Программа элективного курса сочинение 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

сочинение по литературе – это форма итоговой аттестации выпускников.

Кроме того, с очинение - рассужден ие в жанре, близк ом к реценз ии или

эссе, – предназначено для проверки не только подготовле нности

выпускников по русскому языку, но и по друг им п редметам

образовательн ого цикла часть С на ЕГЭ по исто рии, обществознанию).

Навык написания сочинения необходим каждому культурному человеку, в

каких бы областях науки, техники или искусства он в б удущем ни

реализовывал себя. Кем бы ни стал и сегодняшн ие школьн ики в будущем,

они п режде всего должны быть культурными людьми, а по - настоящем у

культурному челов еку сегодня так же необход имо уметь свободно и

грамотно писать, как свобод но и грамотно говорить. М.Шагинян

справедливо замечала: « …работ а со с ловом – всегда литература, в каком

бы жанре ни велась, – и всегда искусст во. Развитие личности невозмож но

без умения выража ть свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А

развитие личн ости – это необх одимая пред посылка решения социальных и

Сочинение даёт возможность обучающ имся предъявить

собственное понимание мыслей писателя, выразить своё отно шение к

проблемам, поднимаемым писателе м, обосновать свои суждения

обращением к художественн ому произведению, продемонстри ровать

понимание художественного своеобрази я произведения. Работа над

сочинением учит развивать мысли на избран ную тему, формирует

литературные взгляды и вкусы, д ает возможность высказать то, что

тревожит и волнует. Она п риобщает учащегося к литературному

творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир,

Программа разработана на основе ФГОС основног о о бщего

образования, образовательной программы школы, учи тывает кадровые,

психолого - педаго гические и материаль но - технические услови я реализа ции

Реализация данной программы позволит создать условия д ля

подготовки обучающихся к успешной с даче итоговой аттестации (ЕГЭ ),

будет способствов ать развитию личности, формирова нию языковой,

лингвистическ ой, ку льтуроведческо й компетенции, развития культуры

речи обучающихся, что подтверж дает ее актуальность и практическую

перехода основной школы на ФГ ОС может вводитьс я за счет учебног о

времени компоне нта образовательного учрежде ния . Курс предназначен

для обучающ ихся 10 - х классов ср едней общеобразоват ельной школы.

Программа рассчитана на 35 у чебных недель, по 1 часу в неделю.

Курс разделе н на две части: теоретическ ую и практическую .

Новизна этого курса заключается в си стемном подходе к

организации деятель ности школьник ов по усвоению теории литературы и

применению этих знаний на практике при анализе художественног о

произведения и написании сочине ния. Развитие коммуникатив ной,

литературовед ческой и социальной компетентности старшеклассников

через обращение к шедеврам русской классической и зарубежной

литературы девятнадцатого - двадц атого веко в посредством

информационн о - коммуникативных технологи й органично вписывается в

практику ф ормирования и разв ития метапре дметных компете нций,

организации обучения в рамках перехода на федеральные государственные

образовательн ые стандарты и задачи п одготовки к итог овой аттестации.

Программа ориентирова на на пра ктические навыки, реализацию

компетентност ного подхода с учётом индивидуальн ых возможностей

Цель курса – научить писать сочинение - рассужде ние или эссе на

✓ обучение работе над сочинением в жанре эссе и сочинения -

✓ освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах

речевой деятельности, функциональных стилях русской речи,

стилистическ их ресурсах р усского яз ыка, коммуникатив ных

✓ обучение умению связно и злагать свои мысли в устной и

✓ адекватно передавать содержание текста, опре делять

авторскую п озицию , выражать собственное мнение по

мировоззрения, разв итие языкового эст етического иде ала ;

✓ развитие познавате льных и нтересов, ин теллектуаль ных и

✓ развитие речев ой культуры, бере жного и сознательного

✓ логично и образно излагать свои мысли, составлять связное

✓ воспитание с ознательног о отноше ния к язык у как явлению

культуры, основн ому средству общения и получен ия знаний в

✓ воспитание человека, владеющего искусством речев ого

✓ воспитание интерес а и любви к русском у языку и лите ратуре;

✓ во спитание стремления к самостоятель ной работе по

приобретению з наний и умений в р азличных област ях жизни;

✓ воспитание требователь ности к себе, объектив ности в

При организации элективног о курса целесообразно использовать

современные образовательные технологии, направленные на реализацию

деятельностн ого подхода к освоению программы. И спольз ование личностно -

ориентированны х технологий будет способствов ать эффективному

накоплению кажд ым ребенком своего личностного опыта; созда ст

необходим ые условия для выявления возможностей и способностей

обучаемых, р аскрыт ия и развития личности каж дого ребенка, его самобыт ных

Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа. За основу взята программа Гольцовой Н.Г., Русский язык. 10-11 кл. М.: Русское слово, 2010.

Введение элективного курса как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что оценка за вторую (творческую) часть КИМа составляет примерно 42 % от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене в форме ЕГЭ, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимых для получения положительной оценки.

В рамках Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку выпускник выполняет задание с развернутым ответом, которое представляет собой написание сочинения-рассуждения (отзыва, рецензии или эссе) по тексту художественного, публицистического, научно–популярного стиля.

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, а именно: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т.д. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить.

Также для написания сочинения надо четко представлять его структуру, а она определяется заданием части 2. Текст сочинения состоит условно из двух частей. В первой части выпускник должен продемонстрировать умение определять проблематику текста, позицию автора по отношению к ней и умение комментировать её. Во второй части – умение сформулировать собственное отношение к прочитанному и аргументировать свою позицию, используя не менее двух аргументов (читательский и жизненный опыт).

Первым этапом работы над текстом является его понимание. Понять текст – значит определить его содержание: тему (о чем текст), проблему (вопрос, который ставит автор пред читателем), позицию автора. Кроме того, сочинение подразумевает выработку умения комментировать прочитанный текст и на этой основе формулировать свою точку зрения к одной из тех проблем, которую затронул автор. Учащимся помогут специально разработанные клише, с которыми также знакомит данный элективный курс.

Цели данной программы:

Формирование навыков учащихся в создании устного и письменного высказывания в форме рассуждения на основе прочитанного текста.

Оказание помощи учащимся максимально подготовиться к выполнению задания 2 ЕГЭ;

Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.

Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.

Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.

Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка.

Развивающие:

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

• развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

• совершенствование коммуникативных умений;

• овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

• поддерживать беседу, вести спор;

• обучать учащегося размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки;

• передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

• логично и образно излагать свои мысли, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

• совершенствовать и редактировать текст.

Воспитательные:

• воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• воспитание интереса и любви к русскому языку;

• воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

• воспитывать внимательного читателя;

• воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

• воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Практическая значимость курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требует домашней подготовки.

Курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка, он рассчитан на учащихся 11 класса общеобразовательного уровня.

Элективный курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то что многие разделы курса русского языка учащиеся 11 класса уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики, и написание творческой работы по данной проблематике.

Календарно-тематическое планирование данной программы составлено с учетом современных требований по составлению программ, то есть с учётом планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных), а также с указанием основных видов учебной деятельности (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Список литературы

Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – М.: Айрис - пресс, 2007

Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ авторы-составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2009.

Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. – М.: Просвещение, 2008.

Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.Н. и др. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык. – ФИПИ, 2007

Программа элективного курса

по русскому языку

«Особенности написания сочинения-рассуждения и эссе

Преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели данного курса

1) способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи,

2) научить уместному, умелому использованию языкового потенциала,

3) систематизировать знания по теории написания сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений,

4) развивать творческие способности.

Основные задачи курса:

1) вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности,

2) пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству,

3) помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к написанию итогового сочинения по литературе,

Цели данного курса

1) способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи,

2) научить уместному, умелому использованию языкового потенциала,

3) систематизировать знания по теории написания сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений,

4) развивать творческие способности.

Основные задачи курса:

1) вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности,

2) пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству,

3) помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к написанию итогового сочинения по литературе,

4) совершенствовать речевую культуру школьников.

Программа элективного курса рассчитана на 17 часов (0,5 час в неделю) и может быть рекомендована для учащихся 11 класса.

Планируемые результаты освоения образовательной программы элективного курса

– предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений,

– планировать и осуществлять очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным местам;

– предлагать целостную (или частичную) программу внеклассной работы в рамках своих предметных интересов;

– быть способным к объективной самооценке и самокорректировке учебных результатов;

– определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу;

– работать индивидуально, в группе, полемизировать в духе толерантных межличностных отношений;

– быть способным к выбору решения проблемы с точки зрения гуманистической позиции;

– понимать и реализовывать себя как личность, гражданина, ответственного за связь с культурной традицией;

– понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению.

Метапредметные:

– работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, составлять терминологический словарь, писать рецензию, аннотацию и др.);

– усваивать и применять на практике алгоритмы работы с научными и научно-популярными текстами;

– системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;

– общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;

– владеть приемами публичного выступления; уметь презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;

– участвовать в полемике, будучи толерантным;

– уметь работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;

– уметь разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;

– пользоваться для достижения учебных и личностных целей различными источниками информации, в том числе электронными;

– быть способным к индивидуальной учебной работе, а также в сотрудничеству в парах или группах.

– быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;

– приобретать гуманитарный стиль мышления, быть способным к гибкости, вариативности, диалогу с окружающими людьми;

– сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

Знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

Умение определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

Хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

Воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

Уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры;

Самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.

Содержание курса

Раздел 1. Введение: что, когда, зачем и как? (1 час)

Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Различение понятий тема - проблема - тезис.

Раздел 2. Работа по тематическим направлениям. (16 часов)

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Вступление, аргументация, заключение. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

Важность отбора литературного материала. Выбор темы сочинения. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением.

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений Заключительная часть сочинения. Виды заключений.

Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10-11 класса и рассчитана на 34 часа.

Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

Задачи курса:

  • развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
  • формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
  • овладение нормами русского литературного языка;
  • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию;
  • формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;
  • обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
  • воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.

Ожидаемые результаты. учащиеся должны

знать:

  • теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;

уметь применять такие коммуникативные умения как умение:

  • интерпретировать содержание исходного текста;
  • последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
  • выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
  • создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;
  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

владеть:

  • коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.

Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.

Содержание программы

Введение (2 ч.)

Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы (1 ч.)

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Текст (3 ч.)

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.

Функциональные стили речи (2 ч.)

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.

Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.

Коммуникативная компетенция (21 ч.)

Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.

Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.

Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.

№ п/п Тематика курса кол-во часов теоретич. часть практич.часть
1 Введение 2 2 -
2 Языковые нормы 1 1 -
3 Текст 3 2 1
4 Функционально-смысловые типы речи 2 1 1
5 Функциональные стили речи 2 1 1
6 Изобразительно-выразительные средства языка 3 2 1
7 Коммуникативная компетенция. 21 8 13
Всего в 11 классе 34 17 17

Методическое обеспечение программы.

Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений обучающий получал в результате практической деятельности.. Практические занятия - работа с текстами, со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,

Техническую оснащённость курса обеспечивают телевизор, магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.

Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Читайте также: