Рцои рб итоговое сочинение
Обновлено: 05.07.2024
Методические рекомендации по итоговому сочинению (изложению) 2021-2022
Обучающие видеоролики по итоговому сочинения (изложению)
Специалисты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) подготовили мультимедийные учебные материалы (видеоролики)
- для участников итогового сочинения,
- для участников итогового изложения,
- для учителей.
Итоговое сочинение (изложение) 2021/2022 (Общая информация)
Участники итогового сочинения (изложения):
- Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования;
- Итоговое сочинение с целью использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования вправе писать по желанию лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, граждане имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее – выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
- Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно - курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Общая информация:
Тематические направления итогового сочинения (изложения) 2021-2022:
✏ 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая или книжная).
✏ 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
✏ 3. Преступление и наказание — вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность и раскаяние).
✏ 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня (высказывание о произведении, которое представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
✏ 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск способов помочь тем, кому трудно, способов совершенствования общества и государства).
⠀
Отметим, что направления сочинений этого года связаны с 200-летием со дня рождения Ф. М. Достоевского (11 ноября) и Н. А. Некрасова (10 декабря).
Сами темы выпускники традиционно узнают уже перед началом написания работы.
Письмо Рособрнадзора от 26.10.2021 №04-416 "О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году".
- Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году.
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году.
- Сборник отчетных форм итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году (список).
- Сборник отчетных форм итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году (формы).
- Образцы заявлений в государственную экзаменационную комиссию для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования города Москвы.
- ИС-04 Список участников итогового сочинения (изложения) в образовательной организации (месте проведения)
- ИС-05 Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения)
- ИС-06 Протокол проверки итогового сочинения (изложения)
- ИС-07 Ведомость коррекции персональных данных участников итогового сочинения (изложения)
- ИС-08 Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам
- ИС-09 Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)
- РЦОИ ИС-01 Акт выдачи-приема материалов итогового сочинения (изложения)
- Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019—2020 уч.г.
- Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
- Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019—2020 уч.г.
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
Действия ОО при подготовке, проведении и проверке итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.
Акт о выявлении факта недостаточности материалов итогового сочинения (изложения).
Действия образовательных организаций города Москвы при подготовке, проведении и проверке итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году.
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению.
Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению.
Видеолекция для членов комиссии по проверке итогового сочинения (изложения)
Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы.
Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению.
Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написания сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.11.2020 № 665/1156 "Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/21 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения)".
Приказ Департамента образования города Москвы от 25 декабря 2015 года № 3578 "Об утверждении Порядка проверки независимой комиссией итогового сочинения (изложения), сданного повторно в дополнительные сроки".
Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 15 марта 2021 года №83 "О внесении изменения в приказ Департамента образования города Москвы от 20 октября 2015 г. № 2820".
Приказ Департамента образования города Москвы от 20 октября 2015 года № 2820 "Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения)".
по состоянию на
Итоговое сочинение | Итоговое изложение |
---|---|
ИС-04 Список участников итогового сочинения в образовательной организации (месте проведения) | ИС-04 Список участников итогового изложения в образовательной организации (месте проведения) |
ИС-05 Ведомость проведения итогового сочинения в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения) | ИС-05 Ведомость проведения итогового изложения в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения) |
ИС-06 Протокол проверки итогового сочинения | ИС-06 Протокол проверки итогового изложения |
ИС-07 Ведомость коррекции персональных данных участников итогового сочинения | ИС-07 Ведомость коррекции персональных данных участников итогового изложения |
ИС-08 Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения по уважительным причинам | ИС-08 Акт о досрочном завершении написания итогового изложения по уважительным причинам |
ИС-09 Акт об удалении участника итогового сочинения | ИС-09 Акт об удалении участника итогового изложения |
РЦОИ ИС-01 Акт выдачи-приема материалов итогового сочинения (изложения) |
Популярные вопросы
Как и где необходимо проставлять неявку участников на итоговое сочинение (изложение)?
Ответ: В случае неявки в форме ИС-05 нет подписи участника.
Как заполнять в бланках регистрации код образовательной организации: с нулем или без?
Ответ: Код образовательной организации заполняется в соответствии с формами, полученными в пакете руководителя.
Нужно ли писать в бланке записи название темы (кроме номера)?
Ответ: В бланке записи участнику необходимо указывать номер и тему итогового сочинения, название текста изложения.
Для выпускников прошлых лет: код образовательной организации и класс указан в уведомлении на итоговое сочинение (изложение).
Инструкция по просмотру результатов и изображений бланков работ участников на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы.
Правила предоставления электронной услуги "Результаты итогового сочинения (изложения)" в рамках электронного сервиса "Результаты ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ), итогового сочинения (изложения), итогового собеседования по русскому языку".
1 декабря порядка 650 тысяч одиннадцатиклассников написали итоговое сочинение - допуск к государственной итоговой аттестации для выпускников.
Как узнать результаты итогового сочинения
Еще один способ: проверить на сайте регионального центра обработки информации (список по регионам).
28. Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется лицами, входящими в состав комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации и (или) членами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в месте, определенном ОИВ, и завершается не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
Приказ Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 (с изм. от 16.03.2021) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования".
Как оценивается итоговое сочинение
Сочинение оценивается по системе "зачет"/"незачет". Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат "незачет", не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать сочинение в дополнительные сроки: 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года.
Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет, ранее писавшие итоговое сочинение, могут написать его повторно. При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года, а сочинение прошлого года аннулируется.
Срок действия результатов
Срок действия результатов, полученных на итоговом сочинении: как допуск к ГИА - бессрочно, при подаче документов в образовательные организация высшего образования - 4 года. Если участник прошлых лет принимает решение переписать итоговое сочинение, то результат предыдущей работы аннулируется.
На какие темы школьники писали итоговое сочинение - 2022
Темы итогового сочинения были выбраны с учетом часового пояса в городе проживания школьников, а их 11.
Какого числа станут известны результаты итогового сочинения
Школьники узнают свои результаты по итоговому сочинению 2022 года примерно 13 – 14 декабря, то есть, до начала новогодних каникул. Ознакомиться с ними можно будет на официальных сайтах ЕГЭ в регионах, введя паспортные данные. Также узнать результаты можно непосредственно в школах, где писали сочинение.
Как узнать результаты итогового сочинения по паспорту
Еще один способ: проверить на сайте регионального центра обработки информации (список по регионам).
Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется лицами, входящими в состав комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации и (или) членами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в месте, определенном ОИВ, и завершается не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
Приказ Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 (с изм. от 16.03.2021) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования".
Как оценивается итоговое сочинение
Сочинение оценивается по системе "зачет"/"незачет". Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат "незачет", не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать сочинение в дополнительные сроки: 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года.
Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет, ранее писавшие итоговое сочинение, могут написать его повторно. При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года, а сочинение прошлого года аннулируется.
— детей с ограниченными возможностями;
— учеников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
— обучающихся, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
— тех, кто обучается на дому, в санаторно-курортных учреждениях.
Для написания итогового сочинения отводят много времени – 3 ч. 55 мин. Работу оценивают по определенным критериям:
1 – соответствует ли она заданной теме;
2 – приведены ли аргументы;
3 – использован ли литературный материал;
4 – грамотно ли составлена композиция;
5 – качественная ли речь;
Срок действия результатов итогового сочинения
Срок действия результатов, полученных на итоговом сочинении: как допуск к ГИА - бессрочно, при подаче документов в образовательные организация высшего образования - 4 года. Если участник прошлых лет принимает решение переписать итоговое сочинение, то результат предыдущей работы аннулируется.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению подготовлен в целях создания благоприятных условий для подготовки к итоговому изложению. Сборник включает 200 текстов разнообразной тематики, в том числе использованные при проведении итогового изложения в прошлые годы. Рекомендуется использовать данный сборник для развития устной и письменной речи обучающихся в учебном процессе образовательных организаций, а также в самостоятельной работе обучающихся.
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Открытые направления для тем итогового сочинения утверждаются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
На 2019-2020 учебный год утверждены следующие тематические направления:
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019-2020 учебный год
А также Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому сочинению (изложению) на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018−2019 учебного года:
Читайте также: