Работа с текстом егэ сочинение

Обновлено: 05.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Инструкция к сочинению

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера- иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1) Проблема, поднятая автором текста.

1б - верно сформулирована одна из проблем исходного текста.

2) Комментарий к проблеме:

а) 1-ый пример из текста+ пояснение

б) 2-ой пример из текста + пояснение

в) связь между примерами

5б – 2 примера + 2 пояснения + смысловая связь

4 б - 2 примера + 1 пояснение + смысловая связь

4б - 2 примера + 2 пояснения

3 б - 2 примера + 1 пояснение

3б – 1 пример + 1 пояснение

3) Позиция автора.

1б – позиция автора сформулирована правильно по данной проблеме

4) Отношение к позиции автора + обоснование.

1б – выражено отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором), и оно обосновано.

Не забывайте: проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. И если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ.

Оцените формулировку проблемы

К чему приводит человеческая чёрствость? Эту проблему поднимает Василь Быков.

Оцените формулировку проблемы

Великая Отечественная война стала страшной трагедией для нашего народа. В своем тексте В. Быков поднимает проблему памяти о всех погибших во время этой войны.

Оцените формулировку проблемы

Оцените формулировку проблемы

В своем тексте Василь Быков поднимает проблему человеческих отношений.

Оцените формулировку проблемы

Каким должно быть отношение к человеку, в жизни которого случилась беда?

Оцените формулировку проблемы

Всегда ли можно и нужно говорить правду? Над этим вопросом предлагает задуматься В.Быков.

Оцените формулировку проблемы

Василь Быков поднимает проблему милосердия и доброты.

Оцените формулировку проблемы

Надежда поддерживает человека в самых трудных жизненных ситуациях. К чему приводит утрата надежды? Этой проблеме посвящен текст В. Быкова.

Заветные 5 баллов. или как писать комментарий к сформулированной проблеме исходного текста?

Комментарий к проблеме

Что такое комментарий? КОММЕНТАРИЙ – это пояснительные замечания по поводу сформулированной проблемы текста.

Комментарий должен связать проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

Формулировка задания 27

Критерий оценивания К2

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его

1. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

2. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

3. Дано пояснение к 2 приведённым примерам.

4. Выявлена смысловая связь между ними.

1.1. Первый пример-иллюстрация

2.1. Второй пример-иллюстрация

3. Смысловая связь

1.2. Пояснение: какие мысли вложил автор в этот пример-иллюстрацию? Что хотел сказать читателю, размышляя над проблемой?

2.2. Пояснение: какие мысли автора нашли отражение в данном примере? Как Ваш пример раскрывает поднятую проблему?

Комментарий состоит из 5 элементов

1. Довод-утверждение + пример-иллюстрация (исходный текст) 2. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации). 3. Довод-утверждение + второй пример-иллюстрация (исходный текст). 4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации). 5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

  • если комментарий не написан вообще;
  • если комментарий написан БЕЗ ОПОРЫ на текст;
  • если комментарий написан не по той проблеме

Пример работы

Я прочитал интересный текст Г. Х. Андерсена о гордом чайнике, жизнь которого волей случая изменилась. Автор текста, размышляя о философской проблеме смысла жизни, задаётся вопросом, что помогает человеку обрести цель в жизни?

Позиция автора прослеживается чётко. Он убеждён в том, что смысл жизни человека заключается в том, чтобы дарить другим тепло, любовь, заботу. Это помогает быть счастливым.

Всегда ли стоит говорить правду? Над этой вечной проблемой размышляет В. Быков.

Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений своих героев. Юра Бартош подыгрывает старику, собирает хворост, потому что понимает: костер – это последняя надежда Петровича на возвращение детей.

Так автор приводит нас к следующему выводу: жестокая правда может оказаться губительной, она не поможет человеку, оказавшемуся один на один с большой бедой, а только убьет последнюю надежду.

Каким должно быть отношение к человеку, который пережил психическое потрясение - потерял близких? Над этой проблемой предлагает задуматься своим читателям В.Быков.

Писатель раскрывает проблему, противопоставляя двух героев – Юру Бартоша, парня из соседней деревни, и его городского друга Коломийца. Юра относится к старику, много лет ожидающему своих детей, с сочувствием, как и многие его односельчане. Это видно даже в том, как он помогает Петровичу собирать хворост.

Совсем иначе ведет себя Коломиец, который разрушает призрачную надежду старика на возвращение сыновей. Мне кажется, им движет вовсе не стремление вернуть Петровича к действительности, а какое-то раздражение против всех, кто пытается поддержать старика.

Таким образом, автор показывает, что к людям, попавшим в беду, нужно относиться с вниманием и заботой, а чёрствость и равнодушие могут оказаться для них губительными.

Василь Быков в своём тексте поднимает проблему проявления доброты.

На примере молодого парня Юрия Бартоша писатель показывает, какой может быть настоящая доброта. Юрий старается не огорчать старика, который никак не может поверить в гибель своих сыновей и продолжает разжигать костёр, который должен указать им путь домой. Мне кажется, без таких людей, как Бартош, мир стал бы гораздо более чёрствым и жестоким.

Автор хотел показать, как доброта поддерживает людей, помогает пережить горе.

К чему приводит надежда? Над этим вопросом размышляет В Быков.

Так писатель показывает, что нельзя у человека отбирать надежду.

Василь Быков поднимает проблему чёрствости и равнодушия.

Позиция автора по данной проблеме такова: чёрствость может сильно обидеть человека или даже убить его.

Нужно ли всегда говорить правду? Такую проблему поднимает белорусский писатель В. Быков.

Таким образом, автор хочет сказать, что человек всегда должен смотреть правде в глаза, какой бы страшной она ни была.

Цель: организовать деятельность участников мастер-класса в умении выявлять проблему текста, поднятую автором, комментировать ее.

Оборудование:

-компьютер с программой Power Point;

-текст произведения для анализа.

(Слайд№2) Важная задача учителя - увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего-то нового, интересного. Моим кредо являются слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Изменения, в первую очередь, породили вопросы у учителей.

Как помочь ребятам, сориентировать на новые критерии оценки сочинения, являющегося заданием повышенного уровня сложности?

С помощью каких методов и приемов сформировать правильное понимание структуры сочинения?

Как выработать устойчивый навык лингвистического анализа текста?

изучить множество рекомендаций по подготовке к ЕГЭ Цыбулько И.П., Н.А.Сениной, методические наработки учителя Суязовой И.А;

И тем, что взяла для своей работы из различных источников по подготовке к написанию сочинения, хочу сегодня поделиться, особо остановившись на комментарии авторского текста.

(4) Жанр сочинения, которое учащимся предстоит создать на ЕГЭ по русскому языку, можно было бы обозначить как рассуждение по поводу чужого текста. Проверяется сочинение по 12-ти критериям:

Объем сочинения невелик: нижняя граница, обозначенная в инструкции, - не менее 150 слов (оговорюсь, что те, кто претендует на высокие баллы, не должны ориентироваться на этот объем), верхнюю границу подсказывает здравый смысл - 250 - 300 слов, иначе есть риск не уложиться в отведенное время, не успеть как следует проверить, отредактировать и переписать в чистовик свою работу.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера- иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(6) Обучающиеся должны четко знать, что от них требуется на экзамене при написании сочинения. Для этого в самом начале необходимо повторить план написания сочинения.

ПОЭТОМУ! Если ребята все же решаются нарушить эту последовательность, то рискуют потерять баллы по критерию №5.

Итак, с чего начинать работу с текстом? Напоминаю алгоритм работы по выявлению проблемы.

Перед прочтением текста ознакомьтесь с информацией об авторе, чтобы представить исторический отрезок времени жизни писателя и избежать фактических ошибок.

Внимательно прочитайте текст, выделите в нем ключевые слова: потренируйте способность медленно, вдумчиво читать, прокомментируйте прочитанное, делая пометки.

Определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст? Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что…).

Запишите свой ответ в виде законченного предложения (например, … к людям, попавшим в беду, нужно относиться со вниманием и заботой).

Определите, на какой вопрос отвечает это предложение (например, Каким должно быть отношение к человеку, который пережил потерю близких?).

Запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста.

! Не забывайте: проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. И если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ.

(9) Ребята читают текст про себя, обдумывают его, сформулируют и записывают получившееся предложение-утверждение, затем на его основе формулируют проблемный вопрос и записывают его на листочках. (3-5 мин.)

Крутой берег реки

-Как с сушнячком сегодня, Петрович?

Старик не сразу оторвал от противоположного берега свои блёклые, слезящиеся глаза.

-Мало хвороста. Подобрали. Вот вязаночку маленькую

Юра по камням взбежал на обрыв, оценивающим взглядом окинул перехваченную старой верёвкой вязанку хвороста.

-Я так думаю, с вечера жечь не надо, - медленно, с усилием взбираясь за ним на обрыв, тихо заговорил старик. - Под утро лучше.

-Оно можно и под утро, - согласился Юра. - Но в ночь бы надёжнее. Может, я тоже подскочу, пошарю чего в овраге?

-В ночь бы, конечно, лучше. А то как признают? Раньше вон хутор был. А теперь нет. И этот мост новый. Незнакомый.

- Я сбегаю, пока не стемнело! — крикнул Юра с обрыва, и Коломиец внизу, цеплявший на крючки наживку, недовольно повернул голову.

- Ты вот что, дед! - резким голосом сказал он под обрывом. -Брось юродствовать! Комедию играть! Никто к тебе оттуда не придёт. Понял?

Петрович на обрыве легонько вздрогнул, будто от холода, пальцы его замерли на груди, и вся его худая, костлявая фигура под кителем съёжилась, сжалась. Но взгляд его по-прежнему был устремлён к заречному берегу.

- Они все тебя, дурня, за нос водят, поддакивают. А ты и веришь. Придут! Кто придёт, когда уже война вон когда кончилась! Подумай своей башкой.

- Так это младший, Толик. На глаза заболел. Как стемнеет, ничего не видит. Старший, у того с глазами хорошо. А если со старшим что.

- Что со старшим, то же и с младшим, - грубо оборвал его Коломиец. - Амба обоим. Уже где-нибудь и косточки сгнили. Война ни с кем не считалась. Тем более в блокаду. Сколько лет прошло, ты соображаешь?

Старик, похоже, крайне удивился и, кажется, впервые за вечер оторвал свой страдальческий взгляд от едва брезжившей в сутеми лесной линии берега.

- Да, лет! Ведь двадцать пять лет прошло, голова еловая!

Гримаса глубокой внутренней боли исказила старческое лицо Петровича. Его губы совсем по-младенчески обиженно задрожали, глаза быстро-быстро заморгали, и взгляд разом потух.

- Так это. Так это как же.

Он трудно поднялся, пошатнулся и, сгорбившись, молча побрёл куда-то прочь от этого берега.

Наверно, в темноте старик где-то разошёлся с Юрой, который вскоре появился на обрыве и, крякнув, бросил к ногам трескучую охапку валежника- большую охапку рядом с маленькой вязанкой Петровича.

- Петрович? А кто его. Пошёл, наверно. Я сказал ему.

- Как? - остолбенел на обрыве Юра. - Что ты сказал?

- Всё сказал. А то водят полоумного за нос. Поддакивают.

- Что ты наделал? Ты же его убил!

- Так уж и убил! Жив будет!

- Я же тебе говорил! Его же тут берегли все! Щадили! А ты.

- Что там щадить. Пусть правду знает.

- Такая правда его доконает. Ведь они погибли оба в блокаду. А перед тем он их сам вон туда на лодке отвёз. И теперь ждёт.

- Что ж, лучше ничего не ждать? 3доровому и то порою невмочь, а ему?

Едва поблёскивая аспидной поверхностью, тихо текла в вечность река, и постепенно в разных местах, на невидимых в темноте берегах, близко и далеко зажигались рыбачьи костры. Среди них в этот вечер не загорелся только один - на обрыве у лесного перевоза, где до утра было необычно пустынно и глухо.

Не загорелся он и в следующую ночь.

И, наверное, не загорится уже никогда.

Василь (Василий) Владимирович Быков (1924-2003) — советский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

(11) Давайте и мы оценим формулировку проблем по тексту В.Быкова.

ОЦЕНИТЕ ФОРМУЛИРОВКУ ПРОБЛЕМЫ

(1 БАЛЛ /0 БАЛЛОВ)

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЧЁРСТВОСТЬ? ЭТУ ПРОБЛЕМУ ПОДНИМАЕТ ВАСИЛЬ БЫКОВ.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СТАЛА СТРАШНОЙ ТРАГЕДИЕЙ ДЛЯ НАШЕГО НАРОДА. В СВОЁМ ТЕКСТЕ В. БЫКОВ ПОДНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ ПАМЯТИ О ВСЕХ ПОГИБШИХ ВО ВРЕМЯ ЭТОЙ ВОЙНЫ.

В СВОЁМ ТЕКСТЕ ВАСИЛЬ БЫКОВ ПОДНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ, В ЖИЗНИ КОТОРОГО СЛУЧИЛАСЬ БЕДА?

ВСЕГДА ЛИ МОЖНО И НУЖНО ГОВОРИТЬ ПРАВДУ? НАД ЭТИМ ВОПРОСОМ ПРЕДЛАГАЕТ ЗАДУМАТЬСЯ В. БЫКОВ.

ВАСИЛЬ БЫКОВ ПОДНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ МИЛОСЕРДИЯ И ДОБРОТЫ.

НАДЕЖДА ПОДДЕРЖИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА В САМЫХ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ. К ЧЕМУ ПРИВОДИТ УТРАТА НАДЕЖДЫ? ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ ПОСВЯЩЕН ТЕКСТ В. БЫКОВА.

(17) Оценивая, ребята еще и еще раз обращаются к тексту, аргументируют, почему дали или не дали балл.

(19) Что такое комментарий? КОММЕНТАРИЙ – это пояснительные замечания по поводу сформулированной проблемы текста.

Обращаю внимание на важность соблюдения логики комментирования.


Ведь комментарий должен связать проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

(20) И опять обращаемся к формулировке задания 27:

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его

И критериям оценивания К2:

1. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

2. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

3. Дано пояснение к 2 приведённым примерам.

4. Выявлена смысловая связь между ними.


(22) У каждого учащегося есть сведенная в таблицу подсказка.

ЕГЭ сочинение. Комментарий состоит из 5 элементов
1. Довод-утверждение + пример-иллюстрация (исходный текст).
2. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).
3. Довод-утверждение + второй пример-иллюстрация (исходный текст).
4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).
5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Балл зависит от.


Каким должен быть командир? Какие личностные качества помогают стать настоящим командиром? Именно этими вопросами задается К.М. Симонов в предложенном для анализа тексте.

Позиция автора прослеживается чётко. Настоящий командир должен быть человеком, способным повести за собой людей, таким, за которого солдаты готовы пожертвовать своей жизнью.

Я прочитал интересный текст Г. Х. Андерсена о гордом чайнике, жизнь которого волей случая изменилась. Автор текста, размышляя о философской проблеме смысла жизни, задаётся вопросом, что помогает человеку обрести цель в жизни?

Позиция автора прослеживается чётко. Он убеждён в том, что смысл жизни человека заключается в том, чтобы дарить другим тепло, любовь, заботу. Это помогает быть счастливым.

Искусство… Каково его значение в жизни рядового человека? Какой отпечаток оно оставляет в душе соприкоснувшегося с театром ли, с музыкой ли или литературным шедевром? Над этими вопросами размышляет А.П.Чехов в предложенном для анализа тексте, ставя проблему влияния искусства на человека.

Сопоставляя порывы молодых людей, соприкоснувшихся с прекрасным, Чехов показывает, что каждый из них хочет что-то поменять в своей жизни.

Позиция автора прослеживается четко: под влиянием искусства у человека разыгрывается воображение, способствующее возникновению романтических переживаний. К тому же героиня под воздействием искусства получает возможность разобраться в себе и своих чувствах.

Писатель раскрывает проблему необдуманного обращения со словом при помощи противопоставления жизни героев текста до ночи со стуком в дверь и после неё.

Позиция автора ясна: слова имеют большую силу, и обращаться с ними нужно обдуманно бережно, помня, что нанесенные недобрыми словами душевные раны заживают долго.

(30) Давайте и мы с вами постараемся оценить фрагменты сочинений по прочитанному уже тексту.

Фрагменты сочинений для оценивания комментария

Сочинение 1

Всегда ли стоит говорить правду? Над этой вечной проблемой размышляет В. Быков.

Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений своих героев. Юра Бартош подыгрывает старику, собирает хворост, потому что понимает: костер – это последняя надежда Петровича на возвращение детей.

Так автор приводит нас к следующему выводу: жестокая правда может оказаться губительной, она не поможет человеку, оказавшемуся один на один с большой бедой, а только убьет последнюю надежду.

Сочинение 2

Каким должно быть отношение к человеку, который пережил психическое потрясение - потерял близких? Над этой проблемой предлагает задуматься своим читателям В.Быков.

Писатель раскрывает проблему, противопоставляя двух героев – Юру Бартоша, парня из соседней деревни, и его городского друга Коломийца. Юра относится к старику, много лет ожидающему своих детей, с сочувствием, как и многие его односельчане. Это видно даже в том, как он помогает Петровичу собирать хворост.

Совсем иначе ведет себя Коломиец, который разрушает призрачную надежду старика на возвращение сыновей. Мне кажется, им движет вовсе не стремление вернуть Петровича к действительности, а какое-то раздражение против всех, кто пытается поддержать старика.

Таким образом, автор показывает, что к людям, попавшим в беду, нужно относиться с вниманием и заботой, а чёрствость и равнодушие могут оказаться для них губительными.

Сочинение 3

Василь Быков в своём тексте поднимает проблему проявления доброты.

На примере молодого парня Юрия Бартоша писатель показывает, какой может быть настоящая доброта. Юрий старается не огорчать старика, который никак не может поверить в гибель своих сыновей и продолжает разжигать костёр, который должен указать им путь домой. Мне кажется, без таких людей, как Бартош, мир стал бы гораздо более чёрствым и жестоким.

Автор хотел показать, как доброта поддерживает людей, помогает пережить горе.

Сочинение 4

К чему приводит надежда? Над этим вопросом размышляет В Быков.

Так писатель показывает, что нельзя у человека отбирать надежду.

Сочинение 5

Василь Быков поднимает проблему чёрствости и равнодушия.

Позиция автора по данной проблеме такова: чёрствость может сильно обидеть человека или даже убить его.

Сочинение 6

Нужно ли всегда говорить правду? Такую проблему поднимает белорусский писатель В. Быков.

Таким образом, автор хочет сказать, что человек всегда должен смотреть правде в глаза, какой бы страшной она ни была.

Рамки нашей работы ограничены, поэтому я поделилась своим видением работы с текстом только на этапах определения проблемного вопроса и комментария как структурных элементов сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ-2019. Надеюсь, вам было интересно. Спасибо за внимание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой статью о методах работы с текстом для подготовки к написанию сочинения по русскому языку на ЕГЭ. Помимо теоретического материала в ней есть практическое исследование текста для определения проблемы, позиции автора, для подбора аргументов.

Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ. (сл 1)

Создание сочинения-рассуждения на основе данного текста наиболее трудная часть ЕГЭ по русскому языку.

По утверждению ученых, объем научных знаний усваивается каждые 8 – 10 лет, а это значит, что полученное образование быстро стареет. Наиболее доступный способ решения этой проблемы – образование и самообразование. И здесь необходимы совершенно конкретные умения: работать с текстами различных стилей, извлекать необходимую информацию, излагать собственные мысли четко и последовательно.

А ведь умение писать сочинение – это не что иное, как умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли.(сл 2)

Основа создания сочинения ЕГЭ – уроки развития речи, (сл 3) которые проводятся с 5 класса. Все они должны быть подчинены задаче – подготовить учащихся к созданию текста на основе данного.

Для успешных уроков развития речи необходимо учитывать принципы(сл 4)

принцип креативности, который требует, чтобы активность учащихся была продуктивной, то есть творческой.

принцип от простого к сложному. В этой связи стоит обратить внимание на нарастание трудностей при составление текстов разных типов в зависимости от возраста. Важное место занимает рациональный отбор приемов работы: (сл 5)

- чтение (слушание) текста с определенной установкой;

- анализ текста – образца (содержательный, композиционный, языковый);

- сбор рабочих материалов, их анализ, стилистический эксперимент;

- редактирование текста, расширение и сжатие текста;

- репродукция текста, составление плана;

- выявление моментов(позиция автора, высказывание собственной позиции).

Таким образом, уроки развития речи являются основой для успешного создания экзаменационного текста сочинения-рассуждения.

IV. Технология создания текста на основе данного (часть С);

Сочинение - самая трудная часть экзамена.

Но приступать к нему должны все. Но это не так просто. На выполнение этого вида работы у ученика осталось 1,5 часа. За это время надо создать черновик сочинения-рассуждения по отрывку, в содержании которого порой очень

трудно разобраться даже взрослому опытному человеку. Но ученику необходимо создать свой собственный текст строго по плану: (сл 6)

- позиция автора по этой проблеме;

- аргументация позиции с включением доказательств 2 видов на читательской и жизненной основе.

Но, чтобы создать такой текст, необходимо уметь: (сл 7)

- верно, без искажений понимать основное содержание исходного текста и позицию автора

- выражать свое мнение о прочитанном тексте (согласившись или не согласившись с автором) и убедительно аргументировать его.

Начнем с умения читать

Одним из приемов чтения является использование алгоритмов чтения (последовательность правил, организующих процесс чтения, делая его более эффективным).

Я предлагаю интегральный алгоритм чтения (выделение основной информации): (сл 8)

Наименование читаемого источника

Основное содержание: тема, главная идея автора, проблемы текста

Конкретные факты, имена, даты

Новизна материала, его критическая оценка

Возможность использования на практике.

Рациональное чтение предполагает не только отбор полезной информации, но и ее анализ, что требует различных умственных приемов, которые выполняются в ходе дифференциального алгоритма чтения. (выделение основного смысла текста или отрезка). Блоки дифференциального алгоритма: (сл 9)

Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста. Эти слова несут основную смысловую нагрузку.

Составление смысловых рядов. Это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов.

Выявление доминанты. Это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования текста. Выявление доминанты – главная задача чтения. Осваивая технику дифференциального алгоритма, следует читать текст с карандашом в руках три раза. При первом прочтении надо подчеркнуть только ключевые слова. Второе чтение – построение смысловых рядов, которые удобно записывать на отдельном листе. В третий раз читаются смысловые ряды, на основе которых выявляется основное значение текста – доминанта.

К сожалению, очень часто учащиеся показывают неумение понять текст. Для того, чтобы развить способность понимать содержание текста, можно использовать такие виды деятельности как: (сл 10)

ответы на вопросы;

составление вопросов по тексту;

составление плана текста;

выделение основной темы;

анализ связи между микротемами.

Опыт практики показывает, что не меньшую проблему для старшеклассников представляют критерии, по которым необходимо правильно выделять тему, проблему, позицию автора.

Работу над этими понятиями необходимо проводить уже с 5 класса, беря за основу микротекст художественного произведения (урок литературы) или упражнение учебника русского языка, выполняемое в форме комплексного анализа текста.

В старших классах, где необходимо все знания свести в систему, удобно и эффективно использование крупных блоков, таблиц, шаблонов, схем, клише, которые содержат информацию о:

плане сочинения-рассуждения по отрывку

видах вступлений и заключений к сочинению;

видах определения темы, проблемы текста;

способах выражения позиции автора;

способах выражения собственной позиции;

видах доказательной базы.

для подготовки к написанию сочинения целесообразно использовать следующие формы работы, порой совпадающие с формами репетиторской деятельности: (сл 12)

Применение шаблонов и клише:

Строжайший контроль за соблюдением всех критериев плана, которые могут дать максимум баллов.

Индивидуальный подход к каждой работе, повышения мотивации: ученик пишет и переписывает работу столько раз и до тех пор, пока она не будет соответствовать нормам оценивания всех критериев, и эта оценка будет удовлетворять самого ученика

Применение папок (тетрадей) – накопителей, где собирается материал к предполагаемым темам, доказательная база к злободневным проблемам.

Введение зачетной системы особенно среди слабых учащихся, при которой они должны показать.

знание плана сочинения, его критериев.

умение использовать шаблоны для написания сочинения по текстам разных стилей научного, художественного, публицистического.

систему ориентации по плану сочинения и соблюдение его во всех письменных работах.

Формирование у учащихся младших классов работы с микротекстами различных стилей. С включением вопросов по содержанию, авторской позиции, языковых средств, стиля, типа речи.

При подборе микротекстов внимание уделять глубине содержания, актуальности проблематики при минимальном объеме, ограничивая учащихся во времени, создавая при этом атмосферу экзамена.

Данный опыт получил практическое применение при сдаче ЕГЭ по русскому языку .

Ну а теперь предлагаю вам немного практики. Хочу остановиться на таком приеме как дифференциальный алгоритм чтения. (сл 13) Он особенно эффективен при работе с такими текстами, в которых трудно сразу определить проблему и позиция автора не высказана прямо.

Для работы я взяла, честно скажу, первый попавшийся на глаза текст. Прочитав его, поняла, что затрудняюсь сразу выявить проблему. (раздаю тексты для прочтения)

Давайте договоримся, что даже если вам кажется, что вы готовы сформулировать проблему и позицию автора, работайте вместе с нами, и в конце работы мы сверим ваши предположения с результатом совместного анализа.

Прошу вас несколькими существительными передать содержание текста.

Детеныши выхухоли, дети

- Каждый день дожди

-земля напиталась влагой

-из прорехи хлынула обильная вода

-мирная река начала пухнуть и вздуваться

-мчались ручьи, чтобы участвовать в разгуле

-никогда не было такого разлива, водополья

-дождь усиливался, больно сек

-черная ненастная ночь

- край земли и стихии

-не мог допищаться

-сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа

-топча наиболее слабеньких

- гибли от холода, голода, от борьбы за существование

-слепые, озябшие, лежащие на краю

Судорожно, непрерывно загребая лапками

-быстро, испуганно поплыла

-без устали гребя на одном месте

-крайне осторожный, пугливый зверек

-героизм, самопожертвование матери

-извечное дело-спасать своих детей

-у меня тоже есть дети

-пришлось бы точно так же тащить своих детей

-я не имел бы возможности к ним приблизиться

-я показался мельче, микроскопичнее

-огромный резиновый сапог(крохотная ямочка от коровьего копытца)

-бедствие по масштабу и неожиданности, разгулу и ужасу было как паводок

-самое страшное человеческое бедствие – война

-птицы из огня и металла

Выделите в тексте ключевые слова, относящиеся к каждому существительному.(сл 15)

Составляем смысловые ряды и вписываем их в таблицу.(сл 16-20)

В каждом смысловом ряду выделяем доминанту и записываем обобшающее словосочетание (сл 21-22)

Невиданный разгул стихии

Можно выделить и другие проблемы, основываясь на смысловых рядах.(сл 24)

Невиданный разгул стихии

Проблема жертвенности материнской любви. (сл 25)

Вопрос: На что готова мать ради своих детей?

Позиция автора: Несмотря ни на что мать всем пожертвует ради своих детей. (сл26)

Невиданный разгул стихии

Любовь, забота, самопожертвование

Проблема отношения к животным.(сл 27)

Вопрос: Как нужно относиться к животным?

Позиция автора: К животным нужно относиться как к себе подобным.

Следующий этап работы – это комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Здесь нам тоже поможет наша таблица. На основе смыслового ряда составляем микротекст (5-6 предложений), не забывая о том, что нужно избегать обильного цитирования и пересказа авторского текста. Здесь не лишним будет показать знание изобразительно-выразительных средств, обозначая их роль в тексте.

Например, проблему беззащитности человека перед войной можно прокомментировать следующим образом.

не забывайте похвалить ученика за выполнение заданий;

никогда нельзя говорить ученику, что он хуже других, вольно или невольно демонстрировать его недостатки. Следует по возможности терпеливо помогать ему в том, что он сам сделать не может.

необходимо давать школьнику посильные творческие задания.

никогда нельзя иронизировать над ребенком. Учителю полезно чаще ставить себя на место своего воспитанника. По возможности чаще создавать на уроке ситуации творческого поиска, побуждая детей к проблемному и творческому фантазированию даже порой по скучным и трудным текстам наших учебников.

Работа с текстом по подготовке к ЕГЭ должна носить системный характер, касаться всех основных предметов, начинаться уже в начальной школе, продолжаться в среднем звене и углубляться в старшем.

Автор: Сонина Наталья Владимировна

Населенный пункт: г. Ульяновск

Некоторые учителя считают, что на уроках русского языка в старших классах не надо уделять много времени на изучение приемов работы с текстом, так как ребята обучены этому в среднем звене в полной мере. Но по своему опыту знаю, что школьники не владеют даже такими элементарными приемами , как ,например, работа с ключевыми словами . Умение правильно воспринимать и истолковывать текст в старшей школе важно, как никогда, так как на предстоящем в 11 классе экзамене ребятам предстоит написать сочинение, за которое они получат заветные баллы. Закономерным будет тот факт, что отсутствие навыков работы с текстом приведет к неправильному пониманию предложенного материала либо вообще к его непониманию. Поэтому я считаю, что учитель на уроках и русского языка, и на уроках литературы должен организовывать работу с текстом. Постоянная и кропотливая, правильно организованная работа с текстом с использованием особых приемов позволит ребятам проникать в замысел автора, не допускать ошибок при определении проблемы текста, выявлении авторской позиции. Владение рядом приемов позволит ребятам спокойно и уверенно работать даже со сложнейшими многоаспектными текстами .

На своих уроках русского языка в старших классах я использую несколько стратегий продуктивного чтения.

Цель продуктивного чтения - формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое. Результатом будет умение у учащихся точно и полно понимать содержание текста и практически осмысливать извлеченную информацию. Главное преимущество использования стратегий продуктивного чтения в том, что ученик занимает активную позицию. по отношению к содержанию текста: для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий.

Что следует понимать под словом стратегия ? Это ряд операций, направленных на достижение цели. Принципиальным является то, что стратегия выбирается каждым читателем под конкретную цель чтения и конкретный текст. Все стратегии чтения можно разделить на три группы:

  • стратегии предтекстовой деятельности;
  • стратегии текстовой деятельности
  • стратегии послетекстовой деятельности

На каждом этапе работы с текстом применяются разные стратегии продуктивного чтения.

Рассмотрим подробнее стратегии предтекстовой деятельности. Целью предтекстовых стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов и ли заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, включение механизма антиципации -прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над текстом до чтения. На данном этапе применяются следующие стратегии продуктивного чтения:

Цель данной стратегии - актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Как может быть организована работа с ключевыми понятиями?

1) До прочтения текста предложить учащимся перечень ключевых понятий темы и попросить составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия. После прочтения текста полезно сопоставить собственную версию с полученной информацией.

2) Выделить ключевые слова в названии текста, объяснить их, предположить, о чем пойдет речь. Затем при беглом чтении выделить ключевые слова в тексте

3) Предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать – какая из трактовок будет ближе содержанию текста (после чтения вернуться).

4) Предложить ключевые слова темы и попросить связать данные слова в определенную схему.

Задания: 1)списать, вставить буквы, графически объяснить написания; 2)объяснить лексическое значение слов: патриотизм,герой, ополченец; 3)предположите , каково будет содержание текста с такими ключевыми словами.

Использование данной стратегии , во-первых, учит ребят видеть ключевые слова в тексте, что помогает впоследствии в работе над выявлением проблемы, во-вторых, способствует развитию орфографической грамотности.

Обратимся к стратегиям продуктивного чтения на текстовом этапе. Их цель - понимание текста и создание его читательской интерпретации .Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного. Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников, самостоятельно. К стратегиям текстового этапа относятся:

Таким образом, во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль.

Основа всей работы по осмыслению текста – рождение в сознании вопросов к тексту и поиск ответа на них.

В неявной, скрытой форме вопросы и ответы на них содержатся в любом тексте. С возникновения вопроса начинается работа самостоятельной мысли, ведущая к ответу. Именно такая работа с текстом помогает ученику выявлять проблемы в текстах, грамотно их формулировать в виде вопроса, находить авторскую позицию.

Умение составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией, составляющей содержание текста.

Данная стратегия может быть использована и на этапе после чтения текста, носит пошаговый характер, интегрирует умения чтения и ведения записей, учит всем трём видам пересказа текста одновременно, демонстрируя разницу между ними (то есть является стратегией сжатия текста).

Её освоение требует совместной работы учащихся и учителя с текстами различного характера. Учащиеся начинают применять стратегию самостоятельно после одного учебного года.

Цель данной стратегии — научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.

Читайте также: