Отступление наполеона из москвы картина сочинение коссак

Обновлено: 04.07.2024

Записки офицера армии Наполеона фон Иелина

Неблагоприятные известия, полученные императором (Наполеоном) из Петербурга, заставили его решиться дать приказ к отступлению после пятинедельного бесполезного пребывания в Москве. Между тем приближалась грозная зима, верная союзница русских. По окончании смотра, вечером 18 октября 1812 г. всей армии был дан приказ об отступлении. Главная армия успела отдохнуть во время пятинедельного пребывания в Москве и могла выставить 100.000 солдат, способных к бою, хотя она и значительно пострадала от постоянных потерь при военной фуражировке. Но эти солдаты уже не представляли собой прежнюю всесильную армию; она не подвигалась военным маршем, а тащилась вялым, медленным шагом.

Войска спешили покинуть город в ночь на 19 октября и рано утром; некоторые отряды двинулись вечером 18 октября. Ночь была не только темна, но и бесконечно длинна, продолжаясь от 4 часов пополудни до 8 часов утра. Наконец к 9 часам утра вюртембергские отряды выбрались из города по дороге в Калугу, куда было решено отступать. Но какое странное зрелище представляла собою великая армия!

Солдаты, не вышедшие еще из строя, шли обремененные всевозможной поклажей из Москвы. Каждый хотел что-нибудь захватить и доставить на родину, забыв, во время пребывания в городе, запастись необходимым.

Весь обоз походил скорее на толпу, нагрянувшую в беспорядке из неведомой страны, наряженную в всевозможные одежды и теперь уже напоминавшую собою маскарад. Эта толпа шла впереди во время отступления, постоянно нарушая порядок, желая оградить награбленное имущество от расхищения солдат. Но так как среди узких улиц, загроможденных обломками разрушенных домов, обозы, повозки, кареты и коляски всевозможных видов постоянно наезжали друг на друга, то толпе было приказано обождать, пока не пройдут строевые войска. При этом происходила ужасная суматоха и беспорядок, впоследствии повторявшиеся при каждом переходе.

Сам Наполеон с величайшим трудом пробирался среди этого хаоса. Хотя невозможность тащить за собою эти громадные обозы была очевидна для всех, не было дано приказа их покинуть. Это не было сделано, быть может, ввиду того, чтобы не лишить побежденных последнего утешения, после неимоверных испытаний. К тому же среди награбленной добычи находились съестные припасы первой необходимости, а повозки и кареты могли служить позднее для перевозки больных и раненых. При этом имели в виду и нападения казаков, которые без всяких распоряжений могли заставить покинуть награбленное имущество, что действительно и произошло позднее.

Среди этой толпы находились многие французы с семьями, изгнанные из Франции во время революции и обратившиеся к императору с просьбой о разрешении вернуться в отечество. Им не оставалось другого выхода. Внушив к себе этим шагом презрение со стороны русских, они были вынуждены следовать за армией; всем им приходилось особенно плохо; их было более жаль, нежели солдат. Им было бы, конечно, выгоднее идти впереди, но на это они не смели решиться, опасаясь погибнуть мученической смертью при нападении бродивших повсюду крестьян и казацких отрядов. Поэтому им приходилось, заранее обрекая себя на верную гибель, выжидать, пока пройдут войска.

Таким образом мы 19 октября добрались до Соснецкого, 20-го и 21-го до Чашкова; 22-го до Руднева, 23-го до Букозова, 24-го до Митьева и 25-го до Боровска, по указанному пути в Калугу. Во время этих переходов шел холодный дождь, дороги сделались непроходимы, платье обледенело. Обозы и пушки и прочее застревали до осей в топях, откуда их вытаскивали с величайшим трудом.

Войска подвигались вяло и с большими усилиями. Лица были мрачны и недовольны. Обремененные добычей, мы употребили, после продолжительной стоянки, семь дней, чтобы пройти расстояние, на которое требовалось не более 24 или 25 часов. Если бы мы подвигались скорее, русские остались бы позади, и мы могли бы завладеть этой дорогой; 6 часов позднее, оставив за собою Малоярославец, мы бы оказались в выигрыше.

26 октября, приближаясь к этому городу, мы услышали пушечную пальбу. Войско, шедшее впереди, подверглось нападению неприятеля. Завязался страшный бой, где погибло много народу; хотя победа осталась на нашей стороне, но обе стороны считали себя побежденными. Вследствие этого Наполеон, решив покинуть этот путь, направился по старой дороге, сохранившей следы опустошения. Большая часть главной армии подошла к Малоярославцу, когда все было кончено. Я попал сюда и грелся в той самой несчастной избе, где нашел убежище Наполеон, и где он держал совет с своими генералами. Сегюр называет эту избу ткацкой избой только потому, что в ней находился ткацкий станок. Между тем в этой местности крестьяне имеют ткацкие станки в каждой избе, так как женщины ткут полотна, шириною в ¾ аршина, для чего требуется небольшой ткацкий станок.

Дороги становились все хуже. Падение лошадей вызвало необходимость отдать приказ сжечь повозки, оставшиеся позади, потопить в реках пушки, которых нельзя было тащить далее, взорвать пороховые обозы; все это было поручено исполнить отряду, оставшемуся в арьергарде. Теперь начались еще худшие бедствия.

В Можайске, куда мы прибыли во второй раз, все было переполнено ранеными; все старались захватить с собою этих несчастных, но не хватало самого необходимого, и пришлось многих покинуть на произвол врагов, которых нельзя было особенно похвалить, так как они бессердечно нападали на безоружных. Несчастные, предвидя это, умоляли их не покидать; поэтому на каждую повозку укладывали больных, но этот навязанный груз недовольные возчики нередко сбрасывали с повозки, и несчастные погибали на дороге. Мы расположились на биваке в нескольких верстах от города. Дождь превратился в снег; резкий леденящий северный ветер возвестил нам приближение зимы.

Дорогу из Москвы до этой стоянки мы могли бы совершить в три дня, но, подвигаясь окольными путями, мы потратили на это дней десять. Мы бы много выиграли, сразу заняв эту дорогу, или если бы Наполеон согласился упорно продолжать осаду Малоярославца. Теперь было поздно. Мы со всех сторон были окружены врагами, решившими затруднить нам путь среди этой пустыни, предоставив лишениям и морозу нас истребить окончательно.

После уничтожения и сожжения отставших обозов, фургонов, повозок, пушек и пр. истощились, наконец, и съестные припасы; их хватило всего на 14 дней. Наступил страшный голод, возраставший с каждым днем, так как по опустошенным дорогам ничего не оставалось и не было никакой надежды что-либо отыскать. Многие надеялись поддержать свои силы небольшим количеством сахара, пользуясь им с крайней расчетливостью; но и это средство скоро истощилось и пришлось довольствоваться лошадиным мясом. Сперва начали убивать самых тощих лошадей, застреливая их на месте. Оставалось еще немного соли и приправ; но и это вскоре уничтожилось; стрелять лошадей уже перестали и прямо вырезывали куски мяса из живых лошадей. Несчастные животные, обливаясь кровью, дрожа всем телом, стояли как оглушенные и, наконец, падали обессиленные на землю. Французы прежде всего вырезывали лошадям языки, не добивая их окончательно. При этом отступлении нет ничего ужаснее воспоминаний тех зверств, которые люди совершали над людьми и животными.

Большая часть войска превратилась в мародеров, побросавших свое оружие и вооружение для того, чтобы заняться грабежом. При этом они нередко попадались в руки русских и погибали в жестоких мучениях.

Тысячи умирали по дороге от истощения и голода. Лошади питались древесной корой и гнилой соломой, так как все замерзло и было занесено снегом. Кавалерийских лошадей брали для того, чтобы везти дальше артиллерию. Нужда росла с каждым днем. Таким образом мы добрались до Итарки 31 октября и прибыли в Вязьму 1 ноября 1812 г.

Нас ожидали новые испытания: холода усиливались с каждым днем; припасы истощились, подкрепительных напитков не было; стоять на биваке без теплой одежды среди льда и снега было выше человеческих сил.

Бесконечные ночи были ужасны, сырое дерево не горело, но и его приходилось собирать с трудом. В ожидании огня многие замерзали даже на работе; в ней участвовали офицеры высшего разряда для того, чтобы иметь право греться у огня. Нередко случалось, что, когда огонь разгорался, подбегали сильнейшие и отгоняли слабых; дело часто кончалось драками и убийствами.

Те, которые изнемогали на дороге, оставались на месте и погибали, раздавленные обозами. Никто не заботился о том, чтобы отнести или положить в сторону этих несчастных. С них стаскивали последние лохмотья ранее, чем они умирали. Солдаты сбрасывали с себя оружие, всякая дисциплина исчезла, воцарилась анархия; каждый думал только о себе, стараясь пробиться во что бы то ни стало.

Солдаты, покидая ряды своих полков, двигались впереди беспорядочной толпой. Казаки, следовавшие за армией, ежечасно нападали на безоружных и грабили их. Сопротивляться было невозможно, так как вооруженные отряды шли позади или впереди армии.

По дороге стояла гололедица; изнуренные лошади с плохими подковами едва тащились без поклажи, малейшие холмы представляли непреодолимые препятствия. Пушки, обозы с амуницией или припасами и пр., масса различных повозок и карет, захваченных из Москвы, оставались на месте; об их сожжении никто не думал, и они попадали в руки русских.


Об идеологии российской элиты

А вот про основную массу российского населения Пелевин не пишет. Поэтому этот слой предоставлен самому себе и развивается по другим канонам. Но это другая тема.

Немного политэкономии

Так вот, тамплиерщина. И вообще – тайное знание, тайные общества и прочее в этом духе. Почему есть люди (я отношусь к их числу), у которых это всё вызывает такой жгучий интерес? Вот задал этот вопрос и задумался. В самом деле! Не так-то и легко ответить на этот, казалось бы, очевидный вопрос.

Какая невыразимая нелепость эта теория примата экономики над всем остальным.

А что же тогда? Но ведь даже в самых махровых советских учебниках по истории для 6 класса не скрывали, что многие шли на убой во имя отпущения грехов. Тут в самом деле нечто более возвышенное – можно поставить на кон всё своё материальное благополучие во имя спасения своей бессмертной души. И вот тут мы подходим к той точке, с которой понятней становится иное, не экономическое, а мистическое мироощущение.

Куда же без Наполеона?

Есть люди, для которых очень важным является приобретение нового автомобиля или недвижимости. А есть люди, для которых важным является сакральное и – не побоюсь этого слова – трансцендентное. Безусловно, одно не исключает другого – желающий купить новый автомобиль вовсе не обязательно закрыт для поисков сакрального (извиняюсь за столь избитое словечко). Но чтобы не увязнуть в деталях, разнесём эти два случая.

Человек материальный уверен, что любым историческим деятелем движет исключительно жажда материального стяжательства. Для такого человека совершенно непонятной будет постановка вопроса о том, что, например невысказанной целью похода Наполеона в 1812 году было уничтожение одного из центров Православия. Если задать такому человеку вопрос о том, для чего Наполеону понадобилось взрывать Кремль – когда боеприпасов и без того был дефицит – ответом будет сентенция о том, что Наполеон это сделал с досады. Мелкий человек рессентимент распространяет свои рефлексы на такую величину, как Наполеон, и пребывает в состоянии душевного равновесия – нет людей, мотивом поступков которых может быть что-то иное, отличное от того, что мотивирует самого человека материального.

У Пелевина, кстати, в его романах пруд пруди этих людей материальных, которые цинично посмеиваются над каким-нибудь бредущим в Оптину Пустынь графом Т. и объясняют ему, что в основе всего лежит человеческая страсть присосаться к нефтегазовой трубе или получить кусок бюджета. Впрочем, про Пелевина, как главного (а вернее, единственного) идеолога современного российского истеблишмента я уже сказал выше. Что лично для меня остаётся загадкой – сам Пелевин разделяет свою идеологию или он просто так зло стебётся, уравновешивая весь этот материалистический цинизм разными мистическими вкраплениями? Но в данном случае это не важно. Я продолжаю.

Вопрос ведь даже не в том, какую именно цель преследовал Наполеон (раз уж я его взял в качестве примера) в 1812 году. Вопрос во внутренней потребности увидеть за позитивистскими объяснениями что-то более таинственное. Меня, например, коробит от этой банальщины – де, Наполеон всего лишь латал прорехи в блокаде Англии. А блокада ему была нужна, поскольку он желал поставить Англию на колени во имя интересов французской буржуазии. Только и всего? Ну а если посмотреть на вопрос под другим углом? Если такая изначально бесперспективная затея, как блокада Англии, была задумана Наполеоном только для того, чтобы всегда иметь повод к войне в любом месте и, особенно, в Индии?

Почему же в России он не попытался сделать чего-то подобного, а, наоборот, постарался нанести религиозному сознанию русских наиболее чувствительный удар, приказав взорвать Кремль со всеми его соборами (и усыпальницами русских великих князей и царей)? Причём сделал он это в наименее подходящий момент – перед отступлением, когда очень многое зависело от настроения местного населения, а порох был, что называется, на вес золота. И ведь незадолго до этого французы вели себя совсем иначе – первым в Москву вошёл Мюрат и его авангард столкнулся с прикрывавшими уход Кутузова казаками на улицах города. Но стычки не произошло. Наоборот, Мюрат даже пообщался с русскими казаками, одарив некоторых из них золотом за храбрость. И после этого взрыв Кремля. Один из величайших умов своей эпохи – Наполеон, совершает такую очевидную и весьма опасную для себя бессмысленность. Непостижимо.

Тёмные закутки истории

Ну и конечно – тамплиеры. Их историю просто не может миновать всякий, кто ищет отгадок тайн истории (а особенно тот, кто ищет загадок). Таинственно созданные, ведущие таинственную деятельность (но в том числе и совсем не таинственную, чисто экономическую), опутавшие своими сетями практически всю Европу, лучшие воины, самые богатые банкиры, хранители каких-то восточных тайн и вдруг уничтоженные в одночасье, но возродившиеся в виде мифов в самое скорое время.

Но вот вопрос. Даже если тамплиеры сгинули на веки, а те, кто претендует на их духовное наследство (скажем, масоны) имеют к тамплиерам не большее отношение, чем к культу Кецалькоатля, означает ли это, что их духовные практики и их политические устремления пусты? Ну вот снова тот же Наполеон. Он искренне проникся симпатией к Павлу Первому и крайне болезненно воспринял его убийство. А Павел Первый, не забудем, был гроссмейстером мальтийского ордена. Это имеет какое-то отношение к последующим событиям или это совершенно случайная деталь? А то, что в Москве, в которую вошёл Наполеон, почитай каждый дворянский дом носил масонские символы (на некоторых и по сию пору остались), поскольку почти все московские и петербургские дворяне были масонами (включая Кутузова, кстати), это тоже несущественная деталь? Про влияние масонства на события 1789 года и упоминать не стоит.

Экономическая блокада? Ну а что если борьба за первенство между разными ветвями масонства? Про то, что пресловутые декабристы, вышедшие против Николая Первого в 1825 году – это были члены Северной и Южной масонских лож, стоит упоминать? И ещё странная деталь. Старообрядцы из Москвы не ушли, а, напротив, встретили Наполеона хлебом-солью. А ведь они, как никто другой, ревностно относились к вопросам веры. Стало быть, всё таки не видели в Наполеоне угрозу для своей веры?

Скучный позитивизм

Но возникает несколько вопросов. Возьмём для примера хотя бы тех же катаров. Гибель замка Монсегюр будоражит воображение ничуть не менее сожжённого Жака де Моле и его пресловутого проклятия. В своё время я одолел несколько толстенных книг по истории катаров и их учения. Там тебе и манихейство, и какие-то следы друидизма (историю которого я также в меру своих скромных возможностей изучал), и ритуалы странные и завораживающие, а порой и просто просящиеся на современный экран (какой современный обыватель откажется посмотреть сцену приписываемого катарам действа, когда в полной темноте толпа мужчин и женщин предаётся свальному греху?). Практически вся славная земля языка Ок была захвачена этой ересью – Симону де Монфору пришлось поработать. Все, кто пишут о катарах (кроме, разумеется, церковных историков), подчёркивают простоту и скромность катарских священников, выгодно отличающие их от златолюбивого и погрязшего в грехах священства Римской церкви. Мол это было одной из главных причин, почему в катарскую ересь массово впадали и народные массы, и сеньоры. И оно, возможно, в самом деле так. Но вопрос вот в чём – а стань катары господствующей религией Франции, а то и всего Запада, то не превратились ли они в точно такую же систему, что и католическая иерархия?

Внезапно – христианство

Юпитер и всё прочее скопище языческих статуй для поздней Римской империи были тем же, чем Маркс и Ленин для поздней империи советской. Свою потребность в настоящей живой религии мистически настроенные жители империи (Римской) удовлетворяли в культе Изиды и мистериях Митры. На подходе было уже и учение Мани. То есть христианство победило не Юпитера (который умер сам собой), а митраизм, манихейство, культы Изиды и прочие восточные таинства. Или скажу проще – одна религия, родившаяся на Востоке, победила другие восточные религии. Юпитеры тут были совершенно не причём. Про них не вспоминал ни один римский гражданин из тех, кого волновали религиозные вопросы.

И вот ещё какой интересный нюанс. Свою форму христианская церковь получила в готовом виде как ни странно от Юлиана-отступника, который готовил реформу церкви под верховным водительством Солнца Всепобеждающего, для чего тщательно проработал организацию новой церкви. Да и сам Константин был Солнцепоклонником, а в Христе видел воплощение Солярного божества. Что совершенно не удивительно, если не забывать, что сама идея римской имперской власти была взята Юлием Цезарем в Египте. Просто надо понимать, что между римским императором и египетским фараоном фактически стоит знак равенства. А египетский фараон был, собственно, воплощением бога Ра, то есть бога Солнца. И естественным образом римские императоры, подобно фараонам Египта, стали именоваться воплощениями божества (и уж как тут снова не помянуть Пелевина, который так любит поминать Амона-Ра).

Просто до Константина христиан казнили, как отказывающихся поклоняться императору, а Константин всё логично расставил на свои места. Если Христос – сын Божий, а единственное Божество – это Солнце, а он, император, собственно, и есть воплощение Солнца, то тогда, в сущности, христиане и поклоняются ему, воплощению Бога. Обе стороны на этом и сошлись. Нимб над изображением Христа появился именно тогда. Причём первоначально нимб Христа был в виде явных солнечных лучей.

Почему одни люди настроены материалистически, а другие – мистически?

Знать и верить

То есть мистический настрой и хорошее знание физики никак не противоречат друг другу. Порой даже наоборот.

А ответ, наверное, таков – пытливый ум хочет бросать вызов непознанному. А история – это набор разных непознанных или непонятных фактов. И не хочется верить в то, что вся история – лишь цепь случайностей, скреплённых банальным желанием кушать повкуснее и спать послаще.

По прочтении книги

Бельбо пропал напрасно.

А, как сказано в той же книге, достаточно Энергетического центра, чтобы началось время Чудес.

Когда осенью 1812 года армия Наполеона отступала из Москвы, за ней тянулся обоз в 40000 повозок с награбленным в древней столице имуществом. Последними покидали Москву гвардейцы маршала Эдуара Мортье в ночь с 22 на 23 октября 1812 года. Считается, что непосредственно с Бонапартом из Москвы вышли два обоза, а именно обоз с драгоценностями Кремля и обоз с коллекциями старинных доспехов и оружия.

В начале ноября Наполеон, понимая, что его армия, терзаемая казаками атамана Платова и авангардом русской армии под командованием генерала Милорадовича, тает на глазах, отдал приказ избавиться от грузов невоенного назначения. Проще говоря, он приказал бросить награбленное. Тысячи кладов были закопаны вдоль старой Смоленской дороги. Солдаты армии Наполеона надеялись впоследствии вернуться за припрятанными сокровищами.

Однако из войска в 610000 солдат до Франции дошло всего 58000 человек. Абсолютное большинство тех, кто надеялся вернуться за награбленным, сгинуло в российских просторах. И клады Наполеона так и остались нетронутыми.

Поиски этих сокровищ не прекращались никогда. Через несколько лет после войны бывшие французские солдаты и офицеры появились около Березинской переправы, у Семлевского озера, у озёр Бобровское, Лесное, Ореховское, Святое, а также в деревнях, расположенных у старой Смоленской дороги. Может, кто-либо и нашёл что-то незначительное, но основная масса кладоискателей уехала из России с пустыми руками, так как зимний и летний пейзажи в местах отступления французов сильно различаются.

Культовым местом искателей клада Наполеона является Семлевское озеро. Согласно легенде, именно там были затоплены два обоза с награбленным. Две серьёзные экспедиции занимались поиском этого клада. Первая состоялась в 1911 году, а вторая во времена Хрущёва. Обе не дали никаких результатов, хотя была привлечена серьёзная техника и лучшие специалисты тех времён.

В наши дни кладоискатели часто появляются на старой Смоленской дороге и прочёсывают обочины в поисках сокровищ, спрятанных в 1812 году. Но шансы найти что-либо на участке от Смоленска до Соловьёво равны нулю. Дело в том, что в 1830 году при реконструкции старой Смоленской дороги этот участок был проложен на новом месте, севернее, через Сеньково и Кардымово. Старую дорогу можно воссоздать лишь на карте.

19 октября французская армия (110 тысяч) с огромным обозом стала покидать Москву по старой Калужской дороге. Наполеон в преддверии наступающей зимы планировал добраться до ближайшей крупной базы, Смоленска, где по его расчётам были запасены припасы для французской армии, испытывающей лишения. Добраться в условиях российского бездорожья до Смоленска можно было прямым путём, Смоленской дорогой, по которой французы пришли к Москве. Другой путь вёл южным маршрутом через Калугу. Второй маршрут был предпочтительнее, так как проходил через неразорённые места, а падёж лошадей от недостатка фуража во французской армии достиг угрожающих размеров. Из-за отсутствия лошадей артиллерийский парк сократился, крупные кавалерийские соединения французов практически исчезли.

Дорогу на Калугу Наполеону заслонила армия Кутузова, расположившись под Тарутино на старой Калужской дороге. Не желая прорываться с ослабленной армией через укреплённую позицию, Наполеон свернул в районе села Троицкого (совр. Троицк) на новую Калужскую дорогу (совр. Киевское шоссе), чтобы обойти Тарутино.

ещё пять картин на данную тему

Отступление Наполеона из России. Е. Коссак. 1927 год.

Отступление Наполеона из России. Е. Коссак. 1927 год.

Верещагин В.В.

Верещагин В.В. "На большой дороге. Отступление, бегство. ". 1887-1895

Отход французов из Москвы. Я. Суходольский, 1844 г.

Отход французов из Москвы. Я. Суходольский, 1844 г.

Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894).

Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894). "В 1812 году". 1874 год.

2 комментариев к “19 октября 1812 года.”

Cуходольский невесть чего изобразил. Врожде как казака-мародёра задержал французский отряд.

Новая Калужская дорога — это все ж Боровское шоссе :-)
Ну, и в Ватутинках ему заночевать пришлось в ночь с 19 на 20 октября

Отступление армии Наполеона от Москвы


Главная армия Наполеона глубоко врезалась в Россию подобно клину. В то время, когда Наполеон входил в Москву, над его левым флангом на севере в районе Полоцкависела армия генерала Витгенштейна, удерживаемая французскими корпусами маршалов Сен-Сира и Удино. Правый фланг Наполеона топтался близ границ Российской империи в Белоруссии. Армия генерала Тормасова связала своим присутствием австрийский корпус генерала Шварценберга и 7-й корпус генерала Ренье. Французские гарнизоны вдоль Смоленской дороги охраняли коммуникационную линию и тыл Наполеона.

Стратегические планы сторон после отступления из Москвы

Отступление Наполеона из Москвы

Военный совет в Филях в 1812 г

Кутузов предполагал, что Наполеон станет отступать скорее всего на юг или по Смоленской дороге. Юго-западное направление все чаще фигурировало в показаниях пленных и дезертиров. Кутузов поставил под наблюдение все возможные пути отхода наполеоновской армии из Москвы. Одновременно укреплялась оборона северных границ Волынской, Киевской, Черниговской и Калужской губерний.

От Москвы до Малоярославца

Отступление французов через Березину

19 октября французская армия (110 тысяч) с огромным обозом стала покидать Москву по Старой Калужской дороге. Наполеон планировал добраться до ближайшей крупной продовольственной базы в Смоленске по не разоренной войной местности — через Калугу.
Дорогу на Калугу Наполеону заслонила армия Кутузова, расположившись под селом Тарутино на Старой Калужской дороге. Из-за недостатка лошадей артиллерийский парк французов сократился, крупные кавалерийские соединения практически исчезли. Не желая прорываться с ослабленной армией через укреплённую позицию, Наполеон свернул в районе села Троицкого (современный Троицк) на Новую Калужскую дорогу (современное Киевское шоссе), чтобы обойти Тарутино. Однако Кутузов перебросил армию под Малоярославец, перерезав французам пути отступления по Новой Калужской дороге.

24 октября состоялось сражение под Малоярославцем. Город восемь раз переходил из рук в руки. В конце концов французам удалось захватить Малоярославец, но Кутузов занял укреплённую позицию за городом, которую Наполеон не рискнул штурмовать. Армия Кутузова к 22 октября насчитывала 97 тысяч регулярных войск, 20 тысяч казаков, 622 орудия и более 10 тысяч ратников ополчения. Наполеон имел под рукой до 70 тысяч боеспособных солдат, кавалерия практически исчезла, артиллерия была значительно слабее русской. Ход войны теперь диктовала русская армия.

26 октября Наполеон приказал отступать на север на Боровск—Верею—Можайск. В боях за Малоярославец русская армия решила крупную стратегическую задачу — сорвала план прорыва французских войск на Украину и заставила врага отступать по разоренной им Старой Смоленской дороге. Из Можайска французская армия возобновила движение кСмоленску той дорогой, по которой наступала на Москву.

От Малоярославца до Березины

Отступление Наполеона, Березина


Ровно 202 года назад Наполеон переправился через реку Березина

От Малоярославца до села Красного (в 45 км к западу от Смоленска) Наполеона преследовал авангард русской армии под командованием генерала Милорадовича. Со всех сторон отступающих французов атаковали казаки генерала Платова и партизаны, сильно затрудняя снабжение армии. Основная армия главнокомандующего Кутузова двигалась южнее параллельно Наполеону, совершая фланговый марш.

1 ноября Наполеон прошёл Вязьму, 8 ноября вступил в Смоленск, где провёл 5 дней, поджидая отставших. 3 ноября русский авангард сильно потрепал замыкающие корпуса французов в сражении под Вязьмой. В распоряжении Наполеона в Смоленске оставалось до 50 тысяч солдат под ружьём (5 тысяч кавалерии), и примерно столько же небоеспособных солдат, раненых и потерявших оружие.

Части французской армии, поредевшие на марше из Москвы, входили в Смоленск целую неделю с надеждой на отдых и питание. Больших запасов провианта в городе не оказалось, а то, что было, разграбили толпы неуправляемых солдат. Наполеон приказал расстрелять французского интенданта Сиоффа, который столкнулся с сопротивлением крестьян и не сумел организовать сбор продовольствия.

Стратегическое положение Наполеона сильно ухудшилось: с юга приближалась Дунайская армия адмирала Чичагова, с севера наступал генерал Витгенштейн, авангард которого 7 ноября захватил Витебск, лишив французов накопленных там продовольственных запасов.

14 ноября Наполеон с гвардией двинулся из Смоленска вслед за авангардными корпусами. Корпус маршала Нея, находившийся в арьергарде, покинул Смоленск лишь 17 ноября. Колонна французских войск сильно растянулась в силу трудностей марша компактных масс людей в условиях надвигающейся зимы и недостатка снабжения. Этим обстоятельством воспользовался Кутузов, перерезавший французам путь отступления в районе села Красного. 15—18 ноября в результате боёв под Красным Наполеону удалось прорваться, потеряв много солдат и большую часть артиллерии.

24 ноября Наполеон подошёл к Березине, оторвавшись от преследовавших его армий Витгенштейна и Кутузова.

От Березины до Немана

Отступление Наполеона из Москвы

Осознав заблуждение, адмирал Чичагов безуспешно атаковал Наполеона основными силами 28 ноября на правом берегу. На левом берегу французский арьергард, оборонявший переправу, был атакован подошедшим корпусом генерала Витгенштейна. Основная армия главнокомандующего Кутузова отстала позади.

Не дождавшись переправы всей огромной толпы отставших французов, состоявшей из раненых, обмороженных, потерявших оружие и гражданских, Наполеон приказал сжечь мосты утром 29 ноября. Основным итогом сражения на Березине явилось то, что Наполеон избежал полного разгрома в условиях значительного превосходства русских сил. В воспоминаниях французов переправа через Березину занимает не меньшее место, чем крупнейшее Бородинское сражение.

6 декабря Наполеон покинул армию, отправившись в Париж набирать новых солдат взамен погибших в России. Из 47 тысяч гвардии, вошедшей в Россию с императором, через полгода осталось несколько сотен солдат.

14 декабря в Ковно жалкие остатки Великой Армии в количестве 1600 человек переправились через реку Неман в Варшавское герцогство, а затем в Пруссию. Позднее к ним присоединились остатки войск с других направлений. Отечественная война 1812 года завершилась практически полным уничтожением вторгнувшейся Великой Армии.

Северное направление

Отступление французов через Березину

Витебск остался неприкрытым, отряд из армии генерала Витгенштейна 7 ноября взял город штурмом, захватив в плен 300 солдат гарнизона и запасы продовольствия, подготовленные для отступающей армии Наполеона. 14 ноября маршал Виктор в районе деревни Смоляны попытался отбросить Витгенштейна обратно за реку Двину, однако безуспешно, и стороны сохраняли свои позиции до подхода Наполеона к реке Березине. Затем маршал Виктор, соединившись с основной армией, отступал к Березине в качестве арьергарда Наполеона, сдерживая давление Витгенштейна.

В Прибалтике под Ригой велась позиционная война с редкими вылазками русских против корпуса маршала Макдональда. Финляндский корпус генерала Штейнгеля (12 тысяч) подошёл 20 сентября на помощь гарнизону Риги, однако после удачной вылазки 29 сентября против французской осадной артиллерии Штейнгель был переброшен к Витгенштейну в Полоцк на театр основных боевых действий. 15 ноября маршал Макдональд в свою очередь удачно атаковал русские позиции, едва не уничтожив крупный русский отряд.

10-й корпус маршала Макдональда стал отходить из-под Риги в сторону Пруссии только 19 декабря, уже после того, как жалкие остатки главной армии Наполеонапокинули пределы России. 26 декабря отрядам Макдональда пришлось вступить в бой с авангардом генерала Витгенштейна. 30 декабря российский генерал Дибичзаключил с командующим прусского корпуса генералом Йорком соглашение о перемирии, известную по месту подписания как Таурогенская конвенция. Таким образом, Макдональд лишился своих основных сил, ему пришлось спешно отступать через Восточную Пруссию.

Южное направление

Отступление Наполеона из России

18 сентября 38 тысячная армия адмирала Чичагова подошла с Дуная к южному фронту возле Луцка. Соединённые силы адмирала Чичагова и генерала Тормасова (65 тысяч) атаковали австрийского генерала Шварценберга (40 тысяч), заставив его в середине октября отступить в Варшавское герцогство. Адмирал Чичагов, принявший главное командование, дал войскам 2-х недельный отдых, после чего 27 октября из Брест-Литовска двинулся на Минск с 24 тысячами солдат, оставив против австрийцев генерала Сакена с 27-тысячным корпусом.

Генерал Шварценберг попытался преследовать Чичагова, обойдя позиции Сакена и прикрываясь от его войск Саксонским корпусом генерала Ренье. Ренье не сумел удержать превосходящие силы Сакена, и Шварценберг был вынужден ему помочь. Совместными силами Ренье и Шварценберг вынудили отступить Сакена южнее Брест-Литовска, тем не менее, в результате армия Чичагова прорвалась в тылы Наполеона и 16 ноября заняла Минск, а 21 ноября подошла к городу Борисову на Березине, где отступающий Наполеон планировал переправляться.

27 ноября Шварценберг по приказу Наполеона двинулся на Минск, но остановился в Слониме, откуда 14 декабря отступил через Белосток в Варшавское герцогство.

Блог про Омск и не только. в других социальных сетях:

Читайте также: