Рано утром когда сережка вышел за хлебом во дворе не было ни души сочинение

Обновлено: 30.06.2024

(1) Все дети моего поколения мечтали о романтических профессиях — от космонавта до покорителя целинных земель.

8. Что такое целеустремлённость?
(1) Знаменитая артистка выступала в школе, в которой она раньше училась.

(1) – Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.

(1) Дед, не раздеваясь, прошёл к письменному столу, развернул полотенце и достал принесённую картину.

(1) Динка огляделась. (2) Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами.

14. Что такое сила духа?
(1) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.

15. Что такое сострадание?
(1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.

17. Что такое красота?
(1) У каждого, даже самого серьёзного человека, не говоря, конечно, о мальчишках, есть своя тайная и немного смешная мечта.

(1) Андрей увидел, как из узких вагонных дверей с вертикальными неудобными ступенями какие – то женщины в белых халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в чёрных ватниках выносили детей и ставили, сажали, а то и клали тут же у рельсов на землю.

(1) Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднился. (2) А всё ж таки хотелось мне до ночи к себе домой добраться, в рыбачий посёлок, пока совсем не стемнело.

(1) На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.

Домашка по русскому: делаем сами!

Кто нибудь писал сочинение рассуждение по вот этому тексту: А жаль?
если да, то напишите

В рассказе описывается поход Сережки за хлебом, во время которого он пытается найти что-то интересное в окружающем мире. Что-то что бы дало пищу для его фантазии. Ему скучно, и сначала на пути ничего не встречается, но потом он видит вновь посаженные деревья, строительную площадку. Он отмечает для себя, что пока строительство не закончат, можно будет прятаться. Но эти мысли не сильно увлекают его. И тут его внимание привлекает стадион. Необычное строение дает мыслям свободу. Сережка представляет себя гладиатором. Но мысли скачут. И вот он уже физик, а стадион синхрофазатрон. Раскрывшая свои крылья фантазия не останавливается. Стрелец охраняющий Кремль, готовый выпролнить указания самого Ивана Грозного. Но прохожий мужчина неожиданно обратившийся к мальчику, прерывает красочный калейдоскоп приключений. А жаль. Жаль, что мир фантазий так хрупок, что его так легко сломать.

2. Слушайте и рисуйте в воображении описанную картину.

Назовите все предметы и живые существа в данном описани и.

Влажная, теплая, темная ночь поздней осенью. Поздний час. Селенье в Верхних Альпах, мертвое, давно спящее.

Автомобиль набирает скорость с горизонтально устремленными вперед дымчато-белесыми столпами. Освещаемые ими, мелькают вдоль шоссе кучки щебня, металлически-меловая хвоя чахлого ельника, потом какие-то заброшенные каменные хижины, за ними одинокий фонарь на маленькой площади, самоцветные глаза бессонной кошки, соскочившей с дороги, - и черная фигура размашисто шагающего, развевая подол рясы, молодого кюре в больших грубых башмаках. Шагает, длинный, слегка гнутый, склонив голову, одиноко не спящий во всей этой дикой горной глуши в столь поздний час, обреченный прожить в ней всю свою жизнь, - шагает куда, зачем?

Площадь, фонтан, грустный фонарь, словно единственный во всем мире и неизвестно для чего светящий всю долгую осеннюю ночь. Фасад каменной церковки. Старое обнаженное дерево возле фонтана, ворох опавшей, почерневшей, мокрой листвы под ним. За площадью опять тьма, дорога мимо убогого кладбища, кресты которого точно ловят раскинутыми руками бегущие световые полосы автомобиля.

Предварительный просмотр:

1. Запишите, расставляя недостающие знаки препинания.

2. Составьте схемы сложных предложений.

3. К какому типу речи (повествование, описание, рассуждение) относится текст?

Подымалось солнце и робкие на рассвете чижи уверенней 3 повели

журчащую болтовню в березах, под открытым небом. А чижи за окном

шумно радовались ясному дню… Яркое утро, голубок 2 на колодце свежий,

играющая вода – все было радостно и покойно. Так хорошо 3 было что

захотелось на воздух, к колодцу, сильно качнуть и подставить голову под

бьющую холодом струю, плескаться встряхнуться… Между яблочным

садом который совсем устарел и между малинником стоял за плетеным

забором конский дворик. (И.Шмелев).

1. Найдите односоставные предложения, определите их тип и роль

2. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

3. Объясните выделенные орфограммы.

2. Озаглавьте текст. Выпишите сложноподчиненные предложения,

составьте их схемы.

Язык, тот великий русский язык, который помогал Тургеневу в дни

России… В его последних книгах – крепчайший 3 настой первородных

русских слов, пейзажи-настроения, поражающие своей высокой лирикой,

самый лик 5 России, которая видится ему теперь в ее кротости и поэзии:

«Этот весенний плеск остался в моих глазах – с праздничными рубахами,

сапогами, лошадиным ржанием, с запахами весеннего холодка, теплом и

солнцем. Остался живым в душе, с тысячами Михаилов и Иванов, со всем

мудреным до простоты-красоты душевным миром русского мужика, с его

лукаво-веселыми глазами, то ясными, как вода, то омрачающимися до

черной мути, со смехом и бойким словом… Знаю, связан я с ним до века.

Никто не выплеснет из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни…

…Этот великолепный язык восхищал и продолжает восхищать.

«Шмелев теперь – последний и единственный из русских писателей, у

которого 3 еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка, -

отмечал в 1933 году А.И. Куприн. – Шмелев изо всех русских самых

распрерусский, да еще и коренной, прирожденный москвич, с московским

несправедливое и обидное для богатой отечественной литературы

1. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств

осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

2. Понаблюдайте за использованием цитирования. Благодаря

3. Выпишите из первого предложения несколько словосочетаний.

Произведите разбор одного из них.

4. Объясните выделенные орфограммы (сгруппируйте их).

5. Запишите, объясните знаки препинания.

Удивительна емкость 1 чеховской фразы. Петя Трофимов говорит в

всем мире по-разному произносят эти четыре слова.

причастности тому, что 3 дано совершить твоему поколению.

всему русскому, земле не выбираемой, а дарованной с рождения.

вправе остаться глухи, который 3 не хотели бы видеть в цветении «вечной

А вернейший 3 путь к этому, по Чехову, совершить для начала хотя бы

один, безусловно, бескорыстный добрый поступок. Написать хотя бы одну

вдохновенную, честную страницу. Посадить хотя бы одно дерево.

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

2. Определите тему, основные мысли текста.

3. Докажите, что это текст.

4. Объясните значение слов бескорыстный, причастность,

5. Какова роль в тексте неполных предложений?

6. Объясните выделенные орфограммы (сгруппируйте их).

7. Подготовьтесь к пересказу текста. Используйте сложноподчиненные

предложения с придаточными условиями (Если ударение падает на

слово…; Если ударным будет …; Если же станет ударным…)

4.Запишите, подчеркните грамматические основы предложений.

5. Замените в последнем предложении причастный оборот

Мучительная искренность и недовольство собой не надуманы Толстым

– они часть его живой души… Важнее всего для нас, пожалуй, то, как

побеги внутреннего, духовного развития Толстого в дневнике

прорастают в его творчестве.

«Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого

в толстовском творчестве, оказалась предметом ошеломляющего личного

открытия. Толстой сделал его в потаенном юношеском дневнике, когда

бился над тем, как улучшить себя 4 .

Вспоминая впоследствии 6 два года, проведенные им в молодости на

Кавказе, Толстой говорил, что никогда потом за всю жизнь он не думал

обо всем на свете так сильно и напряженно, как в ту пору, и что все

главные свои идеи вынес оттуда. (В.Лакшин)

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Объясните значения слов рецензия, дебют, диалектика,

3. Подберите синонимы к словам впоследствии, искренность.

4. Докажите, что это текст.

5. Укажите признаки публицистического стиля, которые вы видите в

6. Объясните выделенные орфограммы.

7. Составьте схему последнего предложения.

8. Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать

9. Замените предложение с прямой речью синонимичной

11.Подчеркните грамматические основы предложений.

Пушкин, как никто владевшим живым и непринужденным диалогом

даже в стихах нередко вовсе обходился без него в прозе, и, однако, она

своим лаконизмом и емкостью восхищала всех старших богатырей

позднейшей, высочайшим 3 , образом развитой русской прозы.

Когда говоришь 3 о Пушкине, то как-то даже неловко употреблять слово

потрясающее нас совершенство его созданий. (А. Твардовский).

1. Какие языковые средства выражения отношения, оценки

используются в тексте?

2. Составьте схему последнего предложения.

6. Запишите высказывание А. Твардовского, включив его в

предложение с прямой речью. Объясните знаки препинания.

Чем меньше слов в словаре писателя, чем заношеннее и

невыразительнее они, тем больше идет их на выражение самой

незамысловатой идеи и тем более нарушается прекрасный пушкинский завет

сжатости изложения, наполнения мысли каждой строчки. (А. Твардовский)

1. Докажите, что это текст.

2. Какие особенности публицистического стиля использованы

автором? С какой целью?

3. Что такое культура речевого общения?

4. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.

5. Запишите предложение с прямой речью, объясните знаки

препинания. Какова роль цитирования в этом тексте? Можно ли в

данном случае заменить прямую речь косвенной?

6. Определите тему, основные мысли текста.

Можно сказать, что вся 1 жизнь языка и общение с ним (языковая

практика) есть непрерывное создание и поиски более близких 3 к истине

выражений мысли, чувства, переживания. Что из того, что это трудно

достижимо! Главное здесь, что движение это бесконечно 2 и беспредельно.

Не в этом ли причина развития языка, параллельная развитию человечества?

суждение: «А, и ты иногда страдаешь, что мысль не пошла в слова! Это

благородное страдание, мой друг, и дается лишь избранным; дурак всегда

резко, но справедливо и очень емко. О чем здесь говорится? О том, что

мысль крепко-накрепко связана со словом, что выразить е ѐ в слове – дело

нелегкое, требующее усилий, мучительных поисков наилучшего

случае, если человек обладает культурой словесного выражения, культурой

речевого общения и, разумеется. культурой мысли. (Г.В.Степанов).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Коновалова Наталия Ивановна, учитель русского языка МКОУ Аннинская СОШ №1 Работа с текстом как путь к созданию сочинения

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ИНСЕРТ КЛАСТЕР СИНКВЕЙН ФИШБОУН

ВСТУПЛЕНИЕ АРГУМЕНТ 2 (грамматическое явление) АРГУМЕНТ 1 (лексическое явление) ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ Ле́ксика — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Грамматика - строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения; раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.

1. ВСТУПЛЕНИЕ 1. Вопрос , утверждение, конструкция 2. Задающее направление, утверждающее 3. Можно ли согласиться , согласен, попробуем доказать 4. Можно ли согласиться с … Я согласен с утверждением , … Итак, попробуем доказать, что… 5. Начало

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - Вывод Свидетельствующий, помогающий Согласиться, прийти, сделать Можно согласиться с утверждением, Мы пришли к выводу, …. 5. Итог.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовка к сочинению ОГЭ Основные задачи: повторение и обобщение материала.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка к сочинению ОГЭ Основные задачи: повторение и обобщение материала.

Подготовка к сочинению ОГЭ Основные задачи: повторение и обобщение материала по лексике и грамматике; закрепление и отработка умений и навыков, связанных с умением аргументировать грамматические и лексические явления в тексте; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с форматом ГИА

Исходный текст (1)Рано утром, когда Серёжка вышел за хлебом, во дворе не было.

Исходный текст (1)Рано утром, когда Серёжка вышел за хлебом, во дворе не было ни души. (2)Поболтать было не с кем, поэтому Сыроежкин решил идти в самую дальнюю булочную: может, кого-нибудь встретит или увидит что-нибудь занятное. (З)Серёжка медленно вышагивал под тенистыми липами. (4)Со стороны можно было подумать, что его что-то заботит и он погружён в свои мысли. (5)Но какие уж это мысли? (6)Так, игра: хочется, чтобы всё вокруг было ещё лучше, интереснее, значительнее. (7)Вот посажены деревья, вчера их ещё не было. (8)Тоненькие, совсем палочки, и без листьев. (9)Но ничего! (10)Скоро они наберут силу, зашумят на ветру. (11)А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12)Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13)А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды. (14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он — отважный гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи. (18)Он должен схватиться с тиграми и львами и поразить их своим мечом, чтобы остаться в живых.

Исходный текст (19)Нет, пусть лучше будет стадион не Колизеем, а синхрофазотр.

Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса.

Теория Грамматика – раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием ст.

Теория Грамматика – раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).

Теория Грамматические понятия Способы создания оценочных значений для различн.

Теория Грамматические понятия Способы создания оценочных значений для различных частей речи. Части речи: морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки. Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи).

Теория Лексические понятия Лексическое значение слова Однозначные и многознач.

Теория Лексические понятия Лексическое значение слова Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слова Омонимы, синонимы, антонимы Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении Историзмы, архаизмы, неологизмы Заимствованные слова Фразеологизмы

Тезис Г. Степанов, известный русский лингвист, считает: «Словарь языка свидет.

Контекст №1 (14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на.

Контекст №1 (14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он — отважный гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи.

Пример №1 Возьмём, например, контекстные антонимы, которые широко используютс.

Контекст №2 (28)Грозный приостановился и спокойно спросил: - (29)Скажи-ка, др.

Пример №2 Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и.

Контекст №3 - (34)Спасибо, — сказал, ничуть не удивившись, старик. (35) И пош.

Контекст №3 - (34)Спасибо, — сказал, ничуть не удивившись, старик. (35) И пошёл. (З6) Медленно. (37) Спокойно. (38) Но уже совсем не как Иван Грозный. (39) А жаль.

Пример №3 Парцелляция широко используется в художественной литературе как осо.

Пример №3 Парцелляция широко используется в художественной литературе как особый стилистический приём, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. В данном тексте автор использует это средство в предложениях 35, 36, 37, 38, 39. Оно помогает увидеть растерянность главного героя, которого так неожиданно вернули из мира фантазий.

Контекст №4 (21) И сейчас Серёжка не просто ученик — он физик! (22)Вот он бер.

Контекст №4 (21) И сейчас Серёжка не просто ученик — он физик! (22)Вот он берёт фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы. (23)Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24)Темнеют вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин. (25)Вот приближается высокий старик с палкой. (26) Да это сам Иван Грозный!

Пример №4 Возьмём, например, предложения 21 и 26. Они являются восклицательны.

Пример №4 Возьмём, например, предложения 21 и 26. Они являются восклицательными с точки зрения интонации. Автор не случайно использует их в своём тексте. Они помогают читателю увидеть ироничное отношение автора к своему герою.

Контекст №5 (11)А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12.

Контекст №5 (11)А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12) Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13) А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды.

Пример №5 Особое внимание при анализе синтаксиса текста можно обратить на исп.

Пример №5 Особое внимание при анализе синтаксиса текста можно обратить на использование односоставных предложений. Так, предложения 12 и 13 являются неопределённо-личными. Такие предложения помогают читателю акцентировать внимание на действии. Автор показал необузданный полёт фантазии Сыроежкина.

Задание для самостоятельной работы Напишите доказательную часть сочинения-рас.

Задание для самостоятельной работы Напишите доказательную часть сочинения-рассуждения, используя следующие примеры: Предложение 6 Предложение 8 и 20

Краткое описание документа:

•закрепление и отработка умений и навыков, связанных с умением аргументировать грамматические и лексические явления в тексте;

Способы создания оценочных значений для различных частей речи.

Части речи: морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки.

Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи).

Читайте также: