Независимость удел немногих самостоятельность привилегия сильных сочинение

Обновлено: 14.06.2024

5 готовых индивидуальных сочинений для варианта №4 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов, проблема совместимости гениальности и злодейства по тексту по Д. А. Гранину.

Готовое сочинение №1

Оба эти примера-иллюстрации показывают нам, что гений – это человек, обладающий не только выдающимся талантом, но и имеющий добрый дух, неспособен на злодейство или зависть. В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора.

Готовое сочинение №2

Совместимы ли гений и злодейство в представлении Пушкина? Могут ли гении совершать злодейские поступки? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя Д. А. Гранина.

Авторская позиция заключается в следующем: гений и злодейство несовместимы. Нравственное начало становится пробой гения. Человечество отбирает только тех, кто несёт в себе нравственное начало.

Мне близка позиция автора. Действительно, люди считают гениальным только того, кто сочетает в себе талант и нравственность. Если талант переходит на сторону зла, то автоматически перестаёт считаться гением.

В заключение подчеркну, что гениальный человек должен дорожить своим талантом и не совершать безнравственных поступков, губительных не только для его души, но и для его божественного дара.

Готовое сочинение №3

Вопрос этот долго мучал писателя, и он снова и снова искал ответ на него, опираясь на текст Пушкина и на собственные размышления. Он сопоставляет Моцарта и Сальери и соотносит при этом Сальери не с музыкантом, композитором, а с ученым, который планирует свою жизнь на годы вперёд и видит её как прямую дорогу, движение к достижению конкретной цели. Действительно, Сальери выработал в себе способность писать хорошую музыку, он стремился к этому и достиг своей цели. Моцарту же всё это было дано словно бы даром: он получил способность писать великолепную музыку без особого труда, во всяком случае — без определенного плана на многие годы. Он с самого начала обладал тем, к чему стремился Сальери. Рассуждая об этих героях трагедиями, Даниил Гранин делает вывод, что для вдохновения Моцарт и Сальери равны, но для того, чтобы стать гением, нужно обладать не только способностями, талантом, способностью к упорному творческому труду — надо еще быть человеком с высокой нравственностью, которая поможет искусству найти путь к душам людей.

Я полностью согласен с автором. Действительно, одного таланта недостаточно для того, чтобы человек стал гением и имя его осталось жить в веках. Ведь люди ищут в искусстве не только наслаждение чувств — они стремятся обрести там пищу для души, и какой будет эта пища, для большинства из нас не безразлично. Из доброго таланта Моцарта произрастают великолепные цветы нравственного, радостного, щедрого, полного любви искусства. А из сухой, завистливой души Сальери может вырасти красивая, гармоничная музыка, но красота её останется жёсткой, холодной и не сможет найти пути к сердцу человека, потому что что в ней не будет чувствоваться любви и счастья. Пушкин говорит в своей пьесе о том, что гений и злодейство несовместимы. К такому же выводу приходит Даниил Гранин. К тому же выводу прихожу и я.

Готовое сочинение №4

Можно ли создать шедевр, не будучи добродетельным человеком? Над этим вопросом размышляет писатель Д.А. Гранин. В его тексте поднимается проблема совместимости гениальности и злодейства.

Рассказчик беседует с приятелем о научных достижениях, которые привели к трагическим последствиям. Например, известный физик Альберт Эйнштейн внёс вклад в создание ядерного оружия, и в годы Отечественной войны японские города Хиросима и Нагасаки подверглись бомбардировке. Но разве это делает учёного злодеем? Можно ли считать его ответственным за произошедшее? По мнению автора, в самих научных открытиях нет ничего ни нравственного, ни безнравственного.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: гений и злодейство несовместимы, потому что человечество отбирает лишь тех, кто несёт в себе нравственное начало.

Таким образом, можно создавать замечательные произведения, но при этом быть бездуховным человеком. Сложно не признать талант подобных творцов, но невозможно назвать их гениями.

Готовое сочинение №5

Можно ли стать гением, будучи безнравственным человеком, совершающим злодейства? В чем заключается гениальность? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте русский писатель Д.А. Гранин.

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: гениальность не может сочетаться со злодейством, гением является лишь тот, кто несет в себе нравственное начало.

С автором текста трудно не согласиться. Гениальность совмещает в себе как мастерские результаты деятельности творца, так и его положительные внутренние качества. Человек безнравственный не может быть гением, даже если его творения действительно великолепны. Гением может быть только тот, кто живет в соответствии с нравственностью. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к художественным произведениям и высказываниям известных личностей.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что гениальность и злодейство – несовместимые вещи, совместимы только гениальность и нравственность.

Сам текст из 4 варианта по которому писались сочинения начинается так:

С годами меня всё чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе. И к Пушкину как к человеку. Чем больше вникаешь в подробности его жизни, тем радостней становится от удивительного душевного здоровья, цельности его натуры. Вот, очевидно, почему меня так задел один давний разговор, случайный летний разговор на берегу моря. Мы гуляли с Н., одним из лучших наших физиков, и говорили об истории создания атомной бомбы, о трагедии Эйнштейна, подтолкнувшего создание бомбы и бессильного предотвратить Хиросиму. Злодейство всегда каким-то образом связано с гением, —сказал Н., —оно следует за ним, как Сальери за Моцартом.

Хрия – слово или рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис. В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную.

Структура строгой (классической), или прямой, хрии (аристотелевский способ).

Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис – доказательство (дедуктивное, аналитическое рассуждение – от общего к частному).

Структура состоит из 8 частей:

1. Приступ – начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание).

2. Парафразис – разъяснение темы, экспозиция.

3. Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…) .

4. Противное – если тезис неверен, то…

5. Подобие – сравнение этого явления со смежными областями.

7. Свидетельство (ссылка на авторитет)

8. Заключение или вывод (свое отношение к теме).

Переход: Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедится, что

I. Плоды, т. е. последствия учения, приятны, ибо: 1) знания, умение, образование, сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют его кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу; 2) доставляют ему. материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.

Структура нестрогой (свободной), или обратной (искусственной), хрии (сократовский способ).

Доказательство – тезис (индуктивное, синтетическое доказательство).

Такой способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис, называется индуктивным (сократовским). Лучше применять в негативно настроенной по отношению к вам аудитории.

Структура состоит из 5 частей:

2.Доказательство или аргумент.

3.Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить.

4.Формулировка тезиса (основной мысли).

Задание 4. Из перечня цитат выберите одну (или возьмите другую цитату) и напишите рассуждение по ней, опираясь на структуру прямой хрии.

Больше всех рискует тот, кто не рискует (И.А.Бунин)

Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца (Ф.М.Достоевский)

Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами (А.А.Блок)

Величие человека заключается в том, что он – единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность (И.В.Гёте)

Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед (Аристотель)

Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков (Конфуций)

Неприятности – это не самое плохое, что может с нами произойти. Хуже всего, когда с нами ничего не происходит (Р. Бах)

Вера в идею спасает, а вера в факты губит (В. Белинский)

Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать (И.В.Гёте)

Ничто так не воодушевляет, как сознание своего безнадежного положения (А. Камю)

Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу (Б. Шоу)

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается. Л. Толстой.

Любовь - начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек. Конфуций.

Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог. Ф.М. Достоевский.

Настоящая любовь — это обретение самого себя в отказе от самого себя и в исчезновении себя в другом. Гегель.

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей - радость и счастье (Гюго)

У счастья нет завтрашнего дня, нет у него и вчерашнего. у него есть только настоящее – и то не день, а мгновение. (Тургенев)
Человек создан для счастья, как птица для полета. (Короленко)
Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым. (Эйнштейн)
Газета есть самый сильно действующий яд, дающий наибольшие доходы (М. Волошин)

Ни на что не годится тот, кто годится только для себя (Вольтер)

Большинство людей употребляет лучшую пору жизни на то, чтобы сделать худшую еще более печальной (Ж. Лабрюйер)

Заключение

Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи.

- извинения за плохую речь, оправдания и т.п., отрицательная самооценка

- шутка, не относящаяся к теме выступления.

- состоящее из банальных выражений, шаблонных фраз

В заключении нужно:

- указать перспективы развития темы

- внести эмоциональную разрядку, позитивный настрой

- необычные, яркие, запоминающиеся выражения (сравнения, метафоры)

- может включать в себя прощание.

- виды заключения: обобщение и побуждение.

Обобщение - заключение, синтезирующее основное содержание речи, выводы.

Ср., напр.: Скажут нам: что же может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью. Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом. Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. Но едва оно укрепится, утвердится, - оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше, иначе как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее её сладкоречием. Оно уже не всегда, но обязательно прямо глушит глотку, чаще оно требует от подданных только присяги лжи, только соучастия во лжи.

И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня. Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь! Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! – зримо, неопровержимо для всех! Против многого в мире может выстоять ложь, но только не против искусства. А едва развеяна будет ложь, - отвратительно откроется нагота насилия – и насилие дряхлое падёт.

Вот почему я думая, друзья, что мы способны помочь миру в его раскалённый час. Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни, - но выйти в бой!

В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно: ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ. Вот на таком мнимо фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергией основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира (А. И. Солженицын. Нобелевская речь).

Побуждение -элемент заключительной части ораторской речи, в котором содержится призыв принять решение и осуществить какие-либо действия, исходя из приведенной в речи аргументации.

Ср., напр.: Итак, братия и сестры, соотечественники, люди русские! Молю вас усердно, вседушно – повинуясь своему архипастырскому долгу и совести своей – воспрянем, опомнимся, одумаемся наконец! Господь милосерд и нелицеприятен: всякую искренюю обратившуюся к нему душу приемлет с радостью и любовию, омывает от грехов и неправд благодатию своею, утешает утешением возвышенным, духовным, о котором суетный мир не имеет даже приблизительного понятия. …Великая судьба России зависит ныне от нашего произволения. Мы и никто иной – можем и должны воссоздать державу Святорусскую (Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский).

Иллюстрация с сайта e-history.kz

Независимость - удел немногих, она - привилегия сильных, говорил великий философ Фридрих Ницше. Только сильные духом народы издавна стремились к свободе, добывая ее в битвах и войнах, и платя за нее высокую цену. История борьбы за независимость казахской нации, сложная и многострадальная, берет начало еще со времен существования на территории современной страны сакских племен. TengriMIX рассказывает о важных периодах истории нашего государства, когда бесстрашие и самоотверженность играли не меньшую роль, чем дипломатия в современном мире.

Непокорная Томирис и пастух-патриот

Примерно в 530-529 годах до нашей эры на территорию сакского племени вторгся царь Мидии Кир. Персидские войска наступление начали с Сырдарьи, где-то между Отраром и Туркестаном. Саками тогда правила царица Томирис, вдова принца племени тиграхаудов Рустама. По одной из версий, Кир, в надежде получить руку Томирис и таким образом объединить два народа в одну страну, отправил посла. Но гордая царица ответила отказом. "Томирис не испугалась, как это можно было бы ожидать от женщины, вражеского вторжения", - писал о ней римский историк Помпей Трог.

Историки утверждают, что мудрая правительница намеренно не препятствовала переправке персидских войск через Сырдарью и позволила им пройти на свои земли, так как считала, что это даст ей преимущество. Однако первая битва между войсками Кира и сына Томирис Спаргаписа закончилась поражением последнего. И тогда царица массагетов сама выдвинулась с большим войском на Кира. "Происходило оно, как я слышал, так: вначале оба войска обстреливали друг друга из луков на значительном расстоянии, потом, когда стрелы были истощены, перешли на рукопашную и бились копьями и мечами. Войска долго стояли друг против друга, и ни одна из сторон не обращалась в бегство. Наконец массагеты победили. Большая часть персидского войска пала на месте сражения, а сам Кир был убит", - писал о битве Геродот. По некоторым данным, в решающем сражении участвовали и бесстрашные представительницы племени.



"Томирис", Агимсалы Дузельханов

Через 11 лет после гибели царя Кира персидские войска во главе с Дарием I снова решили завоевать сакские земли. Тогда персы перешли Сырдарью, кочевники Великой степи потерпели поражение. Но, согласно древнегреческим документам, войско Дария оказалось бессильным перед хитростью и смелостью пастуха Ширака, "отдавшего жизнь за независимость Родины". Пастух покалечил себя ножом и окровавленный пришел в ставку врага. Якобы обиженный сородичами, Ширак предложил персам помощь. В итоге, как и известный многим исторический персонаж Иван Сусанин, он завел войско туда, где его ждала неминуемая гибель - в безводную пустыню. Оставшиеся же в живых воины были вынуждены вместе Дарием I вернуться на родину.

Великое бедствие

Первая четверть XVIII века была омрачена жестокими набегами джунгаров. Ученый-просветитель Шокан Уалиханов отмечал, что это было "ужасное время" в жизни казахов. "Джунгары, волжские калмыки, - писал он, - с разных сторон громили их улусы, отгоняли скот и уводили в плен киргизов (казахов) целыми семьями". На этот период пришлось несколько сражений, повлиявших на дальнейшую судьбу казахского народа.

Одно из них - Буланты-Билеутинское сражение, которое произошло в 1727 году в междуречье Буланты и Билеуты, что в Улытауских горах. Всего в битве с обеих сторон участвовало около 70 тысяч человек - на стороне казахов было 30 тысяч всадников, а джунгар - 40 тысяч. Руководил войском казахских родов и племен хан Младшего жуза Абулхаир. Битва началась с поединка батыров, исход которого мог определить дальнейшую ситуацию. Со стороны казахского народа на бой вызвался молодой воин Мамай, который ранее хоть и участвовал в сражениях, но еще не добыл славу непобедимого батыра. Противостоял ему Жангир багатур, уже опытный джунгарский воин. Бились они на копьях, секирах и саблях. Мамай одолел Жангира, но брат джунгарского воина Зенгу багатур, нарушив правила боя, ранил казаха. Однако Мамай смог победить и второго врага. Исход боя воодушевил казахские племена, которые разбили войско противника. После долгих и тяжелых лет "Великого бедствия" была одержана первая победа. Позднее место битвы получило название "Қалмақ қырылған" - место гибели калмаков.

Аныракайская битва, если верить народным преданиям и некоторым историческим данным, произошла в долине Аныракай на равнине Алаколь. Длилась она более 40 дней. Основные войска джунгар были расположены в крепости Калмыктобе. Два казахских отряда атаковали ее, заставив врага бежать в Аныракайское ущелье. Там джунгар поджидали лучники. Этим сражением была поставлена точка в длительном противостоянии казахов и джунгар. В апреле 1730 года главнокомандующий объединенным ополчением казахских жузов и племен Абулхаир хан подписал мирный договор с предводителем джунгар Калдан-Сереном.



"Аныракайская битва". Диас Устемиров

Стоить отметить, что в этих двух битвах, а также позднее последовавших Илийском, Шаганском и Шоргинском сражениях, немаловажную роль сыграл Кабанбай батыр. Как гласит предание, сам великий Абылай хан следил за ходом Шаганской битвы и после боя обратился к Кабанбаю со словами: "Батыр! Ты - мой разящий без промаха меч. Ты сегодня обрел славу. С этого дня твое имя, Кабанбай, станет еще одним призывным кличем казахов в борьбе с врагом. А я дарую тебе новое имя - Дарабоз (бесподобный, первый) и назначаю главным полководцем!"

По словам исследователя казахского фольклорного наследия Мухтара Магауина, "никто не сможет защитить казахов, кроме их же самих. Если бы не было таких побед, как в сражении при Буланты, Аныракайской битве, то еще три века назад Казахская Орда совсем бы исчезла, что и произошло с Ногайской Ордой. "

Присоединение к России

Тяжелая война с Джунгарией завершилась победой казахского народа, но набеги противника могли повториться. К тому же междоусобные распри между ханами и султанами за власть втянули в эту борьбу и Российскую империю. Абулхаир хан решил воспользоваться поддержкой империи против джунгар, при этом не забывая и про единоличную власть в Казахском ханстве.

Отрывок из письма хана младшего жуза Абулхаира императрице Анне Иоановне от 8 сентября 1730 года с просьбой принять подвластных ему казахов в российское подданство: "Наше заявление к Вашему Величеству состоит в том, что. желая быть совершенно подвластны Вашему Величеству, я посылаю своего посланника вместе с Вашим подданным, Алдарбаем. Этот Алдарбай требовал посланника от нас к Вашему Величеству, и поэтому мы, Абулхаир хан с подвластным мне многочисленным казахским народом среднего и младшего жузов, все преклоняемся перед Вами, являемся Вашими слугами и все вместе с простым народом желаем Вашего покровительства и ожидаем. Вашей помощи".

Грамота императрицы Анны Иоановны хану Абулхаиру от 19 февраля 1731 года о принятии подвластных ему казахов в российское подданство: "Мы, Великая Государыня. тебя, киргиз-кайсацкого Абулхаир хана, старшину и все киргиз-кайсацкое войско пожаловали, повелели по прошению вашему принять вас в подданство… И поэтому подлежит вам, хану и всему войску кайсацкому, содержать себя в постоянной верности нашему Императорскому Величеству".

С присоединением к России на территории Великой степи начнут вспыхивать народные бунты против царского гнета. Народное сопротивление, начавшееся под предводительством Сырыма Датова в конце XVIII века, продолжилось в восстаниях Тентек-торе, Арынгазы султана, Жоламан батыра, братьев Сержана и Кенесары Касымовых и многих других. Большую роль в борьбе против царизма сыграло восстание 1836-1838 годов, которым руководил Исатай Тайманов.

Исатай возглавлял движение казахов, недовольных захватом самых плодородных земель в междуречье Урала и Волги знатью Внутренней (Букеевской) Орды, а также земель по реке Урал уральским казачьим войском. В течение 1837 года повстанцы поднимали бунты в ставках крупных баев, старшин и султанов. Однако к осени 1837 года войска хана Жангира, уральских и астраханских казаков напали на повстанцев, раскидав их по всей степи. Исатай и Махамбет Утемисов смогли прорваться за Урал и даже собрать людей, но дать отпор войскам из Оренбурга и уральским казакам у повстанцев не получилось. После гибели Исатая Тайманова в сражении у реки Акбулак в июле 1838 года восстание в западном Казахстане сошло на нет.

Первая казахская республика

Чуть больше 100 лет назад, в декабре 1917 года, появилась так называемая первая казахская республика - Алаш-Орда. В правительство (Народный совет) национально-территориальной автономии входили лидеры партии "Алаш" - Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Мыржакып Дулатов (на фото).


По сути, это было национальное движение казахской интеллигенции. Партия выступала за права казахского населения на землю, самоуправление, сохранение языка, национальной культуры и традиций. При этом ее лидеры даже были членами первых двух Государственных Дум Российской империи.

Согласно решению Всеказахского съезда в состав будущей автономии должны были войти Букеевская Орда, Тургайская, Уральская, Семипалатинская, Акмолинская, Семиреченская, Сырдарьинская области, казахские уезды Амударьинской, Ферганской, Самаркандской областей, а также районы Алтайской губернии и Закаспийской области, в которых проживали казахи.

И хотя изначально советская власть разделяла взгляды алашординцев о казахской автономии, впоследствии же требования ее руководителей о пропорциональном представительстве в Советах от проживающих в республике национальностей были восприняты негативно.

В результате конфликта между членами "Алаша" и большевиками в мае был сорван областной казахский съезд, а лидеров партии решено было арестовать. Но уже через месяц 300 милиционеров "Алаша" при поддержке антисоветских организаций свергли большевиков в Семипалатинске. Однако дальнейшее сотрудничество алашордынцев с антисоветскими силами не принесло им должного успеха, несмотря на то, что в армии генерала Александра Колчака, атаманов Бориса Анненкова и Александра Дутова состояли казахские полки, участвовавшие в кровопролитных боях с советской властью. В результате длительного вооруженного сопротивления и переговоров лидеры "Алаша" были вынуждены перейти на сторону большевиков. В марте 1920 года решением военно-революционного комитета Киргизского края Алашская автономия была официально ликвидирована.

По сути "Алаш" можно назвать первой партией, выражавшей интересы казахского народа, стремившейся к созданию автономной казахской государственности и сохранению межнационального согласия.

Цитаты Ницше

Доброго всем времени суток! И у нас продолжается линейка цитат великих людей. Сегодня мы поговорим о Фридрихе Вильгельме Ницше.

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше — мыслитель, филолог, композитор. Философия Ницше включает в себя особую оценки настоящего времени, поставившую под сомнение базовые принципы существующих форм морали, религии, культуры и обще-принятых форм общения, которые впоследствии отразились в философии жизни. Большинство писаний Ницше не поддаются однозначному пониманию, в связи с чем вызывают много споров.

Цитаты Ницше

Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья не есть предмет любви.

Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!

Сражающемуся с чудовищами следует позаботиться о том, чтобы самому не превратиться в чудовище. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.

Надо учиться любить себя — любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя.

Независимость — удел немногих. Она — привилегия сильных

Мы более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе.

Лучше враг из цельного куска, чем друг приклеенный слегка.

Истина не многословна, для лжи слов всегда недостаточно.

Либо вы поднимитесь вверх на одну ступень сегодня, или соберитесь с силами, чтобы подняться на эту ступень завтра.

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину — ко злу.

То, что не убивает меня, делает меня сильнее.

В стадах нет ничего привлекательного, даже если они бегут вслед за тобой.

Между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах.

Мужество есть лишь у тех, кто ощутил сердцем страх; кто смотрит в пропасть, но смотрит с гордостью в глазах.

Самые умные люди, как и самые сильные, находят счастье в том, где другие нашли бы только катастрофу: в лабиринте, в суровости по отношению к себе и другим, в трудностях. Они наслаждаются властью над собой: для них аскетизм становится второй натурой, необходимостью, инстинктом.

Читайте также: