Публицистика которую называют летописью современности сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же, как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы.

Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте публицистики, достаточно открыть любой номер какой-либо газеты и просмотреть ее заголовки. Вы получите своеобразный конспект, моментальную фотографию содержания газеты. Газета может писать о политике, о дипломатии, о спорте, об искусстве, общественных движениях, экономике, строительстве и т. д. Темы трудно газетных публикаций трудно исчерпать, настолько они разнообразны.

Публицистический стиль, одну из разновидностей которого и составляет газетная речь (газетный подстиль), оказывается весьма сложным явлением из-за неоднородности его задач и условий общения. Мы будем говорить прежде всего об особенностях газетной речи, поскольку она более исследована в современной стилистике. Термин "публицистический стиль" употреблен сознательно ради сохранения единства терминологии (общепринятых названий функциональных стилей).

Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты (см., например, "Русские ведомости" петровского времени) постепенно оттеснялась другой - агитационно-пропагандистской - или иначе - воздействующей. "Чистая" информативность оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в газетной речи.

Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.

Богата публицистика и выразительными ресурсами. Как и художественная литература, она обладает значительной силой воздействия, использует самые разнообразные тропы, риторические фигуры, многообразные лексические и грамматические средства.

Наконец, публицистика, как и художественная литература, - это словесное искусство.

И, однако же, при всей их близости публицистика - словесное искусство особого рода, она принципиально отличается от художественной литературы. Публицистика ориентирована на мысль, факт, документ.

Художественная литература, в отличие от публицистики, силой воображения писателя создает хотя и правдоподобный, действенный, но вымышленный мир.

У художника и публициста разный подход к действительности, разные методы анализа, разные средства воздействия.

Художник показывает общее через конкретное, индивидуальное. "Евгений Онегин" или "Герой нашего времени" - это яркие конкретные картины жизни русского общества в XIX в. И общее показано здесь через конкретные характеры героев, их жизнь, поступки, через обстановку, детали быта и т. д. Тип "лишнего" человека - это конкретные образы Онегина, Печорина.

Публицист же непосредственно анализирует, исследует типы, общие проблемы. Конкретное и индивидуальное имеют для него второстепенное значение. Например, если тему преступности разрабатывать художественно (в романе, повести), то писатель покажет в вымышленных художественных образах жизнь какого-либо мафиозного клана или одного бандита, их поступки, поведение, интересы и т. д.

Публицист, пишущий о преступности, как правило, возьмет тему в общем: истоки, социальные корни преступности в обществе, средства борьбы с ней и т. д. А конкретные примеры будут лишь иллюстрировать общие положения, тезисы социально-политического анализа.

По-разному выражается и оценка в художественной литературе и публицистике.

Художественная речь в известной мере условна. Мир, творимый художником, вымышлен, воображаем. Он почти как настоящий, но не настоящий. Автор не выносит прямых, непосредственных оценок ни героям, ни их поступкам, фразам. Он исподволь, непрямо подводит читателя к таким оценкам. Прямое вмешательство автора в текст хотя и возможно, но нетипично для художественного стиля. Оно может быть или специальным, осознанным приемом (и читатель это ощущает), или проявлением художнической слабости, неумелости. Публицистика очень остро ощущается как чужеродное тело в словесной ткани художественной прозы. Здесь функция убеждения, оценки вторична.

Публицист же прямо и открыто агитирует, убеждает, пропагандирует. Здесь функция убеждения первична, она выражена в слове (в предметном значении, в его эмоциональных и оценочных оттенках) и не опосредствована другими факторами и категориями (образом, например).

Панюкова Эмилия Егоровна

Презентация пригодится при изучении темы "Стили речи".

В ней в доступной и последовательной форме рассматриваются черты,функции,признаки публицистического стиля,его жанровые разновидности.Несмотря на доступность,работа имеет научный характер и выходит за рамки школьной программы,что важно для учашихся профильных классов.Работа имеет ссылку на печатный материал и интернет- ресурсы.

ВложениеРазмер
publitsisticheskiy_stil_rechi.pptx 218.96 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Публицистический стиль речи Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа с. Большелуг Работа ученицы 10-го класса Макаровой Юлии Преподаватель – Панюкова Э.Е . 2014-2015 уч.год

Э кспрессивность Информативная насыщенность речи Конкретность Факто-графичность Лаконичность Эмоциональность Побудительность изложения Наличие стандарта в выражении Основные черты

Морфологические признаки 1. Е динственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента ; 2. родительный падеж имени существительного: время перемен , пакет предложений , реформа цен , выход из кризиса и др.; 3. императивные формы глагола: Оставайтесь с нами на первом канале! 4. настоящее время глагола: в Москве открывается , 3 апреля начинается ; 5. причастия на - омый : ведомый, невесомый, влекомый ; 6. производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

Синтаксические признаки 1. риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны? 2. восклицательные предложения: Все на выборы! 3. предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой ). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности ( ср.: Предприятия составляли исключение ); 4. заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.

Заметка Фельетон Памфлет Очерк Обзор Репортаж Жанры газетной публицистики

Статья- сочинение небольшого размера, содержащее важнейший в идеологическом и политическом отношении материал ,в котором ставятся проблемы государственного и международного значения. Научно- популярная Литературно- критическая Проблемная Пропаган- дистская Передовая Виды

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ И РАДИО КИНОХРОНИКА КИНОЖУРНАЛ АГИТФИЛЬМ РЕПОРТАЖ ИНТЕРВЬЮ

РЕПОРТАЖ- - жанр публицистики, который соединяет в себе строгую документальность, объективность и протокольность с эмоциональностью и живописностью изображения(эффект присутствия автора) , оперативно сообщающий для печати, радио, ТВ о каком-либо событии очевидцем или участником, которого является корреспондент.

Интервью- жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо концептуальным вопросам

Политические выступления. Дебаты - это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону ОТЛИЧИЯ: Дебаты, как форма ведения спора, отличается от просто логической аргументации, которая лишь проверяет вещи на предмет последовательности с точки зрения аксиом от спора о фактах, в котором интересуются только тем, что произошло или не произошло. Хотя и логическая последовательность, и фактическая точность, как впрочем, и эмоциональная апелляция к публике являются важными элементами убеждения, в дебатах одна сторона зачастую превалирует над другой посредством представления более качественного "смысла" и/или структуры рассмотрения проблемы. В формальном состязании по дебатам существуют особые правила ведения дискуссии: принятия решения о победившей/проигравшей стороне процедуры/формат проведения.

ЛОЗУНГ - призыв или обращение в лаконичной форме краткая формула, содержащая в себе одну- две фразы и выражающая содержание тех или иных задач и целей различных борющихся между собой классов в политике, экономике, философии Реализация как средство для выяснения позиций для начала дискуссии о средствах достижения высказанного пожелания.

Призыв - желание обратить внимание на своё присутствие или возбудить внимание других.

Заключение Итак, публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Публицистический стиль речи

Описание презентации по отдельным слайдам:

Публицистический стиль речи

Публицистический стиль речи

Экспрессивность Информативная насыщенность речи Конкретность Факто-графичност.

Экспрессивность Информативная насыщенность речи Конкретность Факто-графичность Лаконичность Эмоциональность Побудительность изложения Наличие стандарта в выражении Основные черты

Лексические признаки 1. Стандартные формулы (речевые клише): горячая поддержк.

Морфологические признаки 1. Единственное число имени существительного в значе.

Морфологические признаки 1. Единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента; 2. родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др.; 3. императивные формы глагола: Оставайтесь с нами на первом канале! 4. настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается; 5. причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый; 6. производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

Синтаксические признаки 1. риторические вопросы: Выдержит ли русский человек.

Синтаксические признаки 1. риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны? 2. восклицательные предложения: Все на выборы! 3. предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (ср.: Предприятия составляли исключение); 4. заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.

Публицистический стиль представлен множеством жанров: 1. газетные – очерк, ст.

 Заметка Фельетон Памфлет Очерк Обзор Репортаж Жанры газетной публицистики

Заметка Фельетон Памфлет Очерк Обзор Репортаж Жанры газетной публицистики

Статья- сочинение небольшого размера, содержащее важнейший в идеологическом и.

Статья- сочинение небольшого размера, содержащее важнейший в идеологическом и политическом отношении материал ,в котором ставятся проблемы государственного и международного значения. Научно- популярная Литературно- критическая Проблемная Пропаган- дистская Передовая Виды

Очерк- небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событи.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ И РАДИО КИНОХРОНИКА КИНОЖУРНАЛ АГИТФИЛЬ.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ И РАДИО КИНОХРОНИКА КИНОЖУРНАЛ АГИТФИЛЬМ РЕПОРТАЖ ИНТЕРВЬЮ

РЕПОРТАЖ- -жанр публицистики, который соединяет в себе строгую документально.

РЕПОРТАЖ- -жанр публицистики, который соединяет в себе строгую документальность, объективность и протокольность с эмоциональностью и живописностью изображения(эффект присутствия автора) , оперативно сообщающий для печати, радио, ТВ о каком-либо событии очевидцем или участником, которого является корреспондент.

Интервью- жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицам.

Интервью- жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо концептуальным вопросам

Политические выступления. Дебаты - это формальный метод ведения спора, при ко.

Политические выступления. Дебаты - это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону ОТЛИЧИЯ: Дебаты, как форма ведения спора, отличается от просто логической аргументации, которая лишь проверяет вещи на предмет последовательности с точки зрения аксиом от спора о фактах, в котором интересуются только тем, что произошло или не произошло. Хотя и логическая последовательность, и фактическая точность, как впрочем, и эмоциональная апелляция к публике являются важными элементами убеждения, в дебатах одна сторона зачастую превалирует над другой посредством представления более качественного "смысла" и/или структуры рассмотрения проблемы. В формальном состязании по дебатам существуют особые правила ведения дискуссии: принятия решения о победившей/проигравшей стороне процедуры/формат проведения.

ЛОЗУНГ -призыв или обращение в лаконичной форме краткая формула, содержащая в.

ЛОЗУНГ -призыв или обращение в лаконичной форме краткая формула, содержащая в себе одну- две фразы и выражающая содержание тех или иных задач и целей различных борющихся между собой классов в политике, экономике, философии Реализация как средство для выяснения позиций для начала дискуссии о средствах достижения высказанного пожелания.

Призыв - желание обратить внимание на своё присутствие или возбудить внимание.

Призыв - желание обратить внимание на своё присутствие или возбудить внимание других.

Заключение Итак, публицистика, которую называют летописью современности, так.

Заключение Итак, публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы.

За последние пятнадцать лет произошли существеннейшие изменения в функционировании русского языка, и прежде всего в сфере массовой коммуникации, предопределенные экстралингвистическими факторами -глобальными переменами в политической и экономической жизни нашего общества. Эти изменения были зафиксированы исследователями: М.В.Пановым, Г.Я.Солгаником, Шапошниковым В.Н. и др. В связи с этим, нам представляется необходимым изучение стилистических особенностей современного языка средств массовой информации, а именно, языка публицистики.

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же, как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы. Все эти особенности обусловили своеобразие образной системы публицистического стиля.

Итак, цель работы: изучение стилистики публицистических текстов.

Объект исследования: публицистический текст.

Предмет исследования: стилистика публицистического текста.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть особенности публицистического стиля;

2) изучить лексические черты публицистических текстов;

3) изучить грамматические особенности публицистических текстов;

4) рассмотреть возможность использования разностилевых оборотов в публицистических текстах.

1.1. Основные черты стиля

Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств"[1] . К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать.

Говоря о публицистическом стиле, необходимо сразу же заметить, что не все тексты, размещаемые в средствах массовой информации принадлежат к публицистическому стилю. Так, например, в "Российской газете" публикуются тексты законов, указов, постановлений, они относятся к официально-деловому стилю. В "Независимой газете" иногда печатаются научные статьи, написанные специалистами, они принадлежат научному стилю. По радио нередко читают романы, повести, рассказы - эти произведения относятся к художественной речи. Всё это характеризует не публицистический стиль, а общественные функции средств массовой коммуникации.

Иначе обстоит дело, когда журналист в газетной статье рассказывает о научных исследованиях по генетике и при этом употребляет научные термины, или сообщает о запуске космического корабля, учениях спасателей, открытии авиасалона и включает в свою речь технические термины, а в судебной хронике использует юридическую лексику. В этих случаях иностилевые элементы (слова и обороты речи) включаются в состав выразительных средств публицистического стиля, входят в язык массовой информации[2] . Именно эти случаи имеются в виду, когда лингвисты рассуждают о взаимодействии разностилевых единиц в рамках газетно-публицистического стиля. Это взаимодействие также является важной чертой публицистического стиля.

Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте публицистики, достаточно открыть любой номер какой-либо газеты и просмотреть ее заголовки. Вы получите своеобразный конспект, моментальную фотографию содержания газеты. Газета может писать о политике, о дипломатии, о спорте, об искусстве, общественных движениях, экономике, строительстве и т. д. Темы трудно газетных публикаций трудно исчерпать, настолько они разнообразны.

Итак, публицистический стиль, одну из разновидностей которого и составляет газетная речь (газетный подстиль), оказывается весьма сложным явлением из-за неоднородности его задач и условий общения. Мы будем говорить прежде всего об особенностях газетной речи, поскольку она более исследована в современной стилистике. Термин "публицистический стиль" употреблен сознательно ради сохранения единства терминологии (общепринятых названий функциональных стилей).

Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты[3] постепенно оттеснялась другой - агитационно-пропагандистской - или иначе - воздействующей. "Чистая" информативность оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в газетной речи.

Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.

Богата публицистика и выразительными ресурсами. Как и художественная литература, она обладает значительной силой воздействия, использует самые разнообразные тропы, риторические фигуры, многообразные лексические и грамматические средства.

Другой основной стилевой чертой публицистической речи является наличие стандарта.

Читайте также: