Раскольников и свидригайлов одного поля ягоды сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Второе — все эти три героя являются преступниками. Лужин обвинил Соню Мармеладову в краже, которую она не совершала. Свидригайлов и вовсе был замешан в нескольких преступлениях, а также был заподозрен в отравлении своей жены, но никогда не попадался и проходил по делам свидетелем. Преступление Раскольникова понятно — он убил процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету.

А третье, что делает этих героев двойниками, — это то, что все они являются людьми непорядочными. В обществе Лужина и Свидригайлова называют подлецами, а Раскольников сам считает себя таковым.

Какова же роль этого приема, использованного автором? Лужин воплощает то, кем мог бы стать Раскольников. Конечно, их теории очень похожи, но возникли они в разных обстоятельствах. Лужин создал свое мировоззрение, чтобы оправдать свой образ жизни, свой эгоизм и свое тщеславие. Раскольников создал свою теорию в определенных социально-экономических условиях — бедности, одиночестве, тяжелой жизни. Свидригайлов тоже является возможным вариантом будущего героя. Задача этого приема состоит в том, что главный герой в реальной для него жизни видит варианты развития его жизненного сценария в реальных людях, которые окружают его, и, наблюдая за ними, выбирает, как ему поступить, чтобы не пожалеть. Такой выбор стоит и перед читателем, который тоже принимает решение каким нужно быть, а каким нельзя.

2 вариант

Главный герой романа Раскольников создает свою теорию и пытается проверить ее на практике. Все его тайные чувства, искушения, желания находят отражение в окружающих людях. В романе практически все персонажи являются двойниками Раскольникова, потому что признают допустимость переступить через жизнь другого человека. Катерина Ивановна при молчаливом соучастии Мармеладова переступает через Соню, спасая своих детей. Милейшая Пульхерия Александровна готова отдать за заклание жизнь дочери, спасая любимого первенца. И у остальных в той или иной мере проявляется эта способность пожертвовать другим. Исключение составляют лишь Соня и Дуня, которые способны жертвовать только собой.

Но более всего идея Раскольникова об возможности принести в жертву жизнь другого человека ради чьего-нибудь блага проявляется в образах Лужина и Свидригайлова, о которых мы узнаем впервые из письма матери к Родиону. Лужин представляется женихом Дуни, который облагодетельствовал ее после того, как она, опозоренная и оболганная после грязных домогательств старого развратника Свидригайлова, пребывала вместе с матерью в совершенно бедственном и отчаянном положении.

Он не очень молод, красив и образован, но смог сколотить капитал, служа в двух местах. Заключая брачную сделку, он получает то, чего ему не хватает: молодость, красоту, ум и целомудренность Дуни. А ее безденежье и беспомощность позволят иметь над ней власть. Лужин возводит себя сам на определенный социальный пьедестал, ему нужно, чтобы все смотрели на него снизу. Ради достижения своих целей готов пойти на все. В основе его поступков холодный расчет и никаких моральных устоев. Можно использовать беззащитность Дуни, чтобы властвовать над ней, можно оклеветать и опозорить Соню, чтобы вернуть расположение Авдотьи Романовны.

Так, бесчеловечность идеи Раскольникова проявилась в жизни этих героев.

Также читают:

Картинка к сочинению Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова

Популярные сегодня темы

Любовь – многогранное понятие. Для кого-то это союз двух сердец, родственных на духовном уровне. Кто-то влюблен в то, чем он занимается. А как родители обожают своего ребенка, братья и сестры становятся самыми лучшими друзьями

Мечта и реальность могут по-разному соотноситься в сознании людей. Кто-то трезво смотрит на жизнь, считая мечтания пустыми грёзами, другому человеку мечта необходима, как воздух, и с её потерей существование перестаёт иметь смысл

Впервые встретившись с Аркадием Ивановичем, Раскольников, несмотря на свое отвращение и негодование, проявляет некоторое любопытство к этому человеку. Героя мучает вопрос: почему же так спокоен этот глубоко безнравственный человек. Как он может жить, нося в сердце такие воспоминаний? Неужели сам Родион слабее духом этого «пустейшего и ничтожнейшего злодея в мире?«. Так оценивает Раскольников своего врага, но ошибается во всем.

Аркадий Иванович вовсе не пустой и ничтожный человек. Напротив, это натура, в которой таятся огромные внутренние возможности и силы. Он необыкновенно умен и проницателен. Мощные страсти живут в его душе. В нем есть и сладострастный зверь, и жаждущий любви человек. Он способен на благородство по отношению к Дунечке, находящейся в его власти. Свидригайлов надеется, что любовь Авдотьи Романовны могла бы возродить его душу. Да ведь и факт совершения Свидригайловым преступлений нигде автором не подтверждается: в основном это сплетни подлеца Лужина. Свидригайлов активно добр: он помогает Сонечке и сиротам Мармеладовым.

При первой же встрече с Родионом Свидригайлов замечает, «что между ними есть какая-то общая точка«. Подслушав признание Раскольникова, Аркадий Иванович узнает о преступлении героя и его мотивах, и снова убеждается в сходстве с ним. Но Свидригайлов неверно понимает Родиона и его идею. Он упрощает мысль героя, подменяя ее своим пониманием тех же проблем: «так себе теорийка… Это же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если конечная цель хороша«.

Если вы убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лупить, чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку.

Его раздражает, что Раскольников не только совсем не отбрасывает требования чести, но и еще ощущает себя «гражданином и человеком«. Свидригайлов по натуре своей — циник, скептик, человек, потерявший грань между добром и злом, не верящий ни во что.

Аркадий Иванович не видит выхода и своим глубоким умом понимает, что уже не найдет его. И потому твердо принимает решение покончить с собой.

Без сомнения, господин Свидригайлов является одним из самых ярких двойников Раскольникова.

В этой статье представлены материалы о Свидригайлове и Раскольникове как двойниках в романе "Преступление и наказание" Достоевского.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все статьи о Раскольникове
- Все статьи о Свидригайлове

Свидригайлов и Раскольников как двойники в романе "Преступление и наказание"

Свидригайлова можно считать двойником Родиона Раскольникова по нескольким причинам: этих героев сближают их теории, их преступления, а также их личные качества.

Сам Свидригайлов прямо говорит о том, что он и Раскольников очень похожи и являются "одного поля ягодами":

"Ну, не правду я сказал, что мы одного поля ягоды?" (Свидригайлов о себе и Раскольникове, часть 4 глава I)

1. Теории Раскольникова и Свидригайлова

Теория Раскольникова оправдывает жертвы во имя благой цели. В свою очередь, теория Свидригайлова оправдывает жертвы во имя личного интереса. Теории героев являются очень схожими.


Теория Раскольникова:

". люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. " (часть 3 глава V)

". я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел. " (часть 6 глава V)


2. Преступления Раскольникова и Свидригайлова

По сюжету романа "Преступление и наказание" бедный студент Раскольников совершает страшное преступление — убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Свидригайлов, судя по всему, совершает за свою жизнь несколько преступлений. Во-первых, в прошлом он был шулером (карточным мошенником), что тоже является преступлением. Также о Свидригайлове ходят страшные слухи о том, что он якобы виновен в смерти нескольких человек (крестьянина, девочки-подростка). Кроме того, Свидригайлов, вероятно, виновен в смерти своей жены Марфы Петровны.


О Раскольникове:

". я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, – и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать…" (часть 5 глава IV)

". скажи она мне: зарежь или отрави Марфу Петровну и женись на мне – это тотчас же было бы сделано. " (часть 6 глава IV)


3. Оба имеют собственное мнение

И Раскольников, и Свидригайлов — это персонажи, которые всегда имеют свое мнение.

О Свидригайлове:

"Вы имеете собственное мнение и не струсили иметь его. Тем‑то вы и завлекли мое любопытство. " (Свидригайлов о Раскольникове, часть 6 глава III)


4. Оба "сумасшедшие"

И Раскольникова, и Свидригайлова окружающие называют сумасшедшими. В этом отношении персонажи являются двойниками.

О Раскольникове:

"— Да постой на минутку, трубочист! Совсем сумасшедший!" (Разумихин о Раскольникове, часть 2 глава II)

"— Вы сумасшедший, — выговорил почему-то Заметов тоже чуть не шепотом и почему-то отодвинулся вдруг от Раскольникова." (часть 2 глава VI)

О Свидригайлове:


5. Оба "странные"

Раскольников называет Свидригайлова "странным человеком". Господин Свидригайлов в свою очередь также считает Раскольникова "странным". В этом смысле герои в силу своей странности также могут считаться двойниками.

О Свидригайлове:

". вы мне сами почему‑то кажетесь ужасно как странным. Как хотите, а что‑то в вас есть" (Свидригайлов о Раскольникове, часть 4 глава I)

6. Оба "подлецы"

Раскольников называет себя подлецом за то, что он совершил. Однако следователь Порфирий Петрович не согласен с ним и считает его "не безнадежным подлецом". Что касается Свидригайлова, сразу несколько героев романа называют его подлецом. Таким образом, Раскольников и Свидригайлов могут считаться двойниками на этом основании.


О Раскольникове:

"Вышло‑то подло, это правда, да вы‑то все‑таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец. " (Порфирий о Раскольникове, часть 6 глава II)

"И я мог хоть мгновение ожидать чего-нибудь от этого грубого злодея, от этого сладострастного развратника и подлеца!" (Раскольников о нем, часть 6 глава V)

Это были материалы о Свидригайлове и Раскольникове как двойниках в романе "Преступление и наказание" Достоевского.

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть "униженным и оскорбленным" глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: "Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами". Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее "каморке", которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — "задавленного бедностью", "изуродованного нищетой" "бедного и больного студента".

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. "Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою", — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. "Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. "

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. "За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения". Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти "от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. ". А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в "Дневнике писателя": "Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы".

Читайте также: