Пушкин среди башкир сочинение по картине
Обновлено: 08.07.2024
". башкирец застонал слабым, умоляющим голосом
и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо
языка шевелился короткий обрубок".
А.С. Пушкин, "Капитанская дочка".
Великий Пушкин знал, что значит боль,
И рассказал открыто перед миром,
Как умирала крепостная голь
И вырезали языки башкирам.
Он сострадал им. Как не сострадать,
Когда в России в те лихие годы
Мог с языком и жизнь свою отдать
Любой из тех, кто захотел свободы.
Ну, а сегодня я листаю том
Великого поэта всенародно,
Мой край свободен, как родимый дом,
И мой ЯЗЫК бытует в нём свободно.
Есть Пушкинская улица в Уфе,
И Пушкину там памятник поставлен,
Есть дух свободы в пушкинской строфе -
В башкирских песнях этот дух прославлен.
Сегодня я - совсем не тот башкир,
Что ни запеть не мог, ни молвить зычно,
Что жил, сверкая рёбрами из дыр.
Сегодня я БАШКИР - многоязычный!
Мой голос нынче в каждый дом проник,
Ему внимают в высших кабинетах -
То наш великий пушкинский язык
Мне открывает двери всей планеты.
Пусть видит ныне весь обширный мир -
И сельский житель, и народ столичный,
Как безъязыкий пушкинский башкир
Сегодня стал башкир - МНОГОЯЗЫЧНЫЙ.
С башкирского перевёл Николай Переяслов
На Пушкинском празднике в Уфе Марсель Салимов читал своё стихотворение "Многоязычный башкир".
По моей просьбе он передал для пушкинской коллекции Музея Алоцвет авторский экземпляр текста с автографом.
41) Изобразительное искусство в Башкортостане как и другие виды искусства, имеет свой истоки. Это народная традиция, которая нашла отражение в орнаментах, украшениях, узорах, формах предметов бытового назначения. Их цвета созвучны богатой красками природы Башкортостана. Они отзываются в картинах художников, родившихся и выросших в этом чудесном крае. А живут и работают здесь мастера кисти разных национальностей. Их творческая династия начинается со славных имен Касима Давлеткильдеева и Михаила Нестерова.
Сегодня мы знакомимся с первым профессиональным Художником из башкир Касимом Давлеткильдеевым.
2. О жизни и творчества К. Давлеткильдеева.
42) Касим Салиаскарович Давлеткильдеев родился в апреле 1887 в деревне Кугуль Новоселовской волости, Уфимского уезда Уфимской губернии, ныне Благоварского района, в обедневшей дворянской семье. Будучи еще ребенком, он выделялся среди сверстников своей усидчивостью. Мальчик часами работал то карандашом, то кистью. И на белой бумаге появлялись незатейливые картинки.
В его семье почти все, во всяком случае, мужская ее части, увлекались рисованием. Отец Касима Аскар бабай сам был заурядным художником-любителем.
К. Давлеткильдеев с раннего возраста мечтал только о творчестве, хотел быть только художником. Окончил Центральное художественно- промышленное училище барона Штигмиза в Санкт-Петербурге.
По возвращению на родину он становится одним из участников Уфимского художественного кружка.
3. Работа по картинам.
43) Сегодня рассмотрим 2 картины К. Давлеткильдеева
Где портрет, а где сюжетная картина? Почему?
44) Вспомним, что такое портрет?
(Портрет - это жанр изобразительного искусства, изображение одного или группы лиц)
45) Рассмотрим схему
Виды картин | Характер | Число | Размер | Техника |
изображения | изображений | портрета | выполнения |
46) Портретам свойственны оптимизм, мировосприятия художника, душевная гармония, духовная значительность образов.
а) - Итак, ребята, портрет девушки.
47) Что вы видите на переднем плане? (Девушку, которая одета в платье сине-голубого цвета, большие боты, тоненькую бусинку)
-Опишите лицо и позу девушки. (Темные, широко раскрытые глаза смотрят доверчиво, поза несколько застенчива)
48) Что вы видите на заднем плане? (Изображен краешек сундука, покрытый тканью, а на нем паласы, кошма с национальным орнаментом)
49) Значит каждая деталь - характеристика быта башкирского народа, его жизни.
50) Какой цвет преобладает? (синий)
51) Какое впечатление от этого портрета осталось у вас? (мнение учащихся).
б) - Теперь рассмотрим вторую картину.
Эта сюжетная картина.
52) Что вы видите на переднем плане? (Башкиры беседуют с Пушкиным)
53) Что вы видите на заднем плане? (В беседе принимают участие и другие мужчины башкиры, а женщины заняты домашними делами)
-Что еще можете добавить? (виден край башкирской печи, так же как и в первой картине, башкирский быт)
54) Что можете сказать о фоне? (на фоне семейной обстановки)
55) Вернемся к разговору двух мужчин?
-Что можете сказать об образе Пушкина? (В образе Пушкина можно увидеть его гениальность, его пылкая душа заинтересована в судьбе народа. Он с интересом слушает башкира. Подавшись вперед, беседует с ним).
56) Что можете сказать об одежде башкир? (В одежде, как и в описании интерьера, сохранены национальные черты)
57) Какие цвета преобладают? (серый, синий)
58) Какое впечатление осталось у вас после просмотра картин? (ответ учащихся)
3. Закрепление темы.
Итак, мы с вами рассмотрели две картины.
59) Сравните их. В чем отличие и в чем сходство? (1 - портрет, 2 - сюжетная картина. В обеих картинах преобладают серые и синие цвета. Описан башкирский быт и т.д.).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования администрации муниципального района
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Урок по русской литературе в 8 классе с применением ИКТ
по теме:
« Региональный компонент в повести А.С.
башкира в произведении.
Провела: А тангул ов а Ля л я Ид р и сов на учи те ль русско г о языка и л ит ерат у ры
Сабырово - 2015го д
Цель урока :
Проверить знания и умения учащихся по содержанию текста
Подвести учащихся к осознанию значения А.С. Пушкина в жизни каждого человека и помочь выработать личностное отношение к его творчеству
Обобщить образ Е. Пугачева.
Анализировать образ башкира в повести не столь главного, а столь знаменательного для нас,
Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы
Воспитание чувства любви и уважения к поэту,
Оборудование :
. 1. Портрет А. С. Пушкина
11 Проверка знаний учащихся по содержанию текста. Форма проверки - тест.
руководителя Крестьянского восстания 1773- 1775 гг.
(Компьютерные презентации). Работа по карточкам.
У . Образ изувеченного безъязыкого башкира.
VI. Теперь, позабыв о невзгодах, Башкирский народ процветает .
V II . Подведение итогов урока.
Ход урока
1.Организационный момент:
П. Проверка знаний учащихся по содержанию произведения
Форма проверки - тест.
От чьего имени ведется повествование?
а). Е.Пугачева 6). П.Гринева в). М Мироновой
Куда направил отец П. Гринева на службу?
а). в Москву 6). в Петербург в). в Оренбург
Кому принадлежат эти слова?
а). А . П.Гриневу б). Е.Пугачеву в). И.К Миронов у
Сколько верст от Оренбурга до Белогорской крепости?
Чей это портрет:
Он был лет сорока , росту среднего худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали, Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок
а). Е. Пугачева б) . П . Гринева в). А. Швабрина
Кому принадлежат эти слова?
а). И.К Миронову б). П.А Гриневу.
В какой главе дается столь выразительное описание бурана?
Ответ: а) . М Мироновой
Кому рассказывает Пугачев калмыцкую сказку об орле и вороне?
Как наказали Пугачева - бунтовщика?
Региональный компонент в повести А.С. Пушкина
О поездки Пушкина в Оренбургский край для сбора материала о Пугачевском восстании написал картину известный русский художник А. Тюлькин.
Задумав новое произведение из эпохи Крестьянской войны 70-х годах 18 в. Пушкин едет на места, где происходили изображаемые им события - в Оренбургские
Степи (Компьютерные презентации)
Биограф. А вот фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время поездки. (Компьютерные презентации)
Руководителя Крестьянского восстания 1773- 1775 гг.
(Компьютерные презентации). Работа по карточкам.
Слово учителя
Капитанская дочка- это историческая повесть. Исторические факты переведены на язык искусства. Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева, произошло в 1773-1774 годах в период царствования Екатерины II. На Урале среди казачества, русских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр III (супруг Екатерина II, убитый в 1772 году во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 году появился человек, который назвал себя Петром III ( это был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 года исход ее был решен, 8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января 1775 г. Казнен в Москве.
Значит, сделаем ВЫВОД и ответим на вопросы:
, 1. С какой целью приехал А.С. Пушкин в Оренбург?
2 О каком историческом событии идет речь в повести?
3. Кто руководитель восстания? (Е . Пугачев)
Ответы учащихся.
Слово учителя:
Из истории вы знаете, что Пугачев - историческая личность, руководитель Крестьянского восстания 1773- 1775 годов, был беглым донским казаком, объявил себя Государем Петром- 3.
Обратимся к страницам повести, какие эпизоды вы выделили? (комментированное чтение отрывков учащимися.).
Учитель. У Пушкина Пугачев свой. У него есть достоинства и недостатки. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить себе человека и готовность ему помочь.
А теперь сделаем вывод:
Каков Пугачев у Пушкина: (Ответы учащихся.)
Учитель . Пушкин в своей повести изображает Пугачева не только как талантливого смелого руководителя Крестьянского восстания , но и подчеркивает его ум : сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом, он подлинный представитель народа.
И вот поэтому под знамя Пугачева шли не только казаки, но и народы других национальностей: татары, мишари, башкиры . Пугачев со вниманием, с уважением относился ко всему народу , не различая их нации.
Учитель. Замечателен образ башкира, найдите эпизод, где
Юлай повторил на татарском языке вопрос Ивана Кузьмича. Но башкирец глядел на него с тем же выражением и не отвечал ни слова.
-Якши,- сказал комендант, - ты у меня заговоришь. Ребята! Сымите-ка с него дурацкий полосатый халат, да выстрочите ему спину. Смотри ж, Юлай: хорошенько его!
Два инвалида стали башкирца раздевать. Лицо несчастного изобразило беспокойство. Он оглядывался на все стороны, как зверек, пойманный детьми. Когда ж один из инвалидов взял его руки и, положив их себе около шеи, поднял старика на свои плечи, а Юлай взял плеть и замахнулся, тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок.
Вопросы для беседы:
1. Опишите башкира- повстанца своими словами.
2. Какие чувства вызывает у вас образ изувеченного башкира.
3. А почему о н стал таким?
4. Что хотел сказать Пушкин, показав образ 70- летнего старика- инвалида.
Учитель. Образ башкира не главный , а скорее эпизодический, он даже лишен возможности говорить, потому что у него отрезан язык за участие в предыдущих восстаниях , против царизма, но, тем не менее, этот образ показан смелым и вольнолюбивым .
" Пушкин дорог нам и по тому, ЧТО он был одним ИЗ первых русских писателей, обративших внимание на жизнь башкирского народа.
Образу изувеченного башкира вновь и вновь обращались и обращаются башкирские поэты, писатели , литературоведы, критики. Как же был прав Пушкин, утверждая мысль о невозможности убить стремление народа к свободе и счастью.
И вот победила отчизна
Нам Пушкина светится имя
он вестник грядущего мира,
Писал , что за вольное слово
Был вырван язык у башкира
Повстанца времен Пугачева.
Мы правнуки этого деда,
Погибшего в тяжких увечьях
Читаем и славим поэта
На всех языках и наречьях.
Теперь, позабыв о невзгодах, Башкирский народ процветает. Содружеству братских народов, Свободные песни слагает.
С каждым днем Республика Башкортостан процветает . Башкирский язык объявлен . Государственным языком.
Как же был прав Пушкин, утверждая мысль о невозможности убить стремление народа к свободе и счастью.
Окончил Казанскую художественную школу. Жил и работал в столице республики Башкортостан – в городе Уфе. Писал преимущественно пейзажи и натюрморты в технике темперы. В основном отдавал предпочтение видам Уфы и ее окрестностей.
Работал преподавателем на художественном отделении Башкирского государственного техникума искусств.
Художник писал о творчестве:
Его произведения есть в крупнейших музеях страны, в том числе в Русском музее и Третьяковской галерее. Но большая часть картин выставлена в Художественном музее имени М.В.Нестерова в Уфе – в доме, где Тюлькин жил с 1922 года и до конца жизни.
Имя Тюлькина присвоено детской картинной галерее при Художественной школе №2 Уфы. Также именем Тюлькина назван бульвар в микрорайоне Глумилино в Уфе.
Шиханы под Уфой
На родине Нестерова
В башкирской деревне
Пушкин среди башкир
Конница чапаевцев в Уфе
Смотрите также:
Поделитесь с друзьями!
Мы в соцсетях
Подписывайтесь на наши страницы и сообщества в социальных сетях и сервисах.
Читайте также: