Путешествие по константинополю 6 класс сочинение

Обновлено: 05.07.2024

История Константинополя Константинополь — название Стамбула с 1453 до 1930 года, неофициальное название (офиц. Новый Рим) столицы Римской империи (330—395), Византийской, или Восточно-Римской империи (395—1204 и 1261—1453), Латинской империи (1204—1261) и Османской империи (1453—1922). Византийский Константинополь, находящийся на стратегическом мысе между Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи — наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы.

Слайд 3

Карта центра Константинополя. Расположение структур Большого дворца показано согласно письменным источникам. Сохранившиеся структуры выделены чёрным.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Ипподром Ипподром Константинополя. Самая древняя постройка города (строительство началось в 196 году).

Слайд 8

Августеон Церемониальная площадь перед храмом Святой Софии в Константинополе, откуда ворота Халки вели на территорию Большого императорского дворца.

Слайд 9

Большой императорский дворец Большой или Святой дворец в Константинополе. Оставался главной резиденцией византийских императоров на протяжении восьмисот лет, с 330 по 1081 гг.

Слайд 10

Золотые ворота Парадные, южные ворота Феодосиевых стен и западные ворота крепости Едикуле. То же название имели несохранившиеся южные ворота стен Константина

Слайд 11

Меса Главная улица Константинополя, столицы Византийской империи. Она начиналась у собора Святой Софии и шла на запад вплоть до городских стен. Меса служила местом проведения церемониальных процессий византийских императоров, а также центром бойкой торговли.

Слайд 12

Бани Термы Зевксиппа — комплекс публичных бань на акрополе Константинополя. Термы были построены при Септимии Севере на агоре в центре города вплотную с ипподромом.

Слайд 13

Буколеон В изантийский императорский дворец на берегу Мраморного моря, в районе Константинополя, названном в честь персидского принца Ормизда.

Слайд 14

Стены Константинополя Феодосиевы стены длиной 5630 метров были воздвигнуты для защиты Константинополя от варваров при императоре Феодосии II, когда город на семи холмах вырос за пределы тех стен, которые были предусмотрены его основателем, Константином Великим.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Методическая разработка с презентацией для урока, посвященного устройству города Константинополь, для учеников 6ых классов.

ВложениеРазмер
ekskursiya_po_konstantinopolyu.docx 43.96 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия по Константинополю.

Методическая разработка с презентацией для урока, посвященного устройству города Константинополь, для учеников 6ых классов.

  1. Познакомится с устройством города.
  2. Узнать какие сооружения того периода сохранились до сих пор.

Оборудование: ноутбук или компьютер, проектор или интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный.

Дети сидят за партами.

Сегодня мы отправимся на виртуальную экскурсию по древнему городу Константинополь, столице Византии. На этом месте ранее был город Византий ( древнегреческий город в месте соединения Мраморного моря, Босфора и Золотого Рога ). Основан дорийскими колонистами из Мегариды в VII веке до нашей эры. Вошёл в состав Римской империи во II веке до нашей эры.

Давайте посмотрим на реконструкцию Центральной части города в Средние века. Часть сооружений сохранилась до сих пор, часть мы можем увидеть только по реконструкции историков.

Начнем с собора Святой Софии .

1. Собор Святой Софии

Давайте зайдём внутрь. Из притвора, в котором практически отсутствует какой-либо декор, через монументальные двери мы попадаем во внутренний вестибюль (нартекс), стены которого облицованы мрамором. Своды украшены золотыми мозаиками и изображением крестов. На южной стороне расположены Императорские двери, над которыми сохранилась мозаики, изображающие Константина Великого, держащего в руках макет города, и Юстиниана 1 с макетом церкви. Между ними – Богоматерь с младенцем Иисусом.

Девять дверей ведут во внутреннее пространство храма. Через самую большую, Императорскую дверь, вы попадаете в центральную часть Свято Софии, и перед вами раскрывается всё великолепие внутреннего убранства. Центральный неф в архитектурном плане представляет собой прямоугольник, ограниченный по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки. Его венчает огромный купол. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами.

Высота ребристого купола 56,2 метра. В этом куполе архитектору удалось блестяще воплотить свой замысел – передать ощущение невесомости небесного свода. Основной купол поддерживают два полусферических свода, которые разделены по диагонали ещё на две полусферы. Восемь зелёных мраморных колонн, вероятно, были привезены из храма Артемиды в Эфесе, а восемь красных порфировых колонн доставлены из святилища Аполлона в Баалбеке, огромные сосуды из алебастра – из Пергама.

Слева от Императорской двери находится знаменитая Плачущая колонна. Её мрамор всегда влажный на ощупь, так как отличается природной структурой. Со времен Византии считалось, что она обладает целебными свойствами.

Августеон – главная площадь Константинополя. Там продавались книги и часто собирались ученые.

Известно о нескольких комплексах зданий, занимаемых константинопольским сенатом до конца V века. Одно из них располагалось на площади Августеон, другое на форуме Константина. Начиная с эпохи Юстиниана I, заседания сената проходили в Большом Константинопольском дворце, возможно — в Магнавре.

5. Милий (Милиариум аурелум)

Начало Мессы – главной улицы Константинополя. Она начиналась у собора Святой Софии и шла на запад вплоть до городских стен. Меса служила местом проведения церемониальных процессий византийских императоров, а также центром бойкой торговли. Вдоль неё шли торговые ряды. На Месе было несколько больших торговых площадей – форум Константина, форум Феодосия и другие.

Ипподром, построенный по образцу Большого цирка в Риме. Спортивную арену для состязаний на колесницах велел соорудить римский император Септимий Север в 203 году сразу после завоевания Византия. Константин Великий приказал расширить арену. Ширина ипподрома достигла 100 метров, длина – 500 метров. Трибуны в высоту 30 метров. Он вмещал, по разным подсчётам, от 30 до 100 тысяч зрителей. Вдоль оси ипподрома тянулась узкая терраса (спИна), украшенная колоннами, обелисками и статуями. На ипподроме проводились соревнования колесничих – самое популярное и красочное зрелище в Константинополе. Возницы делились на команды, у каждой команды были свои мощные партии болельщиков. В промежутках между заездами на ипподроме выступали танцоры, комедианты, фокусники, борцы.

От древнего ипподрома сохранились части арок, фрагмент южной стены и несколько памятников спины.

В эпоху правления императора Феодосия 1 на спине установили 20-метровый Египетский обелиск . Раньше он украшал вход в Карнакское святилище и был посвящен божеству солнца Амону-Ра, его супруге Мут и их сыну. Иероглифы, вырезанные со всех сторон, прославляют фараона Тутмоса 2. Обелиск установлен на бронзовых опорах, вмонтирован в мраморный постамент византийской эпохи, украшенный барельефом. На них изображены процесс установки обелиска, эпизоды гонок колесниц, процедура награждения победителей.

Змеиная колонна первоначально была установлена в 478 году до н. э. перед святилищем Аполлона в Дельфах в честь победы союза греческих городов над персами при Саламине (480 год до н. э.) и Платее (479 год до н. э.). Три переплетенные друг с другом бронзовые змеи удерживали золотую чашу. Перед ипподромом она появилась по приказу Константина Великого. Сейчас от змеиной колонны остался только обломок длиной 5,5 метров (первоначально высота колонны достигала 8 метров), обнаруженный во время раскопок. Одна из сохранившихся змеиных голов выставлена в археологическом музее.

Каменная колонна, вероятнее всего, украшала ипподром ещё до появления Египетского обелиска. Во времена правления Константина 7 Порфирогенета (913-959 года) почти 32-метровый монумент из известняка украсили позолоченными бронзовыми пластинами с изображением деяний Василия 1 (867-886) Македонянина. В 1204 году эти пластины были вывезены венецианцами во время Четвертого крестового похода, а знаменитую квадригу, украшавшую императорскую ложу ипподрома, переместили в собор Святого Марка в Венеции.

Кафисма – императорская ложа на ипподроме. Это был небольшой дворец с пиршественным залом и опочивальней.

9. Бани Зевксипп

Бани Зевксипп – самые роскошные бани Константинополя, украшенные великолепными статуями. В банях всегда многолюдно, люди собирались туда не только чтобы помыться, но и для общения. Построенные римским императором Септимием Севером (193-211) после 194 г. Название, возможно, возникло по причине близкого расположения бань к храму Зевса, где имелась его конная статуя (храм Конного Зевса). По другой версии, бани были построены на агоре древнего Византия , на месте памятника богу солнца Апполону, которого фракийцы именовали Зевксиппом, и чтобы Апполон не был слишком обижен, Север поставил ему новый памятник на акрополе. И хотя Север приказал называть их банями Севера, жители города стали звать новые бани просто Зевксиппом.

10. Большой императорский дворец

Большой императорский дворец – комплекс зданий, площадей и парков, занимавший всё пространство к югу от ипподрома. Часть помещений предназначалась для парадных приёмов, в других находились покои императора, императрицы и их приближённых. В дворцовый комплекс входило и несколько церквей. Кроме того, здесь располагались бани, жилища слуг и казармы охранявших дворец солдат. На территории дворца были ремесленные мастерские, изготавливающие роскошные изделия для государя и его приближённых.

11. Халка – здание, увенчанное куполом, - главный вход в Большой дворец.

12. Магнавра – дворец с большим тронным залом для торжественных приёмов. В зале были хитроумные механизмы в виде золочёных львов и поющих птиц. Сильное впечатление на современников производил трон, который мог мгновенно поднимать императора на немалую высоту, так что он как бы парил в воздухе над собравшимися.

13. Хрисотриклиний, или Золотой зал. Главный тронный зал дворца, где проходили самые торжественные церемонии – восшествие на престол, бракосочетание, некоторые приёмы послов. Это было восьмиугольное помещение, увенчанное куполом.

14. Циканистерион – поле для игры в конное поло – любимое развлечение царей и знати, пришедшее в Римскую империю из Ирана.

15. Вуколеон – один из любимых дворцов Юстиниана на берегу Мраморного моря .

Дворец Вуколеон - это часть так называемого Большого дворца, главного дворца Константинополя. Изначально, в 4 в. н.э., на этом месте располагался дворец Гормизды, специально построенный для беглого персидского принца Ормизда, он получил в Константинополе политическое убежище. Дворец Гормизды постоянно перестраивали, здесь приложили усилия императоры Юстиниан I, Василий I, Никифор Фока и многие другие.

Сохранившиеся до сего дня руины были, по всей видимости, воздвигнуты императором Феофилом (829-842). Руины Вуколеона хорошо демонстрируют, как век индустриализации пагубно сказался на памятниках старины. До второй половины 19 века на многочисленных литографиях фасады дворца присутствуют почти в полном объеме, логично предположить, что тогда сохранялись и многие внутренние помещения, просто гравюры не в состоянии нам их показать. Но, уже с 1871 г. при строительстве железной дороги в Стамбуле вдоль берега Мраморного моря большая часть дворца была уничтожена. И постепенно, в течение 20 века, морские фасады императорских дворцов почти полностью исчезли. Известные мраморные львы, украшающие сейчас Музей археологии.

17. Стена, окружающая дворцовый комплекс.

Малая Святая София или Церковь святых Сергия и Вакха

Монастырь Хора (Церковь Христа Спасителя в Полях)

Это наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле . До возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077—81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города — икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

Церковь Панагии Кириотиссы (Всесвятой Богоматери)

Церковь Богородицы Кириотиссы была построена в VI—VIII веке в Константинополе. Воздвигли ее на месте римских городских бань и остатков от двух храмов. После падения Константинополя, когда к власти пришел Мехмед II он отдал церковь проповедникам суфизма — дервишам. Потом рядом с церковью Богородицы Кариотиссы построили мусульманскую общеобразовательную школу (медресе), а саму церковь переименовали в мечеть Календерхане джами (джами — новая мечеть), чтоб все, кто приводили детей в школу, могли зайти и помолиться.

Акведук Валента - акведук, являющийся частью водопроводной системы Константинополя. Акведук построен в период правления императора Валента приблизительно в 368—375 годах и являлся очень важным этапом в развитии водопроводной системы Константинополя — он соединил два холма города. Его первоначальная длина составляла более 1000 метров, а максимальная высота 26 метров. В наше время сохранившаяся часть акведука имеет длину 971 метр и максимальную высоту 20 метров (за счет поднятия уровня земли). При строительстве использовались камни из стен Халкидона. По свинцовым трубам, проложенным по верху акведука, вода поступала в город вплоть до середины XIX века.

Монастырь Пантократора представляет собой второй по величине (после собора св. Софии) памятник византийского зодчества, сохранившийся от Константинополя.

Начиная с 1118 г. византийская императрица Ирина Комнина строила недалеко от храма Святых Апостолов монастырский комплекс (церковь, библиотека, странноприимница с больницей, дом призрения для стариков и психиатрическая лечебница) в честь Христа Пантократора. После её смерти в 1124 г. строительство продолжил император Иоанн II (в память побед, одержанных им над врагами), который возвёл несколько к северу церковь в честь иконы Богоматери Милостивой и соединил её (не позднее 1136 г.) с монастырём крытым переходом с часовней Михаила Архангела. Монастырь был окружён высокой стеной с двумя воротами.

Церковь Святой Ирины

Церковь Богородицы Паммакаристы

Распространено мнение, что церковь Богородицы Паммакаристы появилась в Константинополе в 1292 году. Ее основателями считаются Иоанн Комнин и его жена Анна. Однако многие историки и археологи предполагают, что первоначальная стадия возведения церкви относится к временам Михаила VII Дюкаса (1071-1078).

С 1456 по 1586 гг. там располагалась главная резиденция Греческой Православной Патриархии. С 1591 года, при Мурате III, в стенах христианского храма сделали мечеть Фетхие Джами . Радуясь завоеванию Грузии и Азербайджана, Султан приказал соорудить там мусульманскую святыню. В 1949 году мечеть отреставрировали. Сейчас там находится музей.

Женский монастырь ,основанный около 908 года в Константинополе трудами друнгария Константина Липса .

Большой Влахернский дворец - не сохранившийся византийский императорский дворец в Константинополе. О нём известно преимущественно из литературных источников.

Новый, или Малый Влахернский дворец - руинированный трёхэтажный дворец, построенный во Влахернах в начале правления Палеологов. Предположительно отождествляется с упоминаемым в византийских источниках дворцом Багрянородного.

Цистерна Базилика и Цистерна Феодосия

Одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя, имеющее некоторое сходство с дворцовым комплексом. На 2013 год под Стамбулом найдено более 40 цистерн. В Базилике хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам (в том числе и по самому большому акведуку Константинополя — акведуку Валента) из источников Белградского леса, расположенных в 19 км к северу от города.

Феодосиевы стены длиной 5630 метров были воздвигнуты для защиты Константинополя от варваров при императоре Феодосии II, когда город на семи холмах вырос за пределы тех стен, которые были предусмотрены его основателем, Константином Великим. Строительство продолжалось под руководством префекта Анфимия с 408 по 413 годы.

Внешняя городская стена была меньше внутренней и по высоте и по ширине. Из 96 башен внешней стены десять были проездными, из которых парадными считались Золотые ворота .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов .


Презентация "Собор Святой Софии в Константинополе"

Презентацию можно имспользовать на уроках МХК в 10 классе при изучении темы:"Мир византийской культуры", по учебнику Г. И. Даниловой.


Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вид

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зав.

11 мая 330 года столицей Великой Римской империи был официально провозглашен город Константинополь - новый город, построенный на берегу Мраморного моря на месте старой греческой колонии Византий, город императора Константина, первого в истории монарха-христианина.
Так была основана Вторая Римская империя. Здесь христианство впервые стало официальной (хотя и не единственной) религией.
Видимо с этой точки и следует вести отсчет эпохе средневековья, т. к. история средних веков в Европе - это не только история развития феодальных отношений и переселения народов, но также история становления, процветания и постепенной утраты влияния христианской церкви.
В Византии, в отличие от Западной Европе, технические архитектурные приемы античности не были забыты и широко применялись. Так, перед началом строительства собора Святой Софии в Константинополе один из главных зодчих, Исидор из Милета, обобщил труды Архимеда и составил комментарий к сочинению Герона Александрийского о конструкции сводов.
2. Собор Святой Софии
Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, - безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ золотого века" Византии.
Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор - без всяких преувеличений - чудо инженерной мысли. В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Основная сложность, которую пришлось реодолевать при строительстве, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором.
Мавзолей Галлы Плацидии
Мавзолей Галлы Плацидии (первая половина V века) получил свое название в честь безвременно умершей дочери императора Феодосия Великого. На самом деле он не является мавзолеем, поскольку Галла Плацидия похоронена в Риме. Видимо, это была молельня, посвященная особо почитаемому в роду мученику Лаврентию - по крайней мере, именно его изображение находится прямо напротив входа.


Это центрическое здание, крестообразное в плане, является типичным примером внутренней архитектуры, столь характерной для ранних христианских храмов: ее аскетичный, неприхотливый внешний вид резко контрастирует с богатством внутреннего интерьера. Внешнюю кирпичную поверхность стен "украшают" только плоские вертикальные выступы - лопатки, соединенные со столь же плоскими арками ("глухая аркада").
Внутри мавзолея стены на половину высоты облицованы полированным мрамором. Остальные поверхности стен, купол и люнеты арок сплошь покрыты великолепной мозаикой, в которой еще очень сильны античные мотивы. Под куполом в ярко-синем небе сияют звезды, голуби пьют из чаши, олени пасутся у озера, золоченые виноградные лозы вьются по аркам.
5. Церковь Сан-Аполинаре
Церковь Сан-Аполинаре (начало VI века) выла построена королем остготов Теодорихом, который сделал Равенну своей столицей (493 г.) . Видимо, многие ее мозаики были сделаны уже в IX веке (во времена "золотого века" века Византии) , когда церковь добавила к своему названию эпитет "Нуово" (новая) .
Церковь Сан-Аполинаре - большая трехнефная базилика. 24 колонны двумя стройными рядами ограждают центральный неф. Все поле стен над их неклассическими "расплющенными" капителями занято мозаикой: слева - процессия мучениц, справа - мучеников (крупные надписи сообщают их имена). . Все они идут к алтарю, держа в руках свои мученические венцы.

Я давно имел желание выяснить, что же осталось от славного византийского города Константинополя в теперешнем Стамбуле, и вот недавно я это желание осуществил. Вчера я вернулся из города на Босфоре, пробыв там 11 дней.
Этого времени мне еле-еле хватило, чтобы поверхностно осмотреть византийские руины и часть османского наследия в Стамбуле.
Город конечно очень большой, но главное, что все исторические объекты Константинополя разбросаны на обширной территории. В Стамбуле, к сожалению, нет такой кучной средневековой застройки, как в Каире, например, где все можно обойти пешком. Плюс надо постоянно подыматься и спускаться с высоких константинопольских холмов, что отнимает много энергии. Но все же кое-что мне удалось посмотреть и главное снять - результаты своих трудов я буду, как и раньше, постепенно выкладывать в своем журнале.
А пока несколько фото Стамбула - одни очень известные, другие наверно менее.
Св. София, как же без нее.


Византийская цистерна, известная под турецким названием Бинбирдерек - 1001 колонна.


Церковь Хоры - Богоматерь в куполе храма.


Внутренний объем мечети Сулеймание.



"Новая мечеть"рядом с Египетским базаром.


Гробница Мехмеда II Завоевателя.


Цистерна Базилика


Золотые ворота Константинополя.


Тень прошлого - мечеть Эски Имарет, византийская церковь 11 века. Тысячелетний "старец" среди аккуратных стамбульских улочек.


Мечеть Сулеймание - самая большая в Стамбуле.


Церковь Св.Ирины.


Руины форума Феодосия.


Текфур Сарай - Дворец Багрянородного.


Мечеть Календархане - византийская церковь Панагии Кириотиссы.


Календархане - вид с акведука Валента.

Читайте также: