Прощение и вечный приют мастер и маргарита сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман "Мастер и Маргарита" стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие "от Воланда" и Евангелие Мастера "от Иешуа". История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие "Мастера и Маргариты" разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с "точки зрения вечности" рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (". Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл"."), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он "придет во славе". Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в "Мастере и Маргарите" поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя "самого страшного порока" — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы ". ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. ". Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: "Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит" (от Луки, 7:50). "Прощение и вечный приют" Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно "на этом построен мир".

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе "Мастер и Маргарита", никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Общая характеристика романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита", знакомство с главными персонажами: Кот Бегемот, Азазелло, Иешуа Га-Ноцри. Рассмотрение основных особенностей финала рассматриваемого романа. Покой Мастера как дьявольское наваждение.

Рубрика Литература
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 23.04.2014
Размер файла 14,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Воланд, князь тьмы, дьявол, является в Москву для вершения Высшего Суда. Уже то, что сам Сатана начинает вершить справедливый Суд, говорит о многом и заставляет задуматься. До чего же дошли люди в своих пороках, настолько они отвернулись от Бога, что само Зло сочло своим долгом совершить добро ради вселенского равновесия. Чаша весов: добро-зло -- явно накренилась в сторону зла. И Воланд является в мир людей для восстановления порядка.

Все получают за заслуги: члены МАССОЛИТа, директор Варьете, критики. Судьба главных героев тоже решается Воландом.

В эту ночь срок наказания истек. За Пилата просит Тот, кого он отправил на казнь, с чьей судьбой он был навеки связан, с кем так пытался поговорить.

Эпилог резко отличается по стилю от последней главы. В нем опять появляется ирония. Мы узнаем о судьбах всех, оставшихся на земле героев. Ни для кого не прошла бесследно памятная встреча с дьяволом. Эпилог написан в духе нынешних лжефантастических фильмов: когда после ужасных и необъяснимых событий, герой просыпается, и все происшедшее оказывается лишь сном. В эпилоге мы узнаем, что все, что произошло, примерещилось Ивану Бездомному.

Он внял совету Мастера никогда не писать стихи. Бездомный сделался профессором истории, нашел свой путь. Но каждое весеннее полнолуние он теряет покой и здравый смысл. Иван Николаевич идет на Патриаршие пруды и вспоминает те события. Ему снятся сны о Понтии Пилате, о номере сто восемнадцать и его возлюбленной

Финал романа, да и сам роман можно понять двояко: принять на веру все происшедшее или успокоиться мыслью о том, что все это бред больного сознания Ивана Бездомного. Булгаков дает нам выбор, что выбрать -- индивидуальное дело каждого читателя.

роман дьявольский наваждение

Подобные документы

Личность Булгакова. Роман "Мастер и Маргарита". Главные герои романа: Иешуа и Воланд, свита Воланда, Мастер и Маргарита, Понтий Пилат. Москва 30-х годов. Судьба романа "Мастер и Маргарита". Наследство потомкам. Рукопись великого произведения.

реферат [36,6 K], добавлен 14.01.2007

Общая характеристика романа "Мастер и Маргарита", анализ краткой истории создания. Знакомство с творческой деятельностью М. Булгакова. Рассмотрение ключевых персонажей романа: Маргарита, Понтий Пилат, Азазелло. Особенности проведения съемок фильма.

презентация [24,7 M], добавлен 19.02.2014

История создания романа. Личность Булгакова. История "Мастера и Маргариты". Четыре слоя реальности. Ершалаим. Воланд и его свита. Образ Воланда и его история. Свита Великого Канцлера. Коровьев-Фагот. Азазелло. Бегемот. Некоторые загадки романа.

реферат [81,0 K], добавлен 17.04.2006

"Мастер и Маргарита" - главное произведение М. А. Булгакова. Личность М. А. Булгакова. История написания романа. Главные герои романа. Сходства романа с другими произведениями. Опера "Фауст" Гуно. Повесть "Золотой горшок" Гофмана.

реферат [2,0 M], добавлен 24.02.2007

История создания романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Реальные прототипы героев произведения: Мастера, Маргариты, Иешуа, Бегемота, Коровьева-Фагота, Азазелло, Геллы и Воланда. Работа над фабульной завершенностью произведения, его публикации.

Урок - обобщение по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". На уроке формируются следующие навыки: умение работать в группе, самостоятельно формулировать проблему и гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

ВложениеРазмер
11_klass_konspekt_uroka_proshchenie_i_vechnyy_priyut.docx 51.04 КБ

Предварительный просмотр:

  1. умение сотрудничать и работать в группе;
  2. умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  3. умение решать проблемы;
  4. умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  5. умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  6. умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
  1. воспитывать уважительное отношение к художественному слову.

Приемы: составление кластера, чтение с пометами, эссе.

Вступительное слово учителя. (2мин)

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит -

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём

Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля,

Давно завидная мечтается мне доля -

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег. (Слайд №1)

Известное пушкинское стихотворение подсказало Булгакову название 30-й главы романа - "Пора! Пора!", оно же содержит формулу: "на свете счастья нет, а есть покой и воля", применимую к тому, что получил Мастер в финале произведения.

Он, подобно автору стихотворения, мог бы сказать о себе:
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

В центре нашего урока последний приют, обитель дальняя, которую получил Мастер.

?Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Что заслужил Мастер?

Он не заслужил света, он заслужил покой.

“А вам скажу, что ваш роман вам принесет еще сюрпризы”, сказал Воланд Мастеру. До сих пор приносит, никого не оставляя равнодушным. Десятки изданий и переводов, сотни толкований и интерпретаций, из которых можно узнать много интересного, не всегда справедливого. Обратимся к одной из критических статей. Вооружитесь карандашом. Знаки, которыми мы пользуемся, вам известны.

Поставьте знаки сначала в тексте, сбоку, в специально отведенном месте.

непонятно, нужно разобраться - ?

Чтение критической статьи.

Запишите основные понятия в таблицу.

Работа с таблицей.

непонятно, нужно разобраться

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО , что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Сформулируйте то, Что вы знали, что для вас оказалось новым и о чем вы думали иначе. Заполните 1,2,3 столбики. Поделитесь со своими мыслями с группой.

Сформулируем вопросы, требующие внимания в 4 столбике.

  1. Пространство, в которое попадает мастер, это ад или не ад?
  2. Вечный приют – заточение или освобождение?
  3. Покой – это наказание или награда? И главный вопрос.

1) Работа со словами покой. Прочитайте свои определения.

Загляните в словарик (Слайд № 6)

  1. Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства. (Словарь С.Ожегова) 2. Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства. (Словарь С.Ожегова) 3. Мир, тишина, смерть. (Православный словарь) (2 мин)

Вот то, что достается Мастеру, отсутствие беспокойства, тишина и отдых.

?Что же мы можем сказать о Мастере? Действительно ли он устал? Нужны ли ему мир и тишина? Для этого сформулируйте те самые важные главные ключевые определения, которые характеризуют его трудную, беспокойную жизнь? Запишите их в первый столбик таблицы в вашем опорном конспекте. Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Добавьте себе те замечания напарника, которых у вас нет. Прочитайте, что у вас получилось. (Слайд №7) (3 мин)

Что я знаю о жизни Мастера на земле? (слайд №7)

Что нового я узнал о судьбе Мастера?

Писал гениальный роман

Любил женщину, принадлежавшую другому

Затравлен советскими критиками

Сидел в психиатрической больнице

Отказался от своего творения

?Можем ли назвать такую жизнь спокойной ? Жизнь Мастера на Земле полна страданий и невзгод, которых бы хватило на несколько человеческих жизней.

? Но роман Мастера дописан, жизнь окончена, и что же предлагается ему за пределами земной жизни?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо обратиться к тексту 32 главы. Каждая группа будет выполнять задание по тексту. (10 мин)

Работа по группам. (Играет музыка Шуберта)

  1. Фиолетовая группа. Вопрос: Куда попадает мастер, что это за пространство? (Слайд №8)

Задание. Прочитайте в начале 32 главы описание вечерней земли. Найдите слова, говорящие о том, что осталось за пределами земной жизни. Запишите на лист слова, обозначающие понятия, которых нет в этом пространстве.

Прочитайте описание летящей на конях свиты Воланда. Герои изменились. Что-то ушло из их облика. Значит, этому тоже нет места за пределами земной жизни? Сформулируйте и запишите эти понятия.

Ответы учащихся (2 мин)

Это пространство, где уходят ложь и страдания. Все становится истинным. Истинный облик принимают и рыцари Воланда. Торжествует справедливость

Добро и зло неминуемо связаны в деяниях Воланда. Фантастика снова в романе Булгакова выходит на первый план и помогает ему художественно выразить философские идеи. Но все это дано в фантастической форме, в форме волшебных видений. Все это утопия. Романтический стиль в романе Булгакова становится формой выражения субъективных устремлений автора. Они идилличны, как средневековые мечтания поэтов.

  1. Красная группа. Вопрос: Что не хватало мастеру, творческому человеку, в земной жизни? (Слайд №9)

В варианте 1936 года Мастер был наделен, внешним сходством с философом Иммануилом Кантом. Тогда Воланд в финале говорил Мастеру: "Свечи будут гореть, услышишь квартеты, яблоками будут пахнуть комнаты дома. В пудренной косе, в старинном привычном кафтане, стуча тростью, будешь ходить, гулять и мыслить". Найдите в 32 главе описание скачущего на коне мастера, сравните два описания. Выпишите из текста романа ключевые слова, характеризующие изменение внешности главного героя.

Если это философ, о чем мечтает мыслитель? Написать на отдельном листке слова, обозначающие то, чего так не хватало Мастеру и самому Булгакову в жизни.

Ответы учащихся (2 мин)

Мастер – художник, философ

Ботфорты со шпорами

У Булгакова Мастер - это "интеллектуальный обитатель земли", награжденный вечным покоем при переходе из земного времени в вечность. Неслучайно он был наделен, особенно в варианте 1936 г., внешним сходством с Кантом. Тогда Воланд в финале говорил Мастеру: "Свечи будут гореть, услышишь квартеты, яблоками будут пахнуть комнаты дома. В пудренной косе, в старинном привычном кафтане, стуча тростью, будешь ходить, гулять и мыслить".
Душевные страдания сломили М., и свое произведение, в отличие от автора трех великих "Критик", напечатанным он так и не увидел. Вновь обрести роман и соединиться со своей романтической возлюбленной М. может только в предоставленном Воландом последнем приюте.

  1. Синяя группа. Вопрос: Что получил Мастер за пределами земной жизни? (Слайд №10)

Найдите в тексте 32 главы диалог Воланда и Мастера. Что предлагает Воланд Мастеру? Что будет делать мастер у себя в вечном доме? Выпишите ключевые понятия на лист бумаги. Как решается Булгаковым проблема свободы творчества, если Мастер – творец, художник? Сравните, какие счастливые мгновения переживал Мастер в домике, когда писал роман?

Ответы учащихся (2 мин)

Писать при свечах гусиным пером

Сидеть над ретортой

вылепить нового гомункула

В "Мастере и Маргарите" Воланд обращался к герою так: ". о, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой. Прощайте! Мне пора. Здесь звучит мечта об абсолютной свободе художника у Булгакова.

Главной темой в заключительных главах романа Булгакова является тема человеческого счастья и свободы творчества. Эта проблема решается писателем во всей сложности, связывается с проблемой свободы личности в целом.

Поразительна здесь диалектика Булгакова в решении проблемы счастья и свободы художника. Она решается с опорой не только на свой личный опыт. Она решается с опорой на Пушкина, на его гениальные выстраданные стихи: "На свете счастья нет, но есть покой и воля. " (элегия Пушкина: "Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. "). Мечта об абсолютной свободе художника у Булгакова овеяна таким же трагическим чувством, как у Пушкина.

Полная свобода личности оказывается возможной только в романтических грезах и мечтах.

  1. Белая группа. Вопрос: Что не хватало Маргарите, любящей женщине, на земле? И что она получила, уйдя вместе с Мастером ? (Слайд №11)

Найдите описание вечного приюта Мастера в 32 главе. Прочитайте последний монолог Маргариты, обращенный к Мастеру. Судя по нему и вспомнив содержание романа, сформулируйте, чего так не хватало Маргарите в земной жизни? Что она получила в последнем приюте? Запишите ключевые слова на лист.

Ответы учащихся (2 мин)

Быть рядом с Мастером

Заботиться о нем

  1. Зеленая группа. Вопрос: Вечный приют, домик в прекрасном саду – заточение или освобождение? (Слайд №12)

Найдите описание вечного приюта Мастера в 32 главе. Прочитайте последний монолог Маргариты, обращенный к Мастеру. Выпишите ключевые слова на лист. Найдите детали, говорящие о тишине, покое, недостижимом счастье, которого не было у Мастера и Маргариты в земной жизни. Что символизирует ручей, который должны перейти Мастер и Маргарита?

Ответы учащихся (2 мин)

Мастер нашел приют

Маргарита завершает мысль Воланда: " - Слушай беззвучие, - говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я".

У Булгакова же М. уготован только Лимб, пространство между Адом и Раем, где обитают души младенцев, умерших без крещения, и невольные грешники.

Те, кого любит М. - это придуманные им герои. Он получает возможность творить вечно, он освобождается от Понтия Пилата и от памяти о пережитых страданиях, перейдя ручей, символизирующий реку забвения Лету: "Память Мастера, беспокойная, исколотая память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя".

Такая обитель - последний приют булгаковского героя.

Составление кластера из ключевых слов, выписанных учащимися.

Посмотрите на готовый кластер. Вернемся к таблице о Мастере. Заполните второй столбик (2 мин) (Слайд №13)

Что я знаю о жизни Мастера на земле?

Что я узнал существовании Мастера за пределами земной жизни?

Писал гениальный роман

Любил женщину, принадлежавшую другому

Затравлен советскими критиками

Сидел в психиатрической больнице

Отказался от своего творения

Он философ, мыслитель, художник

Мечта художника о полной свободе исполняется

Получает возможность творить

Освободился от памяти мучений

? Такое существование - наказание или награда?

Каждый из вас ответит на этот вопрос сам для себя, воплотите свои мысли в синквейнах.

Напишите синквейн, выбрав в качестве первой строчки существительное: награда или наказание?

Напишите синквейн на тему:

Награда или наказание?

1. Одно слово – имя существительное - тема синквейна

2. Два слова – прилагательные , которые могут быть соединены союзами или предлогами

3. Три слова – глаголы

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна

Происходящее в скалах наделено сакральным смыслом: только автор произведения может знать ту единственную фразу, то волшебное слово, которое способно снять заклятье. Воланд ничего не подсказывает мастеру, ибо его дело – показать, а задача мастера – воплотить, сделать.

При всем при этом в романе Булгакова явственно звучат пасхальные колокола. Есть Страстная седмица, действия Воланда в Москве ограничены временем. Воланд использует церковную символику в ее левостороннем значении. Бесы низвергаются в бездну по всем канонам православия. Только Христа нет. Не появляется и Иешуа Га-Ноцри.

Иешуа заменил для мастера Иисуса Христа. Мастер во Христа не верил, хотя верил в исторические события, связанные с гибелью пророка из Галилеи. Но знание истории, вера в то, что событие совершилось, не оставляет места Воскресению, хотя и не противоречит загробной жизни вообще и концепции мастера в частности. Мастер верит в бессмертие души, но не верит в спасение, потому он и обращается к сатане, потому-то он и сломлен, разбит, пуст. В своем романе мастер безнадежно похоронил Иешуа в яме вместе с разбойниками – в страшной братской могиле, не оставляющей надежды на воскресение. Иешуа воскреснуть не должен, не может, но если Пилат обладает бессмертной душой, если он вынужден пребывать в скалах, значит, тот, кого он послал на смерть, тоже обитает в каких-то метафизических далях.

Сразу же следует отделить визионера мастера от писателя Булгакова. Конечно, Булгакову прекрасно известно, как и где похоронен Иисус Христос, но взгляд мастера искажен, хотя сам он думает, что нетривиальность ви?дения и есть полная свобода, дарующая истину.

Читателю же подсознательно важен способ захоронения: из такой братской могилы вряд ли можно воскреснуть. И вовсе не потому, что, по словам мастера, яму завалили камнями, а потому, что он там не один. Его и после смерти самим фактом погребения уподобили изгоям. Иешуа не просто один из казненных разбойников, он и похоронен как разбойник – хотя бы и благородный по образу мыслей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Лужский приют принца Ольденбургского

10 Dunav. Вечный бой

10 Dunav. Вечный бой И если когда-нибудь случится беда, Найди верный камень там, где скалы у реки. Прочти то, что высекла холодная вода, Но ты эту тайну навсегда сбереги – На берегу очень дикой реки, На берегу этой тихой реки, В дебрях чужих у священной воды, В теплых лесах

Вечный, теплый Столешников

Вечный, теплый Столешников Ив самом деле, как прихожу сюда, в старый добрый Столешников, — словно какой-то невидимый порог переступаю: пусть за ним, этим порогом, зима, здесь всегда струится тепло. Наверное, это дыхание нашего древнего города согревает Столешников,

Последний приют: сербское кладбище в Колме

Вечный покой

Вечный покой Вот и Вестминстерское аббатство: тут запрятаны многие шпионы, даже майор Джон Андре, повешенный американцами во время Войны за независимость. «Меня взяли в плен американцы, — писал он в записке из тюрьмы, — полностью раздели и всего лишили, за исключением

1.5. Вечный шах

1.5. Вечный шах Вот идет человек. Он европеец. Он устал. От чего? От я и от метафизики тела при Я. А еще от иного внутри себя. А это уже ничья, конец философии поступка. Вовне — прогресс преходящего. Тишь, гладь да божья благодать. Внутри — зыбь вечного шаха. Кому шах? Себе. От

Читайте также: