Сквозные темы в петербургских повестях гоголя сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В 30-е годы XIX века Гоголь пишет ряд повестей из петербургской жизни, которые полностью вошли в сборник под названием “Петербургские повести”: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Шинель”, “Записки сумасшедшего”. Основной для них является тема маленького человека, задавленного укладом окружающей действительности.

Повести петербургского цикла продолжают галерею так называемых мертвых душ, которая была начата автором еще в сборнике “Миргород”. Петербург здесь предстает своего рода городом мертвых,

своеобразной фантасмагорией, в которой не находится места нормальным человеческим чувствам, ведь тут даже влюбленность и различные искренние порывы встречают непонимание, поскольку человеку вполне нравится та жизнь, которой он живет, что видно из повести “Невский проспект”. Здесь человеческие качества оказываются совершенно неважными: даже нос, одетый в вицмундир, разъезжает в карете по улицам.

Также здесь господствует власть денег, которая губит в человеке все самые лучшие качества (повесть “Портрет”). Ведьмы здесь лишены своей сказочно-мифологической атрибутики – это просто продажные

женщины легкого поведения, издевающиеся над настоящим, чистым, искренним чувством (“Невский проспект”).

Показательно то, что Гоголь увидел и очень опасные черты в своих героях, причем не только в высокопоставленных чиновниках, взяточниках и казнокрадах, но и в так называемом маленьком человеке. Униженный и забитый, лишенный всякого достоинства и божественной души, герой может превратиться в нечистую силу, например в повести “Шинель”, где Башмачкин после смерти в образе привидения пугает прохожих; или уйти в тот мир, где он представляет себя важным и значительным, как в “Записках сумасшедшего”.

Главный герой повести “Шинель” Акакий Акакиевич Башмачкин – титулярный советник, переписывающий бумаги в департаменте. Он во всем обижен судьбой, но не ропщет, а наоборот, кроток, смирен и начисто лишен честолюбивых мечтаний. У него нет ни семьи, ни друзей. За человека его никто не считает.

Шитье шинели для него явилось не только спасением тела от холода, но и возвышением души, своеобразным утверждением человеческого достоинства.

“Маленький человек”, по мнению Гоголя, страшен именно потому, что он настолько мал, что в него не умещается ни одна божественная искра.

Автор пытался в своих произведениях понять пути России, найти и показать ту дорогу, которая ведет к Богу, поэтому он и изображает “мертвые души”, чтобы спасти души живые от погибели.

article54.jpg

Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, — таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, многих писателей так называемой натуральной школы.

Оценка Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались воедино. Именно сюда стремились, будучи молодыми, самые выдающиеся деятели России, здесь они превращались в замечательных писателей, критиков, публицистов. В Петербурге осуществлялись их честолюбивые мечты. Но с другой стороны, здесь им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото -болото пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета, и центром этого болота, сердцем Петербурга был знаменитый Невский проспект.

Но вот Гоголь стал измерять свой Невский проспект этой меркой, и она наполнилась пустотой, а всеобъемлющее словно стало раздутым и комическим. Оно теперь осветило внутреннее строение социально и человечески разобщенного петербургского мира.

Гоголь дает поразительную картину ночного города, как он чудится летящему за своей мечтой и отуманенному этим полетом художнику:

Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь.

В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность — основная черта этой улицы:

Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя — олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя.

Сочинение "Гротеск и фантастическое начало в ранних произведениях Гоголя"

С элементами фантастики и гротеска в творчестве Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся в одном из первых его произведений "Вечера на хуторе близ Диканьки". Писатель подчинил фольклорно-этнографические материалы задаче воплощения духовной сущности, нравственно-психологического облика народа как положительного героя книги. Волшебно-сказочная фантастика отображается Гоголем не мистически, а согласно народным представлениям.

Тематика "Вечеров. " — характеры, духовные свойства, моральные правила, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства ("Сорочин-ская ярмарка", "Вечер накануне Ивана Купалы", "Майская ночь"), казачества ("Страшная месть") и мелкого поместного дворянства ("Иван Федорович Шпонька и его тетушка").

Герои "Вечеров. " находятся во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. Отношение самого автора к сверхъестественным явлениям откровенно ироническое. Чертям, ведьмам, русалкам Гоголь придает вполне реальные человеческие свойства. Так, черт из повести "Ночь перед Рождеством" "спереди — совершенный немец\", а "сзади — губернский стряпчий в мундире". И, ухаживая, как заправский ловелас, за Солохой, он нашептывал ей на ухо "то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду".

Фантастика органически вплетена писателем в реальную жизнь. Она приобретает в "Вечерах. " прелесть наивно-народного воображения и, несомненно, служит поэтизации народного быта. Но при всем том религиозность самого Гоголя не исчезает, а постепенно растет. Более полно, нежели в других произведениях, она выразилась в повести "Страшная месть". Здесь в образе колдуна олицетворяется дьявольская сила. Но этой загадочно страшной силе противопоставлена православная религия, вера во все побеждающую власть божественного закона. Таким образом, уже в "Вечерах. " проявились мировоззренческие противоречия Гоголя.

"Вечера. '' изобилуют картинами природы, величественной и пленительно-прекрасной. Писатель награждает ее самыми мажорными сравнениями. "Снег. обсыпался хрустальными звездами" ("Ночь перед Рождеством") эпитетами: "Земля вся в серебряном свете", "Божественная ночь!" ("Майская ночь, или Утопленница"). Пейзажи усиливают красоту положительных героев, утверждают их единство, гармоническую связь с природой и в то же время подчеркивают безобразие отрицательных персонажей. И в каждом произведении "Вечеров. " в соответствии с его идейным замыслом и жанровым своеобразием природа принимает индивидуальную окраску.

Впечатления, вызванные жизнью Гоголя в Петербурге, сказались в так называемых "Петербургских повестях", созданных в 1831-1841 годах. Все повести связаны общей проблематикой: власть чинов и денег. Всем им присущ типичный главный герой — разночинец, "маленький" человек. Ведущий пафос повестей — развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы. Они правдиво воссоздают обобщенную картину Петербурга 30-х годов XIX века.

Гоголь особенно часто обращается в этих повестях к фантастике и излюбленному им приему крайнего контраста. Он был убежден, что "истинный эффект заключен в резкой противоположности". Но фантастика в той или иной мере подчинена здесь реализму.

Так, в "Невском проспекте" Гоголь показал шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, разлад между возвышенной мечтой (Пискарев) и пошлой действительностью, противоречия между безумной роскошью меньшинства и ужасающей бедностью большинства, торжество эгоистичности, продажности, "кипящей меркантильности" (Пирогов) столичного города.

В повести "Нос" рисуется чудовищная власть чинопочитания. Писатель показывает всю нелепость человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, геряет всякое значение. И здесь Гоголь искусно использует фантастику.

"Петербургские повести" обнаруживают эволюцию от социально-бытовой сатиры ("Невский проспект") к социально-политической памфлетно-сти ("Записки сумасшедшего"), от романтизма и реализма при преобладающей роли второго ("Невский проспект") к все более последовательному реализму ("Шинель").

В повести "Шинель" запуганный, забитый Башмачкин проявляет свое недовольство значительными лицами, грубо его принижавшими и оскорблявшими, в состоянии беспамятства, в бреду. Но автор, будучи на стороне героя, защищая его, осуществляет протест в фантастическом продолжении повести. Гоголь наметил в завершении повести реальную мотивировку. Некто, смертельно напугавший Акакия Акакиевича, едет по неосвещенной улице после выпитого у приятеля на вечере шампанского, и ему, в страхе, вор может показаться кем угодно, даже мертвецом.

Николай Васильевич Гоголь создал в своем раннем творчестве сплав сатиры и лирики, он обогатил реализм достижениями романтизма. Со всей мощью своего таланта он рисовал действительность, взращивая при этом мечту о прекрасном человеке и будущем своей страны. Тем самым он поднял критический реализм на новую, высшую ступень по сравнению со своими предшественниками.

Сочинение "Тема Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя"

К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. Одни видели в нем гордый “град Петров”, другие — проклятый город, случайно возникший над водной бездной наперекор стихии и разуму. А. С. Пушкин одним из первых показал противоречивый облик Петербурга, “города пышного, города бедного”. В поэме “Медный всадник” северная столица, ставшая памятником дерзновенным замыслам великого императора, отнимает последнюю надежду у Евгения. За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе “маленького человека”.

Эта мысль получила блестящее развитие в творчестве Н. В. Гоголя. Автор “Носа”, “Записок сумасшедшего”, “Невского проспекта”, “Шинели” создал художественный образ столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть города. Гоголевский Петербург — город нищих чиновников, мастеровых, бедного люда — противостоит парадному блеску Невского проспекта. Красота главной улицы призрачна и обманчива. Она не может скрыть нищеты и трагизма жизни большей части города, ужасной изнанки столицы. “О, не верьте этому Невскому проспекту. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!” — восклицает Н. Гоголь. За внешней нарядностью всегда чисто подметенных тротуаров Невского проспекта, по которому движутся вереницы карет и потоки щегольски разодетых прохожих, прячутся разбитые мечты, утраченные иллюзии, искалеченные человеческие судьбы. Кончает жизнь самоубийством художник Пискарев, не выдержавший столкновения с реальным Петербургом. В городе, где ценятся только богатства и чины, где торжествует самодовольная пошлость, гибнет талант еще одного художника — Чарткова, растратившего впустую свой великий дар, променявшего вдохновение на кошелек, туго набитый монетами.

Но враждебнее всего относится Петербург к “маленькому человеку”. В “Записках сумасшедшего” Н. Гоголь словами одного из обездоленных героев, чиновника Поприщина, раскрывает противоречивость и несправедливость общественного устройства: “Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам”. Атмосфера безразличия и жестокости сводит Поприщина с ума. Но его сознание настолько искажено ложными ценностями Петербурга, что в своих болезненных мечтах он видит себя таким же, как те, по чьей вине приходится страдать бедным чиновникам. Поприщин сам хочет распоряжаться человеческими жизнями, стремится попасть в ранг тех, кому “все позволено”. Его воспаленный ум рождает образ Фердинанда VIII, с которым герой отождествляет себя.

Не менее драматична судьба другого петербургского жителя — Акакия Акакиевича Башмачкина, “вечного титулярного советника”, в котором бессмысленная канцелярская служба убила всякую живую мысль. Единственная цель его жизни — новая шинель. Он думает о ней, как иной человек — о любви, о семье. Ради нее герой идет на лишения и полуголодное существование. Не было человека счастливее Акакия Акакиевича, когда портной принес ему шинель. Но радость оказалась недолгой: ночью его ограбили. Никто из окружающих не принимает участия в несчастливом чиновнике. Напрасно ищет помощи Башмач-кин и у “значительного лица”. Одинокий, отвергнутый всеми, доведенный до отчаяния, он умирает от простуды. Причина его болезни не холод петербургской зимы, а, скорее, людское равнодушие. Преступное бессердечие проявляет Петербург и к капитану Копейкину. Общество оказалось черствым и бездушным по отношению к герою Отечественной войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всех средств к существованию.

Петербург Н. В. Гоголя — это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия. Исчезнувший нос майора Ковалева живет собственной жизнью и к тому же имеет более высокий чин, чем его хозяин. Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле, главным достоинством становится не честь, а чин. Город способен унизить человека до того уровня, когда он уже перестает замечать степень своего падения. Пирогов остается самодовольным, не смущаясь поркой, устроенной ему за волокитство. В. Белинский писал: “Пискарев и Пирогов — какой контраст. О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой — доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!” Таков Петербург, город “крестов и звезд”: лучшие погибают, пошлые и ограниченные процветают.

Очень точно подмечает А. Герцен одну важную особенность северной столицы: “В судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное, величественное”. Эта мысль приходит на ум при знакомстве с произведениями Н. В. Гоголя.

Жертвой такого произвола, типичным представителем мелкого чиновничества в повести является Акакий Акакиевич. Все в нем было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя как жертву несправедливой действительности.

Акакий Акакиевич нарисован человеком, который покорно несет свой тяжелый крест в жизни, не поднимая голоса протеста против жестокостей общества. Башмачкин жертва, не сознающая трагичности своего положения, не задумывающаяся над возможностью иной жизни. В первоначальной редакции эпилога повести писатель с горечью отмечал покорность судьбе, безропотность Башмачкина. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное и никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя взгляда наблюдателя и только покорно понесшее канцелярские насмешки и никогда во всю жизнь свою не изрекшее ропота.

Санкт-Петербург – город, особенный для России. Он имеет уникальную судьбу и уникальную историю. За красивыми фасадами восхитительных зданий, в великолепных фонтанах, на уникальных улицах растворена история. Это город, который сменил множество названий, прожил все от помпезных императорских встреч до страшной трагической судьбы. Он сменил множество названий. Этот город разный, как разные и люди, живущие в нем.

На Невском проспекте ежедневно встречаются сотни людей. Но все, что их объединяет – это место встречи. Люди являются совершенно разными и часто не понимают друг друга. Одним из страшных пороков Гоголь показывает малодушие. Маленькие люди часто обижены судьбой, но не ропщут, принимают ее такой, какая она есть. Люди, которых не считают за людей, могут представлять опасность для общества. По мнению Гоголя, маленький человек страшен именно потому, что он настолько мал, что в нем не умещается хотя бы одна божественная искра.

Негативные черты Гоголь подчеркивает не только в высокопоставленных, чиновниках-взяточниках, казнокрадах, эгоистичных и глупых вершителях чужих судеб, но в обычном человеке, который не имеет возможности сказать против системы ни слова, заявить о своих чувствах и желаниях. Такие люди унижены, оскорблены, это порождает в их душах злобу, лишает их достоинства. Это может привести к страшным последствиям.

В произведениях петербургского цикла Гоголем представлены яркие, символичные, красноречивые образы. У этих людей яркие говорящие имена и фамилии, они сами представляют собой собирательные образы из реальной жизни. В ситуациях, которые описаны автором в рассказах, каждый может найти повод для размышлений. Герой может превратиться в нечистую силу как Башмачкин, или потерять себя, служа моральному разложению общества, как Чартков.

В своих рассказах Гоголь пытается понять пути России, показать читателю дорогу, по которой предстоит пройти русскому народу, чтобы дать возможность самому выбирать свой путь, сравнивая себя с представленными героями. В своих произведениях Гоголь показывает души маленькие, омертвевшие, чтобы показать дорогу душам живым.

Несмотря на это, такой человек может инициировать протест, но только тогда, когда в его будни приходит что-то очень серьезное и катастрофичное. Итогом такого события является безумие и уход из жизни.

Пушкиным была открыта драматическая черта, которая присуща бедному чиновнику. Гоголем же была продолжена эта тема, которую он раскрыл в своих петербургских повестях:

Самая трагичная повесть

Аксентий Иванович

Аксентий Иванович невысок духовно, обладает убогим и мелким внутренним миром. Однако, у Гоголя совсем не было желания смеяться над ним. Герой начинает задумываться над тем, почему он титулярный советник. В связи с этим он лишается рассудка, начиная проест и борьбу против своего оскорбленного достоинства человека. Здесь же имеют место размышления о бесправности и о том, что все самое лучшее получают генералы. Вместе с нарастанием безумия Поприщин получает рост ощущения достоинства человека. По итогу, прозревши с нравственной точки зрения, он, не выдержав, полностью лишается сил.

Александром Блоком было отмечено, что крик Аксентия — это крик Гоголя. Его работа является протестным воплем, который направлен на несправедливость обычаев безумного мира, наполненного запутанными разумами и смещенной справедливостью.

Очередная жертва Петербурга

Акакий Башмачкин

Акакий молчал даже тогда, когда служившие с ним высыпали бумагу на его голову. Он ничего не отвечал, а поведение было таким, будто никого перед ним и нет. Такой человек и получил страстное желание обладать новенькой шинелью, хотя уровень желания и сама вещь не соответствуют друг другу. Здесь и есть сама ирония автора: обычная бытовая цель возводится на высоту пьедестала.

Невский проспект

  • художника Пискарева;
  • поручика Пирогова.

Их нельзя назвать друзьями из-за разницы в жизненных позициях. Первый полон трагизма. Второй — персонаж, нарисованный автором с нотками пародии, комедии. Он грустный и смешной в одно и то же время.

Карьерист Пирогов довольно нагл, самоуверен. Он всегда стремится выслужиться любой ценой, забывая о нравственной составляющей жизни. Главный герой решил предпочесть огромные деньги, а не искренние чувства. Он жаждет ухаживать исключительно за состоятельными дамами, готовыми обеспечить ему безбедное будущее. Этот герой не вызывает ничего, кроме осуждения, поскольку он готов стать мужем нелюбимой, сознательно отказавшись от самого ценного — дружной семьи. Смысл его существования — власть, карьера, деньги, всеобщее уважение.

В повестях Гоголя часто размываются рамки разумности и бездумности, жизни и смерти. В них прослеживается не только этот образ, здесь имеет место прототип человека как такового. В свое время цикл повестей о Петербурге Николая Васильевича Гоголя поднял немало шума. Критики сначала не принимали его работы. Однако, напечатать их все же удалось.

Отзывы критиков

Прочел с большим удовольствием. Кажется, все может быть пропущено цензурой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пять вещей составили цикл петербургских повестей. Они разнообразны по своему содержанию и отчасти даже – стилевой манере. Но вместе с тем, пять разновременных и как будто бы вполне самостоятельных произведений связаны ясно выраженным внутренним единством. Идейная проблематика, характеры героев, существенные черты поэтического своеобразия гоголевского видения мира – это все создает ощущение общности, объединяющей пять произведений в целостный и стройный художественный цикл.

Отсюда вытекает необходимость присмотреться к форме петербургских повестей как можно более внимательно. Важно, чтобы в поле нашего зрения оказалось своеобразие творческой манеры Гоголя, определяющее её отличия от всех других.

Одна из характерных примет гоголевской поэтики состоит в том, что о серьезном писатель любит говорить как бы невзначай, шутя, юмором и иронией словно желая снизить важность предмета. На этом приеме основаны и повести петербургского цикла.

Ядро цикла, точка пересечения многих художественных мотивов – образ Петербурга.

Замечено, что Гоголь словно не видит царственного величия Петербурга. Взгляд автора петербургских повестей прикован к миру невзрачных закоулков, убогих наемных квартир, закопчённых мастерских. Если и появляются в поле зрения героев дворцы, гранитные тротуары, светские салоны и бальные залы, то лишь для того, чтобы создать контраст, обостряющий восприятие картин житейского убожества.

Город соединяет людей самых разных и приводит их в соприкосновение. Город – это водоворот и вихрь, мешающий все со всем. Нигде человек не чувствует себя одновременно столь связанным с другими и столь отъединенным, как в городе. Вот именно это противоречие схвачено описанием Невского проспекта, открывающим одноимённую повесть и весь цикл.

Художник обычно неистовствовал, произносил высокопарные тирады, впадал в мелодраматические эффекты, и все это изображалось вполне серьезно.

Трагическое неустройство жизни – главная тема петербургских повестей. И в каждой из них дан свой вариант этой темы.

Если сравнить художественную структуру петербургских повестей, то мы увидим, что в основе сюжета лежит необыкновенная история, чрезвычайное происшествие. У человека пропал нос, у другого сняли новую шинель, приобрести которую он дерзновенно мечтал всю жизнь, третий – случайно купил портрет, ставший причиной величайших несчастий для его обладателя, и т.д. В каждой повести происходит психологический взрыв. Под влиянием необъяснимых обстоятельств, похожих на случайности, круто ломается жизнь человека.

В петербургских повестях ясно выступает тот двойной угол зрения, который заключается в сопоставлении мнимого и реального, кажущегося и действительного, истинного и ложного, Использование этого способа изображения жизни дало возможность Н.В. Гоголю очень рельефно показать подлинный оюлик людей, социальных явлений.

Весь цикл повестей представляет собой как бы вопль негодования против трагической неустроенности жизни, против всех тех, кто ее опошлил, обесчеловечил, сделал невыносимой.

С момента встречи Чарткова с необыкновенным портретом жизнь художника изменилась. Он превратился в модного живописца, приспособившегося к запросам и вкусам светской толпы. Жестокая и циничная власть чистогана уродует сознание и душу человека, калечит талант и губит искусство.

1 Маркович В.М. Петербургские повести Н.В.Гоголя. с. 9

2 Д.Н.Овсянико-Куликовский. Литературно-критические работы. Т.1. Н.В.Гоголь.

Читайте также: