Профессиональные компетенции педагога психолога сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Эссе на тему "Моя психолого-педагогическая компетентность" Такое эссе - это изложение в свободной форме (как правило, краткое, в объеме не более одной страницы) мыслей по поводу целей и смысла карьеры для выпускника. Свободная форма позволяет в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации и эффективной самопрезентации. В эссе на тему компетентности автор раскрывает свой взгляд на проблему, описывает причины и особенности выбора им профессии, характеризует образ будущего и раскрывает собственные стратегии достижения карьерного успеха. Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Цель эссесостоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: 1) мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. 2) мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): · вступление · тезис, аргументы · тезис, аргументы · тезис, аргументы · заключение. При написании эссе важно также учитывать следующие моменты: 1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора). 2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы. 3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе: 1. Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя: o отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю? o в чем проявилось это качество? 2. О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь): o что заставило меня заняться этим видом деятельности? o почему я продолжаю заниматься этим? 3. О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули: o почему мне запомнилось именно это событие? o изменило ли оно меня как личность? o как я на это отреагировал? o было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал? 4. О каждом человеке, которого вы упомянули: o почему я назвал именно этого человека? o стремлюсь ли я стать таким как он? o какими его качествами я восхищаюсь? o было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь? o пересмотрел ли я свои взгляды? 5. О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится: o почему мне это нравится или не нравится? o повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь? 6. О каждой вашей неудаче: o чему я в результате научился? o что полезного я вынес из этой ситуации?

Критерии оценки материалов эссе.

При оценивании материалов учитываются следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте ответа на вопрос эссе;

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты социально-экономической действительности или собственный опыт.

4. Наличие выводов и обобщений.

5. Соответствие оформления требованиям (см. приложение 1).

Все эти элементы изучаются и оцениваются преподавателями.

Основные критерии и уровни оценки Баллы
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт. 5
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа, но теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт. 4
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта при формальном использовании научных терминов. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт. 3
1. Представлена собственная позиция при раскрытии проблемы. 2. Проблема обозначена на бытовом уровне. 3. Аргументация неубедительная или отсутствует. 2
1. Не ясно выражена собственная позиция. 2. Проблема не раскрыта, или сформулировано мнение без аргументов. 3. Аргументация своего мнения дана вне контекста проблемы. 1

Информация для анализа

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Романенко О.Г., преподаватель психологии

Потребность социума в преподавателях, способных занять личностно – гуманную позицию по отношению к детям и к себе, еще более актуализирует проблему повышения профессиональной, прежде всего психолого-педагогической,компетентностипедагога. Проблема эта, по мнению М.И.Лукьяновой, приобретает особую значимость в связи с распространением идей гуманизации и гуманитаризации образования, перестройки учебно-воспитательного процесса на психологической основе.

В структуре профессиональной компетентности психолого-педагогическая компетентность – относительно самостоятельная подсистема – проявляет себя как способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми и обозначает возможности педагога.

Под психолого – педагогической компетентностью педагогапонимается совокупность определенных качеств личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с детьми, их родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения в образовательном процессе.

В структуру психолого – педагогической компетентности входят три блока психолого – педагогической ориентации:

· грамотность, то есть общепрофессиональные знания;

· общие и профессиональные компетенции,обеспечивающие способность педагогаиспользовать имеющиеся у него знания в организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами(приложение 2);

· профессионально значимые для педагогической деятельности личностные качества.

Сущность психолого – педагогической компетентности педагогасостоит в направленности на ребенка как главную ценность своего труда, а также потребности в самопознании и самоизменении.

Исходя из общих подходов к структуре личности, изложенных в концепциях Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, согласно которым начало формирования личности лежит в подструктуре опыта и обусловлено знаниями, умениями, навыками, можно сделать вывод, что основой психолого – педагогической компетентности педагогаявляется умение применять знания о закономерностях личностного развития человека на разных возрастных этапах в практике своей работы. (М.И.Лукьянова)

По мнению Н.В. Кузьминой, к психологическим компонентам системы профессиональной компетентности личности относятся:

· дифференциально-психологический – знания об особенностях усвоения учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного ребенка в ней, об особенностях взаимоотношений педагогас группой, о закономерностях общения;

· аутопсихологический– знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах.

По мнению Г.С. Сухобской, именно психолого-педагогические знания лежат в основе анализа практических ситуаций и служат критериями оценки результативности предпринятых педагогомдействий. Только в психологических терминах можно зафиксировать те реальные сдвиги в уровне знаний и воспитанности детей, которые происходят в реальной практике и по сути своей являются именно психологическим результатом взаимодействия в образовательной среде.

Воплощение психолого-педагогических знаний в практику взаимодействия с детьми осуществляется успешнее при условии, если педагог умеет:

· приводить воспитанников/обучающихсяв более деятельное состояние;

· так конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых и достаточной для более сильных;

· включать всех воспитанников/обучающихсяв работу.

Основным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого – педагогической компетентности является умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию воспитанников/обучающихся. Выбор способов, с помощью которых педагог добивается тех или иных целей педагогической деятельности необходимо уметь соотнести с личностными качествами – своими и детей.

Замечено, что глубина и разносторонность знаний педагогов не всегда совпадают с продуктивностью их деятельности. Уровни развития педагогических знаний могут быть рассогласованы со сложившимися взаимоотношениями с субъектами образовательного процесса (детьми, их родителями, коллегами, администрацией). Опытность педагога сама по себе не приводит к структурным изменениям педагогической деятельности, характерным для высокого уровня профессионализма.

Психолого – педагогическая компетентность тесно связана с коммуникативной, т.к. обеспечивает эффективность контактов, сотрудничества, совместную деятельности, взаимодействия в образовательном процессе и, в конечном счете, – систему взаимоотношений.

Специфика педагогической деятельности обусловливает особую значимость социально-психологических качеств личности, которые способствуют межличностному и ролевому взаимодействию педагогас детьми. Именно наличие этих качеств следует считать важнейшим признаком профессионализма. К их числу относятся:рефлексивность, гибкость, эмпатийность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность (М.И.Лукьянова).

Обретение психолого – педагогической компетентности происходит с помощью педагогической рефлексии.

Рефлексивность, как личностное качество, тесно связана с высоким уровнем творчества в профессиональной сфере. Значимость данного качества выражается в том, что оно способствует развитию других личностных качеств, а именно эмпатийности, гибкости. В единстве они обеспечивают активный поиск новых методов взаимодействия, необходимых для формирования проблемно – исследовательского подхода педагогак собственной профессиональной деятельности.

Постоянно изменяющаяся социальная ситуация усиливает потребность в гибкой, творческой личности, способной адекватно реагировать на происходящие изменения, адаптироваться к новым типам отношений, готовой участвовать в инновационных процессах, самореализоваться в любых проблемных ситуациях. Если творческий потенциал личности педагога есть гарантия его индивидуальности, то гибкость – это способность изменяться в изменяющемся мире (тем более в ситуациях педагогического взаимодействия), это умение адекватно выразить свою индивидуальность. Гибкость мышления и поведения педагога, в итоге, становятся условием развития личностных возможностей и способностей детей.

Способность к сопереживанию, к эмоциональному отклику на проблемы детей, а также к сорадованию его успехам – эмпатийность – означает, что специфика поведения каждого из них понимается и принимается в расчет, а собственная стратегия поведения педагогом строится по-другому, более гибко. Конструктивность общения во многом зависит от того, насколько чутко и эмоционально педагог воспринимает то, что стоит за сообщаемыми фактами. Надо суметь дать знать ребенку, что педагог его видит, слышит, понимает.

Важнейшее качество педагога – общительность – формируется и развивается на основе жизненно важной социогенной потребности человека в общении. Совокупность таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатийность, общительность формируется на основе искреннего интереса к партнеру, его деятельности, желания сотрудничать и предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия.

Не менее важным качеством педагога-профессионала является эмоциональная привлекательность (иначе – визуальность). Это внешняя привлекательность, способность расположить к себе ребенка манерой поведения, внешним видом. Важно не только то, что говорит каждый педагог, но и внешнее выражение чувств в мимике и пантомимике. Приятные манеры поведения ускоряют адаптацию, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность влияния на студентов. Эмоционально привлекательным педагогам присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения, с другой личностью, которая позволила бы сохранить обоим личностное достоинство.

Правомерно говорить о влиянии названных качеств на психолого – педагогическую компетентность в целом, на стиль общения педагога с детьми и окружающими взрослыми, выработку характерных для него способов поведения в различных педагогических ситуациях. Поведенческий компонент следует считать обобщенным показателем компетентности педагога, в котором концентрируются и воплощаются все ее структурные составляющие.

Профессионально значимые личностные качества педагогаявляются системообразующим элементом компетентности. Следовательно, их развитие выступает узловым моментом, важным условием формирования и повышения психолого– педагогической компетентности педагога.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Венгеровская средняя общеобразовательная школа №1

МКОУ Венгеровской СОШ №1

Хамулко Елена Алексеевна

Всё чаще мы слышим о реформах в образовании. А в последнее время в законодательстве активно вводится понятие профессионального стандарта. Разрабатываются и внедряются профессиональные стандарты в различных отраслях. Не является исключением и отрасль образования. Требования о соответствии педагогических работников в том числе педагога-психолога профессиональному стандарту. Следует учесть, что одной из основных задач профессиональных стандартов является актуализация квалификационных требований, т. е. требований к навыкам, знаниям и умениям.

Завершая своё размышление могу сказать, что, профессиональный стандарт педагога-психолога, который пришёл на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога -психолога, дать новый импульс его развитию. Считаю профессиональный стандарт позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста.

Думаю, нам предложен важный документ, который в конечном итоге определяет статус педагога-психолога, его обязанности, возможности, гарантии существования в современном образовательном пространстве.

Эссе по предмету: Образовательная политика (Пример)

— Содержание

Выдержка из текста

Гипотеза исследования: становление профессионального самосознания педагога обусловлено процессом образования взаимосвязей его компонентов, трансформирующихся в Я-концепцию. Формирование профессионального самосознания студентов-психологов в период профессионального обучения будет более эффективным при организации программы психологического сопровождения студентов.

Основная цель деятельности педагога-психолога – повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении. Вместе с тем проблема, посвященная специфике психологического подхода в работе педагога-психолога изучена недостаточно. Анализ содержания профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении.

Педагоги постоянно сталкиваются с различными отклонениями в поведении учащихся.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных анализов коммуникативной компетентности педагогов для создания эффективного управления профессиональной компетентностью педагога ДОО в условиях введения ФГОС.

Психотерапевтический нарратив является средством организации и со-отнесения жизненного опыта индивида, отображая определенные внутренние структуры и эмоциональные состояния рассказчика. Именно посредством нарратива индивид может передать свои важнейшие переживания.

Цель практики – знакомство с основным содержанием работы МДОУ Детский сад №

Список источников информации

1. ГоулманД., БояцисР., МаккиЭ. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 350с.

2. ЗаморскаяТ.В. Психолого-педагогические особенности совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК: Учеб.-метод. пособие. – Тамбов: ТОИПКРО, 2003. – 51 с.

3. ЛибинаЕ.В., Либин А.В. Стили реагирования на стресс // Стиль человека: психологический анализ. – М.: Смысл, 1998. – 204 с.

4. МанойловаМ.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся. – Псков: ПГПИ, 2004. – 140 с.

5. ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. – М, 1990. – 400 с.

6. СтеньковаВ.И. Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетентности будущих психологов, преподавателей психологи: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Улан-удэ, 2007. – 22 с.

7. ЮсуповИ.М. Психология взаимоотношений. – Казань, 1991. – 250 с.

8. ЮсуповаГ.В. Состав и измерение эмоциональной компетентности: дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2006. – 208 с.

Обычно под этим термином подразумевают круг полномочий какого-либо лица или учреждения (БСЭ, т. 22, с. 292). Принцип профессиональной компетентности – один из главных этических принципов работы педагога-психолога (подробному разбору профессиональной психологической этики будет посвящен раздел 4.3 данной главы). Подразумевается, что специалист осознает степень своей компетентности и ограниченность средств изучения ученика и влияния на него. Он не вмешивается в те области, знания в которых у него недостаточны, предоставляя это более квалифицированным специалистам. Например, ни одному учителю не придет в голову делать операцию, если у ребенка приступ аппендицита, но некоторые педагоги почему-то считают себя вправе ставить диагноз способностям ученика, уровню его умственного развития, не проводя никаких измерений. Тем самым они поступают непрофессионально, нарушают границы своей компетенции. Результатом подобных непрофессиональных суждений может быть сомнение ученика в профессиональных качествах учителя (в лучшем случае) или его неверие в собственные силы, снижение самооценки (в более серьезных случаях).

В чем же может проявляться профессиональная компетентность педагога-психолога?

1. Педагог-психолог имеет право использовать только тесты, соответствующие уровню его квалификации. Если методика требует более высокого уровня квалификации, то необходимо заменить тест на более простой в обработке либо пройти специальное обучение. В инструкциях к некоторым методикам (преимущественно западным) указываются требования к пользователю; А - методика не имеет ограничений для применения, В - методику могут использовать только специалисты с высшим психологическим образованием, С - методика может быть применена специалистами-психологами при условии дополнительного обучения.

Для проведения, обработки и интерпретации результатов некоторых методик (например, проективных) недостаточно даже высшего психологического образования. Чтобы правильно применять большинство личностных тестов и тестов интеллекта, недостаточно одного двух пробных испытаний во время учебы в вузе. Необходима длительная (как минимум в течение нескольких недель или месяцев) тренировка в их интерпретации и тщательное соблюдение условий проведения.

В процессе обучения под руководством человека, квалифицированно применяющего методику в течение нескольких лет, можно научиться избегать субъективизма в оценке, соотносить полученные результаты с теоретическими концепциями, которых придерживался разработчик, и интерпретировать результаты максимально объективно. Кроме того, обучение даст возможность извлекать из результатов методики как можно больше информации.

2. Точно такое же требование предъявляется и к работе при консультировании. Педагог-психолог не имеет права использовать консультативные подходы и техники, если недостаточно квалифицированно ими владеет. В консультации существует несколько теоретических подходов. Достижение результатов зависит от того, насколько профессионально психолог применяет в своей работе теорию и разработанные на ее основе техники.

При обучении в вузе студенты получают знания, достаточные для самостоятельного проведения всех видов деятельности педагога-психолога: диагностики, обучения, индивидуального и группового консультирования, в том числе осваивают методы, основывающиеся на различных теориях, но полученные знания носят преимущественно теоретический характер. Необходимо время для того, чтобы адаптировать имеющиеся знания к практике работы в конкретной школе, с конкретными группами учеников. Начинающий психолог на подобную адаптацию обычно затрачивает два-три года. Только после этого Можно говорить о первичном профессиональном опыте. Данный процесс можно ускорить, например, постоянно работая с наставником, наблюдая за работой более опытных коллег или регулярно занимаясь рефлексией.

3. Компетентность проявится и в том случае, если педагог-психолог откажется проводить исследование или консулътирование в той области психологии, которая им недостаточно изучена. Психология очень обширна, знать в ней одинаково хорошо все отрасли невозможно. Так же, как и в образовании, редкий учитель одинаково хорошо может обучать физике и литературе. То же самое и в психологии. Человек, специализирующийся, например, в области профориентации, может плохо разбираться в медицинской или судебной психологии, профессионал в области социальной психологии может плохо знать патопсихологию и т. д. Педагог-психолог, способный признать, что он не специалист в той или иной области, обладает подлинным педагогическим тактом и ни в коем случае не должен стесняться своего незнания.

Выше были описаны основные области работы педагога-психолога. Напомним, что среди них есть и коррекционная, и развивающая, и социально-педагогическая, и управленческая, и ряд других. Подчас они требуют от человека совершенно различных качеств личности. Например, доказано, что длительную индивидуальную коррекционную или развивающую работу лучше выполняют интроверты (люди, характеризующиеся обращенностыо на себя), а для культурно-просветительской или социально-педагогической работы чаще требуется противоположное качество – экстраверсия (обращенность вовне), Компетентный специалист владеет всеми видами деятельности, одними – на высоком уровне, другими – на более низком. Профессионализм педагога-психолога заключается еще и в том, что он знает свои сильные стороны, но отказывается выполнять виды работ, в которых не чувствует себя полностыо компетентным (или выполняет их лишь после соответствующей подготовки).

То же относится и к консультационным приемам и методам, Которые помогают решить проблему, стоящую перед психологом, в одном случае, и привести его к провалу – в другом. Для того чтобы избежать ошибок и неудач, связанных с неправильным использованием методов и методик работы, необходимо проводить их предварительную проверку (на себе, друзьях, знакомых детях и т. д.).

6. Кроме общей компетентности, в работе педагога-психолога важна и социально-психологическая компетентность, или компетентность в общении. Она проявляется в том, что специалист-психолог быстро ориентируется в различных ситуациях общения, выбирает нужный тон и стиль разговора и с маленьким ребенком, и с учителем, и с родителями, и с администрацией, находит нужные слова и для того, чтобы поддержать, приободрить, и для того, чтобы отругать или объяснить что-то. Его ориентированность основана на знаниях, интуиции и опыте. Способность одинаково успешно взаимодействовать с окружающими приобретается педагогом-психологом благодаря тому, что он знает свои особенности, уверен в себе и умеет быстро понимать партнеров по общению – их манеру разговора, особенности темперамента и характера, стиль общения, что помогает ему находить убедительные для них доводы. В основе компетентности в общении лежит социальная чувствительность, общий уровень культуры человека, знание им идейных и нравственных правил и закономерностей общественной жизни.

Знание мирового культурного наследия (литературы, живописи, музыки) помогает формировано устойчивых нравственных норм поведения и отношения к миру и людям, т. е. истинной компетентности в общении. Кроме того, эти знания помогают быстрее понимать индивидуальные особенности учеников, а значит, находить с ними общий язык, соблюдая нормы поведения. Педагог-психолог должен быть осведомлен о современных идейных течениях и нравственном кодексе того общества, в котором он живет, и о мировых идеологиях. В этом случае он сможет не только сам обосновано решить для себя, каких идеологических и нравственных принципов придерживаться, но и проконсультировать учеников при решении ими мировоззренческих вопросов и тем самым завоевать прочный авторитет и уважение с их стороны. К общественной жизни относятся не только структура общегосударственной и местной (областной, городской) власти, хотя знание педагогом-психологом их основ также важно, но и особенности взаимоотношений в различных социальных слоях и группах (в производственных коллективах, семье, между родственниками, друзьями, в сфере обслуживания, досуга и т. д.). Специалист, разбирающийся в структуре официальных и хитросплетениях неформальных отношений, также может оказать значительную помощь.

И общая, и коммуникативная компетентность может возрастать по мере накопления опыта и может снижаться, если человек остановился в своем развитии и использует лишь ранее накопленные знания и представления.

Читайте также: