Прощание с матерой распутин сочинение прогресс

Обновлено: 30.06.2024

Власть не пытается понять людей, которые жили на Матёре, состарились здесь и не мыслили своей жизни вне острова. На примере Дарьи автор показывает, как воспринимает эту трагедию народ. Пожилая женщина прощается с избой, как с покойником. Тяжело отрываться от родного уголка, очень не хочется переезжать в посёлок, где всё чуждо и незнакомо. Словно сочувствуя потерянным людям, бушует природа. Поражает молодой и крепкий листвень, который упорно противостоит и огню, и топору, напоминая людей, цепляющихся за обжитое место.

Как ни старались старожилы, отстоять родную деревню не удалось. Все вынуждены уехать, бросив родные дома и могилы предков. Из-за вопроса о переселении между старшим и новым поколениями возникает конфликт. Молодёжь принимает изменения с оптимизмом, дети рады грядущему прогрессу, жизни, которая сулит удобства и комфорт. Они не так привязаны к острову, как их старики. Дети убеждают родителей, что затопление острова – не такая уж большая цена за возможность жить в лучших условиях.

Повесть затрагивает множество нравственных проблем. Распутин хочет, чтобы наверху думали, прежде чем стирать с лица земли целые деревни, так как вместе с ними стираются огромные пласты истории, культуры, традиций и обычаев. Страна будет обеспечена электричеством, зато сотни людей лишатся родного уголка, всего, что им дорого. И, хотя социализм давно остался позади, деревням не грозит уничтожение, произведение Распутина остаётся актуальным. Повесть учит любить и уважать родителей, свою малую родину, не губить природу, не вмешиваться в её законы, а заботиться о ней, ценить свою жизнь.

Вариант 2

Будучи замечательным писателем, Распутин написал множество великолепных произведений, которые запомнились читателям за их реалистичность и интересный стиль, который применял автор. В данной повести он раскрывает такую проблему, которая возникла в его родной земле, и показывает то, как простой человек может повлиять на глобальные вещи и моменты, которые там происходят. Он считает, что Родина дает человеку настолько много значимых вещей, что даже осознать до конца всю их ценность, крайне сложно. В произведении показана проблема деревень, которые по злому року судьбы оказались в затоплении. Автор хочет показать людей, которые оказались вытесненными с родной земли, и отмечает, насколько им тяжело менять привычный быт, вместе с его традициями и культурой.

В произведении, однако, показаны и другие персонажи. Например, Петруха, который поджигает свой дом и хочет таким образом показать свое отношение к происходящему. Будучи человеком никчемным, он не смог сделать в своей деревне ничего хорошего, и поэтому даже отрицательные действия для него выглядят как нечто деятельное и полезное, хотя на самом деле это простой акт вредительства и вандализма. Для Дарьи, поступок молодого человека кажется невероятно возмутительным и странным, и она не понимает, как можно настолько жестоко прощаться со своим прежним домом. Произведение получилось очень живым, ярким и интересным.

По произведению Прощание с Матерой

Несколько интересных сочинений

Что такое великодушие? На эту тему рассуждают многие люди. Я думаю, что великодушие это особая черта характера человека, которая помогает относиться к людям с добротой и с некоторой снисходительностью.

В своём детстве моими любимыми играми были развлечения не на улице, а в маленьком семейном кругу. Я и мои родители играли в книги-головоломки, книги-приключения и разного рода задания из познавательных журналов любой тематике.

Мир писателя настолько чувствительный, осязаемый, внимательный, слышимый, что на поверхность выходят насущные проблемы, выявляются забытые детали. Небольшой изложенный текст Бунина как раз полон впечатлением героя, гаммой звуков

Однако повесть не столько восхваление родного края, сколько крик души. Описываются разоренные, загубленные, затопленные деревни, а также жители этих земель, которых насильно выселяют из тех мест, в которых они прожили всю жизнь, к которым привыкли и без которых не могут.

Нет, героев не манят технологии, возможности, развитый социум. Они привыкли к этому поселку, где в избах провели свое детство, где жили их родители в те времена, когда деревья были большими, когда жизнь была счастливее.

По мере прочтения старуху становится жаль. Кстати, все пожилые женщины Матеры сравнивают себя со старыми деревьями, которые пытаются пересаживать. Но это же бессмысленно. Именно это пытаются донести жители Матеры и читатель проникается подобной атмосферой с первых страниц.

2 вариант

Едва ли сюжет произведения можно назвать нетривиальным. Но в этом и кроется его соль: оно поднимает темы народные, близкие каждому жителю весей и поселков огромной страны.

Действие разворачивается в 60-е годы и имеет индустриальную подоплеку. Матера – это островная деревушка, расположенная на одном из островов на реке Ангара. В те годы началось строительство ГЭС, соответственно деревня будет затоплена в водах хранилища, которое образуется после постройки станции.

Для пожилого населения это становится трагедией. Неудивительно, ведь они душой приникли к родному месту, часть души уже заложена в каждом сантиметре родной земле. Здесь покоятся их предки, с этим местом связаны лучшие моменты их жизни. Их можно понять.

Эту ситуацию можно рассмотреть на примере главной героини, которая занимается побелкой родной хаты перед приездом санитарной бригады. Она настроена решительно против переезда в город.

Другие коренные тоже противятся переезду. Например, дед Егор, один из героев, вовсе не находит покоя в новых бытовых условиях, но находит покой на небесах. Он не принял на подсознательном уровне новое место жительства.

Молодежи легче принять участь деревушки на острове. Часть их души не была к ней прикреплена, поскольку они питали надежды на будущее. А будущее было тесно связано с переездом в город, где гораздо больше возможностей для самореализации. Они еще не утратили надежд, их мировоззрение свободно от местечковых предрассудков.

Символом краха местного традиционного уклада становится Хозяин острова, гибнущий под холодными сибирскими водами вместе с деревней. Надежду на вечную жизнь и память дает царская лиственница, которую санитарная бригада не может ни сжечь, ни срубить.

Произведение дает понять четкую мысль, что ничто не вечно. Но вечна память, вечна любовь к своей малой Родине. Человек должен задумываться над фундаментальными вещами: кто и куда он. Когда человек долго живет на одном месте, часть его духа остается там. С гибелью этого места погибает и часть души. Так же и с людьми, если задуматься, с гибелью близкого человека что-то в душе оставшихся в живых тоже умирает.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Прощание с Матерой Распутина

Популярные сегодня темы

Дети играли на берегу, они делали маленький кораблик и спускали на воду. В один момент детки увидели мышиную нору. Там находился мышонок, он пытался убежать от ребят, но его поймали. Мальчишка хотел убить мышонка

Художник располагает к себе через красоту простых, обыденных пейзажей. Работы, пропитанные теплом и любовью к родным краям, из-под кисти выходят с виду простыми уголками России

Аргумент о влиянии прогресса на мир. Прощание с Матерой

Согласны ли вы с тем, что изменения в мире неизбежны?

"Чтобы получить что-то новое, нужно пожертвовать чем-то старым"

Возможные тезисы:

Прогресс неизбежно влечет за собой измененияв мире

Прогресс напрямую влияет на социальные и культурные ценности людей

Человеческие потребности растут и вместе с этим меняются человеческие ценности

Потребности людей отражают их ценности

Аргумент:

На жителей островка, располагающегося на реке Ангара, обрушилась новость: землю придется затопить ради строительства новой ГЭС. Власти понимали, что это принесет неудобство людям и погубит маленький животный мир, но с другой стороны человечеству нужно удовлетворять потребности, поэтому приходится чем-то жертвовать.

Стариков известие сильно опечалило, для них Матера была не просто клочком земли, она была памятью о прошлом, связью с предками, неотъемлемой частью жизни. И пока старшее поколение переживало эту трагедию, более молодые жители острова радовались переезду в квартиры с удобствами. А когда пожилые люди недоумевали, как можно разорить кладбище, святое место, молодые работники относились к своему делу спокойно: это же санитарные нормы. И если бабка Дарья прощалась с избой, как с человеком, то сын ее соседки, Петруха, ради денег с радостью сжег дом своей матери, единственный дом, который хотели сохранить как памятник. Также нельзя не отметить разногласия этой старой женщины с внуком: она чувствовала вину перед всем родом и мысленно просила прощения за то, что не смогла защитить землю, а Андрей участвовал в затоплении острова и гордился этим, считая себя частью чего-то великого.

В результате мы видим, какие коррективы внес прогресс в список человеческих ценностей: старшему поколению важны труд на земле, религия и память, а тем, кто родился позже дороже комфорт, деньги и свободный доступ к благам цивилизации.

Научно-технический прогресс всегда оценивается неоднозначно. С одной стороны, он может принести обществу пользу, с другой стороны, он может повлечь большие проблемы. Научно-технический прогресс, который оказывает огромное влияние на человечество и на весь окружающий мир, имеет как достоинства, так и недостатки.

Проблемы научно-технического прогресса остаются актуальными по сей день, они находят отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных авторов.

Двигателем сюжета является то, что на месте деревни-острова Матеры собираются строить гидроэлектростанцию. С одной стороны, данное событие идет на благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую деревню. В данном факте прослеживается два негативных явления.

Во-первых, затапливая Матеру, люди уничтожат и всех представителей животного и растительного миров. Уничтожение животных, растений, насекомых и других существ не может не сказаться на экологической ситуации в стране и даже во всем мире. Если каждый человек будет уничтожать представителей природы ради достижения собственных целей, на планете будет настоящая катастрофа. В повести показано, что люди не осознают, что являются такой же частью природы, как и животные и растения, которые подвергнутся затоплению вместе с Матерой. В.Г. Распутин выражает мысль о том, что человек, уничтожая природу, приносит вред самому себе, поскольку человек и природа тесно взаимосвязаны друг с другом, так как если не будет природы, не будет и человека.

Во-вторых, представители молодого поколения не видят ничего плохого в строительстве ГЭС, некоторые из них выступают за технический прогресс. Представители молодежи рады тому, что государство, чтобы освободить Матеру от жителей, переселяет их в город, они довольны тем, что им удается переехать из деревни в город. Молодежи все равно на место, в котором прошло их детство, их не заботят чувства их пожилых родителей, бабушек и дедушек, которые болезненно воспринимают необходимость уехать из родных мест. Представители молодежи совершенно равнодушно относятся к могилам своих предков, в которых олицетворена не только память о собственных родственниках, живших раньше, но и память о прошлом в целом. В.Г. Распутин показывает, что молодое поколение ради строительства гидроэлектростанции, символизирующей в повести технический прогресс, готово отказаться от прошлого, что, несомненно, приведет общество к повторению ошибок прошлого, к настоящим катастрофам.

В.Г. Распутин довольно ярко выражает собственную позицию: он находится на стороне представителей старшего поколения, которые негативно относятся к затоплению Матеры, которые до последнего остаются в деревне, не желая уезжать в город. Автор показывает, что старуха Дарья и другие пожилые жители ценят природу, с любовью относятся к тому месту, где прошла их жизнь и жизнь их предков, которых они ценят и уважают.

Игнатьичу удается захватить на крючок огромную рыбу, которая после борьбы выносит его в реку. Игнатьич хочет поймать царь-рыбу, имеющую огромный размер. Попытки выловить царь-рыбу со стороны Игнатьича становятся демонстрацией того, как человек уничтожает природу. Цели Игнатьича по отношению к царь-рыбе подчеркивают сложные и противоречивые отношения между человеком и природой. Важно, что именно Игнатьич стремится поймать рыбу, у которой в свою очередь не было даже цели причинить вред человеку.

Попытки Игнатьича выловить царь-рыбу оказываются долгими и безуспешными. Автор показывает, что сам Игнатьич оказывается в воде, имея небольшие возможности спастись. Игнатьич, как и его жертва, оказывается на грани жизни и смерти. Автор показывает, что Игнатьич и царь-рыба оказываются в равном положении.

Находясь в воде, Игнатьич мучится угрызениями совести, считая, что происходящее – это наказание за его плохие поступки, он раскаивается во всех своих грехах, включая и браконьерство, которое он хотел совершить. Только тогда, когда царь-рыба уплывает от него и он ощущает, что ему даровали еще один шанс на жизнь, Игнатьич задумывается о праведной жизни. Автор показывает, что жестокое отношение к природе не может привести человека к счастью, что неравнодушное отношение к природе необходимо для благополучного существования человека рядом с природой, от которой зависит жизнь человечества.

Наум Евстигнеич сомневается, что то, о чем говорит Юрка, действительно будет в реальной жизни, однако восьмиклассник уверен в том, что наука и техника будут развиваться, так как то, что могут его современники, не могли совершить предки. Юрка, говоря о том, что ученые проводят исследования, ставят опыты, проверяя их на себе, приводит в пример чуму, с которой научились бороться, в то время как раньше от нее умирали; бешенство, от которого придумали сорок уколов, благодаря которым человек не умирает, а продолжает жить; туберкулез, который можно вылечить за полгода, хотя раньше он был неизлечимой болезнью.

В.М. Шукшин выражает мысль о том, что научно-технический прогресс помогает человечеству познавать окружающий мир, расширяет возможности человека, делает его жизнь более удобной.

Но, как показывает автор, Шариков не стал человеком в полном смысле этого слова. Он продолжал бросаться на кошек, лаять на них и на людей, с каждым разом наглея. Шариков видит в профессоре Преображенском своего противника, он шантажирует его, угрожая совершить на него донос. Автор демонстрирует, что можно дать собаке документы, подтверждающие его личность, но сделать из нее истинного человека невозможно. М.А. Булгаков показал, что Шариков был человеком только в физическом плане, внутренне он оставался животным. Эксперимент оказался неудачным, поскольку профессору Преображенскому удалось лишь физически перевоплотить собаку в человека, человечностью же Шарика ему наделить не удалось. Сама реальная жизнь показывает, что человека нельзя сделать, что нельзя превратить животное в человека, тем самым нарушив законы природы. В повести выражается мысль о том, что для того, чтобы быть человеком, мало иметь физическое сходство с ним, важно обладать человеческими качествами, которые формируются и развиваются в процессе социализации, рядом с другими людьми.

Показывая, что собака в результате научного эксперимента может иметь внешность человека, М.А. Булгаков демонстрирует опасность, которую несет научно-технический прогресс. Огромный научный прогресс, который совершает профессор Преображенский, на самом деле приводит к ужасным последствиям. Повесть заставляет задуматься над тем, что перед совершением какого-то научного открытия нужно предполагать, к каким негативным последствиям оно может привести и какими мерами можно воспользоваться, чтобы их предотвратить и истребить в случае совершения. Также повесть заставляет осознать, что наука постоянно развивается, но она не всесильна, она не может полностью подчинить себе природу, принося пользу только человеку, поскольку он является частью природы, а не ее хозяином. Демонстрируя, что профессор Преображенский, осознавая ошибочность своего научного эксперимента, превратил Шарикова обратно в пса, М.А. Булгаков поднимает проблему ответственности ученного за свои научные исследования.

Р. Брэдбери показывает, как технический прогресс меняет жизнь людей, их ценности и духовные составляющие. Существование большинства людей стало потребительским, в обществе нет понимания того, что такое любовь, семья, дружба. Жертвы технического прогресса не знают, что такое свобода, ту несвободу, которая у них есть, они считают нормой. Технологии приходят на смену книгам, которые, противореча тоталитарному государству, запрещаются им и уничтожаются, что подчеркивает существующую бездуховность и отсутствие культурных ценностей.

Однако в романе выражается мысль о том, что проекты научно-технического прогресса могут принести человечеству не только пользу, но и вред. Докторам Штраусу и Немуру удается повысить интеллектуальные способности Чарли Гордона, но то, что они повышаются с каждым днем, становится для центрального персонажа настоящим несчастьем. Он вновь теряет возможность общаться с окружающими его людьми, но если раньше он не дотягивал до умственного развития других, то теперь остальные люди казались Чарли Гордону глупцами. Ставшему гением главному герою было сложно найти общий язык с людьми со средними умственными способностями. Из-за этого, а также из-за того, что Чарли Гордон понимал психологию людей, он не мог стать счастливым, так как окружающая действительность была слишком несовершенной, что не могло не беспокоить главного героя. В романе описаны внутренние переживания главного героя, который вспомнил, как все детство стремился стать умным, чтобы мать гордилась им, чтобы она никогда не попрекала его и не злилась на него.

Еще больший вред научный эксперимент принес для Чарли Гордона, когда тот резко начал терять появившиеся в результате операции умственные способности. Как центральный персонаж быстро стал гением, так же быстро он вернулся в прежнее состояние. Автор показывает, что научный эксперимент сначала дал человеку шанс на обычную жизнь, а затем отобрал его. Пытающиеся бороться с самой природой Чарли Гордона доктора Штраус и Немур не смогли одержать победу, только причинив подопытному внутренние терзания во время эксперимента.

Вывод

Читайте также: