Балалайка в современном мире сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Одним из известных музыкальных инструментов, который является символом широкой талантливой души русского человека, является балалайка. Для представителей России этот предмет не представляет ничего необычного. Однако иностранцы с недопониманием смотрят на него, недоумевая, как из трех струн исходят прекрасные мелодии.

Предположительно 1880 год – год создания современной балалайки. Существует несколько теорий ее создания. Первое упоминание относится ко временам Петра I. Представитель из простого народа имел возможность зарабатывать деньги, разъезжая по местным селам с игрой на балалайке. Эти люди были известны всем и назывались скоморохи. Версия, что балалайка появилась еще от одного музыкального инструмента – домбры – имеет популярное место среди существующих теорий. В любом случае она с давних пор веселит людей, вызывая улыбку во время перебора струн. Рассматривая значение слов балагурить, балаболить, можно прийти к выводу, что слово балалайка имеет с ними общее некое значение, если речь идет об отсутствии серьезности, легких отношениях.

Инструмент относится к щипковым. Он имеет форму треугольника, характеризуется наличием трех металлических или нейлоновых струн. Особенность происхождения звука заключается в одновременном ударе по струнам пальцами. На передней части балалайки есть отверстие. Некоторые инструменты имеют длину до 1 метра 70 сантиметров. Ранее балалайка могла иметь форму овала, вместо трех струн имела четыре. Ее звук не навязчивый, веселый и очень звонкий. Если тема мелодии грустная, то заунывные звуки балалайки подчеркивают печальные ноты. Если речь идет о веселом настрое, то и тон инструмента шутливый. Ее звучание напоминает частушки или исполнение других фольклорных произведений, плясовых песен.

Исполнение на балалайке считается трогательной, задушевной народной игрой. Не важно, слушаем мы одиночную игру или наблюдаем ее участие в оркестре, эффект одинаков – она вызывает желание услышать свое задорное звучание вновь и вновь.

На сегодняшний день балалайку принято считать необычным памятным сувениром, которая узнаваема благодаря своеобразному звучанию и интересному внешнему виду. Она является напоминанием об истории, культуре и традициях русского народа.

Вариант №2

Наверное, нет такого человека, который бы не знал один из самых русских народных инструментов. И каждый из вас сразу же скажет, что это балалайка. Именно в этом инструменте слышится, а главное чувствуется душа русского человека.

По-настоящему неизвестно когда именно она появилась на свет, и когда стала популярной и знаменитой. Но точно известно, что в семнадцатом веке она стала занимать практически центральное место среди других инструментов.

Кроме этого балалайка нравилась еще и многим знаменитым и популярным людям. Это были: Лермонтов, Пушкин, Толстой или Горький.
Длина данного инструмента составляет около семисот миллиметров.

Можно предположить, что балалайка произошла от другого очень интересного инструмента под названием домра. Сначала она была круглой формы, но постепенно они превратились в треугольную форму. И постепенно поменялись способы игры на данном инструменте. Если раньше для игры на домре нужно было научиться играть деревянными палочками. То для игры на балалайке нужно было научиться играть пальцами.

Некоторые ученые, которые изучали балалайку, утверждают, что она была привезена из Украины, хотя до конца это утверждено не было.
Немного позже Василий Андреев решил немного усовершенствовать данный инструмент и поэтому создал балалайки, у которых струн было намного больше, чем раньше. И хотя он постоянно занимался своими полями, он находил время для жителей города для того чтобы обучать их играть на новом инструменте. Постепенно он возродил другие инструменты, которые также расходились среди населения, которым очень хотелось научиться играть еще и на этих инструментах.

При помощи своих уникальных свойствах теперь балалайка могла исполнять не только народную музыку, но еще и классическую и современную.

На сегодняшний день говорят о том, что балалайка постепенно уходит на второй план, а для некоторых вообще исчезает. А все, потому что нет профессионалов, которые бы могли обучать игры на данном инструменте.

2, 3, 5, 6, 7, 9 класс для 4 класс маленький рассказ.

Балалайка инструмент

Балалайка инструмент

Орган – это клавишный инструмент, управляемый руками и ногами музыканта, в котором сжатый воздух воспроизводит ноты через ряд труб, организованных в масштабные ряды. Орган состоит из четырех основных частей: клавиатуры,

Неповторимым богатством нашей Земли являются лесные массивы, занимающие огромную площадь. Некоторая их часть принадлежит хвойным растениям. Человек давно нашел применение этим представителям мира флоры.

Ворона – очень умная птица. В ее характере присутствует осторожность, терпение и наглость. Эта птица загадочна и неповторима. Вороны – крупные птицы отряда Воробьинообразные. Они относятся к роду Вороны семейства Врановые.

К сожалению, после распада Советского союза, молодежь стала перебираться в города, старикам, несущим истоки музицирования на балалайке, некому стало передавать свои народные навыки. Со временем инструмент стал терять свою былую популярность.

В настоящее время инструмент по-своему начал оживать. Стал появляться интерес у народа к этому инструменту. Связано это с тем, что западная культура заполонила все вокруг. Люди чувствуют истоки и тянутся к тому, что душе родней: история, культура, традиции.

Балалайка инструмент, который ладит со всеми инструментами оркестра. Звучание и палитра балалайки прекрасно могут передать особенности каждого исполнителя.

В оркестре народных инструментов балалайка является одним из главных инструментов оркестра.

Очень важно то, что благодаря фольклористам до сих пор сохраняются истинные традиции.

На сегодняшний день существуют ансамбли, на концертах которых можно услышать подлинную деревенскую балалайку.

Эти ансамбли стремятся сделать как можно популярнее истинную народную культуру, проводят вечерки для любителей. На таких тематических вечерах или вечерках, люди могут попеть песни, поплясать, прильнуть душой к русскому фольклору, культуре тех времен, и все это под звуки балалайки.

В настоящее время вырос интерес к оркестру народных инструментов за границей. В том числе и в США, где в принципе балалайка запрещена законом, как символ России.

В настоящее время народная музыка стала малоинтересной для народа, увлекается ею лишь ограниченное число людей, играющих на инструментах, либо посещающих концерты. Во многом это связано с тем, что в современном обществе нет хорошей рекламы для развития народной музыки. Мало уделяется внимания финансированию специальных образовательных музыкальных учреждений.

В истории балалайки были не только взлеты, но, к сожалению, и падения, но она является нашим символом культуры, символом России во всем мире.

Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

Памятники русской балалайке

23 июня -День балалайки— международный праздник музыкантов-народников.

Памятник балалайке есть и в городе Бежецке Тверской области. Он был установлен 23 сентября 2011 года в начале липовой аллеи. Это событие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения выдающегося музыканта, уроженца этих мест, Василия Васильевича Андреева, который открыл всему миру балалайку – исконно русский музыкальный инструмент, благодаря которому она стала неофициальным символом России.

В Воронеже тоже есть памятник русским народным инструментам - балалайке и гармони. (Приложение 5)

II . Практическая часть.

2.1. Социологический опрос о народном инструменте балалайка

С раннего детства меня увлекает русская народная музыка – она очень яркая и задорная. И конечно, инструменты, на которых её исполняют. Особенно мне нравится самобытная балалайка. Её необычное звучание всегда поднимает мне настроение.

Приходя на концерты народной музыки, я наблюдала за зрителями, которые приходят на эти концерты. В основном это люди среднего и пожилого возраста, или люди, также занимающиеся профессиональной музыкой. Среди зрителей моего возраста в основном ребята, посещающие музыкальную школу, или те, которые пришли с ними, их друзья. Поэтому я решила узнать, а что знают мои сверстники о балалайке путем социологического опроса.

Социологический опрос сверстников моей школы о народном инструменте балалайка:
кто слышал звучание балалайки в записи;

-кто знает приемы игры на балалайке;

-кто слышал живое исполнение;

-кто знает известных исполнителей.

Было опрошено 26 человек, результаты опроса приведены в таблице


4. Слышали ли вы живое исполнение на
балалайке

Итоги анкетирования показывают, что балалайку знают 26 человек, сверстники моей школы слышали, как звучит балалайка в записи 18 человек (69%) . Видели по телевидению, как играют на балалайке 16 человек (61.5%) .Только 3 человека (13,6%) моих сверстников знакомы с живым звучанием балалайки. А вот известных исполнителей на балалайке практически никто не знает, кроме двух человек (9%).

Вывод: Хотя все 26 человек (100%) моих сверстников знают, что такое балалайка, но как мы видим из таблицы № 1, 8 человек не слышали как звучит балалайка в записи, по телевидению смотрят 16 человек. Ходят на концерты народной музыки еще меньше – 3 человека, и то может они слышали живое звучание один или два раза. А уж известных исполнителей на балалайке почти никто не знает. Выходит, для балалайки настали непопулярные времена.

Таким образом, та музыка, которая звучит в повседневной жизни моих сверстников, это рок-музыка, поп-музыка и в основном зарубежная, заполоняет внимание ребят. И концерты русской народной музыки их увлекают в меньшей степени.

Почему в наши дни балалайка не очень популярна? Я думаю причин для этого несколько.

  1. Балалайка переживает не лучшие времена.
  2. Мало профессиональных исполнителей.
  3. Народная музыка интересна очень узкому кругу людей.
  4. Мало настоящих мастеров по изготовлению балалаек.
  5. Не внедряются в практику необходимые усовершенствования инструмента.
  6. Мало учебных заведений, где готовят профессиональных исполнителей.
  7. В средствах массовой информации очень редко звучит народная музыка.
  8. Нет на телевидение передач, популяризирующих наши народные инструменты.

В результате проведенной работы я сделала вывод:
Чтобы балалайка стала опять одним из любимых русских народных инструментов, для этого надо её популяризировать, поддерживать это и на государственном уровне.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Основные направления развития современного исполнительства на балалайке

Примечательно, что реформы В.В.Андреева пришлись на время революций и смуты в России, период становление капиталистических отношений. Сейчас мы переживаем аналогичный период в нашей истории. На этом сходство не заканчивается.

Достаточно хорошо известно, что В.В.Андрееву после долгих попыток удалось получить поддержку Императора Николая II. Только после этого сдвинулось с мертвой точки решение вопроса о государственной поддержке исполнительства на народных инструментах. Таковы традиции России: все решается в одном главном кабинете страны!

После 1917 года идеи В.В.Андреева органично вписались в идеологию советской власти. Это позволило получить государственную поддержку развития исполнительства на народных инструментах и создать уникальную систему профессионального обучения от музыкальной школы до вуза. Повсеместное развитие самодеятельного творчества в отсутствии телевидения, средств звукозаписи позволило создать широкую сеть учреждений культуры и образования, систему селекции талантливых и одаренных детей, которые в дальнейшем становились профессиональными музыкантами. Примеров тому можно привести много. Практически вся нынешняя профессура познакомилась с инструментом в детском самодеятельном оркестре.

Исполнительство на балалайке не могло ограничиваться только рамками оркестрового музицирования. Первые солисты-балалаечники А.Д.Доброхотов, Б.С.Трояновский, Н.П.Осипов, Н.Г.Хаврошин вводят в практику новые приемы игры, делают переложения популярных классических произведений, начинают сотрудничество с композиторами, в результате чего появляются первые произведения крупной формы. Уже в этот период намечается академизация исполнительства как в подходах к интерпретации, которые все чаще опираются не на фольклорные истоки, а на традиции западноевропейской музыкальной культуры, так и в композиторском творчестве (жанровость и использование симфонических принципов развития тематического материала у С.Н.Василенко).

Последнее время мы чаще стали задумываться, стала ли балалайка академическим инструментом? Если нет, то когда это произойдет? Сама постановка вопроса представляется спорной. Как определил профессор М.И.Имханицкий, инструмент является лишь орудием в руках музыканта для передачи своих идей. Каково мышление исполнителя, каков его репертуара, таков и статус инструмента. Сам инструмент-это лишь материальный предмет, который не может иметь какой-либо статус в отрыве от реального исполнителя. Таким образом, инструмент в руках разных исполнителей может приобретать разный статус. Если профессиональный исполнитель играет концерт А.И.Кусякова, то и балалайка выступает в роли академического инструмента. Если балалайку в руки берет исполнитель и играет фолько-джаз, то и инструмент выступает в роли эстрадного.

Во-первых, на сегодняшний день в России отсутствует средний класс, представители которого могли бы заплатить за билет на филармонический концерт порядка 400-500 рублей (средняя цена в развитых странах).

Во-вторых, нет законодательной базы для создания эндаументов (денежных фондов, за счет которых существуют творческие коллективы и образовательные учреждения в США и Европе), при нынешней инфляции откладывать деньги не имеет смысла.

В-третьих, представители бизнеса, за редким исключением, не готовы к благотворительности (спонсорские деньги облагаются налогами по максимальной шкале, никаких налоговых льгот за благотворительность не предусмотрено и т.д.). Главное - традиции русского меценатства утеряны.

Что может стать идеей для продвижения балалайки и народных инструментов?

В современном мире невозможно победить с помощью силы. Даже экономическая мощь не гарантирует выживания нации. В мире все отчетливее идет стирание национальных границ. В экономике их практически нет. На первый план выходит задача не потерять самобытность. Посмотрите, с каким трепетом пытаются сохранить свое национальное культурное пространство малочисленные народы и небольшие страны! Кроме того, осуществление экономической экспансии в ряде стран имеет серьезные ограничения, а для культурной экспансии нет никаких ограничений. Исполнительство на русских народных инструментах соединяет ярко выраженные национальные черты инструментов и высокие традиции русской исполнительской школы, основанной на академических западноевропейских традициях, что позволяет прекрасно выполнить функции авангарда мировой культурной экспансии России. Похоже, что выйти на практическое осуществление этой задачи можно только через главный кабинет страны. Такие у нас исторические традиции.

Автор статьи: Андрей Александрович Горбачев
Заведующий кафедрой струнных народных
инструментов РАМ им. Гнесиных

В данном докладе отражены основные аспекты развития исполнительства и история балалайки.

ВложениеРазмер
doklad.docx 44.65 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Управление культуры города Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Методический доклад на тему:

Преподаватель МБОУ ДО

ДШИ № 5 им. Д.Д. Шостаковича

Балалайка в истории музыкальной культуры.

Балалайка – три струны и целый музыкальный мир. Обращение к истории музыкальной культуры показывает, что музыкальные инструменты создавались и с меньшим количеством струн, к примеру, монохорд Древней Греции или двухструнные инструменты среднеазиатских народов.

Впрочем, теория татарского происхождения интересна тем, что увеличивает возраст этого любимого русского народного музыкального инструмента на 400 лет: до времени монголо-татарского нашествия.

Такая характеристика балалайки путешествующим иностранцем весьма понятна, ведь в XVIII веке она становится очень популярным народным инструментом. Популярность балалайки в то время, во многом зависела от того, что среди любителей игры на балалайке были люди из высших чинов. Такие обстоятельства положительно повлияли на появление русских мастеров балалаечного искусства.

Судьба балалайки могла бы сложиться иначе, а не так как она сложилась, только благодаря великому русскому музыканту Василию Васильевичу Андрееву.

В 1886 году состоялось первое публичное выступление В.В. Андреева. Этот год можно считать днем рождения балалайки для мировой концертной практики. Русская инструментальная музыка стала активно развиваться в период становления и развития творческих сил Василия Васильевича Андреева.

В начале ХХ века В.В. Андреев гастролировал по всему миру со своим оркестром. После произведенного фурора стали появляться подобные коллективы и за границей.

Во многих культурных столицах Европы стали появляться ансамбли, очень уж по душе им пришлась музыка, которые исполняли русский репертуар.

Несомненно, Василий Васильевич Андреев сыграл главную роль в становлении балалайки. Он смог ее популяризировать по всей территории страны и далеко за ее пределами.

Очень инструмент был востребован в простых крестьянских селениях. Это практически продлилось до середины ХХ века. В то время не было никаких доступных учебных пособий и поэтому обучение навыкам передавалось от отца к сыну. Балалайка была ключевым инструментом на любом празднике. Под ее звуки плясали, пели песни и частушки.

К сожалению, после распада Советского союза, молодежь стала перебираться в города, старикам, несущим истоки музицирования на балалайке, некому стало передавать свои народные навыки. Со временем инструмент стал терять свою былую популярность.

В настоящее время инструмент по-своему начал оживать. Стал появляться интерес у народа к этому инструменту. Связано это с тем, что западная культура заполонила все вокруг. Люди чувствуют истоки и тянутся к тому, что душе родней: история, культура, традиции.

Балалайка инструмент, который ладит со всеми инструментами оркестра. Звучание и палитра балалайки прекрасно могут передать особенности каждого исполнителя.

В оркестре народных инструментов балалайка является одним из главных инструментов оркестра.

Очень важно то, что благодаря фольклористам до сих пор сохраняются истинные традиции.

В коллекции музыкантов – исполнителей стали появляться народные наигрыши, которые фольклористы записывали в своих экспедициях.

На сегодняшний день существуют ансамбли, на концертах которых можно услышать подлинную деревенскую балалайку.

Эти ансамбли стремятся сделать как можно популярнее истинную народную культуру, проводят вечерки для любителей. На таких тематических вечерах или вечерках, люди могут попеть песни, поплясать, прильнуть душой к русскому фольклору, культуре тех времен, и все это под звуки балалайки.

В настоящее время вырос интерес к оркестру народных инструментов за границей. В том числе и в США, где в принципе балалайка запрещена законом, как символ России.

В настоящее время народная музыка стала малоинтересной для народа, увлекается ею лишь ограниченное число людей, играющих на инструментах, либо посещающих концерты. Во многом это связано с тем, что в современном обществе нет хорошей рекламы для развития народной музыки. Мало уделяется внимания финансированию специальных образовательных музыкальных учреждений.

На сегодняшний день можно назвать несколько именитых балалаечников – это В.Б. Болдырев, И. Безотосный, Е. Быков, А.А. Горбачев, В.Е. Зажигин, В.А. Кузнецов, В.Н. Конов, М.И. Сенчуров, М.Ф. Рожков. Все вышеперечисленные люди занимались и занимаются пропагандой балалаечного искусства.

В истории балалайки были не только взлеты, но, к сожалению, и падения, но она является нашим символом культуры, символом России во всем мире.

Формирование и развитие навыков исполнительства в классе балалайки

Исполнительские навыки – тот базис, на котором взращивается профессиональное мастерство концертирующего музыканта. Они закладываются и формируются годами, но самое важное – первые шаги в музыку, первое знакомство с тем инструментом, который станет не просто любимым, а основой, сутью и целью жизни.

Определить будущность ребенка – очень сложно и поэтому каждому маленькому человеку надо прививать фундаментальные основы считая, что это – его будущая профессия.

Класс балалайки в детской школе искусств № 5 им. Д.Д. Шостаковича был учрежден в первый же год деятельности школы и вот уже 53-й учебный год успешно функционирует.

За полувековую историю большое количество человек получило музыкальное образование, некоторые из которых стали профессиональными музыкантами.

Сегодня в школе работают по классу балалайки два преподавателя: Наталья Валентиновна Голозубова (преподаватель высшей категории) и заведующий струнно-щипковым отделением Александр Владимирович Павлов (преподаватель первой категории).

В класс балалайки принимают детей с 6-летнего возраста, поскольку к этому времени уже формируется не только готовность к обучению, но и происходит укрепление рук и пальцев.

Организацией осуществления поступления детей занимается приемная комиссия ДШИ. Работу приемной комиссии и личный прием родителей поступающих организует ответственный секретарь, который назначается Директором.

Анализ форм и методов работы по формированию и развитию навыков исполнительства в классе балалайки надо начинать с первых шагов, с азов, то есть с, казалось бы, элементарного – рассматривания балалайки и изучения ее основных частей. Немаловажное значение придается изучению нотной грамоты, поскольку игра на инструменте всегда опережает аналогичную работу по сольфеджио, что, безусловно, относится к недостаткам системы работы в школах искусств. Поэтому, приходя на свое первое занятие, юные учащиеся (или обучающиеся, как теперь принято их называть) приносят с собой нотную тетрадь, дневник, рабочую тетрадь в клеточку (тетрадь для правил), ручки, карандаши и ластики.

Проследим, как формируются исполнительские навыки на примере работы с обучающимся первого класса Александром О. Как уже было сказано, изучение балалайки начинается с показа самого инструмента, игры на нем преподавателя, также рассказывается краткая история возникновения балалайки для того, чтобы учащийся имел представление об инструменте.

Первое занятие с учащимся можно начать с анализа – из чего же все-таки состоит балалайка. Рассказать, что корпус инструмента состоит из клепок, задинки, деки, пружин, контробечаек, обкладки, кружка и нижнего порожка. Изготавливаются они из декоративного клена (волнистый или струйчатый, птичий глаз).

По мере развития балалаек менялось и количество клепок. Например в усовершенствованной балалайке В.В. Андреева было пять клепок, а вот у мастера Галиниса их было семь. С.И. Налимов – мастер самородок, который и стал создателем современной балалайки с шестью клепками.

На задинке есть так называемый кружок, который повышает прочность корпуса в месте установки кнопок, на которые крепятся струны.

Красивый внешний вид придают балалайке обкладка и уголки. Края деки и задинки окантовывают обкладкой.

Нижний порожек расположен над кружком на месте стыка задинки и деки.

Дека является ответственной за звук частью инструмента.

Еще одной частью балалайки является панцирь, он предохраняет деку от возможных повреждений. Также есть еще подставка, которая передает колебания струн на деку. Инструмент состоит еще и из грифа, колков и ладов.

Вот все те основные части балалайки, про которые можно рассказать учащемуся на первых занятиях.

Далее начинается работа с учащимся над посадкой и постановкой рук на инструменте. Правильная посадка и постановка во многом определяет, как учащийся сможет овладеть навыками и приемами игры. Она должна быть удобной, не стесняющей движения при игре, но в то же время красивой и подтянутой. Посадка начинается с того, что ученику предлагается сесть на край стула, с небольшим наклоном корпуса вперед. Далее объясняется, что инструмент должен быть в таком положении, чтобы во время игры было свободное движение рук. Исполнительский аппарат будет свободен при условии соблюдения правил посадки на опорные точки, положения грифа и наклона деки.

На этом же уроке следует объяснить, что при посадке надо немного выдвинуть левую ногу вперед на уровень положения головки грифа, которая ориентируется на уровень левого плеча. Если головка грифа будет более низко располагаться, то произойдет отклонение корпуса влево и в дальнейшем может привести к искривлению позвоночника.

Не менее существенным является положение кисти левой руки, которое регулируется следующим образом. Кисть левой руки должна прилегать к грифу, ребро ладони касается нижней кромки.

Следующий этап – работа над звукоизвлечением, которую следует начинать с первых занятий, поэтому перед учащимися ставится задача воспитывать культуру звука и звукоизвлечения. Объясняем ученику, что выполнение этих задач должно быть обусловлено постоянным слуховым контролем и систематическими занятиями.

Еще одна важная информация для начала занятий. Балалайка – это инструмент, богатый различными приемами игры. Каждому приему присущ свой способ звукоизвлечения. Следует рассказать про некоторые из них.

Удар – звук извлекается при помощи замаха и броска кисти вниз.

Скольжение – прием игры при котором правая рука плавно движется по одной струне или по всем.

Кроме применения всех разнообразных приемов звукоизвлечения, на балалайке возможно создать определенный тембр, окраску звука. Можно, например, извлекать звук у подставки, тогда звук получится резким, сухим, или, наоборот, у грифа, тогда звук будет более мягким, насыщенным.

Есть и такой прием звукаизвлечения, как флажолеты. Игра флажолетами делает музыку более сказочной, звучание серебристым.

Прием вибрато придает музыке взволнованный, драматический, плакучий характер.

Такая первоначальная информация обычно увлекает детей, естественно, если она сопровождается показом художественных образцов педагогом.

На следующих уроках продолжается знакомство с балалайкой, с основными приемами игры. Перечислим некоторые из них: бряцание, арпеджиато, щипок большого пальца, одинарное и двойное пиццикато, пиццикато левой рукой (сдергивание), вибрато, флажолеты, глиссандо, большая дробь, малая дробь, обратная дробь, непрерывная дробь, гитарное тремоло, тремоло, тремоло вибрато, гитарное пиццикато.

Все эти приемы являются основными приемами звукоизвлечения на балалайке и на протяжении всего курса обучения формируются навыки игры этими приемами.

Говоря о формировании навыков игры на балалайке, следует дать краткую характеристику тех пособий, которые ведут детей к исполнительскому мастерству.

Назовем некоторые из них. Прежде всего, это – школы игры на балалайке. Все они предназначены для изучения инструмента и содержат художественный репертуар для исполнения.

Следующее, что мы видим – это устройство инструмента. Изучение устройства балалайки является неотъемлемой частью изучения инструмента и игры на нем. Следует обратить внимание на пункт, в котором говорится об обращении с инструментом, его правильном выборе, хранении и обслуживании, что немаловажно.

Подготовка к занятиям – еще один полезный методический раздел, доступно изложенный для обучаемых. Здесь рассказывается, как правильно настроить балалайку, как соблюсти строй инструмента.

Посадка и постановка рук – это основная база с которой начинаются первые занятия. Главное изначально правильно научиться сидеть и держать инструмент в руках, так как неправильная посадка и постановка приводят к зажатости игрового аппарата при игре.

Следующий раздел – изучение нотной грамоты, нотная запись. В этом пункте кратко дается основные понятия теории музыки: что такое ноты, как они записываются.

После того как научились держать инструмент и знаем ноты и длительности начинаем играть на открытых струнах. С этого начинается игра простейших пьес, гамм и этюдов для постановки пальцев левой руки (позиционная игра).

Почти на каждой странице автор дает примечания в сносках, объясняя основные принципы занятий на пьесах, этюдах, гаммах. После этого изучаются основные приемы игры: бряцание, тремоло, щипок большого пальца, дробь, вибрато и т.д.

Репертуар самоучителя разнообразен. Здесь встречаются пьесы выдающихся исполнителей на балалайке В.В. Андреева, Б. Трояновского, А. Дорожкина, а также других не менее выдающихся музыкантов. На последних страницах самоучителя указана литература и содержание. В заключение автор советует слушать музыку исполнителей, изучать учебники по теории и нотный репертуар балалаечника.

В методической части даны подробные описания приемов игры, рекомендации и нотный материал для их освоения. Обучение по школе предполагает вдумчивое, творческое отношение к ее содержанию, свободу в выборе тех или иных пьес в зависимости от целей и условий каждого отдельного этапа обучения и индивидуальных особенностей ученика.

Репертуарное приложение содержит самые разные произведения в сопровождении фортепиано. Их художественное освоение предполагает применение всех полученных в процессе обучения навыков игры на балалайке. Предлагается система, используемая в исполнительской и педагогической практике профессором П.И. Нечепоренко. [21, с. 46]

В этом сборнике хорошо подобран материал для изучения балалайки и нотной грамоты, на простейших упражнениях отрабатываются приемы игры и постановка рук. В доступной форме описаны приемы звукоизвлечения и простые песни со словами. Все это облегчает освоение инструмента и делает его доступным для всех желающих научиться играть на балалайке.

Таким образом, азы исполнительства формируются с первых уроков обучения игре на музыкальном инструменте и буквально каждый урок является слагаемым будущего исполнительского мастерства.

Учебно-методические пособия, собранные в библиотеке Детской школы искусств №5 им. Д. Д. Шостаковича, вполне обеспечивают успешный рост исполнительского мастерства обучаемых с первых лет их прихода в класс балалайки.

При правильном же настрое, посещении ребенком и его родителями концертов лучших исполнителей и формирование образа артиста-музыканта как мечты, цели – обеспечивается эволюционность педагогического процесса, а ведь это – психологический фактор, который, наряду с комплексом педагогических мер, и обеспечивает в конечном итоге формирование и развитие навыков исполнительства на народных музыкальных инструментах.

Это – Андрей Александрович Горбачев: исполнитель, педагог, доцент, заведующий кафедрой струнных народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных. С 2007 г. – профессор Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова.

Огромный вклад, бесценный опыт и новшества внес А.А. Горбачев для современной концертной балалайки. Немало написал он различных учебно-методических пособий, нотных сборников с переложениями, рабочих программ для школ. Им были внесены различные изменения, которые повлияли на современных исполнителей. Он смог значительно увеличить художественные и технические возможности инструмента, появилась новая методика, с помощью которой можно решить ряд проблем, связанных со звукоизвлечением, применяя такие приемы игры как: использование аппликатуры в широкой позиции левой руки, сочетание одинарного и двойного пиццикато с гитарным пиццикато, октавное тремоло.

Также А. Горбачев сделал балалайку с 31-ладовым грифом, заказав такой инструмент уникальному современному балалаечному мастеру Е.Н. Виноградову.

Не менее незаурядной личностью, профессиональным исполнителем и виртуозом, можно назвать ученика В. Зажигина, Алексея Архиповского, который является современным исполнителем-виртуозом и автором собственных сочинений.

Начинает свою сольную карьеру с сотрудничества со Стасом Наминым.

Отсюда и сравнения этого музыканта с лучшими исполнителями прошлых столетий – с Паганини и Джимом Хендриксом. Своими эмоциями и музыкой Алексей доказывает, что с огромной любовью можно и из балалайки выжать звуки, которые трогают за душу.

Играл также Алексей и на радио, и на телепередачах. Сегодня он гастролирует по всему миру. Многими музыкальными критиками признан лучшим музыкантом России.

Так, от народного элементарного трехструнного инструмента балалайка прошла путь до виртуозного концертного исполнительства, завоевывая громадные аудитории слушателей уже далеко не народным репертуаром.

Однако это – единицы, имена людей, которые известны всему миру. В повседневной же жизни интерес к балалайке в наши дни не столь велик. Постараемся выявить причины такого положения дел.

Формирование и развитие навыков исполнительства на народных музыкальных инструментах сегодня происходит, как показал анализ, в условиях дополнительного образования, как правило в детских школах искусств. Именно здесь, на народных отделениях детских школ искусств или детских музыкальных школ, учреждаются классы балалайки, из которых и выходят лучшие отечественные исполнители, продолжая свое образование в колледжах и высших учебных заведениях страны.

Проблема формирования навыков исполнительства на народных музыкальных инструментах – одна из самых актуальных на сегодняшний день и класс балалайки не является исключением. Действительно, немало создано учебно-методических пособий, написано статей и даже глав в учебных пособиях, однако каждый начинающий преподаватель должен самостоятельно заново пройти как бы весь путь становления инструмента и методики обучения на нем, что и было сделано в представленной работе.

Так, от музицирования – к игре и дальше – к исполнительству на балалайке, впрочем, как и на любом другом музыкальном инструменте, надо растить новые поколения музыкантов, которые сегодня только приходят в детские школы искусств.

Исполнительство – это радость не только для слушателей, но и, в первую очередь для самих музыкантов, ведь в этом проявляется их талант, виден результат их труда, впрочем, процесс отходит на второй план перед главным – выходом на сцену и радостью общения со слушательской аудиторией.

Читайте также: