Произошла чудовищная деинтеллектуализация тв сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Юрий Михайлович Поляков – российский писатель, публицист, драматург и поэт в своей статье затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему патриотизма. Она является актуальной в любое время, так как во все времена существовало такое качество, как патриотизм. Во все времена люди любили свою родину и сражались за нее, именно патриотизм, то есть любовь к своей отчизне подталкивал их к этому.
Юрий Михайлович Поляков рассказывает нам историю об объявлении в автобусе, в котором предлагалась помощь в избегании армии. И о том, как

многие люди стремятся получить документы, которые помогут им это сделать. Речь идет об отсутствии патриотизма в современном обществе.
Авторская позиция мне ясна, Юрий Михайлович убежден, что в отсутствии патриотизма в обществе виновата власть, которая не акцентирует внимание на патриотическом воспитании подрастающего поколения. Несомненно, так и есть, ведь дети получают воспитание от своих родителей, а те – от своих. Но вспомним, как в годы развала СССР патриотизм приравняли к ругательным словам, и быть патриотом было стыдно.

Что же тогда ожидать от современной молодежи, в которой воспитаны совсем

не патриотические принципы.
Я полностью согласна с мнением автора и так же как и Юрий Михайлович считаю, что патриотизм в редких случаях можно воспитать в себе самому. Самое главное – родители, бабушки, дедушки и общество должны воспитывать в человеке это качество.
Проблема патриотизма хорошо освещена в литературе. Вспомним роман-эпопею Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. На примере главнокомандующего российской армией Кутузова мы видим, насколько сильной может быть любовь к своему отечеству. Он настолько сильно любил свою страну и верил в силы своей малочисленной и слабой армии, что смог победить войну.

Он давал наставления и разрабатывал стратегии – все для того, что бы спасти свою родину от вражеской напасти.
Патриотизм – важное качество человеческой личности. Героические поступки настоящих патриотов во все времена спасали и продолжают спасать свою родину. Обратимся к повести В. Быкова “Сотников”.

В этом произведении рассказывается о двух партизанах, попавших во время войны в плен к немцам. Их пытали и заставляли согласиться на сотрудничество. Один из них согласился, побоявшись смерти, и решил предать свою страну.

А другой, несмотря на все тяготы и пытки решил, что смерть лучше, чем предательство родины.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что патриотизм – это замечательное качество, которое должен иметь каждый из нас. Ведь на патриотизме основывается мир в стране, уважение к истории и своим соотечественникам.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Вариант 6 Сенина 2018. Текст О. Пташкина. Проблема влияния телевидения на общество и человека..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!

Телевидение как часть СМИ уже давно является одним из наиболее главных поставщиков информации для общества. Но какова актуальная ситуация с российским телевидением сегодня?

Именно проблему влияния СМИ (в частности телевидения) на общество ставит в указанном тексте О.П. Пташкин, русский журналист и политический деятель, описывая сегодняшнюю ситуацию в российском телевидении.

Телевидение - это мощная сила, влияющая на общество, одно из основных орудий пропаганды (27 предложение).

Российское телевидение уничтожает своих граждан, хотя это происходит не буквально, а более умным способом – прививанием ложных ценностей, развитием моды на бездуховность, алчность, аморальность (19 предложение). Таким образом, разрушаются фундаментальные ценности человеческого общества, такие как: уважение к старшим, любовь к ближнему, милосердие к угнетённым теперь становятся не модными – и всё это навеяно трендами телевидения.

Позиция О. Пташкина предельно ясна: он считает, что современное российское телевидение разрушает фундаментальные человеческие ценности, обедняет внутренний мир, прививая моду аморальности. С мнением автора невозможно не согласиться. Действительно, телевидение сейчас представляет собой рекламу трендов бездуховности, а о главной своей функции – просвещении, руководители телеканалов и вовсе позабыли в погоне за рекламными деньгами…

Рассуждая над этой проблемой, мне на ум пришло произведение советского писателя и общественного деятеля Д. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Печально осознавать, что современное телевидение напрочь забыло о просвещении граждан. Сейчас телевизор - это рассадник аморальности, бессмыслия и бездуховности. А ещё неприятней от того, что мы, рядовые граждане, никак не можем на это повлиять.

1. Вспомогательные вопросы к текстуальному комментарию:

1. На каком материале автор раскрывает проблему?

2. На какие аспекты проблемы он обращает внимание?

3. Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?

4. Почемуименно эти аспекты его волнуют?

Обратите особое внимание на третий вопрос: именно он поможет проследить за ходом авторской мысли. Аспекты проблемы помогут увидеть:

* композиционные приемы, использованные автором

* подтекст (способность слов, словосочетаний, предложений в отдельных фрагментах текста таить в себе скрытый смысл, который может кардинально изменить истолкование текста).

Текстуальный комментарий – синтаксические конструкции:

  • Проблему (чего?) автор раскрывает на примере…
  • Этот вопрос автор раскрывает, изучая…
  • Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с (иронией, тревого, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что…
  • Комментируя данную проблему, хочется отметить ее (типичность; новизну; актуальность ит.д.)
  • проблема актуальна особенно сегодня, потому что…
  • Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд ее интересных аспектов; ее аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)
  • Автор текста обращает внимание читателя на…
  • Писатель, ведя повествование от лица…, дает возможность…
  • Две контрастные картины – и читатель понимает, что…
  • Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому…
  • Автор так воссоздает эту историю, что…
  • Каждая реплика героя (ев) текста позволяет понять, что…
  • Избранный автором художественный прием… усиливает эмоциональное воздействие рассказа…
  • В… (диалоге, художественной детали и т.д.) проясняется художественный замысел автора…
  • Композиционный прием (указать, какой (-ие)… помогает автору…
  • Избранный автором художественный прием (указать, какой (-ие)… помогает глубже понять…, усиливает эмоциональное воздействие текста.
  • Проникновенность авторской речи объясняется тем, что…
  • Контраст в тексте воссоздает реальные жизненные конфликты, через которые познается…
  • Автор объективно показал, почему…
  • … - все это дает возможность автору показать…
  • Интересен у автора способ раскрытия характера героя…
  • В читателе писатель предполагает единомышленника, и потому…
  • Автор за частными судьбами видит…, и поэтому на протяжении всего текста звучит мысль о…
  • Текст привлекает внимание не только композиционным построением, но и глубиной авторской мысли, …
  • … ярко выражен внутренний конфликт, благодаря чему внимание читателей приковано к…
  • Взаимодействие текста и подтекста позволяет…
  • Художественные детали помогают автору подчеркнуть…
  • Автор почти не дает портретных характеристик, их заменяют…
  • Композиция текста помогает понять, что…
  • Автор не делает прямых выводов, а…
  • Автор убедительно показывает, что… В этом ему помогает (подтекст; прием иронии и т.д.)
  • Писатель стремится к такому изображению жизни, когда читатель получает возможность…
  • Автор замечает, что…
  • Художественный прием контраста, удачно примененный здесь писателем, подчеркивает…
  • …, замечает автор,…
  • Не случайно писатель особо подчеркивает…
  • Писатель всем ходом повествования доказывает…
  • Автор обосновал справедливость своих суждений, используя…
  • Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:…
  • … - вот авторская позиция по данной проблеме.
  • Автор считает, что… и т.д.

Концепционный комментарий:

  • На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям.
  • Эмоциональность, экспрессивность текста достигается употреблением…
  • По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни.
  • Автор дает прямые оценки явлениям и событиям…
  • Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…
  • Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.
  • Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что…
  • Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.
  • Обосновывая (доказыва) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.
  • Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.
  • Автор считает, что…
  • Автор утверждает, что…
  • Автор убеждает, что…, и подобная уверенность небезосновательна.
  • Автору важно убедить читателя в том, что… и т.д.

1. Проблему губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие и сознание ребенка автор раскрывает на примере детских рисунков, обнаруженных героем его рассказа.

Композиционные приемы повтора, усиления и противопоставления позволили Шаламову подчеркнуть главное: безыскусные, лишенные детской фантазии рисунки — самое сильное и самое убедительное обвинение сталинскому режиму. Взаимодействие текста и подтекста показало, что ужасный, абсурдный мир стал для ребенка обыденной реальностью. Ему и в голову не приходит, что жизнь может быть солнечной, безоружной. Заборы с колючей проволокой ограничили не только пространство, свободу, но и сознание маленького художника: он лишен эмоций, фантазии, сказки.

1. Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблему текста. Сфор­мулируйте позицию автора. При комментировании можете использовать подсказки — материал для сочинения.

Чтобы лучше осознать необходимость защиты природы, мы должны определить, чем же мы обязаны животному миру, кроме того, что сами являемся его представителями.

(По А. Агееву)

Материал для сочинения:

Автор поднимает такую актуальную проблему, как. По мнению Агеева, в своём отношении к миру человечество должно руководствоваться простым принципом. Не случайно автор цитирует. Эти слова напоминают нам о том, что. Действительно, человек не должен забывать о том, что.

Я думаю, что позицию автора можно сформулировать следующим образом.

2.Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. При комментировании можете использовать подсказки — материал для сочинения.

Как бы ни был увлечён человек историей, спортом или математикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.

Ведь что такое культура? Культурным мы называем всё, что обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему приложены усилия. Культурное противоположно дикому. Яблоня-дичок даёт кислые, сморщенные плоды, в рот не возьмёшь. Яблоня, над которой работали, даёт плоды большие, красивые и вкусные. Это культурное растение. Так и в человеке: у него есть культура мысли, если он много учился, и культура поведения, если его хорошо воспитывали, и культура тела, если он занимался спортом. А культура чувств? Культура желаний? Культура интересов? Эти виды культуры тоже не приходят сами собой, тоже требуют работы, воспитания и самовоспитания. Иначе выходит человек-дичок, дикий человек среди развитых, культурных людей. Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, — дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своим телом, своими движениями, чувствами, интересами.

(По С. Соловейчику )

Материал для сочинения:

Что такое. Какого человека можно назвать …? Такие вопросы привлекли внимание Симона Соловейчика.

Размышляя над поставленной проблемой, автор подчёркивает, что культурным принято называть. Соловейчик проводит аналогию между. (Автор сравнивает. ) Публицист пишет о. По его мнению, дикарь в наши дни — это.

Таким образом, автор приходит к следующему выводу.

3. Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. При комментировании можете использовать подсказки — материал для сочинения.

Как украсилась бы жизнь, если бы каждый человек мог знать, на что он способен! Ведь каждый может куда больше, чем ему кажется, — он и смелее, чем он себя считает, и выносливее, и сильнее, и приспособленней. В голодную зиму ленинградской блокады мы насмотрелись на чудеса человеческих душ. Именно душ, прежде всего душ, потому что в этих истощённых, изглоданных муками телах поражала энергия души, её стойкость. Теоретически даже медицина не могла представить организм, способный вынести столько лишений. Для человека — как и для стали, для проводников, для бетона — существуют пределы допустимых нагрузок. И вдруг оказалось, что пределы эти можно превзойти и люди могут жить не физическими силами — их не было, они были исчерпаны, а люди продолжали жить и действовать силами, не предусмотренными медициной: любовью к Родине, ненавистью, злостью.

Но ведь и в будничной жизни бывают такие нечаянные часы, когда человек реализует себя с необычайной полнотой. Невесть откуда — и нахлынут силы, и ум заострится, вскипит воображение.

Вот это-то важно: возможность такого состояния, когда человек превосходит себя, свои обычные способности и пределы. Значит, это возможно, а если это возможно однажды, то почему не дважды и не каждодневно? Ресурсы человека ещё плохо изучены.

(По Д. Гранину )

Материал для сочинения:

Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу.

4. Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. При комментировании можете использовать подсказки — материал для сочинения.

Произошла чудовищная деинтеллектуализация ТВ. Писателя на экране заменил скетчист, историка — журналист, кое-что почитавший по истории, учёного — полуневежественный популяризатор. Остались, конечно, ещё реликты профессионализма, но я говорю о тенденции.

(По Ю. Полякову )

Материал для сочинения:

В центре внимания Ю. Полякова проблема . Автор не на шутку встревожен. Сравнивая. он приходит к выводу, что. Особое удивление Полякова вызвано тем, что. Не случайно текст завершается. Итак, размышления автора приводят его к следую

4. Какой из комментариев в большей степени соответствует содержанию текста? Предложите свой вариант комментария по основной проблеме текста.

Комментарий к основной проблеме текста .

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

II. Выберите наиболее удачную формулировку темы текста:

III. Определите формулировки, которые соответствуют поднимаемым в тексте проблемам:

VI. Предложите свой вариант комментария к проблеме.

Отражение позиции автора исходного текста.

Прочитайте текст. Выберите правильные формулировки проблемы текста.
Только во второй половине XVIII века личность человека начинает постепенно обретать силы, находить в себе чувство собственного достоинства и получать в жизни иные цели, кроме рептильного продвижения по служебной лестнице о четырнадцати ступенях.

Личность, личностное начало существовали в русской культуре всегда. Разве не личности митрополит Илларион, князь Владимир Мономах, Даниил Заточник, Афанасий Никитин, Максим Грек, Иван Грозный, а потом бесчисленное количество деятелей эпохи Смуты и последующего времени, а затем протопоп Аввакум, царь Пётр, Ломоносов, Державин, Новиков и многие другие.

Но только Пушкин осознал свою свободу от двора, своё истинное значение как человека, как поэта. Памятник ему в его представлении вознёсся выше Александрийского столпа, т. е. памятника Александру I. От двора он не принимал, в отличие даже от Державина, золотых табакерок. Именно поэтому для него было так оскорбительно получить звание камер-юнкера — получить свою ступень при императорском дворе. (Д. Лихачёв)

1. В тексте поднимается проблема свободы.

2. Автор размышляет над проблемой исторической памяти.

3. В чём проявляется личностное начало человека?

4. В чём заключается чувство собственного достоинства человека? Какова роль поэта в жизни общества?
Соотнесите формулировки проблем текста Д. Лихачёва с позицией автора и запишите ответ.

1. Что является важнейшим качеством сформировавшейся личности?

2. Какова истинная цель жизни?

3. Проблема свободы личности.

а) человек должен прежде всего стать личностью, найти своё

предназначение, которое не ограничивается карьерным ростом или

заботой о материальном благополучии;

б) человек, осознавший свою свободу, находит в себе силы служить не

власти, а идеалам истины и добра;

в) личность немыслима без развитого чувства собственного достоинства.
Позиция автора.

Как прокомментировать позицию автора?
Речевые образцы для комментирования авторской позиции

словно приглашает вместе с ним полюбоваться …;

с интересом наблюдает за тем …;

любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о ….

Автор с болью в сердце пишет о том, что …;

с горечью говорит о…

у автора вызывает негодование …;

автор не может мириться с тем …;

с горькой иронией пишет о том …;

свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…

Автор размышляет о …;

словно приглашает читателя к диалогу …;

делится своими мыслями, наблюдениями …;

ставит перед читателями важную, злободневную проблему …;

пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.

Задание. Этически корректно возразите автору данного утверждения:
Безволие, никчёмность – родная сестра подлости (В. Сухомлинский).
Памятка

Как корректно возразить автору, излагая свою позицию

Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что.

Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что.

На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.

Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.

Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что.

Автор, несомненно, прав, утверждая, что. но я убежден, что его мнение о. вызовет читательскую дискуссию, так как.

Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что.

По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что. Автор справедливо осуждает. однако я не могу согласиться с тем, что.

Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: .

Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что.

Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что.

Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что.

Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что.

Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что.

Вызывает сомнение тезис о том, что.

Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.

Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.

Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п.

Аргументация собственной позиции.

1) История знает множество примеров того, что величайшие научные открытия использовались против человечества. Люди

придумали порох, динамит, ядерное, химическое и бактериологическое оружие. Тысячи учёных по всему миру до сих пор изобретают новые изощрённые средства для массового уничтожения людей. К сожалению, не все учёные задумываются об ответственности перед человечеством за свои открытия.

1) Действительно, с самого детства в нашу жизнь входят народные сказки, стихотворения А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина. Все эти произведения учат ребёнка добру, пониманию того, что такое красота, и указывают путь к духовным высотам.

2) Чтение художественной литературы должно быть медленным и вдумчивым. Ведь художественное произведение — это сложная система переплетённых образов и мотивов, это особый мир, отражающий авторское видение действительности. Однако проникнуть в этот мир, понять его законы может только вдумчивый читатель, чутко прислушивающийся к авторскому голосу и многоголосью героев, внимательный к художественным деталям.

Чтобы лучше осознать необходимость защиты природы, мы должны определить, чем же мы обязаны животному миру, кроме того, что сами являемся его представителями.

Материал для сочинения:

Автор поднимает такую актуальную проблему, как. По мнению Агеева, в своём отношении к миру человечество должно руководствоваться простым принципом. Не случайно автор цитирует. Эти слова напоминают нам о том, что. Действительно, человек не должен забывать о том, что.

Я думаю, что позицию автора можно сформулировать следующим образом.

Аргументация собственного мнения по проблеме.
Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. При комментировании можете использовать подсказки — материал для сочинения.

Как бы ни был увлечён человек историей, спортом или математикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.

Ведь что такое культура? Культурным мы называем всё, что обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему приложены усилия. Культурное противоположно дикому. Яблоня-дичок даёт кислые, сморщенные плоды, в рот не возьмёшь. Яблоня, над которой работали, даёт плоды большие, красивые и вкусные. Это культурное растение. Так и в человеке: у него есть культура мысли, если он много учился, и культура поведения, если его хорошо воспитывали, и культура тела, если он занимался спортом. А культура чувств? Культура желаний? Культура интересов? Эти виды культуры тоже не приходят сами собой, тоже требуют работы, воспитания и самовоспитания.

Иначе выходит человек-дичок, дикий человек среди развитых, культурных людей. Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, — дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своим телом, своими движениями, чувствами, интересами.

(По С. Соловейчику)

Материал для сочинения:

Что такое. Какого человека можно назвать. Такие вопросы привлекли внимание Симона Соловейчика.

Размышляя над поставленной проблемой, автор подчёркивает, что культурным принято называть. Соловейчик проводит аналогию между. (Автор сравнивает. ) Публицист пишет о. По его мнению, дикарь в наши дни — это .

Таким образом, автор приходит к следующему выводу.

Аргументация собственного мнения по проблеме.

Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. При комментировании можете использовать подсказки — материал для сочинения.

Как украсилась бы жизнь, если бы каждый человек мог знать, на что он способен! Ведь каждый может куда больше, чем ему кажется, — он и смелее, чем он себя считает, и выносливее, и сильнее, и приспособленней. В голодную зиму ленинградской блокады мы насмотрелись на чудеса человеческих душ. Именно душ, прежде всего душ, потому что в этих истощённых, изглоданных муками телах поражала энергия души, её стойкость. Теоретически даже медицина не могла представить организм, способный вынести столько лишений. Для человека — как и для стали, для проводников, для бетона — существуют пределы допустимых нагрузок. И вдруг оказалось, что пределы эти можно превзойти и люди могут жить не физическими силами — их не было, они были исчерпаны, а люди продолжали жить и действовать силами, не предусмотренными медициной: любовью к Родине, ненавистью, злостью.

Но ведь и в будничной жизни бывают такие нечаянные часы, когда человек реализует себя с необычайной полнотой. Невесть откуда — и нахлынут силы, и ум заострится, вскипит воображение.

Вот это-то важно: возможность такого состояния, когда человек превосходит себя, свои обычные способности и пределы. Значит, это возможно, а если это возможно однажды, то почему не дважды и не каждодневно? Ресурсы человека ещё плохо изучены

Материал для сочинения:

Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу.

Аргументация собственного мнения по проблеме.

Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. При комментировании можете использовать подсказки — материал для сочинения.

Произошла чудовищная деинтеллектуализация ТВ. Писателя на экране заменил скетчист, историка — журналист, кое-что почитавший по истории, учёного — полуневежественный популяризатор. Остались, конечно, ещё реликты профессионализма, но я говорю о тенденции.

Материал для сочинения:

В центре внимания Ю. Полякова проблема . Автор не на шутку встревожен. Сравнивая. он приходит к выводу, что. Особое удивление Ю. Полякова вызвано тем, что. Не случайно текст завершается. Итак, размышления автора приводят его к следующему выводу.

Анализируем написанное.

(6) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7) Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8) Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(22) Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23) Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24) Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26) Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27) Он взял меня на руки и прижал к себе. (28) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29) Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31) А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

Прочитайте текст и выполните задания.

(14) Нужно в жизни работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим.

(15) – Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы.

(16) – Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, – отвечу я.

(20) Много ли тогда напишешь?

(По В.Вересаеву)

Задания:
1. Определите и сформулируйте тему текста.
2. Сформулируйте основную проблему текста, запишите формулировку.
3. Прокомментируйте проблему, ответив на следующие вопросы:

1) Почему отказ от собственной профессии губителен для молодого автора?

2) Какое языковое средство помогает подчеркнуть мысль о том, что писатель, бросивший свою профессию, утрачивает и литературный талант?

3) С какой целью В.Вересаев дважды прибегает к тавтологии жить в жизни?

1) Для чего автор вводит в рассуждение диалог с предполагаемым оппонентом (предложения 14, 22)? ( Оппонент – противник в споре.)

2) Как В.Вересаев решает проблему?
5. Напишите вступление к сочинению. Постарайтесь во вступлении поразмышлять о том, какие книги интересны читателю и какие авторы вызывают у вас интерес.
6. Напишите о своем отношении к идее текста, приведя не менее двух аргументов, подтверждающих или опровергающих авторскую позицию.

(5)3начительно позже я задал себе один вопрос: почему же история Спарты была такой бедной - войны да восстания рабов? (б)Почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять? (7)Почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, всё равно потерпели в этой борьбе поражение?

(8)Постепенно я понял: всё было закономерно. (9)Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности.

(14)Со скалы сбрасывали не только будущих учёных и поэтов, но и полководцев. (15)Хилый Суворов и маленький Наполеон полетели бы в пропасть на общих основаниях.

(16)Кстати, убивая больных, спартанцы попутно убивали талант в здоровых. (17)Ничто так не стимулирует прогресс, как забота о слабом. (18)Избавляясь от слабых и калек, спартанцы избавлялись от прогресса.

(19)От знаменитого государства, кроме памяти о воинской доблести, не осталось ничего: ни мудрых стихов, ни статуй, ни научных законов. (20)Неинтересная была страна.

(21)Нам известно из легенд, что спартанки, матери и жёны, умели отказываться от любви. (22)Умели ли они любить - легенды об этом молчат. (23)Холодная была страна.

(24)История юного героя, убитого лисёнком, говорит, увы, не только о мужестве мальчика. (25)Этот смельчак был ещё и трус. (26)Боли не испугался, смерти не испугался - испугался общественного мнения.

(27)Конечно, любое общество без общественного мнения разваливается.

(28)Но ведь общество, где против общественного мнения не восстают, перестаёт развиваться, загнивает и тоже разваливается. (29)В Спарте боялись общественного мнения. (ЗО)Робкая была страна.

(31)Спартанцы умели защищаться - но что им было защищать? (32)Нелюбимых жён и нелюбящих матерей? (ЗЗ)Право сбрасывать со скалы? (34)Свободу? (35)Но ведь и свобода нужна человеку не сама по себе, а как средство развития личности. (З6)Там, где личность не развивается, свобода постепенно отмирает за ненадобностью.

(37)Насколько же ярче и богаче была история Афин, где детей растили для всего многообразия жизни!

(38)Конечно, реальная Спарта была обычней, будничней легендарной и не столь разительно отличалась от Афин. (39)Но и этого различия оказалось достаточно, чтобы Спарта умерла, не оставив после себя ничего, кроме славы, а Афины заложили фундамент современной культуры. (40)Кстати, напряжённая духовная жизнь, бурное развитие науки и искусства нисколько не мешали афинянам быть мужественными: ведь борьбу греков против персидских завоевателей возглавили именно Афины.

(41)Воспитание воли и решительности - задача важная, но далеко не единственная. (42)Прежде всего человека нужно воспитать человечным - иначе он всю жизнь будет бороться только за себя.

(По Л.А. Жуховицкому)
1. Определите стиль и тип речи.
2. Какова тема текста?
3. Насколько актуальна эта тема?
4. Проблема, поднимаемая автором.
5. Привести аргументы из литературы на проблему, поднимаемую автором текста.

Читайте также: