Рассказ сочинение на свободную тему 8 класс урок

Обновлено: 01.07.2024

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Ход урока

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

3) Эпиграф на доске (запись в тетради):

Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась.
(В.М.Шукшин)

II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ДОБРОТА, и соберем материал к сочинению. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).

Синонимы: добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, благость.

Антонимы: злоба, жестокость.

Крылатые выражения о доброте:

  • Расчетливы только добрые поступки, рассудителен только тот, кто добр, и ровно постольку, насколько он добр. (Николай Чернышевский)
  • Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Толстой)
  • Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В.Гюго)

Обратимся к словарю:

Доброта – Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Доброта — Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная д. (Толковый словарь С.А.Кузнецова)

Доброта — благодушность, гуманность, добродушие, добродушность, добросердечие, добросердечность, добротность, добротолюбие, душевность, ласка, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, мягкость, отзывчивость, сердечность, человеколюбие, человечность. (Словарь синонимов русского языка)

III. Актуализация знаний

Вопросы классу:

1. Какова схема построения сочинения–рассуждения (композиция)?

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

IV. Работа над построением сочинения-рассуждения

Собеседование с классом:

Учитель: – Над каким понятием сегодня мы будем работать?

Ученики: – Над понятием доброта.

Учитель: Дайте определение данного слова, опираясь на вышесказанное.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

Работа над комментарием к тезису: 2–3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Примерный вариант комментария по проблеме:

Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Чтение текста Д.Н.Мамина-Сибиряка учащимися.

(1) Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил.

(3) — Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.

(4) — Добуду. — обещает старик.

(5) Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось.

(6) И разве в просьбе дело!

(7) Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.

(8) Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.

(10) Тот, как тень, полз за хозяином.

(11) Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом.

(12) Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал.

(13) Это был маленький прехорошенький оленёнок.

(14) Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками.

(15) Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился.

(16) И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю.

(17) А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные.

(18) Точно что оборвалось в груди у старого Емели.

(19) Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

(20)— Гляди, как драпанул. — сказал старик, улыбаясь.

(21) — Эх, беду грехом не лечат!

(22) Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!

Анализ прослушанного текста:

– Как связать вступление и основную часть?

– Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.

Примерные варианты 2 примера-аргумента:

В жизни мне тоже не раз доводилось встречаться с добрыми людьми. Например, наша соседка в деревне всегда помогает одной очень бедной семье и делает это абсолютно бескорыстно. Когда голодный ребенок из этой семьи попросил у нее попить, она вынесла ему не воды, а стакан молока и вкусную булочку, а ещё дала ему с собой целый пакет еды. На мой взгляд, этот поступок является самым настоящим и искренним проявлением доброты.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:

– Таким образом, добро – это наши дела по отношению к окружающим, вызывающие у них радость и счастье.

V. Рефлексия

– Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).

VI. Домашнее задание

Примеры двух ученических сочинений

I.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Добрые дела человек должен совершать бескорыстно, с хорошими намерениями.

В тексте Д.Н.Мамина-Сибиряка говорится о том, как один старик три дня охотился на оленя с теленком, чтобы добыть свежей дичи для своего больного внучка. На четвертый день Емеля встретил маленького олененка. Старик хотел выстрелить в него, но вдруг припомнил глаза своего внука, которые были такие же большие и ясные, как и у животного. Он опустил ружье, а теленок скрылся в кустах. Жалко ему стало олененка. Емеля совершил доброе дело, он сохранил жизнь животному.

В своей жизни я видела много людей, которые совершали добро. Например, однажды, когда люди шли по пешеходному переходу, одна старушка не успевала перейти дорогу на зеленый свет, она торопилась, а затем вовсе упала. Проходящая мимо девушка подбежала к ней, помогла встать и перевела на другую сторону дороги. Таким образом, она совершила хороший поступок.

Из этой истории можно сделать вывод о том, что доброе дело – это бескорыстная помощь в любой ситуации. Я верю, что добрых людей намного больше, чем злых.

II.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы в детстве знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло.

Приведу пример доброты из текста Д.Н.Мамина-Сибиряка. Главный герой не смог убить оленя и маленького олененка ради своей выгоды. Совершив этот поступок, Емеля показал, что он неравнодушный человек, и в нем заложены такие качества, как сострадание и доброта.

Приведу пример из жизни. Однажды по телевизору показывали ролик про маленького мальчика, которому срочно требовалась дорогостоящая операция. Я предложила родителям перевести деньги на банковский счет родителей ребенка, и они согласились. После этого поступка я поняла, что доброта очень важна в нашей жизни, хотя и не раз слышала, что люди стали злее и не хотят помогать другим.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче. Надо стараться совершать добрые поступки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока №29 по русскому языку в 8 классе

Тема: Р/р. Подготовка к сочинению

Цели: 1. учить создавать текст типа рассуждение на лингвистическую тему;

2. развивать умение находить в тексте примеры, подтверждающие тезис сочинения; повторить сведения о морфологии, её принципах;

3. воспитывать требовательность к себе, гордость за родной язык, бережное отношение к нему.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и умений.

Учитель. Перед вами текст, прочитаем его и определим тему текста.(Приложение 1)

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

(по материалам Интернета, 234 слова)

- Данный текст о славе России, о её истории и культуре.

- Тема этого текста – Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, каждый из которых уникален.

Учитель. К какому типу речи относится данный текст?

- Это рассуждение. Так как есть тезис и аргументы, подтверждающие его.

III. Объяснение нового материала.

IV. Работа по углублению и обобщению знаний

Учитель. Можем сделать вывод, что функции главных членов предложения достаточно значительны. А теперь найдите в тексте предложения, в которых есть сказуемые и определите их вид. Постепенно мы должны заполнить таблицу:

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

3, 12, 17, 19-е предл. – простое глагольное сказуемое.

2, 7, 16-е предл. – составные именные сказуемые.

Учитель. Наши наблюдения оформим в виде таблицы

Учитель. Можно сделать вывод, что без сказуемого невозможно понять смысл высказывания. Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить другими вопросами: что делает предмет? Каков (какой) он?

Кто он такой? Что такое предмет?

- Напоминаю, что мы пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. В чем особенности композиции текста данного типа?

Учитель. Как мы начнем наше сочинение? Существует несколько способов. Опираясь на клише, данные в презентации, составьте предложения, которые можно использовать во вступлении нашего сочинения.

- Нужны ли главные члены предложения? Безусловно, нужны.

- Какова роль сказуемых в речи? Они играют важную роль в понимании текста.

Учитель. Аргументы, которые вы будете приводить для доказательства своего тезиса, содержит составленная нами таблица. Только помните, что нужно приводить не менее двух аргументов. Какие грамматические способы связи используются в тексте- рассуждении?

Вводные слова во-первых, во-вторых, следовательно и другие.

Союзы: однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы…

Учитель. Предлагаю вашему вниманию несколько речевых клише, которые можно использовать в основной части сочинения.

Учитель. Как можно закончить сочинение?

- Итак, можно убедиться в том, что…;

- В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…;

-Таким образом, можно увидеть, что…;

- Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Учитель. Чтобы предупредить ошибки в ваших работах, проанализируем уже готовые сочинения.

1. Без определения действия предмета нельзя обойтись, так как сказуемые лучше помогают раскрыть образ, дают полное представление о предмете. Иногда встречаются предложения, в которых на первый взгляд сказуемое отсутствует, но это не так.

2. В письменной речи часто отсутствует сказуемое. Как же тогда мы понимаем смысл предложений? Какую роль играет сказуемое в тексте?

Сказуемое играет важную роль в нашей речи. Без этого члена предложения порой не возможно понять смысл высказывания. Например, предложение 15.

Таким образом, мы видим, что сказуемое – главный член предложения, играющий важную роль в нашей речи.

Ученик. В этом сочинении приводится только один пример из исходного текста. Можно было еще написать о разных видах сказуемого.

V. Подведение итогов урока.

Учитель. Какие знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам при написании домашнего сочинения?

- Мы обобщили знания о сказуемом, его функциях на письме.

- Познакомились с видами вступления и заключения.

- Научились приводить аргументы, пользуясь исходным текстом.

VI. Домашнее задание.

1. Повторить §14-19.

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

(по материалам Интернета, 234 слова)

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

(по материалам Интернета, 234 слова)

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

Нажмите, чтобы узнать подробности

учащиеся знают материал о типах речи, вспоминают композиционные части сочинения-повествования, определяют их на примере текста, создают вопросный план для написания сочинения, подбирают материал для написания собственного сочинения-повествования, выполняют творческую работу

Оборудование:

листы для чернового исполнения, тетради для работ по развитию речи, тексты рассказа В. Лапина.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

Мотивация деятельности. Целеполагание.

Объявление темы урока.

- О разном и о прочем.

О том, что хорошо.

И хорошо не очень.

Ведь что-то знаешь ты,

А что-то мне известно.

Вдруг будет интересно!

Постановка целей урока.

- Мы должны с вами определить тип речи, который будем использовать при написании сочинения, определиться с объемом сочинения, составить план. Определиться со случаем, о котором хотим вести повествование.

Записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока.

Актуализация опорных знаний

Знакомство с памяткой.

- Прочитайте памятку, ответьте на вопросы:

Что такое повествование?

Из каких частей оно состоит?

Слова каких частей речи должны преобладать в повествовании и почему?

Знакомятся с памяткой, отвечают на поставленные учителем вопросы.

Повествование — это рассказ о событи­ях, происшествиях, действиях. Предложе­ния в повествовании, как правило, не бывают слишком длинными и сложно построенными. Повествование состоит из вступления, развития действия, кульминации и развязки. Преобладают глаголы, так действие должно развиваться динамично.

Операционно-деятельный этап

Чтение текста.

- Давайте сначала поработаем с текстом, который лежит у вас на партах. Прочитаем, определим композиционные части.

Вечный огонь на могиле героя

Ну, попробуй-ка, пятнадцатилетний мальчишка, не похвастай ребятам, что капитан доверил на несколько минут штурвал. Еще он любил гитару. Часто уходил в лес и пел. Пел просто так, для себя. И тогда казалось, что гитара и он сливаются в одно целое.

Это произошло на Волге. Буксир, на котором был Валерка, поставили рядом с пассажирским теплоходом.

Потом еще долго горело в этом месте пламя, как Вечный огонь на могиле героя.

Беседа по тексту. Определение композиционных частей.

Тип речи, который использован в данном тексте?

Какова идея текста.

Найдите в данном тексте вступление, развитие действия, кульминацию, развязку.

Составление примерного плана сочинения.

- Составим вопросный план.

Когда и с кем данный случай произошел?

Как все начиналось, развивалось?

Что произошло в кульминационный момент?

Чем все закончилось?

Написание черновика сочинения.

- Случай необязательно должен быть каким-то выдающимся. Вы можете описать рядовой случай, который, тем не менее, очень вам дорог чем-то. Не забудьте в начале повествования указать, чем примечательно это событие для вас.

- Следите, чтобы части текста были связаны по смыслу и грамматически, чтобы не повторялись одни и те же слова в предложениях, следующих друг за другом. Заменяйте слова синонимами или местоимениями.

Читают текст, обсуждают в группах, определяют его тематику и основную мысль, называют композиционные части рассказа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение на свободную тему.

(конспект урока по русскому языку)

аенгангбен.jpg

Тема: Сочинение на свободную тему.

Тип урока: урок развития речи (перерастающий в проектную деятельность).

Оборудование: тетрадь, доска, мел, медиапроектор, экран, электронная презентация, схема на карточках.

Этапы урока

Подготовка к сочинению

Постановка домашнего задания

Работа над проектной деятельностью

1. Памятный день в школе.

2. Лучший день лета.

3 . Мой самый сладкий день.

Подготовка к сочинению на свободную тему.

написать сочинение, выбрав одну из тем.

1. Этот день был самым сладким в моей жизни.

2. Как я отметил свой День рождения.

3. Так закончился один из самых сладких дней.

План основной части:

1. Нежданное пробуждение.

2. Подготовка к торжеству.

3 . Приход гостей.

4. Долгожданный подарок.

5. Счастье от сладостей.

Слово учителя

Ответ учеников

1. Оргмомент

Приветствие учеников. Выдача тетрадей для творческих работ. Запись даты и темы.

2. Подготовка к сочинению.

Сегодня вы будете писать сочинение. Но для того, чтобы вы написали его на хорошую оценку, необходимо подготовиться.

Сочинение вы будете писать на одну из предложенных тем. Они представлены на доске:

1. Памятный день в школе.

2. Лучший день лета.

3. Мой самый сладкий день.

Как вы думаете, чем похожи данные темы сочинений?

Перед тем, как вы выберите понравившуюся тему, мы поговорим о каждой из них.

Зачем дети ходят в школу?

Нравится ли вам ходить в школу? Почему?

Какие дни в школе вам больше всего запомнились? Почему?

Попробуйте рассказать об одном из понравившихся дней по следующей схеме (дана на карточках):

1. С чего начался день?

2. Что интересного произошло в этот день, какие чувства вы испытывали при этом?

3 . Чем закончился день?

4. Повторялись ли такие моменты в будущем?

Посмотрите на экран. Здесь представлено сочинение ученика 9 класса про один день из его школьной жизни. (Учитель выразительно читает текст).

Самый памятный день в школе оказался день первого экзамена в моей жизни.

25 мая мы сдавали математику. До этого я никогда не сдавал никаких экзаменов. Мне немного было страшно, но и интересно: какие задания будут, смогу ли я решить их?

Утром я встал очень рано и повторил все правила, которые учили, пересмотрел все задачи и примеры. Часа через два встала мама и очень удивилась, что я не сплю. Я собрался, позавтракал, и мы с мамой пошли за цветами, а потом на экзамен. Когда я увидел задания на доске, то почти не испугался: все было знакомо. Я решил пять примеров и задачу одним из первых.

Я получил “четверку”, так как перепутал один знак. Теперь я знаю, что на экзамене надо быть очень собранным и внимательным. Несколько раз проверять решенное.

Это был мой первый экзамен.

Что такое тема текста?

Какова тема данного текста?

Какие типы речи вы знаете?

Какой тип речи используется в данном случае? Объясните, почему вы так решили.

Из скольки частей состоит сочинение?

Найдите в предложенном тексте введение, основную часть и заключение.

О чем говорит введение сочинения?

Можно ли придумать другое заключение для данного сочинения?

Какие слова и выражения вы бы могли использовать в своем сочинении? (записать в тетрадь)

Расскажите, где и как вы отдыхали летом? Какой из дней отпуска вам больше всего запомнился? (используйте уже знакомый вам план)

Выполните следующее задание. На экране даны предложения. Необходимо из них составить текст.

1.Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. 2.Это лето я провёл весело и с пользой для себя. 3. Я и мои друзья пошли на рыбалку. 4.Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. 5.Мне даже не пришлось скучать или грустить. 6.Это было прекрасное зрелище. 7.Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. 8.Так закончился один из летних дней моих каникул. 9.Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству. 10.В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. 11.Она была большая и необычная. 12.Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. 13.В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. 14.Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться.

Текст появляется на экране:

Это лето я провёл весело и с пользой для себя. Мне даже не пришлось скучать или грустить.

В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. Я и мои друзья пошли на рыбалку. Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться. Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. Она была большая и необычная. Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству.

Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. Это было прекрасное зрелище.

Так закончился один из летних дней моих каникул.

Составьте план данного сочинения, используя цитаты из текста (сколько абзацев, столько пунктов в плане).

Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостоятельно

ВложениеРазмер
8 класс урок русского языка в 8 классе 20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе

Лопина Алла Петровна – учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

-знать структуру рассуждения как типа речи;

-развивать навыки анализа текста;

-готовить учащихся к применению знаний при подготовке к ГИА.

I.Оргмомент . Настроенность на урок.

II. Проверка домашнего задания:

а) рассказать правила об однородных членах с обобщающими словами;

б) начертить схемы предложений с обобщающими словами (упражнение 283 - 1,2 предложения).

- Определите основную мысль текста.

( Слово – дело великое, то есть имеет большое значение).

- Какие доводы приводит писатель для доказательства этой мысли?

Л.Толстой приводит для доказательства этой мысли следующие доводы: словом можно соединять людей; можно и их разъединять; словом можно служить любви; словом можно служить вражде и ненависти.

- Какая смысловая связь существует между основной мыслью и доводами?

У В. Шефнера есть стихотворение:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

Словом можно предать,

И продать, и купить.

В разящий свинец перелить.

-Какова основная мысль этого стихотворения?

( оно соответствует высказыванию Л.Толстого)

А вот стихотворение Э.Асадова

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем себе сурово:

«Чтобы не было в жизни ненужных бед,

Надо думать, ребята, над каждым словом,

(оно тоже о слове)

- Какой мы вывод можем сделать?

( многих поэтов и писателей волнует, как мы сохраним родную речь и как мы пользуемся словом)

- Какой тип речи представляет текст?

- Вспомните, какие типы речи мы знаем?

(повествование, описание, рассуждение).

- Поскольку работа наша с текстом-рассуждением, то давайте вспомним структуру рассуждения:

-тезис – мысль, которую надо обосновать,

-аргументы или доказательства (возможно опровержение),

-вывод, т.е. что из этого следует)

(подобрать доводы к тезисам упражнения)

  1. Самое удивительное, что создало человечество,- это язык. Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека.
  2. По тому, как говорит человек, можно сказать о его мышлении и о нем самом. Когда говорящего внимательно слушают, его речь поневоле делается ярче, образнее. Поэтому очень важно, чтобы слушали, а иначе, зачем говорить.

1) По манере разговора можно многое сказать о человеке. Озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире для нас. Слова отражают мысли людей. По тому, что и как говорит человек, можно сделать вывод о его мышлении, о нем самом, его поведении.

2)Язык есть образ всего внутреннего состояния человека, умственных и нравственных сил. Разговаривая, мы как бы рассказываем о себе, тематикой и манерой речи характеризуем себя:

1. Бывают разные слова:

Те, прозвучав, как в воду канут,

От тех кружится голова,

Ну а от многих уши вянут.

Дмитрий Сергеевич Лихачев – известный общественный деятель, публицист, академик, недавно ушедший из жизни. Его называют совестью нации.

IV. Итак, мы сегодня пишем сочинение-рассуждение по упр.290 и 291

Слово – основная единица языка. В языке выражение внутренней жизни, мысли, чувства человека. Русская речь славится метким и образным словом. Родной язык – это мир слов, который открывает окружающую среду во всем ее многообразии. Слова рождают в нашем воображении зримые картины. Лексика отображает представления человека о явлениях действительности (образ мыслей), а при помощи грамматики мысли оформляются в предложения, фразы, текст. Умению правильно строить текст помогает грамматика.

Структура сочинения-рассуждения о языке:

V. Черновик сочинения-рассуждения по тексту.

VI. Дома закончить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч.


Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"

Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ".

Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др.


конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки".


Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте.

Читайте также: