Развитие речи обучающее сочинение по репродукции картины с а тутунова зима пришла детство 2 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: учить детей оформлять свои мысли на письме. Составить рассказ по картине и записать его.

обучающая: формирование и обогащение словарного запаса обучающихся;

развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков; создать комфортную ситуацию для проявления познавательной активности учащимися.

воспитывающая: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.

Планируемые результаты:

Познавательные

Регулятивные

учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению, оценивать свою работу,

Коммуникативные

Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.

развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

Универсальные учебные действия

учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой, способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

-Ребята, встанем красиво, поздороваемся с нашими гостями. И тихонечко сядем.

2. Актуализация знаний.

- Ребята! Снеговик написал письмо о зиме и, всё перепутал. Найдите ошибки и исправьте.

Проверка. Объяснение учащимися выбор правильной орфограммы и слова.

- Давайте по порядку найдем в тексте ошибки и предложим способы исправления этих ошибок. Слайд 2

- Обратите внимание, перед вами оценочный лист. С его помощью вы определите, как поработали на уроке.

- А вы согласны с последним предложением снеговика? А за что вы любите зиму?

-Постарайтесь понять, каким видят первый снег гнрои стихотворения.

-А сейчас послушайте, как композитор П.И.Чайковский при помощи музыки изобразил зимнюю пору. Закройте глаза и попробуйте мысленно нарисовать картину. ( Слушание аудиозаписи ). Слайд 3

-Что вы представили?

-Какую картину бы нарисовали? ( как летают снежинки)

- Мы послушали как мастера слов и музыки описывали зиму.

- Нам тоже предстоит изобразить эту пору .

-Попробуйте сформулировать Цель нашего урока:

Составить рассказ по картине и записать его.

Беседа по картине.

-Художник Тутунов свои детские воспоминания о первом снеге изобразил на картине.

Давайте попробуем спланировать нашу работу. Какой порядок действий нам нужно выполнить, чтобы получилось сочинение ? (составить план, по плану составить текст, проверить текст на наличие ошибок, переписать в тетрадь.)

- Чтобы составить план, мы вспомним, из каких частей состоит сочинение? это задание 2 в карточках.

Как мы будем записывать каждую часть? Слайд 7

Оцените себя в оценочном листе. Цифра 2.

Составление плана.

- Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.

- Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине).

- О чем скажем в основной части? (опишем героя).

- Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)

1. Художник и картина.

2. Мальчик у окна.

3. Мое отношение к картине, к зиме.

-Что изображено? ( На картине мы видим маленького мальчика. ) Что он делает? Он стоит у окна и удивлённо смотрит. (мальчик у окна)

-Опишите мальчика. В чём одет? Почему? На мальчике ночная рубашка. Он проснулся и подошёл к окну . А за окном? Как стоит? Куда смотрит? Как смотрит?

-Видим ли мы лицо мальчика? Как вы можете доказать, что он удивлен?

-Чему удивлён малыш? ( выпал первый снег)

-Представьте, что он видел вчера во дворе?

- А сегодня выпавший снег как изменил вид из окна? Выпал первый снег. Ещё вчера двор был невзрачного темно-черного цвета. Сегодня этот же двор стал похож на белоснежный пуховый платок.Земля стала белая, как чистый лист бумаги.

- Нравится ли вам эта картина?

- А у мальчика какое настроение? О чём он думает?

6. Словарная работа (накарточках записаны слова, которые помогут вам избежать повторов.)

Как избежать повторов?

Художник – автор, С.А. Тутунов, Сергей Андреевич.

Картина – полотно, пейзаж, холст.

Мальчик – герой, ребёнок, малыш, он, ему.

Покрылись, разукрасила, белым - бело , сверкают, танцуют снежинки, , лёд, мороз .

Дети хлопают в ладоши , если слышат слова, связанные с зимой. Если нет- прячутся, приседают.

( Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, персики, загорать, снегопад, лыжи).

- Составьте и запишите рассказ по картине.

- Более сложное задание написать рассказ по картине от имени мальчика.

Выделите три части: вступление, основная, концовка.

-Кто быстро справится с заданием может раскрасить картинку.

9. Итог. Рефлексия.

- Оцените свою работу над сочинением в оценочном листе.

и ниже поставьте себе оценку за урок.

- Какой теме посвящены ваши сочинения?

-Что вы узнали нового на этом уроке? А у кого что-то не получилось? Почему?

-Кто хочет прочитать своё сочинение?

-Когда будете выходить из класса, приклейте свою снежинку на доску, если считаете, что хорошо поработали на уроке!

Технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность. Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения.

ВложениеРазмер
teh_karta.docx 18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс

Тема : Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова "Зима пришла. Детство"

Тип : Изучение нового материала.

Цель урока : учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова.

● учить писать сочинения;

● учить видеть орфограмму в слове.

● видеть орфограмму в слове;

● различать формы слова и однокоренные слова;

● различать безударные и ударные гласные;

● составлять распространённые предложения;

●развивать письменную и устную речь.

● понимать учебную задачу и решать её под руководством учителя;

● наблюдать за объектом в соответствии с поставленной задачей;

● делать выводы на основе наблюдений;

( текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике и анализировать её;

● самостоятельно оценивать выполнения задания;

● стремиться к более точному выражению собственного мнения;

● проявлять интерес к русскому языку;

● проявлять уважение к языкам других народов;

● аргументировано отвечать, доказывать своё мнение;

● развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

● развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

● развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Ресурсы урока: Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого Русский язык 2 класс , ч.I , рабочая программа "Школа России", презентация, цветные карточки.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

●Приветствует учеников и напоминает о готовности к уроку.

-Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

●Предлагает вспомнить стихи о зиме.

● Читает стихи о первом снеге.

Утром ранним я проснулся,
С наслажденьем потянулся,
Подошел к окну — и вдруг! —
Первый снег летит вокруг!
Вот так чудо!
Вот так сказка!
Вспомнил я свои салазки.
С гор катанье, крики, визги,
От снежков разбитых брызги.

Седы кусты до прутика…
На землю и дома
На белых парашютиках
Спускается зима!
Летят снежинки-звездочки.
Смотрю из-под руки:
Кружась, танцуют в воздухе,
Пушисты и легки!
Светлее стала улица,
Наряднее село.
Летят снежинки, кружатся,
Вокруг белым-бело!

●Предлагает ученикам вспомнить и рассказать свои впечатления о первом снеге.

●Воспоминания о первом снеге всегда яркие и радостные. Художник Сергей Андреевич Тутунов свои детские воспоминания о первом снеге пронёс через всю свою жизнь и перенёс на полотно. Получилась светлая добрая картина.

● Предлагает открыть учебник на странице "Картинной галерее"и найти картину, которая отражает впечатления о первом снеге, приходе зимы.

●Уточняет, как называется картина.

●Показывает первый слайд презентации, просит высказать своё мнение, чем будут заниматься на уроке.

● Уточняет, что сегодня на уроке будем писать сочинение по картине С.А.Тутунова "Зима пришла. Детство".

●Показывает второй слайд. Кратко рассказывает о художнике.

● Организовывает работу учеников по

учебнику на с. 111 упр. 177.

●Приветствуют учителя, проверяют свою готовность и настраиваются на урок.


Зима хозяйкой ходит по лесам. По полям, укрывает деревья и землю белым ковром.



Сергей Андреевич Тутунов, родился 30 октября 1925 года в Москве. Был очень гостеприимным и добрым человеком, часто приглашал многих пожить на даче. Живя на даче художник любовался природой. Свою любовь к окружающей природе передал одному из трех своих сыновей.



План 2.Что изображено на картине. На ней изображен… На ней изображен маленький мальчик. Он стоит у…….. и удивленно …. Он стоит у окна и удивленно смотрит. Мальчик одет…., видимо только … и подошёл к …. Мальчик одет в ночную рубашку, видимо только проснулся и подошёл к окну.


План 2.Что изображено на картине. Вчера за окном двор был…., а сегодня … Вчера за окном двор был темно-коричневого цвета, а сегодня выпал первый снег. Двор словно укрыт….. Двор словно укрыт белым пушистым ковром. На деревьях лежат….. На деревьях лежат мохнатые шапки. Наконец-то наступила ….. Наконец-то наступила долгожданная зима.


План 3. Моё отношение к картине Мне картина….. Мне картина понравилась, потому что художнику удалось передать зимнюю красоту природы.



СЛОВАРНАЯ РАБОТА Изображен Удивленно темно-коричневого цвета Мохнатые Наконец-то долгожданная Понравилась


Перед нами картина …….. На ней изображен (маленький мальчик, стоит, удивленно смотрит, одет, только проснулся, двор, темно-коричневого цвета, первый снег, укрыт, ковром, шапки. Наконец-то, зима.) Мне картина понравилась…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Обучающее сочинение по картине С.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Обучающее сочинение по картине С.






Что такое сочинение? Вступление Основная часть Заключение Каждая часть пишетс.

Что такое сочинение? Вступление Основная часть Заключение Каждая часть пишется с …



Основная часть. Что изображено на картине? На картине мы видим маленького ма.

Основная часть. Что изображено на картине? На картине мы видим маленького мальчика.

 Что он делает? Он стоит у окна и удивлённо смотрит.

Что он делает? Он стоит у окна и удивлённо смотрит.

 Как вы думаете , что привлекло его внимание? Его внимание привлёк снег.

Как вы думаете , что привлекло его внимание? Его внимание привлёк снег.

Как выпавший снег изменил вид из окна? Всё вокруг стало белое. Лёгкие , пушис.

Как выпавший снег изменил вид из окна? Всё вокруг стало белое. Лёгкие , пушистые снежинки опускаются на землю.

Что мы видим на ветках деревьев и заборе? На ветках деревьев и заборе лежат.

Что мы видим на ветках деревьев и заборе? На ветках деревьев и заборе лежат белые шапки снега.

Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Малышу захотелось выйти на у.

Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Малышу захотелось выйти на улицу, поймать на ладошку снежинку, взять санки . Он был рад долгожданной зиме.

Заключение. Твоё отношение к картине. Мне понравилась эта картина. Художник п.

Заключение. Твоё отношение к картине. Мне понравилась эта картина. Художник показал, что зима очень красивое время года.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 123 человека из 45 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 555 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.05.2018 6936
  • PPTX 968.2 кбайт
  • 28 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Семенова Людмила Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

ВложениеРазмер
sochinenie_zima_prishla._detstvo.docx 29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине

Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.

учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения;

развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой , способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

III. Беседа о художнике и его картине.

Живописец. Член Союза художников СССР. Автор тематических картин бытового жанра, портретов.

Родился 30 октября 1925 года в Москве. Мать - Елизавета Николаевна Тутунова (урождённая Сахарова) из семьи священника о. Николая Сахарова. Отец - Андрей Васильевич Тутунов, из обрусевших армян, был крупным специалистом в области птицеводства.

Обучался в МСХШ (Московской средней художественной школе, 1939-45).

В 1945 поступил и в 1951 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова. В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.

С.А.Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России и стран ближнего зарубежья.

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землею туман

… В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Первый снег обнимает траву,
Ветер, словно из сказочных тем.
А я счастлив и радостен тем,
Что смеюсь и живу наяву.

Разлохматил прически берез
Ветер буйный.
Доносится смех.
И уже не из сказок и грез,
Выпал первый искрящийся снег.

  • О каком времени года идет речь?
  • Назовите зимние месяцы.

- Декабрь, январь, февраль — зимние месяцы. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет.

  • Какие цвета зимы отметили поэты? (белый, искрящийся, разноцветный)
  • Объясните значение этих слов.
  • Какой вы видите зиму, читая строки поэтов?
  • Какие краски здесь преобладают?
  • Созвучны ли строки стихотворений данной картине?
  • Ваши впечатления от представленной картины?
  • Нам предстоит описать картину С.А. Тутунова. В чем ее своеобразие? (Необычная, сказочная; белоснежное чудо)

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная лавина,
Или поле и шалаш —
Обязательно картина
Называется — пейзаж.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу —
Знай, что это — натюрморт.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, —
Обязательно картина
Называется — портрет.


А теперь попробуйте определить, что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет?
(На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродукции каждого жанра. Дети определяют.)

(развитие мимических и пантомимических движений, релаксация).


- Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что мы подошли к окну и увидели падающие снежинки, деревья, укрытые первым снегом. Подставьте свои ладошки и поймайте снежинку. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?

Дети поочередно дают ответы.
- Откройте глаза. Понравилось ли вам путешествие в картину?

IV. Работа с презентацией. Собирание рабочих материалов.

Посмотрите на картину и ответьте на вопросы.
— Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?
— Где происходит действие картины?
— Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)?
— Какое время года, изобразил художник? По каким признакам можно это определить?

- Как бы вы назвали эту картину?

- К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина?

- Правильно, это пейзаж, но это пейзаж зимний (по времени года), пейзаж сельский (по месту изображенного).

- Какие краски использует художник для изображения природы?

А теперь, глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам:
снег – белый, легкий, как пух, …

деревья — с черными крепкими стволами, накрыты первым снегом, на некоторых ветках остались желтые листья, .
листья — желтые, зеленые, …

Читайте также: