Рассказы чехова на итоговое сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Что почитать и посмотреть, чтобы и удовольствие получить, и итоговое сочинение написать

Текст: Татьяна Шипилова

Школьная программа - это, конечно, хорошо, но иногда хочется и почитать для души, и посмотреть что-нибудь интересное. А если вы не сдаете ЕГЭ по литературе, так и вообще можно немного расслабиться и на итоговом сочинении просто порассуждать о жизни, вселенной и вообще.

И для этого мы составили для вас список из небольших художественных текстов и фильмов, которые точно не оставят вас равнодушными и подойдут для аргументации по направлениям итогового сочинения 2021 года.

Самое главное, что нужно помнить при написании сочинения:

  • в тексте сочинения обязательно обратиться хотя бы к одному аргументы из художественной литературы;
  • вы имеете право обращаться к одному тексту, если распишете аргументацию на нужное количество слов (250+);
  • вы можете обратиться к двум текстам, если у вас не хватает объема;
  • вы также имеете право в качестве первого аргумента использовать литературное произведение (стихи тоже можно, и стихи песен в том числе), а в качестве второго - кинематографическое;
  • и обращаться можете к любым образцам мирового искусства.

Преступление и наказание - вечная тема

Маленькие рассказы:

Фильмы:

Цивилизация и технологии - спасение, вызов или трагедия?

Маленькие рассказы:

Фильмы:

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Маленькие рассказы:

Фильмы:

Кому на Руси жить хорошо? - вопрос гражданина

Маленькие рассказы:

Фильмы:

  • – А зачем тебе его ловить?
  • – А зачем ему тут бегать?

Книга (музыка, спектакль, фильм) - про меня

Здесь можно предложить вспомнить все, что когда-либо отозвалось в вашей душе при чтении. И "Гарри Поттер" с "Таней Гроттер", и "Властелин колец" с "Хоббитом", и "Игра престолов" с "Ведьмаком".

А из небольших произведений можно посоветовать:

Леонид Андреев. "Ангелочек" - и сам рассказ прекрасный, живой, настоящий, и тема интересная: мечта, которая так близко и так далеко. И возможно ли дотянуться до этой мечты? Кстати, этот рассказ вполне подойдет и к направлению "Кому на Руси жить хорошо".

Марина Цветаева. Эссе "Мой Пушкин" - прекрасный пример того, как рассказывать об авторе и/или книге, которая на вас повлияла.

Фильмы:

Здесь просто посоветуем список, и каждый в этих фильмах найдет что-то свое и о себе:

И помните, за итоговое сочинение получить зачет можно, выполнив 3 критерия из пяти: К1 и К2 обязательны и хотя бы один критерий из К3-К5. Об этом подробнее здесь.

В декабре школьники в очередной раз будут писать итоговое сочинение. Для тех, кто любит читать или поступает на гуманитарный факультет, этот экзамен не проблема. Но что делать, если вы весь год учите химию, физику или пытаетесь затащить ЕГЭ по математике на 100 баллов? Кажется, не самое время перечитывать "Войну и мир" или другие объемные произведения. Мы подготовили для вас подборку коротких рассказов, которые можно использовать на экзамене в качестве аргументов.

1."Дачники" Антон Чехов. Он и она

Одно из направлений этого года звучит так: "он и она". Само название подсказывает, что речь пойдет о взаимоотношениях женщины и мужчины. Рассказ Чехова "Дачники" – это история о супружеской паре, они любят друг друга, им хорошо вместе, они рассуждают о том, как проведут время вместе. Но тут к влюбленным приезжают родственники. Кажется, они не очень-то рады.

– Все к тебе, всем выводком, и денька на три, на четыре. Надеюсь, не стесним? Ты, пожалуйста, без церемонии.

Увидев дядю с семейством, супруги пришли в ужас. Пока дядя говорил и целовался, в воображении Саши промелькнула картина: он и жена отдают гостям свои три комнаты, подушки, одеяла; балык, сардины и окрошка съедаются в одну секунду, кузены рвут цветы, проливают чернила, галдят, тетушка целые дни толкует о своей болезни (солитер и боль под ложечкой) и о том, что она урожденная баронесса фон Финтих…

Привести этот рассказ в качестве аргумента можно, если вам попадется тема: Что такое настоящая любовь? Там вы можете рассуждать о том, что настоящая любовь претерпевает любые испытания и в качестве аргумента показать эту супружескую пару, которая сталкивается с испытаниями в быту. Если тема сочинения будет связана с вопросом: Что может помешать романтическим отношениям? Этот пример также подойдет. Сомневаетесь, использовать ли рассказ в качестве аргумента к какой-то другой теме в рамках этого направления? Спросите нас в комментариях, мы обязательно подскажем.

2."Спать хочется" Антон Чехов. Добро и зло

У Чехова есть очень сильный рассказ с трагическим финалом. Это история о том, как тринадцатилетняя девочка вынуждена быть нянькой грудному ребенку. Россия 19 века, крепостное право, хозяева-самодуры, девочка, конечно, изначально не хотела никого убивать, но если совсем не спать и постоянно выполнять тяжелую работу, то в итоге произойдет страшное.

Варька идет в лес и плачет там, но вдруг кто-то бьет ее по затылку с такой силой, что она стукается лбом о березу. Она поднимает глаза и видит перед собой хозяина-сапожника.

3."На соли" Максим Горький. Гордость и смирение

Рассказчику предлагают поработать на добычи соли, работа крайне тяжелая, без смирения тут не обойтись.

В то же время рабочие рассказчика не принимают в свой круг, сойти за своего здесь довольно сложно, работают люди гордые. Возможно даже не просто гордые, а озверевшие.

Мы, брат, понимаем, что обидели тебя; но только разве это верно, коли рассудить правильно? Совсем, брат, неверно. Потому главная причина – жизнь!

Какая жизнь наша? Каторжная! Тачка – шестнадцать пуд, рапа ноги рвёт, солнце палит тебя, как огнём, целый день, а день – полтина! – Али этого мало, чтобы озвереть?

4."Верочка" Антон Чехов. Надежда и отчаяние

История, в которой девушка ждет ответной любви, но не получает ее. Все ее надежды оказываются неоправданными, конечно, это приводит ее в отчаяние.

Объясняясь в любви, Вера была пленительно хороша, говорила красиво и страстно, но он испытывал не наслаждение, не жизненную радость, как бы хотел, а только чувство сострадания к Вере, боль и сожаление, что из-за него страдает хороший человек. Бог его знает, заговорил ли в нем книжный разум, или сказалась неодолимая привычка к объективности, которая так часто мешает людям жить, но только восторги и страдание Веры казались ему приторными, несерьезными.

Казалось бы, странно в сочинении про "Войну и мир" приводит в пример рассказы. Действительно, это сочинение нельзя написать, не прочитав роман-эпопею Льва Толстого, но если для аргументации вам понадобится что-то еще, например, подтверждение того, что роман "Война и мир" повлиял на дальнейшую литературу, возьмите рассказ Бориса Зайцева " Мой вечер ". Этот писатель высоко ценил Льва Толстого, в своем рассказе он подражает великому классику, создает героев Андрея и Наташу, которые познакомились "на осеннем балу у предводителя". Как мы помним, в "Войне и мире" сближение героев также произошло на балу. Но самое главное, что и героиня рассказа Зайцева косвенно через "литературные воспоминания" обращается к роману Толстого.

Видимо, благодаря Марусе, меня приглашали какие-то юные, полузнакомые лицеисты, штатские, и я танцевала много. Я думала об Андрее, но послушно исполняла, что требовалось; опять меня преследовали литературные воспоминания. Если бы я была Наташей, и вдруг у колонны увидела бы князя Андрея, в белом адъютантском мундире.


Декабрьское сочинение уже на носу: осталось всего два дня, чтобы подготовиться. Все еще не хватает аргументов? Не переживайте! Редакция MCUniverse составила список коротких произведений по всем тематическим направлениям.

Направление 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Главный герой отправляется в путь, чтобы осуществить свою мечту — вернуться в родные места.

Смертельно больная девушка покидает родной город и отправляется в Москву, чтобы перед неизбежным концом прочувствовать все краски жизни.

Направление 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Потеря бактериологом бдительности чуть не оканчивается трагедией для всего человечества. Во время отсутствия учёного в лаборатории анархист похищает оттуда пробирку с бациллой азиатской холеры, чтобы отравить воду во всём в Лондоне.

Знания школьной учительницы Марии Никифоровны помогают жителям села, расположенного на границе со среднеазиатской пустыней, спастись от голода и бедности.

У отставного генерал-майора Булдеева сильно болели зубы. Перепробовав все народные методы, герой, наконец, решает обратиться к врачу.

Направление 3. Преступление и наказание — вечная тема

Родители поручают воспитание детей автоматизированному дому, за что потом платят слишком большую цену.

Военный Николай Алексеевич после 30 лет разлуки встречает свою бывшую возлюбленную. В молодости герой бросил девушку и разбил ей сердце. Судьба наказала Николая Алексеевича не сложившейся в дальнейшем личной жизнью.

Направление 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Эдвард Григ встречает в лесу маленькую девочку с корзиной еловых шишек. К её восемнадцатилетию композитор пишет волшебную музыку. Повзрослев, героиня слышит звуки Родины в мотивах великого автора.

Лирическая героиня вспоминает детские годы, в которые любую свободную минуту посвящала чтению.

Направление 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Автор рассказывает историю маленького мальчика, погибшего на улице Петербурга от холода. Герой становится жертвой нищеты, поглотившей низшие слои населения.

На примере трёх героев автор показывает, кто в России беспрестанно работает, а кто неблагодарно пользуется плодами чужих трудов.

Наша редакция желает удачи выпускникам на итоговом сочинении. Ни пуха ни пера!


На канале Irish U вышло полезное видео для подготовки к итоговому сочинению – это подборка коротких произведений, которые могут пригодиться для аргументов для всех направлений на итоговом сочинении 2021. Мы пересказали его для вас.

Первым делом Ирина (автор ролика) на поминает, что для аргументации можно использовать любые литературные произведения – не только художественную литературу, но и публицистику , и научную литературу , и даже у стное народное творчество.

Начинает список произведений Ирина с двух необычных источников – они хоть и общеизвестны, но на них редко ссылаются.

В первую очередь Ирина предлагет обратиться к сборнику “Библейские сказания“.

Он красиво оформлен и иллюстрирован. Причем это не библия, а именно библейские сказания – то есть литературное произведение, и аргументы из него конечно же можно использовать в итоговом сочинении. Плюс этого сборника в том, что в нём библейские сюжеты изложены очень коротко и понятно.

Например, сказание про потоп можно использовать для аргументации тем по направлению “время перемен”, историю Каина и Авеля к темам по направлению “Я и другие”. Легенда об Иове подойдет к направлениям “Время перемен” и “Разговор с собой”. Заповеди и сказания о Руси можно спользовать к направлениям “Забвению не подлежит” и “Я и другие”. Например, сказание про Давида и Голиафа подойдет для аргументации в сочинениях по темам из тех же направлений, что описаны чуть выше.

Ирина делает акцент на том, что так как это короткие произведения, то аргументы из них не подойдут к любой теме из названных направлений. Все зависит от того какая именно тема попадется, но в целом к определенным направлением названные произведения будут подходить.

Следующий большой источник – это Мифы древней Греции. Какой миф ни возьми – к какому-нибудь направлению он подойдет. Можно просто освежить мифы в памяти и использовать для аргументации на сочинении. Например, миф про Прометея подойдет направлениям “Забвению не подлежит”, “Я и другие” и “Разговор с собой”. Точнее к направлению “Разговор с собой” подойдет не сам Прометей, а Гефест, который приковывал Прометея, и у него был внутренний монолог – ему было непросто выполнить приказ Зевса.

Подвиги Геракла , в зависимости от того, какой подвиг вы будете брассматривать, подойдут ко всем направлениям (конечно же, кроме последнего направления – “Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”).

Многие рассказы Антона Павловича Чехова будут подходить ко всем направлениям (опять же, кроме пятого). Например, к направлению “Я и другие”, “Время перемен” и “Разговор с собой” подходят “Ионыч” и “Человек в футляре” . Очень много рассказов подходят к направлению “Я и другие”. Эти “Смерть чиновника” , “Толстый и тонкий ” и так далее.

Далее Ирина предлагает вспомнить цикл “Тёмные аллеи” Бунина, который многие изучали на уроках литературы в 11 классе. Многие рассказы из этого цикла будут подходить к направлениям тем итогового сочинения. В первую очередь, конечно, к направлениям “Я и другие” и “Разговор с собой”.

Далее Ирина обращает внимание на цикл “Донские рассказы” Шолохова. Многие рассказы будут подходить к направлению “Время перемен”, потому что речь идет о тяжелом военном времени, о гражданской войне, когда происходило очень много перемен. Эти рассказы будут подходить также к направлению “Я и другие”, а иногда еще и к “Разговору с собой”.

Далее в ролике Ирина переходит к публицистике. “Письма о добром и прекрасном” Дмитрия Сергеевича Лихачева – они будут подходить вот здесь уже точно ко всем направлениям. Второе письмо из “Писем о добром и прекрасном” Лихачева подойдет к пятому направлению, 5-ое, 6-ое, 16-ое и 17-ое письма подойдут к направлению разговор с собой, 7-ое и 11-ое подойдут к направлению “Я и другие”.

Сначала Ирина называла целые сборники мифов, сказаний, рассказов, писем и так далее, а потом назвала отдельные рассказы, на которые тоже можно обратить внимание.

Рассказ “Старуха Изергиль” Максима Горького будет точно подходить к направлению “Я и другие” и “Разговор с собой”. “Гранатовый браслет” Куприна будет тоже подходить и к направлению “Я и другие”, и к направлению “Разговор собой” и (в зависимости от того какая тема вам попадется) ко “Времени перемен” тоже подойдет.

“Шинель” Гоголя в этом году будет подходить к направлению “Я и другие” и “Разговор с собой”.

Читайте также: