Работа над ошибками по русскому 7 класс сочинение

Обновлено: 01.07.2024

Цель урока: Мобилизовать учащихся на преодоление пробелов в знаниях, которые обнаружились при проверке контрольного диктанта; убедить детей в том, что работа над ошибками – это один из путей формирования грамотного письма.

Оборудование урока: Опорные таблицы “Правописание наречий”; изготовленные учащимися, сигнальные карточки, раздаточный материал, способствующий воспитанию орфографической зоркости; орфографические словари.

I. Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня у нас на урок работы над ошибками. С ней мы встречаемся довольно часто. Работаем над ошибками, которые допустили в классных и домашних работах, в диктантах, изложениях и сочинениях.
А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть, можно обойтись и без нее.
Ответы учащихся о том, что работа над ошибками необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает повторить изученный ранее материал.

II. Учитель: И прежде чем, приступить к этой нужной для нас работе, проведем орфографическую разминку (по принципу “четвертое лишнее”):

1. Выпишите слово с приставкой при: преступник, препятствие, преодоление, прикосновение.
2. Слово с пре: природа, причина, преграда, пример.
3. Слово с нн в суффиксе: брошенный, соленый, вареный, печеный.
4. Слово с чередующейся гласной и в корне: расстелить, упирается, вытереть, подберу.
5. Слово с безударной гласной, проверяемой ударением: прибой, бревна, разбиваются, отходят.
6. Слово с проверяемой гласной в корне: водоросли, горизонт, затишье, волны.
7. Выпишите наречие, которое пишется раздельно: вперед, без умолку, наугад, вдребезги.

III. Самопроверка. Учащиеся объясняют орфограммы, затем сверяют свою запись с образцом:


IV. Учитель: Ребята, вы, вероятно, вспомнили, что некоторые из этих слов взяты из последнего диктанта. Может быть, даже кто-то из вас ошибся при их написании. Но прежде, чем анализировать свои ошибки, давайте поучимся на чужих. Перед вами текст (Приложение 1). В чем его особенность?

Дети отвечают, что в тексте есть ошибки.

Учитель: Вы должны выступить в роли проверяющих. Исправьте все ошибки и подумайте, на какое правило больше всего допущено ошибок в этой работе?

Учащиеся исправляют ошибки. Всего 14 орфографических ошибок и 2 пунктуационные. Больше всего ошибок на правописание наречий. Называются и другие ошибки.

Учитель: Теперь сделаем работу над ошибками, помня наш алгоритм:

1. Пишу правильно.
2. Объясняю.
3. Подтверждаю примерами.

Ошибки у доски объясняют ученики-консультанты, а те, кто затрудняются, сверяют свою запись с полученной на доске:


V. Учитель: А теперь назовите все наречия из этой работы, в написании которых были сделаны ошибки ( вдаль, вглубь, внизу, вверху, набок, сначала и др.). Ошибки в написании наречий были и в ваших диктантах. Работу над своими ошибками вы сделаете самостоятельно дома, и каждый получит за нее свою оценку. (Записывается домашнее задание: занести слова в тетрадь учета ошибок, сделать работу над ошибками. У кого за диктант оценки “4” и “5”, пишут миниатюру “ Проделки наречий”). А теперь продолжаем нашу работу. Действительно, слитное, раздельное и дефисное написание наречий вызывает затруднение у многих. Посмотрите в свои опорные таблицы (Приложение 2), вспомните правила и приготовьтесь к работе с сигнальными карточками.

  • Желтая карточка – слитное написание.
  • Зеленая карточка – дефисное написание.
  • Красная карточка – раздельное написание.

    Карабкаться вверх.
    Разойтись по-хорошему.
    Взял без спросу.
    Глядеть исподлобья.
    Говорить по-английски.
    Уходить по трое.
    Выйти навстречу.
    Сжечь дотла.
    Успокоился мало-помалу.
    Все пойдет по другому.
    Сделать точь-в-точь по учебнику.

VI. Учитель: Из своих диктантов выпишите 10 наречий.

Детям предлагаются разноуровневые задания. Учащиеся первой группы составляют с этими наречиями словосочетания. Учащиеся второй группы пишут творческую миниатюру, включая в нее данные наречия.

Подводится итог урока.

Учащиеся зачитывают свои работы.

Учитель: О чем мы вспомнили и чему научились на нашем уроке? (Учились анализировать свои и чужие ошибки, делали работу над ошибками, повторили правописание наречий).

Светлана Крапивина

Напоминаю: ошибки прорабатываются ТАМ, ГДЕ ИХ СДЕЛАЛИ, если это не маленький листочек. (Тогда - в ТЕТРАДИ ОТРАБОТКИ!)Т.е. ошибки в КОНТРОЛЬНЫХ работах прорабатываются В ТЕТРАДИ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, ошибки в классной или домашней работе прорабатываются В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ.)) Заголовок "РАБОТА НАД ОШИБКАМИ" пишется зелёной пастой или ею подчёркивается, чтобы было хорошо заметно. Если 10 или 11 класс писал контрольную работу на листке, то работа над ошибками выполняется в тетради отработки или на другом двойном листе, в который вкладывается листок с контрольной.

I. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1.) Выписать слово, обозначить орфограмму, букву, в которой ошиблись, ПОДЧЕРКНУТЬ, чтобы было понятно, над чем вы работаете.
2.) Если это орфограмма №1 (проверяемая безударная гласная в корне) или орфограмма №3 и №4 (проверяемые и непроизносимые согласные в корне) - ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО + 5 ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ. Если 5 слов не набирается - составить словосочетания со своим словом.
3.) Если это НЕПРОВЕРЯЕМОЕ написание (орф.№2), привести 5 однокоренных слов или составить (до 5-ти) словосочетания.
.
ПРИМЕР:
птЕнцы - птЕнчик; вырастить птЕнцов, смешные птЕнцы, надбюдал за птЕнцами, птЕнец воробья, за взъерошенным птЕнцом.
бАгряный - непроверяемое написание. БАгровый, бАгрянец.
бАгряные листья, бАгровый закат, окрасился бАгрянцем

4.) Если это ДРУГАЯ ОРФОГРАММА, написать ПРАВИЛО СЛОВАМИ и привести 5 примеров слов с этой орфограммой. Орфограмму обозначить!

ПРИМЕР:
медвежОнок - суффикс существительного под ударением. В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения - Е. ВерблюжОнок, грачОнок, девчОнка, РечОнка, дружОк.

ПРИМЕР:
В течениЕ нескольких дней шёл дождь. В ТЕЧЕНИЕ - предлог, на конце пишется Е: болел в течениЕ недели, говорили в продолжениЕ часа, отсутствовал в течениЕ месяца, кипятить в течение пяти минут.

II. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
1.) Выписать предложение, обвести знак, который не поставили, или подчеркнуть отсутствие знака там, где поставили лишний.
2.) Произвести пунктуационные разбор (графически объяснить расстановку знаков препинания!)
3.) НАПИСАТЬ ПРАВИЛО СЛОВАМИ.
4.) Составить своё предложение и таким же строением, произвести его пунктуационный разбор (графически объяснить расстановку знаков препинания).

ПРИМЕР:
"Это ёжик,"- сказал Иван Иванович. [запятая после прямой речи обведена в кружок зелёной пастой] - После прямой речи, которая не является вопросительным или восклицательным предложением, перед словами автора ставится ЗАПЯТАЯ.
"Завтра у нас шесть уроков,"- сказал Вася.
"Мне не хочется идти в школу,"- призналась Оля.


Как правильно делать работу над ошибками по русскому языку? Есть четкие требования по каждому виду ошибки.

Как правильно делать работу над ошибками по русскому языку? Есть четкие требования по каждому виду ошибки.

Чтобы помочь и ученикам и родителям, я размещаю вот эти карточки с подсказками.

Каждая карточка - отдельный вид ошибки.

На карточке написано правило, затем идет инструкция, как сделать работу над ошибкой, а в конце небольшой пример.

Можно предложить ребенку делать пометки на карточке, после ее использования. И если какая-то карточка используется чаще всех, значит это сигнал к тому, чтобы еще раз перечитать правила на эту тему.





















Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка

Чтобы научиться писать правильно и грамотно, необходимо читать по несколько страниц в день. Также нужно выполнять упражнения, которые помогают запомнить правила орфографии.

Эта подборка несложных упражнений поможет проверить и подтянуть знания в области правописания.

Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка

Проводить работу над ошибками по русскому языку очень важно. Ведь только так вы сможете разобрать причину неправильного написания того или иного слова. Такая методика работы над ошибками по русскому языку поможет вам навсегда запомнить грамотное написание.

  1. Большая буква в начале предложения.
  • найти и переписать предложение правильно;
  • придумать схожее предложение для закрепления;
  • привлечь внимание для лучшего запоминания подчеркиванием.

Например: Сегодня нелетная погода. Идет снег.

  1. Знаки препинаний в конце предложений.
  • найти и выписать предложение правильно с такими знаками препинания: (.); (!); (?);
  • подчеркнуть знаки препинания, которые находятся в конце предложений.

Например: В магазине за углом продаются вкусные сладости. Мне очень нравится шоколадное мороженое! Можно ли перед обедом съесть одну конфету?

  1. Знак (Ь) в конце предложения.
  • найти и выписать слово, в котором есть знак (ь) правильно;
  • закрепить повторным написанием слов с подобным употреблением (выбирайте др.слова);
  • подчеркнуть мягкий знак в словах для акцентирования внимания.

Например: жизнь, ноготь, капать, морковь.

  1. Знак (Ь) в середине предложения.
  • найти и записать слова, в которых знак (ь) стоит в середине слова;
  • придумать и записать несколько своих слов с использованием этого знака;
  • подчеркнуть знак (ь).

Например: кольцо, борьба, калька, семья.

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  • выписать три слова, соответствующих этому правилу;
  • подчеркнуть заглавные буквы;
  • придумать и записать еще три слова под это правило;
  • также подчеркнуть большие буквы.

Например: Костя, Ирина, Белгород, Мерседес, Халк, Жучка.

  1. Правильный перенос слова.
  • найти и выписать понравившиеся четыре слова, которые имеют минимум два слога;
  • разделить слова на слоги и сделать правильный перенос.

Например:

  • Дружба — друж — ба;
  • Граница — гра — ни — ца;
  • Квартира — квар — ти — ра;
  • Вешалка — ве — шал — ка.
  1. Безударную гласную необходимо проверять при помощи ударения.
  • выписать слово и поставить ударение;
  • нужно подобрать проверочное слово и его однокоренные слова.

Например: больной — боль, болит, больница.

  1. Правильное написание слогов ча-ща.
  • вначале нужно выписать слово;
  • написать еще несколько слов на это правило.
  • выделить нужный слог.

Например: часто, щавель чаща, чаша.

  1. Правильное написание слогов чу-щу.
  • нужно найти и выписать слово;
  • написать еще два слова, подходящих под это правило.
  • подчеркнуть нужный слог.

Например: щука, щупальца, чумка, чудо, чувство.

10. Правильное написание слогов жи-ши.

  • придумать и написать несколько слов с использованием слогов жи-ши;
  • подчеркнуть слоги, подходящие под это правило.

Например: лыжи, машина, жизнь, животное, шило.

  1. Двойные согласные в словах.
  • необходимо найти и выписать слова с удвоенными буквами;
  • подчеркнуть двойные буквы;
  • разделить слова для переноса.

Например:

  • Терраса, хоккей, аттракцион, искусство, миллион.
  • Тер-раса, хок-кей, ат-тракцион, искус-ство, мил-лион.
  1. Удвоенные согласные
  • выписать слово с удвоенной согласной три раза;
  • придумать и записать два предложения с этим словом;
  • подчеркнуть удвоенные буквы.

Например: жужжать, жужжать, жужжать. Муха над моей головой не перестает жужжать.

  1. Словосочетание букв чн и чк пишутся без мягкого знака.
  • найти и выписать по три слова на данное правило;
  • подчеркнуть словосочетание.

Например: кончик, бабочка, привычка, кирпичный, отличник цветочный.

  1. Предлоги всегда пишутся отдельно.
  • написать предложение, в котором есть предлог;
  • выделить предлог в предложении.

Например: Из-за облаков выглянули солнечные лучи.

  1. Наречия всегда пишутся одним словом. Перед ними никогда не бывает предлогов.
  • выписать три наречия;
  • к каждому слову поставить вопрос.

Например: (где?) справа, (когда?) вчера, (откуда?) издалека.

  1. Приставка НЕ с глаголами практически всегда пишется раздельно. Исключением являются ситуации, когда глагол без НЕ не употребляется.
  • выписать три глагола с приставкой НЕ раздельно;
  • подчеркнуть приставку;
  • придумать несколько слов с приставкой НЕ, которые пишутся слитно;
  • выделить приставку.

Например:

  • Не знал, не выучил, не понял;
  • Недоумевать, несдобровать, невзлюбить.
  1. Глаголы второго лица единственного числа всегда пишутся с мягким знаком.
  • найти и выписать несколько примеров глаголов второго лица единственного числа;
  • подчеркнуть окончание.

Например: (Что делаешь?) — играешь, читаешь, танцуешь.

Проверяйте наличие ошибок Полезные правила С правилами и советами вы легко подтянете грамотность Разбирайте целые предложения

Продолжим тему о правописании такими статьями:

Читайте также: