Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии серебряного века сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Стиль, который собирал поэтов и формировал творческие объединения, позволял выделить определенные направления. К таким направлениям можно отнести символизм, который зародился в 1890-е годы. Символизм принято считать одним из первых направлений художественной литературы русского Серебряного века. Символисты стремились создавать мистические и абстрактные образы в своих текстах, что можно связать с активным распространением сект в Российской империи на рубеже столетий. Такие места притягивали многих творцов, являясь источником вдохновения и поводом для переосмысления устоявшихся взглядов.

Как уже отмечалось ранее, настроения упадничества и предчувствие скорых изменений, которыми были наполнены произведения авторов, наиболее ярко отражены в произведениях поэтов-символистов. К 1910-ому году из-за творческого застоя происходит кризис символизма, и начинают появляться новые поэтические течения. Однако основные поэты-символисты продолжали развиваться в рамках привычного для себя и для многих последователей стиля. Яркими представителями символизма можно назвать критика и писателя Дмитрия Мережковского, Валерия Брюсова и Александра Блока.

Возвращение в поэзию четких образов и отсылок к древним эпохам ознаменовалось появлением такого течения, как акмеизм. Он возник примерно с 1910-ого года и являлся противовесом символизму. Благодаря движению и его яркому представителю, Николаю Гумилеву, в поэзию начали возвращаться простота языка и любовь к жизни.

В то же время желание молодых поэтов окончательно избавиться от старых литературных норм, канонов и традиций поспособствовало появлению и развитию футуризма. Как известно, это явление пришло из Италии, где его идеолог Маринетти провозгласил свои принципы в манифесте. Движение авангардистов стало началом экспериментов с возможностями русского языка. Футуристы разрабатывали новые стихотворные размеры, сочиняли причудливые неологизмы и меняли облик традиционной литературы.

Таким образом, Серебряный век русской литературы подарил миру талантливых поэтов и новые направления, которые повлияли на общее развитие культуры в России.

Автор: Майя Лаошвили

Автор: Самый Зелёный · Published 05.08.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 22.07.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 20.08.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

На рубеже XIX-XX веков в русской литературе, как в большинстве европейских литератур, ведущую роль играют модернистские течения, которые наиболее ярко проявились в поэзии. Эпоху модернизма в русской литературе называют "серебряным веком". Специфика "серебряного века" заключается в том, что, осуществляя творческие поиски на общих принципах модернизма в конце XIX в., писатели в начале XX века, должны были самоопределиться относительно актуальных проблем эпохи. Это отразилось на судьбе и творчестве многих деятелей "серебряного века". Кое-кто воспринимал революционные события как трагедию своего народа и собственную, другие понимали неизбежность этой катастрофы и призывали к моральному очищению человека и общества, третьи откровенно связали свое творчество с идеями социалистической революции (В. Маяковский). Достижения "серебряного века" трудно переоценить, ибо ни одна европейская литература не дала в это время такого разнообразия поэтических индивидуальностей, как русская литература серебряного века, ни одна европейская литература не испытывала и такой трагедии. Почти все поэты серебряного века в 20-30-е годы были исключены из общего литературного процесса: физически уничтожили М. Гумилева, И. Мандельштама, загнали в эмиграцию некоторых; В. Маяковский, М. Цветаева были вынуждены покончить жизнь самоубийством; не печатали произведения Пастернака, А. Ахматовой.

В истории развития русской поэзии "серебряного века" наиболее ярко проявили себя три направления: символизм, акмеизм, футуризм. "Серебряная эпоха" начинается с появлением на литературной арене русского символизма, который сложился как художественное течение в 80-90-е годы прошлого века. Характерный признак русского символизма - его философичность. Но уже следующее поколение русских символистов (В. Брюсов) на первый план выдвигают не символистские мировоззренческие поиски, а эстетические, в области формы. В. Брюсов экспериментирует с различными поэтическими жанрами, формами. Важное значение в поэтике символистов имеет цикл. Почти все стихи Брюсова и Блока связаны в циклы. Цикл (круг) давал возможность наиболее полно раскрыть особенности мировосприятия символистов, их философию, согласно которой мир нельзя понять ни умом, ни чувствами. Только поэт-творец в особом состоянии творческого озарения может постичь связь между реальным и идеальным миром. Эта связь передается в виде символа. В цикле символы сочетаются, друг друга дополняют, так вступают в сложные взаимоотношения, только тогда можно понять их смысл.

Временные рамки поэзии Серебряного века охватывают конец 19 – начало 20 века (примерно 20-30-е годы).

На стыке веков русская поэзия пережила второе рождение. Возникло множество литературных течений, главным из которых считался символизм. Он являлся ответом на кризис, бытовавший в европейской культуре. Реализм постепенно терял свои позиции, уступая дорогу молодому поколению литераторов.

Некоторые литературоведы считают, что эпоха Серебряного века началась в 1897 году, когда публицист В. С. Соловьев опубликовал произведение “Оправдания добра”. В нем содержались те философские догмы, которые были основой для поэтов Серебряного века.

Основные течения Серебряного века были разноплановыми и обладали своими уникальными особенностями.

Символизм. Главным инструментом исследования окружающего мира является символ. Он указывает на то, что находится за границами понимания человека. Символисты концентрировались на подсознательно-интуитивном восприятии окружающей действительности. Они делали упор на искусстве намека, недосказанности, чтобы читатель смог догадаться о тайном смысле, скрытом в произведении. Представители: К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб.

Акмеизм. Возник на основе символизма примерно в 1911 году, когда Н. С. Гумилев организовал поэтическое объединение “Цех поэтов”. Произведения акмеистов были более понятны читателю. Они не были наделены каким-то глубоким смыслом, который трудно постичь. Акмеисты не отрицали духовную сторону жизни, но предпочитали писать о земных вещах. Конец эпохи акмеизма припадает на 1914 год. Представители: М. А. Зенкевич, А. А. Ахматова.

Футуризм. Главная цель – эпатировать публику как формой стиха, так и его содержанием. Футуристы больше ориентировались не на музыку (как это делали символисты), а на живопись. Они призывали покончить с традиционным искусством и забыть о Золотом веке русской литературы. Большее внимание футуристы уделяли не смыслу, а самому слову. Они пытались его всячески изменить, чтобы выдумать новую стихотворную форму. Направления: кубофутуризм, эгофутуризм. Представители: В. В. Маяковский, В. В. Каменский.

Имажинизм. Упор на образности поэзии, отсутствии клише и эпатажности. Главным художественным средством становится метафора. В поэзии имажинистов не было единой темы или настроения. Были и пессимистические произведения, и стихи, наполненные патриотизмом. Течение распалось в 1925 году. Представители: А. Б. Мариенгоф, С. А. Есенин.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 11 классе

Крыс Ольга Анатольевна.

Цель: ввести учащихся в необыкновенный мир культуры Серебряного века.

Задачи:
Образовательные

Познакомить с биографическими сведениями некоторых поэтов Серебряного века, показав их яркие индивидуальности и судьбы.

Научить учащихся видеть за произведением поэтическую Я-концепцию поэта.

Подвести учащихся к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре Серебряного века.

Развивающие

Развивать мышление учащихся, обучая работе с поэтическими текстами.

Воспитательные

Воспитывать эстетический вкус, помогая постичь гармонию стиха и его музыкальность.

Воспитывать внимание к поэтическому слову.

Оборудование урока:

симфоническая музыка в исполнении

Приемы, которые использует учитель

- составление ассоциативной цепочки

1.Слово учителя.

Звучит музыка Рахманинова

Серебряный век. Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым,но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая Оцупа “Серебряный век русской поэзии”(1933). Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого,Тургенева. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков,отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи,музыки, театрального искусства. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, И.Репин,Н.Рерих, Б.Кустодиев. Создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как А.Скрябин,С.Рахманинов, Д.Шостакович, И.Стравинский. Но,пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия.

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите это слова?

Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Ученики вместе с учителем составляют словесный ряд.

Серебряный век – блеск, яркость, звон ,утонченность, хрусталь, хрупкость, мгновенность, отражения, прозрачность, сияние, свечение, тайна, шёпот, волшебство, туман, дымка, голоса…

Проблемный вопрос

Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?

Первая учебная ситуация

Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?

Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи

Работа с датами

1.Какие события произошли в этот период?

1890год экономический рост

1901 год – Постановление святейшего синода об отлучении Л.Н.Толстого от церкви;

1902 год - активизация студенческого движения, массовые аресты и ссылки;

1903год – всеобщая стачка рабочих на юге России;

1906 год – Указ о введении военно-полевых судов;

1909 год – начало промышленного подъема в России;

1912 – 1913 год - Первая и Вторая Балканская война

1914 год – Всеобщая стачка и баррикадные бои в Петербурге.

1915 год – Поражение царской армии в Польше

1917 год – начало борьбы Временного правительства против большевистской партии

1918 год - Россия объявлена РСФСР

Научные открытия

1.Открытие рентгеновских лучей

3.Создание квантовой теории

4.Изобретение беспроволочной связи

Слово учителя

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декаденство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.

ДЕКАДЕНСТВО (упадок)

Явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

2. Искусствовед Серебряный век – это не только период расцвета русской поэзии,

но и период новаторских исканий в музыке и живописи. Русская живопись рубежа веков была представлена различными художественными школами и направлениями, которые, невзирая на кажущиеся противоречия, достаточно мирно уживались.

Просмотр презентации

…Снизу ползёт синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы брезжит иное…

Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным Он – вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени.

Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опальные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое сострадание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.

Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества… Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину со строем древнерусских картин.

Вывод: важнейшее свойство эпохи – лирическое изображение всех видов искусства.

В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.

В начале 20 века происходило творческое становление Ф.Шаляпина, которого с Рахманиновым связывала и совместная работа, и крепкая дружба на протяжении всей жизни. Прославил русское певческое искусство; музыкальные критики признавали, что по мощности звучания не было ему равных.

/Звучит голос Шаляпина/

К композиторам нового типа, отличающихся нестандартностью и даже дерзостью звучания, относится Прокофьев, творчество которого было непонятно и не признано современниками.

Литературовед

Русский поэтический “серебряный век” традиционно вписывается в началоXXстолетия,на самом деле его истоком является столетие XIX, и всемикорнями он уходит в “век золотой ”, в творчество А.С. Пушкина, в наследиепушкинской плеяды, в тютчевскую философичность, в импрессионистическуюлирику Фета, в Некрасовские прозаизмы, в порубежные, полные трагическогопсихологизма и смутных предчувствий строки К. Случевского. Иными словами,90-е годы начинали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку 20-го века. С 90-х годов начинался литературный посев, принесший всходы.

Сам термин “серебряный век” является весьма условным и охватывает собойявление со спорными очертаниями и неравномерным рельефом. Впервые этоназвание было предложено философом Н. Бердяевым, но вошло в литературныйоборот окончательно в 60-е годы нынешнего столетия.

Поэзия этого века характеризовалась в первую очередь мистицизмом икризисом веры, духовности, совести. Строки становились сублимациейдушевного недуга, психической дисгармонии, внутреннего хаоса и смятения.

Вся поэзия “серебряного века”, жадно вобрав в себя наследие Библии,античную мифологию, опыт европейской и мировой литературы, теснейшимобразом связана с русским фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями и

Вторая учебная ситуация

Вслушаемся в голоса поэтов начала ХХ века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.

Читаем стихотворения и заполняем таблицу (распечатки со стихами у каждого ученика).

Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.

Именно такой метод и представлен на уроке, где решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому творческому общению.

В проектах учащихся представлены:

1. Эстетика и поэтика течения.

2. Творческие индивидуальности

( особенности творчества поэтов).

3. Создание поэтического сборника.

(Антология Серебряного века)

Метод проекта – это одна из технологий компетентностного подхода, которая ориентирует на приобретение и применение новых знаний.

Учащиеся приобретают знания, учатся пользоваться ими для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения, системное мышление.

Проект уникален (ориентирован на достижение целей самих учащихся), незаменим (даёт необходимый учащимся опыт деятельности), эффективен (формирует большое количество умений и навыков).

Учащиеся, участвуя на уроке в различных видах деятельности, приобретают организационные умения, информационные, проектировочные и коммуникативные.

Тема: Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов

Эпиграф: Мир раскололся,

и трещина прошла

через сердце поэта.

Тип урока : урок – исследовательский проект.

Задача : систематизация знаний учащихся по модернистским течениям и творчеству поэтов Серебряного века с использованием метода проектов.

  1. развитие творческих способностей учащихся;
  2. развитие культуры устной речи;
  3. формирование коммуникативной компетенции учащихся.
  1. умение работать индивидуально и в группах;
  2. воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

- раздаточный материал (таблицы)

- сборники стихов поэтов Серебряного века

- ноутбук и проектор для презентации.

Звучит музыка С.Рахманинова.

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве или против теченья,-

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

Учащимся сообщаются тема урока, эпиграф, задача и цели урока.

Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Обратимся к той атмосфере духовной жизни России рубежа веков, которая стала условием развития и подъёма поэтического творчества. Этой атмосфере присуща двойственность.

С одной стороны, это был необычайный расцвет, причём расцвет во всех областях культуры, науки, искусства.

- Учащиеся рассказывают о расцвете в изобразительном искусстве, в области театрального искусства, в области балета.

Во время беседы учащиеся говорят и о второй стороне духовной жизни России.

Вопросы для обсуждения:

- Какие две особенности предопределили развитие поэзии Серебряного века?

- Когда начался Серебряный век?

- В каком году творчество поэтов достигло расцвета?

- Когда закончился Серебряный век?

- Назвать литературные течения Серебряного века.

Презентация мультимедийных проектов.

Учащиеся работали в 3х группах в течение 2х недель.

Символизм Акмеизм Футуризм

(1 группа) (2 группа) (3 группа)

1. Эстетика и поэтика течения.

2. Творческие индивидуальности

(особенности творчества поэтов).

3. Создание поэтического сборника.

(Антология Серебряного века)

Активизация познавательной деятельности учащихся

Перед презентацией перед учащимися ставится задача:

Поиски и находки поэтов Серебряного века.

В чем их индивидуальность

Что их объединяет

1 группа представляет символизм , его особенности, что объединяло поэтов в литературное течение и раскрывает созвездие ярких индивидуальностей символизма: В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Белого, А.Блока, З.Гиппиус, Д.Мережковского.

Просмотрев представленную презентацию, учащиеся заполняют таблицу: в чём индивидуальность каждого из поэтов

Собственный стиль: звучный, живописный;

В стихах передал многообразие человеческих страстей;

Ввёл в поэзию образ современного большого города;

Напевный и звучный стих;

Культ мгновения, туманность намёков;

Особый жанр – симфония;

Мистические идеалы и вера в обновление жизни;

Отражал религиозную мистическую позицию, постигая истину;

Особый декадентский стиль, стихия театральности;

Основной образ – образ Прекрасной Дамы;

2 группа представляет литературное течение – акмеизм и представителей: А.Ахматову и Н.Гумилёва.

Во время презентации учащиеся исполняют литературную композицию , посвящённую королеве, взошедшей на Олимп, - Анне Ахматовой.

Романтические мотивы, географическая и историческая экзотика, резкие переходы от одного образа к другому, образы путешественника, возлюбленной.

В стихах точность и тонкость передачи переживаний лирической героини;

Характерная глубина и содержательность стихов, простота слога, умение обрисовать характер одним жестом, репликой;

3 группа представляет тех, кто отрицал наследие предыдущих литературных течений – футуристов : И.Северянина, В.Маяковского, В.Хлебникова.

Стихотворениям присуща особая звуковая организация;

Очаровывал звуками, ощущениями, красками, ритмами;

Изобретал новые жанры.

Протест против всего миропорядка;

Своеобразен лексический, словесный строй его стихов, авторские неологизмы;

Своя система стихосложения.

Стремился к созданию искусства будущего, способного восстановить утраченную миром гармонию;

Оказал огромное влияние на развитие русской поэзии 20 века;

Часто в его стихах меняется ритмический рисунок, от этого движение стихотворения становится непредсказуемым.

Антология Серебряного века.

В целях формирования коммуникативной компетенции и развития творческих способностей учащиеся представляют созданные ими поэтические сборники. (Приложение №1)

В содержании: стихи В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Блока, И.Анненского, А.Белого.

  1. Одна из главных тем поэзии символистов – любовь.
  2. Идеал женщины в творчестве символистов.
  3. Одиночество, тоска и разлука – основные мотивы их творчества.

В сборнике стихи В.Маяковского, Д.Бурлюка, В.Хлебникова.

Стремление выразить настроение, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века.

Учащиеся обобщают услышанное на уроке, обмениваются мнениями, дополняют выполненные во время урока записи в таблице: что объединило поэтов в литературные течения.

Что их объединяет

Музыкальность поэзии, новое содержание искусства, внимание к звуковому составу слова, к изысканным благозвучиям, ассонансам, аллитерациям, открытие многозначности слова.

Установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество;

Новые композиционные и графические эффекты в поэзии.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А. Ахматова

Творческие индивидуальности Поиски и находки поэтов Серебряного века

Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта. Г. Гейне

Цель урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: защита медиапроектов; систематизация материала; РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие творческих способностей, развитие культуры устной речи, формирование коммуникативной компетенции; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: умение работать индивидуально и в группах; воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Аналитическая беседа Серебряный век – особое явление во всех областях духовной жизни России.

Две особенности : 1) расцвет; 2) предзнаменование близкого краха.

90-е годы XIX века – начало Серебряного века; 1910 год – расцвет поэтического творчества; 1917 год – закончился Серебряный век.

Модернистские течения символизм акмеизм футуризм

В проекте: 1. Эстетика и поэтика течения; 2. Творческие индивидуальности. (Особенности творчества поэтов); 3. Создание поэтического сборника. (Антология поэзии Серебряного века).

Систематизация материала Поиски и находки поэтов Серебряного века Поэты В чем их индивидуальность? Что их объединяет? Символисты: В. Брюсов К. Бальмонт А. Белый А. Блок Акмеисты: Н. Гумилев А. Ахматова Футуристы: И. Северянин В. Маяковский В. Хлебников

точность Публицистичность логичность выразительность Речевое мастерство

Литературное направление СИМВОЛИЗМ

Начальный этап- отражение декадентских тенденций : уныние страх перед жизнью неверие в возможности человека

Символисты новой школы Стремление к высшему идеалу Вера в высокое Предназначение искусства Призыв к объединению

Особенности: Слитность творчества и религии; Музыкальность стиха(музыка выражала подлинные чувства человека); Утверждения индивидуальности.

Культ символа : 2) младосимволисты: символ – окно в вечность ; Культ символа: 1) старшие символисты : символ - ” вид тропа ” ;

Индивидуальность Валерия Брюсова 1)Собственный стиль: звучный, живописный; 2)В стихах передал многообразие человеческих страстей; 3)Ввел в поэзию образ современного большого города.

Индивидуальность Константина Бальмонта Напевный и звучный стих; Культ мгновения, туманность намеков.

Индивидуальность Андрея Белого 1)Особый жанр – симфония; 2)Мистические идеалы и вера в обновление жизни.

Александр Александрович Блок

Героиня: - Вечная Женственность; - Царевна; - Невеста; - Дева; - Прекрасная Дама .

Поэма ” Двенадцать ” – - апофеоз и конец русского символизма

Активизация познавательной деятельности учащихся, систематизация материала. Поэты: В чем их индивидуальность Символисты: В. Брюсов Собственный стиль: звучный, живописный; В стихах передал многообразие человеческих страстей; Ввёл в поэзию образ современного большого города; К. Бальмонт Напевный и звучный стих; Культ мгновения, туманность намёков. А.Белый Особый жанр – симфония; Мистические идеалы и вера в обновление жизни; Д. Мережковский Отражал религиозную мистическую позицию, постигая истину; З . Гиппиус Особый декадентский стиль, стихия театральности; А. Блок Порыв к идеалу; Основной образ – образ Прекрасной Дамы;

Акмеизм – модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального и символического смысла.

Особенности: Реальный мир Красота жизни Достоверность образов Чёткость композиции

Анна Ахматова Родилась 11 (23) июня 1889 года. Своё детство она провела в Царском Селе ( 16 лет). Первое стихотворение написала в 11 лет. 1910г.-свадьба с Н.Гумилёвым.

Читайте также: