Работа на радио сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Радиовещание в современном СМИ. Навыки, которыми должен обладать человек, чтобы грамотно и интересно для слушателей провести эфирное время. Закономерности и трудности, встречающиеся в работе на радио. Правила поведения ведущего в прямом и записном эфире.

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.04.2015
Размер файла 26,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ

Более 100 лет назад русским ученым Александром Степановичем Поповым была создана такая беспроводная связь, без которой в наше время наверно не обходится ни один автомобиль так уж точно. Название этой связи - радио.

Радиовещание, передача по радиоволнам неограниченному числу слушателей речи, музыки и др. звуковых эффектов, одно из основных средств оперативной информации, массовой агитации и пропаганды, просвещения населения. В странах развитого радиовещания радиопередачи слушает 90% населения. В любом современном доме радио можно найти в самых разных технических устройствах - радиоприемниках, будильниках, телевизорах, мобильных телефонах. Как форма организации досуга радиовещание уступает только телевидению.

И говоря об этом средстве передачи информации, необходимо рассказать о тех, кто связал с радио свои трудовые будни. Кто они? Технические или творческие сотрудники радиостанции, какова специфика их работы в структурах, которые можно объединить одним кратким словом - радио.

Чтобы подойти к этой теме субстанционально, мы выясним ее актуальность, проблему, выберем, что выступит предметом нашего внимания и объектом. Эмпирически подойти к этой теме в своей работе мы пока не имеем возможности, так что за основу возьмем литературу и интернет источники, т. е теорию.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что радиовещание в современном СМИ остается наиболее оперативным и необходимо выявить навыки, которыми должен обладать человек, чтобы стать профессионалом своего дела. Ведь согласитесь, не каждый способен грамотно и интересно для слушателей провести эфирное время. И не каждый способен убедить аудиторию остаться на волне станций.

Есть множество подводных камней и трудностей, возникающее при подготовке эфира и непосредственно во время его: укрощение строптивых, провокации, недовольства гостей, подготовка эфира.

В своей работе мы постараемся наглядно все эти проблемы разобрать на примерах и таким образом, выявить специфику работы на радио.

Предметом нашего внимания будут несколько вопросов. Ответив на них, мы сможем разобраться в специфике работы на радио.

1. Как грамотно подготовиться радиоведущему к эфиру?

2. Как журналисту нужно себя ввести с аудиторией, как в прямом эфире, так и в записном?

3. Как контролируется эфирное время и как ведущий тактично избавляется от терроризирующих эфирных маньяков?

Цель работы выявить закономерности и трудности, встречающиеся в работе на радио и выяснить, какие есть правила, которых стоит придерживаться.

1. Подготовка журналистка к эфиру

радио эфирный слушатель

Даже самому одаренному журналисту, который без проблем может импровизировать, нужна подготовка. Мы не можем знать абсолютно всё. Каждый выпуск программы в эфир имеет свою тему, и ведущий этой программы должен ориентироваться в том, о чем он собирается вещать. Мы рассмотрим работу только ведущего. Обязанности главного редактора, редактора новостей, редактора выпуска - мы трогать не будем. Единственное, что касается каждого сотрудника радиостанции - это контроль эфира.

2. Подготовка новостных передач

После того, как вы определили правильную программную политику, отвечающую потребностям аудитории, на которую вы хотите работать, на первое место выходит презентация. Именно от звучания вашей станции в эфире теперь будет зависеть, станет ли ее кто-нибудь слушать и если да, то, как долго. Помните, что хорошая радиостанция значительно медленнее обретает свою аудиторию, чем плохая ее теряет. Требуется немало времени для того, чтобы слушатели открыли для себя новую станцию и стали ей верны. А вот настраиваются на другую волну они моментально, как только им что-то не понравилось в эфире вашей компании.

Вы поможете своим слушателям открыть для себя вашу радиостанцию и регулярно слушать ее, если будете уделять внимание самым различным факторам, поднимающим рейтинг канала. Радио - это такое средство массовой информации, где объявление о том, что будет через несколько минут, гораздо важнее ссылок на то, что было сказано несколько минут назад. Хорошее радио всегда говорит своим слушателям, что их ждет в эфире, причем говорит так, чтобы убедить их остаться на волне станции.

Переход от одной программы к другой должен вызывать у слушателей желание продолжать слушать станцию. Особое внимание следует уделять переходам между разноплановыми передачами, например между дневной программой Службы новостей и послеполуденной музыкой. Самый лучший способ довести до слушателя информацию о ваших передачах - дать ее в эфир. Это гораздо эффективнее и, несомненно, дешевле любого другого возможного варианта рекламы ваших программ. Многие фрагменты ваших программ могут и должны выходить в эфир больше, чем один раз. Подумайте, например, о специальных репортажах, на подготовку которых ваши сотрудники потратили максимум энергии, старания, профессионального опыта и сил.

Неточность, пусть даже в незначительных деталях приведет к тому, что не только журналист, но и в целом радиоканал потеряет свой рейтинг. А может быть даже и свое лицо.

Затем выпускающий редактор проводит летучку, в ходе которой каждому корреспонденту дается задание и определяется срок сдачи материала. Можно обойтись и без летучки. Достаточно довести задание в письменной или в устной форме до конкретного исполнителя. При этом следует учитывать вероятность экстренных происшествий, которые потребуют переключения репортера на другой объект. Наряду с заданием корреспонденты получают всю имеющуюся информацию об объекте освещения, инструкцию о форме подачи материала.

3. Искусство брать интервью

И это не лукавство. Тут важно понимать, что любой человек готов бесконечно говорить на главную тему - о себе. И вот, когда гость понимает, что пришел к человеку, который о нем много знает и его любит, когда он полностью расслаблен, то вот тут- то можно задавать ему любые вопросы. Тут-то и будет главная интрига.

Так же важно понять, что вы вообще хотите от интервью. Чтобы не уходить далеко от темы. И сам гость очень часто отходит от сути вопроса и задача журналиста плавно его подвести к интересующему вас вопросу.

Если журналист не будет задавать вопросы, интервью не получится. Но журналист ни в коем случае не должен доминировать в беседе.

Значит ли это, что функция журналиста в интервью ограничена ролью помощника партнера, занимающего главенствующее положение? К сожалению, у плохого интервьюера так и происходит. Опытный ведущий использует самоограничение для достижения своих непосредственных задач.

Существует ли схема вопросов, которой всегда следует придерживаться? Нет! Не существует! Но есть правило: «Первый вопрос должен оставлять широкий простор для ответа.

4. Работа с аудиторией. Взаимодействие со слушателями и контроль эфирного времени

На протяжении всех эфиров основной задачей журналиста является - удержать аудиторию, общаться с ней без прямого контакта, но все равно ее заинтересовать. Хотя это касается не только радиожурналистов, но и печатников в том числе. Везде вы будете работать для людей.

Аудитория - это сложная общность, и нужно знать, как с ней вести. Каждый из слушателей или зрителей в чем-то специалист, а вы дилетант, поэтому всех никак не может устроить то, что вы говорите.

Точных правил, как вести с себя с аудиторий нет, всё дело случая. Но на опыте других журналистов, можно что-то вынести и полезное.

Главное это поставить себя в нужном свете перед аудиторией. Во время передачи слушатели должны понимать свою роль в вашем эфире. Эта роль должна четко вами очерчена в начале эфире, чтобы аудитория ясно понимала условия игры. Не пытайтесь так же заискивать перед аудиторией. Она остро чувствует вашу неуверенность и постарается ее использовать. И еще лучше категорически и сразу прерывайте восхваления вашей персоны в эфире и не обозначайте публично свои предпочтения. Ведь среди ваших слушателей найдутся люди, которые понимают вас и помогают своим участием вашим программам. Но не подчеркивайте в эфире позитивное отношение к ним, потому что тогда вы вызовите достаточно ревнивую реакцию остальной аудитории и она будет в обиде на вас.

Таким образом, хочется сказать, что по мере появления новых радиостанций на местах продолжает расти потребность в радиожурналистах. И эти журналисты должны обладать следующими навыками:

· Умение собирать, редактировать, анализировать и интерпретировать информацию

· Навыки работы с аудиторией

· Уметь проводить интервью

На примере работы этой радиостанции мы выявили ряд правил, которым стоит руководствоваться ведущим, как и прямых эфиров, так и записанных. А так же мы увидели, что работать в эфире не просто, встречаются такие сложности как: подготовка свежих актуальных новостей, подготовка к интервью, процесс общения с собеседником и эфирные маньяки.

1. Ганапольский М.Ю. Самый лучший учебник журналистики. -М.: Астрель,2012. - 480 с.

2. Радиожурналистика./Под редакцией профессора A.A. Шереля. - М.:Издательство Московского университета., 2000. - 368с.

3. З а р в а M. B. Некоторые особенности языка радио как вида массовой коммуникации / М. В. З а р в а. М., 1980.

Подобные документы

Радиовещание в СССР. Зарубежное радиовещание. Радиовещание, передача по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и др. звуковых эффектов; одно из основных средств оперативной информации, массовой агитации и пропаганды, просвещения населения.

реферат [18,1 K], добавлен 12.03.2004

История отечественного радиовещания. Радио тоталитарного государства, во время Великой Отечественной войны. Передачи, посвященные завоеванию космоса. Радио "перестройки и гласности". Радиовещание в условиях рынка. Независимые средства массовой информации.

реферат [124,6 K], добавлен 16.03.2012

Журналистское творчество в радиопередачах в жанре интервью. Радиовещание в современном мире. Технические средства коммуникации на радио. Процесс создания информационного продукта. Воображение в журналистском творчестве. Выразительные языковые средства.

курсовая работа [40,3 K], добавлен 05.06.2011

Изучение истории, этапов развития, специфики "Радио России". Классификация музыкальных радиопрограмм: по жанру (рок, джаз, поп, блюз) и по аудитории. Определение роли ведущего музыкальных программ на радио. Наиболее популярные программы на "Радио России".

курсовая работа [29,7 K], добавлен 11.03.2011

Специфика радио: сильные и слабые стороны. Связи с общественностью в радиовещании. Значение имиджа радиостанции в привлечении аудитории. Методы привлечения рекламодателей на радио "Комсомольская правда", повышение эффективности деятельности PR-службы.

Я приду в своей помятой майке, потому что на радио, в отличие от телевизора, не надо выдерживать позу, наверное поэтому радио так сразу располагает к себе слушателя.

Открываешь такой дверь в студию с утра, оттуда солнце, тучи, дождь, птичка на ветке смотрят на тебя.
Ты берешь и снимаешь потертый от лютой зимы пуховик, усаживаешься в удобное кресло, смотришь во всегда включенный компьютер, надеваешь наушники, включаешь любимый трек из возможных и пошло-поехало.

Я всегда мечтал о собственном радио. О том, чтобы вести там ночной или утренний эфир, включать хорошую, даже пусть и надоедливую, но хорошую музыку и своим голосом, желая поговорить с толпой, пробуждать людей на хорошее настроение. Не знаю, насколько мой голос для этого подходит, но желание внутри подходит точно.

Я представляю, что зайду в рубку, приму эстафету эфира от предыдущего радио-диджея, найду пару классных треков, которые мне нравятся и с огромным удовольствием анонсирую их аудитории, которая меня случает, попутно рассказав о том, какая погода нас ждёт дальше (а говорить о погоде я действительно люблю), какой-то коротенький гороскоп и естественно историю той или иной песни.
Я люблю слушать музыку не только потому, что песня это песня, а потому, что мне интересно понять, о чём думал автор, когда сочинял ее и почему этот сэмпл подозрительно похож на Mary Jane's Last Dance!?

Конечно же, я очень хочу поделиться всем этим с публикой и аудиторией. Потому что тогда человеку, слушающему эту песню уже будет не всё равно, переключаться на другую станцию или нет. Ведь даже если он не любит Kanye West-а, и даже, если он о нём не слышал никогда, но будет знать о том, что его первые два альбома по риторике и мелодичности такие заигрывающие, а третий совсем грустный и, кажется, вообще не в его стиле из-за того, что Канье пережил трагедию с неожиданной смертью матери, то возможно песня Hey, mama (второй альбом) и Say You Will (третий) многое объяснит слушателю и в следующий раз, он обязательно захочет включить эту же радиостанцию, чтобы узнать какую-то маленькую историю о песне, которая хорошо размочит его эмоции, нежели сухое прослушивание.

Я хочу прийти в пятницу вечером, после тяжелой тренировки, слегка усталый и совсем физически вымотанный, увалиться в это кресло у микрофона и поп-фильтра, надеть очень мягкие наушники на голову и рассказать слушателю о трендах месяца, о том, что 11-летняя школьница из Перу заняла первое место по математике среди студентов Эля, и о том, что двадцатка лучших хитов этой недели откроется вашим ушам уже через минуту "не переключайтесь". При этом моя железная термокружка с растворимым кофе, три в одном, будет стоять точно так же на столе как и в прошлый раз, ведь я знаю об этом месте, по пятну-кружочку, которое образовывается, когда я проливаю чуть-чуть кофе по стенкам сосуда.

Я приду в своей помятой майке, потому что на радио, в отличие от телевизора, не надо выдерживать позу, наверное поэтому радио так сразу располагает к себе слушателя. На майке будет какая-то надпись акционная, а джинсы будут слегка великоваты из-за того, что я по вечерам ем творог.

Я буду вести эту передачу один или, даже лучше, с напарником, с которым мы будем обмениваться парой веселых фраз, и обсуждать, кому какой трек больше зашёл. А потом, пока будет играть песня и реклама молочной продукции из соседнего города с надоедливой мелодией, мы с ним окунемся в свои твиттеры так, будто пять секунд назад и не смеялись вовсе над тем, что у этой девочки из Перу нашли шпаргалки, оказывается. Мы будем профессионалами вечернего эфира, нам, говорить веселым и задорным тоном, дело несложное.

И не то, чтобы я хочу работать так на постоянке, а так, чтобы по пятницам, чтобы желать всего этого каждый раз очень сильно, чтобы хорошие песни не успели надоесть, чтобы после основной работы делать это просто в удовольствие и получать от этого наслаждение, тогда этим задором я смогу делиться с аудиторией и поднимать ей настроение. Водители такси захотят послушать пару историй, продавщица в круглосуточном сделает старую запыленную магнитолу "SANSANG" погромче, а пару студентов, готовясь к экзаменам в квартире своей хозяйки поставят на телефоне онлайн-эфир, обложившись кучей листов а-четыре.

Сегодня День радио, один из моих профессиональных праздников! Сразу по окончании университета я пришла работать в службу новостей на "Авторадио-Кемерово". А потом после большого перерыва работала ведущей прямого эфира на радио КузбассFM.

Что я узнала нового об этом мире, когда попала "по ту сторону радио"

Минута - это очень долго

У человека, работающего в прямом эфире, на экране компьютера специальная программа показывает, какая песня играет, и как долго она ещё будет играть. Например, ты видишь, что песня закончится через минуту. Много это или мало? Так вот пока не начнёшь работать в прямом эфире, не узнаешь, что за одну минуту можно успеть сделать миллион вещей: налить себе кофе (налить кофе гостю), сбегать помыть кружку и налить воды, найти новость для обсуждения, "дошлифовать новость" на выпуск новостей. Некоторые особо шустрые успевают даже сбегать покурить. 30 секунд - это тоже достаточно много. Мало - это 10 секунд и меньше.

Программы о пользе лекарств записаны без участия медиков

Только что услышала такую программу на "Радио России" (собственно. она и натолкнула меня на мысль написать этот пост). Активный диалог двух жизнерадостных людей - журналиста и врача - призван донести до радиослушателей информацию о каком-то лечебном препарате (как правило, БАДе). Раньше я думала, что врача приглашают в студию и записывают разговор с ним, а потом дают в эфир. На самом деле, разговор этот пишут маркетологи, продвигающие тот или иной БАД. А записывают его два диктора. Я сама однажды участвовала в такой записи в роли журналиста, который очень заинтересованно спрашивает якобы врача о действии какого-то там лекарства для печени. "Врачом" был мой приятель, тоже диктор и радиоведущий. 10-минутная программа - это два листа текста примерно. И надо, чтобы все интонации напоминали живое общение, а не чтение по бумажке. Первый вариант нашей записи заказчику не понравился, и мы с Антоном переписывали эту передачу ещё раза 2.

Радиоведущие читают по бумажке

Вообще, работа в прямом эфире - это не так просто, как кажется. Поначалу это дикий стресс. Когда садишься за пульт и "рулишь" эфиром - это стресс ещё больший. У меня постоянно случались какие-то казусы: то тишина в эфире повиснет, то я по телефону говорю, а микрофон не выключила - в общем, ужас. Я косячила и плакала почти каждый день. Но потом привыкла:)

Если у вас есть какие-то вопросы про работу на радио, с радостью отвечу на них в комментариях под этим постом.

— Скажите, как вы стали радиоведущим? Что вас к этому подтолкнуло?

— Назовём это удачным стечением обстоятельств, но, конечно же, в глубине души мечта была всегда и, возможно, это не было напрямую связано с радио, но пришлось пройти всё: от организации танцевальных дискотек в школьное время до работы в одной из самых больших студий звукозаписи в нашей стране. Былa середина 90-ых, всё происходило в городе Витебске, и в то время учебу в институте я совмещал с работой во Дворце культуры и техники профсоюзов, где работал заведующим фонотекой и одновременно занимался в брейкданс-коллективе и выступал на дискотеках. В то время на страну вещал на частоте ОКВ российский молодёжный канал радиостанции “Юность”. Вещал с помощью белорусского ретранслятора. Страна менялась и радиостанция постепенно прекращала своё вещание. И каким-то образом этот передатчик остался не у дел . И ведущему нашей дискотеки — Володе Перцову (прим. на сегодняшний день — председателю межгосударственной ТРК “Мир”) удалось договориться с витебской телестудией о создании часовой программы в ОКВ-диапазоне, которую вещали с помощью нашего передатчика. Так родилась радиостанция “Витебск”, куда Володя позвал весь свой коллектив, своих друзей: от танцоров до звукорежиссёров. И мы создавали радио с нуля. Это было самое интересное время. Ведь мы прошли путь от одного часа до полноценного 24-часового вещания в FM.

— Были ли подводные камни и трудности для молодого радио и его ведущих?

— Нам всё приходилось изучать самостоятельно. Мы ездили учиться в Москву, в Киев, в Минск. Везде, где на тот момент жили наши друзья. Каким-то чудесным образом у них получалось организовывать нам встречи на радиостанциях, где мы жадно расспрашивали, смотрели, узнавали что-то новое для себя. Сложно стать ведущим радио, когда ты не заканчивал никаких учебных заведений, где этому учат, поэтому все искали свой сегмент в эфире, начинали с одних программ, уходили в другие, ошибались, искали себя. На радио практически жили. Это была первая настоящая любовь к профессии, когда ты точно знаешь, что хочешь заниматься этим всю жизнь. Это было самое лучшее время.

— Всё начиналось в Витебске, но интервью сейчас я беру у вас в Минске. Как же вы оказались в столице?

— В Витебске я вёл весьма популярную утреннюю программу “Кому с утра шоу”. Некоторые наши сотрудники уже переехали в Минск и устроились на радио. В 2005 году радиостанция “Би-эй” искала ведущего утреннего шоу. Через общих знакомых я получил приглашение, и мне удалось не только устроиться ведущим утреннего шоу на “Би-Эй”, но и привезти всю программу целиком, так как она была авторская. С осени 2006 года в эфире “Би-эй” уже звучало “Кому с утра шоу”.

— В чём особенность работы на радио?

Радио – вещь совершенно уникальная. Я бы даже сказал магическая для каждого человека, который его слушает. Телевидение позволяет увидеть то, что происходит: конкретные факты и информацию. Радио позволяет услышать и нарисовать свою собственную картинку, касаемую и музыкальных образов, ведущих и той атмосферы, которую они создают, что сродни хорошо прочитанной книге, которую ты можешь представить. Поэтому радиожурналисты – это всегда мастера высшего класса, которые прошли три, как мне кажется, обязательные ступени: научились хорошо и много читать, писать и составлять тексты, и уже только потом — говорить в микрофон.

— А почему именно утренний сегмент?

— Я работал в нескольких проектах. Это были и вечерние музыкальные программы, и интерактивная программа “Музыкальный агент”. И всё вроде бы было неплохо, и казалось, что получается, но как только было принято решение запустить на “Радио Витебcк” утреннее шоу и в эфир вышла первая программа “Подъёмник”, всё сразу встало на свои места. Ощущение от того, что ты проживаешь три часа в компании своих друзей в эфире, а не ведёшь его, было необходимым. Утро – достаточно сложный отрезок в жизни каждого из нас. Вспомните себя утром. Это же выход в открытый космос. Вам хочется просыпаться? Идти на работу? На учёбу? А если ещё дрянная погода? Вам хочется спешить? Хороший ведущий утреннего шоу может сделать этот враждебный мир дружелюбным, дать вам ощущение того, что всё давно работает, люди встали раньше вас, всё подготовили. И пока вы дома или в дороге, с вами, в вашем ухе, живут ваши добрые друзья и сопровождают вас туда, где всё хорошо.

— Что для Вас работа на радио?

— Это, как ни странно, постоянный процесс подготовки. Меняется образ жизни. Естественно, хороший радиоведущий – это человек с отличной реакцией и импровизацией. Но для того, чтобы это всё работало, нужно постоянно накапливать знания и впечатления, интересоваться миром на все сто процентов. На радио нужны открытые, не боящиеся сумасшедших идей люди, умеющие не говорить о настроении, а создавать его, используя все доступные инструменты и, в первую очередь, свою голову. Очень многие приходят на радио, пробуют себя и остаются. Но остаются те, кто понимает, что это на всю жизнь. Я занимаюсь радио двадцать два года. Всё это время встаю в пять тридцать утра и ни разу не пожалел ни об одном дне.

Читайте также: