Пятьсот лет назад в замке посреди леса сочинение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

3) В названиях произведений Валентина Распутина звучат мотивы катастрофы, связанной с утратой народной мудрости, но в то же время его герои вступают в борьбу за спасение русской деревни.

4) Гибель русской деревни волновала Валентина Распутина, что отражено в названиях повестей, в которых герои-сельчане, являясь воплощением народной мудрости, вступают в борьбу за спасение родной деревни.

Ответ:___________________________________

2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это наречие.

Ответ:___________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОПЫТ, -а, м.

1) Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о.

3) Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путём, создание чего-н. нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4) Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя.

Ответ:___________________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ободрИться / завИдно / начАвший / лЕкторы / свЕрлишь

Ответ:___________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 一

Солодов данной ему властью два года назад оштрафовал леспромхоз за ВЫСОКИЕ, едва не в пояс, пни.

А тут лес, тут ГОДОВОЙ план, день и ночь на нервах.

В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей ДОБРОЙ воле.

Набились и в этот салон, окликая друг друга и друг ко другу переходя, уталкиваясь ДРУЖЕСТВЕННЕЙ.

За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, КОРЕНАСТЫЙ парень, по прозвищу Птаха.

Ответ:___________________________________

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Ответ:___________________________________

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ТОНКИЙ / много ПОВЕРИЙ / в ПЯТИСТА шагах / ПРОПОЛОЩИ горло

Ответ:___________________________________

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Дарья была поражена этой неожиданной новостью, которую надо было знать давно, но где-то потерявшейся.

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

2) Этот вопрос стоял не только перед ними, он стоял перед всеми, кто переезжал в совхоз.

B) нарушение в построении сложного предложения

3) Далеко в береговых зарослях смородиновый куст, прижатых книзу другим кустом, наконец освободился от него и, покачиваясь, встал в рост.

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

4) Но видела, видела Дарья и то, что было за лесом, поля с высокими осиновыми переборами, покатый сырой правый берег в тальнике и смородине и ближе к Подмоге болотце.

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

5) Хозяин присел и прислонялся с улицы к старому и крепкому дереву избы.

6) Поначалу Настасья сняла и их, но посмотрела, как окончательно оголилась и остыдилась изба, не вынесла, повесила обратно.

7) Полдеревни вернулось в Матёру, и Матёра ожила пускай не прежней, не текущей по порядку, но всё-таки похожей на неё жизнью.

9) Мужики обошли и остановились напротив огромной ели, раскинувшей в стороны свои мохнатые ветви.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) др..знилки, вн..мать, р..сточек 2) осв..жающий, несг..раемый, в..нтиляция

3) г…ниальный, пров..нциальный, упр..влять 4)геогр..фический, напр..гаться, ум..ротворённый

5) безб..летник, к..рзина, ур..внение

Ответ:___________________________________

1) пр..спать, д..говорить, р..ззадорить 2) ..гибать, чере..чур, ни..падать

3) вз..скал, (я) за..нтригую, сверх.интеллигентный 4) о..душина, по..бил, по..бежал

5) трёх..ярусный, волеиз..явление, ин..екция

Ответ:___________________________________

1) окольц..вать, пересматр..вать 2) вдумч..вый, глянц..вый 3) бесступенч..тый, искос..

4) кали..вый, ботиноч..к 5) извоз..ик, перепис..ик

Ответ:___________________________________

1) поддержива..мый, покаж..шься 2) куп..м, рису..мый 3) ненавид..вший, маш..шь

4) (мальчик) тороп..тся, колебл..мый 5) наде..щийся, (они) брод..т

Ответ:___________________________________

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Они побродили вокруг, ни с кем (НЕ)ЗАГОВАРИВАЯ.

Нет, всё было в том же томительном ожидании, всё так же толокся народ, (НЕ)ЗНАЮЩИЙ, чем себя занять.

Стояла глубокая ночь, ни звука (НЕ)ДОНОСИЛОСЬ из деревни.

Лес вырубать — (НЕ)ХЛЕБ сеять.

К подскакивающему то и дело голосу начальника привыкли, но это был крик сумасшедший и потому (НЕ)РАЗБОРЧИВЫЙ.

Ответ:___________________________________

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

И после, (В)ТЕЧЕНИЕ вечера, перешедшего потом в ночь, всё чудилось ему, что это стены, земля, небо и берега звучат человечьими словами — ЧТО(БЫ) понятно было людям.

И вдруг, увидев приближающийся (С)ЛЕВА трактор, кинулся ему (НА)ВСТРЕЧУ.

Когда Иван Петрович в первый раз заскочил сюда, тут ТО(ЖЕ) было накалено и дымно, но ВСЕ(ТАКИ) без огня сносно, помещение изнутри держалось ещё о четырёх стенах.

И (ПО)ТОМУ, как подхватывал, косолапо загребая ПОД (БОК), Иван Петрович определил, что это был однорукий Савелий.

Наталья (ПО)СТАРУШЕЧЬИ укладывается рано, (В)СЛЕД за солнышком.

Ответ:___________________________________

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Вся эта шумная, злая и горячая процессия — растрёпа(1)ые, возмущё(2)ые, скрюче(3)ые в две и три погибели старики и старухи ——при входе в деревню была встрече(4)а Воронцовым и незнакомым, конторского вида мужчиной в соломе(5)ой шляпе и с цыганистым лицом.

Ответ:___________________________________

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Б ýx ал o сердце и все остальные звуки глохли или казались слабыми подголосками в этом раздирающем грудь прибое.

2) Всё было напрасно сезон кончился подули холодные октябрьские ветры.

3) Но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне а она вовсе не считала нашу программу выполненной и я продолжал тянуть свою французскую лямку.

4) Я бы с удовольствием каждый день прыгала да за стенкой живёт Василий Андреевич.

5) С годами Семёновна свыклась с Настёной и ворчала всё меньше и меньше.

Ответ:___________________________________

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ангара (1) взбученная мостовыми быками (2) бурлила, пенилась (3) и (4) скатываясь мимо дебаркадера (5) уходила быстро и рябисто.

Ответ:___________________________________

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

— Что (1) Вадик (2) будем делать?

— Что ты пристал к человеку (3) Птаха? — щурясь на меня, сказал Вадик.

— Понял (4) человек играть пришёл. Может (5) он у нас с тобой по десять рублей хочет выиграть?

Ответ:___________________________________

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я кружил неподалёку и видел (1) как взблёскивает на солнце шайба (2) как командует Вадик (3) и склоняются над кассой знакомые фигуры.

Ответ:___________________________________

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Или привечали Богодула в Матёре больше (1) или по другой какой причине приглянулся ему остров (2) но только (3) когда дошло до пристанища (4) Богодул выбрал Матёру.

Ответ:___________________________________

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Ответ:___________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Всё чаще, решившись на переезд, стал раздумывать Иван Петрович: что надо человеку, чтобы жить спокойно? (2)Если есть у него работа, на которую он не смотрит как на каторгу, и семья, к которой его тянет, — что требуется ещё, чтобы, проснувшись ненароком ночью, не чаял он дождаться утра для желанной подвижки?

(3)Начать с достатка. (4)Достаток — да, он надобен. (5)Но достаток — это не только запас в себя, на себя и за себя, не только то, что требуется сегодня и потребуется завтра для удовлетворения живота, а также для удовлетворения самому выйти и другим нос утереть. (б)Когда бы так, до чего бы всё было просто. (7)Человек, окруживший себя целой оравой подспорья, вырабатывающего достаток, обязан иметь внутри этого достатка что-то особое, происходящее из себя, а не из одного лишь хвать-похвать, что-то причинное и контролирующее, заставляющее достаток стыдиться вопреки себе полной своей коробушки.

(8)Ну ладно, о достатке потом.

(9)Не только во имя его превосходительства брюха делается работа. (10)Сколько их, неработающих или едва работающих, набивают брюхо ничуть не хуже, сейчас это легко.

(11)Работа — это то, что остаётся после тебя. (12)Тебя нет, ты уже и сам становишься работой для других, а она долго-долго ещё будет напоминать о тебе живущим вслед за тобой. (13)Так говорят. (14)Так оно и есть, тем более, если работа твоя вливается в полезную реку. (15)Есть две реки — с полезным и бесполезным течениями, и какое из них мощней, туда и сдвигается общая жизнь. (16)Но это опять-таки в общем, в каких-то огромных, надчеловеческих понятиях, а что должен испытывать он, чуть свет выезжающий завтра за двадцать и тридцать километров, чтобы привезти за смену свои кубометры древесины? (17)Конечно, уже сам язык: километры, кубометры, древесина — вроде бы должен определять чувства, наталкивая их на рубли. (18)Но это не так. (19)Не совсем так. (20)Не рубли его подстёгивают, заставляя перегружать КрАЗ и выкраивать лишний рейс, а сама работа, берущая единым охватом сотни людей. (21)В работе он не помнит, что это километры, кубометры и рубли, он возносился над ними в какую-то иную высь, где нет никакой бухгалтерии, а есть лишь движение, ритм и празднество. (22)Там он постоянно двигается попутно, а потому двигаться легко. (23)Чему попутно, он не мог бы сказать, похоже, попутно душе, её изначальному наклону; там он весь превращается в ответ на чей-то стремительный зов, душа его выструнивается и начинает раскрыто и вольно звучать.

(24)Да, он работник, он за собой это знает, и с той высоты, на которую он взмывает в работе, жизнь видится надёжней всего.

(25)Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. (26)И все четыре одна важней другой. (27)Захромает какая — весь свет внаклон.

(28)Так вот, о достатке. (29)Есть достаток, и даже не маленький, а всё не живётся человеку с уверенностью ни в сегодняшнем, ни в завтрашнем дне, всё словно бы бьёт его озноб, и озирается он беспокойно по сторонам. (30)Не весь, стало быть, достаток, чего-то недостаёт. (31)Себя, что ли, недостаёт — каким мог он быть при лучшем исходе, и эта разница между тем, чем стал человек, и тем, чем мог он быть, взыскивает с него за каждый шаг отклонения.

(32)В долгих и обрывистых раздумьях перебирая жизнь во всём её распахе и обороте, пришёл Иван Петрович к одному итогу. (33)Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома. (34)Вот: дома. (35)Поперёд всего — дома, а не на постое, в себе, в своём внутреннем хозяйстве, где всё имеет определённое, издавна заведённое место и службу. (36)Затем дома — в избе, на квартире, откуда с одной стороны уходишь на работу, и с другой — в себя. (37)И дома — на родной земле. (По В.Г. Распутину*)

1) Иван Петрович считает, что достаток нужен человеку.

2) Работа напоминает живущим людям о человеке, она остаётся после него как память о сделанном им.

3) Есть две реки — с полезным и бесполезным течениями, и какое из них слабей, туда и сдвигается общая жизнь.

4) Для человека важны лишь дом с семьёй и земля, на которой стоит его дом.

5) Человек должен быть дома, только тогда он чувствует себя хорошо.

Ответ:___________________________________

1) В предложениях 5-7 представлено рассуждение.

2) В предложениях 9-10 представлено повествование.

3) Предложение 12 поясняет содержание предложения 11.

4) В предложениях 20-22 представлено описание.

5) Предложение 21 противопоставлено по содержанию предложению 20.

Ответ:___________________________________

24. Из предложений 3-7 выпишите фразеологизм.

Ответ:___________________________________

25. Среди предложений 25-31 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим в том числе при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложе- ния(-ий).

Ответ:___________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22—25.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Мы далеко друг от друга, малыш,но я расскажу тебе волшебную сказку.Слушай.

Далеко в лесном краю стоял замок, окруженный высокими стенами. На страже этого замка стояли неприступные крепкие солдаты в железных доспехах. А в замке жила молодая принцесса. Она была так красива, что луна не могла сравниться с ее красотой. По вечерам, когда в небе зажигались звезды, принцесса выходила гулять в сад, где росли большие цветы. Завидя принцессу, цветы склонялись перед ее красотой. Она неторопливо шла к озеру и как только подходила к воде, плавающие кувшинки собирались в круг и пели ей нежные песни. В небе мерцали звезды, рассказывая принцессе волшебные сказки.

В один зимний день к замку прискакал на могучем коне рыцарь. Путь его был долгий, он очень устал и конь его хотел пить. И стражники пустили его в замок. Слуги отвели рыцаря в большой серебряный зал, на стенах которого висели фонари с желтыми лампами. Посреди зала стояла большая клетка с диковиной птицей. Завидя человека, птица начинала петь свои песни, блестя своим оперением. Рыцарю понравился замок и он решил пожить в нем несколько дней.
Как то вечером рыцарь вышел прогуляться по замку. Тропинка привела рыцаря к озеру. Была лунная ночь, в морозном воздухе кружились снежинки, лишь от озера шел теплый пар. По воде плавали кувшинки. И тут рыцарь заметил принцессу. Она была настолько красива, что сама луна блекла перед ней. Рыцарь сразу влюбился в красавицу и она ответила ему взамностью.
Прошло несколько дней. Влюбленные встречались каждый вечер, проводя время за беседами, гуляли по саду. Но вот рыцарю настало время собираться в обратную дорогу и он стал звать с собой принцессу. Но принцесса не могла оставить свой замок. Она выросла здесь, в этом замке, среди прекрасных цветов прошла вся ее жизнь. Рыцарь был опечален тем, что принцесса отказывалась ехать с ним на его родину. Уезжая, он обещал вернуться и взял с принцессы слово, что та дождется его.
С тех пор прошло несколько лет. Принцесса стала забывать случайно заезжего рыцаря. Но в один солнечный день к замку, звеня колоккольчиками, подъехала карета с тройко лошадей. Из кареты, украшенной розами, вышел рыцарь. Стражники, узнав его, распахнули перед ним ворота. Заслышав шум, принцесса выглянула в окно и увидя рыцаря, выбежала навстречу. Радости их не было конца. Рыцарь поселился в замке и скоро влюбленные сыграли свадьбу и стали жить вместе.

Но тут о прекрасной принцессе узнала злая колдунья. Она позавидовала красоте и молодости принцессы и решила отомстить ей за ее красоту. Злая колдунья нанесла свои чары на принцессу. Для всех окружающих ее людей она оставалась такой же красивой, но сама принцесса перестала видеть краски мира, на ее глазах была невидимая пелена, которая заслоняла свет солнца, ее не радовали яркие цветы вокруг замка, все чаще слуги видели ее грустной. Много раз мудрые маги пытались снять эти чары, но ничего не помогало. Как то во сне принцессе приснилось, что заклятие может снять волшебный цветок. Но этот цветок рос очень далеко от замка и его охранял грозный великан.
Рыцарь очень любил принцессу и решил во что бы то ни стало привезти волшебный цветок. Собрался он в дорогу и на прощание сказал принцессе, чтобы она ждала его.
-Я обязательно привезу тебе этот цветок, снимутся все злые чары и мы будем вместе,-поцеловал он принцессу, сел на коня и отправился в дальний путь.
С тех пор прошло много времени. Три зимы и три осени прождала принцесса своего рыцаря, ничего не зная о нем. Наступила весна. Вокруг замка расцвели красивые большие цветы. С утра до вечера в саду пели птицы. Теплым вечером принцесса вышла в сад, по тропинке пошла к озеру. Цветы склонялись перед ее красотой. Принцесса шла, тихо напевая песню. Но тут она услышала непонятный шум и решила вернуться посмотреть. Подходя к воротам замка, она поняла причину этого шума: вернулся ее рыцарь, которого она так долго ждала. Возвращению рыцаря радовались стражники и поэтому так расшумелись. Рыцарь подбежал к принцессе, поднял ее на руки и закружил.
-Я привез тебе волшебный цветок,- смеясь, сказал он.- Теперь ты будешь здорова.
Обнявшись, они пошли в замок и всю ночь рыцарь рассказывал принцессе о своих похождениях, о том, как он победил грозного великана и добыл цветок и как этот цветок поможет снять злые чары.
А утром они посадили цветок и стали ухаживать за ним, каждый день давали ему напиться чистой воды. Цветок был волшебный и через несколько дней он расцвел. А чтобы снять чары с принцессы, нужны были лепестки этого цветка. Рыцарь оборвал несколько лепестков и когда принцесса спала, он разложил лепестки и стал ждать. Лепестки были большими и очень нежными, нежнее шелка, они касались лица принцессы, передавая ей свое тепло. Не прошло и часа как принцесса проснулась. Поднявшись с постели, она очень удивилась всему, что видела, как будто с ее глаз упала какая то тень, которая мешала ей видеть все по настоящему. Рыцарь очень обрадовался выздоровлению принцессы. В замке устроили торжество по этому случаю, пригласили много гостей, были песни, веселье длилось всю ночь.
Принцесса стала еще краше и никакие злые чары больше не могли помешать любящим сердцам жить счастливо.

Прошло много лет, а замок до сих пор стоит там, окруженый высокими стенами. Люди посадили вокруг замка много красивых цветов. А замок назвали волшебным, потому что там поселилась любовь. А любовь это волшебное чувство, дарящее радость всем людям.

Да, я пытался найти тут стих про бабушку. Или это на Стихи.РУ?
Сейчас туда зайду.
С уважением,

здравствуйте, дорогой Алишер, спасибо Вам за отзыв.
Алишер, прочла я сказку Азизы, и очень понравилась, написала ей отзыв, надеюсь мы подружимся, хорошая у Вас дочка, счастья ей и успехов во всем.
с теплом
Лена

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+




Пример сочинения 1

У меня есть друг - Вася. Он сын судьи, но это совершенно не мешает нам дружить. Он, также как и я лишён счастливого детства, у нас похожи мысли, чувства. Нас связывает желание посочувствовать другу в горестях несчастного детства. Ещё одна связующая ниточка- моя маленькая сестра Маруся. Вася любит почти как родную, беспокоится о ней, о её здоровье.Он постоянно пытается её развеселить.

Васю считают сорванцом, которому присущи все пороки, возможные для его возраста. Но не удивительно что он стал сорванцом. Отец не обращает на него внимания, занимаясь своими чувствами и маленькой сестрой Васи, Соней. Старая нянька не подпускает даже близко его к Соне. Что ему оствалось делать? Вот и стал сорванцом. Но хоть ему и приписывают дурные качества, на самом деле это не так. Он добр, смел, милосерден, великодушен и не гнушается дружбой с теми кто ниже его по положению. Он очень хороший- мой друг Вася.


Пример сочинения 2

Меня зовут Валек. У меня был друг по имени Вася. Я познакомился с ним в часовне города Княжье-Вено. Сейчас я расскажу, каким был этот парнишка, и как завязалась наша дружба. Когда я находился в часовне, неизвестный мне мальчик спускался на землю при помощи двух ремней. Через некоторое время огромная сова вылетела из тёмного угла, мелькнула на фоне голубого неба в пролёте и шарахнулась вон.

Юноша испугался и крикнул, чтобы его поднимали, но этого не произошло. Вскоре я вышел и лучше разглядел моего будущего друга. Это был девятилетний мальчишка, меньше меня, одет он был опрятно, но его розоватые губы дрожали, белые волосы взъерошились, кожаная обувь испачкалась, в его голубых глазах виднелся страх, но сам он немного отодвинулся от стены и положил свои белые руки в карманы. Это было признаком, что он не боится меня. После напряжённого момента я помог Васе выбраться из часовни. За это он наградил нас с Марусей большими сладкими яблоками.

После наших многочисленных встреч я понял, какой на самом деле этот мальчик. Он был смелым, великодушным, верным, решительным и понимающим другом. Даже мой отец доверял ему. Вася не любил воровство. Он думал, что я очень хороший и никогда не ворую. Но когда я рассказал ему, что я украл несколько булок, он сказал, что воровать нехорошо и ушёл. Также он ничего не жалел для меня и Маруси. Наш друг носил больной Марусе игрушки из дома. Этот юноша умел хранить секреты. Он никому не говорил про меня, мою сестру и моего отца.

Вот таким был мой лучший друг Вася. Этот мальчишка являлся самым добрым и верным другом в моей жизни. Я его никогда не забуду.


Пример сочинения 3

Мой друг Вася, мальчик из хорошей семьи - который очень помог мне и моей сестре, в самый тяжелый момент и даже принес Машеньке куклу, когда она сильно болела. Мы познакомились с ним в тот момент, когда мы жили в подвале старой часовни - он случайно туда забрел и после длительного разговора, мы подружились. Вася был очень трогательным и чувственным мальчиком, готовым всегда прийти на помощь - это качество очень помогало ему в жизни и в общении с родными. Лично меня дружба с Васей научила - никогда не опускать руки и оставаться честным до последнего вдоха.

Когда умерла мать Васи, ему было шесть лет. Отец совсем забыл о нем, весь отдавшись своему горю. Вася рос как дикое деревце в поле, - никто его не окружал заботой, но ни кто и не стеснял его свободы.

Шатаясь по улицам, он наблюдал за жизнью городка. Он узнал и увидел то, чего не видели дети значительно старше него.

Когда замок потерял для Васи привлекательность, тогда он стал заглядываться на часовню. Набравшись смелости, Вася заглянул внутрь часовни, и оттуда на него пахнуло торжественной тишиной. Там он увидел меня и девочку с голубыми глазками, мою сестру Марусю. С тех пор Вася часто приходил к нам в часовню. Маруся, при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. Она напоминала Васе его мать в последние дни жизни.

От меня Вася узнал, что серый камень высасывает из Маруси жизнь. В этих словах заключалась горькая правда. Это была загадка для Васи, страшнее всех призраков старого замка. Что-то неведомое склонялось над маленькой головкой девочки, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движения. Мы с Васей собирали для девочки цветы, разноцветные камешки, ловили бабочек, рассказывали сказки или беседовали друг с другом. Эти беседы с каждым днем все больше закрепляли нашу дружбу, которая росла, несмотря на резкую противоположность наших характеров.

Близилась осень. Маруся начала прихварывать. Грустная улыбка Маруси стала ему так же дорога, как улыбка сестры. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки. Я обнимал его как брат.

Ясные дни проходили, и Марусе становилось хуже. Уже ничего не радовало ее, и давно не было слышно ее смеха. Тогда Вася решил обратиться к своей сестре Соне. У нее была большая кукла, подарок покойной матери. На эту куклу Вася возлагал большие надежды. Вася не ошибся. Маленькая кукла сделала чудо, но и доставила много тревожных минут. Вася сообщил мне о своих опасениях. Он знал, что будет обнаружена пропажа куклы и ему достанется от отца. Вася понял, что не может лишить своего маленького друга первой и последней радости в её недолгой жизни.

Васю ждал серьёзный разговор с отцом, но он не испугался. Вася-человек сильный и смелый, добрый, способный понимать людей. Он умеет сострадать и сочувствовать. Вот такой он, мой друг Вася. Он не боится жизни и не никогда не склонит голову перед трудностями.

Жизни богатея в замке пятьсот лет назад можно было бы позавидовать, но только ровно до тех пор, пока не узнаешь поподробнее, как им жилось. Сегодня в любой хрущевке без евроремонта живется в разы комфортнее, чем самым богатым владельцам каменных твердынь шестнадцатого века.

На примере белорусских замков Мирского и Несвижского давайте посмотрим, каково было жить в те годы. Жизнь простых людей в те времена даже рассматривать не будем. Посмотрим на жизнь баловней судьбы, которым предки дворянских кровей оставили несметные богатства как, например, польским Радзивиллам, которым и принадлежали в свое время Несвижский и Мирский замки.

Замок красивый, большой и безопасный, но совершенно неприспособленный для проживания с точки зрения современного человека. Начнем с того, что в замке было тупо холодно девять месяцев в году. Климат Беларуси мало похож даже на французский, не говоря уже про испанский или португальский. Это там нужно топить камин только зимой и то нечасто, а в Польше или Беларуси другие условия.

И ладно бы в замках была нормальная система отопления, но ведь в шестнадцатом веке даже постройкой гипокаустов никто особо не запаривался. Технология довольно простая и известная еще со времен Древнего Рима. Всего-то нужно разместить в подвале здоровенную печь и проложить от нее несколько кирпичных каналов, чтобы теплый воздух, циркулируя по ним, нагревал помещение.

Но нет, в замках обычно ставили вот такие камины:

Вообще камин — это достаточно примитивный способ обогреть жилище, потому что создаваемое при горении дров тепло не аккумулируется в доме, как когда топишь русскую печку, а почти полностью улетает в трубу.

Как только камин прогорает, буквально через час в помещении становится уже прохладно, а через пару часов каменные залы с высокими потолками остывают настолько, что владельцам приходится закутываться в сто одеял дабы не дрожать от холода.

Думаете, все эти гобелены и ковры в замках вешались на стены и стелились на пол красоты ради? Эстетика была делом немаловажным, но куда важнее была функция сохранения тепла. Потому что даже если хорошо натопить каменное помещение с высокими потолками, то оно остынет очень быстро. А ковры помогали хоть как-то замедлить этот процесс.

Еда тоже была далека от современной. Все было очень эко и натуральное, а для крестьян еще и веган-фрэндли. Веганами замковая прислуга становилась не по своей воле, а просто потому что мясо им доставалось только по большим праздникам. Дворяне в позднее Средневековье и в Новое время могли есть мясо каждый день, но опять же как правило это была дичь, а не выросший в окрестностях замка чистенький поросенок.

В остальном же на рацион жаловаться дворянам не приходилось. Всегда была свежая речная рыба, раки, более-менее свежие овощи и куриные яйца. А вот сладкоежкам пришлось бы туго, потому что сладенького в те времена в наши края не завозили.

К 16-17 веку начали за сумасшедшие деньги поставлять первый шоколад, привезенный не так давно конкистадорами из Нового Света, а до этого европейцы сластили еду исключительно медом. Сахар как таковой не был в ходу.

Так что особо завидовать дворянам ушедших лет нечего. Ведь даже самые богатые из них получили вполне приемлемые по современным меркам условия жизни лишь в конце 19 – начале 20 века.

Рассмотрим свойства механических волн. Каждый из нас наблюдал, как от камня, брошенного на спокойную поверхность пруда или озера, кругами разбегаются волны. Многие следили за морскими волнами, набегающими на берег. Все читали рассказы о морских путешествиях, о чудовищной силе морских волн, легко раскачивающих большие корабли. Однако при наблюдении этих явлений не всем известно, что звук всплеска воды доносится до нашего уха волнами в том воздухе, которым мы дышим, что свет, с помощью которого мы зрительно воспринимаем окружающее, (…) представляет собой волновое движение. Волновые процессы чрезвычайно широко распространены в природе. Различны физические причины, вызывающие волновые движения. Но, подобно колебаниям, все виды волн описываются количественно одинаковыми или почти одинаковыми законами. Многие трудные для понимания вопросы становятся более ясными, если сравнивать различные волновые явления.

  • 1) Тексту свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов.
  • 2) Многие слова употреблены в переносном значении, встречаются следующие тропы: метафоры, эпитеты, аллегория.
  • 3) В тексте можно встретить термины (волновые процессы, свойства механических волн), а также слова с абстрактным значением (явления, наблюдение, процесс, причины).
  • 4) Текст относится к научному стилю речи, так как отличается ясностью, логичностью, объективностью и доказательностью изложения информации.
  • 5) В тексте нет субъективного мнения автора, цель текста – изложение и объяснение научных фактов.

Правильный ответ: 1345

2)Самостоятельно подберите сочинительный соединительный союз, который должен стоять на месте пропуска в тексте. Запишите этот союз.

Правильный ответ: тоже

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПРИРОДА, -ы, ж.

Правильный ответ: 1

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. взялАсь понЯвший начАв цЕпочка вернА.

Правильный ответ: цепочка

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Сквозь КАМЕННОЕ выражение лица на секунду промелькнула робкая улыбка, и Евгений Иванович вопросительно посмотрел на Машеньку. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ депутата в вопросах сельского хозяйства помогла достаточно быстро и квалифицированно решить многие проблемы. На тёмной листве блестели ДОЖДЕВЫЕ капли. ВЕЧНАЯ пыль покрывала всю мебель, и помещение произвело на нас удручающее впечатление. Он стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.

Правильный ответ: вековая

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. С самого утра Венечка был в хлопотах: то помогал матери кормить цыплят, по бегал на луг за бабочками, то наблюдал за вознёй щенят, словом, крутился как хомячок в колесе.

Правильный ответ: белка

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Правильный ответ: поезжай

  • 1) пробираться, прикоснуться, морковь
  • 2) гордиться, честолюбивый, травянистый
  • 3) велосипед, национальный, адресовать
  • 4) вестибюль, картонный, креплёный
  • 5) глазное, сетевой, хвастун

Правильный ответ: 25

  • 1) пр..говор, пр..долгий, пр..оритет
  • 2) от..гнуть, з..месить, зан..вес
  • 3) по..стегнул, по..откнул, по..толкнул
  • 4) пр..звонкий, пр..мудрость, пр..ступление
  • 5) от..езд, из..являть, ад..ютант

Правильный ответ: 345

  • 1) эмал..вый, бессонн..ца
  • 2) податл..вый, удоста..ваться
  • 3) виновн..к, колокольч..к
  • 4) влев. наутр..
  • 5) грош..вый, кумач..вый

Правильный ответ: 2345

  • 1) леле..щий (детей), ве..щий (ветерок)
  • 2) пада..щий (свет), пен..щийся (напиток)
  • 3) щекоч..щий (ноздри), увенч..нный
  • 4) постро..вший, узакон..нный
  • 5) обижа..мый, шепч..шь

Правильный ответ: 15

Правильный ответ: незачем

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Министр (НА)ВСТРЕЧУ не прибыл, (ЗА)ТО приехали губернаторы нескольких областей. (ЗА)ТЕМ приехали туристы, которые, ТАК(ЖЕ) как и мы, с удовольствием путешествовали по Северу России. ЧТО(БЫ) образ был более колоритным, актёр импровизировал, (ПРИ)ЧЁМ делал это очень талантливо. Женя ТО(ЖЕ) упорно тренировался, ПОТОМУ(ЧТО) ему предстояло трудное восхождение. Лев Николаевич Толстой стремился жить в столице вовсе не (ЗА)ТЕМ, чтобы создать себе комфорт, просто писатель любил наблюдать (ЗА)ТЕМ, что происходит в городе.

Правильный ответ: чтобы причём

15)Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. Стены гости(1)ой были увеша(2)ы изыска(3)ыми полотнами, отдела(4)ы керамической плиткой, увенча(5)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей.

Правильный ответ: 3

16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса. 2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты. 3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой. 4) Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику. 5) Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

Правильный ответ: 135

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Стены родительского дома (1) подновлённые свежей краской (2) и заново отделанными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.

Правильный ответ: 134

18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) уже (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.

Правильный ответ: 12

19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Среди первых русских князей (1) образы которых (2) овеяны преданиями и легендами (3) одно из почётных мест принадлежит князю Олегу.

Правильный ответ: 13

20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Несколько дней подряд лил холодный дождь (1) и (2) пока продолжалось ненастье (3) нам казалось (4) что лето окончилось навсегда (5) и солнечных дней можно уже не ждать.

Правильный ответ: 1234

Правильный ответ: 478

Правильный ответ: 125

Читайте также: