Промежуточная аттестация по литературе 10 класс сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Учебник: Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./ Ю.В. Лебедева - М.: Просвещение, 2019.

Время, отводимое для выполнения работы- 35 минут.

Критерии выставления отметок:

1. Контрольная работа состоит 14 заданий, которые предполагают краткие ответы.

Каждое задание оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 14.

Ответы к контрольной работе

3.Иван Александрович Гончаров.

4.Фёдор Иванович Тютчев.

5.Михаил Юрьевич Лермонтов.

6.Эпитеты (присутствует инверсия).

9.Александр Сергеевич Пушкин.

14.Константин Николаевич Батюшков.

4. Александр Сергеевич Пушкин.

5. Лев Николаевич Толстой.

6.Александр Николаевич Островский.

7. Эпитеты (присутствует инверсия).

9. Михаил Юрьевич Лермонтов.

12.Николай Алексеевич Некрасов.

Промежуточная аттестация

Контрольная работа

1. Какое литературное направление господствовало в литературе II половины 19 века? Запишите название направления.

7. Назовите произведение и автора романа-эпопеи, включающего в себя панораму Отечественной войны 1812 года.

8. Назовите произведение, которое является по жанру поэмой-эпопеей, описывающее странствия простых людей из народа в поисках истины.

9. Запишите ФИО литератора. В его день рождения звонили колокола в честь праздника Вознесения. Он имел возможность получить образование в Лицее, который был открыт императором Александром I в 1811 году.

Промежуточная аттестация

Контрольная работа

1. Какой литературный журнал был открыт ещё А.С. Пушкиным в 19 веке? Запишите название данного журнала.

2 .Н.В. Гоголь смог создать 1-ый сборник повестей о народных легендах жителей Украины. Назовите сборник.

3. Какую деятельность Тютчев успешно сочетал с поэтическим творчеством?

5. Запишите ФИО литератора. По рождению и воспитанию он принадлежал в России к высшей помещичьей знати. По отцовской линии среди его предков сподвижник Петр I, герой Отечественной войны 1812 года. По материнской линии он принадлежал к старинному роду князей Болконских. По материнской линии он был и родственником А.С. Пушкина. Он же создатель азбуки для обучения крестьянских детей.

9. Запишите ФИО литератора Он родился в 1814 году. Его воспитанием занималась бабушка. Имел военное образование, поскольку получал образование в Школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров.

10. Назовите направленность лирики А.А. Фета.

11. К.Н. Батюшков был основоположником особого вида поэзии. Назовите разновидность.

Проведение промежуточной аттестации по литературе в 10 классе является очень эффективной формой работы по подготовке к выпускному итоговому сочинению. В нашем лицее решение о проведении промежуточной аттестации по литературе в 10 классе было принято на августовском педагогическом совете, чему предшествовала инициатива учителя литературы, работающего в 10 классе, и обсуждение данного предложения на методической кафедре.

Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе состоит из двух частей:

I часть – устный ответ на вопрос (по билетам)

II часть – защита своей письменной работы (сочинение-рассуждение в формате итогового выпускного сочинения по одной из тем, предложенных одиннадцатиклассникам Ростовской области в ноябре 2014 года)

Уже в сентябре ученики были ознакомлены с предстоящей формой проведения промежуточной аттестации, ознакомлены с тематическими направлениями (блоками) сочинений, в ноябре темы были конкретизированы.

Вопросы по билетам (курс 10 класса) были составлены в соответствии с программой (авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев)

Вопросы по литературе

16 мая была проведена промежуточная аттестация. В результате, обучающиеся повторили учебный материал за 10 класс, получили полезный опыт в написании сочинений по литературе в соответствии с критериями итогового выпускного сочинения.

I часть – устный ответ на вопрос (по билетам)

II часть – защита своей письменной работы (сочинение-рассуждение в формате итогового выпускного сочинения по одной из тем, предложенных одиннадцатиклассникам Ростовской области в этом учебном году)

Вопросы по билетам (курс 10 класса) составлены в соответствии с программой по литературе (авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев).

Все вопросы ориентированы на проверку выполнения требований к уровню подготовки десятиклассников и опираются на художественные тексты, соответствующие Государственному Стандарту содержания литературного образования, базируются на литературном материале, который изучался в 10 классе. Предлагаемые вопросы направлены не только на проверку знаний за курс 10 класса, но и на выявление способности к практическому их применению.

В некоторых билетах, связанных с творчеством поэтов, предполагается чтение поэтических произведений (или отрывков) наизусть.

При оценивании устного ответа по литературе учитывается глубина и прочность знаний, полученных в рамках литературного образования.

В целях повышения объективности при выставлении оценки рекомендуется анализировать ответ ученика по следующим критериям:

  • понимание вопроса, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
  • привлечение необходимого объёма литературного для ответа на поставленный вопрос, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;
  • аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств, обоснованность выводов;
  • использование необходимых для ответа литературоведческих терминов и понятий;
  • композиционная стройность ответа;
  • умение выразительно читать наизусть;
  • ясность и точность выражения мыслей, речевая грамотность.

II часть – сочинение рассуждение. Работа должна быть заранее самостоятельно написана учеником по одной из предложенных тем (на выполнение этой работы отводилось несколько месяцев). Работа должна быть написана аккуратным почерком (или напечатана на компьютере) на листах формата А4, к работе обязательно должен быть составлен сложный план (на отдельном листе). Рекомендуемый объём сочинения примерно 150-200 слов (меньше, чем в выпускном итоговом сочинении 11 класса). Обучающийся читает свою работу вслух перед аттестационной комиссией, предварительно предоставив план. Работа должна соответствовать критериям итогового выпускного сочинения по литературе.

Презентация на тему: " Промежуточная аттестация в форме сочинения по литературе (10-е классы)" — Транскрипт:

1 Промежуточная аттестация в форме сочинения по литературе (10-е классы)

2 Информация по проблеме в интернете _13.html

3 Тематика сочинений: типы формулировок 1.Формулировка в виде проблемного вопроса. 2.Формулировка в виде утвердительного суждения, нацеливающего на определенную проблему. 3. Цитатная формулировка. 4. Формулировка, ориентирующая на анализ и интерпретацию эпизода прозаического или драматического произведения. 5. Формулировка, предполагающая анализ и интерпретацию лирического стихотворения.

10 Возможные жанры сочинений 1.Эссе. 2.Характеристика литературного героя. Сопоставительная характеристика персонажей. 3.Литературоведческая (школьная) статья Анализ и интерпретация эпизода Анализ и интерпретация лирического стихотворения.

11 Эссе - это сочинение школьника, предполагающее такое раскрытие темы, при котором совмещаются литературоведческий и философско-этический аспекты ее освещения. В эссе ученик наиболее свободно выражает свое эмоционально- личностное понимание темы. Ведущие стилевые черты эссе: экспрессивность, ассоциативность, образность, субъективность.

13 Литературоведческая (школьная) статья - это сочинение, ориентированное на научный жанр литературоведческой статьи. В его основе – рассмотрение конкретной литературоведческой проблемы: жанра, композиции, описаний (портрета, пейзажа, интерьера), рамочного комплекса (заголовка, посвящения, эпиграфа, авторского предисловия и др.), идейного смысла текста в целом.

14 Анализ и интерпретация эпизода -это сочинение, которое является разновидностью школьной литературоведческой статьи. Пишется на основе анализа эпизода – условно вычленяемой структурной единицы текста, которая осмысляется в контексте целого. Эпизод – относительно законченный фрагмент текста, обладающий своей структурой: микросюжетом, описаниями, композицией, авторским идиостилем.

15 Анализ и интерпретация лирического стихотворения -это сочинение, которое также является разновидностью школьной литературоведческой статьи. Пишется на основе целостного структурного анализа лирического текста и осмысления его пафоса (мироощущения лирического героя). Рассмотрение стихотворения в его интертекстуальных связях и литературном контексте придаст сочинению большую глубину.

16 Критерии оценивания литературного содержания сочинения Глубина / полнота раскрытия темыБаллы Экзаменуемый четко формулирует тезис (главную мысль сочинения), аргументирует его в соответствии с формулировкой темы; тезис аргументируется с опорой на текст литературного произведения (а также литературную критику); тема раскрыта. 3 Экзаменуемый формулирует тезис, аргументирует его в соответствии с формулировкой темы, опираясь на текст литературного произведения, но недостаточно полно и убедительно; тема раскрывается недостаточно глубоко. 2 Экзаменуемый раскрывает тему и аргументирует свои суждения поверхностно ; не вполне корректно привлекает аргументы из литературного текста. 1 Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения; не приводит убедительных примеров из литературного текста. 0

17 Критерии оценивания Знание текста художественного произведенияБаллы Экзаменуемый показывает знание текста, обращается к нему в своих суждениях (анализирует микротемы и мотивы, комментирует их, цитирует). 3 Экзаменуемый обнаруживает недостаточное знание текста, недостаточное умение его анализировать и комментировать Экзаменуемый подменя ет анализ пересказом 2121 Экзаменуемый обнаруживает незнание текста, неумение его анализировать и комментировать. 0

18 Критерии оценивания Литературоведческая компетентностьБаллы Экзаменуемый грамотно и целесообразно использует термины и понятия литературоведения. 2 Экзаменуемый использует термины литературоведения, но не вполне корректно и целесообразно. 1 Экзаменуемый не использует термины и понятия литературоведения. 0

19 Критерии оценивания Композиционная цельностьБаллы Сочинение характеризуется композиционной стройностью, его структурные части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности изложения и необоснованных повторов. 2 В композиции сочинения есть недочеты, нарушения последовательности изложения или необоснованные повторы. 1 Сочинение композиционно не выстроено, допущены грубые нарушения последовательности его смысловых частей. 0 Максимальный балл10

20 Рекомендации по переводу баллов в школьные оценки 8,9,105 6,74 4,53 0,1,2,32

21 Критерии оценивания грамотности и фактической точности ГК1Соблюдение орфографических нормБаллы Орфографических ошибок нет или допущено не более одно ошибки 2 Допущены 2-4 ошибки1 Допущено более 4 ошибок0 ГК2Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет или допущено не более2 ошибок2 Допущено 3-5 ошибок1 Допущено более 5 ошибок0 ГК3Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок или допущена 1 ошибка2 Допущены 3 ошибки1 Допущено более 3 ошибок0

22 Критерии оценивания грамотности и фактической точности ГК4Соблюдение речевых нормБаллы Речевых ошибок нет или допущены 2 ошибки2 Допущены 3-5 ошибок1 Допущено более 5 ошибок0 ФКФактическая точность письменной речи Фактических ошибок нет или допущено 1 ошибка2 Допущены 2-3 ошибки1 Допущено более 3 ошибок0 Максимальный балл10

23 Рекомендации по переводу баллов в школьные оценки 8,9,105 6,74 4,53 0,1,2,32

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 250 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится 0 баллов.

Сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём и текстами художественных произведений). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Комплект тем сочинений для промежуточной аттестации

10 класс

НОМЕР ТЕМА
1 Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
2 Как характеризует человека его мечта?
3 Опасна ли месть для самого мстителя?
4 Чего лишены люди, равнодушные к искусству?
5 Добрым рождаются или становятся?

Примечание: в комплект тем промежуточного сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью направлений:

1. Отцы и дети
2. Мечта и реальность
3. Месть и великодушие
4. Искусство и ремесло
5. Доброта и жестокость

Читайте также: