека заставила обратить внимание и на физическое воспитание. Характерно, что в эпоху Возрождения физическое воспитание трактовалось шире, чем в период античности. Оно подразумевало не только гимнастические упражнения и военную подготовку, но и закаливание организма, активные виды отдыха (игры, танцы).

Гуманисты реформировали традиционную систему семи свободных искусств. Новый комплекс гуманитарных дисциплин получил название studia humanitatis. Был расширен тривиум, в него включили историю, моральную философию, грамматику, поэзию, риторику, которую гуманисты высоко ценили за ее нравственное влияние, переосмыслили преподавание логики, придав ей инструментальный характер. В рассматриваемый период роль квадриума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) была незначительной. Скромное место занимали в программе обучения и естественные науки.

В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения — как добровольного, сознательного и радостного процесса, что представляло разительный контраст со средневековой системой образования, где учение ассоциировалось с розгой.

Еще одна важная идея, выдвинутая гуманистами, — связь обучения с жизнью. Считалось, что основным критерием образования выступает его полезность для подготовки человека к жизни.

Гуманисты выступали за

тщательный отбор учебного материала,

чередование занятий в течение дня,

разностороннее энциклопедическое образование,

наглядность в обучении.

Огромное значение придавалось личности учителя. Он должен был быть не только высокообразованным, но и доброжелательным, чутким, проницательным человеком, хорошо разбираться в детской природе и учитывать индивидуальные особенности детей.

В этот период так и не сложилось единой точки зрения относительно того, где лучше получать образование: в школе или дома. Одни гуманисты горячо выступали за школьное образование, доказывая его преимущества необходимостью единого общественного воспитания для всех граждан. Другие считали, что из-за общего неудовлетворительного состояния школьного дела домашнее образование предпочтительнее.

Центральное место в педагогической системе периода позднего Средневековья занимало нравственное воспитание. В детях поощрялись и воспитывались такие качества, как жизненная активность, стремление к славе, почитание старших, благочестие.

Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Все здание было специально переоборудовано для нужд школы по указаниям Витторино. Роскошная мебель была вынесена, многочисленный штат прислуги удален. Педагог стремился воспитать в детях умеренность в противовес чрезмерной роскоши, блеску и распущенности аристократии того времени. Стены дворца были украшены фресками, которые изображали играющих детей. В комнатах отличие от средневековых школ было много света и воздуха. Витторино правильно считал, что красивая, привлекательная обстановка школы способствует учению.

На первый план ставилось нравственное воспитание, громадное значение придавал примеру. Он стремился выяснить индивидуальные особенности каждого ученика и подходить к ребенку, учитывая эти особенности. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, требовал не зубрежки, а сознательного усвоения. Он ввел новые методы обучения: грамоте он обучал, применяя подвижные буквы, первоначальные сведения по арифметике сообщались детям посредством игр. Воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу (впервые вводит учебную экскурсию как метод обучения). Телесные наказания были из школы изгнаны. Существовало самоуправление учащихся.

Но все же школа была аристократическим учебным заведением и обслуживала в основном детей знати. Сам Витторино да Фельтре, был очень бескорыстным человеком, умер в бедности и был похоронен за счет государства.

Юные солярии свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство. В Городе Солнца заботятся об улучшении "породы людей", так как убеждены, что это — основа общественного блага. Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории и народных обычаев. Соляриям прививают любовь к искусству, к прекрасному, к естественной красоте человека. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем и привлекательностью. Глава государства - наиболее образованный гражданин.

Солярии воспитаны в духе религии "как закона природы". Их Бог — Солнце, природа. Каждый вправе выбирать любую конфессию. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми.

Идеи гуманизма из Италии проникают во Францию, Испанию, Великобританию и другие страны Европы.

В то время в Европе происходил бурный процесс формирования наций. Шло собирание земель, объединение территорий под эгидой единого правителя, необходимо было освободиться от феодальной разобщенности, постоянных смут, распрей, междоусобных войн между отдельными князьками.

Европейскую славу снискали Франсуа Рабле, Хуан Луис Вивес, Томас Мор, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский и другие гуманисты, оставившие яркий след в истории школы и педагогики.

Французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494—1553) был священником, восставшим против церкви. Он открыто издевался над религией и попами. Дважды он был вынужден вымаливать у папы Павла III прощение. Сначала монах, затем заклятый враг монашества, священник, затем врач, потом снова священник. Энциклопедист по образованию, филолог, медик, юрист, писатель.

Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом изучении религиозных текстов.

В его романе король великанов, мотылькотов (вымышленный народ) Грангузье пригласил для воспитания своего сына Гаргантюа ученых – схоластов, которые заставляли его зазубривать все наизусть. Он выучил некоторые схоластические книги так, что мог пересказать их как с начала до конца, так и обратно, в результате чего лишь отупел, стал рассеяннее и бестолковее.

Тогда его отец, выгнав учителей – схоластов, пригласил учителя – гуманиста Понократа, который все изменил. Гаргантюа забывает как ненужный хлам все, чему его учили богословы. Воспитатель печется о том, чтобы сделать из Гаргантюа физически сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека. Чтение дает пищу для поучительных бесед. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Освоение наук происходит в игровой форме, например, счету Гаргантюа учится, играя в карты. Умственные занятия чередуются с играми, физическими упражнениями на воздухе, гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает, поднимает тяжести. С воспитанником ведутся беседы, которые помогают ему узнать подлинную жизнь: о хлебе, вине, воде, соли и пр. Вечерами Гаргантюа рассматривает звездное небо. В дождливые дни - пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых мужей. Порой целые дни проводит на лоне природы, собирает гербарий. Его обучают игре на нескольких музыкальных инструментах и пению. Программа обучения, разработанная Рабле универсальна, энциклопедична. По его мнению человек должен владеть основами всех наук.

Его Гаргантюа незлоблив, разумен, добросердечен и любит своих подданных. Он хочет стать образованным королем, королем – философом, но в его вкусах, привычках, образе жизни многое осталось от быта его родителя. Он также любит сытно покушать, пображничать, иногда и озорно пошутить, но в отличие от отца он уже может похвастаться образованностью. Теперь он хочет сделать образованным своего сына Пантагрюэля. Принц – философ Пантагрюэль для Рабле идеал государя, идеал человека. В романе Рабле как бы описывает теорию просвещенной монархии.

Монтень высказал передовые для своего времени мысли о свободе совести и религиозной терпимости, роли игры в воспитании детей, бережного отношения ко всему живому, доброжелательного отношения к детям в школе.

Выдающимся представителем эпохи Возрождения был английский мыслитель Томас Мор (1478—1535). Благодаря уму, честности и неподкупности Томас Мор — сын небогатого и незнатного юриста (учился в Оксфорде, был другом Эразма Роттердамского) стал сначала главой английского парламента, а потом канцлером — фактически вторым человеком в стране после короля. Король Генрих VIII осыпал Мора милостями и высоко ценил его. Но когда Генрих VIII, вопреки закону, развелся с женой и женился на Анне Болейн, а потом объявил себя главой Английской церкви, Томас Мор не поддержал его. Речь шла о принципе — король считал, что он вправе нарушать любой закон, Томас Мор не мог согласиться с этим. Его обвинили в государственной измене и отдали под суд. Мор не отрекся от своих убеждений и окончил жизнь на плахе палача.

Многие передовые для того времени педагогические идеи, высказанные Эразмом Роттердамским, не потеряли своего значения и по сей день: индивидуальный подход к учащимся, учет особенностей характера в обучении, принцип состязательности при выполнении учебных заданий, отказ от наказаний.

Идеи Возрождения оказали значительное влияние на развитие школы и педагогики. Однако в реальной жизни того времени они не могли быть реализованы в полной степени, поскольку были по своей сути утопичны.

В целом среди всех педагогических идей было много прогрессивных, которые имели историческое значение, они провозглашали:

- Принцип всеобщего обучения, одинаковое образование для мужчин и женщин;

- Широкую организацию самообразования, просвещение взрослых;

- Уничтожение противоположности между физическим и умственным трудом;

- Обучение на родном языке;

- Широкий круг учебных предметов, в центре которых – естествознание;

- Принцип наглядности, наблюдения над природой;

- Умственное образование, физическое и трудовое воспитание и пр.

Подводя итог развитию образования и воспитания в Средние века, можно отметить, что от этой эпохи были унаследованы этические идеалы, идея народного образования, которая впоследствии осуществлялась на иных социальных и идеологических основаниях, элементы организационной структуры образования (школы разных ступеней, университеты), интерес к гуманитарному знанию, фундаментальные принципы образования и воспитания, имевшие целью не только умственное развитие ученика, но и взращивание его как нравственной личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о педагогике.Об особенностях ее развития .Предназначена для студентов среднего специального образования.

Педагогика в эпоху Возрождения и сегодня.

Для того чтобы лучше понять и применять средства и законы педагогики рассмотрим ее глубокий культурно-исторический контекст. Как самостоятельная наука она появилась в 17 в. и до этого была лишь частью философии. Чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670г.) опубликовал в1654г. один из первых научно-педагогических трудов. Предложенные им принципы и методы обучения, например принцип природосообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд теории обучения.

Если во времена средневековья доминировало авторитарное, традиционно-патриархальное воспитание то в эпоху Возрождения больше внимания стало уделяться индивидуальности человека, его способностям и интересам. Идеалогией Возрождения становится гуманизм, а отличительной чертой гуманистической педагогики той эпохи – синтез педагогической традиции античности и средневековые религиозные принципы . Однако гуманистическая идеология была элитарной, аристократической и находилась в большом противоречии с общественной жизнью того времени. Они были настолько устремлены в будущее, что оказались недоступны многим представителям той эпохи.

Гуманистический идеал человека включал обязательное интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие личности. Индивидуальность как отличие человека от других людей стала основопологающим понятием. Эти принципы актуальны и для современной педагогики как способа развития и приумножения природных задатков подростков, поиска пути воспитания активной, разумной личности способной к служению обществу и достижению жизненного успеха.

Читайте также: