Раздумья о человеке его предназначении в творчестве гоголя сочинение

Обновлено: 20.05.2024

Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство.

Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что "многоуважаемая" многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к помощи рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.

Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.

Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы.

Близкие по названию сочинения:

  • 1. Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством"
  • 2. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (1 вариант)
  • 3. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (2 вариант)
  • 4. Сказочное в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
  • 5. Соединение реального и сказочного в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством" (2 вариант)
  • 6. Юмор в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Смотрите также:

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Раздумья о человеке в произведении Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Автор: Гоголь Н.В.

Образ Чичикова – очень важная сторона размышления автора о человеческой натуре. Он важен не только потому, что за время его путешествия мы видим всю Русь от блистательного, парадного Петербурга до захудалых, Богом забытых деревенек. Путешествие должно было так же показать процесс внутренней эволюции Чичикова. Цель его аферы отражает главный замысел поэмы – покупка душ мертвых крестьян, хоть и обозначенных лишь на бумаге, реально осуществима только в той стране, которая глубочайше погрязла в коррупции. С точки зрения философии Гоголя ее замысел аморален и не отвечает идеалам христианского мировоззрения – скупка души, как вечного элемента бытия, бессмертной сущности, абсолютно цинична, тем более, если такой акт против религиозных основ совершен из корысти. Отсюда следует вопрос – как же случилось так, что человек опустился до настолько постыдного поступка? Ответ мы находим в биографии главного героя – рано оставленный на произвол судьбы, юный Чичиков свято чтил завет отца трепетно относиться к каждой копейке и неустанно преумножать свое состояние (это, помимо всего прочего, осуждается Гоголем - таким образом, Чичиков схож с помещиками). Еще в школе Паша Чичиков начал проворачивать свои первые спекуляции, основанные, как и все последующие, на совершенном знании человеческой природы. Он скупал у детей завтраки за гроши, впоследствии им же перепродавая – в данном случае он использовал даже такое естественное чувство, как голод. Точно так же он ударит по уязвимому месту помещиков – по жажде наживы. Павел Андреевич прекрасно знал, что очень редкий помещик откажется от того, чтобы избавиться от крепостных, которые мертвы и не приносят никакой пользы, но за которых приходится платить налог, да еще и получить за это деньги.

Чичиков – человек, с рождения наделенный такими прекрасными благами, как упорство и ум, которые используются им во зло, ради накопления. Оказавшись на хорошем посту, он сразу начинает брать взятки (что, как подчеркивается автором, считалось вполне понятным делом), обеспечивает себе стабильный доход. Несмотря на то, что об этом узнают, и его увольняют, он не теряет присутствия духа.

Образ России неразрывно следует за главной темой – размышлениями о человеке, так как облик страны зависит от людей, ее населяющих, и правящей силы государства, в данном случае в виде коррумпированного чиновничьего аппарата. Поэтому стоит поговорить отдельно, как и о русском духе, так и об образах чиновников.

Образ Чичикова — очень важная сторона размышления автора о человеческой натуре. Он важен не только потому, что за время его путешествия мы видим всю Русь от блистательного, парадного Петербурга до захудалых, Богом забытых деревенек. Путешествие должно было так же показать процесс внутренней эволюции Чичикова. Цель его аферы отражает главный замысел поэмы — покупка душ мертвых крестьян, хоть и обозначенных лишь на бумаге, реально осуществима только в той стране, которая глубочайше погрязла в коррупции. С точки зрения философии Гоголя ее замысел аморален и не отвечает идеалам христианского мировоззрения — скупка души, как вечного элемента бытия, бессмертной сущности, абсолютно цинична, тем более, если такой акт против религиозных основ совершен из корысти. Отсюда следует вопрос — как же случилось так, что человек опустился до настолько постыдного поступка? Ответ мы находим в биографии главного героя — рано оставленный на произвол судьбы, юный Чичиков свято чтил завет отца трепетно относиться к каждой копейке и неустанно преумножать свое состояние (это, помимо всего прочего, осуждается Гоголем — таким образом, Чичиков схож с помещиками). Еще в школе Паша Чичиков начал проворачивать свои первые спекуляции, основанные, как и все последующие, на совершенном знании человеческой природы. Он скупал у детей завтраки за гроши, впоследствии им же перепродавая — в данном случае он использовал даже такое естественное чувство, как голод. Точно так же он ударит по уязвимому месту помещиков — по жажде наживы. Павел Андреевич прекрасно знал, что очень редкий помещик откажется от того, чтобы избавиться от крепостных, которые мертвы и не приносят никакой пользы, но за которых приходится платить налог, да еще и получить за это деньги.

Чичиков — человек, с рождения наделенный такими прекрасными благами, как упорство и ум, которые используются им во зло, ради накопления. Оказавшись на хорошем посту, он сразу начинает брать взятки (что, как подчеркивается автором, считалось вполне понятным делом), обеспечивает себе стабильный доход. Несмотря на то, что об этом узнают, и его увольняют, он не теряет присутствия духа.

Образ России неразрывно следует за главной темой — размышлениями о человеке, так как облик страны зависит от людей, ее населяющих, и правящей силы государства, в данном случае в виде коррумпированного чиновничьего аппарата. Поэтому стоит поговорить отдельно, как и о русском духе, так и об образах чиновников.

Анализ русской литература XIX века с точки зрения социалистической правоты и реализма. Характеристика философско-исторических и эстетических взглядов Гоголя. Сущность проблемы личности и закона в произведениях "Мертвые души", "Миргород" и "Ревизор".

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 06.09.2011
Размер файла 50,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Русская литература 19 века до сих пор представляет огромный интерес у исследователей. Разное время имело свои взгляды на произведения русских писателей. Русская литература 19 века до сих пор представляет огромный Долгое время советские литературоведы, имея идеологическую направленность, рассматривая произведения русской литературы с точки зрения социалистической правоты и реализма. Нельзя, однако, сказать, что в это время не было открытий и другого характера. Позднее, когда литературоведы получили относительную свободу, в работах исследователей стали появляться ранее неизвестные материалы, имеющие соответствующую ценность.

Мы пытались доказать , что не Диканька , не Миргород ,не Петербург формируют по Гоголю личность человека, а личность человека формируют среду и общую картину жизни Диканьки, Миргорода и Петербурга.

В процессе научной работы над научным исследованием мы опирались на труды Г.М. Фридлиндера, И.П. Золотуского, К. мочульского, В. Воропаева, Е. Смирновой. Ю.В. Манна, Ю.М. лотмана , А. Белого.

1. Философско-исторические и эстетические взгляды Гоголя

гоголь литература ревизор произведение

Николай Васильевич Гоголь родился 198 лет назад, 1 апреля на Украине, в деревне Васильевка Миргородского уезда Полтавской губернии. Принадлежавший его родителям. Отсюда он начал свой жизненный путь - путь ,который привёл его сначала в Неженскую гимназию высших наук, а затем в Петербург, Москву, Рим и сделал на всю жизнь писателем странником. Признанный уже в 1835 году (когда ему было всего 25 лет) Белинским великим писателем, призванный сменить Пушкина, унаследовав его роль главы русской литературы. Но не только русской, но и мировой художественной литературы.

Известно , что предшественник Гоголя, украинский философ Г.С. Сковорода вёл страннический образ жизни. Такой образ жизни избрал и Гоголь, ученик философа - проповедника. Вероятно, что традиция украинских бродячих философов и постоянное обращение их к Евангелию определила многие из особенностей жизненного и творческого пути Гоголя. На писателя, мыслителя и проповедника большое влияние оказали и традиции украинского народного театра , получивших своё развитие в комедиях отца Н.В. Гоголя .

Да и вопреки утверждению Гоголю предметом изображения для него самого начала творческого пути было отнюдь не только смешное , хотя он был одним из величайших юмористов и комедиографов мира.

Он хотел пробудить своих современников, показав им их истинное лицо без всякого грима и идеализации, заставив их увидеть себя такими, какими они были и есть, чтобы ужаснувшись себя они встали на путь спасения своей души, своего земного лика своего национального и общественного бытия.

Но эта благородная мечта оставалась в чём Гоголь каждый раз убеждался снова и снова, неосуществимой. Отсюда, преследовавшая Гоголя на всём протяжении творческого пути, недовольство не только своими современниками, но прежде всего самим собой - недовольство вызывавшее у него глубокое духовное потрясение и сомнение в своей способности исполнить долг возложенный на него человечеством и богом. Всё это и стало источником духовной трагедии Гоголя, которого без преувеличения можно назвать не только глашателем и пророком но и великомучеником русской литературы.

И хотя Ганц мечтатель - но мечтатель робкий и слабый душой , а потому обречён на гибель.

Но не только осуждение молодым Гоголем в лице героя его юношеской поэмы возвышенного но слабого душой мечтателя противопоставление ему человека, которому внутренняя непреклонность и железная воля дают силу необходимую для великих трудов и действенного служения людям делают его поэму , несмотря на её художественное несовершенство важным и знаменательным фактом в истории его духовного развития и творческого самоопределения.

В юношеской поэме Гоголя впервые были поставлены проблемы и мотивы, которые найдут своё развитие в поздних произведениях великого писателя.

Романтизм широко распахнул перед литературой возможности за молодого обогащения легенды и мифа сказки и живого народного слова . Перед автором открывались многие различные пути овладения им. И романтизм молодого Гоголя оказался несхожим с романтизмом немецких романтиков хотя заслуги их бесспорны. Немецкие романтики высоко ценили значение народной песни и обогатили за счёт её музыкальных и смысловых элементов свою собственную лирику. Они восстановляли в правах сказочную и вообще, фантастическую стихию в искусстве придав ей философское звучание.

Но вместе с тем в сказочно-фантастических произведениях немецких романтиков были сильны с одной стороны прославление противостоящей обыденной жизни мечты уносящей поэта и художника за пределы земного чувственного мира в царство романтических грёз и томлений, а с другой -мотив романтической иронии, которая позволяет художнику - творцу, а вслед за ним и читателю не принимать всерьёз, ни сказочно-фантастические образы и мотивы созданные в прошлом народной фантазией, ни окружающую его современность (ибо образы и события последней представляют собой всего лишь оболочку скрытой за ними подлинной сверхчувствительной реальности , где действуют не человеческие а иные высшие силы).

Миф и сказка стали в их творчестве иносказанием приобщающим читателя к миру романтической философии искусства.

Иной характер присущ уже ранним украинским гоголевским повестям насыщенным любовью к посюстороннему земному миру. Писатель, отнюдь не избегает в них обращения к мотивам вторгающихся в жизнь человека злых демонических сил, которые под его пером выступают ,то в комических, то в грозном пугающем воображение читателя и вместе с тем предостерегающем его обличии. И все же любые попытки истолковать украинские повести Гоголя как призыв увидеть в реальном земном мире всего лишь иносказание увести читателя из постороннего мира в иную потустороннюю реальность уводят прочь от подлинного понимания их содержания. Ибо хотя человек в гоголевском художественном изображении, отнюдь не избавлен от вмешательства сил корысти, предательства окружающих его уродливых масок и ликов он живёт в широком и вольном мире сверкающем и переливающемся всеми красками, которые способны зажечь человеческое воображение. И норма этого мира- здоровье, а не болезнь (или филистерство и противостоящее ему чудачество как у Гофмана).

В соответсвии с изменением исторического времени о котором говорится в отдельных повестях изменяется характер присутсвующих в них мифологических и фантастических мотивов а также язык и стль автора и вся атмосфера повествования.

Подобно историку Гоголь подходит к использованию фантастических мотивов в каждой из своих повестей с определённой исторической меркой отделяя более архаические фольклёрные мотивы от сменяющих их исторических сказочных и даже анекдоту со свойственной ему смеховой народно- юмористической окраской.

Таким образом он различает в народно- фантастических и легендарных исторических напластывании не мешивая их так же как он , сознательно не смешивает в своих повестях комического и страшного рассматривая их как две различные сферы народно- фантастического преданья.

Так, что на юге России возникло своеобразное культурное образование- вольная казакцкая республика со своим устойчивым порядком.

И хотя Запорожская Сечь погибла в силу нарастания внутри запорожского казачества социальных и психологических противоречий (один из символов - это увлечение Андрия прекрасной дочерь. Ковенского воеводы и его восхищение миром польского рыцарства), писатель убеждён в том, что патриархальный мир Сечи не только имел свои исторические преимущества, которые позволили ему создать военно - демакратическое устройство , породившее таких несокрушимых, бессмертных борцов за отчизну и христианскую веру, как старый Бульба, но и такие нравственные идеалы, которые - при всей их воинской суровости - могут служить живым примером нравственной силы, чести и достоинства для современного и будущего русского человека.

Тарас Бульба - человек, не преследующий узко личные и невольно, силою событий, захваченный историческим движением. Старый Бульба - сознательной хранитель эпических, героико- патриотических традиций казачество, жизнь и борьба целого народа, отражённая во взаимоотношениях и судьбах его наиболее типичных представителей. Отсюда - широкий эпический размах гоголевской повести, её насыщенность элементами народно - поэтического стиля.

Другая особенность исторических статей - это мысль о роли в развитии человечества исторической случайности, парадоксального сцепления событий.

2. Концепция человеческой личности в поздних произведениях Н.В. Гоголя

Вторую часть своей научной работы я хотел бы начать с полемических размышлений по поводу многочисленных высказываний В. Розанова против Гоголя и его произведений.

В.В. Розанову были чужды, по - видимому , не только гиперболизм и праздничность гоголевских типических обобщающих образов, но и присущее им символическое начало.

Гоголь был духовно одинок. Это особенность его бытия была верно отмечена исследователями, и в ней состоит немалая часть, свойственного его поздним годам трагизма. Были одиноки и художники А. Иванов и П. Федотов, и композитор М. Глинка. Такова была беда на личности Гоголя, а великое будущее России, русского искусства и литературы и высоко ценить в своём творчестве значение человеческой личности и её роль в преобразовании мира. Именно эта проблема рассматривается нами в данной научной работе.

Вопреки мнению Розанова, именно проблемы человеческой личности, её омертвление и пути её духовного возрождения - центральные проблемы гоголевского творчества. Гоголь был прежде всего художник - анотрополог (а не социолог). И именно ключевому значению для творчества Гоголя проблемы личности мы и посвятили эту научную работу, тем более что проблема - эта в литературе лишь поставлена. Но её решающее значение для его творчества до сих пор не понято и не отмечено в большей части научной литературы о Гоголе. Вопрос о значении для мировоззрения Гоголя его анропологии, и в частности, его представлений о человеческой личности впервые в широком философско - историческом контексте разработал С.Г. Бочаров.

Идея о ценности живой и творчески свободной человеческой личности объединяет произведения молодого Гоголя с его поздним творчеством.

Читайте также: