Что такое чацкий пылкий благородный и добрый малый сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Александр Чацкий – особенный герой, у него твёрдые взгляды и ценности. Он совсем другой, в Фамусовское общество совсем не вписывается. Его ценности гораздо выше. Несмотря на то, что Александр жил и рос в этой среде, его идеалы остались неизменны.

Мне нравится этот герой, он ни под кого не подстраивается, живёт своей жизнью. Он верен своей Отчизне, дружбе и любви. Несмотря на то, что он так долго был вне дома, его чувства сохранились. Он берёг их и рассчитывал на то, что его возлюбленная – Софья, будет делать тоже. Но, к сожалению, он ошибся. Его любовь, Софа, абсолютно остыла к нему. Для неё их отношения всего лишь ребячество. Теперь у неё другой молодой человек, её идеал – Молчалин.

Мне очень жаль Александра, он очень трепетно и бережно относился к любви, а в итоге что получил? Его отвергли, его чувства обесценены и растоптаны. Сможет ли он теперь любить? Что он теперь думает после своего окончательного отъезда? Может теперь для него любовь совсем умерла? Успокаивает только одно, что герой не принимает всё близко к сердцу, но я уверена, что ему всё равно очень больно.

Некоторые считают Александра гордым и заносчивым, я же не согласна с подобным утверждением. Наш герой имеет собственные взгляды и принципы, и не собирается ими поступаться. Он готов служить Отчизне, искренне готов, но людям Александр прислуживаться не станет. Чацкий говорит о том, что прислуживаться тошно. У него этот факт вызывает отвращение, и это одна из причин почему Александр постоянно высмеивает Молчалина. Ему совершенно не понятно, как можно быть таким. Таким мягким, бессловесным и глупым. Молчалин – корыстный лицемер. И Александр не понимает, как Софья этого не видит.

Он всячески пытается открыть ей глаза, но она упорно не хочет видеть правду. Помимо этого, она очень подло поступает со своим другом детства. Кто же её так испортил? Ведь когда-то Софья и Александр были вместе, придерживались одних и тех же взглядов. После отъезда Чацкого, Софья металась между принципами своего друга и Фамусовского общества, которое в итоге поглотило её.

Для людей этого общества важна только материальная часть, выгода. Они не думают о других, окружающих людях. Софью очень испортили, а ведь она могла быть совсем другой.

Мне нравится Чацкий, он твёрд и мужествен. Ставит цель и идёт к ней, несмотря ни на что. Он не остался в этом обществе, ни стал терпеть к себе такого отношения. Наш герой знает, когда ставить точку.

Немного о главном герое

Но девушка вовсе не ждет его возвращения, ей становится даже неловко, когда служанка напоминает ей о сцене прощания во время отъезда молодого человека. Но тем не менее она признает за ним достоинства. Александр Андреевич умен, остроумен, чувствителен и прекрасно образован.

Чацкий — это представитель поколения новаторов, которые считали, что обществу необходимы реформы, чтобы двигаться вперед. Он не принимал устаревших представлений московского общества. Сравнительная характеристика Чацкого одним из представителей фамусовского общества лучше всего покажет его характер.

В своем монологе Чацкий задевает многие вопросы общества 19 века.

В начале монолога Чацкий говорит о старых суждениях, о том, что мировозрение людей все еще не поменялось” со времен Очаковских и покоренья Крыма”. Далее, он указывает на неправильные моральные ценности” фамусовского общества” , говоря, что богатые наживают себе богатство воровством и затыкают рот всем тем, кто мыслит по-другому:

“Да и кому в Москве не затыкали рты

Обеды, ужины и танцы?”

Чацкий замечает, как люди забывают добро, когда-то сделанное для них:

” Усердствуя, они в часы вины и драки

И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки. ”

Все это указывает на то, что” фамусовское общество” постепенно гнилой изнутри.

Но после Чацкий задевает одну из самых главных тем произведения” Горе от ума”.

Он говорит, что если в обществе” века минувшего” вдруг появится человек, не требующий ни мест, ни повышения в чин, а вверивший свой ум науке, то общество:

“тотчас: разбой! Пожар!

И прослывет у них мечтателем опасным. ”

будто предчувствуя ситуацию, которая случилась с ним на балу. Я думаю, что именно эти строчки определяют название произведения -” Горе от ума”.

Я считаю, что Чацкий уверен в своих словах. Он настойчиво пытался убедить Фамусова, что общество должно меняться, просвещаться. Это подтверждается тем, что Чацкий использовал в монологе очень много восклицательных предложений.

В общем, я полностью согласен с Чацкий, потому что он задевал очень правильные вопросы и мысли уже как представитель нового времени,” века нынешнего”.

Другие работы по этой теме:

  1. Характеристика воззрений Чацкого 1. Чацкий обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства. Устраивает “гоненья на Москву”. 2. Человек чести, он противопоставляет высокое служение общественному…
  2. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика). В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” противопоставлены два героя…
  3. В “Горе от ума” А. С. Грибоедов показывает мировоззренческий конфликт веков – “нынешнего” и “минувшего”. Действующие лица вышедшей в 1961 году комедии, за исключением Чацкого,…
  4. Известный русский драматург А. С. Грибоедов является автором бессмертной классицистической пьесы “Горе от ума”, в которой изображены две важнейшие общественные проблемы: любовный конфликт и недопонимание…

По словам Сомова, Грибоедов знал о том, что герои совершенные могут нам нравиться как образец, как мечта. Но вряд ли оставляют в наших сердцах след надолго. Как понять эти слова? Наверное, критик хотел сказать, что такие вымышленные идеалы могут оставить только сожаление от невозможности достичь совершенства. Поэтому Грибоедов и не идёт по такому пути. Он не показывает нам идеального Чацкого, а изображает героя со слабостями и недостатками. Да, наш герой — умный, пылкий, добрый человек. Но есть у него и отрицательные качества: нетерпимость к недостаткам других и заносчивость. Грибоедов в комедии покажет, к чему могут привести, на первый взгляд, невинные человеческие недостатки.

Комедия Грибоедова — до сих пор живое произведение, зовущее людей вперёд, в настоящее и будущее, и отметающее со своего пути всё старое и отжившее. Чацкий — борец за дело, за идею, за правду. Поэтому он и близок людям разных эпох.

По словам Сомова, Грибоедов знал о том, что герои совершенные могут нам нравиться как образец, как мечта. Но вряд ли оставляют в наших сердцах след надолго. Как понять эти слова? Наверное, критик хотел сказать, что такие вымышленные идеалы могут оставить только сожаление от невозможности достичь совершенства. Поэтому Грибоедов и не идёт по такому пути. Он не показывает нам идеального Чацкого, а изображает героя со слабостями и недостатками. Да, наш герой — умный, пылкий, добрый человек. Но есть у него и отрицательные качества: нетерпимость к недостаткам других и заносчивость. Грибоедов в комедии покажет, к чему могут привести, на первый взгляд, невинные человеческие недостатки.

Комедия Грибоедова — до сих пор живое произведение, зовущее людей вперёд, в настоящее и будущее, и отметающее со своего пути всё старое и отжившее. Чацкий — борец за дело, за идею, за правду. Поэтому он и близок людям разных эпох.

Итак, Чацкий появляется в Москве в доме Фамусова. Он счастлив и весел: наконец, после долгой разлуки, он увидит свою возлюбленную и подругу детства Софью. Реакция Софьи вызывает у него непонимание и тревогу. Он пытается вернуть девушку в те славные времена:

Когда, бывало, в вечер длинный

Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,

Играем и шумим по стульям и столам.

Подозрения Чацкого усиливаются, когда Софья, увидев в окошко упавшего с коня Молчалина, теряет сознание. Подозрения усиливаются, но прозрение еще не наступило. Он продолжает гневаться на Молчалина, каждую его фразу Софья воспринимает с обидой. Тогда Чацкий решает откровенно спросить, кто мил ее сердцу, и в ответ слышит несмелые отговорки: Софья решительно не хочет открывать тайну своего сердца. Слова Чацкого тревожат ее, но она не уверена в своем выборе и поэтому считает необходимым ответить ему его же оружием — указать на недостатки:

«Да! Грозный взгляд, и резкий тон,

И этих в вас особенностей бездна;

«Заметно, что вы желчь на всех излить

Сравнение Александра Андреевича и Молчалина

Молчалин — это скромный, незаметный молодой человек, который никогда не высказывал своего мнения. Считал, что главное в жизни — это иметь хорошее место работы и чины, которые можно получить путем подхалимства. Молчалин едва ли испытывает к Софье такие же чувства, как она к нему. Просто он понимает: если он станет ее мужем, то займет хорошее положение в обществе. А это для Фамусова и его знакомых было очень важно.

Чацкий же, напротив, не боялся открыто выражать свое мнение и спорить с окружающими. Он не понимал, как может зависеть отношение к человеку от количества наград. Для молодого человека главным была сама личность, его убеждения. Александр Андреевич хотел приносить пользу обществу, но не путем преклонения перед высшими чинами, а изменением устаревших порядков и улучшением жизни всего населения страны.

Чацкий победитель или побежденный

Рассуждение Мое отношение к Чацкому

Ключевым персонажем произведения признается Александр Андреевич Чацкий, представленный в образе дворянина, холостого помещика, имеющего несколько сотен крепостных крестьян.

Чацкий является сиротой, одиноким человеком, поскольку рано лишился родителей, после смерти которых молодой человек становится воспитанником одного из главных героев комедии Фамусова. Лишь, достигнув совершеннолетия, Чацкий начинает самостоятельную жизнь. С детских лет герой поддерживает дружбу с дочерью Фамусова Софьей, к которой испытывает страстные и давние чувства.

Александр Андреевич представляется в качестве члена Английского клуба, состоящего из богатых, знатных дворян.

Сюжетное повествование изображает возвращение Чацкого в Москву после трехлетнего путешествия по различным странам.

Чацкий изображается в комедии в качестве умного, остроумного мужчины, грамотно излагающего свои мысли и отличающегося красноречием. При этом зачастую герой в общении с окружающими использует насмешки, в особенности, по отношению к глупым и ограниченным людям, а также общается с собеседниками довольно резко.

Чацкий характеризуется автором в качестве гордого, свободомыслящего человека, отличающегося независимостью, бросившего воинскую службу, не принимая подчинения и придерживаясь мнения, что умный гражданин может реализовать себя не только на чиновничьей службе, а занимаясь творчеством либо наукой.

Герой является честным, искренним, правдивым, открытым мужчиной. При этом отличаясь особой чувствительностью, страстью, пылкостью, в особенности, выражая свое собственное мнение.

Чацкий отличается выражением патриотических чувств, не скрывая любовь к собственному народу и стране, за что высший свет приравнивает героя к сумасшедшим, считая его вольнодумцем и либералом. Поэтому, будучи не принятым светским обществом, герой покидает родной город и опостылевший фамусовский дом.

Таким образом, Чацкий в комедии является единственным положительным персонажем, самым благоразумным и порядочным человеком, смело выступающим за общественные изменения и провозглашающим гибель века минувшего, которому на смену приходит век нынешний с современными либеральными взглядами. Соответственно, автору удается изобразить новый социально-психологический тип персонажа, являющегося лишним человеком в обществе.

Другие темы: ← Характеристика Лизы в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовРепетилов в комедии Горе от ума →

Чацкий и Софья

Он до последнего отказывался верить в то, что она предпочла ему Молчалина. Когда же Чацкому становится известно, что Софья пустила слух о его безумии, то последнее, что его удерживало в Москве, было утеряно. Ведь ради нее он и вернулся обратно, храня в сердце образ, который увез с собою. И разрушение этой иллюзии помогает Чацкому решиться уехать.

сравнительная характеристика Чацкого

Противопоставление обществу Фамусова

Через пьесу показана борьба московских дворян, помещиков, которые не хотели ничего менять с людьми, которые смотрели шире, чем они, и понимали, что изменения нужны обществу. Ведь именно этот бюрократизм, коррупция является якорем для развитого общества. Это призыв к тому, что не нужно оценивать людей по их общественному положению и чинам, а нужно обращать внимание и на личность.

мильон терзаний Чацкого

В чем же заключается трагедия главного героя пьесы? Только лишь в отказе Софьи? Или в том, что общество к нему враждебно? Само название пьесы говорит читателю о том, что проблема Чацкого заключается в осознании всей тщетности своих попыток изменить Фамусова и его окружение.

Характеристика Чацкого в комедии "Горе от ума", образ, описание, биография

Чацкий является дворянином и помещиком. По словам господина Фамусова, у Чацкого есть 400 крепостных крестьян. По мнению Хлестовой, у Чацкого 300 крепостных:

Александр Чацкий — сирота, одинокий человек. Его мать и отец умерли, когда он был ребенком. Известно, что отец Чацкого был другом Фамусова:

После смерти родителей Чацкий воспитывался в доме Фамусова и с детства дружил с его дочерью — Софией Фамусовой. Повзрослев, молодой человек стал жить отдельно:

Александр Чацкий любит острить и "подкалывать" людей, но делает это не с целью навредить. За это София называет его "змеей":

Он является насмешливым человеком, однако его насмешки всегда направлены против глупых и ограниченный людей:

Александр Чацкий — свободомыслящий человек, либерал и вольнодумец, "проповедующий вольность". Фамусов за это называет его "карбонарием", "якобинцем", "опасным человеком". Взгляды Чацкого пугают консервативного Фамусова:

Чацкий бросил военную службу, а также решил не служить чиновником. Среди дворян было принято выбирать один из этих двух вариантов занятости, но Чацкий не занимается ни тем ни другим:

Он нигде не служит, потому что не хочет "прислуживаться" и прогибаться перед начальством. А без этого было бы очень сложно сделать карьеру:

По мнению Чацкого, дворяне не должны ограничивать себя только карьерой чиновника или военной службой. Он считает, что умный человек может найти себя также в творчестве или науке:

Он является искренним человеком, не притворщиком, по его собственным словам. Он любит правду и предпочитает, чтобы ему прямо говорили о чем-то. Когда ему нужно притвориться, он подчеркивает, что притворяется "раз в жизни":

Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та?" (Чацкий сравнивает себя с Молчалиным, действие III явление 1)

У него есть собственное мнение обо всем в отличие от Молчалина. Например, Чацкий не читает глупые книги, которые пользуются успехом в обществе:

Чацкий возмущен тем, что русское дворянство перенимает все иностранное и что в дворянской среде царит "чужевластье мод", то есть побеждают заграничные модные течения. По словам Чацкого, из-за того что русские дворяне обычно разговаривают на французском, простые крестьяне легко могут принять их за иностранцев. Чацкий ставит в пример китайцев, которые не особо увлекаются всем иностранным:

В начале пьесы господин Чацкий возвращается в Москву после 3 лет "странствий по свету". Все эти годы он не писал Фамусовым и теперь нагрянул к ним, "как с облаков":

Несмотря на годы разлуки, Чацкий по-прежнему любит Софью и надеется на взаимность. По словам Чацкого, все эти три года он дышал и жил чувствами к Софье:

Узнав о том, что Софья влюблена в Молчалина, Чацкий разочаровывается в ней. Ему обидно, что он спешил и летел к Софье, а получил такую "награду". Чацкому неприятно, что возлюбленная предпочла ему посредственного Молчалина:

Расставшись с Софьей и разочаровавшись в целом в московском обществе, Чацкий решает уехать из Москвы:

Критика о Чацком в комедии "Горе от ума"

"Читал я Чацкого — много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен. " (А. С. Пушкин — П. А. Вяземскому, 28 января 1825 г.)

"Из комедии явствует, что одно истинно жалкое и смешное лицо, из всех лиц, выводимых автором, есть Чацкий. Чацкий жалок и смешон потому, что он влюблен в халду, которая не имеет никакой женской прелести, никакой девственной стыдливости.

Чацкий жалок и смешон потому, что глупая любовь к Софии Павловне вовлекает его в ревность к Молчалину и Скалозубу, которых признает он ничтожнейшими людьми.

Чацкий смешон и жалок потому, что глупая, безалаберная любовь приписала, закабалила его дому Фамусова с жильцами и посетителями его. Он декламирует пред ними на языке им не понятном. Впрочем, за исключением постыдных отношений Софии к Молчалину, в этом доме ничего нет особенно глупого и такого, что бы могло вывести из себя благоразумного и порядочного человека.

И опять приходишь к заключению, что Чацкий при всем остроумии своем смешон и жалок: потому что ничего нет смешнее и жалче, как расточать удары свои на воздух. Мы из комедии видим, что Чацкий желчен и раздражителен, что он ругает всех и все, что только на глаза попадается. Но мы не видим, чего бы он хотел, и какого держится он исповедания по вопросам нравственным и общественным. Он негодует на низкопоклонство, на господство французского языка в русском обществе, на одежду.

"Из всех лиц комедии Чацкий менее всех имеет положительной истины. Это не столько живой портрет, сколько идеальное создание Грибоедова, выпущенное им на сцену действительной жизни для того, чтоб быть органом его собственного образа мыслей и истолкователем смысла комедии.

Грибоедов дал ему светлый, возвышенный взгляд, пылкое, благородное чувство; но растворил его душу и язык желчью едкости, не достигающей до байроновской мизантропии и между тем возвышающейся над паркетным цинизмом Репетиловых. " (Н. И. Надеждин, "Литературная критика", 1972 г.)

Отсутствие ясно выраженной политической программы в речах Чацкого делает его образ типичным и правдоподобным. . Кто же Чацкий — декабрист? насмешка над декабристами? Ни то ни другое! И по самой существенной причине: к весне 1824 года, когда пьеса была закончена, Грибоедов не знал ни одного члена тайных обществ. Однако декабристы, их идеалы упомянуты автором, но очень своеобразным способом.

Это был цитатный образ и характеристика Чацкого в комедии "Горе от ума" Грибоедова: описание личности и характера героя, биография Александра Андреевича Чацкого в цитатах.

Многомудрый Литрекон предлагает читателям характеристику Чацкого в формате краткого сочинения-рассуждения и таблицы, которую Вы найдете в конце эссе.

Автор: Дарина Третьякова

Автор: Самый Зелёный · Published 01.04.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 13.08.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 22.02.2020 · Last modified 21.02.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Чацкий как комическое и трагическое лицо. Пушкин о комедии и о Чацком

Чем возвышеннее и трагичнее становится образ Чацкого, тем более глупыми и пошлыми оказываются обстоятельства, в которые он попадает. Совершенно очевидно также, что образ Чацкого строится Грибоедовым на несовпадении лица и тех положений, в которых ему случается быть. При этом сценические маски Чацкого – ложный жених, говорун, злой умник, герой-резонер, умный скептик – каждый раз по-новому совмещаются друг с другом и образуют подчас противоречащие друг другу сочетания. Нет никакого сомнения в том, что Грибоедов поставил перед собой цель всячески возвеличить Чацкого. Одновременно он вовсе не хотел сделать его книжным, искусственным персонажем, а стремился придать ему черты живого человека. Поэтому Грибоедов сообщил Чацкому наивность, восторженность, молодой энтузиазм, нетерпеливость и горячность.

Чацкий первоначально довольно шутливо и даже беззаботно воспринимает фамусовский мир, не видя в нем опасной и грозной силы. Но эта наивная легкость ставит его иногда в сомнительные и странные для положительного персонажа положения. Например, Чацкий произносит монолог на вечере у Фамусова, но не замечает, что его никто не слушает. Здесь его положение напоминает положение Фамусова, который заткнул уши и не слышит известия о прибытии Скалозуба. Конечно, Грибоедов вовсе не хотел, чтобы Чацкий выглядел смешным. Мысль Чацкого взлетела высоко, он находится во власти негодования и не может остановить поток переполняющих его слов правды. Ему важно высказаться в полный голос. Вот почему ему безразлично (он стоит лицом к зрительному залу и спиной к сцене), слушают его или нет Софья и гости Фамусова. В этом случае он мыслился Грибоедовым трагическим лицом, произносящим суровые истины ничтожному обществу. Но персонажи не внимают Чацкому. А раз так, то его слово адресовано не действующим лицам, с которыми он должен общаться на сцене, а зрителю, и потому Чацкий оказывается тут героем-резонером, рупором автора.

Грибоедов вывел Чацкого возвышенным лицом. Но то, что возвышенный положительный герой, не лишенный трагизма, попадает в смешные положения и что между его сущностью и этими положениями наметилось противоречие, вызвало сомнение в совпадении замысла комедии с его исполнением.

Пушкин усмотрел непоследовательность Грибоедова в том, что Чацкий замечает глупость Репетилова, а сам оказывается в таком же сомнительном и странном положении. Грибоедов, если следовать его замыслу, хотел представить Чацкого высоким героем, но этот герой попадает в комические положения, причем это отчасти предусмотрено, а отчасти не предусмотрено автором. Он произносит либеральные речи среди тех, кто понять его не может, и говорит тогда, когда его никто не слушает. Чем в таком случае он умнее Фамусова или Репетилова? Не получилось ли так, вопреки замыслу драматурга, что Чацкий на словах обвиняет Москву и ее обитателей, а на деле Фамусов и Репетилов разоблачают Чацкого? Или, витийствуя перед Фамусовым и его гостями, Чацкий невольно становится смешным и не очень умным? В этом случае он выглядит скорее ложным женихом, злым умником, т. е. комическим, сниженным персонажем, а не возвышенным и трагическим героем (эта роль ему уготована в финале комедии). Не годится он и на столь же высокую роль героя-резонера, рупора авторских мыслей, так как тому тоже неприличны комические положения.

С точки зрения Пушкина, это произошло потому, что Грибоедов не преодолел до конца правил драматургии классицизма. Реализм грибоедовской комедии еще очень условен, хотя в ней сделан огромный шаг вперед в направлении реализма, особенно в передаче нравов и характеров общества, в языке и стихе. Однако автор выглядывает из-под маски Чацкого, тогда как авторская мысль обязана вытекать из драматургического действия.

В защиту Чацкого

Почему же комедия? Над кем здесь следует смеяться? Да над кем хотите, но над Чацким в гораздо меньшей степени, чем над другими. Русская литература в XIX веке состоялась и обогнала любую другую европейскую во многом оттого, что писатели позволили себе самостоятельно создавать правила, по которым их нужно судить, и потому все из них активно экспериментировали. В том числе и по жанровой части. И в этом помогала не в последнюю очередь ирония. Комедия у Грибоедова, да. Потому что со стороны через увеличительное стекло художества взглянешь на благородное собрание, представленное в пьесе, и посмеёшься. Хотя и с горечью.

Мещанские попытки объявить Чацкого дураком, который не понимает, что истинный ум у того, кто свято блюдёт житейские правила приличия, и произведение Грибоедова именно об этом, не выдерживают никакой серьёзной критики. Ну, кто не знает, что во все времена добропорядочные обыватели занимались тем, что плодились, копили барахлишко, хватали чины, подглядывали за соседями, дабы не отстать, удивлялись тем, кто с книжками дружен? Но им обязательно нужно гласно напоминать, что именно этим они и занимаются, иначе общество превращается в нездоровое болото, готовое объявить сумасшедшим любого, кто идёт свободной дорогой просвещённого человека.

Вам в самом деле приятен Фамусов? Вы считаете его умным? Ах, конечно, он наизусть помнит из календаря, у кого сколько душ (ожесточённый диалог с Хлёстовой перечитайте). Потакает бессловесному Молчалину, единственному неродственнику в своём ближайшем окружении. Зачем ему по-настоящему дельные, ему милы единокровные. Вот, сделал одно исключение из правила – уж больно ласкательны речи у молодца для ослиных-то ушей. И что такое дело в этом мирке? Выслуживания, доходящие до разбивания лбов. Скалозуб особенно хорош? Даже влюблённая в ничтожество Софья говорит, что слова умного от него не дождёшься. Из всего, что изложил Чацкий про гораздых на общепринятые суждения обывателей, услышал только сравнение мундиров, которого в монологе и близко нет. А Софья что такое? Заурядная молодая дурочка, томящаяся в ожидании любви и нарисовавшая себе роман с первым попавшимся – он же чаще других перед глазами мелькает, в одном доме живёт, – кавалером. Когда-то, правда, была подругой Чацкому. Видимо, по той же причине – под руку попался. Иронически Софьей (в переводе с греческого – мудрость) и названа автором. Кто-то очарован Репетиловым? Опять же, сообразно фамилии, повторяет, попугайничает за всяким, кто слывёт умником, транслирует взгляд и нечто. Однако либерал. Вам такие не попадались? Их и теперь в избытке. Шумят, братцы, шумят.

Чацкий и Софья в первом действии. Эпизод из телеспектакля "Горе от ума", 2000, режиссер - О. Меньшиков.

Чацкий и Софья в первом действии. Эпизод из телеспектакля "Горе от ума", 2000, режиссер - О. Меньшиков.

Чацкий - центральный персонаж комедии "Горе от ума", выразитель передовых взглядов, положительный герой, смело противостоящий неправому большинству.

Что известно о жизни Чацкого

Александр Андреевич Чацкий – воспитанник Фамусова, выросший в его доме вместе с его дочерью Софьей. Историю жизни главного героя мы узнаем из диалогов действующих лиц - Софьи и Лизы, Фамусова и Чацкого, Чацкого и Молчалина, Чацкого и Горича. Молодому герою стало "скучно" у Фамусовых, он "съехал", редко стал у них появляться. Чацкий горячо признавался Софье в любви, а затем на три года отправился в путешествие. При этом он, по свидетельству Лизы, чуть ли не "слезами обливался", переживая разлуку с возлюбленной, потому что не знал, что найдет, воротясь. По словам Софьи, "охота странствовать напала на него", по словам Лизы - "лечился, говорят, на кислых он водАх, не от болезни, чай, от скуки".

Все высокого мнения об уме Чацкого. Софья отзывается о своем приятеле детства так: "Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив". Умненькая служанка Лиза говорит, что он, как никто, "чувствителен, и весел, и остер". Фамусов представляет его Скалозубу как человека исключительно талантливого, но не воспользовавшегося своими возможностями:

Молчалин удивляется, что Чацкий порвал связь с петербургскими министрами, выражает ему свое сожаление.

Итак, главный герой занимался науками, пробовал себя на государственной службе, путешествовал, бывал в армейских походах. Недовольный окружением, критически настроенный, внутренне благородный, он так и не смог принять устоев жизни дворянского общества.

В Москву, которой Чацкий "не доволен", он приезжает лишь по причине своей давней любви в семнадцатилетней Софье.

Жизненная позиция героя

Обладая острым умом, прямым и честным нравом, Чацкий замечает недостатки общества и открыто высмеивает их. В своих монологах он обрушивает критику на "век минувший" - "век покорности и страха", раболепия и подлости "под личиною усердия к царю", - на московских "тузов", которые "грабительством богаты" и с помощью связей нашли защиту от суда. Главный герой не может принять крепостнических нравов с их цинизмом и жестокостью, с их равнодушием к простому человеку. Ему ненавистно чинопочитание и поклонение военному "мундиру". Он иронизирует по поводу моды на всё иностранное - "пустого, рабского, слепого подражанья", "чужевластья мод".

4. Заключительный монолог - д. 4, явл. 14.

Развитие событий

Холодно встреченный Софьей, Чацкий решает выяснить, каковы истинные чувства девушки. Попутно он открыто, не пряча неприязни, порой на грани вызова, общается с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, а затем с гостями Фамусова, пришедшими на вечер.

Обморок Софьи во время падения Молчалина с лошади заставляет главного героя задуматься: может ли девушка уважать этого, казалось бы, лишенного чувства собственного достоинства, выдающихся душевных качеств "бессловесного" человека.

Софья говорит одному из гостей, что Чацкий "не в своем уме", и произносит "в сторону": "А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себя примерить?"

Слух о сумасшествии молодого человека поддержан обществом. Чацкий узнает о том, что Софья действительно предпочла ему Молчалина. Всё это приводит главного героя к "мильону терзаний" и полному разрыву с московским, фамусовским обществом: "Вон из Москвы! сюда я больше не ездок".

Противоречия в характере Чацкого

Отчасти Чацкий сам виноват в том, что свет остается глухим к его критике, грубо отторгает его взгляды. Герой проповедует нравственные принципы в среде, где они никогда не смогут прижиться, требует от фамусовского общества соблюдения моральных норм, и это указывает на несколько романтические, оторванные от жизни чувства персонажа.

Послушав чтение комедии, Пушкин даже упрекал Чацкого:

Читайте также: