Пушкин среди башкир сочинение по картине

Обновлено: 08.07.2024

". башкирец застонал слабым, умоляющим голосом
и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо
языка шевелился короткий обрубок".
А.С. Пушкин, "Капитанская дочка".

Великий Пушкин знал, что значит боль,
И рассказал открыто перед миром,
Как умирала крепостная голь
И вырезали языки башкирам.

Он сострадал им. Как не сострадать,
Когда в России в те лихие годы
Мог с языком и жизнь свою отдать
Любой из тех, кто захотел свободы.

Ну, а сегодня я листаю том
Великого поэта всенародно,
Мой край свободен, как родимый дом,
И мой ЯЗЫК бытует в нём свободно.

Есть Пушкинская улица в Уфе,
И Пушкину там памятник поставлен,
Есть дух свободы в пушкинской строфе -
В башкирских песнях этот дух прославлен.

Сегодня я - совсем не тот башкир,
Что ни запеть не мог, ни молвить зычно,
Что жил, сверкая рёбрами из дыр.
Сегодня я БАШКИР - многоязычный!

Мой голос нынче в каждый дом проник,
Ему внимают в высших кабинетах -
То наш великий пушкинский язык
Мне открывает двери всей планеты.

Пусть видит ныне весь обширный мир -
И сельский житель, и народ столичный,
Как безъязыкий пушкинский башкир
Сегодня стал башкир - МНОГОЯЗЫЧНЫЙ.

С башкирского перевёл Николай Переяслов

На Пушкинском празднике в Уфе Марсель Салимов читал своё стихотворение "Многоязычный башкир".
По моей просьбе он передал для пушкинской коллекции Музея Алоцвет авторский экземпляр текста с автографом.

41) Изобразительное искусство в Башкортостане как и другие виды искусства, имеет свой истоки. Это народная традиция, которая нашла отражение в орнаментах, украшениях, узорах, формах предметов быто­вого назначения. Их цвета созвучны богатой красками природы Башкор­тостана. Они отзываются в картинах художников, родившихся и вырос­ших в этом чудесном крае. А живут и работают здесь мастера кисти раз­ных национальностей. Их творческая династия начинается со славных имен Касима Давлеткильдеева и Михаила Нестерова.

Сегодня мы знакомимся с первым профессиональным Художни­ком из башкир Касимом Давлеткильдеевым.

2. О жизни и творчества К. Давлеткильдеева.

42) Касим Салиаскарович Давлеткильдеев родился в апреле 1887 в деревне Кугуль Новоселовской волости, Уфимского уезда Уфимской губернии, ныне Благоварского района, в обедневшей дворянской се­мье. Будучи еще ребенком, он выделялся среди сверстников своей усидчивостью. Мальчик часами работал то карандашом, то кистью. И на белой бумаге появлялись незатейливые картинки.

В его семье почти все, во всяком случае, мужская ее части, увле­кались рисованием. Отец Касима Аскар бабай сам был заурядным художником-любителем.

К. Давлеткильдеев с раннего возраста мечтал только о творчестве, хотел быть только художником. Окончил Центральное художественно- промышленное училище барона Штигмиза в Санкт-Петербурге.

По возвращению на родину он становится одним из участников Уфимского художественного кружка.

3. Работа по картинам.

43) Сегодня рассмотрим 2 картины К. Давлеткильдеева

Где портрет, а где сюжетная картина? Почему?

44) Вспомним, что такое портрет?

(Портрет - это жанр изобразительного искусства, изображение одного или группы лиц)

45) Рассмотрим схему

Виды картин Характер Число Размер Техника
изображения изображений портрета выполнения

46) Портретам свойственны оптимизм, мировосприятия художни­ка, душевная гармония, духовная значительность образов.

а) - Итак, ребята, портрет девушки.

47) Что вы видите на переднем плане? (Девушку, которая одета в платье сине-голубого цвета, большие боты, тоненькую бусинку)

-Опишите лицо и позу девушки. (Темные, широко раскрытые глаза смотрят доверчиво, поза несколько застенчива)

48) Что вы видите на заднем плане? (Изображен краешек сундука, по­крытый тканью, а на нем паласы, кошма с национальным орнаментом)

49) Значит каждая деталь - характеристика быта башкирского на­рода, его жизни.

50) Какой цвет преобладает? (синий)

51) Какое впечатление от этого портрета осталось у вас? (мнение учащихся).

б) - Теперь рассмотрим вторую картину.

Эта сюжетная картина.

52) Что вы видите на переднем плане? (Башкиры беседуют с Пуш­киным)

53) Что вы видите на заднем плане? (В беседе принимают участие и другие мужчины башкиры, а женщины заняты домашними делами)

-Что еще можете добавить? (виден край башкирской печи, так же как и в первой картине, башкирский быт)

54) Что можете сказать о фоне? (на фоне семейной обстановки)

55) Вернемся к разговору двух мужчин?

-Что можете сказать об образе Пушкина? (В образе Пушкина можно увидеть его гениальность, его пылкая душа заинтересована в судьбе народа. Он с интересом слушает башкира. Подавшись вперед, беседует с ним).

56) Что можете сказать об одежде башкир? (В одежде, как и в опи­сании интерьера, сохранены национальные черты)

57) Какие цвета преобладают? (серый, синий)

58) Какое впечатление осталось у вас после просмотра картин? (ответ учащихся)

3. Закрепление темы.

Итак, мы с вами рассмотрели две картины.

59) Сравните их. В чем отличие и в чем сходство? (1 - портрет, 2 - сюжетная картина. В обеих картинах преобладают серые и синие цве­та. Описан башкирский быт и т.д.).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации муниципального района

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Урок по русской литературе в 8 классе с применением ИКТ

по теме:

« Региональный компонент в повести А.С.

башкира в произведении.

Провела: А тангул ов а Ля л я Ид р и сов на учи те ль русско г о языка и л ит ерат у ры

Сабырово - 2015го д

Цель урока :

Проверить знания и умения учащихся по содержанию текста

Подвести учащихся к осознанию значения А.С. Пушкина в жизни каждого человека и помочь выработать личностное отношение к его творчеству

Обобщить образ Е. Пугачева.

Анализировать об­раз башкира в повести не столь главного, а столь знаменательного для нас,

Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы

Воспитание чувства любви и уважения к поэту,

Оборудование :

. 1. Портрет А. С. Пушкина

11 Проверка знаний учащихся по содержанию текста. Форма проверки - тест.

руководителя Крестьянского восстания 1773- 1775 гг.

(Компьютерные презентации). Работа по карточкам.

У . Образ изувеченного безъязыкого башкира.

VI. Теперь, позабыв о невзгодах, Башкирский народ процветает .

V II . Подведение итогов урока.

Ход урока

1.Организационный момент:

П. Проверка знаний учащихся по содержанию произведения

Форма проверки - тест.

От чьего имени ведется повествование?

а). Е.Пугачева 6). П.Гринева в). М Мироновой

Куда направил отец П. Гринева на службу?

а). в Москву 6). в Петербург в). в Оренбург

Кому принадлежат эти слова?

а). А . П.Гриневу б). Е.Пугачеву в). И.К Миронов у

Сколько верст от Оренбурга до Белогорской крепости?

Чей это портрет:

Он был лет сорока , росту среднего худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали, Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок

а). Е. Пугачева б) . П . Гринева в). А. Швабрина

Кому принадлежат эти слова?

а). И.К Миронову б). П.А Гриневу.

В какой главе дается столь выразительное описание бурана?

Ответ: а) . М Мироновой

Кому рассказывает Пугачев калмыцкую сказку об орле и вороне?

Как наказали Пугачева - бунтовщика?

Региональный компонент в повести А.С. Пушкина

О поездки Пушкина в Оренбургский край для сбора материала о Пугачевском восстании написал картину известный русский художник А. Тюлькин.

Задумав новое произведение из эпохи Крестьянской войны 70-х годах 18 в. Пушкин едет на места, где происходили изображаемые им события - в Оренбургские

Степи (Компьютерные презентации)

Биограф. А вот фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время поездки. (Компьютерные презентации)

Руководителя Крестьянского восстания 1773- 1775 гг.

(Компьютерные презентации). Работа по карточкам.

Слово учителя

Капитанская дочка- это историческая повесть. Исторические факты переведены на язык искусства. Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева, произошло в 1773-1774 годах в период царствования Екатерины II. На Урале среди казачества, русских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр III (супруг Екатерина II, убитый в 1772 году во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 году появился человек, который назвал себя Петром III ( это был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 года исход ее был решен, 8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января 1775 г. Казнен в Москве.

Значит, сделаем ВЫВОД и ответим на вопросы:

, 1. С какой целью приехал А.С. Пушкин в Оренбург?

2 О каком историческом событии идет речь в повести?

3. Кто руководитель восстания? (Е . Пугачев)

Ответы учащихся.

Слово учителя:

Из истории вы знаете, что Пугачев - историческая личность, руководитель Крестьянского восстания 1773- 1775 годов, был беглым донским казаком, объявил себя Государем Петром- 3.

Обратимся к страницам повести, какие эпизоды вы выделили? (комментированное чтение отрывков учащимися.).

Учитель. У Пушкина Пугачев свой. У него есть достоинства и недостатки. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить себе человека и готовность ему помочь.

А теперь сделаем вывод:

Каков Пугачев у Пушкина: (Ответы учащихся.)

Учитель . Пушкин в своей повести изображает Пугаче­ва не только как талантливого сме­лого руководителя Крестьянского восстания , но и подчеркивает его ум : сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом, он под­линный представитель народа.

И вот поэтому под знамя Пугачева шли не только казаки, но и народы других национальностей: татары, мишари, башкиры . Пугачев со вниманием, с уважением относился ко всему народу , не различая их нации.

Учитель. Замечателен образ башкира, найдите эпизод, где

Юлай повторил на татарском языке вопрос Ивана Кузьмича. Но башкирец глядел на него с тем же выражением и не отвечал ни слова.

-Якши,- сказал комендант, - ты у меня заговоришь. Ребята! Сымите-ка с него дурацкий полосатый халат, да выстрочите ему спину. Смотри ж, Юлай: хорошенько его!

Два инвалида стали башкирца раздевать. Лицо несчастного изобразило беспокойство. Он оглядывался на все стороны, как зверек, пойманный детьми. Когда ж один из инвалидов взял его руки и, положив их себе около шеи, поднял старика на свои плечи, а Юлай взял плеть и замахнулся, тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок.

Вопросы для беседы:

1. Опишите башкира- повстанца своими словами.

2. Какие чувства вызывает у вас образ изувеченного башкира.

3. А почему о н стал таким?

4. Что хотел сказать Пушкин, показав образ 70- летнего старика- инвалида.

Учитель. Образ башкира не главный , а скорее эпизодический, он даже лишен возможности говорить, потому что у него отрезан язык за участие в предыдущих восстаниях , против царизма, но, тем не менее, этот образ показан смелым и вольнолюбивым .

" Пушкин дорог нам и по тому, ЧТО он был одним ИЗ первых русских писателей, обративших внимание на жизнь башкирского народа.

Образу изувеченного башкира вновь и вновь обращались и обращаются башкирские поэты, писатели , литературоведы, критики. Как же был прав Пушкин, утверждая мысль о невозможности убить стремление народа к свободе и счастью.

И вот победила отчизна

Нам Пушкина светится имя

он вестник грядущего мира,

Писал , что за вольное слово

Был вырван язык у башкира­

Повстанца времен Пугачева.

Мы правнуки этого деда,

Погибшего в тяжких увечьях

Читаем и славим поэта

На всех языках и наречьях.

Теперь, позабыв о невзгодах, Башкирский народ процветает. Содружеству братских народов, Свободные песни слагает.

С каждым днем Республика Башкортостан процветает . Башкирский язык объявлен . Государственным языком.

Как же был прав Пушкин, утверждая мысль о невозможности убить стремление народа к свободе и счастью.

Александр Тюлькин

Окончил Казанскую художественную школу. Жил и работал в столице республики Башкортостан – в городе Уфе. Писал преимущественно пейзажи и натюрморты в технике темперы. В основном отдавал предпочтение видам Уфы и ее окрестностей.

Работал преподавателем на художественном отделении Башкирского государственного техникума искусств.

Художник писал о творчестве:

Его произведения есть в крупнейших музеях страны, в том числе в Русском музее и Третьяковской галерее. Но большая часть картин выставлена в Художественном музее имени М.В.Нестерова в Уфе – в доме, где Тюлькин жил с 1922 года и до конца жизни.

Имя Тюлькина присвоено детской картинной галерее при Художественной школе №2 Уфы. Также именем Тюлькина назван бульвар в микрорайоне Глумилино в Уфе.

Тюлькин. Уральские россыпи

Тюлькин. Шиханы под Уфой

Шиханы под Уфой

Тюлькин. На родине Нестерова

На родине Нестерова

Тюлькин. Ледоход

Тюлькин. Старая Уфа

Тюлькин. Морозное утро

Тюлькин. Окно мастерской

Тюлькин. Первоцвет

Тюлькин. Сирень

Тюлькин. Яблони цветут

Тюлькин. Цветущие окна

Картина художника Тюлькина

Тюлькин. В башкирской деревне

В башкирской деревне

Тюлькин. Изба Салавата

Тюлькин. Пушкин среди башкир

Пушкин среди башкир

Картина Тюлькина

Тюлькин. Челн смолят

Тюлькин. Конница чапаевцев в Уфе

Конница чапаевцев в Уфе

Праздник

Тюлькин. Ленин в Уфе

Тюлькин. Уфа строится

Смотрите также:

Поделитесь с друзьями!

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши страницы и сообщества в социальных сетях и сервисах.

Читайте также: