Развитие речи сочинение 5 класс шмелев

Обновлено: 05.07.2024

1. Вспомните, что такое текст (сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически), тема текста (то, о чем говорится в тексте; тема связывает предложения в единое целое), основная мысль текста (то, к чему призывает автор, в чем убеждает, чему учит)?

2. Какие типы речи вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)

3. В чем особенность построения каждого из этих типов речи?

  • начало события
  • развитие события
  • конец события

Какое сочинение вы писали в этом жанре? (“Невыдуманный рассказ о себе”)

  • общее впечатление от предмета
  • отдельные его признаки
  • оценка

В каких сочинениях вы использовали описание? (“Описание животного”, “Моя любимая игрушка”)

  • тезис (то, что доказывается)
  • доказательства (аргументы)
  • вывод

При выполнении какого задания вы рассуждали? (Почему перина называется периной, земляника – земляникой и т.д. Упражнение 387, учебник Т.А.Ладыженской)

II. Подготовка к сочинению по памяти.

1. Вспомните, какие виды сочинений вы уже знаете и имеете некоторый опыт их создания? (Сочинение по наблюдениям. Прогулка по березовой роще, описание березы, группы берез.

Сочинение по воображению. “Моя школа (улица, город) через двадцать лет” (закрепление темы “Будущее время глагола”).

2. А сегодня мы познакомимся с новым видом сочинения – сочинением по памяти, сочинением-воспоминанием. Тема сочинения – “Мой первый подарок”.

Каковы же особенности сочинения-воспоминания?

1) Главное – определиться с намерением.

Цель – вспомнить. Вспомнить то, что произошло когда-то, но оставило в вашей памяти глубокий след, отпечаток. Послушайте, какое определение понятию “память” дает С.И.Ожегов в своем словаре: “способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт…”.

2) Тема – о чем вспомнить? Что вспомнить? (О моем первом подарке)

Помните, что каждое слово в названии темы весомо, имеет значение. Высказывание надо строить так, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию данной конкретной темы.

3) Основная мысль вашего сочинения – к чему вы будете призывать, в чем убеждать?

Первый подарок запомнился, запал в душу, произвел неизгладимое впечатление, остался в памяти своей красотой, яркостью, оригинальностью, неповторимостью, тем, кто его подарил. (Словосочетания с лексикой памяти записаны на доске)

Вы должны убедить собеседника, того, кто будет читать сочинение, что ваш подарок действительно неповторим, другого такого не было и нет на свете, и вы помните все до мельчайших подробностей.

4) Особенностью сочинения-воспоминания является использование слов-сигналов:

помню, всп…минаю, осталось (в) памят…, мне помн…тся, буду помнить (указать время глагола), (не) забуду.

Словарно-орфографическая работа: вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание.

5) Обратите внимание, что слова-сигналы могут стоять в разных частях текста. Представим ваше сочинение в виде схемы (на доске)

  • осталось в памяти
  • вспоминаю
  • помню

Важно, что использование данных слов в начале, середине, конце текста, в начале каждого абзаца, в конце каждого абзаца дает согласование зачина с концовкой

  • сочинение-описание
  • сочинение-повествование
  • сочинение-рассуждение

Я думаю, что без описания вам не обойтись, ведь вы же должны будете показать свои подарки во всей красе. Поэтому постарайтесь рассказать о них так, чтобы я, когда буду читать ваши сочинения, ясно и четко представляла их, любовалась ими.

7) А как же это можно сделать?

  • Эпитеты (теплый привет, холодное сердце)
  • Метафоры (над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка)
  • Сравнения (легкий, как пух, жемчужные зубы)
  • Олицетворения (улыбнулись сонные березки)

3. Составим примерный план сочинения.

  • Вспоминаю внешний вид подарка (какой он?): форма, размер, цвет, назначение и т.д.
  • Не забуду то впечатление, ощущение радости, счастья от полученного подарка.

4. По данному плану, учитывая особенности сочинения-воспоминания, устно составьте рассказ о своем первом подарке.

(Прослушивание и обсуждение двух текстов)

III. Самостоятельная работа учащихся над сочинением (сначала черновик, консультация учителя).

IV. Домашняя работа: закончить работу над сочинением “Мой первый подарок”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель Приступина Наталья Михайловна 21.11. 2016 год

Урок русского языка в 5 классе (учебник под редакцией А.Д. Шмелёва).

Особенности данной темы: тема включает опорный учебный материал, необходимый для успешного обучения пятиклассников – признаки текста.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы:

Метод обучения: - диалог, в основе которого лежит проблема (словесный);

Приемы: 1) смысловое чтение (текст, схема,план),

3) прием игрового обучения (инсценирование басни).

7. Цель урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых компонентов.

воспитательные –воспитывать бережное отношение к окружающей среде, уважительное отношение к истории языка, к учебе, знаниям;

образовательные – выявить субъективный опыт обучающихся по теме;

Б. изучить признаки текста, формировать умение определять тему, основную мысль текста, ключевые слова;

П. формировать умение определять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста;

развивающие – развивать речь учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность

развитие познавательных УУД :

- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели,

- контроль и оценка результатов деятельности,

- смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прослушанных текстов,

- анализ с целью выявления признаков, сравнение;

развитие коммуникативных УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи;

развитие регулятивных УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- оценка как осознание качества усвоения.

Структура урока.

Актуализация знаний и фиксация затруднений (вопросы).

Постановка проблемы, задачи и тема урока (определяют учащиеся).

Включение в систему новых знаний (смысловое чтение (текст - преобразование информации в план, работа над правописанием, систематизация изученного).

Д/з (плавающий творческий этап, связь с живописью).

Закрепление (метапредметные знания):аудирование, восстановление последовательности частей текста, знакомство с финикийским алфавитом.

Итог, рефлексия, оценивание работы учащихся учителем.

Конспект урока.

- Доброе утро, садитесь. Ребята, что вы видите на доске? (запись)

2. Я люблю своего нового друга.

3. У нас появился щенок.

- Можно ли запись на доске назвать текстом? Почему?

Что нужно сделать, чтобы получился текст? О чем он? Что сообщает нам автор?

Целеполагание. Постановка проблемы.

Можем ли мы сейчас точно сказать, что отличает текст от группы разрозненных предложений? (не совсем)

Д УЗНАТЬ: - Что нужно узнать? (все признаки текста)

НАУЧИТЬСЯ: - Чему научиться? (определять тему, основную мысль текста, ключевые слова)

Итак, по какой теме мы будем работать?

Актуализация знаний и фиксация затруднений обучающихся.

Включение в систему новых знаний.

Изучающее чтение научного текста по абзацам с.122

Составление назывного плана (по абзацам)

Структура текста (начало, основная часть, концовка).

У92, с.123 (чтение, определение темы и основной мысли, подбор заголовков I -1, II - 3, III -5, Какие это заголовки по теме или основной мысли? Предложи свои заголовки по основной мысли).

Домашнее задание.

У 92 (2), с.123 творческое задание: создать иллюстрации , отразив тему и основную мысль текста с помощью красок и образов

5.Работа в паре с заголовками (убеждение) У94, с.124-125.

Закрепление материала.

Аудирование. У 95, с.125

Восстановление последовательности частей – ознакомительное чтение (В, А, Г, Б).

Работа с алфавитом, с.125.

Лингвистическая кладовая: буквица и буква.

* Работа в группах.

- Какова тема текста? Что выражает заголовок?

- Основная мысль? Где она выражена? (в морали)

- Актуальна ли басня в наши дни?

Итог, рефлексия.

- Как, по-вашему, мы выполнили свои задачи?

Д Знаю (что?) такое (тема и основная мысль текста)

Знаю (как?) определить(тему и основную мысль текста, ключевые слова)

Умею (составить план текста, отразить в заголовке тему и основную мысль)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 601 226 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.12.2016 2940
  • DOCX 19.2 кбайт
  • 37 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Приступина Наталья Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на развитие культуры речи учащихся и формирования чувства уважения к родному языку. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ ШМЕЛЁВА А.Д.

Основной целью урока по развитию речи является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи.

Установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.

Воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Формировать навыки речевого общения.

Оборудование: карточки со словами, компьютер, диапроектор, аудиозаписи.

Ребята, всегда ли мы правильно говорим? Как мы с вами оцениваем человека? Может ли быть главной оценка человека по тому, как он говорит?

( Ребята высказывают свои мнения)

Итак, как мы назовем наш урок? Да, урок культуры речи.( запись даты, темы урока)

Перед тем как провести урок, наши учащиеся провели опрос в классе по анкете, данной в учебнике на стр 56. Познакомят нас с результатами опроса наши консультанты( Слушают результаты опроса по анкете)

Зачем нужно грамотно писать и правильно говорить?

Чтобы получать хорошие отметки на уроках.

Чтобы взрослые не ругали за плохие отметки на русском языке.

Чтобы тебя могли хорошо понимать, когда будешь с кем-то говорить и кому-то писать.

Предложи свой вариант ответа.

Работа по теме урока.

Вместе с учащимися на доске строим схему, определяем, что мы должны узнать на уроке, чему должны научиться?





правильно произносить правильно общаться

правильно употреблять речь образная, живая

- Итак, делаем вывод, культура речи – это владение правилами (нормами) устного и письменного литературного языка. Но мы с вами выделили ещё и образность речи, значит, мы должны научиться использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Большое значение имеют темп речи, интонация.

6. РАССТАВИМ ударение в словах: (высвечиваю через диапроектор)

Академик, алфавит, инструмент, досуг, библиотека, средства, украинский, диалог, каталог, сформировать, торт – торты, бант – банты, агент, простыня, диагноз, верба, издавна.

А теперь поработаем в парах!

Яблоко, мандарин, солдат, груша, помидор, бант, конфета, апельсин, баклажан.

Проверка работы в парах. Паре без ошибок ставим оценку.

Прослушивание аудиозаписи. ( упр 91 на стр. 57)

Письменная работа над упр 90, страница 57.

Работа над правильным произношением звуков:

( высвечивается правило через диапроектор)

/ТЬСЯ и ТСЯ произносятся как (ЦА)-в глаголах- возвратиться;

/ОГО и ЕГО произносятся как ( ОВО, ЕВО);- красного, синего.

/ГК произносятся как ( ХК) – лёгкий, мягкий

/ЧН произносится как (ШН)- скучный, прачечная, скворечник, конечно;

/ ЧТ произносится как (ШТ): что, чтобы, Но! НЕЧТО!

ВЫПОЛНЕНИЕ упражнения через диапроектор.

- Часто в своей речи вы используете слово ОБА, но никто из вас не использует форму ОБЕ. Рассмотрите рисунок, сделайте вывод, когда следует в речи использовать слово ОБА, а когда ОБЕ.

Об…, бегать, по, зелёный, луг, мальчики.

Об…, девочки, на, вышли, прогулку.

Об..их, взять, спортсменов, на соревнования.

Об..их, взять, на, гимнасток, соревнования.

ФИЗМИНУТКА ( упражнения для глаз)

РАБОТА по учебнику над текстом, страница 62, № 100.

Сначала дети читают текст про себя, затем слушают текст в аудиозаписи и обращают внимание на то, как произносятся выделенные слова в тексте.

( Прижился, лакомства, начали, взялись, далеко, прибрали, кухонный)

ПОДВЕДЕНИЕ итогов урока. Рефлексия.

Домашнее задание: из упражнения 100 выписать слова с пропущенными орфограммами. Сделать синтаксический разбор предложения : Так незаметно прибрали всю квартиру, а хомячка не нашли.


Цели:познавательные: повторить ранее изученное: тема текста, основная мысль, типы речи, их композиционное строение; познакомить с новым видом работы по развитию речи – сочинением-воспоминанием, с характерными особенностями его построения.

практические: закрепить умения раскрывать тему текста, основную мысль, писать в определенном жанре;

формировать новое умение – создавать текст по памяти.

метапредметные: развитие логического мышления; формирование умения самостоятельно выполнять задания.

Объявление темы урока. Беседа:

- Как известно, понедельник – день тяжелый. После выходного так трудно взять себя в руки и заставить учиться, к тому же и погода не балует. Что же может поднять нам настроение? (Ответы детей)

-Что такое рассказ? (повествование о каком-либо событии, это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера)

Работа над темой урока

А) Слово учителя

- Любой рассказ – это необычная история. Не огорчайтесь, если вас не брали в плен индейцы, если вы не спасали котят и не становились героем при пожаре. Истории случаются каждый день. Важно лишь быть внимательным человеком, чтобы потом суметь рассказать о произошедшем так, чтобы обратить внимание других на что-то необычное, удивившее вас. Может быть, это удивит и других?

- Вспомните, пожалуйста, событие, произошедшее с вами и оставившее приятное впечатление или улыбку.

- Ребята, какой тип речи и стиль мы будем использовать? (повествование, разговорый стиль)

- Какова структура рассказа? (Рассказ имеет сюжет).

вступление, которое повествует о том, что предшествовало основному событию,

завязку (начало действия),

кульминацию (наиболее острый момент, "вершина"),

развязку (завершение действия).

заключение, в котором подводятся итоги и делается вывод.

- Что необходимо, чтобы устный рассказ хорошо слушали? (Рассказать нужно понятно, живо, ярко, а то собеседник просто слушать не станет.

4. Подготовка письменного рассказа о себе – работа с планом:

- Как же начать свой рассказ? Давайте обратимся к народной мудрости (На боковой доске

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Семь раз отмерь – один отрежь.

ЗАВЯЗКА ( Где, когда происходило действие? Что вы решили сделать? Куда отправились? С кем?)

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ (читаем теоретический материал на стр. 240, 242, 244), выписываем слова – помощники:

Затем, потом, после этого….

Используй глаголы совершенного вида!

КУЛЬМИНАЦИЯ – Что вы испытывали в этот момент? (Наступил долгожданный момент, Я был горд, на седьмом небе от счастья, меня переполняла гордость…)

РАЗВЯЗКА (Вот так я …)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Теперь я …, с тех пор в нашей семье…)

В какой момент воспользуетесь словарями?

5. Тренировочные упражнения: учебник стр. 246 упр. 691.

6. Домашнее задание: написать сочинение.

Итак, я уверена, что вы легко справитесь с предстоящей работой и на следующем уроке мы познакомимся с веселыми и смешными, познавательными и интересными моментами из вашей жизни. И напутствием вам будет это стихотворение:

Мир вокруг тебя

Всмотритесь в мир вокруг себя,
Расправьте шире плечи.
О грусти, зависти, друзья,
Не может быть и речи!
Ведь правит миром красота!
Все в ее сильной власти.
Людская ласка, доброта
Нас всех хранит в ненастье.
Всмотритесь в мир! Как щедрый друг
Он нам раскрыл объятья.
Любите жизнь, друзей,родных!
Ведь все мы – дети счастья!


-75%


А) Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.

Не случайно акул считают опасными рыбами.

Б) Лев – царь зверей.

Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть на солнце. Но это могут и все другие кошки: так их глаза устроены. Просто вид у льва очень уж царственный, величественный. Ни на кого он прямо не смотрит, а всё куда-то гордо вдаль. Словно вас и не замечает. И ревёт так грозно, как никто из зверей. Не рев, а гром небесный.

Вывод: в некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод.

Словарь сочинения-рассуждения

Тезис -то, что нужно доказать или объяснить.

Докажем это… Это можно доказать…

Почему? И вот почему…. Это объясняется следующим… я думаю…, я считаю…,

мне кажется…, на мой взгляд…, по-моему…

Доказательство (аргументы):

во-первых, во-вторых, по словам…., говорят…

Таким образом…, можно сделать вывод…, мы доказали…, следовательно…, так как, значит,…

Работа по теме сочинения

Материал для наблюдений на стр. 14. и ответы на вопросы задания к тексту.

Я считаю, что надо писать слова одинаково. Если писать одно и то же слово каждый раз по-разному, то людям будет очень трудно понимать друг друга. Почтальон не сможет понять, куда нести письмо.

Врач не поймет рецепт лекарства. Школьник не разберется в условии задачи. Геолог и путешественник не найдут нужного места на карте. Так что правильное написание слов облегчает нам жизнь.

Что является тезисом? доказательством? выводом?

- А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она посередине недели стоит.

Эта часть текста - рассуждение.

Среда называется так, потому что она стоит в середине недели.

Этимология – наука, изучающая происхождение слова

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

Буква Ф – ферт – напоминает по форме подбоченившегося человека.

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Вот неделька, в ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

ВТОРНИК - это день второй,

Он стоит перед средой.

Третьим днем всегда была.

А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,

Очень модная девица.

А в СУББОТУ, день шестой

Отдыхаем всей гурьбой

И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Назначаем днем веселья.

Работа с учебником

Снегири прилетают, когда выпадает сне. Пустырь – это пустое место. Домовой – сказочный

Ответы на задания к упражнению.

Домашняя работа:

Темы сочинений-рассуждений

Дни недели рассказывают о себе.

Секрет названия (перина, земляника, малина, шиповник, кольчуга)


-75%

Читайте также: