Программа учимся писать сочинение 10 класс

Обновлено: 08.07.2024

Рабочая программа педагога

Виноградовой Светланы Петровны,

I квалификационная категория,

факультативного курса

Срок реализации программы – 1 год

Рассмотрено на заседании

Пояснительная записка

В основе рабочей программы факультативного курса по литературе следующие документы:

2. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;

8. Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 5-11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учреждений, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Просвещение, 2010 г.)

Цель факультативного курса :

подготовить старшеклассников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Задачи факультативного курса:

помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;

совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.

Нормативные правовые документы , на основании которых разработана рабочая программа:

2. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 1089 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 " О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 " Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".

Информация о количестве учебных часов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа спецкурса по русскому языку "Учимся писать сочинение" для 10 класса.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Программа спецкурса

Учитель русского языка:

Соболева Елизавета Фёдоровна

1.Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Отличительными чертами предлагаемого курса являются:

объединение сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;

направленность на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;

ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части С Единого государственного экзамена по русскому языку;

четкая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу обучающихся.

Программа курса содержит теоретический и практический (творческий) разделы.

Практический раздел курса предполагает работу над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. Тексты для комплексного анализа взяты из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. Для анализа используются публицистические и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий

Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по русскому языку за курс средней (полной) школы. Оценка учебных достижений осуществляется при помощи итоговой работы (сочинение).

Задания помогают формировать:

- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Виды занятий

- работа с тестами

Цель обучения:

Задачи обучения:

формировать умение воспринимать и понимать первичный текст;

развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;

отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи.

Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане

Школьный учебный план предусматривает изучение спецкурса 1 часа в неделю,

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

По окончании курса обучающиеся должны знать:

- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.

По окончании курса обучающиеся должны уметь

- выполнять тестовые задания минимум на 50 %;

- анализировать содержание текста, выделять его проблематику;

- определять тип и стиль речи предложенного текста;

- создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения

(формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять авторскую позицию и аргументировано выражать свою)

Факультативный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи.

Основные задачи – вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся.

Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.

Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.

В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.

Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением.

Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.

Обучающиеся должны уметь:

самостоятельно анализировать поэтическое произведение;

самостоятельно анализировать эпизод;

самостоятельно анализировать литературное произведение;

подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;

составить конспекты критической или литературоведческой работы;

самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д


Программа позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

Описание разработки

Пояснительная записка

Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Цель гуманитарного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью, формированию творческой реакции на окружающее, оказать реальную помощь в осознании окружающего мира.

Главная задача курса – научиться писать сочинения различных жанров на основе знаний, умений и навыков, полученных в предыдущих классах. Хорошо известно, что ограниченное время на уроках не позволяет в полной мере освоить трудный жанр – сочинение, поэтому так важно продолжать и совершенствовать работу над сочинением на занятиях курса.

Данный курс позволит стимулировать творческую деятельность учащихся. Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

В школе мы учимся писать на определённую тему, и это умение – одно из важнейших условий получения необходимых знаний по письменной монологической речи.

Вместе с навыками письменной речи развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение – всё это необходимо человеку любой профессии.

Долгие годы сочинение в старших классах строго регламентировалось. Тема задавалась преимущественно литературная; если и была свободная, то предполагалось, что ученик самостоятельно выбирает литературный материал для её раскрытия, работа в большинстве случаев была однообразной. Школьное сочинение рассматривалось как самостоятельный жанр со своими законами и требованиями.

Также этот курс будет интересен и учащимся, которые не собираются сдавать ЕГЭ по русскому языку, не умеют писать сочинения, но желают научиться создавать собственные высказывания в устной и письменной форме на заданную тему (например, заметка в газету, выступление в публицистическом стиле и т.д.). Кроме этого, курс необходим учащимся, желающим успешно сдать экзамен по русскому языку (изложение с элементами сочинения) за курс 9 класса.

Ежегодные конкурсы сочинений на различные темы также требуют умения излагать свои мысли в различной форме. Продолжить работу над рецензированием и изучением нетрадиционных жанров сочинения в более полном объёме обучающиеся смогут в профильном 10 классе. Главная задача данного курса, как было сказано выше, – освоить навыки написания сочинений различных жанров на основе знаний, умений и навыков, полученных в предыдущих классах.

Читайте также: